Рассмотрено Утверждено
на заседании педагогического совета директор КГКУ детский дом №10
Протокол № ______________ ________Маразанова Т.В
«____» ____________2020г «____» ____________2020г
Программа наставничества
Выполнила
Педагог-психолог СПСС:
Моисеенко Ольга Владимировна
2020 год
Актуальность внедрения программы.
Создание программы наставничества продиктовано влиянием времени. На сегодняшний день утверждено распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края о реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Молодые профессионалы», «Учитель будущего», обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов национального проекта «Образование», но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.
С проблемой отказа воспитанников от участия в мероприятиях в нашем учреждении мы сталкиваемся довольно часто, так как основным отличием нашего учреждения от других образовательных учреждений – это постоянный, на протяжении длительного времени, состав воспитанников. Проанализировав причины отказа, мы делаем вывод:
1. Воспитанники не имеют опыта расстановки приоритетов;
2. Большая загруженность мероприятиями, как в учреждении, так и вне его
Целью программы является устранение причин отказа воспитанников от участия в мероприятиях детского дома, а так же за его пределами.
Задачи: раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого воспитанника, участвующего в программе; выработка у участников программы высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию, повышение мотивации к самопознанию и самореализации.
При составлении программы наставничества мы опирались на нормативно-правовую базу, указанную в региональной методологии (целевой модели) наставничества, утверждённой распоряжением министерства и науки Хабаровского края от 10 сентября 2020 года № 887.
Нормативные правовые акты международного уровня.
• Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559- 1.
• Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE, Амстердам, январь, 2001 год).
• Конституция Российской Федерации.
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
• Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол N 45 от 14 мая 2010 г.).
• Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р.
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
• Гражданский кодекс Российской Федерации.
• Трудовой кодекс Российской Федерации.
• Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"
• Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
• Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
• Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
• Указ Президента Российской Федерации Владимира Путина от 21.07.2020 № 474 «Указ о национальных целях развития России до 2030 года».
• Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 04.08.2020 года «О внедрении примерной программы воспитания».
• Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 2018 г. № 94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71791182/.
• Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 10 сентября 2020 года №887
Нормативные правовые акты КГКУ детский дом №10.
• Устав учреждения
• Положение о педагогическом совете
• Приказ о Положении и внедрении программ наставничества
• Приказ о назначении куратора
• Приказ о назначении наставника и формировании пар – наставник-наставляемый
Целевая аудитория. В программе участвуют воспитанники детского дома в возрасте от 14 до 18 лет, педагоги и граждане, выразившие желание стать наставниками.
Сроки реализации: 1.09.2020 г.-31.05.2021 год (учебный год).
Форма и вид наставничества: педагог-воспитанник.
Критерии отбора наставников: возраст от 18 лет, наличие справки об отсутствии судимости, о состоянии здоровья, личное желание, коммуникативные способности, эмоциональный интеллект, хобби и образ жизни, ресурс времени, умение планировать.
Для формирования базы наставников в нашем учреждении мы пользуемся опытом прошлых лет. Наше учреждение не один год сотрудничает с различными организациями города такими как: отдел опеки и попечительства по городу, отдел по работе с молодёжью города, рабочей молодёжью ТЭЦ-3, студенческим сообществом АмГПГУ, отделом судебных приставов ЦО.
Ожидаемые результаты. воспитанники в возрасте от 14 до 18 лет, отказывающиеся от участия в мероприятиях, становятся активными участниками значимых мероприятий, с учётом своих интересов.
Способы измерения ожидаемого результата: Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
• оценка качества процесса реализации программы наставничества;
• оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов;
В программе используются следующие понятия и термины.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Координатор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за разработку проекта программы в соответствии с выбранной формой, формирование наставнических пар в своей форме и реализацию наставнического цикла.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.
Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).
Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. Формирование этих баз осуществляется координатором, куратором, педагогами (психолог, социальный педагог, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования, руководитель методического объединения), располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.
