Программа наставничества в образовательном учреждении
Оценка 4.9

Программа наставничества в образовательном учреждении

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
21.01.2021
Программа наставничества в образовательном учреждении
Создание программы наставничества продиктовано влиянием времени. На сегодняшний день утверждено распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края о реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Молодые профессионалы», «Учитель будущего», обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов национального проекта «Образование», но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей. С проблемой отказа воспитанников от участия в мероприятиях в нашем учреждении мы сталкиваемся довольно часто, так как основным отличием нашего учреждения от других образовательных учреждений – это постоянный, на протяжении длительного времени, состав воспитанников. Проанализировав причины отказа, мы делаем вывод: 1. Воспитанники не имеют опыта расстановки приоритетов; Большая загруженность мероприятиями, как в учреждении, так и вне его
Программа наставничества.docx

Рассмотрено                                                                                                                            Утверждено

на  заседании  педагогического совета                                                                                директор  КГКУ детский дом №10

Протокол  № ______________                                                                                                              ________Маразанова Т.В                                                                          

 «____» ____________2020г                                                                                                                «____» ____________2020г

 

 

 

Программа наставничества

 

 

Выполнила

Педагог-психолог СПСС:

Моисеенко Ольга Владимировна

 

 

2020 год

Актуальность внедрения программы.

Создание программы наставничества продиктовано влиянием времени. На сегодняшний день утверждено распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края о реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Молодые профессионалы», «Учитель будущего», обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов национального проекта «Образование», но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.

С проблемой отказа воспитанников от участия в мероприятиях в нашем учреждении мы сталкиваемся довольно часто, так как основным отличием нашего учреждения от других образовательных учреждений – это постоянный, на протяжении длительного времени, состав воспитанников. Проанализировав причины отказа, мы делаем вывод:

1.     Воспитанники не имеют опыта расстановки приоритетов;

2.     Большая загруженность мероприятиями, как в учреждении, так и вне его

Целью программы является устранение причин отказа воспитанников от участия в мероприятиях детского дома, а так же за его пределами.

Задачи: раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого воспитанника, участвующего в программе; выработка у участников программы высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию, повышение мотивации к самопознанию и самореализации.

При составлении программы наставничества мы опирались на нормативно-правовую базу, указанную в региональной методологии (целевой модели) наставничества, утверждённой распоряжением министерства и науки Хабаровского края от 10 сентября 2020 года № 887.

Нормативные правовые акты международного уровня.

•        Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559- 1.

•        Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE, Амстердам, январь, 2001 год).

•        Конституция Российской Федерации.

•        Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

•        Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол N 45 от 14 мая 2010 г.).

•        Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период  до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р.

•        Стратегия  развития  воспитания  в  Российской  Федерации  до  2025   года  (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.   N 996-р).

•        Гражданский кодекс Российской Федерации.

•        Трудовой кодекс Российской Федерации.

•        Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности    и благотворительных организациях"

•        Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

•        Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

•        Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

•        Указ Президента Российской Федерации Владимира Путина от 21.07.2020 № 474 «Указ о национальных целях развития России до 2030 года».

•        Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 04.08.2020 года «О внедрении примерной программы воспитания».

•        Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 2018 г. № 94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71791182/.

                    Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 10 сентября 2020 года №887

Нормативные правовые акты КГКУ детский дом №10.

•        Устав учреждения

        Положение о педагогическом совете

•        Приказ о Положении и внедрении программ наставничества

         Приказ о назначении куратора

         Приказ о назначении наставника и формировании пар – наставник-наставляемый

Целевая аудитория. В программе участвуют воспитанники детского дома в возрасте от 14 до 18 лет, педагоги и граждане, выразившие желание стать наставниками.

Сроки реализации: 1.09.2020 г.-31.05.2021 год (учебный год).

Форма и вид наставничества: педагог-воспитанник.

Критерии отбора наставников: возраст от 18 лет,  наличие справки об отсутствии судимости,  о состоянии здоровья, личное желание, коммуникативные способности, эмоциональный интеллект, хобби и образ жизни, ресурс времени, умение планировать.

