Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2»
ПРОГРАММА КУРСОВ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Сотворим чудо своими руками»
Автор – составитель
Русина Г.В., учитель начальных классов МОУ «Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2».
с. Таштып 2021г.
«Чем больше мастерство в детской руке,
Тем умнее ребенок. Силы ума крепнут по мере
Того, как совершенствуется мастерство, но и
Мастерство черпает свои силы в разуме…»
В. Сухомлинский.
Пояснительная записка.
Декоративно-прикладное искусство - удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность - чем большее красивых и нужных вещей продают в магазин, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые.
В отличии от традиционного учебного предмета « Трудовое обучение» данный курс программы «Сотворим чудо своими руками»» закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно- нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическим знаниями, умениями и навыками.
Программа дополнительного образования « волшебные ручки» является модифицированной программой, созданной на основе программ по трудовому обучению младших школьников Геронимус Т.М. и Лутцевой Е.А. В содержании представленных разработок уроков технологии и художественного труда были заменены разделы:
Работа с деревом (поделка деревянных игрушек, сувениров, предметов быта);
Работа с глиной (создание декоративных украшений, игрушек- сувениров, посуды);
Вязание крючком и спицами (вязание из синтетической пряжи, в изготовлении предметов быта, декоративных игрушек). Добавлены разделы по модульному оригами и торцеванию.
Данная программа « Умелые ручки» по содержанию, тематической направленности является культурологической; по функциональному представлению - образовательной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - четырехгодичной.
Программа носит интегрированный характер. Интеграция заключатся в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
В связи с эти целью данного курса является:
Цель: Формирование творческих способностей обучающихся путем создания условий для самореализации личности.
Задачи программы:
Обучающие:
организационно- экономическими знаниями.
Развивающие:
Воспитывающие:
Содержание курса рассматривается не как самоцель, а прежде всего как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технологических умений, основ проектной деятельности. Обучение проводится в двух направлениях:
· Усвоение теоретических знаний;
· Формирование практических навыков.
В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа курса рассчитана на 72 часа. Периодичность занятий 2 раза в неделю с делением на подгруппы.
В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения, связанные с обработкой материалов (технологические операции и приемы разметки, разделение заготовки на части, формообразования, сборки, отделки).
Так как программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то знания для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности.
Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий.
Учитывая возрастные особенности шестилетних детей, которые ближе к дошкольникам, больше внимания уделено эмоционально-личностному компоненту, воспитанию в каждом ученике веры в свои возможности, потребности в созидании не только для себя, но и для других, раскрытию красоты окружающего мира. Учтены также требования адаптационного периода: освоение материала курса в течение первых недель обучения осуществляется в процессе экскурсий, прогулок, игр на воздухе.
Уникальность системы дополнительного образования состоит в ее вариативности по отношению к процессу программирования образовательной деятельности детей. На занятиях творческого объединения учитываются психофизические особенности воспитанников коррекционно-развивающегося обучения ( 7-8 вида) по принципу индивидуально- личностного подхода.
Региональный компонент в курсе реализуется через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Это могут быть реальные исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанной с ремеслами и промыслами народов Хакасии
Формы контроля:
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются по следующим критериям:
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на занятии, его творческим находкам в процессе наблюдений и самореализации.
Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выполнение лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
Проводимый в конце учебного года итоговый тест дает возможность педагогу оценивать теоретические знания обучающихся в различных областях декоративно-прикладного искусства..
Что нужно знать и уметь учащиеся в результате обучения
В 1 году обучения:
Иметь представление:
Знать:
Уметь:
· Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
· Различать материалы и инструменты по их назначению;
· Различать материалы по их назначению;
· Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
· Качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
· Использовать для сушки плоских изделий пресс;
· Безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
Общетрудовые умения:
Под контролем педагога:
С помощью учителя:
образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие.
При поддержке педагога и одноклассников самостоятельно справлять с доступными практическими заданиями.
2 год обучения:
Иметь представление:
Знать:
Уметь:
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
С помощью учителя:
3 год обучения:
Иметь представление:
Знать:
Уметь:
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
С помощью учителя:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.Вводное занятие:
Цели и задачи, содержание занятий в кружке. Количество часов, время занятий. Правила
безопасности труда.
2.Работа с природным материалом:
Поделки из шишек ели и сонны, соединение деталей при помощи пластилина. Аппликация из семян растений, приклеивание при помощи пластилина.
