Программа Наставника по направлению
«Классное руководство»
Пояснительная записка
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с новыми требованиями, которые предъявляют к учителям «Профессиональный стандарт педагога», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н.
Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Настоящая примерная программа составлена в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Ульяновской области от 25.09.2019 № 109-ЗО «О статусе педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность на территории Ульяновской области», а так же на основании письма Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области от 21.08.2020 N2 73-ИОГВ—01-/88Оисх., во исполнение п.2 раздела IV Положения о категории педагог-наставник (приказ Министерства образования и науки Ульяновской области от 31 января 2020 г. N2 З).
Данная программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы: 3 года
Количество часов -72
1.Цель программы: обеспечение постепенного вовлечения молодого учителя в такую сферу профессиональной деятельности как классное руководство; создание условий для приобретения ими практических навыков, приемов, форм работы, методов, технологий организации работы классного руководителя.
Задачи:
1.Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя;
2.Способствовать осознанному формулированию целей и задач воспитательной работы;
3. Способствовать и оказывать методическую помощь в планировании воспитательной работы в аспекте современных подходов;
4. Оказывать методическую помощь и поддержку при выявлении трудностей при работе с родителями.
5.Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
Ожидаемые результаты
для молодого специалиста:
ü активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков при работе в роли классного руководителя;
ü повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики, физиологи и возрастной психологии;
ü приобретения опыта в роли классного руководителя;
для наставника:
ü эффективный способ самореализации;
ü повышение квалификации;
ü достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
ü успешная адаптация молодых специалистов;
ü повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательных организациях района.
Принципы наставничества
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение прав молодого специалиста;
- соблюдение прав наставника;
- конфиденциальность;
- ответственность;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
- взаимопонимание;
- способность видеть личность
Примерная программа
работы наставника Михайловой Светланы Борисовны с молодым педагогом, учителем начальных классов Захаровой Е.А.
|
Перечень |
Содержание |
Сроки |
||||
форма проведения |
1 год |
||||||
|
|||||||
I. 1. |
Консультация |
Консультации по выявлению профессиональных проблем и образовательных запросов молодого специалиста |
1.Составление психолого-педагогической характеристики класса 2.Составление плана работы с классом на учебный год |
сентябрь |
|||
2. |
Консультация |
Изучение нормативно-правовой базы. Консультирование про ведение школьной документации |
1Деятельность по изучению «Закона об образовании в РФ», локальных актов ОО. 2.Составление плана воспитательной работы 3.Составление социального паспорта класса |
сентябрь и в течение года |
|||
3. |
Консультация |
Ознакомление с Профстандартом педагога
|
Разработка программы индивидуального профессионального саморазвития педагога в роли классного руководителя |
сентябрь- октябрь |
|||
4. |
Консультация |
Как провести родительское собрание |
1.Составление памятки классного руководителя 2.Консультация с школьным педагогом-психологом 3.Как правильно написать протокол родительского собрания |
сентябрь |
|||
5. |
Консультация |
Взаимодействие с родителями и детьми |
Консультация с школьным педагогом-психологом |
в течение года |
|||
6. |
Консультация |
Ведение индивидуального портфолио обучающего |
1.Ознакомление с формой портфолио 2.Правила ведения портфолио 3.Периодичность заполнения 4.Методы диагностики и оценивания |
в течение года |
|||
7. |
Консультация |
Оформление классного уголка |
1.Форма и периодичность заполнения
|
сентябрь |
|||
8. |
Консультация |
Как мероприятие сделать событием |
1.Изучение разнообразных форм проведения внеклассного мероприятия 2.Сроки подготовки 3. Написание сценария, плана 4.Размещение фототчета на школьном сайте |
в течение года |
|||
II. 1. |
Мастер-класс |
КТД-как основа организации внеклассного мероприятия |
1.Что такое КТД 2. Виды, формы, характеристики, особенности подготовки и проведения 3.Составление памятки 4.Обсуждение этапов и особенности проведения КТД |
в течение года |
|||
2. |
Мастер-класс |
Что такое ролевая игра? |
1.Что такое ролевая игра? 2.Виды, формы, характеристики, особенности подготовки и проведения 3. Обсуждение этапов и особенности проведения |
в течение года |
|||
3. |
Мастер-класс |
Самоуправление классным коллективом |
1.Как организовать самоуправление классным коллективом 2.Выбор совета класса 3.Распеределение обязанностей 4.Осуществление и формы контроля |
в течение года |
|||
III. |
Образовательные мероприятия |
Посещение классных часов, бесед, внеклассных мероприятий, родительских собраний, подготовка открытых внеклассных мероприятий |
1.Обсуждение подготовки , планирования и организации различных тематических образовательных мероприятий |
в течение года |
|||
Консультация |
Итоги реализации программы |
Подготовка отчета наставник, подведение итогов а и анализ работы наставляемого |
май |
||||
2 год |
|||||||
форма |
перечень |
содержание |
Сроки |
||||
I. 1. |
Консультация |
Моделирование воспитательной работы класса |
Организация деятельности по изучению вопросов моделирования воспитательной работы в классе (проектирование целей, методы сплочения классного коллектива, особенности проектирования рабочей программы, оценка ее эффективности и др.) |
в течение года |
|||
2. |
Консультация |
Моделирование воспитательной работы класса |
Консультации по созданию рабочей программы по воспитательной работе на новый учебный год с учетом анализа успехов и неудач в прошлом году |
сентябрь |
|||
3. |
Консультация |
Моделирование воспитательной работы класса |
