Программа курсов внеурочной деятельности "Сотворим чудо своими руками"
Оценка 4.6

Программа курсов внеурочной деятельности "Сотворим чудо своими руками"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
1 кл—3 кл
10.12.2021
Программа курсов внеурочной деятельности "Сотворим чудо своими руками"
данный курс программы «Сотворим чудо своими руками»» закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно- нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическим знаниями, умениями и навыками.
Сотворим чудо своими руками Русина Г.В..doc

 

 

                                 Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА КУРСОВ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«Сотворим чудо своими руками»

 

 

 

 

Автор – составитель

Русина Г.В., учитель начальных классов МОУ «Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 с. Таштып  2021г.

 

                                                                            «Чем больше мастерство в детской руке,

                                                                           Тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере

                                                                           Того, как совершенствуется мастерство, но и

                                                                            Мастерство черпает свои силы в разуме…»

                                                                             В. Сухомлинский.

 

 

                                                Пояснительная записка.

 

        Декоративно-прикладное искусство - удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность - чем большее красивых и нужных вещей продают в магазин, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые.

       В отличии от традиционного учебного предмета « Трудовое обучение» данный курс программы «Сотворим чудо своими руками»» закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно- нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическим знаниями, умениями и навыками.

         Программа дополнительного образования « волшебные ручки» является модифицированной программой, созданной на основе программ  по трудовому обучению младших школьников Геронимус Т.М. и Лутцевой Е.А. В содержании представленных разработок уроков технологии и художественного труда были заменены разделы:

 Работа с деревом (поделка деревянных игрушек, сувениров, предметов быта);

Работа с глиной (создание декоративных украшений, игрушек- сувениров, посуды);

Вязание крючком и спицами (вязание из синтетической пряжи, в изготовлении предметов быта, декоративных игрушек). Добавлены разделы по модульному оригами и торцеванию.

     Данная программа « Умелые ручки» по содержанию, тематической направленности является культурологической; по функциональному представлению -  образовательной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - четырехгодичной.

       Программа носит интегрированный характер. Интеграция заключатся в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

       В связи с эти целью данного курса является:

 

Цель: Формирование творческих способностей обучающихся путем создания условий для самореализации личности.

Задачи программы:

Обучающие:

  • обучить приемам работы с различными материалами.
  • Формировать навыки работы с нужными инструментами и  приспособлениями при обработке различных материалов.
  • Приобретать навыки учебно-исследовательской работы.
  • Овладеть элементарными обобщенными технико-технологическими,

организационно- экономическими знаниями.

 

Развивающие:

  • Развивать личностные качества, интеллект и творческие способности.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать умения ориентироваться в проблемных ситуациях.
  • Формировать эстетический и художественный вкус.

Воспитывающие:

  • Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.
  • Осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников.
  •   Воспитывать разумное отношение к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважение к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
  • Воспитывать нравственные качества детей.

 

    Содержание курса рассматривается не как самоцель, а прежде всего как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технологических умений, основ проектной деятельности. Обучение проводится в двух направлениях:

·     Усвоение теоретических знаний;

·     Формирование практических навыков.

В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа курса рассчитана на 72 часа. Периодичность занятий 2 раза в неделю с делением на подгруппы.

       В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения, связанные с обработкой материалов (технологические операции и приемы разметки, разделение заготовки на части, формообразования, сборки, отделки).

       Так как программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению  и углублению знаний, умений и навыков, то знания  для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности.

        Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий.

         Учитывая возрастные особенности шестилетних детей, которые ближе к дошкольникам, больше внимания уделено эмоционально-личностному компоненту, воспитанию в каждом ученике веры в свои возможности, потребности в созидании не только для себя, но и для других, раскрытию красоты окружающего мира. Учтены также требования адаптационного периода: освоение материала курса в течение первых недель обучения осуществляется в процессе экскурсий, прогулок, игр на воздухе.

          Уникальность системы дополнительного образования состоит в ее вариативности по отношению к процессу программирования образовательной деятельности детей. На занятиях творческого объединения учитываются психофизические особенности воспитанников коррекционно-развивающегося обучения ( 7-8 вида)  по принципу индивидуально- личностного подхода.

          Региональный компонент в курсе реализуется через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Это могут быть реальные исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанной с ремеслами и промыслами народов Хакасии

 

        

 

 

 Формы  контроля:

        Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • Качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и работы в целом;
  • Степень самостоятельности;
  • Уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на занятии, его творческим находкам в процессе наблюдений и самореализации.

          Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выполнение лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

       Проводимый в конце учебного  года итоговый тест дает возможность педагогу оценивать теоретические знания обучающихся в различных областях декоративно-прикладного искусства..