Практическое занятие:
• Поделки из шишек (ежик, заяц, елка)
• Аппликация из семян гороха, фасоли, клена.
3.Работа с бумагой:
Аппликация: предметная, многоцветная, декоративная, сюжетная. Открытки : комбинированные аппликации.
Оригами: изготовление поделки под руководством учителя.
Практическое занятие:
Отработка технических приемов.
Цветовое решение работы.
Выкраивание шаблонов.
Конструирование предметных форм и персонажей заданной формы.
4.Работа с пластилином:
Объемные поделки из пластилина:
• Овощи и фрукты.
• Сказочные персонажи.
• Посуда.
Практическое занятие:
Изготовление поделки под руководством учителя.
5.Игрушки к новому году:
Значение новогодней игрушки . Способы изготовления. Практическое занятие:
• Игрушки из подручных материалов.
• Бумага, фольга, коробки и т.д.
6.Игрушки из бросового материала Конструирование из коробков.
Поделки из проволоки.
Ознакомление с бросовым материалом, его практическое применение.
Объемные игровые фигуры. Технологии конструировании предметных игрушек: собачка, крокодил, робот, машинка и т.д.
Особенности изготовления шаблонов.
Практическое занятие:
Анализ образцов. Выполнения сказочных и фантастических героев по своему желанию.
7.Работа с волокнистыми материалами.
Знакомство с производством изготовления ткани. Исследования на свойства ткани и нити.
Практическое занятие:
· Аппликация из ваты: предметная ( любое животное – по шаблону). Творческая работа - сюжетная работа.
8. Тестопластика
· Знакомство с историей.
• Знакомство с приемами работы.
• Приемы окрашивания.
• Приемы сушки готового изделия, Практическое занятие:
Изготовление плоских аппликаций после изучения отдельных видов работ с соленым тестом..
9. Работа с тканью.
Продолжить изучение изготовления ткани (окрашивание). Определение лицевой и изнаночной стороны. Знакомство с приемами переплетения нитей (полотняное).
Практическое занятие:
Сувениры из ниток при помощи шаблона. Объемные работы с использованием каркаса бросового материала.
Аппликация из ткани (предметная). Используя приемы аппликации из бумаги. 10.Сувениры.
Изготовление подарков к праздникам. Используя полученные знания подарки из различных материалов. Приветствуются творческие работы.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
1. Работа с природным материалом.
Изготовление и аппликация изделия соломкой, композиция геометрического характера
Конструирование и изготовление изделия для аппликации его рисунком
анималистического характера.
Флористика - изготовление панно из сухих растений при помощи аппликации, изучение технологии работы с сухими растениями.
Практическое занятие:
Изготовление изделия по принципу мозаики.
2.Работа с бумагой.
Пластические свойства бумаги, технология изготовления рельефных и объемных форм. Различные виды гофрировки. Композиции из бумажных лент. Предметные конструкции из бумаги
Практические занятия:
Членение бумажной полосы простой гофрировки. Создание простых форм: гармошки.
полукруга, «Солнца». Техника исполнения веера из гофрировки и отдельных элементов
иве юное решение. Конструирование и формовка бумажной шапочки. Анализ готовых образцов.
З.Игрушки к новому году.
Знакомство с новыми приемами работы: вязание петель на кольце. Учащиеся должны
знать приемы утилизации отходов нитей и бумаги.
Практические занятия:
Изготовление игрушки для елки. Изготовление различных гирлянд, используя бросовый
материал.
4. Игрушки из бросового материала.
Закрепление знаний о бросовом материале, приемах хранения, практическое назначение изучаемого материала.
Практические занятия:
Игрушки из пуговиц и пластиковых бутылок. Закрепление техники безопасности при работе
с режущими инструментами.
5. Работа с волокнистыми материалами.
Знакомство с новым видом работы : аппликация из пуха. Приемы работы. Изготовление объемных игрушек из ниток.
Практическое занятие:
Изготовление предметной аппликации при помощи шаблона. Изготовление сюжетной аппликации по своему желанию.
6.Работа с различными материалами.
Знакомство со свойствами манки, кожи, гипса. Научить приемам работы с новыми материалами. Познакомить с практическим применением новых материалов.
Практическое занятие:
Изготовление панно из кожи- работа в творческих группах. Изготовление сувениров из гипса. Цветовое решение. Творческие работы.
