Приложение 7
УТВЕРЖДЕНО
приказом по основной деятельности
№ 91 о/д от 31. 08. 2020
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «РОСТ: Развитие, Общение, Самооценка, Творчество»
Программа курса внеурочной деятельности разработана на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7); Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения
Пояснительная записка
В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Актуальность программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в средней школе, творческой самореализации личности, позволяет максимально развить и сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося.
Данный курс создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ученика, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа курса внеурочной деятельности педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей воспитанников, развитию интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности «РОСТ: Развитие, Общение, Самооценка, Творчество» рассчитана на обучающихся 10-11 классов и реализуется за 2 года среднего общего образования. Рассчитана на 68 часов, 1 час в неделю (в 10-11 классах по 34 часа). Реализует 5 направлений развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное.
Программа является комплексной по содержанию деятельности и ориентирована на достижение результатов третьего уровня – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Цель программы курса внеурочной деятельности: создать максимально комфортные условия для формирования модели выпускника, соответствующей ФГОС второго поколения.
Задачи программы:
· способствовать развитию мотиваций к следующим видам деятельности: спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, социальной, общекультурной и общеинтеллектуальной;
· способствовать освоению основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения жизненных задач;
· формировать навыки позитивного коммуникативного общения;
· развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, старшими, родителями в решении общих проблем;
· воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
· развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура для формирования здорового образа жизни;
· воспитывать нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающим, интереса к учению.
· способствовать развитию личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности.
Программа построена с учётом следующих принципов:
· добровольность;
· общественная направленность;
· учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
· сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
· предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
· учет интересов ребенка;
· содружество и сотворчество детей и взрослых.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения программы учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями:
Личностные универсальные учебные действия
· Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
· Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.
· Принятие образа «хорошего ученика».
· Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
· Ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
· Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России.
· Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.
· Навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Коммуникативные универсальные учебные действия
· Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения.
· Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
· Формирование навыка сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций
· Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.
· Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество.
· Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Регулятивные универсальные учебные действия
· Умение мотивировать свою деятельность.
· Умение самооценки на основе критериев успешности деятельности.
· Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
· Умение адекватно воспринимать оценку со стороны.
· Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности
Классный час в среднем звене продолжает выполнять три основные воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую и направляющую.
Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, по различным учебным дисциплинам. Предметом классного часа могут быть знания в области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в родном городе, районе, крае, стране, мире, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.
Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных, общественных ценностей. Если просветительская функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая – его оценку. Названные функции тесно взаимосвязаны между собой, так как невозможно знакомить с миром, не давая оценку ему. Невозможно привить любовь к тому, с чем ребенок не знаком.
Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует направленность, то эффективность его воздействия существенно снижается или сводится на нет, так как знания не переходят в убеждения, в реальные поступки.
Занятия проводит классный руководитель, который обеспечивает условия для проведения учебной и воспитательной работы в тесном контакте с коллегами, родителями. Родители играют активную роль, показывая пример организованного общения.
Тематика классных часов подобрана и соответствует возрастным особенностям обучающихся. Формы организации: совместная (групповая) деятельность обучающихся, игры и тренинги, самостоятельная деятельность, практикумы, беседы, деловые игры, экскурсии, КТД, праздники, проекты, конференции и т.д.
Спортивно-оздоровительное направление – 9 часов
10 класс – 5 часов:
СПИД - чума XXI века, Современная молодежная мода и здоровье Я выбираю жизнь! Наше здоровье – наша жизнь, Жизнь как деяние - повторение основных правил ЗОЖ, поддержание ЗОЖ, участие в беседах о ЗОЖ.
11 класс - 4 часа:
Здоровье – привилегия мудрых, Зависимость... Миф или реальность? Наркомания - знак беды (01.03) Механизмы защиты организма. Иммунитет – поддержание ЗОЖ, участие в беседах о ЗОЖ, поиск информации о ЗОЖ.