             

      Что нужно знать и уметь учащиеся в результате обучения

      В 1 году обучения:

Иметь представление:

  • О роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
  • О некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
  • О том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит вред.

Знать:

  • Что такое деталь (составная часть изделия);
  • Что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и  многодетальными;
  • Какое соединение называют неподвижным;
  • Виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клей), их свойства и названия - на уровне общего представления;
  • Последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • Способы разметки: сгибанием, по шаблону;
  • Способы соединения с помощью клея;
  • Виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
  • Названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;

Уметь:

·       Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

·       Различать материалы и инструменты по их назначению;

·       Различать материалы по их назначению;

·       Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

·        Качественно выполнять изученные операции  и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;

·       Использовать для сушки плоских изделий пресс;

·       Безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

Общетрудовые умения:

Под контролем педагога:

  • Рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом.

С помощью учителя:

  • Проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон,

образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие.

При поддержке педагога и одноклассников самостоятельно справлять с доступными практическими заданиями.

 

                                   2 год обучения:

Иметь представление:

  •  
  • Об истории освоения и взаимном влиянии природы и человека, о ремеслах, ремесленниках и технологии выполнения ручных ремесленных работ;
  • О проектной деятельности в целом и ее основных этапах;
  • О понятиях конструкция ( простая и сложная, однодетальная и многодетальная),;

 

 

Знать:

  • Названия ремесел своей местности, их особенности и истории;
  • Названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
  • Неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клей и нитки; подвижный – проволока, нитки, тонкие веревочки);
  • Технологические операции и их последовательность: разметка, вырезывание, сборка, отделка;
  • Линии чертежа ( линия контура и надреза, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  • Названия, устройство и назначение контрольно-измерительных инструментов (линейка, циркуль, угольник);

Уметь:

  • С помощью педагога разрабатывать несложные тематические проекты (от идеи до разработки замысла) и самостоятельно их реализовывать (индивидуально и коллективно), читать простейший чертеж ( эскиз)
  • Выполнять разметку с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  • Выполнять практическую работу с опорой на чертеж, инструкционную карту;
  • Определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения;
  • Оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
  • Решать несложные конструкторско-технические задачи;
  • Изготавливать несложные макеты.

Общетрудовые умения:

 

Самостоятельно:

  • Организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы;
  • Экономно размечать несколько деталей на заготовке;
  • Контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом с помощью шаблона, линейки, угольника, циркуля;
  • Справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец

 

  С помощью учителя:

  • Проводить коллективное обсуждение предложенных педагогом или возникших в ходе работы учебных проблем;
  • Выдвигать возможные способы их решения;
  • Доказывать свое мнение.

 

                                          

                                                             3 год обучения:

Иметь представление:

  • О способах получения искусственных и синтетических материалов;
  • О положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека  на окружающую среду;

Знать:

  • Названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов ( бумага, металлы, ткани);
  • Способы достижения прочности конструкций;
  • Последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных материалов;
  • Правила безопасности при работы с канцелярским ножом;
  • Косую строчку, ее варианты, назначение;
  • Профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии относится.

Уметь:

  • Под руководством педагога коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
  • Читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
  • Соблюдать последовательность выполнения разметки разверток ( от габаритов - к деталям) и выполнять ее с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  • Выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж;
  • Подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
  • Оформлять изделия и соединять детали.

 

Общетрудовые умения:

 

Самостоятельно:

  • Анализировать, выделять известное и находить проблему, искать практическое решение проблемы;
  • Обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или замысла творческого проекта в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
  • Выполнять доступные практические задания с опорой на чертеж (эскиз), схему.

 

С помощью учителя:

  • Формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных педагогом или возникающих в ходе учебных проблем;
  • Выдвигать возможные способы их решения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

                                       СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

 

                                                            1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

 

1.Вводное занятие:

Цели и задачи, содержание занятий в кружке. Количество часов, время занятий. Правила

безопасности труда.

2.Работа с природным материалом:

Поделки из шишек ели и сонны, соединение деталей при помощи пластилина. Аппликация из семян растений, приклеивание при помощи пластилина.  

Практическое занятие:

•    Поделки из шишек (ежик, заяц, елка)

•    Аппликация из семян гороха, фасоли, клена.

3.Работа с бумагой:

Аппликация: предметная, многоцветная, декоративная, сюжетная. Открытки : комбинированные аппликации.

Оригами:  изготовление поделки под руководством учителя.

  Практическое занятие:

Отработка технических приемов.

Цветовое решение работы.

Выкраивание шаблонов.

Конструирование предметных форм и персонажей заданной формы.

