|
УТВЕРЖДАЮ Директор МАOУ «Средняя общеобразовательная школа № 55» г. Перми _____________Е.Ю.Кычёва « » ____________ 201___
|
|
|
Рабочая программа
музея истории школы №111
на 2021-2022 учебный год
Руководитель музея: Новикова Т.А.
Количество часов 68 на учебный год
Количество часов 2 в неделю
Программа дополнительного образования
«Музей истории школы как составляющая открытого образовательного пространства»
Пермь 2021год
Пояснительная записка
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей - место, посвященное науке и искусству. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и демонстрацией предметов и документов, характеризующих развитие человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Школьные музеи можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. В течение сравнительно короткого времени они получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко-краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XX века в специальной педагогической литературе. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат Советского государства. Перспективы развития системы образования обозначены в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является важным элементом в этом процессе. Школьная музейная экспозиция – связующая нить культуры и образования. Это особенно важно сегодня, в процессе гуманизации школьного образования, возвращения к историко-культурным корням русского народа, страны, региона, города, школы. Задачи образования видятся сегодня не просто в усвоении ребенком суммы знаний, а в воспитании социально-активной личности, субъекта культуры путем создания разносторонних условий личного участия, сопричастности к живому опыту истории и культуры. Школьный музей является базой, которая позволяет школе конкретизировать воспитательную и образовательную работу с учащимися. Школьный музей является одной из форм организации внеклассной, краеведческой и патриотической деятельности учащихся, входя в структуру воспитательной системы образовательного учреждения. Школьный музей, как форма образовательной и воспитательной работы, возникает как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской, педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, выступает координатором патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Он предоставляет возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое оставляет свидетельства своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранит и пропагандирует музей. Стержнем любого музея является история.
Музей МАОУ «СОШ №111» города Перми по профилю является музеем истории жизнедеятельности школы, осуществляет связь прошлого с настоящим (история педагогов, выпускников, семей). Музей истории школы организован на основе работы актива учащихся и педагогов, которые проработали в школе более 20 лет. В работе музея используется фонд подлинных материалов, соответствующих профилю музея, также необходимое помещение и оборудование (размещение музея в помещении площадью 16 кв.м. на 3 этаже школы), обеспечивающих сохранение и показ собранных коллекций, видеофильмов и презентаций. Свою работу школьный музей осуществляет в соответствие с планом работы школы и вариативной частью БУП начальной школы в части проведения музейных уроков. В музее школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных предметов и документов, связанных с историей школы №111. Музей удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории школы, которая прекратила своё существование как самостоятельная юридическая единица в 2019 году. Музей обладает огромным образовательно воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы и предметы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками музейной профессиональной деятельности. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В процессе работы учащиеся овладевают навыками работы с компьютерной техникой, создают видеоролики, презентации, овладевают современными методами обработки музейного материала. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п. Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществознания. Программа музея в условиях образовательной организации дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение школьником такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Музей увеличивает пространство, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
Целью создания и деятельности школьного музея является сохранение исторической памяти, наследия, традиций школы, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений через изучение истории школы.
Задачи музея истории школы
1. Организация поисковой работы с целью систематического пополнения музейного фонда.
2. Комплектование музейного собрания новыми музейными предметами, их оперативная экспертиза, регистрация в инвентарных книгах учета и размещение в экспозиции.
3. Оформление тематических экспозиций, выставок; развитие музейной экспозиции.
4. Разработка и проведение обзорных и тематических экскурсий, внеклассных мероприятий для различных категорий посетителей (учащиеся, педагоги, ветераны, родители, выпускники и т.д.).
5. Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся посредством их привлечения к созданию экспозиций, проведению экскурсий, работе в Совете музея, презентации опыта работы музея на различных уровнях.
6. Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся.
7. Организации исследовательской работы учащихся и педагогов.
8. Организация культурно-просветительской работы.
Принципы работы музея
Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.
1. Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
2. Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения.
3. Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
4. Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музея.
5. Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.
6. Свобода выбора учащимися направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей.
7. Партнерство всех школьных структур в организации воспитательной работы.
8. Связь с общественностью, ветеранами педагогического труда.
Направления деятельности музея
1. Организация поисково-исследовательской деятельности
- Работа с архивными документами, принятыми в дар музею
- Встречи с участниками и очевидцами (учащиеся, педагоги-ветераны, выпускники, родители и т.п.) событий истории школы, запись их воспоминаний, фотографирование.
- Организация исследовательской деятельности учащихся, подготовка проектов, докладов, рефератов и т.п.
2. Экспозиционно-выставочное
- Определение тематики экспозиций.
- Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы.
- Подготовка и демонстрация презентаций, видеороликов, посвящённых педагогам, выпускникам школы, традициям школы, памятным датам.
- Уход за экспонатами и их реставрация.
- Ведение учетной документации музея.
3. Экскурсионное
- Подготовка экскурсоводов из числа учащихся школы.
- Разработка тематических экскурсий в музее.
- Проведение обзорных и тематических экскурсий в музее.
4. Массово-просветительское направление
-Подготовка и проведение уроков мужества, классных часов на базе музея.
-Участие педагогов и учащихся школы в конкурсном движении различного уровня по профилю музея.
5. Информационное
- Представление опыта работы музея на различных уровнях.
- Размещение публикаций о деятельности музея в социальных сетях.
-Публикация материалов на педагогических сайтах
Нормативно-правовые документы
1.. Положение о Совете музея.