Духовно – нравственное направление – 17 часов
10 класс – 8 часов:
Что мне выбрать в мире ценностей? Семья и ее функции - социальная адаптация обучающихся, понимание того, что семья - это социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимопомощью, заботой и ответственностью.
О доблестях, о подвигах, о славе... Будем родину любить – будем в армии служить, Великие сыны земли русской, Видеофильм «Расстрелянное детство» - история праздника, гордость за свою страну, свой народ, чтение стихотворений, слушание песен военных лет, участие в концерте, поздравлениях, изготовление поделок для поздравления ветеранов, участие в акциях ко Дню Победы.
Дороги, которые мы выбираем, Урок толерантности «Все мы разные» - воспитание чувства доброты
11 класс – 9 часов:
Богатство: спасение или грех? Как управлять своими эмоциями?- выполнение различных ролей. Разговор о жизненном опыте, ответ на вопрос какой он твой жизненный опыт.
Оставаться человеком или Ленинградский День Победы, Этих дней не смолкнет слава, Афган прошел по нашим душам - развитие чувства ответственности, патриотизма, гордости за Родину, Армию и российский народ через внеклассные мероприятие.
Не обижайте матерей, Нравственные нормы жизни человека, Сон про тихих старичков, Влюбленность? Дружба? Любовь?- внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю.
Социальное направление – 21 час
10 класс – 11 часов:
Какой мы коллектив - общение с одноклассниками, воспитание чувства доброты, желания оставить незабываемые впечатления о школьных годах
Причины конфликтов и как их избежать, Как стать успешным, Учись учиться. Технология запоминания, Я и моя социальная роль – работа с понятиями дружба, конфликт, конфликтная ситуация, неуверенность, успех, социальная роль. Умение выходить из конфликтных ситуаций.
Кто ты, мой современник? Профессии будущего, Свой бизнес?! Да, это возможно! - знакомство обучающихся с многообразием профессий, особенностями, назначением, важностью каждой из них; развитие любознательности, расширение кругозора, побуждение к осознанному профессиональному выбору в будущем.
Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга. Планирование семейного бюджета – правовая осведомленность
Поведение в экстремальных ситуациях, СТОП - Коррупция! - умение контролировать свои действия в экстремальной ситуации.
11 класс – 10 часов:
Экзамены – это не страшно! Экзамены без стресса, Какая армия нам нужна, Преступность в современной жизни, Желание в Новогоднюю ночь - серия психологических бесед, оказывающих помощь в вопросах просвещения выпускников, рефлексия.
Как раскрыть и развить свой талант? Выбор. Свобода. Ответственность, Всё ли мы знаем о своих правах?- Актуализация информации: 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребёнка; знакомство с 54 статьёй; осознание неразрывности прав и обязанностей.
Куда пойти учиться? Учебные заведения Ленинградской области и г. Санкт-Петербург, Мой труд вливается в труд моего района - профориентационная беседа, выполнение профориентационного анкетирования
Общекультурное направление – 9 часов
10 класс – 5 часов:
Явление экстремизма в молодежной среде: фанат, спортивный болельщик, экстремист – работа с понятиями экстремизм, фанат, спортивный болельщик, экстремист.
Первоапрельский тренинг хорошего настроения, Как развить способности (память, мышление) - решение простых и логических задач, отгадывание загадок, ребусов, нахождение частей пословиц.
День неизвестного солдата (03.12, День героев отечества (09.12) - - актуализация знаний по истории праздника, испытание чувства гордости за свою страну, свой народ, проявление патриотических качеств.
11 класс – 4 часа:
Великие Педагоги России, Гордимся своей страной, гордимся своим городом, Ты и твоя будущая профессия - получение новых знаний
Мы ещё вспомним наши школьные годы – подведение итогов обучения
Общеинтеллектуальное направление – 12 часов
10 класс - 5 часов:
Дмитрий Иванович Менделеев. Секреты гениальности, Мы сохраним тебя, русская речь?.. (21.02), Викторина «Для самых продвинутых», Международный день Земли (22. 04) - участие в интеллектуальных играх и мероприятиях, использование знаний, полученных на уроках. Решение простых и логических задач, отгадывание загадок, ребусов, нахождение частей пословиц.