4.Работа с пластилином:

 Объемные поделки из пластилина:

•    Овощи и фрукты.

•    Сказочные персонажи.

•     Посуда.

Практическое занятие:

Изготовление поделки под руководством учителя.

 5.Игрушки к новому году:

Значение новогодней игрушки . Способы изготовления.  Практическое занятие:

•     Игрушки из подручных материалов.

•     Бумага, фольга, коробки и т.д.

 6.Игрушки из бросового материала Конструирование из коробков.

Поделки из проволоки.

Ознакомление с бросовым материалом, его практическое применение.

Объемные игровые фигуры. Технологии конструировании предметных игрушек: собачка, крокодил, робот, машинка и т.д.

Особенности изготовления шаблонов.

Практическое занятие:

Анализ образцов. Выполнения сказочных и фантастических героев по своему желанию.

7.Работа с волокнистыми материалами.

Знакомство с производством изготовления ткани. Исследования  на свойства ткани и нити.

Практическое занятие:

·         Аппликация из ваты: предметная ( любое животное – по шаблону). Творческая работа - сюжетная работа.

8. Тестопластика

·         Знакомство с историей.

•    Знакомство с приемами работы.

•    Приемы окрашивания.

•    Приемы сушки готового изделия, Практическое занятие:

Изготовление плоских аппликаций после изучения отдельных видов работ с соленым тестом..

9. Работа с тканью.

Продолжить изучение изготовления ткани (окрашивание). Определение лицевой и изнаночной стороны. Знакомство с приемами переплетения нитей (полотняное).

Практическое занятие:

Сувениры из ниток при помощи шаблона. Объемные работы с использованием каркаса бросового материала.

Аппликация из ткани (предметная). Используя приемы аппликации из бумаги. 10.Сувениры.

Изготовление подарков к праздникам. Используя полученные знания подарки из различных материалов. Приветствуются творческие работы.

 

                                            2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

 

1. Работа с природным материалом.

Изготовление и аппликация изделия соломкой, композиция геометрического характера

Конструирование и изготовление изделия для аппликации его рисунком

анималистического характера.

Флористика - изготовление панно из сухих растений при помощи аппликации, изучение технологии работы с сухими растениями.

Практическое занятие:

Изготовление изделия по принципу мозаики.

2.Работа с бумагой.

Пластические свойства бумаги, технология изготовления рельефных и объемных форм. Различные виды гофрировки. Композиции из бумажных лент. Предметные конструкции из бумаги

Практические занятия:

Членение бумажной полосы простой гофрировки. Создание простых форм: гармошки.

полукруга, «Солнца». Техника исполнения веера из гофрировки и отдельных элементов

иве юное решение. Конструирование и формовка бумажной шапочки. Анализ готовых образцов.

З.Игрушки к новому году.

Знакомство с новыми приемами работы: вязание петель на кольце. Учащиеся должны

знать приемы утилизации отходов нитей и бумаги.

Практические занятия:

Изготовление игрушки для елки. Изготовление различных гирлянд, используя бросовый

материал.

4. Игрушки из бросового материала.

Закрепление знаний о бросовом материале, приемах хранения, практическое назначение изучаемого материала.

Практические занятия:

Игрушки из пуговиц и пластиковых бутылок. Закрепление техники безопасности при  работе

 с режущими инструментами.

5. Работа с волокнистыми материалами.

Знакомство с новым видом работы : аппликация из пуха. Приемы  работы. Изготовление объемных игрушек из ниток.

 Практическое занятие:

Изготовление предметной аппликации при помощи шаблона. Изготовление сюжетной аппликации по своему желанию.

6.Работа с различными материалами.

Знакомство со свойствами манки, кожи, гипса. Научить приемам  работы с новыми материалами. Познакомить с практическим применением новых материалов.

Практическое занятие:

 Изготовление панно из  кожи- работа в творческих группах. Изготовление сувениров из гипса. Цветовое решение. Творческие работы.

7.Работа с тканью.

Повторение  приемов работы при аппликации. Из истории украшения тканей, техника изготовления, народные промыслы, интерьер и его оформление. Знакомство с профессиями, связанными со швейным производством. Знакомство с материалами и инструментами для вышивки.

Практическое занятие:

Изготовление сюжетной аппликации из ткани. Знакомство с приемами вышивки путем  счетных  стежков. Вышивка творческой работы- салфетки.

8.Тестопластика.

Знакомство  с профессиями, связанными с изготовлением хлебобулочных изделий. Знакомство со скульптурой.

Практическое занятие:

Изготовление скульптурок на заданную тему, с использованием фольги. Правильная и сушка скульптурок, покрытие лаком.