Для формирования базы наставников в нашем учреждении мы пользуемся опытом прошлых лет. Наше учреждение не один год сотрудничает с различными организациями города такими как: отдел опеки и попечительства по городу, отдел по работе с молодёжью города, рабочей молодёжью ТЭЦ-3, студенческим сообществом АмГПГУ, отделом судебных приставов ЦО.

Ожидаемые результаты.  воспитанники в возрасте от 14 до 18 лет, отказывающиеся от участия в мероприятиях, становятся активными участниками значимых мероприятий, с учётом своих интересов.

Способы измерения ожидаемого результата: Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

•        оценка качества процесса реализации программы наставничества;

•        оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов;

В программе используются следующие понятия и термины.

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в  конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".

Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Координатор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.

Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за разработку проекта программы в соответствии с выбранной формой, формирование наставнических пар в своей форме и реализацию наставнического цикла.

Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.

Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и  соображений,  уточнения,  паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.

Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.

Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).

Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.

Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. Формирование этих баз осуществляется координатором, куратором, педагогами (психолог, социальный педагог, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования, руководитель методического объединения), располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.

План работы

Этапы

Мероприятия

Сроки

Результат

Ответственные

Подготовка условий     для запуска программы наставничества

1.Создание благоприятных условий для запуска программы.

 

1.09.2020-

20.09.2020

Дорожная карта реализации наставничества.

Пакет документов.

Директор

Зам.директора по УВР

2.Сбор информации о воспитанниках, отказывающихся от участия в мероприятиях (потенциальных наставляемых)- собрание Совета детского дома

Тематические воспитательские часы

Создание базы наставляемых

Зам.директора по УВР

Психолог

Воспитатели

 

3.Выбор     аудитории для поиска наставников.

Создание базы наставников

Зам.директора по УВР

Педагог-организатор

4.Информирование и выбор форм наставничества.

 

Форма наставничества-педагог-воспитанник

Зам.директора по УВР

Педагог-организатор

5.На внешнем контуре: информационная работа, направленная на привлечение внешних ресурсов к реализации программы.

Публикации на официальном сайте учреждения

В социальных сетях

Брошюры в отделе опеки и попечительства города, администрации города, управлении образования, а так же индивидуальные приглашения граждан, сотрудничающих с детским домом

Зам.директора по УВР

Психолог службы по профилактики социального сиротства (СПСС)

Педагог-организатор

Формирование базы наставляемых

Сбор данных о наставляемых: анкетирование, опросы, характеристики воспитателей, учителей школ, наблюдение

Сбор согласий на обработку ПД

Сбор дополнительной информации о наставляемых от третьих лиц (психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования)

До 1.10.2020

База наставляемых, отказывающихся от участия в мероприятиях

Зам.директора по УВР

 

 

 

 

Психолог СПСС

Формирование базы наставников

До начала реализации программы наставничества, опираясь на предыдущий опыт: участие педагогов и приглашение потенциальных наставников на совместное участие в городских акциях «Белая ромашка», «Сохрани жизнь», на мероприятия, проходящие в детском доме  (Традиционные: Новогодняя сказка, праздничный концерт 8 марта, День Победы (в стенах Дома ветеранов), Праздник детства, «День знаний»; «День матери» и систематических по плану учреждения).

Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа:

педагогов, заинтересованных в тиражировании личного опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;

Работа с внешним контуром на данном этапе включает действия по формированию базы наставников из числа:

·        выпускников, заинтересованных в поддержке своего учреждения;

·        предпринимателей или общественных деятелей, которые чувствуют потребность передать свой опыт;

·        граждан, сотрудничающих с учреждением

Согласие на обработку ПД

1.09.2020-1.10.2020

База наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем.

 

Зам.директора по УВР

 

 

 

Педагог-организатор

 

 

 

 

Психолог СПСС

Муз.работник

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-организатор

 

Руководитель МО

 

 

 

 

 

 

Служба постинтернатного сопровождения выпускников (СПСВ)

 

Педагог-организатор

 

 

 

Зам.директора по УВР

 

 

 

Психолог СПСС

Отбор и обучение наставников

1.Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы.