2. Годовой план работы.
6. Книга учета основного фонда .
7. Книга учета посетителей музея.
Руководство работой школьного музея
Руководство деятельностью музея истории школы осуществляет Совет музея, в состав которого входят педагоги и учащиеся среднего звена и старших классов. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея Новикова Татьяна Анатольевна, назначенная приказом директора школы. В своей деятельности музей руководствуется Уставом школы.
Содержание программы на 2021-2022 учебный год
1.Инвентаризация музейных фондов (50часов)
2.Оцифровка и систематизация материала (289 часов)
3. Создание видеоматериалов и презентаций (60 часов)
4.Проведение экскурсий для учащихся (34 часа)
5. Заседание актива музея (9часов)
6. Музейные уроки (34 часа)
№ п/п |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
Участники |
1. Организационно-аналитическая деятельность |
|
|||
1.1. |
-план работы музея истории школы №111 на2021-2022 учебный год; |
до 12 сентября |
Руководитель музея |
|
1.2. |
Заседания актива музея |
В течение года Не реже 1 раза в месяц |
Актив музея, |
Члены актива музея |
1.2. |
Подведение итогов работы, анализ деятельности музея |
декабрь, май |
Руководитель музея |
Актив музея |
2. Работа по созданию выставочных экспозиций |
|
|||
2.1. |
Создание презентации «Учителя, ,имеющие государственные награды»» ко Дню Учителя |
До 1 октября |
Руководитель музея |
Актив музея |
2.2. |
Создание презентации «Директора школы №111» |
Сентябрь- ноябрь |
Руководитель музея |
Актив музея, |
2.3. |
Создание презентации и видеоролика «Что такое школа для учителя» |
Сентябрь -декабрь |
Руководитель музея |
Актив музея |
2.4. |
Создание презентации «Учителя – выпускники школы №111» |
Январь - март |
Руководитель музея, классные руководители
|
Актив музея |
2.5. |
Создание презентации и видеоролика «Учитель в объективе» |
Март- апрель |
Руководитель музея, учителя |
Актив музея, |
2.6. |
Обновление экспозиций
|
В течение года |
Руководитель музея, актив музея |
|
2.7. |
Подборка материалов для экскурсий и музейных уроков |
В течение года |
Руководитель музея |
Актив музея |
3. Поисково-исследовательская деятельность |
|
|||
3.1. |
Сбор материала для презентации «Учителя, имеющие государственные награды»» |
До 1 октября |
Руководитель музея |
актив музея, |
3.2. |
Сбор материала для презентации «Директора школы №111» |
До 1 декабря |
Руководитель музея |
учителя |
3.3. |
Сбор материала для презентации и видеоролика «Что такое школа для учителя» |
До 1 октября |
Руководитель музея |
учителя |
3.4. |
Сбор материала для презентации и видеоролика «Учитель в объективе» |
До 1 апреля |
Руководитель музея |
учителя |
3.5 |
|
|
|
|
4. Экскурсионно-просветительская деятельность |
|
|||
4.1. |
Экскурсии в музей по разным темам |
В течение года |
Руководитель музея |
Учащиеся школы |
Предполагаемые результаты
1. Создание целостной картины по истории развития школы и ее традиций.
2. Сохранение и пополнение фондов музея.
3. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского, нравственного воспитания.
4. Воспитание у учащихся чувства гордости за свою школу, желание внести свою лепту в историю школы .
5. Создание системы мероприятий, экскурсий для учащихся, педагогов, других категорий посетителей на базе музея .
6. Организация образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации учащихся и педагогов в процессе совместной деятельности.
7. Достижение учащимися высокого уровня умений и навыков самостоятельной работы по профилю музея.
8. Организация результативной исследовательской работы учащихся на базе музея.
Критерии эффективности
Эффективность работы будет оцениваться:
- развитием (расширением) экспозиции музея;
-результатами участия в конкурсах исследовательских работ,
- количеством и качеством мероприятий, экскурсий, проводимых на базе школьного музея;
- количеством продуктов деятельности музея (презентации, видеофильмы, буклеты, проекты);
- степенью удовлетворенности участников мероприятий, экскурсий, проводимых на базе музея;
- степенью активности участия педагогов и учащихся школы в работе музея;
- уровнем сформированности у учащихся таких ценностных ориентиров, как интерес к традициям и истории родной школы;
Список литературы:
1.Письмо Министерства образования № 28-51-181/16 от 12 марта 2003 г. О деятельности музеев образовательных учреждений
2.Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. Изд. 2-е, исправл. - М.: ЦДЮТиК, 2003.
3.Кудрина, Т.А. Музей и школа / Т.А. Кудрина. - М.: «Просвещение» 1985
Приложение 1
Циклограмма работы музея истории школы №111
Ежегодно (июнь) – лекционная программа для школьного летнего лагеря;
1 раз в год (день учителя) – просмотр видеороликов об учителях и выпускниках школы №111;
1раз в месяц заседание актива музея;
1раз в месяц- тематические экскурсии по запросу классных руководителей;
2 раза в неделю – работа в музее;
3 раза в неделю с музейными фондами (по особому расписанию);
Май- музейные уроки, посвящённые дню Победы советского народа в годы ВОВ;
Февраль – подготовка материалов для участников баскетбольного турнира, посвящённого памяти воинов- интернационалистов, выпускников школы №111;
Приложение 2
Результаты работы
(опубликованные материалы)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.