Программа курса внеурочной деятельности "РОСТ 10-11"

  • docx
  • 07.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП курса ВД РОСТ 10-11 кл.docx

Приложение 7

УТВЕРЖДЕНО

приказом по основной деятельности

№ 91 о/д  от 31. 08. 2020

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «РОСТ: Развитие, Общение, Самооценка, Творчество»

 

Программа курса внеурочной деятельности  разработана на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7); Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения

Пояснительная записка

В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Актуальность программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в средней школе, творческой самореализации личности, позволяет максимально развить и сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося.

Данный курс создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ученика, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа курса внеурочной деятельности педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей воспитанников, развитию интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Программа курса внеурочной деятельности «РОСТ: Развитие, Общение, Самооценка, Творчество» рассчитана на обучающихся 10-11 классов и реализуется за 2 года среднего общего образования. Рассчитана на 68 часов, 1 час в неделю (в 10-11 классах по 34 часа). Реализует 5 направлений развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное.

Программа является комплексной по содержанию деятельности и ориентирована на достижение результатов третьего уровня получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Цель программы курса внеурочной деятельности: создать максимально комфортные условия для формирования модели выпускника, соответствующей ФГОС второго поколения.

Задачи программы:

·      способствовать развитию мотиваций к следующим видам деятельности: спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, социальной, общекультурной и общеинтеллектуальной;

·      способствовать освоению основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и  преобразования в условиях решения жизненных задач;

·      формировать навыки позитивного коммуникативного общения;

·      развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, старшими, родителями в решении общих проблем;

·      воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленности  и настойчивости в достижении результата;

·      развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям: человек, семья,  Отечество, природа, мир, знания, труд, культура для формирования здорового образа  жизни;

· воспитывать нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающим, интереса к учению.

· способствовать развитию личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности.

Программа построена с учётом следующих принципов:

·      добровольность;

·      общественная направленность;

·      учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

·      сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

·      предоставление самостоятельности и опора на инициативу;

·      учет интересов ребенка;

·      содружество и сотворчество детей и взрослых.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате освоения программы учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями:

Личностные универсальные учебные действия

·      Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

·      Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

·      Принятие образа «хорошего ученика».

·      Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

·      Ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

·      Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России.

·      Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.

·      Навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Коммуникативные универсальные учебные действия

·      Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения.

·      Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

·      Формирование навыка сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

·      Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.

·      Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество.

·      Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Регулятивные универсальные учебные действия

·      Умение мотивировать свою деятельность.

·      Умение самооценки на основе критериев успешности деятельности.

·      Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

·      Умение адекватно воспринимать оценку со стороны.

·      Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности.

Содержание курса внеурочной деятельности

Классный час в среднем звене продолжает выполнять три основные воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую и направляющую.

Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, по различным учебным дисциплинам. Предметом классного часа могут быть знания в области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в родном городе, районе, крае, стране, мире, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.

Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных, общественных ценностей. Если просветительская функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая – его оценку. Названные функции тесно взаимосвязаны между собой, так как невозможно знакомить с миром, не давая оценку ему. Невозможно привить любовь к тому, с чем ребенок не знаком.

Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует направленность, то эффективность его воздействия существенно снижается или сводится на нет, так как знания не переходят в убеждения, в реальные поступки.

Занятия проводит классный руководитель, который обеспечивает условия для проведения учебной и воспитательной работы в тесном контакте с коллегами, родителями. Родители играют активную роль, показывая пример организованного общения.

Тематика классных часов подобрана и соответствует возрастным особенностям обучающихся. Формы организации: совместная (групповая) деятельность обучающихся, игры и тренинги, самостоятельная деятельность, практикумы, беседы, деловые игры, экскурсии, КТД, праздники, проекты, конференции и т.д.

Спортивно-оздоровительное направление – 9 часов

10 класс – 5 часов:

СПИД - чума XXI века, Современная молодежная мода и здоровье Я выбираю жизнь! Наше здоровье – наша жизнь, Жизнь как деяние - повторение основных правил ЗОЖ, поддержание ЗОЖ, участие в беседах о ЗОЖ.

11 класс  - 4 часа:

Здоровье – привилегия мудрых, Зависимость... Миф или реальность? Наркомания - знак беды (01.03) Механизмы защиты организма. Иммунитет поддержание ЗОЖ, участие в беседах о ЗОЖ, поиск информации о ЗОЖ.

Духовно – нравственное направление – 17 часов

10 класс – 8 часов:

Что мне выбрать в мире ценностей? Семья и ее функции - социальная адаптация обучающихся, понимание того, что семья - это социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимопомощью, заботой и ответственностью.

О доблестях, о подвигах, о славе... Будем родину любить – будем в армии служить, Великие сыны земли русской, Видеофильм «Расстрелянное детство» - история праздника, гордость за свою страну, свой народ, чтение стихотворений, слушание песен военных лет, участие в концерте, поздравлениях, изготовление поделок для поздравления ветеранов, участие в акциях ко Дню Победы.