2.Обучение наставников для работы с наставляемыми через прохождение КПК

До 1.10.2020

1.Заполнены анкеты  в письменной свободной форме всеми потенциальными наставниками.

2.Собеседование     с наставниками

3.Программа обучения.

Зам.директора по УВР

Педагог-организатор

Психолог СПСС

 

 

Зам.директора по УВР

Организация

хода

наставнической

программы

 

 

 

 

 

1.Групповой тренинг «Смена партнёра» с целью установления контакта в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон.

Работа в каждой паре/группе включает:

·        встречу-знакомство (упражнение «Здравствуй»)

·        пробную рабочую встречу («Имя»),

·        встречу-планирование «Мои увлечения»,

2.Личная встреча для планирования совместной работы

3.Комплекс последовательных встреч наставника и наставляемого (Возможно привлечение пар/групп для проведения того или иного мероприятия детского дома(Новый год, 8 марта, день космонавтики и др.), для укрепления взаимоотношений, повышения ответственности за напарника)

 

4.Мониторинг:

·        сбор обратной связи от наставляемых для мониторинга динамики влияния программы на наставляемых(промежуточная диагностика);

·        сбор обратной связи от наставников, наставляемых         и кураторов для мониторинга эффективности реализации программы (итоговая диагностика).

4.Итоговая встреча.

2.12.2020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.12.2020

 

По мере необходимости, но не реже

одного раза в две недели

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец января 2021

 

 

 

 

 

До 10.05.2021

 

 

 

 

 

 

 

10.05.2021

Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление планов индивидуального развития наставляемого

 

 

 

 

Воспитанник, активно участвующий в значимых мероприятиях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведения итога работы, выводы

Психолог СПСС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наставник

 

 

Наставник

Психолог СПСС

Зам.директора по УВР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зам.директора по УВР

Психолог СПСС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зам.директора по УВР

Наставник

Завершение программы наставничества

1.Подведение итогов работы каждой пары/группы.

Тренинг «Мой успех»

2.Подведение итогов программы детского дома -педагогический совет.

3.Публичное подведение итогов– праздничная программа «Праздник детства»;

Поощрение наставников

4. Популяризация и распространение практик наставничества на официальном сайте учреждения, педагогических сообществах, социальных сетях.

10.05.2021

 

 

15.05.2021

 

 

31.05.2021

 

 

 

 

 

31.05.2021

·        Собраны лучшие наставнические практики.

 

 

Зам.директора по УВР

Психолог СПСС

 

Зам.директора по УВР

Директор

Зам.директора по УВР

Педагог-организатор

Психолог СПСС

 

Зам.директора по УВР

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рассмотрено

Рассмотрено

Актуальность внедрения программы

Актуальность внедрения программы

Конвенция о правах ребенка, одобренная

Конвенция о правах ребенка, одобренная

Распоряжение министерства образования

Распоряжение министерства образования

Критерии отбора наставников: возраст от 18 лет, наличие справки об отсутствии судимости, о состоянии здоровья, личное желание, коммуникативные способности, эмоциональный интеллект, хобби и образ жизни,…

Критерии отбора наставников: возраст от 18 лет, наличие справки об отсутствии судимости, о состоянии здоровья, личное желание, коммуникативные способности, эмоциональный интеллект, хобби и образ жизни,…

Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов

Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов

Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний…

Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний…

Создание благоприятных условий для запуска программы

Создание благоприятных условий для запуска программы

Формирование базы наставляемыхСбор данных о наставляемых: анкетирование, опросы, характеристики воспитателей, учителей школ, наблюдение

Формирование базы наставляемыхСбор данных о наставляемых: анкетирование, опросы, характеристики воспитателей, учителей школ, наблюдение

Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа: педагогов, заинтересованных в тиражировании личного опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;

Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа: педагогов, заинтересованных в тиражировании личного опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;

Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы

Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы

Возможно привлечение пар/групп для проведения того или иного мероприятия детского дома(Новый год, 8 марта, день космонавтики и др

Возможно привлечение пар/групп для проведения того или иного мероприятия детского дома(Новый год, 8 марта, день космонавтики и др

Завершение программы наставничества 1

Завершение программы наставничества 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2021