Программа музея истории школы №111 г. Перми
Оценка 4.9

Программа музея истории школы №111 г. Перми

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
7 кл—11 кл
19.10.2021
Программа музея истории школы №111 г. Перми
Программа музея истории школы №111.docx

 

 УТВЕРЖДАЮ

Директор МАOУ «Средняя общеобразовательная

 школа № 55» г. Перми

_____________Е.Ю.Кычёва

«      » ____________ 201___

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

музея истории школы №111

на 2021-2022 учебный год

                                     

                                                              Руководитель музея:  Новикова Т.А.

                                                                                    

                                                                                   

                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 Количество часов 68  на учебный  год

 Количество часов        2       в неделю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа дополнительного образования

«Музей истории школы как составляющая открытого образовательного пространства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2021год

Пояснительная записка

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей - место, посвященное науке и искусству. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и демонстрацией предметов и документов, характеризующих развитие человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Школьные музеи можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. В течение сравнительно короткого времени они получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко-краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XX века в специальной педагогической литературе. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат Советского государства. Перспективы развития системы образования обозначены в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является важным элементом в этом процессе. Школьная музейная экспозиция – связующая нить культуры и образования. Это особенно важно сегодня, в процессе гуманизации школьного образования, возвращения к историко-культурным корням русского народа, страны, региона, города, школы. Задачи образования видятся сегодня не просто в усвоении ребенком суммы знаний, а в воспитании социально-активной личности, субъекта культуры  путем создания разносторонних условий личного участия, сопричастности к живому опыту истории и культуры. Школьный музей является базой, которая позволяет школе конкретизировать воспитательную и образовательную работу с учащимися. Школьный музей является одной из форм организации внеклассной, краеведческой и патриотической деятельности учащихся, входя в структуру воспитательной системы образовательного учреждения. Школьный музей, как форма образовательной и воспитательной работы, возникает как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской, педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, выступает координатором патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Он предоставляет возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое оставляет свидетельства своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранит и пропагандирует музей. Стержнем любого музея является история.

Музей МАОУ «СОШ №111» города Перми по профилю является музеем истории жизнедеятельности школы, осуществляет связь прошлого с настоящим (история педагогов, выпускников, семей). Музей истории школы организован на основе работы актива учащихся  и педагогов, которые проработали в школе более 20 лет. В работе музея используется фонд подлинных материалов, соответствующих профилю музея, также необходимое помещение и оборудование (размещение музея в помещении площадью 16 кв.м. на 3 этаже школы), обеспечивающих сохранение и показ собранных коллекций, видеофильмов и презентаций. Свою работу школьный музей осуществляет в соответствие с планом работы школы и вариативной частью БУП начальной школы в части проведения музейных уроков. В музее школы  учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных предметов и документов, связанных с историей школы №111. Музей удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории школы, которая прекратила своё существование как самостоятельная юридическая единица в 2019 году. Музей обладает огромным образовательно воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы и предметы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий  способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками   музейной профессиональной деятельности. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В процессе работы учащиеся овладевают навыками работы с компьютерной техникой, создают видеоролики, презентации, овладевают современными методами обработки музейного материала. В  итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п. Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществознания. Программа музея в условиях образовательной организации дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение школьником такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Музей увеличивает пространство, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

Целью создания и деятельности школьного музея является сохранение исторической памяти, наследия, традиций школы, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений через изучение истории школы.

Задачи музея истории школы

1. Организация поисковой работы с целью систематического пополнения музейного фонда.

 2. Комплектование музейного собрания новыми музейными предметами, их оперативная экспертиза, регистрация в инвентарных книгах учета и размещение в экспозиции.

 3. Оформление тематических экспозиций, выставок; развитие музейной экспозиции.

 4. Разработка и проведение обзорных и тематических экскурсий, внеклассных мероприятий для различных категорий посетителей (учащиеся, педагоги, ветераны, родители, выпускники и т.д.).

5. Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся посредством их привлечения к созданию экспозиций, проведению экскурсий, работе в Совете музея, презентации опыта работы музея на различных уровнях.

6. Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся.

7. Организации исследовательской работы учащихся и педагогов.

8. Организация культурно-просветительской работы.

Принципы работы музея

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.

1. Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

2. Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения.

3. Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.

4. Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музея.

5. Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.

6. Свобода выбора учащимися направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей.

7. Партнерство всех школьных структур в организации воспитательной работы.

8. Связь с общественностью, ветеранами педагогического труда.