11 класс – 7 часов:
Готовимся к ЕГЭ, Интеллектуальная игра «Последний герой», России верные сыны, В мире занимательных наук, Литературная викторина, Калейдоскоп профессий, История государственных символов - участие в интеллектуальных играх, викторинах и мероприятиях, использование знаний, полученных на уроках Решение простых и логических задач, отгадывание загадок, ребусов, нахождение частей пословиц.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
10 класс
№ п/п |
Тема классного часа |
Виды внеурочной деятельности обучающихся |
Кол-во часов |
Спортивно – оздоровительное направление (5 часов) |
|||
1. |
СПИД - чума XXI века |
Участие в дискуссиях по теме Просмотр видеороликов Объяснение наблюдаемых явлений Составление памяток |
1 |
2. |
Современная молодежная мода и здоровье |
1 |
|
3. |
Я выбираю жизнь! |
1 |
|
4. |
Наше здоровье – наша жизнь |
1 |
|
5. |
Жизнь как деяние |
1 |
|
Духовно – нравственное направление (8 часов) |
|||
1. |
Что мне выбрать в мире ценностей? |
Участие в дискуссиях по теме Принятие правильного решения Составление памятки Тестирование Просмотр видеофильма |
1 |
2. |
О доблестях, о подвигах, о славе... |
1 |
|
3. |
Дороги, которые мы выбираем |
1 |
|
4. |
Семья и ее функции |
1 |
|
5. |
Будем родину любить – будем в армии служить |
1 |
|
6. |
Великие сыны земли русской |
1 |
|
7. |
Видеофильм «Расстрелянное детство» |
1 |
|
8. |
Урок толерантности «Все мы разные» |
1 |
|
Социальное направление (11 часов) |
|||
1. |
Какой мы коллектив |
Составление памятки Участие в конкурсных мероприятиях Участие в дискуссии Работа с раздаточным материалом Анализ проблемных ситуаций
Участие в деловой игре Участие в диспуте |
1 |
2. |
Причины конфликтов и как их избежать |
1 |
|
3. |
Кто ты, мой современник? |
1 |
|
4. |
Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга. Планирование семейного бюджета |
1 |
|
5. |
Поведение в экстремальных ситуациях |
1 |
|
6. |
Как стать успешным |
1 |
|
7. |
СТОП - Коррупция! |
1 |
|
8. |
Учись учиться. Технология запоминания |
1 |
|
9. |
Профессии будущего |
1 |
|
10. |
Свой бизнес?! Да, это возможно! |
1 |
|
11. |
Я и моя социальная роль |
1 |
|
Общекультурное направление (5 часов) |
|||
1. |
Явление экстремизма в молодежной среде: фанат, спортивный болельщик, экстремист |
Осуществление поиска информации по теме Участие в подготовке и проведении мероприятий Участие в интерактивных играх, викторинах, фестивалях
|
1 |
2. |
Первоапрельский тренинг хорошего настроения |
1 |
|
3. |
Как развить способности (память, мышление) |
1 |
|
4. |
День неизвестного солдата (03.12) |
1 |
|
5. |
День героев отечества (09.12) |
1 |
|
Общеинтеллектуальное направление (5 часов) |
|||
1. |
Дмитрий Иванович Менделеев. Секреты гениальности. |
Осуществление поиска информации по теме Участие в подготовке и проведении мероприятий Участие в интерактивных играх, викторинах, фестивалях Участие в олимпиадах и конкурсах |
1 |
2. |
Мы сохраним тебя, русская речь?.. (21.02) |
1 |
|
3. |
Викторина «Для самых продвинутых» |
1 |
|
4. |
Международный день Земли (22. 04) |
1 |
|
5. |
Игра «Ученые на купюрах мира» |
1 |
11 класс
№ п/п |
Тема классного часа |
Виды внеурочной деятельности обучающихся |
Кол-во часов |
Спортивно-оздоровительное направление (4 часа) |
