Обособленное структурное подразделение «Перевальский техникум»
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Луганской Народной Республики
«Донбасский государственный технический университет»
ПРОГРАММА
Общепрофессиональной дисциплины ОПД.11 Переработка и обогащение полезных ископаемых
специальности 21.02.17. Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
2019
Рассмотрена и одобрена
цикловой комиссией Общетехнических и специальных дисциплин
горной промышленности
Протокол № ____ от «___» _________ 20___ г.
Разработана на основе Государственного образовательного стандарта СПО ЛНР по специальности среднего профессионального образования
21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
Председатель цикловой комиссии
_____________ / Ю.А. Савенко
Подпись Ф.И.О.
Заместитель директора по учебной работе
_____________ / А.Н. Бакалина
Подпись Ф.И.О.
Составитель:
Дёмин А.А., преподаватель Обособленного структурного подразделения «Перевальский техникум» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Луганской Народной Республики «Донбасский государственный технический университет»
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 13
3
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Переработка о обогащение полезных ископаемых
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППКРС/ППССЗ в соответствии с ГОС СПО ЛНР по специальности 21.02.17.Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для подготовки специалистов среднего звена специальности 21.02.17.Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина «Переработка и обогащение полезных ископаемых» относится к профессиональной. Для ее изучения необходимы знания, умения, обязательного содержания при изучении курсов высшей математики, химии, физики, минералогии, обогащения полезных ископаемых, дробления и грохочения, флотации, специальных методов обогащения, сопротивления материалов, теории механизмов и машин, деталей машин и основ конструирования, гидравлики, основ гидро- и пневмопривода, электропривода в объеме программы высшего профессионального образования.
1.3. Цели и
задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- закономерности взаимосвязи вещественного состава и технологических свойств полезных ископаемых;
- теоретические основы процессов и технологий дезинтеграции, разделения и концентрации полезных компонентов из минерального сырья в товарные продукты;
- основы эксплуатации и ремонта обогатительного оборудования;
- организацию функционирования обогатительных фабрик и производств.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-производить выбор обоснование обогатительных машин в различных технологических схемах;
-производить сравнительную оценку технологической эффективности использования различных методов и процессов обогащения применительно к данному полезному ископаемому;
-определять технологические показатели и эффективность обогащения полезного ископаемого данным методом и процессом. 4
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения образовательной программы (далее – ОП) обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:
Код компетен- ции |
Результаты освоения образовательной программы. Содержание компетенции |
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ПК-1 |
Способность использовать методы дезинтеграции и подготовки минерального сырья к обогащению, раскрытию минералов в процессах дробления и измельчения. |
Знать: – способы анализа имеющейся информации - методологию, конкретные методы и приемы научно-исследовательской работы с использованием современных компьютерных технологий; – сущность информационных технологий. Уметь: – ставить задачу и выполнять научные исследования при решении конкретных задач по направлению подготовки с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств; – применять теоретические знания по методам сбора, хранения, обработки и передачи информации с использованием современных компьютерных технологий. Владеть: – методами самостоятельного анализа имеющейся информации; – практическими навыками и знаниями использования современных компьютерных технологий в научных исследованиях; – современными компьютерными технологиями для сбора и анализа научной информации |
ПК-2 |
Способность разрабатывать методы направленного изменения физических свойств минеральных компонентов и управления качеством сырья, материалов, реагентов.
|
Знать: – направления развития процессов первичной переработки минерального сырья и методы решения задач, связанных с изменением физических свойств минеральных компонентов и управлением качества сырья, материалов, реагентов. Уметь: – моделировать физические и физико-химические процессы, протекающие в минералах при внешних воздействиях, позволяющих изменять свойства минерального сырья. Владеть: – информацией о многообразии номенклатуры методов и средств для направленного изменения свойств минералов, особенностях их применения при обогащении полезных ископаемых, а также современными методами исследований и опытом их применения в самостоятельной научно-исследовательской деятельности. |
ПК-3 |
Способность к совершенствованию существующих методов физического и химического разделения, концентрации и переработки минералов.
|
Знать: – существующие методы обогащения минерального сырья, его переработки с целью получения востребованной продукции. Уметь: – моделировать процессы разделения минерального сырья с расчетом прогнозных технологических показателей концентратов. Владеть: – информацией о требованиях, предъявляемых к качеству концентратов как по крупности, так и по содержанию основных и примесных компонентов, и способам получения концентратов. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося 46 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 14 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов
|
|
очное |
заочное |
|
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
46 |
46 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
32 |
8 |
в том числе: |
|
|
лекций |
26 |
4 |
практические занятия |
6 |
4 |
контрольные работы |
- |
Кр |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
- |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
14 |
38 |
в том числе: |
|
|
тематика внеаудиторной самостоятельной работы |
14 |
38 |
Итоговая аттестация - дифференцированный зачёт |
5
2.2 Тематический план и содержание дисциплины: Переработка и обогащение полезных ископаемых
( очное отделение )
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
П.00 |
Профессиональный цикл |
|
|
|
|
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины. ( Вариативная часть.)