9.Сувениры.

Изготовление подарков к праздникам, юбилеям, подготовка к научно - практической конференции.

Творческие работы.

 

 

 

                                          3 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

 

  1. Работа с природным материалом.

Аппликация  из соломки и бересты. Изделие с созданием композиции анимистического

актера. Аппликация в творчестве мастеров народных художественных промыслов.

Практическая  работа:

Конструирование и изготовление изделия для аппликации его рисунком анимистического

характера. Создание эскиза. Подготовка основы и перевод на нее рисунка. Исполнение

аппликации.

 

2.   Работа  с бумагой.

Полуобъемные и объемные работы. Общий принцип конструирования объема, его раскроя

и формовки.  Создание подвижных элементов. Роль аппликативных материалов в

декорировании.

Практическое занятие:

Анализ готовых материалов вспомогательного иллюстративного материала. Выбор

изобразительного и пластического решения изделий. Раскрой, формовка и крепление

изделий.  Создание из бумаги декорационных  форм..

3.Работа с тканью.

Пошив салфеток, прихваток. Рекомендации по выбору ткани, пошиву и оформлению салфетки, прихватки. Раскладка лекал на ткани и раскрой по готовым лекалам

Последовательность технологической обработки. Просмотр готовых изделий, оценка качества работ.

Практическое занятие:

Выбор ткани для изготовления салфетки, прихватки. Раскрой. Сметывание деталей прихватки. Пошив. Вывертывание прихватки. Оформление работ.

4.Вышивка.

Тематические беседы о вышивках. Знакомство с национальной вышивкой. Встреча с живыми носительницами национальной культуры (в частности вышивки). Знакомство с новым видом вышивки - крестик. Составление узора.

Практическое занятие:

Составление узора с национальным орнаментом. Выполнение узора вышивки. Вышивка рисунка по клеточкам - крестиком. Творческая работа.

5. Тестопластика

Научить составлять композиции, соотносить пропорции. Знакомство с профессией скульптора.

Практическое занятие:

Составление композиции. Изготовление композиции. Сушка. Покрытие лаком. 6.Бисероплетение.

Знакомство с новым видом рукоделия. История бисероплетения. Виды бисера, ниток,  советы для начинающих. Основные приемы плетения. Параллельное плетение.

Практическое занятие:

Чтение  схем. Плетение цепочек. Составление схем для фенечки с использованием цветовой  гаммы. Плетение фенечки. Плетение цветов, составление из них букетика. Составление   букета.

7. Работа из различных материалов.

Работа  с кожей. Свойства кожи и коже заменителя. Приемы работы с ними. Термообработка кожи. Инструменты для работы.

Практическое  занятие:

Изготовление  пояса из коже заменителя. Детали изготавливаются по шаблону и собираются  гирлянда. Изготовление из кожи розы: изготовление по шаблону лепестков, термообработка, сборка при помощи клея «Момент».

Практическое  занятие:

Изготовление  игрушек из обрезков поролона, губки, детали соединяются бросовым сериалом    проволокой. Изготовление домашних животных: поросенок, кошечка, изготовление  игрушек из пенопласта; змейка из гранул пенопласта - соединение проволокой. Творческая работа - украшение из шариков пенопласта.

 8. Техническое творчество.

Мебель. Изготовление моделей и новых конструкций мебели имеет большое воспитательное значение, знакомство с различными профессиями, производством. Строительные  сооружения. Общие сведения о строительных сооружениях, их назначение, особенностях и отличиях.

 

Практическое  занятие:

Изготовление  мебели из тонкого картона. Конструкция должна быть жесткой. Работа производится с  помощью развертки. Для строительных сооружений используют  плотную разноцветную  бумагу и тонкий картон. Изготовление по чертежам. Сборка. Оформление.

9. Сувениры.

Изготовление подарков к праздникам, юбилеям. Подготовка к районным мероприятиям.

Практическое занятие:

Творческие работы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

1 год обучения

№ п\п

Наименование разделов. наименованием тем

общее количество часов

в том числе

теория

практика

  1.  

Вводное занятие

1

1

 

  1.  

Работа с природным материалом

5

2

3

  1.  

Работа с пластилином

7

2

5

  1.  

Работа с бумагой:

    • аппликация
    • оригами
    • торцевание

 

4

8

3

 

1

3

1

 

3

5

2

  1.  

Игрушки к новому году

6

2

4

  1.  

Игрушки из бросового материала

10

3

7

  1.  

Работа с тканью

9

4

5

  1.  

Бисероплетение

9

4

5

  1.  

Сувениры

8

2

6

  1.  

Итоговое занятие

2

1

1

  1.  