Дороги, которые мы выбираем, Урок толерантности «Все мы разные» - воспитание чувства доброты

11 класс – 9 часов:

Богатство: спасение или грех? Как управлять своими эмоциями?- выполнение различных ролей. Разговор о жизненном опыте, ответ на вопрос какой он твой жизненный опыт.

Оставаться человеком или Ленинградский День Победы, Этих дней не смолкнет слава, Афган прошел по нашим душам - развитие  чувства ответственности,  патриотизма, гордости за Родину, Армию и российский народ через внеклассные мероприятие.

Не обижайте матерей, Нравственные нормы жизни человека, Сон про тихих старичков, Влюбленность? Дружба? Любовь?- внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю.

Социальное направление – 21 час

10 класс – 11 часов:

Какой мы коллектив - общение с одноклассниками, воспитание чувства доброты, желания оставить незабываемые впечатления о школьных годах

Причины конфликтов и как их избежать, Как стать успешным, Учись учиться. Технология запоминания, Я и моя социальная роль – работа с  понятиями дружба, конфликт, конфликтная ситуация, неуверенность, успех, социальная роль. Умение выходить из конфликтных ситуаций.

 

Кто ты, мой современник? Профессии будущего, Свой бизнес?! Да, это возможно! - знакомство обучающихся с многообразием профессий, особенностями, назначением, важностью каждой из них; развитие любознательности, расширение кругозора, побуждение к осознанному профессиональному выбору в будущем.

Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга. Планирование семейного бюджета – правовая осведомленность

Поведение в экстремальных ситуациях, СТОП - Коррупция! - умение контролировать свои действия в экстремальной ситуации.

11 класс – 10 часов:

Экзамены – это не страшно! Экзамены без стресса, Какая армия нам нужна, Преступность в современной жизни, Желание в Новогоднюю ночь - серия психологических бесед, оказывающих помощь в вопросах просвещения выпускников, рефлексия.

Как раскрыть и развить свой талант? Выбор. Свобода. Ответственность, Всё ли мы знаем о своих правах?- Актуализация информации: 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция  прав ребёнка; знакомство с 54 статьёй; осознание неразрывности прав и обязанностей.

Куда пойти учиться? Учебные заведения Ленинградской области и г. Санкт-Петербург, Мой труд вливается в труд моего района - профориентационная беседа, выполнение профориентационного анкетирования

Общекультурное направление –  9 часов

10 класс – 5 часов:

Явление экстремизма в молодежной среде: фанат, спортивный болельщик, экстремист – работа с понятиями экстремизм, фанат, спортивный болельщик, экстремист.

Первоапрельский тренинг хорошего настроения, Как развить способности (память, мышление) - решение простых и логических задач, отгадывание загадок, ребусов, нахождение частей пословиц.

День неизвестного солдата (03.12, День героев отечества (09.12) - - актуализация знаний по истории праздника, испытание чувства гордости за свою страну, свой народ, проявление патриотических качеств.

11 класс – 4 часа:

Великие Педагоги России, Гордимся своей страной, гордимся своим городом, Ты и твоя будущая профессия - получение новых знаний

Мы ещё вспомним наши школьные годы – подведение итогов обучения

Общеинтеллектуальное направление – 12 часов

10 класс - 5 часов:

Дмитрий Иванович Менделеев. Секреты гениальности, Мы сохраним тебя, русская речь?.. (21.02), Викторина «Для самых продвинутых», Международный день Земли (22. 04) - участие в интеллектуальных играх и мероприятиях, использование знаний, полученных на уроках.  Решение простых и логических задач, отгадывание загадок, ребусов, нахождение частей пословиц.

11 класс – 7 часов:

Готовимся к ЕГЭ, Интеллектуальная игра «Последний герой», России верные сыны, В мире занимательных наук, Литературная викторина, Калейдоскоп профессий, История государственных символов - участие в интеллектуальных играх, викторинах и мероприятиях, использование знаний, полученных на уроках Решение простых и логических задач, отгадывание загадок, ребусов, нахождение частей пословиц.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

10 класс

№ п/п

Тема классного часа

Виды внеурочной деятельности обучающихся

Кол-во часов

Спортивно – оздоровительное направление (5 часов)

1.

СПИД - чума XXI века

Участие в дискуссиях по теме

Просмотр видеороликов

Объяснение наблюдаемых явлений

Составление памяток

1

2.

Современная молодежная мода и здоровье

1

3.

Я выбираю жизнь!

1

4.

Наше здоровье – наша жизнь

1

5.

Жизнь как деяние

1

Духовно – нравственное направление (8 часов)

1.

Что мне выбрать в мире ценностей?

Участие в дискуссиях по теме

Принятие правильного решения

Составление памятки  Тестирование

Просмотр видеофильма

1

2.

О доблестях, о подвигах, о славе...

1

3.

Дороги, которые мы выбираем

1

4.

Семья и ее функции

1

5.

Будем родину любить – будем в армии служить

1

6.

Великие сыны земли русской

1

7.

Видеофильм «Расстрелянное детство»

1

8.

Урок толерантности «Все мы разные»

1

Социальное направление (11 часов)

1.