|||
1. |
Здоровье – привилегия мудрых |
Участие в дискуссиях по теме Забота о ЗОЖ |
1 |
2. |
Зависимость... Миф или реальность? |
1 |
|
3. |
Наркомания - знак беды (01.03) |
1 |
|
4. |
Механизмы защиты организма. Иммунитет. |
1 |
|
Духовно-нравственное направление (9 часов) |
|||
1. |
Богатство: спасение или грех? |
Участие в дискуссиях по теме Ведение устного журнала Участие в праздничных мероприятиях Проведение диагностики
|
1 |
2. |
Оставаться человеком или Ленинградский День Победы |
1 |
|
3. |
Не обижайте матерей |
1 |
|
4. |
Этих дней не смолкнет слава |
1 |
|
5. |
Афган прошел по нашим душам |
1 |
|
6. |
Как управлять своими эмоциями? |
1 |
|
7. |
Нравственные нормы жизни человека |
1 |
|
8. |
Сон про тихих старичков |
1 |
|
9. |
Влюбленность? Дружба? Любовь? |
1 |
|
Социальное направление (10 часов) |
|||
1. |
Экзамены – это не страшно! |
Участие в ситуациях Составление памяток Осуществление поиска информации по теме Участие в играх Объяснение наблюдаемых явлений Работа с раздаточным материалом Анализ своих действий и действий своих одноклассников |
1 |
2. |
Как раскрыть и развить свой талант? |
1 |
|
3. |
Какая армия нам нужна |
1 |
|
4. |
Всё ли мы знаем о своих правах? |
1 |
|
5. |
Экзамены без стресса |
1 |
|
6. |
Куда пойти учиться? Учебные заведения Ленинградской области и г. Санкт-Петербург |
1 |
|
7. |
Преступность в современной жизни. |
1 |
|
8. |
Мой труд вливается в труд моего района |
1 |
|
9. |
Желание в Новогоднюю ночь |
1 |
|
10. |
Выбор. Свобода. Ответственность |
1 |
|
Общекультурное направление (4 часа) |
|||
1. |
Великие Педагоги России |
Участие в дискуссиях по теме Подготовка выпускного вечера |
1 |
2. |
Ты и твоя будущая профессия |
1 |
|
3. |
Гордимся своей страной, гордимся своим городом |
1 |
|
4. |
Мы ещё вспомним наши школьные годы. |
1 |
|
Общеинтеллектуальное направление (7 часов) |
|||
1. |
Готовимся к ЕГЭ |
Участие в ток-шоу Участие в играх Проверка знаний Выбор профессии |
1 |
2. |
Интеллектуальная игра «Последний герой» |
1 |
|
3. |
России верные сыны |
1 |
|
4. |
В мире занимательных наук |
1 |
|
5. |
Литературная викторина |
1 |
|
6. |
Калейдоскоп профессий. |
1 |
|
7. |
История государственных символов. |
1 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
· Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок
· Магнитно-маркерная доска
· Компьютер
· Мультимедийный проектор
· Интерактивная приставка
· Фотоаппарат, фотокамера
· Документ-камера
· МФУ
· Оборудование Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
· Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике классных часов
· Интернет-ресурсы, соответствующие тематике классных часов
· Классные часы. 10-11 классы. Автор – составитель А.В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2014
· Внеклассные мероприятия 10-11 классы. Автор-составитель О.Г. Черных. – М.: ВАКО, 2014
· Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы. С. О. Кропивянская, П.С. Лернер, О.Д. Пало. – М.: ВАКО, 2009
· Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
· https://www.uchportal.ru/load/90-1-2-0-0-10 - классные часы для десятиклассников
· https://www.uchportal.ru/load/90-1-2-0-0-11-0 - классные часы для одинадцатиклассников
· Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.