Рассмотрено и принято на педагогическом совете Протокол № 6 от 28.08.2020 |
Приложение № 9 Утверждено приказом МОУ «Изварская СОШ» от 30. 08. 2020 № 76 о/д
|
Дополнительная общеразвивающая программа
«Моя малая Родина»
(туристко-краеведческой направленности)
Возраст детей: 12-14 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
учитель истории и обществознания
Бородкин Александр Олегович
Извара
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Моя малая родина» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к Родине, родному посёлку, к школе.
Данная программа курса предназначена для учащихся в возрасте от 12 лет до 14 лет на один год обучения. Характерной особенностью восприятия детей данного возраста является их тесная связь с действиями. Поэтому самостоятельные действия обучающихся с предметами, участие в процессе восприятия предмета различных анализаторов (не только зрения и слуха, но и осязания) являются очень важным условием полноты и точности их восприятия. Музейное пространство позволяет детям не только услышать, что-то интересное, но и увидеть, тот объект или предмет, о котором рассказывает экскурсовод.
Деятельность в музее позволяет ученику проявить себя в непродолжительном рассказе (15-20 мин), благодаря его расчлененности на логически законченные части, яркости, образности, эмоциональности языка, широкого использования средств наглядности. На основе наблюдений формируются представления обучающихся и глубже, достовернее становятся их знания. Наблюдения, проведенные на экскурсии, должны лечь в основу самостоятельных выводов и обобщений учащихся. Наблюдение невозможно организовать без наличия у обучающихся должной наблюдательности, т.е. умение видеть в окружающей среде нужный объект со всеми характерными его чертами и признаками, а так же понять его связь с другими объектами. Развитие наблюдательности должно происходить в условиях максимальной активности и самостоятельности каждого учащегося.
Цель программы «Моя малая Родина»: привитие музейной культуры средствами экскурсионной работы.
Задачи программы «Моя малая Родина».
1. Познакомить обучащихся с источниками информации в школьном музее.
2. Научить детей приемам и навыкам краеведческой и музейной деятельности в качестве экскурсовода.
3. Обогащать речь, развивать активный словарь учащихся за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве, а также за счет эстетического восприятия.
4. Воспитывать музейную культуру, самостоятельность, творческую инициативу учащихся.
5. Обеспечить условия духовно-нравственного становления подрастающего поколения путем приобщения к музейной культуре.в школьном музее;
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы. Особое внимание уделяется формированию базовых национальных ценностей: патриотизма, социальной солидарности, гражданственности, семьи, труда и творчества. Поэтому освоение дополнительных общеобразовательных программ по сохранению национальной культуры и исторического наследия, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия, на вовлечение обучающихся в творческую деятельность, в активную проектную, научно-исследовательскую и поисковую работу является востребованным и актуальным как в обществе, так и в образовательной среде.
Возрождение духовности и изучение культуры своего народа играют большую роль в формировании нравственной личности юных граждан нашей страны. Малая Родина, Отечество, родной край, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи – эти понятия являются неизменно ценными для человека на протяжении всей его жизни. В информационном пространстве в настоящее время очень хорошо видно, как педагоги большинства регионов России создают новые образовательные программы и методические разработки, помогающие воспитывать у подрастающего поколения любовь к своей малой Родине.
Учебно-тематическое планирование
№ п. п. |
Дата |
Тема |
Часы |
1. |
|
Введение. Определение цели и задач курса внеурочной деятельности. |
1 |
2. |
|
История музейного дела, типы музеев. |
1 |
3. |
|
Музейные профессии. |
1 |
4. |
|
Виды экскурсий. |
1 |
5. |
|
Историческая география. Знакомство с особенностями топографии. |
1 |
6. |
|
Основы топонимики. Особенности двуязычности названий мест нашего края. |
1 |
7. |
|
Геральдика. Значение геральдики в изучении прошлого и понимании особенностей народов и родов. |
2 |
8. |
|
||
9. |
|
Основы археологии. Представления о проведении раскопок. |
2 |
10. |
|
||
11. |
|
Музейное дело. Знакомство с музейными понятиями. |
1 |
12. |
|
Изучение имеющейся в музее экспозиции. Прослушивание профессиональных экскурсий в музеях Ленинградской области и Санкт-Петербурга. |
2 |
13. |
|
||
14. |
|
Архивное дело. Знакомство с архивным делопроизводством, поиск архивной информации по каталогам, правила пользования архивом и архивным документом. |
3 |
15. |
|
||
16. |
|
||
17. |
|
Правила хранения архивных документов. |
1 |
18. |
|
Поисковые навыки. Представление о носителях исторической и краеведческой информации. |
3 |
19. |
|
||
20. |
|
||
21. |
|
Практическая деятельность обучающихся по поиску в специализированных изданиях, библиотеках, Интернет- ресурсах, на местах захоронений. |
2 |
22. |
|
||
23. |
|
Навыки экскурсовода. Знакомство с методическими рекомендациями. |
1 |
24. |
|
Определение правильной позиции экскурсовода во время проведения экскурсии. |
1 |
25. |
|
Работа с голосом и проработка подготовки текстов к экспонатам. |
1 |
26. |
|
Работа по составлению и проведению экскурсий. Лекции по темам экспозиций музея, выбор близких тем. |
3 |
27. |
|
||
28. |
|
||
29. |
|
Электронный вид экскурсий. Знакомство с программами PAINT, Adobe Dreamweaver, Adobe Photoshop. |
4 |
30. |
|
||
31. |
|
||
32. |
|
||
33. |
|
Анализ проведенных экскурсий. |
2 |
34. |
|
||
ИТОГО: |
34 ЧАСА |
Содержание изучаемого курса
Введение. Определение цели и задач курса внеурочной деятельности. История музейного дела, типы музеев. Музейные профессии. Виды экскурсий.