ИТОГО

72

26

46

 

 

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

 

Знания:

  • название и свойство материалов
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений
  • правила техники безопасности труда и личной гигиены при обработке различных видов материалов
  • приемы разметки и способы сборки изделий и заготовок
  • приемы разметки и способы сборки изделий и заготовок

Умения:

  • применять по назначению инструменты и приспособления для обработки материалов
  • владеть простейшими приемами обработки материалов
  • уметь проектировать и составлять простейшие композиции по заданной теме, под руководством педагога.

 

2 год обучения

 

 

№ п\п

Наименование разделов. наименованием тем

общее количество часов

в том числе

теория

практика

  1.  

Вводное занятие

1

1

 

  1.  

Работа с природным материалом

8

2

6

  1.  

Работа с бумагой:

19

6

13

  1.  

Игрушки из бросового материала

4

1

3

  1.  

Работа с тканью

5

2

3

  1.  

Вышивка

4

1

3

  1.  

Бисероплетение

7

3

4

  1.  

Поделки из кожи

3

1

2

  1.  

Поделки из гипса

3

1

2

  1.  

Тестопластика

6

2

4

  1.  

Сувениры

10

3

7

  1.  

Итоговое занятие

2

2

 

  1.  

итого

72

25

47

 

 

                                                         3 год обучения

 

№ п\п

Наименование разделов. наименованием тем

общее количество часов

в том числе

теория

практика

  1.  

Вводное занятие

1

1

 

  1.  

Работа с природным материалом

8

4

4

  1.  

Работа с бумагой:

19

7

12

  1.  

Игрушки из бросового материала

4

2

2

  1.  

Работа с тканью

5

2

3

  1.  

Вышивка

5

2

3

  1.  

Бисероплетение

7

3

4

  1.  

Техническое творчество

3

1,5

1,5

  1.  

Поделки из кожи

3

1

2

  1.  

Тестопластика

6

2

4

  1.  

Сувениры

10

3

7

  1.  

Итоговое занятие

1

1

 

  1.  

Итого

72

29.5

42.5

 

 

 


                                     КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2011-2012 учебный год

Тема

раздела

Тема

занятия

Формы и методы

Вид

контроля

Дата

По плану

По

факту

1

Вводное занятие

Вводное занятие

Беседа

Словесная

беседа

сентябрь

 

2

Работа с природным материалом

Аппликация из семян клена.

Солнышко.

Практическая, индивидуальная

выставка

сентябрь

 

3

Работа с природным материалом

Аппликация из листьев.

Дары природы.

Самостоятельная, игровая

опрос

сентябрь

 

4

Работа с природным материалом

Аппликация из листьев.

Мышка.

Самостоятельная работа, работа в парах

выставка

сентябрь

 

5

Работа с природным материалом

Аппликация из листьев.

Аквариум.

Практическая работа

выставка

сентябрь

 

6

Работа с природным материалом

Конструирование из природного материала. Цветы.

Творческая работа, игра путешествие.

выставка

сентябрь

 

7

Работа с пластилином

Пластилин.

Волшебник.

беседа

беседа

сентябрь

 

8

Работа с пластилином

«Рисунки» жгутиками из пластилина.

«Радуга»

Практическая работа, групповая.

выставка

сентябрь

 

9

Работа с пластилином

«Рисунки» жгутиками из пластилина

Цветик-семицветик

Практическая работа, работа в парах.

выставка

сентябрь

 

10

Работа с пластилином

Лепка из  отдельных частей.

Игрушки.

Практическая работа, наглядные методы.

выставка

октябрь

 

11

Работа с пластилином

Рисунки пластилином

творческая работа

нанесение рисунка.

Творческая работа, КВН.

опрос

октябрь

 

12

Работа с пластилином

Рисунки пластилином. Творческая работа. Работа пластилином  .

Творческая

 работа, наглядные методы.

опрос

октябрь

 

13

Работа с пластилином

Рисунки пластилином. Творческая работа Оформление..

Творческая работа, игровые методы.

выставка

октябрь

 

14

Работа с бумагой:

 

Оригами

« Кораблик»

Практическая работа, индивидуальные работы.

выставка

октябрь

 

 

15

 

Работа с бумагой:

 

Оригами «Самолетик»

Практическая работа, игровые методы.

выставка

октябрь

 

16

Работа с бумагой:

 

Оригами «Рыбка»

Практическая работа, наглядные методы.

выставка

октябрь

 

17

Работа с бумагой:

 

Оригами «Бабочка»

Практическая работа, словесные методы.

выставка

октябрь

 

18

Работа с бумагой:

 

Оригами «Снежинка»

Практическая работа, игровые методы.

