Программа "Моя малая родина"

  • docx
  • 07.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Прил 9 Моя малая родина.docx

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете

Протокол № 6 от 28.08.2020

Приложение  № 9

Утверждено приказом

МОУ «Изварская СОШ»

от 30. 08. 2020 № 76 о/д

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

 

 

 

«Моя малая Родина»

 

(туристко-краеведческой направленности)

 

 

Возраст детей:  12-14 лет

 

Срок реализации: 1 год

 

 

 

                  

 

 

 

                                        

 

                                                         

 

 

 

  Составитель:

учитель истории и обществознания

Бородкин Александр Олегович

 

                                                          

                                                                         

 

 

 

 

 

Извара

 

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности «Моя малая родина» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к Родине, родному посёлку, к школе.

Данная программа курса предназначена для учащихся в возрасте от 12 лет до 14 лет на один год обучения. Характерной особенностью восприятия детей данного возраста является их тесная связь с действиями. Поэтому самостоятельные действия обучающихся с предметами, участие в процессе восприятия предмета различных анализаторов (не только зрения и слуха, но и осязания) являются очень важным условием полноты и точности их восприятия. Музейное пространство позволяет детям не только услышать, что-то интересное, но и увидеть, тот объект или предмет, о котором рассказывает экскурсовод.

Деятельность в музее позволяет ученику проявить себя в непродолжительном  рассказе (15-20 мин), благодаря его расчлененности на логически законченные части, яркости, образности, эмоциональности языка, широкого использования средств наглядности. На основе наблюдений формируются представления обучающихся и глубже, достовернее становятся их знания. Наблюдения, проведенные на экскурсии, должны лечь в основу самостоятельных выводов и обобщений учащихся. Наблюдение невозможно организовать без наличия у обучающихся должной наблюдательности, т.е. умение видеть в окружающей среде нужный объект со всеми характерными его чертами и признаками, а так же понять его связь с другими объектами. Развитие наблюдательности должно происходить в условиях максимальной активности и самостоятельности каждого учащегося.

Цель программы «Моя малая Родина»: привитие музейной культуры средствами экскурсионной работы.

Задачи программы «Моя малая Родина».

1. Познакомить обучащихся с источниками информации в школьном музее.

2. Научить детей приемам и навыкам краеведческой и музейной деятельности в качестве экскурсовода.

3. Обогащать речь, развивать активный словарь учащихся за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве, а также за счет эстетического восприятия.

4. Воспитывать музейную культуру, самостоятельность, творческую инициативу учащихся.

5. Обеспечить условия  духовно-нравственного становления подрастающего поколения путем приобщения к музейной культуре.в школьном музее;      

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы. Особое внимание уделяется формированию базовых национальных ценностей: патриотизма, социальной солидарности, гражданственности, семьи, труда и творчества. Поэтому освоение дополнительных общеобразовательных программ по сохранению национальной культуры и исторического наследия, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия, на вовлечение обучающихся в творческую деятельность, в активную проектную, научно-исследовательскую и поисковую работу является востребованным и актуальным как в обществе, так и в образовательной среде.                                                                                 

Возрождение духовности и изучение культуры своего народа играют большую роль в формировании нравственной личности юных граждан нашей страны. Малая Родина, Отечество, родной край, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи – эти понятия являются неизменно ценными для человека на протяжении всей его жизни. В информационном пространстве в настоящее время очень хорошо видно, как педагоги большинства регионов России создают новые образовательные программы и методические разработки, помогающие воспитывать у подрастающего поколения любовь к своей малой Родине.

 

Учебно-тематическое планирование

 

№ п. п.

Дата

Тема

Часы

1.       

 

Введение.  Определение цели и задач курса внеурочной деятельности.

1

2.       

 

История музейного дела, типы музеев.

1

3.       

 

Музейные профессии.

1

4.       

 

Виды экскурсий.

1

5.       

 

Историческая география. Знакомство с особенностями топографии.

1

6.       

 

Основы топонимики. Особенности двуязычности названий мест нашего края.

1

7.       

 

Геральдика. Значение геральдики в изучении прошлого и понимании особенностей народов и родов.

2

8.       

 

9.       

 

Основы археологии. Представления о проведении раскопок.

2

10.  

 

11.  

 

Музейное дело. Знакомство с музейными понятиями.

1

12.  

 

Изучение имеющейся в музее экспозиции. Прослушивание профессиональных экскурсий в музеях Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

2

13.  

 

14.  

 

Архивное дело. Знакомство с архивным делопроизводством, поиск архивной информации по каталогам, правила пользования архивом и архивным документом.

3

15.  

 

16.  

 

17.  

 

Правила хранения архивных документов.

1

18.  

 

Поисковые навыки. Представление о носителях исторической и краеведческой информации.

3

19.  

 

20.  

 

21.  

 

Практическая деятельность обучающихся по поиску в специализированных изданиях, библиотеках, Интернет- ресурсах, на местах захоронений.

2

22.  

 

23.  

 

Навыки экскурсовода. Знакомство с методическими рекомендациями.

1

24.  

 

Определение правильной позиции экскурсовода во время проведения экскурсии.

1

25.  

 

Работа с голосом и проработка подготовки текстов к экспонатам.

1

26.  

 

Работа по составлению и проведению экскурсий. Лекции по темам экспозиций музея, выбор близких тем.

3

27.  

 

28.  

 

29.  