1. Историческая география. Знакомство с особенностями топографии. Основы топонимики. Особенности двуязычности названий мест нашего края.
2. Геральдика. Значение геральдики в изучении прошлого и понимании особенностей народов и родов.
3. Основы археологии. Представления о проведении раскопок. Участие в качестве наблюдателей и помощников в раскопках на полях боев.
4. Музейное дело. Знакомство с музейными понятиями. Изучение имеющейся в музее экспозиции. Прослушивание профессиональных экскурсий в музеях Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
5. Архивное дело. Знакомство с архивным делопроизводством, поиск архивной информации по каталогам, правила пользования архивом и архивным документом. Правила хранения архивных документов.
6. Поисковые навыки. Представление о носителях исторической и краеведческой информации. Практическая деятельность обучающихся по поиску в специализированных изданиях, библиотеках, Интернет- ресурсах, на местах захоронений.
7. Навыки экскурсовода. Знакомство с методическими рекомендациями. Определение правильной позиции экскурсовода во время проведения экскурсии. Работа с голосом и проработка подготовки текстов к экспонатам.
8. Работа по составлению и проведению экскурсий. Лекции по темам экспозиций музея, выбор близких тем. Индивидуальная и групповая работа по разработке экскурсии по отдельным тематикам стендов. Составление плана, конспекта экскурсии, выписка цитат, подбор стихотворений, фотографий для использования в экскурсии. Подготовка и проведение экскурсий с различными возрастными группами.
9. Электронный вид экскурсий. Знакомство с программами PAINT, Adobe Dreamweaver, Adobe Photoshop. Составление презентаций по материалам музея и способы донесения информации экспозиций до слушателей.
10. Анализ проведенных экскурсий. Рефлексия индивидуальная и групповая. Корректировка необходимых моментов.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
Форма обучения: очная
Форма организации образовательной деятельности обучающихся: всем составом объединения, индивидуально в группах;
Формы аудиторных, внеаудиторных заданий: теория, практическое занятие,
Наполняемость объединения: 20 человек
Продолжительность одного занятия: 40 минут
Возрастной диапазон: 12-14 лет
Объём нагрузки в неделю: 1 раз в неделю
Средства обучения:
Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок
Магнитно-маркерная доска
Компьютер
Мультимедийный проектор
Интерактивная приставка
Фотоаппарат, фотокамера
Документ-камера
МФУ
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике
Интернет-ресурсы, соответствующие тематике
Работа со школьниками в краеведческом музее. (Учеб.-метод. пособие).- М., 2016.
Серебряный пояс России: путешествие по земле Ленинградской/ авт. сост. Н.А. Сырейщикова, Л.А. Задоя. - СПб.:Дрофа,2014.
Школьный музей: теория и практика: методическое пособие.- М., 2018.
Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. Пособие по музейной педагогике. – М., 2016.
Планируемые результаты
Ученики будут обучены: методике сбора и обработки различных краеведческих материалов;
принципам работы в архиве;
знать экскурсионные объекты Волосовского района;
о древнейших поселениях на территории Ленинградской области и организации коммуникаций в поселениях;
будут научены:
методике составления описания памятников истории, культуры и архитектуры;
методике работы с архивными документами;
методике написания и оформления исследовательской (творческой) работы;
методике составления презентации исследовательской работы;
выступать на школьной или районной конференции с результатами своей работы;
интересно, увлекательно провести экскурсию по одной или нескольким экспозициям школьного музея;
Система оценки результатов освоения образовательной программы
Уровень освоения программы учащимися объединения выявляется при помощи промежуточной (за первое полугодие) и итоговой (за весь учебный год) аттестации. Промежуточная аттестация может проходить в виде конкурсной командной викторины, творческой работы в виде презентации, итоговая – в виде тестирования, праздника. Освоение программы учащимися объединения отслеживается при помощи методов педагогического наблюдения, анализа и опроса с последующим составлением в конце учебного года диагностической карты. В диагностической карте также указывается эффективность освоения программы через участие (и результативность участия) учащихся объединения в конкурсных мероприятиях различного уровня в течение учебного года.
Приложение
Продолжительность учебного года
Начало учебного года |
1 сентября |
Продолжительность учебного года: количество учебных недель |
34 |
Продолжительность учебной недели |
5 дней |
Окончание учебного года |
27 мая |
Регламентирование образовательного процесса
Триместры |
Периоды |
Продолжительность Количество рабочих дней (учебных недель) |
1 триместр |
01.09.2020-30.11.2020 |
58 (11) |
2 триместр |
01.12.2020-28.02.2021 |
57 (11) |
3 триместр |
01.03.2021-27.05.2021 |
55 (12) |
Продолжительность каникул
Осенние |
28.10.2020-03.11.2020 |
Зимние |
30.12.2020-10.01.2021 |
Весенние |
22.03.2021-28.03.2021 |
Расписание занятий в кружке «Моя малая Родина»
Пятница: 15:05 – 15:45
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.