Какой мы коллектив

Составление памятки

Участие в конкурсных мероприятиях

Участие в дискуссии

Работа с раздаточным материалом

Анализ проблемных ситуаций

 

 

 

 

 

 

Участие в деловой игре

Участие в диспуте

1

2.

Причины конфликтов и как их избежать

1

3.

Кто ты, мой современник?

1

4.

Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга. Планирование семейного бюджета

1

5.

Поведение в экстремальных ситуациях

1

6.

Как стать успешным

1

7.

СТОП - Коррупция!

1

8.

Учись учиться. Технология запоминания

1

9.

Профессии будущего

1

10.

Свой бизнес?! Да, это возможно!

1

11.

Я и моя социальная роль

1

Общекультурное направление  (5 часов)

1.

Явление экстремизма в молодежной среде: фанат, спортивный болельщик, экстремист

Осуществление поиска информации по теме

Участие в подготовке и проведении мероприятий

Участие в интерактивных играх, викторинах, фестивалях

 

1

2.

Первоапрельский тренинг хорошего настроения

1

3.

Как развить способности (память, мышление)

1

4.

День неизвестного солдата (03.12)

1

5.

День героев отечества (09.12)

1

Общеинтеллектуальное направление  (5 часов)

1.

Дмитрий Иванович Менделеев. Секреты гениальности.

Осуществление поиска информации по теме

Участие в подготовке и проведении мероприятий

Участие в интерактивных играх, викторинах, фестивалях

Участие в олимпиадах и конкурсах

1

2.

Мы сохраним тебя, русская речь?.. (21.02)

1

3.

Викторина «Для самых продвинутых»

1

4.

Международный день Земли (22. 04)

1

5.

Игра «Ученые на купюрах мира»

1

11 класс

№ п/п

Тема классного часа

Виды внеурочной деятельности обучающихся

Кол-во часов

Спортивно-оздоровительное направление  (4 часа)

1.

Здоровье – привилегия мудрых

Участие в дискуссиях по теме

Забота о ЗОЖ

1

2.

Зависимость... Миф или реальность?

1

3.

Наркомания - знак беды (01.03)

1

4.

Механизмы защиты организма. Иммунитет.

1

Духовно-нравственное направление (9 часов)

1.

Богатство: спасение или грех?

Участие в дискуссиях по теме

Ведение устного журнала Участие в праздничных мероприятиях

Проведение диагностики

 

1

2.

Оставаться человеком или Ленинградский День Победы

1

3.

Не обижайте матерей

1

4.

Этих дней не смолкнет слава

1

5.

Афган прошел по нашим душам

1

6.

Как управлять своими эмоциями?

1

7.

Нравственные нормы жизни человека

1

8.

Сон про тихих старичков

1

9.

Влюбленность? Дружба? Любовь?

1

Социальное направление  (10 часов)

1.

Экзамены – это не страшно!

Участие в ситуациях

Составление памяток

Осуществление поиска информации по теме

Участие в играх

Объяснение наблюдаемых явлений

Работа с раздаточным материалом

Анализ своих действий и действий своих одноклассников

1

2.

Как раскрыть и развить свой талант?

1

3.

Какая армия нам нужна

1

4.

Всё ли мы знаем о своих правах?

1

5.

Экзамены без стресса

1

6.

Куда пойти учиться? Учебные заведения Ленинградской области и г. Санкт-Петербург

1

7.

Преступность в современной жизни.

1

8.

Мой труд вливается в труд моего района

1

9.

Желание в Новогоднюю ночь

1

10.

Выбор. Свобода. Ответственность

1

Общекультурное направление (4 часа)

1.

Великие Педагоги России

Участие в дискуссиях по теме

Подготовка выпускного вечера

1

2.

Ты и твоя будущая профессия

1

3.

Гордимся своей страной, гордимся своим городом

1

4.

Мы ещё вспомним наши школьные годы.

1

Общеинтеллектуальное направление (7 часов)

1.

Готовимся к ЕГЭ

Участие в ток-шоу

Участие в играх

Проверка знаний

Выбор профессии

1

2.

Интеллектуальная игра «Последний герой»

1

3.

России верные сыны

1

4.

В мире занимательных наук

1

5.

Литературная викторина

1

6.

Калейдоскоп профессий.

1

7.

История государственных символов.

1

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

·          Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  картинок

·          Магнитно-маркерная доска

·          Компьютер

·          Мультимедийный проектор

·          Интерактивная приставка

·          Фотоаппарат, фотокамера

·          Документ-камера

·          МФУ

·          Оборудование Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

·          Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике классных часов

·          Интернет-ресурсы, соответствующие тематике классных часов

·          Классные часы. 10-11 классы. Автор – составитель А.В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2014

·          Внеклассные мероприятия 10-11 классы. Автор-составитель О.Г. Черных. – М.: ВАКО, 2014

·          Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы. С. О. Кропивянская, П.С. Лернер, О.Д. Пало. – М.: ВАКО, 2009

·          Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

·          https://www.uchportal.ru/load/90-1-2-0-0-10 - классные часы для десятиклассников

·          https://www.uchportal.ru/load/90-1-2-0-0-11-0 - классные часы для одинадцатиклассников


 

·          Скачано с www.znanio.ru