 

Электронный вид экскурсий. Знакомство с программами PAINT, Adobe Dreamweaver, Adobe Photoshop.

4

30.  

 

31.  

 

32.  

 

33.  

 

Анализ проведенных экскурсий.

2

34.  

 

ИТОГО:

34 ЧАСА

 

Содержание изучаемого курса

Введение. Определение цели и задач курса внеурочной деятельности. История музейного дела, типы музеев. Музейные профессии. Виды экскурсий.

1. Историческая география. Знакомство с особенностями топографии. Основы топонимики. Особенности двуязычности названий мест нашего края.

2. Геральдика. Значение геральдики в изучении прошлого и понимании особенностей народов и родов.

3. Основы археологии. Представления о проведении раскопок. Участие в качестве наблюдателей и помощников в раскопках на полях боев.

4. Музейное дело. Знакомство с музейными понятиями. Изучение имеющейся в музее экспозиции. Прослушивание профессиональных экскурсий в музеях Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

5. Архивное дело. Знакомство с архивным делопроизводством, поиск архивной информации по каталогам, правила пользования архивом и архивным документом. Правила хранения архивных документов.

6. Поисковые навыки. Представление о носителях исторической и краеведческой информации. Практическая деятельность обучающихся по поиску в специализированных изданиях, библиотеках, Интернет- ресурсах, на местах захоронений.

7. Навыки экскурсовода. Знакомство с методическими рекомендациями. Определение правильной позиции экскурсовода во время проведения экскурсии. Работа с голосом и проработка подготовки текстов к экспонатам.

8. Работа по составлению и проведению экскурсий. Лекции по темам экспозиций музея, выбор близких тем. Индивидуальная и групповая работа по разработке экскурсии по отдельным тематикам стендов. Составление плана, конспекта экскурсии, выписка цитат, подбор стихотворений, фотографий для использования в экскурсии. Подготовка и проведение экскурсий с различными возрастными группами.

9. Электронный вид экскурсий. Знакомство с программами PAINT, Adobe Dreamweaver, Adobe Photoshop. Составление презентаций по материалам музея и способы донесения информации экспозиций до слушателей.

10. Анализ проведенных экскурсий. Рефлексия индивидуальная и групповая. Корректировка необходимых моментов.

 

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

Форма обучения: очная

Форма организации образовательной деятельности обучающихся: всем составом объединения, индивидуально в группах;

Формы аудиторных, внеаудиторных заданий: теория, практическое занятие,

Наполняемость объединения: 20 человек

Продолжительность одного занятия: 40 минут

Возрастной диапазон: 12-14 лет

Объём нагрузки в неделю: 1 раз в неделю

 

Средства обучения:

Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  картинок

Магнитно-маркерная доска

Компьютер

Мультимедийный проектор

Интерактивная приставка

Фотоаппарат, фотокамера

Документ-камера

МФУ

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике

Интернет-ресурсы, соответствующие тематике

Работа со школьниками в краеведческом музее. (Учеб.-метод. пособие).- М., 2016.

Серебряный пояс России: путешествие по земле Ленинградской/ авт. сост. Н.А. Сырейщикова, Л.А. Задоя. - СПб.:Дрофа,2014.

Школьный музей: теория и практика: методическое пособие.- М., 2018.

Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. Пособие по музейной педагогике. – М., 2016.

 

Планируемые результаты

Ученики будут обучены: методике сбора и обработки различных краеведческих материалов;

принципам работы в архиве;

знать экскурсионные объекты Волосовского района;

о древнейших поселениях на территории Ленинградской области и организации коммуникаций в поселениях;

будут научены:

методике составления описания памятников истории, культуры и архитектуры;

методике работы с архивными документами;

методике написания и оформления исследовательской (творческой) работы;

методике составления презентации исследовательской работы;

выступать на школьной или районной конференции с результатами своей работы;

интересно, увлекательно провести экскурсию по одной или нескольким экспозициям школьного музея;

 

Система оценки результатов освоения образовательной программы

Уровень освоения программы учащимися объединения выявляется при помощи промежуточной (за первое полугодие) и итоговой (за весь учебный год) аттестации. Промежуточная аттестация может проходить в виде конкурсной командной викторины, творческой работы в виде презентации, итоговая – в виде тестирования, праздника. Освоение программы учащимися объединения отслеживается при помощи методов педагогического наблюдения, анализа и опроса с последующим составлением в конце учебного года диагностической карты. В диагностической карте также указывается эффективность освоения программы через участие (и результативность участия) учащихся объединения в конкурсных мероприятиях различного уровня в течение учебного года.

 

Приложение

 

Продолжительность учебного года

Начало учебного года

1 сентября

Продолжительность учебного года: количество учебных недель

34

Продолжительность учебной недели

5 дней

Окончание учебного года

27 мая

 

Регламентирование образовательного процесса

Триместры

Периоды

Продолжительность

Количество рабочих дней (учебных недель)

1 триместр

01.09.2020-30.11.2020

58 (11)

2 триместр

01.12.2020-28.02.2021

57 (11)

3 триместр

01.03.2021-27.05.2021

55 (12)

 

Продолжительность каникул

Осенние

28.10.2020-03.11.2020

Зимние

30.12.2020-10.01.2021

Весенние

22.03.2021-28.03.2021

 

Расписание занятий в кружке «Моя малая Родина»

Пятница: 15:05 – 15:45


 

Скачано с www.znanio.ru