Направления деятельности музея

1. Организация поисково-исследовательской деятельности

-  Работа с архивными документами, принятыми в дар музею

- Встречи с участниками и очевидцами (учащиеся, педагоги-ветераны, выпускники, родители и т.п.) событий истории школы, запись их воспоминаний, фотографирование.

- Организация исследовательской деятельности учащихся, подготовка проектов, докладов, рефератов и т.п.

2. Экспозиционно-выставочное

-  Определение тематики экспозиций.

- Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы.

- Подготовка и демонстрация презентаций, видеороликов, посвящённых педагогам, выпускникам школы, традициям школы, памятным датам.

- Уход за экспонатами и их реставрация.

- Ведение учетной документации музея.

3. Экскурсионное

- Подготовка экскурсоводов из числа учащихся школы.

- Разработка тематических экскурсий в музее.

- Проведение обзорных и тематических экскурсий в музее.

4. Массово-просветительское направление

-Подготовка и проведение уроков мужества, классных часов  на базе музея.

-Участие педагогов и учащихся школы в конкурсном движении различного уровня по профилю музея.

5. Информационное

- Представление опыта работы музея на различных уровнях.

- Размещение публикаций о деятельности музея в социальных сетях.

-Публикация материалов на педагогических сайтах

Нормативно-правовые документы

 

1.. Положение о Совете музея.

2. Годовой план работы.

6. Книга учета основного фонда .

7. Книга учета посетителей музея.

 

 

 

Руководство работой школьного музея

Руководство деятельностью музея истории школы осуществляет Совет музея, в состав которого входят педагоги и учащиеся среднего звена и старших классов. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея Новикова Татьяна Анатольевна, назначенная приказом директора школы. В своей деятельности музей руководствуется Уставом школы.

Содержание программы на 2021-2022 учебный год

 

1.Инвентаризация музейных фондов   (50часов)

2.Оцифровка и систематизация материала (289 часов)

3. Создание видеоматериалов и презентаций (60 часов)

4.Проведение экскурсий для учащихся (34 часа)

5. Заседание актива музея (9часов)

6. Музейные уроки  (34 часа)  

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Участники

1. Организационно-аналитическая деятельность

 

1.1.

-план работы музея истории школы №111 на2021-2022 учебный год;

до 12 сентября

Руководитель музея

 

 

 

 

1.2.

Заседания актива музея

В течение года

Не реже 1 раза в месяц

Актив музея,

Члены актива музея

1.2.

Подведение итогов работы, анализ деятельности музея

декабрь,

май

Руководитель музея

Актив музея

2. Работа по созданию выставочных экспозиций

 

       2.1.

Создание презентации  «Учителя, ,имеющие государственные награды»» ко Дню Учителя

До

1 октября

Руководитель музея

Актив музея

2.2.

Создание презентации  «Директора школы №111»

Сентябрь-

ноябрь

Руководитель музея

Актив музея,

2.3.

Создание презентации и видеоролика «Что такое школа для учителя» 

Сентябрь -декабрь

Руководитель музея

Актив музея

2.4.

Создание презентации «Учителя – выпускники школы №111» 

Январь - март

Руководитель музея, классные руководители

 

Актив музея

2.5.

Создание презентации и видеоролика «Учитель в объективе»

Март- апрель

Руководитель музея,

учителя

Актив музея,

2.6.

Обновление экспозиций

 

В течение года

Руководитель музея, актив музея

 

2.7.

Подборка материалов для экскурсий и музейных уроков 

В течение года

Руководитель музея

Актив музея

3. Поисково-исследовательская деятельность

 

3.1.

Сбор материала для  презентации  «Учителя, имеющие государственные награды»» 

 До 1 октября

Руководитель музея

 актив музея,

3.2.

Сбор материала для   презентации  «Директора школы №111»

До 1 декабря

Руководитель музея

учителя

3.3.

Сбор материала для  презентации и видеоролика «Что такое школа для учителя» 

До 1 октября

Руководитель музея

учителя

3.4.

 Сбор материала для  презентации и видеоролика «Учитель в объективе»

 До 1 апреля

 Руководитель музея

 учителя

3.5

 

 

 

 

4. Экскурсионно-просветительская деятельность

 

4.1.

Экскурсии в музей по разным темам

В течение года

Руководитель музея

Учащиеся школы

 

Предполагаемые результаты

1. Создание целостной картины по истории развития школы и ее традиций.

2. Сохранение и пополнение фондов музея.

3. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского, нравственного воспитания.

4. Воспитание у учащихся чувства гордости за свою школу, желание внести свою лепту в историю школы .

5. Создание системы мероприятий, экскурсий для учащихся, педагогов, других категорий  посетителей на базе музея .

6. Организация образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации учащихся и педагогов в процессе совместной деятельности.

 7. Достижение учащимися высокого уровня умений и навыков  самостоятельной работы по профилю музея.  

8. Организация результативной исследовательской работы учащихся на базе музея.

 

Критерии эффективности

Эффективность работы  будет оцениваться:

- развитием (расширением) экспозиции музея;

-результатами участия в конкурсах исследовательских работ,

- количеством и качеством мероприятий, экскурсий, проводимых на базе школьного музея;

- количеством продуктов деятельности музея (презентации, видеофильмы, буклеты, проекты);

- степенью удовлетворенности участников мероприятий, экскурсий, проводимых на базе музея;

- степенью активности участия педагогов и учащихся школы в работе музея;

- уровнем сформированности у учащихся таких ценностных ориентиров, как интерес к традициям и истории родной школы;

Список литературы:

1.Письмо Министерства образования № 28-51-181/16 от 12 марта 2003 г. О деятельности музеев образовательных учреждений 

2.Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. Изд. 2-е, исправл. - М.: ЦДЮТиК, 2003.

3.Кудрина, Т.А. Музей и школа / Т.А. Кудрина. - М.: «Просвещение» 1985

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Циклограмма работы музея истории школы №111

Ежегодно (июнь) – лекционная программа для школьного летнего лагеря;

1 раз в год (день учителя) – просмотр видеороликов об учителях и выпускниках школы №111;

1раз в месяц заседание актива музея;

1раз в месяц- тематические экскурсии по запросу классных руководителей;

2 раза в неделю – работа в музее;

3 раза в неделю с музейными фондами (по особому расписанию);

Май- музейные уроки, посвящённые дню Победы советского народа в годы ВОВ;

Февраль – подготовка материалов для участников баскетбольного турнира, посвящённого памяти воинов- интернационалистов, выпускников школы №111;  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Результаты работы

(опубликованные материалы)


 

Скачано с www.znanio.ru

УТВЕРЖДАЮ Директор МАOУ «Средняя общеобразовательная школа № 55» г

УТВЕРЖДАЮ Директор МАOУ «Средняя общеобразовательная школа № 55» г

Программа дополнительного образования «Музей истории школы как составляющая открытого образовательного пространства»

Программа дополнительного образования «Музей истории школы как составляющая открытого образовательного пространства»

Пояснительная записка Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм»

Пояснительная записка Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм»

Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, выступает координатором патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями

Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, выступает координатором патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями

В процессе работы учащиеся овладевают навыками работы с компьютерной техникой, создают видеоролики, презентации, овладевают современными методами обработки музейного материала

В процессе работы учащиеся овладевают навыками работы с компьютерной техникой, создают видеоролики, презентации, овладевают современными методами обработки музейного материала

Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся посредством их привлечения к созданию экспозиций, проведению экскурсий, работе в

Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся посредством их привлечения к созданию экспозиций, проведению экскурсий, работе в

Организация исследовательской деятельности учащихся, подготовка проектов, докладов, рефератов и т

Организация исследовательской деятельности учащихся, подготовка проектов, докладов, рефератов и т

Руководство работой школьного музея

Руководство работой школьного музея

Создание презентации «Учителя – выпускники школы №111»

Создание презентации «Учителя – выпускники школы №111»

Достижение учащимися высокого уровня умений и навыков самостоятельной работы по профилю музея

Достижение учащимися высокого уровня умений и навыков самостоятельной работы по профилю музея

Приложение 1 Циклограмма работы музея истории школы №111

Приложение 1 Циклограмма работы музея истории школы №111

Приложение 2 Результаты работы (опубликованные материалы)

Приложение 2 Результаты работы (опубликованные материалы)

Программа музея истории школы №111 г. Перми

Программа музея истории школы №111 г. Перми

Программа музея истории школы №111 г. Перми

Программа музея истории школы №111 г. Перми

Программа музея истории школы №111 г. Перми

Программа музея истории школы №111 г. Перми

Программа музея истории школы №111 г. Перми

Программа музея истории школы №111 г. Перми

Программа музея истории школы №111 г. Перми

Программа музея истории школы №111 г. Перми

Программа музея истории школы №111 г. Перми

Программа музея истории школы №111 г. Перми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2021