7.Работа с тканью.
Повторение приемов работы при аппликации. Из истории украшения тканей, техника изготовления, народные промыслы, интерьер и его оформление. Знакомство с профессиями, связанными со швейным производством. Знакомство с материалами и инструментами для вышивки.
Практическое занятие:
Изготовление сюжетной аппликации из ткани. Знакомство с приемами вышивки путем счетных стежков. Вышивка творческой работы- салфетки.
8.Тестопластика.
Знакомство с профессиями, связанными с изготовлением хлебобулочных изделий. Знакомство со скульптурой.
Практическое занятие:
Изготовление скульптурок на заданную тему, с использованием фольги. Правильная и сушка скульптурок, покрытие лаком.
9.Сувениры.
Изготовление подарков к праздникам, юбилеям, подготовка к научно - практической конференции.
Творческие работы.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Аппликация из соломки и бересты. Изделие с созданием композиции анимистического
актера. Аппликация в творчестве мастеров народных художественных промыслов.
Практическая работа:
Конструирование и изготовление изделия для аппликации его рисунком анимистического
характера. Создание эскиза. Подготовка основы и перевод на нее рисунка. Исполнение
аппликации.
2. Работа с бумагой.
Полуобъемные и объемные работы. Общий принцип конструирования объема, его раскроя
и формовки. Создание подвижных элементов. Роль аппликативных материалов в
декорировании.
Практическое занятие:
Анализ готовых материалов вспомогательного иллюстративного материала. Выбор
изобразительного и пластического решения изделий. Раскрой, формовка и крепление
изделий. Создание из бумаги декорационных форм..
3.Работа с тканью.
Пошив салфеток, прихваток. Рекомендации по выбору ткани, пошиву и оформлению салфетки, прихватки. Раскладка лекал на ткани и раскрой по готовым лекалам
Последовательность технологической обработки. Просмотр готовых изделий, оценка качества работ.
Практическое занятие:
Выбор ткани для изготовления салфетки, прихватки. Раскрой. Сметывание деталей прихватки. Пошив. Вывертывание прихватки. Оформление работ.
4.Вышивка.
Тематические беседы о вышивках. Знакомство с национальной вышивкой. Встреча с живыми носительницами национальной культуры (в частности вышивки). Знакомство с новым видом вышивки - крестик. Составление узора.
Практическое занятие:
Составление узора с национальным орнаментом. Выполнение узора вышивки. Вышивка рисунка по клеточкам - крестиком. Творческая работа.
5. Тестопластика
Научить составлять композиции, соотносить пропорции. Знакомство с профессией скульптора.
Практическое занятие:
Составление композиции. Изготовление композиции. Сушка. Покрытие лаком. 6.Бисероплетение.
Знакомство с новым видом рукоделия. История бисероплетения. Виды бисера, ниток, советы для начинающих. Основные приемы плетения. Параллельное плетение.
Практическое занятие:
Чтение схем. Плетение цепочек. Составление схем для фенечки с использованием цветовой гаммы. Плетение фенечки. Плетение цветов, составление из них букетика. Составление букета.
7. Работа из различных материалов.
Работа с кожей. Свойства кожи и коже заменителя. Приемы работы с ними. Термообработка кожи. Инструменты для работы.
Практическое занятие:
Изготовление пояса из коже заменителя. Детали изготавливаются по шаблону и собираются гирлянда. Изготовление из кожи розы: изготовление по шаблону лепестков, термообработка, сборка при помощи клея «Момент».
Практическое занятие:
Изготовление игрушек из обрезков поролона, губки, детали соединяются бросовым сериалом проволокой. Изготовление домашних животных: поросенок, кошечка, изготовление игрушек из пенопласта; змейка из гранул пенопласта - соединение проволокой. Творческая работа - украшение из шариков пенопласта.
8. Техническое творчество.
Мебель. Изготовление моделей и новых конструкций мебели имеет большое воспитательное значение, знакомство с различными профессиями, производством. Строительные сооружения. Общие сведения о строительных сооружениях, их назначение, особенностях и отличиях.
Практическое занятие:
Изготовление мебели из тонкого картона. Конструкция должна быть жесткой. Работа производится с помощью развертки. Для строительных сооружений используют плотную разноцветную бумагу и тонкий картон. Изготовление по чертежам. Сборка. Оформление.
9. Сувениры.