выставка

октябрь

 

19

Работа с бумагой:

 

оригами «Поросенок» изготовление деталей.

Практическая работа

беседа

ноябрь

 

20

Работа с бумагой:

 

оригами «Поросенок» оформление

Практическая работа, индивидуальные работы.

выставка

ноябрь

 

21

Работа с бумагой:

 

Оригами «Бабочка на цветке»

Самостоятельная работа

выставка

ноябрь

 

22

Работа с бумагой:

 

Аппликация из салфеток «Снеговик»

Творческая работа, групповая работа.

выставка

ноябрь

 

23

Работа с бумагой:

 

Аппликация из геометрических фигур.

прямоугольник

Самостоятельная работа, наглядные методы.

опрос

ноябрь

 

24

Работа с бумагой:

 

Аппликация из  геометрических фигур.

Окружность.

Самостоятельная работа, наглядные методы.

беседа

ноябрь

 

25

Работа с бумагой:

 

Аппликация из геометрических фигур.

Треугольник.

Самостоятельная работа, словесные методы.

выставка

ноябрь

 

26

Работа с бумагой:

 

Торцевание «Снеговик».

Изготовление туловища.

Практическая работа, работа в парах.

дискуссия

ноябрь

 

27

Работа с бумагой:

 

Торцевание «Снеговик».

Изготовление головы.

Практическая работа, работа в парах.

беседа

декабрь

 

28

Работа с бумагой:

 

Торцевание «Снеговик».

Оформление.

Практическая работа, работа в парах.

выставка

декабрь

 

29

сувенир

 

Сувенир «Новый год»

Творческая работа, игра путешествие.

выставка

декабрь

 

 

30

Игрушки к новому году

«Елочка»

Практическая работа, наглядные методы.

выставка

декабрь

 

31

Игрушки к новому году

«Шар»

Практическая работа наглядные методы.

выставка

декабрь

 

32

Игрушки к новому году

«Снегурочка»

Практическая работа наглядные методы.

выставка

декабрь

 

33

Игрушки к новому году

 «Дед Мороз»

Практическая работа наглядные методы.

выставка

декабрь

 

34

Игрушки к новому году

 «Гирлянда»

Изготовление деталей.

Практическая работа наглядные методы.

беседа

декабрь

 

35

Игрушки к новому году

«Гирлянда»

Сборка.

Практическая работа наглядные методы.

выставка

декабрь

 

36

Контрольная  работа за 1 полугодие

Контрольная  работа за 1 полугодие.

тестирование

тест

декабрь

 

37

Игрушки из бросового материала

Карандашница

Изготовление деталей.              

Творческая работа, игра путешествие.

беседа

январь

 

38

Игрушки из бросового материала

Карандашница

Сборка.

Творческая работа,  игра путешествие.

выставка

январь

 

39

Игрушки из бросового материала

Собачка.

Подбор материала. Составление эскиза.

Творческая работа, игра путешествие.

диалог

январь

 

40

Игрушки из бросового материала

Собачка.

Изготовление деталей.

Сборка.

Творческая работа, словесные методы.

опрос

январь

 

41

Игрушки из бросового материала

Собачка.

Оформление.

Творческая работа, игра путешествие.

выставка

январь

 

42

Игрушки из бросового материала

Робот.

Подбор материала. Составление эскиза.

Творческая работа, игра путешествие.

беседа

февраль

 

43

Игрушки из бросового материала

Робот.

Изготовление туловища.

Творческая работа, игра путешествие.

беседа

февраль

 

44

Игрушки из бросового материала

Робот.

Изготовление рук, ног.

Творческая работа, игра путешествие.

опрос

февраль

 

 

45

Игрушки из бросового материала

 

Робот.

Сборка.

Творческая работа, игра путешествие.

опрос

февраль

 

46

Игрушки из бросового материала

Робот.

Оформление.

Творческая работа, игра путешествие.

выставка

февраль

 

47

сувенир

Сувенир ко дню святого Валентина.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Творческая работа, игровые методы.

выставка

февраль

 

48

сувенир

Сувенир к 23 февраля.

Творческая работа, игровые методы.

опрос

март

 

49

сувенир

Сувенир к 23 февраля.

Оформление.

Творческая работа, игровые методы.

выставка

март

 

50

Работа с тканью

Игрушки из ниток.

Практическая работа

беседа

март

 

51

Работа с тканью

Игрушки из ниток.

Оформление.

Практическая работа, словесные методы.

выставка

март

 

52

сувенир

Подарок маме.

Творческая работа, словесные методы.

опрос

март

 

53

сувенир

Подарок маме.

Оформление.

Творческая работа

выставка

март

 

54

Работа с тканью

Куклы из ткани.

