Программа курса внеурочной деятельности "Всезнайка"

  • docx
  • 07.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП курса ВД Всезнайка.docx

Приложение 3

УТВЕРЖДЕНО

приказом по основной деятельности

№ 91 о/д  от 31. 08. 2020

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Всезнайка»

 

Программа курса внеурочной деятельности «Всезнайка» разработана на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Пояснительная записка

Программа развития общеинтеллектуальных  умений и навыков ориентирована  на повышение и развитие качества мыслительной деятельности обучающихся.

Развитие логического мышления имеет сильные связи с успехами детей в усвоении учебного материала. Более того, высокий уровень развития логического мышления на старте школьного обучения особенно важен для успешного  изучения учебных дисциплин в последующем. Таким образом, проблема формирования интеллектуальной и познавательной активности в современной начальной школе актуальна. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

Младшим школьникам предлагается выполнить интересные, порой захватывающие задания, в основе которых лежит игра. Игра – это естественно и привычно для ребенка. Игра непременно вызывает чувство удивления, а следовательно живой  интерес к процессу познания. Известно, что играя, дети всегда лучше запоминают материал. Большую часть материала дети не просто запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идет развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. А также развиваются все виды памяти, внимание, воображение, конструкторские способности, пространственная ориентация, актерские способности, речь, расширяется словарный запас.

Цель: создать условия для развития мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей, развития индивидуальности,  коммуникативных способностей

Задачи:

1) развивать мышление в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2) развивать различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3) развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументированно доказывать свою точку зрения;

4) формировать приёмы творческого мышления и развивать умение ре­шать нестандартные задачи;

5) развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность обучающихся;

6)  развивать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Рабочая программа рассчитана на 33 учебных часа (1 час в неделю) для обучающихся 1 класса.

Методы и приёмы организации деятельности первоклассников на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей.

 Основные методы организации учебно-воспитательной деятельности по курсу внеурочной деятельности: частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Им соответствуют такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций, беседа, рассказ, сообщение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер.

Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский.

Большое внимание уделяется практическим работам: словесные, наглядные, проблемные, творческие. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский.

Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с демонстрационным, практическим, творческим.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

•          определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

•          в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;

•          проявлять познавательный интерес;

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

•          определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

•          проговаривать последовательность действий;

•          учиться высказывать свое предположение (версию);

•          учиться работать по предложенному педагогом плану;

•          учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

•          учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

познавательные УУД:

•          ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

•          учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

•          учиться овладевать измерительными инструментами;

коммуникативные УУД:

•          учиться выражать свои мысли;

•          учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

•          овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;

•          предметными результатами являются формирование следующих умений:

•          определять целое и часть;

•          устанавливать общие признаки, обобщать, делать несложные выводы;

•          определять последовательность действий;

•          находить истинные и ложные высказывания;

•          наделять предметы новыми свойствами, переносить свойства с одних предметов на другие;

•          описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

•          выделять существенные признаки предметов;

•          сравнивать между собой предметы, явления;

•          классифицировать явления, предметы;

•          судить о противоположных явлениях;

•          давать определения тем или иным понятиям;

•          выявлять функциональные отношения между понятиями;

•          выявлять закономерности и проводить аналогии.

Содержание курса внеурочной деятельности

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем. Отгадывание загадок, ребусов.

Географические открытия в древности. Игра «Небосвод». Экскурс в историю географических открытий. Перемещение солнца на небосводе. Игра «Мы и солнце». Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда.

Представление о форме Земли в древности. Творческая работа «Земной шар». Изготовление модели Земли из цветного пластилина. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. Практические работы с глобусом. Заочная экскурсия по материкам и океанам. Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте. Вращение Земли вокруг своей оси. Заочная экскурсия в обсерваторию.

Движение солнца над горизонтом. Узнать, как движется солнце над горизонтом. Просмотр учебного фильма.

Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Проектная деятельность. Составление режима дня. Загадки.

Год и времена года. Викторина «Я – знаю». Знание загадок и стихов про времена года. Проведение викторины на проверку знаний детей. Викторина «Названия месяцев на Руси». Дети угадывают, о каком месяце идет речь, пытаются дать свое определение.

История происхождения названий дней недели. Составление названий дней недели из букв разрезной азбуки.

Круговорот веществ в природе. Иметь представление о круговороте веществ в природе. Просмотр учебного фильма.

Живая и неживая природа. Игра «А ну-ка, собери». Ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы. Объединение игрушечных животных по тематическому признаку.

Цепи питания. Изучение детьми «цепи питания», показать изменения природы путем наблюдения. Экскурсия «Обитатели почвы». Экскурсия в природу. Наблюдение за обитателями почвы. Продолжение изучения детьми игр, которые не наносят вред природе; изучение знаков, норм и правил поведения в природе.

Загадки о состояниях воды. Конкурс «Вода-водичка». Составление загадок. Наблюдение в природе за водой. Конкурс рисунков «Водные богатства». Знакомство детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней.

Природа дождевого облака. Показать выставку детских рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду. Природа снежного облака. Конкурс рисунков «Волшебные снежинки». Рассмотреть облака зимой. Учимся рисовать снежинки, оформление выставки.

Как изучают подводный мир. Иметь представление о подводном мире. Просмотр учебного фильма. Киты, дельфины, акулы. Игра «Домино». Объединение предметов по тематическому признаку. Рисунки детей по теме занятия. История открытия гигантского кальмара. Конкурс рисунков «Обитатели океана». Иметь представление о гигантском кальмаре. Конкурс рисунков обитателей океанов.