Изготовление подарков к праздникам, юбилеям. Подготовка к районным мероприятиям.
Практическое занятие:
Творческие работы детей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
№ п\п |
Наименование разделов. наименованием тем |
общее количество часов |
в том числе |
|
теория |
практика |
|||
|
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
|
Работа с природным материалом |
5 |
2 |
3 |
|
Работа с пластилином |
7 |
2 |
5 |
|
Работа с бумагой:
|
4 8 3 |
1 3 1 |
3 5 2 |
|
Игрушки к новому году |
6 |
2 |
4 |
|
Игрушки из бросового материала |
10 |
3 |
7 |
|
Работа с тканью |
9 |
4 |
5 |
|
Бисероплетение |
9 |
4 |
5 |
|
Сувениры |
8 |
2 |
6 |
|
Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
|
ИТОГО |
72 |
26 |
46 |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Знания:
Умения:
2 год обучения
№ п\п |
Наименование разделов. наименованием тем |
общее количество часов |
в том числе |
|
теория |
практика |
|||
|
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
|
Работа с природным материалом |
8 |
2 |
6 |
|
Работа с бумагой: |
19 |
6 |
13 |
|
Игрушки из бросового материала |
4 |
1 |
3 |
|
Работа с тканью |
5 |
2 |
3 |
|
Вышивка |
4 |
1 |
3 |
|
Бисероплетение |
7 |
3 |
4 |
|
Поделки из кожи |
3 |
1 |
2 |
|
Поделки из гипса |
3 |
1 |
2 |
|
Тестопластика |
6 |
2 |
4 |
|
Сувениры |
10 |
3 |
7 |
|
Итоговое занятие |
2 |
2 |
|
|
итого |
72 |
25 |
47 |
3 год обучения
№ п\п |
Наименование разделов. наименованием тем |
общее количество часов |
в том числе |
|
теория |
практика |
|||
|
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
|
Работа с природным материалом |
8 |
4 |
4 |
|
Работа с бумагой: |
19 |
7 |
12 |
|
Игрушки из бросового материала |
4 |
2 |
2 |
|
Работа с тканью |
5 |
2 |
3 |
|
Вышивка |
5 |
2 |
3 |
|
Бисероплетение |
7 |
3 |
4 |
|
Техническое творчество |
3 |
1,5 |
1,5 |
|
Поделки из кожи |
3 |
1 |
2 |
|
Тестопластика |
6 |
2 |
4 |
|
Сувениры |
10 |
3 |
7 |
|
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
|
Итого |
72 |
29.5 |
42.5 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2011-2012 учебный год
№ |
Тема раздела |
Тема занятия |
Формы и методы |
Вид контроля |
Дата По плану |
По факту |
1 |
Вводное занятие |
Вводное занятие |
Беседа Словесная |
беседа |
сентябрь |
|
2 |
Работа с природным материалом |
Аппликация из семян клена. Солнышко. |
Практическая, индивидуальная |
выставка |
сентябрь |
|
3 |
Работа с природным материалом |
Аппликация из листьев. Дары природы. |
Самостоятельная, игровая |
опрос |
сентябрь |
|
4 |
Работа с природным материалом |
Аппликация из листьев. Мышка. |
Самостоятельная работа, работа в парах |
выставка |
сентябрь |
|
5 |
Работа с природным материалом |
Аппликация из листьев. Аквариум. |
Практическая работа |
выставка |
сентябрь |
|
6 |
Работа с природным материалом |
Конструирование из природного материала. Цветы. |
Творческая работа, игра путешествие. |
выставка |
сентябрь |
|
7 |
Работа с пластилином |
Пластилин. Волшебник. |
беседа |
беседа |
сентябрь |
|
8 |
Работа с пластилином |
«Рисунки» жгутиками из пластилина. «Радуга» |
Практическая работа, групповая. |
выставка |
сентябрь |
|
9 |
Работа с пластилином |
«Рисунки» жгутиками из пластилина Цветик-семицветик |
Практическая работа, работа в парах. |
выставка |
сентябрь |
|
10 |
Работа с пластилином |
Лепка из отдельных частей. Игрушки. |
Практическая работа, наглядные методы. |
выставка |
октябрь |
|
11 |
Работа с пластилином |
Рисунки пластилином творческая работа нанесение рисунка. |
Творческая работа, КВН. |
опрос |
октябрь |
|
12 |
Работа с пластилином |
Рисунки пластилином. Творческая работа. Работа пластилином . |
Творческая работа, наглядные методы. |
опрос |
октябрь |
|
13 |
Работа с пластилином |
Рисунки пластилином. Творческая работа Оформление.. |
Творческая работа, игровые методы. |
выставка |
октябрь |
|
14 |