|
|
|
|
ОПД.11 Переработка и обогащение полезных ископаемых.
|
46=26+6Пр+14ср |
|
||
Раздел1. Основы обогащения,и технического контроля качества продукции
|
Содержание учебного материала |
14+6 |
|
|
1. 2. 3. 4. |
Содержание курса, его задачи и значение, связь с другими отраслями знаний.
|
2 |
2 |
|
2.
|
Сущность обогащения полезных ископаемых; взаимосвязь производственных процессов добычи и переработки полезных ископаемых. |
2 |
2 |
|
3.
|
Методы и схемы обогащения |
2 |
2 |
|
4.
|
Показатели обогащения, характеристики обогатимости. |
2 |
2 |
|
5. |
Усреднение качества полезного ископаемого на обогатительных фабриках |
2 |
2 |
|
6. |
Дробление, измельчение, грохочение, ситовой анализ, характеристики крупности |
2 |
2 |
|
7. |
Типы грохотов и их эксплуатация; типы дробилок, область их применения, типы мельниц.
|
2 |
2 |
|
|
|
Самостоятельная работа: |
|
|
|
|
Квалификационные признаки ресурсов,промыщленности и месторождений полезных ископаемых |
6 |
3 |
Раздел 2. Методы обогащения.
|
|
Содержание учебного материала
|
14+4 |
|
1. |
Гравитационные, магнитные и электрические методы обогащения, флотация. |
2 |
2 |
|
2. |
Гидравлический и пневматический транспорт обогатительных фабрик |
2 |
2 |
|
3. |
Потери в отходах |
2 |
2 |
|
4. |
Требование обогатительной фабрики к качеству добываемого сырья. |
2 |
2 |
|
|
Практическое занятие №1 |
2 |
2
|
|
|
Расчёт технологических параметров флотации угля. |
|
|
|
|
Практическое занятие №2 |
|
|
|
|
Проведение ситового анализа,обработка данных и построение кривых по ситовому анализу.
|
4 |
2 |
|
Самостоятельная работа: Основные направления развития процессов рудоподготовки и обогащения полезных ископаемых |
4 |
3 |
||
Раздел3. Выбор и компановка оборудования обогатительных фабрик.
|
Содержание учебного материала
|
4+4 |
|
|
1. работа: Подземная разработка, ее преимущества и недостатки перед открытой разработкой |
Обезвоживание продуктов обогащения и осветление и осветление оборотной воды. |
2 |
2 |
|
2 |
Охрана недр и окружающей среды при разработки и обогащении полезных ископаемых. |
2 |
2 |
|
|
|
4 |
|
|
Самостоятельная работа: Технологические схемы и технологические показатели |
3 |
|||
|
|
|
||
|
Содержание и темы самостоятельной работы
Раздел 1. Классификационные признаки ресурсов, промышленности и месторождений полезных ископаемых Тема 1. Горная промышленность. Ресурсы недр земли Тема 2. Полезные ископаемые и их классификация Тема 3. Компоненты полезных ископаемых Раздел 2. Основные направления развития процессов рудоподготовки и обогащения полезных ископаемых Тема 4. Особенности развития технологии обогащения полезных ископаемых Тема 5. Основные пути решения проблем технологии обогащения полезных ископаемых Тема 6. Перспективные направления в разработке технологии обогащения полезных ископаемых Раздел 3. Технологические схемы и технологические показатели Тема 7. Принципы построения технологических схем рудоподготовки Тема 8. Принципы построения технологических схем, виды операций и циклов Тема 9. Технологические показатели, составление уравнений баланса выходов и металла, расчет извлечения
|
Всего: 6
2 2 2
Всего: 4 2 1
1 Всего: 4 1 1
2
Итго: 14часов |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
2.2 Тематический план и содержание дисциплины: Переработка и обогащение полезных ископаемых
( заочное отделение )
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
П.00 |
Профессиональный цикл |
|
|
|
|
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины. ( Вариативная часть.)
|
|
|
|
ОПД.11 Переработка и обогащение полезных ископаемых.
|
46=4+4Пр+38ср |
|
||
Раздел1. Основы обогащения,и технического контроля качества продукции
|
Содержание учебного материала |
1+19 |
|
|
1. |
Основы обогащения и технического контроля качества продукции |
1 |
2 |
|
|
Самостоятельная работа: |
|
|
|
1. 2. 3. 4. |
Содержание курса, его задачи и значение, связь с другими отраслями знаний.
|
2 |
3 |
|
2.
|
Сущность обогащения полезных ископаемых; взаимосвязь производственных процессов добычи и переработки полезных ископаемых. |
2 |
3 |
|
3.
|
Методы и схемы обогащения |
2 |
3 |
|
4.
