Согласовано: Утверждаю:
заместитель директора по УВР: директор ГБОУ школы № 691
Кузнецова М.А. Карпицкая И.Л. ________
«___»__________2022 г. «___»__________2022 г.
Программа наставничества
«Учитель – учитель»
на 2022-2023 учебный год
составили: Чумак М.С., учитель английского языка,
Поляков В.А., учитель английского языка
Санкт-Петербург
2022
1. Пояснительная записка
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
С другой стороны, интересным представляется «обратный» опыт, когда молодой специалист является наставником в паре с более опытным педагогом. Это позволяет взглянуть на практику наставничества с другой точки зрения. Молодые специалисты зачастую более осведомлены в последних тенденциях работы с молодёжью, более полно представляют себе их интересы, более гибки в педагогической практике. Поэтому нам видится интересным возможность для молодого педагога взять на себя роль наставника в паре.
Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс оттачивания и совершенствования навыков опытного педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость специалиста получить поддержку молодого педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность в современных реалиях, связанных с информатизацией и компьютеризацией учебного процесса.
Настоящая программа призвана помочь организации деятельности молодых наставников с опытными педагогами на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы – 1 год.
ЦЕЛЬ:
обеспечить качественный уровень развития системы наставничества на институциональном уровне, сформировать эффективные механизмы взаимодействия наставника и начинающего педагога.
ЗАДАЧИ:
1. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
2. Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей учителя.
3. Повышать профессиональный уровень педагогов с учетом их потребностей, затруднений, достижений.
4. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.
5. Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.
6. Способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.
7. Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению на основе школьных традиций.
Формы и методы работы педагога-наставника с опытными специалистами:
· консультирование (индивидуальное, групповое);
· активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др).
Деятельность наставника
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий наставляемого, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений наставляемого, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Ожидаемые результаты
для наставляемого:
· активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
· повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
· появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
· участие наставляемых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях;
· наличие портфолио у каждого педагога;
· успешное прохождение процедуры аттестации.
для наставника:
· эффективный способ самореализации;
· повышение квалификации;
· достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
· успешная адаптация молодых специалистов;
· повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательных организациях района.
Принципы наставничества
· добровольность;
· гуманность;
· соблюдение прав наставника и наставляемого;
· конфиденциальность;
· ответственность;
· искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
· взаимопонимание;
· способность видеть личность.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ
НАСТАВНИКА
Форма наставничества: «учитель-учитель».
Сведения |
о наставнике |
о наставляемом |
Фамилия, имя, отчество |
Чумак Михаил Сергеевич |
Поляков Вадим Александрович |
Образование |
Высшее, 2016 год |
Высшее 2008 |
Какое учебное заведение окончил |
СПбГУ, магистратура «Связи с общественностью в сфере международных отношений» |
Московский институт переводчиков. |
Педагогический стаж |
7 лет 10 месяцев |
22 года |
Место работы |
ГБОУ школа № 691 Невского района Санкт-Петербурга |
ГБОУ школа № 691 Невского района Санкт-Петербурга |
Должность |
Учитель |
Учитель |
Предмет |
Английский язык |
Английский язык |
Учебная нагрузка |
33 часа |
20 часов |
Класс |
3, 4, 5, 7, 10 классы |
3,4,9 классы |
Классное руководство |
Нет |
нет |
Квалификационная категория |
Высшая |
первая |
Цель работы: |
Развитие профессиональных умений и навыков наставляемого, оказание методической помощи наставляемому в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно-воспитательной деятельности и создание организационно-методических условий для успешной адаптации педагогов в условиях современной школы. |
Задачи: |
1. Оказание методической помощи наставляемому в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно-воспитательного процесса. 2. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности наставляемого. 3. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании. |
Содержание деятельности: |
1. Диагностика затруднений наставляемого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей. 2. Посещение уроков наставляемого специалиста и наставника. 3. Планирование и анализ деятельности. 4. Помощь наставляемому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы. 5. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности обучающихся во внеучебное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.). 6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства наставляемого учителя. 7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями. 8. Организация мониторинга эффективности деятельности. |
Ожидаемые результаты: |
1. Успешная адаптации начинающего педагога в учреждении. 2. Активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания. 3. Повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии. 4. Обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания. 5. Совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся. 6. Использование в работе начинающих педагогов инновационных педагогических технологий. |
Мероприятия
по планированию, организации и содержанию деятельности
индивидуальной работы с наставляемым специалистом
Планирование и организация работы по предмету |
Работа со школьной документацией |
Контроль за деятельностью молодого специалиста |
Формы и методы |
Форма отчетности молодого специалиста |
||
Организационные вопросы. Ознакомление со школой, правилами внутреннего трудового распорядка Изучение программ, методических записок, пособий. Составление рабочих программ и календарно-тематического планирования. Собеседование. |