Работа с бумагой:
|
Оригами « Кораблик» |
Практическая работа, индивидуальные работы. |
выставка |
октябрь |
|
15 |
Работа с бумагой:
|
Оригами «Самолетик» |
Практическая работа, игровые методы. |
выставка |
октябрь |
|
16 |
Работа с бумагой:
|
Оригами «Рыбка» |
Практическая работа, наглядные методы. |
выставка |
октябрь |
|
17 |
Работа с бумагой:
|
Оригами «Бабочка» |
Практическая работа, словесные методы. |
выставка |
октябрь |
|
18 |
Работа с бумагой:
|
Оригами «Снежинка» |
Практическая работа, игровые методы. |
выставка |
октябрь |
|
19 |
Работа с бумагой:
|
оригами «Поросенок» изготовление деталей. |
Практическая работа |
беседа |
ноябрь |
|
20 |
Работа с бумагой:
|
оригами «Поросенок» оформление |
Практическая работа, индивидуальные работы. |
выставка |
ноябрь |
|
21 |
Работа с бумагой:
|
Оригами «Бабочка на цветке» |
Самостоятельная работа |
выставка |
ноябрь |
|
22 |
Работа с бумагой:
|
Аппликация из салфеток «Снеговик» |
Творческая работа, групповая работа. |
выставка |
ноябрь |
|
23 |
Работа с бумагой:
|
Аппликация из геометрических фигур. прямоугольник |
Самостоятельная работа, наглядные методы. |
опрос |
ноябрь |
|
24 |
Работа с бумагой:
|
Аппликация из геометрических фигур. Окружность. |
Самостоятельная работа, наглядные методы. |
беседа |
ноябрь |
|
25 |
Работа с бумагой:
|
Аппликация из геометрических фигур. Треугольник. |
Самостоятельная работа, словесные методы. |
выставка |
ноябрь |
|
26 |
Работа с бумагой:
|
Торцевание «Снеговик». Изготовление туловища. |
Практическая работа, работа в парах. |
дискуссия |
ноябрь |
|
27 |
Работа с бумагой:
|
Торцевание «Снеговик». Изготовление головы. |
Практическая работа, работа в парах. |
беседа |
декабрь |
|
28 |
Работа с бумагой:
|
Торцевание «Снеговик». Оформление. |
Практическая работа, работа в парах. |
выставка |
декабрь |
|
29 |
сувенир
|
Сувенир «Новый год» |
Творческая работа, игра путешествие. |
выставка |
декабрь |
|
30 |
Игрушки к новому году |
«Елочка» |
Практическая работа, наглядные методы. |
выставка |
декабрь |
|
31 |
Игрушки к новому году |
«Шар» |
Практическая работа наглядные методы. |
выставка |
декабрь |
|
32 |
Игрушки к новому году |
«Снегурочка» |
Практическая работа наглядные методы. |
выставка |
декабрь |
|
33 |
Игрушки к новому году |
«Дед Мороз» |
Практическая работа наглядные методы. |
выставка |
декабрь |
|
34 |
Игрушки к новому году |
«Гирлянда» Изготовление деталей. |
Практическая работа наглядные методы. |
беседа |
декабрь |
|
35 |
Игрушки к новому году |
«Гирлянда» Сборка. |
Практическая работа наглядные методы. |
выставка |
декабрь |
|
36 |
Контрольная работа за 1 полугодие |
Контрольная работа за 1 полугодие. |
тестирование |
тест |
декабрь |
|
37 |
Игрушки из бросового материала |
Карандашница Изготовление деталей. |
Творческая работа, игра путешествие. |
беседа |
январь |
|
38 |
Игрушки из бросового материала |
Карандашница Сборка. |
Творческая работа, игра путешествие. |
выставка |
январь |
|
39 |
Игрушки из бросового материала |
Собачка. Подбор материала. Составление эскиза. |
Творческая работа, игра путешествие. |
диалог |
январь |
|
40 |
Игрушки из бросового материала |
Собачка. Изготовление деталей. Сборка. |
Творческая работа, словесные методы. |
опрос |
январь |
|
41 |
Игрушки из бросового материала |
Собачка. Оформление. |
Творческая работа, игра путешествие. |
выставка |
январь |
|
42 |
Игрушки из бросового материала |
Робот. Подбор материала. Составление эскиза. |
Творческая работа, игра путешествие. |
беседа |
февраль |
|
43 |
Игрушки из бросового материала |
Робот. Изготовление туловища. |
Творческая работа, игра путешествие. |
беседа |
февраль |
|
44 |
Игрушки из бросового материала |
Робот. Изготовление рук, ног. |
Творческая работа, игра путешествие. |
опрос |
февраль |
|
45 |
Игрушки из бросового материала
|
Робот. Сборка. |
