Программа курса внеурочной деятельности "Проектор"

  • docx
  • 07.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП курса ВД Проектор.docx

Приложение 5

УТВЕРЖДЕНО

приказом по основной деятельности

№ 91 о/д  от 31. 08. 2020

 

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектор»

 

Программа курса внеурочной деятельности «Проектор» разработана на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7); Федерального государственного образовательного стандарта

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Проектор» ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации

На занятиях обучающимися приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.

Общая характеристика программы

Программа  рассчитана на обучающихся 6-8 классов и реализуется в течение одного года. Рассчитана на 34 часа.

Программа является комплексной по содержанию деятельности и ориентирована на  получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Цель программы: изучение законов актерского мастерства, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности, воспитание творческой индивидуальности обучающихся

Задачи программы:

способствовать формированию:

 - необходимых представлений о театральном искусстве;

 - актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;

- речевой культуры учащихся при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;

 - практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей обучающихся;

способствовать развитию:

- интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;

- творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого обучающегося;

- эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;

создать условия воспитания:

- эстетического вкуса, исполнительской культуры;

-творческой активности обучающихся, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других;

-духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры.

Программа построена с учётом следующих принципов:

- принцип успеха.  Каждый обучающийся должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

- принцип динамики. Предоставить каждому обучающемуся возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

- принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

- принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

- принцип наглядности. Используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

- принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

В процессе обучения применяются формы занятий: групповые занятия, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие лаборатории, викторина, конкурсы, устный журнал, экскурсии, занятие-путешествие и др.

Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность программы.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате освоения программы обучающиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями:

Личностные универсальные учебные действия

·      Проявляют чувство сопричастности с жизнью школы и социума

·      Ценят школьные традиции

·      Определяю личностный смысл внеучебной деятельности

·      Регулируют своё поведение в соотвествии с нормами и требованиями

·      Ответственно относятся к порученному делу

            Коммуникативные универсальные учебные действия

·      Соблюдают нормы речевого этикета

·      Владеют диалоговой формой речи

·      Формулируют собственное мнение и позицию: задают вопросы, уточняют непонятное, отстаивают свою точку зрения, аргументирую свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

·      Критично относятся к своему мнению

·      Умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции

·      Участвуют в работе группы

Регулятивные универсальные учебные действия

·      Самостоятельно формулируют задание, определяют его цель и планируют свои действия для его реализации

·      Прогнозируют результаты и выбирают способы и приемы действий, умеют корректировать работу по ходу выполнения

·      Выбирают для выполнения задачи различные средства

·      Осуществляют итоговый и пошаговый контроль результатов

·      Оценивают результаты собственной деятельности и объясняют по каким критериям она проводилась

·      Адекватно воспринимают аргументированную критику ошибок и учитываю ее в работе над ошибками.

Содержание курса внеурочной деятельности

Занятия состоят из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации обучающихся.

Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

1.Вводное занятие.  «Разрешите представиться»

Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства. Техника безопасности.

Форма проведения занятия – презентация коллектива.

Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.

Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.

2. История театра. Театр как вид искусства

Первоначальные представления о театре как виде искусства.

Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр.

Театр как одно из древнейших искусств

Теория: Народные истоки театрального искусства («обряд инициации», славянский обряд «плювиальной» (дождевой магии) песни, пляски, посвящённые Яриле, игры, празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Преследование скоморохов со стороны государства и церкви.

Практическая работа: проигрывание игр, обрядов Новгородчины, праздники «Масленица», «Сретенье», «Покрова», «Рождественские посиделки», «Сочельник и Коляда» и т.д. «Игры в скоморохов» - на придуманные или взятые из литературных источников сюжеты. Кукольный скомороший театр (просмотр видеозаписи).

Театр – искусство коллективное.

Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра».

Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры. Просмотр театральных постановок (видео просмотры). 

Примерные игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице», «Школьный театр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».

3. Актерская грамота  

Многообразие выразительных средств в театре

Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера.

Практическая работа: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало» и др.

Значение поведения в актерском искусстве.

Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.

Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации типа «Что будет, если я буду играть один»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).

Бессловесные и словесные действия

Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.

Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов. Примерные задания: упражнение «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.

4. Художественное чтение

Художественное чтение как вид исполнительского искусства.

Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.

Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Примерные упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.

Логика речи.

Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах.

Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: примерные упражнения: для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов.

Словесные воздействия.

Теория: Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.

Практическая работа: Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие»: превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист» и др.

Промежуточная аттестация в форме театральной постановки (этюды, мини – спектакли).

5. Сценическое движение

Основы акробатики.

Теория: Развитие психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.

Практическая работа: Примерные упражнения и задания. Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор».  Тренинг: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.

Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.

Теория: Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня», «Об Айседоре Дункан». «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт», «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».

Практическая работа: Универсальная разминка. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Классический танец (батман тандю, батман жете, гран батман). Основные позиции рук, ног, постановка корпуса. Разучивание основных элементов народного танца: простой шаг, переменный шаг, шаг с притопом, веревочка, ковырялочка. «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт». Разучивание их основных элементов.

Разучивание вальсового шага. Счет танцев «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».

Позиции в паре. Основные элементы бального танца «Фигурный вальс»: «балансе с поворотом», «окошечко», «вальсовая дорожка», «правый поворот в паре».

6. Работа над спектаклем

Пьеса – основа спектакля

Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.

Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.

Текст-основа постановки.

Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

Практическая работа: выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Эстетическое оформление инсценировки. Основная этюдно-постановочная работа по ролям.

Театральный грим. Костюм.

Теория: Отражение сценического образа при помощи грима.  Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный.  Способы накладывания грима.

Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима учащимися друг другу.

Театральный костюм.

 Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.

Практическая работа: творческая лаборатория по созданию афиш, костюмов для выбранной пьесы.

Репетиционный период.

Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

№ п/п

Тема занятия

Виды внеурочной деятельности обучающихся

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство с планом работы. Анкета. История театра.

Составляют план работы. Заполняют анкету

1 ч.

2

Театр как вид искусства.  Эволюция театра. Современная драматургия.

Знакомятся с произведениями великих драматургов мира

Составляют таблицу  отличий и разновидностей игр-импровизаций.

Выполняют упражнения.

 

 

1 ч.

3

Литературное наследие.

1 ч.

4

Знакомство с произведениями великих драматургов мира.

1 ч.

5

Эволюция театра. Упражнения, игры-импровизации.

1 ч.

6

Упражнения, игры-импровизации, творческие задания.

1 ч.

7

Знакомство с произведениями великих драматургов мира.

1 ч.

8

Упражнения, игры-импровизации, творческие задания. Спектакль – результат коллективного творчества.

1 ч.

9

Упражнения, игры-импровизации, творческие задания. Скоморохи.

1 ч.

10

Выполнение этюдов без слов и с минимальным использованием текста.

Выполняют этюды и упражнения на КСД.

Работают с источниками.

 

1 ч.

11

Выполнение этюдов. Этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи

1 ч.

12

Упражнения на КСД: - тренинг на внимание «Поймать хлопок».

1 ч.

13

Упражнения на КСД: - тренинг на внимание. «Невидимая нить».

Выполняют упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями

 

 

 

 

 

 

 

1 ч.

14

Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями.  Этюды.

1 ч.

15

Актерская грамота. Выполнение этюдов.

1 ч.

16

Тренинги на внимание.

1 ч.

17

Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями.  Этюды.

1 ч.

18

Этюды. «Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры».

1 ч.

19

Отработка навыка правильного дыхания при чтении. Основы практической работы над голосом. 

Выполняют упражнения на отработку навыка правильного дыхания и на тренировку силы голоса.

Читают отрывки.

1 ч.

20

Основы практической работы над голосом. Артикуляционная гимнастика.

1 ч.

21

Практическая работа над голосом: чтение отрывка. Упражнения на тренировку силы голоса.

1 ч.

22

Упражнения на тренировку силы голоса. Упражнения для голоса: «Прыжок в воду».

1 ч.

23

Упражнения на тренировку силы голоса: «Колокола». «Прыгун». «Аквалангист».

1 ч.

24

Практическая работа над голосом: чтение отрывка.

1 ч.

25

Пластическая выразительность актера: разминка плечевого пояса. Сценическая акробатика.

Выполняют упражнения на разминку плечевого пояса.

1 ч.

26

Особенности композиционного построения пьесы. Выбор пьесы для постановки.

Знакомятся с компонентами сценария.

Знакомятся с последовательностью  и особенностями написания сценария.

Работа с видеоисточниками.

 

 

 

1 ч.

27

Анализ текста пьесы, чтение и обсуждение. Персонажи – действующие лица спектакля.

1 ч.

28

Осмысление сюжета, выделение основных событий. Определение главной темы пьесы и идеи автора.

1 ч.

29

Определение жанра спектакля. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение.

1 ч.

30

 Выразительное чтение по ролям (интонация, громкость чтения, жесты и мимика).

Репетируют по ролям.

Подбирают костюмы.

Делают декорации.

Подбирают музыкальное оформление.

Выход на зрителя. Показ сценария.

Знакомство с мастерством актера.

1 ч.

31

Этюдно-постановочная работа по ролям. Театральный грим, костюм.

1 ч.

32

Соединение сцен, эпизодов. Репетиция в костюмах.

1 ч.

33

Репетиция с музыкальным и световым оформлением.

1 ч.

34

Генеральная репетиция.

1 ч.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

·          Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  картинок

·          Магнитно-маркерная доска

·          Компьютер

·          Мультимедийный проектор

·          Интерактивная приставка

·          МФУ

·          Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике курса внеурочной деятельности

·          Актовый зал

·          Интернет-ресурсы, соответствующие тематике занятий

·          Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006

·          Аникиева Н.А. «Волшебный мир театра»: авторская программа в сб. авт. образовательных программ дополнительного образования детей. – ДДТ г. Шиханы, 2009

·          Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб: Речь, 2006

·          Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008

·          Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986

·          Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.: Баласс, 2004

·          Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.: Просвещение. – 1978

·          Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007

·          Гурков А.Н. Школьный театр. - Ростов н/Д: Феникс, 2005

·          Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2006-2011гг

·          Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М.Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб., Речь, 2006

·          Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005

·          Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса. – 2000

·          Нестерина Е.С. Шоколад Южного полюса: Пьесы. - М.: ВЦХТ (Репертуар для детских и юношеских театров), 2008

·          Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского. - М.: ВЦХТ (Я вхожу в мир искусств), 2008. - 192 с.

·          Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ (Репертуар для детских и юношеских театров), 2008

·          Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (Я вхожу в мир искусств), 2008

·          Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. – СПб: Питер. – 2003

·          Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 с.

·          Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005

·          Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004

·          Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

·          Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл. / И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002