Приложение 5
УТВЕРЖДЕНО
приказом по основной деятельности
№ 91 о/д от 31. 08. 2020
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектор»
Программа курса внеурочной деятельности «Проектор» разработана на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7); Федерального государственного образовательного стандарта
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Проектор» ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации
На занятиях обучающимися приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
Общая характеристика программы
Программа рассчитана на обучающихся 6-8 классов и реализуется в течение одного года. Рассчитана на 34 часа.
Программа является комплексной по содержанию деятельности и ориентирована на получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Цель программы: изучение законов актерского мастерства, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности, воспитание творческой индивидуальности обучающихся
Задачи программы:
способствовать формированию:
- необходимых представлений о театральном искусстве;
- актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;
- речевой культуры учащихся при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
- практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей обучающихся;
способствовать развитию:
- интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;
- творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого обучающегося;
- эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;
создать условия воспитания:
- эстетического вкуса, исполнительской культуры;
-творческой активности обучающихся, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других;
-духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры.
Программа построена с учётом следующих принципов:
- принцип успеха. Каждый обучающийся должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
- принцип динамики. Предоставить каждому обучающемуся возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
- принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
- принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
- принцип наглядности. Используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
- принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
В процессе обучения применяются формы занятий: групповые занятия, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие лаборатории, викторина, конкурсы, устный журнал, экскурсии, занятие-путешествие и др.
Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность программы.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения программы обучающиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями:
Личностные универсальные учебные действия
· Проявляют чувство сопричастности с жизнью школы и социума
· Ценят школьные традиции
· Определяю личностный смысл внеучебной деятельности
· Регулируют своё поведение в соотвествии с нормами и требованиями
· Ответственно относятся к порученному делу
Коммуникативные универсальные учебные действия
· Соблюдают нормы речевого этикета
· Владеют диалоговой формой речи
· Формулируют собственное мнение и позицию: задают вопросы, уточняют непонятное, отстаивают свою точку зрения, аргументирую свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений
· Критично относятся к своему мнению
· Умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции
· Участвуют в работе группы
Регулятивные универсальные учебные действия
· Самостоятельно формулируют задание, определяют его цель и планируют свои действия для его реализации
· Прогнозируют результаты и выбирают способы и приемы действий, умеют корректировать работу по ходу выполнения
· Выбирают для выполнения задачи различные средства
· Осуществляют итоговый и пошаговый контроль результатов
· Оценивают результаты собственной деятельности и объясняют по каким критериям она проводилась
· Адекватно воспринимают аргументированную критику ошибок и учитываю ее в работе над ошибками.
Содержание курса внеурочной деятельности
Занятия состоят из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации обучающихся.
Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
1.Вводное занятие. «Разрешите представиться»
Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства. Техника безопасности.
Форма проведения занятия – презентация коллектива.
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.
2. История театра. Театр как вид искусства
Первоначальные представления о театре как виде искусства.
Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр.
Театр как одно из древнейших искусств
Теория: Народные истоки театрального искусства («обряд инициации», славянский обряд «плювиальной» (дождевой магии) песни, пляски, посвящённые Яриле, игры, празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Преследование скоморохов со стороны государства и церкви.
Практическая работа: проигрывание игр, обрядов Новгородчины, праздники «Масленица», «Сретенье», «Покрова», «Рождественские посиделки», «Сочельник и Коляда» и т.д. «Игры в скоморохов» - на придуманные или взятые из литературных источников сюжеты. Кукольный скомороший театр (просмотр видеозаписи).
Театр – искусство коллективное.
Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра».
Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры. Просмотр театральных постановок (видео просмотры).
Примерные игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице», «Школьный театр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».
3. Актерская грамота
Многообразие выразительных средств в театре
Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера.
Практическая работа: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало» и др.
Значение поведения в актерском искусстве.
Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации типа «Что будет, если я буду играть один»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).
Бессловесные и словесные действия
Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.
Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов. Примерные задания: упражнение «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.
4. Художественное чтение
Художественное чтение как вид исполнительского искусства.
Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.
Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Примерные упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.
Логика речи.
Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах.
Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: примерные упражнения: для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов.
Словесные воздействия.
Теория: Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.
Практическая работа: Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие»: превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист» и др.
Промежуточная аттестация в форме театральной постановки (этюды, мини – спектакли).
5. Сценическое движение
Основы акробатики.
Теория: Развитие психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.
Практическая работа: Примерные упражнения и задания. Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.
Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Теория: Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня», «Об Айседоре Дункан». «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт», «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».
Практическая работа: Универсальная разминка. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Классический танец (батман тандю, батман жете, гран батман). Основные позиции рук, ног, постановка корпуса. Разучивание основных элементов народного танца: простой шаг, переменный шаг, шаг с притопом, веревочка, ковырялочка. «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт». Разучивание их основных элементов.
Разучивание вальсового шага. Счет танцев «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».
Позиции в паре. Основные элементы бального танца «Фигурный вальс»: «балансе с поворотом», «окошечко», «вальсовая дорожка», «правый поворот в паре».
6. Работа над спектаклем
Пьеса – основа спектакля
Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.
Текст-основа постановки.
Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Практическая работа: выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Эстетическое оформление инсценировки. Основная этюдно-постановочная работа по ролям.
Театральный грим. Костюм.
Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.
Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима учащимися друг другу.
Театральный костюм.
Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.
Практическая работа: творческая лаборатория по созданию афиш, костюмов для выбранной пьесы.
Репетиционный период.
Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
№ п/п |
Тема занятия |
Виды внеурочной деятельности обучающихся |
Кол-во часов |
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство с планом работы. Анкета. История театра. |
Составляют план работы. Заполняют анкету |
1 ч. |
2 |
Театр как вид искусства. Эволюция театра. Современная драматургия. |
Знакомятся с произведениями великих драматургов мира Составляют таблицу отличий и разновидностей игр-импровизаций. Выполняют упражнения.
|
1 ч. |
3 |
Литературное наследие. |
1 ч. |
|
4 |
Знакомство с произведениями великих драматургов мира. |
1 ч. |
|
5 |
Эволюция театра. Упражнения, игры-импровизации. |
1 ч. |
|
6 |
Упражнения, игры-импровизации, творческие задания. |
1 ч. |
|
7 |
Знакомство с произведениями великих драматургов мира. |
1 ч. |
|
8 |
Упражнения, игры-импровизации, творческие задания. Спектакль – результат коллективного творчества. |
1 ч. |
|
9 |
Упражнения, игры-импровизации, творческие задания. Скоморохи. |
1 ч. |
|
10 |
Выполнение этюдов без слов и с минимальным использованием текста. |
Выполняют этюды и упражнения на КСД. Работают с источниками.
|
1 ч. |
11 |
Выполнение этюдов. Этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи |
1 ч. |
|
12 |
Упражнения на КСД: - тренинг на внимание «Поймать хлопок». |
1 ч. |
|
13 |
Упражнения на КСД: - тренинг на внимание. «Невидимая нить». |
Выполняют упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями
|
1 ч. |
14 |
Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями. Этюды. |
1 ч. |
|
15 |
Актерская грамота. Выполнение этюдов. |
1 ч. |
|
16 |
Тренинги на внимание. |
1 ч. |
|
17 |
Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями. Этюды. |
1 ч. |
|
18 |
Этюды. «Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры». |
1 ч. |
|
19 |
Отработка навыка правильного дыхания при чтении. Основы практической работы над голосом. |
Выполняют упражнения на отработку навыка правильного дыхания и на тренировку силы голоса. Читают отрывки. |
1 ч. |
20 |
Основы практической работы над голосом. Артикуляционная гимнастика. |
1 ч. |
|
21 |
Практическая работа над голосом: чтение отрывка. Упражнения на тренировку силы голоса. |
1 ч. |
|
22 |
Упражнения на тренировку силы голоса. Упражнения для голоса: «Прыжок в воду». |
1 ч. |
|
23 |
Упражнения на тренировку силы голоса: «Колокола». «Прыгун». «Аквалангист». |
1 ч. |
|
24 |
Практическая работа над голосом: чтение отрывка. |
1 ч. |
|
25 |
Пластическая выразительность актера: разминка плечевого пояса. Сценическая акробатика. |
Выполняют упражнения на разминку плечевого пояса. |
1 ч. |
26 |
Особенности композиционного построения пьесы. Выбор пьесы для постановки. |
Знакомятся с компонентами сценария. Знакомятся с последовательностью и особенностями написания сценария. Работа с видеоисточниками.
|
1 ч. |
27 |
Анализ текста пьесы, чтение и обсуждение. Персонажи – действующие лица спектакля. |
1 ч. |
|
28 |
Осмысление сюжета, выделение основных событий. Определение главной темы пьесы и идеи автора. |
1 ч. |
|
29 |
Определение жанра спектакля. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. |
1 ч. |
|
30 |
Выразительное чтение по ролям (интонация, громкость чтения, жесты и мимика). |
Репетируют по ролям. Подбирают костюмы. Делают декорации. Подбирают музыкальное оформление. Выход на зрителя. Показ сценария. Знакомство с мастерством актера. |
1 ч. |
31 |
Этюдно-постановочная работа по ролям. Театральный грим, костюм. |
1 ч. |
|
32 |
Соединение сцен, эпизодов. Репетиция в костюмах. |
1 ч. |
|
33 |
Репетиция с музыкальным и световым оформлением. |
1 ч. |
|
34 |
Генеральная репетиция. |
1 ч. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
· Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок
· Магнитно-маркерная доска
· Компьютер
· Мультимедийный проектор
· Интерактивная приставка
· МФУ
· Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике курса внеурочной деятельности
· Актовый зал
· Интернет-ресурсы, соответствующие тематике занятий
· Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006
· Аникиева Н.А. «Волшебный мир театра»: авторская программа в сб. авт. образовательных программ дополнительного образования детей. – ДДТ г. Шиханы, 2009
· Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб: Речь, 2006
· Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008
· Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986
· Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004
· Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978
· Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007
· Гурков А.Н. Школьный театр. - Ростов н/Д: Феникс, 2005
· Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2006-2011гг
· Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М.Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб., Речь, 2006
· Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005
· Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса. – 2000
· Нестерина Е.С. Шоколад Южного полюса: Пьесы. - М.: ВЦХТ (Репертуар для детских и юношеских театров), 2008
· Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского. - М.: ВЦХТ (Я вхожу в мир искусств), 2008. - 192 с.
· Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ (Репертуар для детских и юношеских театров), 2008
· Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (Я вхожу в мир искусств), 2008
· Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. – СПб: Питер. – 2003
· Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
· Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005
· Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004
· Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
· Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл. / И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.