Творческая работа, игра путешествие. |
опрос |
февраль |
|
46 |
Игрушки из бросового материала |
Робот. Оформление. |
Творческая работа, игра путешествие. |
выставка |
февраль |
|
47 |
сувенир |
Сувенир ко дню святого Валентина. |
Творческая работа, игровые методы. |
выставка |
февраль |
|
48 |
сувенир |
Сувенир к 23 февраля. |
Творческая работа, игровые методы. |
опрос |
март |
|
49 |
сувенир |
Сувенир к 23 февраля. Оформление. |
Творческая работа, игровые методы. |
выставка |
март |
|
50 |
Работа с тканью |
Игрушки из ниток. |
Практическая работа |
беседа |
март |
|
51 |
Работа с тканью |
Игрушки из ниток. Оформление. |
Практическая работа, словесные методы. |
выставка |
март |
|
52 |
сувенир |
Подарок маме. |
Творческая работа, словесные методы. |
опрос |
март |
|
53 |
сувенир |
Подарок маме. Оформление. |
Творческая работа |
выставка |
март |
|
54 |
Работа с тканью |
Куклы из ткани. Домашняя масленица. |
Практическая работа, групповая работа. |
диалог |
март |
|
55 |
Работа с тканью |
Куклы из ткани. Домашняя масленица. Оформление.
|
Практическая работа, групповая работа. |
выставка |
март |
|
56 |
Работа с тканью |
Кукла «сударушка» |
Практическая работа, индивидуальная работа. |
опрос |
март |
|
57 |
Работа с тканью |
Кукла «сударушка» Оформление. |
Практическая работа, индивидуальная работа. |
выставка |
апрель |
|
58 |
Работа с тканью |
Кукла «берегиня». Подбор ткани. Изготовление деталей. |
Практическая работа, работа в паре. |
беседа |
апрель |
|
59 |
Работа с тканью |
Кукла «берегиня». Сборка. |
Практическая работа, работа в паре. |
беседа |
апрель |
|
60 |
Работа с тканью |
Кукла «берегиня» Оформление. |
Практическая работа, работа в паре. |
выставка |
апрель |
|
61 |
Бисероплетение |
Бисероплетение. Бабочка. Изготовление крыльев. |
Практическая работа, словесно – наглядные. |
опрос |
апрель |
|
62 |
Бисероплетение |
Бисероплетение. Бабочка. Изготовление туловища. Сборка. |
Практическая работа, словесно – наглядные. |
выставка |
апрель |
|
63 |
сувенир |
Сувенир к пасхе |
Творческая работа, игра путешествие. |
выставка |
апрель |
|
64 |
Бисероплетение |
Бисероплетение. Колокольчик. Подбор бисера. Изготовление стебля |
Практическая работа, словесно – наглядные. |
беседа |
апрель |
|
65 |
Бисероплетение |
Бисероплетение. Колокольчик. Изготовление цветка. |
Практическая работа, словесно – наглядные. |
беседа |
апрель |
|
66 |
Бисероплетение |
Бисероплетение. Колокольчик. Изготовление листика. Сборка. |
Практическая работа, словесно – наглядные. |
выставка |
май |
|
67 |
Бисероплетение |
Бисероплетение. Проектная работа. Составление плана. Подбор материала. |
Творческая работа, проект. |
беседа |
май |
|
68 |
Бисероплетение |
Бисероплетение. Проектная работа. Изготовление деталей. |
Творческая работа, проект. |
беседа |
май |
|
69 |
сувенир |
Подарок ветерану. |
Творческая работа, словесно – наглядные. |
беседа |
май |
|
70 |
Бисероплетение |
Бисероплетение. Проектная работа. Оформление. |
Творческая работа, игровые методы. |
выставка |
май |
|
71 |
Бисероплетение |
Бисероплетение Проектная работа. Защита. |
Творческая работа, проект. |
Защита проекта |
май |
|
72 |
Тестирование. |
Тестирование. |
тест |
тест |
май |
|
РЕЦЕНЗИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»,
составленной Русиной Галиной Васильевной,
учителем начальных классов
МБОУ «Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2»
Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого года обучения. В репродуктивном ключе строится только освоение технологических приемов и операций. Умение открывать знания и пользоваться различного рода источниками информации для жизни гораздо важнее, чем просто запоминать и накапливать знания. Успешность движения детей от незнания к знанию. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки своего учебного труда: знаю, понимаю, могу.