|
Показатели обогащения, характеристики обогатимости. |
2 |
3 |
|
5. |
Усреднение качества полезного ископаемого на обогатительных фабриках |
2 |
3 |
|
6. |
Дробление, измельчение, грохочение, ситовой анализ, характеристики крупности |
2 |
3 |
|
7. |
Типы грохотов и их эксплуатация; типы дробилок, область их применения, типы мельниц.
|
2 |
3 |
|
|
8. |
Квалификационные признаки ресурсов,промыщленности и месторождений полезных ископаемых |
5 |
3 |
Раздел 2. Методы обогащения.
|
|
Содержание учебного материала
|
6+12 |
|
1. |
Гравитационные, магнитные и электрические методы обогащения, флотация. |
2 |
2 |
|
|
Самостоятельная работа: |
|
|
|
1. |
Гидравлический и пневматический транспорт обогатительных фабрик |
4 |
2 |
|
2. |
Потери в отходах |
2 |
2 |
|
3. |
Требование обогатительной фабрики к качеству добываемого сырья. |
2 |
2 |
|
|
4. |
Основные направления развития развития процессов рудоподготовки и обогащения полезных ископаемых |
4 |
|
|
Практическое занятие №1 |
|
2
|
|
|
Расчёт технологических параметров флотации угля. |
2 |
|
|
|
Практическое занятие №2 |
|
|
|
|
Проведение ситового анализа,обработка данных и построение кривых по ситовому анализу.
|
2 |
2 |
|
Раздел3. Выбор и компановка оборудования обогатительных фабрик.
|
Содержание учебного материала
|
1+7 |
|
|
1. |
Выбор и компановка оборудования обогатительных фабрик |
1 |
|
|
|
Самостоятельная работа:
|
|
|
|
1. работа: Подземная разработка, ее преимущества и недостатки перед открытой разработкой |
Обезвоживание продуктов обогащения и осветление и осветление оборотной воды. |
2 |
2 |
|
2. |
Охрана недр и окружающей среды при разработки и обогащении полезных ископаемых. |
2 |
2 |
|
|
|
3 |
|
|
3. Технологические схемы и технологические показатели |
3 |
|||
|
|
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1Требования
к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины предполагает наличие учебного кабинета горного дела, горного полигона
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:
• рабочие места по количеству обучающихся;
• рабочее место преподавателя;
• комплект учебно методических материалов;
• методические рекомендации и разработки;
• схемы, плакаты,макеты,стенды;
• технические средства обучения: персональный компьютер ПК.
Оборудование полигона
Горные машины и горно-шахтное оборудование.
3.2 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
1. В.А. Чантурия, А.Р. Молявко Техника и технология обогащения углей. М.., «Недра».1995.
2. С.П.Артюхин Обогащение углей. М.., «Недра».1975.
3. С.Е. Андреев Дробление, измельчение и грохочение углей. Москва. «Недра». 1980.
4. Н.Г. Бедрань Машины для обогащения полезных ископаемых. Киев-Донецк, «Вища школа».1980.
5. В.Б. Кусков, М.В. Никитин Обогащение и переработка полезных ископаемых. Санк-Петербург.2002.
Дополнительные
1. Кармазин В.В., Кармазин В.И. Магнитные, электрические и специальные методы обогащения полезных ископаемых. - М.: МГГУ, 2005. - 669 с.
2. Чантурия Е.Л. Исследование обогатимости полезных ископаемых: Учебное пособие.-М.: МГГУ, 2002. - Ч. I. - 166 с.
3.Чантурия Е.Л. Исследование обогатимости полезных ископаемых: Учебное пособие.- М.: МГГУ, 2002. - Ч. II. - 165 с
Интернет-ресурсы
Научно-технический журнал Горная промышленность http://mining-media.ru Горно-шахтное оборудование http://yumz.ru/
8
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Текущий контроль и оценка результатов подготовки осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных и практических занятий, с целью получения информации о:
выполнении обучающимся требуемых действий в процессе учебной деятельности;
правильности выполнения требуемых действий;
соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала;
о формировании действия с должной мерой обобщения, освоения учебного материала.
Промежуточная аттестация включает зачет, дифференцированный зачет.
№ п/п |
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Фонды и методы контроля и оценки |
1 |
Общие положения |
ПК-1, ПК-2, ПК-3 |
Собеседование |
2 |
Подготовительные процессы и их значение при обогащении минерального сырья |
ПК-1, ПК-2, ПК-3 |
Собеседование
|
3 |
Гравитационные процессы обогащения полезных ископаемых |
ПК-1, ПК-2, ПК-3 |
Собеседование |
4 |
Флотационный метод обогащения полезных ископаемых и его значение при обогащении минерального сырья |
ПК-1, ПК-2, ПК-3 |
Собеседование |
5 |
Обезвоживание полезных ископаемых |
ПК-1, ПК-2, ПК-3 |
Собеседование |
6 |
Опробование и контроль технологических процессов обогащения полезных ископаемых |
ПК-1, ПК-2, ПК-3 |
Собеседование |
7 |
Технология обогащения углей |
ПК-1, ПК-2, ПК-3 |
Собеседование |
9
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.