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Представление о морских растениях. Рисунки детей по теме занятия. Жизнь в темных глубинах океана. Иметь представление о жизни в тёмных глубинах подводного мира. Просмотр учебного фильма.

Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Игра «Мой цветок». Опытно-исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле. Посредством зрения и логики продолжить предложенный ряд в игре. Сказка о цветке-недотроге. Игра «Я – герой сказки». Ответы на вопросы о героях сказок Практическое задание: изобразить героев прослушанной сказки.

Образование плода. Викторина «Многообразие плодов». Иметь представление о плоде и его многообразие. Просмотр учебного фильма.

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях.

Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Иметь представление о жуках. Выполнение зарисовок.

Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Игра «Лесная поляна». Иметь представление о бабочках. Выполнение зарисовок.

Охрана насекомых. Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков.

Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы. Иметь представление о жизни насекомых. Конкурс рисунков «Невероятный жук». Викторина-игра «Что лишнее». Назвать предмет по его признакам. Посредством зрения и логики продолжить предложенный ряд.

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Что такое неопознанный летающий объект. История, мнения, свидетельства. Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Составить книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих в Ленинградской области. Защита и охрана. Прогулка-путешествие.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

№ п/п

Дата

Тема

Виды внеурочной деятельности обучающихся

1.       

 

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем.

Отгадывают загадки, ребусы

2.       

 

Географические открытия в древности. Игра «Небосвод».

Играют в различные игры, не причиняя природе вреда

3.       

 

Пере­мещение солнца на небосводе. Игра «Мы и солнце»

4.       

 

Представление о форме Земли в древности. Творческая работа «Земной шар».

Выполняют творческую работу

5.       

 

Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.

Находят и показывают территорию России, её государственную границу на карте.

6.       

 

Вращение Земли вокруг своей оси.

Просматривают учебный фильм, осуждают

7.       

 

Движение солнца над горизонтом.

8.       

 

Сутки, определение частей суток по разной деятель­ности.

Составляют режима дня.

9.       

 

Загадки. Год и времена года. Викторина «Я – знаю».

Составляют загадки. Участвуют в викторине.

10.  

 

Викторина «Названия месяцев на Руси».

11.  

 

История происхождения названий дней недели.

Составляют названия дней недели из букв разрезной азбуки.

12.  

 

Круговорот веществ в природе.

Просматривают учебный фильм, осуждают

Участвуют в игре

13.  

 

Живая и неживая природа. Игра «А ну-ка, собери».

14.  

 

Цепи питания.

Играют в различные игры, не причиняя природе вреда

15.  

 

Экскурсия «Обитатели почвы».

Участвуют в экскурсии

16.  

 

Загадки о состояниях воды. Конкурс «Вода-водичка».

Составляют загадки. Участвуют в конкурсе.

Наблюдают з природой

17.  

 

Наблюдение в природе за водой. Конкурс рисунков «Водные богатства».

18.  

 

Природа дождевого облака.

Рисуют «Волшебные снежинки». Рассматривают облака. Оформление выставки.

19.  

 

Природа снежного облака. Конкурс рисунков «Волшебные снежинки».

20.  

 

Как изучают подводный мир.

Оформляют рисунки по теме занятия

21.  

 

Киты, дельфины, акулы. Игра «Домино».

Участвуют в игре

22.  

 

Ис­тория открытия гигантского кальмара. Конкурс рисунков «Обитатели океана».

Оформляют рисунки по теме занятия

23.  

 

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

Просматривают учебный фильм, осуждают

24.  

 

Жизнь в темных глубинах океана.

25.  

 

Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Игра «Мой цветок».

Отвечают на вопросы о героях сказок.

Изображают героев прослушанной сказки.

26.  

 

Сказка о цветке-недотроге. Игра «Я – герой сказки».

27.  

 

Образование плода. Викторина «Много­образие плодов».

Участвуют в викторине

28.  

 

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.

Наблюдают за насекомыми.

Оформляют рисунки по теме занятия

29.  

 

Жуки. Дровосек-титан - самый круп­ный жук.

30.  

 

Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Игра «Лесная поляна»

31.  

 

Охрана насекомых.

Составляют и изображают природоохранные и запрещающие знаки

32.  

 

Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы.

Называют предмет по его признакам. Посредством зрения и логики продолжают предложенный ряд.

33.  

 

Викторина-игра «Что лишнее»

34.  

 

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. Что мы узнали и чему научились за год. Защитим природу.

Составляют книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих в Ленинградской области

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

1.         Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  картинок

2.         Магнитно-маркерная доска

3.         Компьютер

4.         Мультимедийный проектор

5.         МФУ

6. принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4, А2, А1;

7. клей,  степлер, скотч-лента, ножницы,

8. бейджи, кнопки или магниты для крепления продуктов на доске, мячик;

9.                 тетрадь для занятий, ручки для каждого участника;

10.              заготовленные задания ведущего на каждое занятие и упражнение;

11.              Иванова О. В. Исследовательская деятельность младших школьников.// Начальная школа плюс До и После. – 2017. - №7

12.             Б.Ф. Сергеев Энциклопедия живой природы для младших школьников. – Изд-во: ОЛМА Медиа Групп., 2013г.

13.              CD – ROM. Хочу всё знать! Энциклопедия для младших школьников. – Вектор, 2011г.

14.              Учебные фильмы для обучающихся.

15.              Планета Земля. Детская энциклопедия. – Росмэн., 2012г.

16.              CD – ROM. Большая детская энциклопедия. Планета Земля. – ИДДК, 2


 

17.