Программа «Умелые ручки» представляет собой комплект методических материалов, подготовленный на основе анализа, обобщения и систематизации значительного по объёму и интересного по содержанию и методической направленности практического опыта работы педагога с детьми младшего школьного возраста. Программа представляет собой развёрнутое описание процесса обучения рукоделию, начиная с обоснования целей и значимости обучения, заканчивая конкретными методическими указаниями по организации взаимодействия педагога с учениками, и тем самым является целостным и грамотно составленным руководством, которое может быть использовано коллегами.
Программа хорошо структуирована, содержит все необходимые разделы, назначение каждого соответствует общей цели пособия. В пояснительной записке представлены цели и задачи обучения, в описании которых выделяется УУД, метопредметные связи, что позволяет говорить о реализации данной пограммы в рамках реализации ФГОСов.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, - продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования и т.д.). с их помощью педагога ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т.е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого занятия строятся так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся.
В программе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом – уровень ремесла и уровень мастерства.
Первый – репродуктивный – благодаря системе концентричного предъявления материала, связанного с технологическими операциями и приемами, обеспечивает их последовательное усвоение и отработку. Важной составной частью практических работ являются пробные поисковые упражнения по «открытию» и освоению программных технологических приемов и операций, конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых изделий и являются залогом качественного выполнения всей работы. Они предлагаются на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторского - технологической проблемы, выявленной в результате анализа главным образом предложенного образца изделия.
Второй – творческий - предполагает использование методики, стимулирующей поиск и самостоятельное решение конструкторско-технологических задач и проблем, опору на личный опыт учащихся и иллюстративный материал, систему вопросов и заданий, активизирующих познавательную поисковую ( в том числе проектную) деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать результаты и искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем.
Программа реализует следующие типы занятий и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний; урок-экскурсия, урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности. Она предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи и разработки замысла изделия до практической реализации задуманного. В начальной школе учащиеся овладеют азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера – как обучающихся, так и творческих, их тематику предлагает педагог либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.
В целом программа «Умелые ручки» является нормативно- методическим документом, имеющим практическое значение, отвечает основным требованиям, предъявляемым к методическим материалам подобного назначения, может быть рекомендована к использованию в учебно- воспитательном процессе.
Заместитель директора по учебной работе /Лебедева Л.К./
Список литературы
1. Выгонов В.В. “Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели”. М.: Первое сентября, 2002
2. Долженко Г.И.“100 оригами” . Ярославль: Академия холдинг, 2003.
3. Сержантова Т.Б.“Оригами для всей семьи”. М.: Айрес-пресс, 2003
4. Соколова С.В. “Игрушки и забавы. Оригами”. С.-Пб.: Нева, 2003
5. Соколова С.В. “Театр оригами. Теремок”. С.-Пб.: Нева, 2003
6. Проснякова Т.Н.“Уроки мастерства”. М.:Учебная литература, 2003
7. Цирулик Н.А.,Хлебникова С.И.“Твори. Выдумывай. Пробуй”. Самара: Корп. Федоров, 2004
8. “100 игрушек из бумаги”. С.-Пб.: Дельта. Кристалл, 2000
9. “Снежинки. Вырезалочка”. М.: Омега, 2002
10. “Детская энциклопедия животных. Узнай. Сделай. Поиграй.”. Перевод с немецкого Н. Лебедевой . М.: Олма-Пресс, 2002
11. Бахметьев А. Т. Кизяков Оч. умелые ручки.
12. Гудилина С.И. Чудеса своими руками.
13. Геронимус Т.Н. 150 уроков труда в 1-4 классах: методические рекомендации 1997г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.