Домашняя масленица.

Практическая работа, групповая работа.

диалог

март

 

55

Работа с тканью

Куклы из ткани.

Домашняя масленица.

Оформление.

 

Практическая работа, групповая работа.

выставка

март

 

56

Работа с тканью

Кукла  «сударушка»

Практическая работа, индивидуальная работа.

опрос

март

 

57

Работа с тканью

Кукла  «сударушка»

Оформление.

Практическая работа, индивидуальная работа.

выставка

апрель

 

58

Работа с тканью

Кукла «берегиня».

Подбор ткани. Изготовление деталей.

Практическая работа, работа в паре.

беседа

апрель

 

59

Работа с тканью

Кукла «берегиня».

Сборка.

Практическая работа, работа в паре.

беседа

апрель

 

 

60

 

Работа с тканью

Кукла «берегиня» Оформление.

Практическая работа, работа в паре.

выставка

апрель

 

61

Бисероплетение

Бисероплетение.

Бабочка. Изготовление крыльев.

Практическая работа, словесно – наглядные.

опрос

апрель

 

62

Бисероплетение

Бисероплетение.

Бабочка. Изготовление туловища. Сборка.

Практическая работа, словесно – наглядные.

выставка

апрель

 

63

сувенир

Сувенир к пасхе

Творческая работа, игра путешествие.

выставка

апрель

 

64

Бисероплетение

Бисероплетение.

Колокольчик.

Подбор бисера. Изготовление стебля

Практическая работа, словесно – наглядные.

беседа

апрель

 

65

Бисероплетение

Бисероплетение.

Колокольчик. Изготовление цветка.

Практическая работа,  словесно – наглядные.

беседа

апрель

 

66

Бисероплетение

Бисероплетение.

Колокольчик.

Изготовление листика. Сборка.

Практическая работа, словесно – наглядные.

выставка

май

 

67

Бисероплетение

Бисероплетение.

Проектная работа. Составление плана. Подбор материала.

Творческая работа, проект.

беседа

май

 

68

Бисероплетение

Бисероплетение. Проектная работа. Изготовление деталей.

Творческая работа, проект.

беседа

май

 

69

сувенир

Подарок ветерану.

Творческая работа, словесно – наглядные.

беседа

май

 

70

Бисероплетение

Бисероплетение. Проектная работа. Оформление.

Творческая работа, игровые методы.

выставка

май

 

71

Бисероплетение

Бисероплетение Проектная работа. Защита.

Творческая работа, проект.

Защита проекта

май

 

72

Тестирование.

Тестирование.

тест

тест

май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  РЕЦЕНЗИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»,

составленной Русиной Галиной Васильевной,

учителем начальных классов

МБОУ «Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2»

 

 

 

Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого года обучения. В репродуктивном ключе строится только освоение технологических приемов и операций. Умение открывать знания и пользоваться различного рода источниками информации для жизни гораздо важнее,  чем просто запоминать и накапливать знания. Успешность движения детей от незнания к знанию. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки своего учебного труда: знаю, понимаю, могу.

Программа «Умелые ручки» представляет собой комплект методических материалов, подготовленный на основе анализа, обобщения и систематизации значительного по объёму и интересного по содержанию и методической направленности практического опыта работы педагога с детьми младшего школьного возраста. Программа представляет собой развёрнутое описание процесса обучения рукоделию, начиная с обоснования целей и значимости обучения, заканчивая конкретными методическими указаниями по организации взаимодействия педагога с учениками, и тем самым является целостным и грамотно составленным руководством, которое может быть использовано коллегами.

Программа хорошо структуирована, содержит все необходимые разделы, назначение каждого соответствует общей цели пособия.  В пояснительной записке представлены цели и задачи обучения, в описании которых выделяется  УУД, метопредметные связи, что позволяет говорить о реализации данной пограммы в рамках реализации ФГОСов.

           Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, - продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования и т.д.). с их помощью педагога ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т.е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого занятия строятся так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся.

          В программе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом – уровень ремесла и уровень мастерства.

           Первый – репродуктивный – благодаря системе концентричного предъявления материала, связанного с технологическими операциями и приемами, обеспечивает их последовательное усвоение и отработку. Важной составной частью практических работ являются пробные поисковые упражнения по «открытию» и освоению программных технологических приемов и операций, конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых изделий и являются залогом качественного выполнения всей работы. Они предлагаются на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторского - технологической проблемы, выявленной в результате анализа главным образом предложенного образца изделия.

            Второй – творческий - предполагает использование методики, стимулирующей поиск и самостоятельное решение конструкторско-технологических задач и проблем, опору на личный опыт учащихся и иллюстративный материал, систему вопросов и заданий, активизирующих познавательную поисковую ( в том числе проектную) деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать результаты и искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем.

