Программа курса внеурочной деятельности "Занимательный немецкий"

  • doc
  • 02.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 45 Занимательный немецкий.doc

 

Приложение № 45

УТВЕРЖДЕНО

приказом по основной деятельности

№ 137 от 30. 08. 2019

 

 

2.7. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательный немецкий»

 

Программа курса внеурочной деятельности  разработана на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения на основе авторской программы «Немецкий язык» (авторы М.М. Аверин, Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко.)

 

Пояснительная записка

Преподавание ведется по учебнику «Горизонты» М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Эбранкова (М.: Просвещение, 2018). Исходя из учебного плана школы, на программу внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» в 2019 – 2020 учебном году отведено 34 часа, 1 час в неделю.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка является средством обогащения духовного мира ребенка, развития у него способности к восприятию  немецкого языка и интереса к родному. Таким образом, расширяется кругозор, мышление, память и толерантное отношение к другим народам.

Цель:

1.   Формирование навыков правильного произношения: произнесение звуков изолированно, в отдельных словах и фразах.

Задачи:

1. Учить устанавливать контакт с партнерами по общению в игровых ситуациях, понимать и отдавать простые указания.

2. Формировать словарный запас немецкого языка.

3. Развивать навыки говорения на немецком языке: учить называть предметы, описывать их, отвечать на вопросы и задавать их.

4. Развивать навыки аудирования с опорой на наглядность.

5.  Расширять кругозор детей, знакомя их со страной изучаемого языка.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).

Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей формального и содержательного плана.

К     первым относятся:

•      меньшее количество выделяемых на него учебных часов (1 час, а не 3 часа, как на первый иностранный язык на средней ступени обучения);

•      более сжатые сроки его изучения (начиная не с начальной, а с основной школы).

К     особенностям содержательного плана относятся:

•      его изучение осуществляется в условиях контактирования трёх языков — родного, первого (ИЯ1) и второго иностранного языка (ИЯ2), что, с одной стороны, обусловливает более интенсивное развитие речевой способности учащихся в целом и положительно сказывается на образовательном процессе;

•      с другой стороны, возникают проблемы интерференции (отрицательного воздействия) не только со стороны родного языка, но и со стороны первого иностранного языка, что вызывает определённые трудности;

•      наряду с этим возникают большие возможности для опоры на уже имеющийся опыт изучения первого иностранного языка

Возможность опереться на положительный перенос при изучении второго иностранного языка позволяет интенсифицировать процесс овладения им, сделать его эффективным и результативным, несмотря на более сжатые сроки обучения.

Это позволяет ставить в основном те же цели в обучении второму иностранному языку, что и первому.

При изучении второго иностранного языка, как и первого, учащиеся готовят и представляют проекты, которые должны создавать условия для реального общения учащихся на немецком языке (переписка, возможные встречи с носителями языка) или имитировать общение средствами ролевой игры.

В подготовке и презентации этих проектов должны участвовать все учащиеся, но степень и характер участия могут быть разными: к работе над проектом может быть добавлена работа в качестве оформителя (класса, школы), члена жюри, репортёра и др.

Проектная деятельность учитывает возрастные и психологические особенности каждого учащегося, позволяет раскрыть возможности учащихся, отвечает их интересам и потребностям.

Особенность данного курса заключается в разнообразии методов и приёмов работы с языковым материалом, он даёт учителю возможность планировать учебно-воспитательный процесс, исходя из реальных потребностей и возможностей учащихся.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Работа по курсу внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» в 6  классе призвана обеспечить достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

·           освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·           развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;

·           формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 

·           овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 

·           формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

·           становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 

·           формирование эстетических потребностей, ценностей этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

·           развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·           формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

·           умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 

·           умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, соотносить свои действия с планируемыми результатами и осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 

·           умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения; 

·           владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 

·           умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 

·           умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 

·           смысловое чтение; 

·           умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

·           работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

·           формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 

·           умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляцию своей деятельности;

·           владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

·           формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); 

·           формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Содержание курса внеурочной деятельности

Знакомство/Kennenlernen (5 ч)

Приветствие, прощание. Ситуация «Знакомство»

Знакомство с немецким алфавитом.

Основные правила чтения

Любимые занятия. Глагол «нравиться». Вопросительные предложения

Рассказ о себе и о своем друге

Мой класс/Meine Klasse (5 ч)

Мой класс. Новенькая.