Изучение нормативно-правовой базы школы (должностная инструкция учителя, календарный учебный график, учебный план, ООП НОО, план работы школы на 2022-2023 уч. год, документы строгой отчетности). Практическое занятие «Ведение школьной документации» (классный журнал, личные дела учащихся, журналы инструктажей, ученические тетради, дневники)». Требования к поурочному плану. «Инструкция заполнения журнала» журнал воспитательной работы. Оформление рабочих программ, пояснительных записок, личных дел учащихся и классного журнала. |
Оформление классного журнала. Оформление календарно-тематического планирования. Контроль ведения личных дел обучающихся. Взаимопосещение уроков. Плана внеурочной деятельности, контроль качества составления бесед, классных часов, мероприятий. |
Наставничество, самообразование, посещение уроков, классных часов, внеурочных мероприятий. |
Все запланированные собеседования и консультации проведены; посещены уроки английского языка. Методическая помощь при составлении календарно-тематического планирования по предметам. |
||
|
||||||
Современный урок и его анализ. Мотивация к обучению. Урок английского языка в начальной и средней школе. Составление технологических карт уроков. |
Практическое занятие «Как работать с тетрадями и прописями учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей». (изучение инструкции, советы при проверки тетрадей) |
Контроль ведения личных дел учащихся. Посещение уроков. Ведение тетрадей, прописи. Контроль составления плана внеурочной деятельности, контроль качества составления бесед, классных часов, мероприятий. Посещение мероприятий наставляемого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. |
Наставничество, самообразование, посещение классных часов, внеурочных мероприятий. Взаимопосещение уроков. |
Посещение уроков. Ведение тетрадей. Методические рекомендации, советы наставника при проведении урока. Предъявление плана. План-характеристика класса. |
||
|
||||||
Формы и методы работы на уроке. Система опроса обучающихся. Развитие речи и письма. Виды диагностики результатов обученности. |
Собеседование по итогам четверти. Практикум: «Обучение составлению отчетности по окончанию четверти. Составление аналитических справок». Рассылки «Современный Учительский портал». |
Проверка выполнения программы. Посещение уроков, классного часа. |
Взаимопосещение уроков. Контроль качества составления поурочных планов, посещение уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий. Посещение мероприятий молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. |
Технологические карты уроков по предметам. Проверка выполнения программы. Портфолио класса. |
||
|
||||||
Самоанализ урока. Организация индивидуальной работы с обучающимися. Выявление одаренных и неуспевающих детей, построение системы работы с данными категориями детей. Окружающий мир. Промежуточный анализ результатов деятельности по самообразованию. Урок английского языка в средней школе. Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся. |
Как вести протоколы родительских собраний. Составление аналитических справок. Структура учебного проекта. |
Поурочные планы. Проверка выполнения программы. |
Проверка выполнения программы. Взаимопосещение уроков. Поурочные планы. Посещение классного часа. Контроль ведения школьной документации. |
Технологические карты уроков по предметам. Проверка выполнения программы. Устранение замечаний по факту проверки. |
||
|
||||||
Работа со слабоуспевающими обучающимися. Мотивация к обучению. Посещение уроков. Участие обучающихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, фестивалях. |
Самообразование педагога: курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары, дистанционные конкурсы. Изучение документов по ФГОС НОО. Мониторинг процесса формирования УУД у младших школьников в урочной деятельности. |
Ведение тетрадей и дневников учащихся.
|
Наставничество, самообразование, посещение уроков. |
Ведение тетрадей и дневников обучающихся. Самоанализ. |
||
|
||||||
Методы активизации познавательной деятельности обучающихся. Видеоуроки. |
Самообразование педагога. Изучение нормативных документов школы по ведению профессионального портфолио. Самообразование педагога: сетевое взаимодействие, сообщества учителей. Изучение документов по ФГОС. |
Взаимопосещение уроков. Контроль ведения портфолио класса. |
Наставничество, самообразование, посещение уроков. |
Взаимопосещение уроков. Самоанализ. Устранение замечаний по факту проверки. |
||
|
||||||
Инновационные технологии и процессы в обучении. Технологии деятельностного обучения в урочное и внеурочное время. Использование ИКТ технологий на уроке. |
Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы. |
Проверка выполнения программы. Контроль ведения школьной документации. |
Наставничество, самообразование, посещение уроков, классных часов, внеурочных мероприятий. Контроль ведения школьной документации. |
Проверка выполнения теоретической и практической части программы. Самоанализ. |
||
|
||||||
Организация повторения. Подготовка к годовым контрольным работам. |
Саморазвитие педагога. Работа со школьной документацией. Составление КИМов к итоговым контрольным работам. Обучение составлению отчетности по окончанию четверти. |
Посещение уроков. Контроль ведения школьной документации. |
Наставничество, самообразование, посещение уроков, классных часов, внеурочных мероприятий. Контроль ведения школьной документации. |
Посещение уроков. Собеседование по итогам года. (наставник, учитель, руководитель МО, зам. директора.) |
||
|
||||||
Составление учебно-методической базы на следующий год. Итоги работы наставляемого специалиста по самообразованию за год. |
Составление отчета. Помощь в оформлении и заполнении отчетной документации: электронный классный журнал, журнал внеурочной деятельности, протоколы итоговой промежуточной аттестации. Составление годового отчета по движению обучающихся, выполнению теоретической и практической части программ, общей и качественной успеваемости обучающихся. Работа с личными делами обучающихся класса. |
Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы) Отчет о результатах наставнической работы. |
Наставничество, самообразование, посещение уроков, классных часов, внеурочных мероприятий. Контроль ведения школьной документации. |
Отчет о результатах наставнической работы. Собеседование по итогам за год (успеваемость качество, выполнение программы). Самоанализ. Устранение замечаний по факту проверки. |
||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.