Подборка методических рекомендаций для работы с родителями (тематика родительских собраний, тесты, памятки, сценарии тематических бесед и др.) |
в течение года |
|||
4. |
Консультация |
Моделирование воспитательной работы класса |
Организация самостоятельного проектирования открытого внеклассного мероприятия. Анализ и самоанализ образовательного мероприятия. |
в течение года |
|||
5. |
Консультация |
Мониторинг работы классного руководителя |
Виды и формы мониторинга Консультация школьного педагога-психолога |
в течение года |
|||
6. |
Консультация |
Конфликты в классном коллективы |
Консультация школьного педагога-психолога Как разрешить конфликт? Составление памятки |
в течение года |
|||
7. |
Консультация |
Конфликты с родителями |
1.Консультация школьного педагога - психолога 2.Как разрешить конфликт? 3.Практические рекомендации и советы 4. Памятка «Как предотвратить конфликт» |
в течение года |
|||
II. |
Образовательные мероприятия |
Посещение классных часов, бесед, внеклассных мероприятий, родительских собраний, подготовка открытых внеклассных мероприятий |
Обсуждение подготовки , планирования и организации различных тематических образовательных мероприятий |
в течение года |
|||
III. 1. |
Мастер - класс |
«Мини-проекты как форма проведения тематического классного часа |
1.Проведение, анализ 2.Формы мини-проектов 3.Обсуждение эффективности данной формы проведения |
апрель |
|||
2. |
Мастер - класс |
«Урок Успеха» как форма проведения тематического внеклассного мероприятия |
1.Что такое «Урок Успеха» 2.Кого можно пригласить на «Урок Успеха»? 3.Эффктивность проведения данной формы 4.Категория приглашенных гостей |
в течение года |
|||
3. |
Мастер - класс |
Как подготовить и провести мероприятие онлайн? |
1.Виды, формы 2.Анализ платформ 3Особенности и трудности |
в течение года |
|||
Консультация |
Итоги реализации программы |
Подготовка отчета наставника и анализ работы наставляемого |
май |
||||
3 год |
|||||||
форма |
перечень |
содержание |
Сроки |
||||
I. 1. |
Консультация |
Моделирование воспитательной работы класса с учетом анализа работы за прошлый год |
Организация деятельности по изучению вопросов моделирования воспитательной работы в классе (проектирование целей, методы сплочения классного коллектива) |
в течение года |
|||
2 |
Консультация |
Как сделать работу классного руководителя более эффективной? |
Практические советы из опыта работы |
в течение года |
|||
3. |
Консультация |
Участие в различных творческих конкурсах и проектах |
Подготовка к конкурсу, изучение положения о конкурсе, работа с учащимися |
в течение года |
|||
4. |
Консультация |
Организация выездных мероприятий и экскурсий (посещение музеев, театров, выставок) |
1.Оформление документации 2. Транспорт, требования, условия |
в течение года |
|||
II. 1 |
Образовательные мероприятия |
Посещение классных часов, бесед, внеклассных мероприятий, родительских собраний, подготовка внеклассных мероприятий |
1.Обсуждение подготовки , планирования и организации различных тематических образовательных мероприятий |
в течение года |
|||
2. |
Образовательные мероприятия |
Подготовка и проведение открытых внеклассных мероприятий |
1.Обсуждение подготовки , планирования и организации различных тематических образовательных мероприятий |
в течение года |
|||
3. |
Образовательные мероприятия |
Подготовка и проведение совместных мероприятий |
Обсуждение подготовки, планирования и организации различных тематических образовательных мероприятий |
в течение года |
|||
Консультация |
Итоги реализации программы |
Подготовка отчета наставника и анализ работы наставляемого
|
май |
||||
Формы
и методы
работы педагога-наставника с молодым специалистом:
· консультирование (индивидуальное, групповое, онлайн );
· активные методы (семинары, практические занятия, посещение классных часов, различных внеклассных мероприятий, родительских собраний, тренинги, собеседование, анализ проведенных мероприятий, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др).
Деятельность наставника
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий классного руководителя, знакомит с правилами ведения документации, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Типовой план работы педагога - наставника
Наставник Михайлова Светлана Борисовна
Наставляемое лицо Захарова Елена Андреевна
№п/п |
Вид деятельности |
Периодичность |
Количество часов в год |
1. |
Проведение совместных и индивидуальных образовательных мероприятий – классных часов, бесед, внеклассных мероприятий, родительских собраний, тематических встреч для наставляемых лиц, консультирование |
1 раз в месяц |
24 |
2. |
Посещение и анализ совместных и индивидуальных образовательных мероприятий - классных часов и внеклассных мероприятий |
1 раз в месяц |
24 |
3. |
Проведение консультаций для наставляемых лиц по вопросам подготовки к организации образовательной деятельности при проведении тематических родительских собраний, ведения обязательной документации, написании психолого - педагогической характеристики обучающихся, проведения индивидуальных бесед с родителями и обучающимися, организации работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети с ОВЗ, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации) |
1 раз в месяц |
24 |
4. |
Организация и проведение круглых столов, заседаний школьного методического объединения классных руководителей, семинаров (заседаний творческих лабораторий) по организации успешной работы классного руководителя |
1 раз в месяц |
24 |
5. |
Обеспечение сопровождения наставляемого лица при подготовке к участию в конкурсах профессионального мастерства разного уровня, а также иных профессиональных мероприятиях, направленных на представление педагогических опыта и практики. Методическая помощь при публикации разработок внеклассных мероприятий, классных часов в сети интернет на педагогических порталах и размещения методических разработок на индивидуальном сайте или блоге молодого специалиста
|
1 раз в месяц |
24 |
6. |
Обеспечение ведения в информационно -телекоммуникационной сети Интернет личного сайта, блога, в том числе и страницы в социальной сети, страницы на сайте образовательной организации;
|
Ежемесячно в течение года |
20 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.