Школьные принадлежности

Цифры 1-12

Числительные до 1000

Мои друзья и моя школа

Животные/Tiere (5 ч)

Дикие животные. Домашние животные

Вопросительные предложения с глаголами «быть», «иметь».

Интервью с одноклассником

Животные Германии. Животные России

О любимом питомце

Мой день в школе/Mein Schultag (4ч)

Время. Распорядок дня

Школьные будни. Расписание уроков

Любимые предметы.

Учеба в Германии и России

Хобби/Hobbys (5 ч)

Свободное время. Хобби

Интервью о хобби.

Умеешь ли ты …?

Популярные хобби

Проект «Мое хобби»

Моя семья/Meine Familie (5 ч)

О моей семье

Семейная фотография.

Профессии. Интервью о профессиях

Русские семьи

Немецкие семьи

Сколько это стоит?/Was kostet das? (6 ч)

Карманные деньги. Список пожеланий

Урок комплексного повторения лексических и грамматических

Творческая работа «Каникулы»

Обобщение и систематизация изученного материала.

Подведение итогов года

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

№ п.п.

Тема

Виды деятельности

Дата проведения

1.      

Приветствие, прощание. Ситуация «Знакомство»

диалог-расспрос (вопрос — ответ) и диалог-побуждение к действию;

 

 

2.      

Знакомство с немецким алфавитом.

Изучают немецкий алфавит: повторяют букву и звук

 

3.      

Основные правила чтения

Читают вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию

 

4.      

Любимые занятия. Глагол «нравиться». Вопросительные предложения

Рассказывают о себе, о своем любимом занятии

 

5.      

Рассказ о себе и о своем друге

Рассказывают о себе, семье

 

6.      

Мой класс. Новенькая.

Рассказывают о своем классе

 

7.      

Школьные принадлежности

Делают записи для устного высказывания

 

8.      

Цифры 1-12

Владеть техникой орфографически правильного письма

 

9.      

Числительные до 1000

 

10.  

Мои друзья и моя школа

Ведут элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения

 

11.  

Дикие животные. Домашние животные

Владеть техникой орфографически правильного письма

 

12.  

Вопросительные предложения с глаголами «быть», «иметь».

 

13.  

Интервью с одноклассником

Ведут элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения

 

14.  

Животные Германии. Животные России

Находят в тексте нужную информацию, пользуются словарём

 

15.  

О любимом питомце

Умеют рассказывать о любимом питомце

 

16.  

Время. Распорядок дня

Ведут элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения

 

17.  

Школьные будни. Расписание уроков

Понимают на слух речь учителя и одноклассников

 

18.  

Любимые предметы.

Рассказывают о любимом школьном предмете

 

19.  

Учеба в Германии и России

Находят в тексте нужную информацию, пользуются словарём

 

20.  

Свободное время. Хобби

Ведут элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения

 

21.  

Интервью о хобби.

Ведут элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения

 

22.  

Умеешь ли ты …?

Используют письменную речь для творческого самовыражения

 

23.  

Популярные хобби

Читают вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию

 

24.  

Проект «Мое хобби»

Используют письменную речь для творческого самовыражения

 

25.  

О моей семье

Ведут элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения

 

26.  

Семейная фотография.

Описывают свою семью по фото

 

27.  

Профессии. Интервью о профессиях

Ведут элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения

 

28.  

Русские семьи

Находят в тексте нужную информацию, пользуются словарём

 

29.  

Немецкие семьи

Находят в тексте нужную информацию, пользуются словарём

 

30.  

Карманные деньги. Список пожеланий

Дают оценочное суждение / выражают своё мнение

 

31.  

Урок комплексного повторения лексических и грамматических

 

32.  

Творческая работа «Каникулы»

Используют письменную речь для творческого самовыражения

 

33.  

Обобщение и систематизация изученного материала.

Дают оценочное суждение / выражают своё мнение

 

34.  

Подведение итогов года

Дают оценочное суждение / выражают своё мнение

 

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

1.        Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  картинок

2.        Магнитно-маркерная доска

3.        Компьютер

4.        Мультимедийный проектор

5.        МФУ

6.        Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты». 5-9 классы./М.М. Аверин и др. –М.: Просвещение, 2018.

7.        Немецкий язык. 5 класс./М.Аверин, Ф. джин и др.-М.: Просвещение: Cornelsen, 2011. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2009. – (Серия «Стандарты второго поколения»).

8.        «Горизонты (5 — 9 классы)» Книга для учителя. /М. М. Аверина и др. - М.: Пр, 2018