План работы
Этапы |
Мероприятия |
Сроки |
Результат |
Ответственные |
Подготовка условий для запуска программы наставничества |
1.Создание благоприятных условий для запуска программы.
|
1.09.2020- 20.09.2020 |
Дорожная карта реализации наставничества. Пакет документов. |
Директор Зам.директора по УВР |
2.Сбор информации о воспитанниках, отказывающихся от участия в мероприятиях (потенциальных наставляемых)- собрание Совета детского дома Тематические воспитательские часы |
Создание базы наставляемых |
Зам.директора по УВР Психолог Воспитатели
|
||
3.Выбор аудитории для поиска наставников. |
Создание базы наставников |
Зам.директора по УВР Педагог-организатор |
||
4.Информирование и выбор форм наставничества.
|
Форма наставничества-педагог-воспитанник |
Зам.директора по УВР Педагог-организатор |
||
5.На внешнем контуре: информационная работа, направленная на привлечение внешних ресурсов к реализации программы. |
Публикации на официальном сайте учреждения В социальных сетях Брошюры в отделе опеки и попечительства города, администрации города, управлении образования, а так же индивидуальные приглашения граждан, сотрудничающих с детским домом |
Зам.директора по УВР Психолог службы по профилактики социального сиротства (СПСС) Педагог-организатор |
||
Формирование базы наставляемых |
Сбор данных о наставляемых: анкетирование, опросы, характеристики воспитателей, учителей школ, наблюдение Сбор согласий на обработку ПД Сбор дополнительной информации о наставляемых от третьих лиц (психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования) |
До 1.10.2020 |
База наставляемых, отказывающихся от участия в мероприятиях |
Зам.директора по УВР
Психолог СПСС |
Формирование базы наставников |
До начала реализации программы наставничества, опираясь на предыдущий опыт: участие педагогов и приглашение потенциальных наставников на совместное участие в городских акциях «Белая ромашка», «Сохрани жизнь», на мероприятия, проходящие в детском доме (Традиционные: Новогодняя сказка, праздничный концерт 8 марта, День Победы (в стенах Дома ветеранов), Праздник детства, «День знаний»; «День матери» и систематических по плану учреждения). Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа: педагогов, заинтересованных в тиражировании личного опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; Работа с внешним контуром на данном этапе включает действия по формированию базы наставников из числа: · выпускников, заинтересованных в поддержке своего учреждения; · предпринимателей или общественных деятелей, которые чувствуют потребность передать свой опыт; · граждан, сотрудничающих с учреждением Согласие на обработку ПД |
1.09.2020-1.10.2020 |
База наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем.
|
Зам.директора по УВР
Педагог-организатор
Психолог СПСС Муз.работник
Педагог-организатор
Руководитель МО
Служба постинтернатного сопровождения выпускников (СПСВ)
Педагог-организатор
Зам.директора по УВР
Психолог СПСС |
Отбор и обучение наставников |
1.Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы. 2.Обучение наставников для работы с наставляемыми через прохождение КПК |
До 1.10.2020 |
1.Заполнены анкеты в письменной свободной форме всеми потенциальными наставниками. 2.Собеседование с наставниками 3.Программа обучения. |
Зам.директора по УВР Педагог-организатор Психолог СПСС
Зам.директора по УВР |
Организация хода наставнической программы
|
1.Групповой тренинг «Смена партнёра» с целью установления контакта в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон. Работа в каждой паре/группе включает: · встречу-знакомство (упражнение «Здравствуй») · пробную рабочую встречу («Имя»), · встречу-планирование «Мои увлечения», 2.Личная встреча для планирования совместной работы 3.Комплекс последовательных встреч наставника и наставляемого (Возможно привлечение пар/групп для проведения того или иного мероприятия детского дома(Новый год, 8 марта, день космонавтики и др.), для укрепления взаимоотношений, повышения ответственности за напарника)
4.Мониторинг: · сбор обратной связи от наставляемых для мониторинга динамики влияния программы на наставляемых(промежуточная диагностика); · сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов для мониторинга эффективности реализации программы (итоговая диагностика). 4.Итоговая встреча. |
2.12.2020
19.12.2020
По мере необходимости, но не реже одного раза в две недели
Конец января 2021
До 10.05.2021
10.05.2021 |
Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре
Составление планов индивидуального развития наставляемого
Воспитанник, активно участвующий в значимых мероприятиях
Подведения итога работы, выводы |
Психолог СПСС
Наставник
Наставник Психолог СПСС Зам.директора по УВР
Зам.директора по УВР Психолог СПСС
Зам.директора по УВР Наставник |
Завершение программы наставничества |
1.Подведение итогов работы каждой пары/группы. Тренинг «Мой успех» 2.Подведение итогов программы детского дома -педагогический совет. 3.Публичное подведение итогов– праздничная программа «Праздник детства»; Поощрение наставников 4. Популяризация и распространение практик наставничества на официальном сайте учреждения, педагогических сообществах, социальных сетях. |
10.05.2021
15.05.2021
31.05.2021
31.05.2021 |
· Собраны лучшие наставнические практики.
|
Зам.директора по УВР Психолог СПСС
Зам.директора по УВР Директор Зам.директора по УВР Педагог-организатор Психолог СПСС
Зам.директора по УВР |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.