          Программа реализует следующие типы занятий и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний; урок-экскурсия, урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности. Она предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи и разработки замысла изделия до практической реализации задуманного. В начальной школе учащиеся овладеют азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера – как обучающихся, так и творческих, их тематику предлагает педагог либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.

В целом программа «Умелые ручки» является нормативно- методическим документом, имеющим практическое значение, отвечает основным требованиям, предъявляемым к методическим материалам подобного назначения, может быть рекомендована к использованию в учебно- воспитательном процессе.                                         

Заместитель директора по учебной работе                                  /Лебедева Л.К./

                                 Список литературы

1.                  Выгонов В.В. “Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели”. М.: Первое сентября, 2002

2.                  Долженко Г.И.“100 оригами” . Ярославль: Академия холдинг, 2003.

3.                  Сержантова Т.Б.“Оригами для всей семьи”. М.: Айрес-пресс, 2003

4.                  Соколова С.В. “Игрушки и забавы. Оригами”. С.-Пб.: Нева, 2003

5.                  Соколова С.В. “Театр оригами. Теремок”. С.-Пб.: Нева, 2003

6.                  Проснякова Т.Н.“Уроки мастерства”. М.:Учебная литература, 2003

7.                  Цирулик Н.А.,Хлебникова С.И.“Твори. Выдумывай. Пробуй”. Самара: Корп. Федоров, 2004

8.                   “100 игрушек из бумаги”. С.-Пб.: Дельта. Кристалл, 2000

9.                  “Снежинки. Вырезалочка”. М.: Омега, 2002

10.              “Детская энциклопедия животных. Узнай. Сделай. Поиграй.”. Перевод с немецкого Н. Лебедевой . М.: Олма-Пресс, 2002

11.               Бахметьев А.  Т. Кизяков Оч. умелые ручки.

12.              Гудилина С.И. Чудеса своими руками.

13.              Геронимус Т.Н. 150 уроков труда в 1-4 классах: методические рекомендации 1997г.

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2»

Чем больше мастерство в детской руке,

Чем больше мастерство в детской руке,

Программа носит интегрированный характер

Программа носит интегрированный характер

Усвоение теоретических знаний; ·

Усвоение теоретических знаний; ·

Степень самостоятельности;

Степень самостоятельности;

Названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;

Названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;

Неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клей и нитки; подвижный – проволока, нитки, тонкие веревочки);

Неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клей и нитки; подвижный – проволока, нитки, тонкие веревочки);

Профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии относится

Профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии относится

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 1

Приемы сушки готового изделия,

Приемы сушки готового изделия,

Работа с различными материалами

Работа с различными материалами

Выбор тка ни для изготовления салфетки, прихватки

Выбор тка ни для изготовления салфетки, прихватки

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 год обучения № п\п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 год обучения № п\п

Умения: применять по назначению инструменты и приспособления для обработки материалов владеть простейшими приемами обработки материалов уметь проектировать и составлять простейшие композиции по заданной теме, под…

Умения: применять по назначению инструменты и приспособления для обработки материалов владеть простейшими приемами обработки материалов уметь проектировать и составлять простейшие композиции по заданной теме, под…

Вышивка 5 2 3

Вышивка 5 2 3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 201 1 -2012 учебный год №

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 201 1 -2012 учебный год №

Работа с пластилиномЛепка из отдельных частей

Работа с пластилиномЛепка из отдельных частей

Оригами «Бабочка» Практическая работа, словесные методы

Оригами «Бабочка» Практическая работа, словесные методы

Работа с бумагой: Торцевание «Снеговик»

Работа с бумагой: Торцевание «Снеговик»

Карандашница Изготовление деталей

Карандашница Изготовление деталей

Робот. Оформление. Творческая работа, игра путешествие

Робот. Оформление. Творческая работа, игра путешествие

Работа с тканьюКукла «сударушка»

Работа с тканьюКукла «сударушка»

Подбор бисера. Изготовление стебля

Подбор бисера. Изготовление стебля

Бисероплетение Бисероплетение

Бисероплетение Бисероплетение

РЕЦЕНЗИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

РЕЦЕНЗИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, - продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования и т

Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, - продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования и т

Она предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи и разработки замысла изделия до практической реализации задуманного

Она предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи и разработки замысла изделия до практической реализации задуманного

Геронимус Т.Н. 150 уроков труда в 1-4 классах: методические рекомендации 1997г

Геронимус Т.Н. 150 уроков труда в 1-4 классах: методические рекомендации 1997г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2021