ПРОГРАММА
«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ- БУДУЩЕЕ РОССИИ»
п.Калитино
2016-2020 г
«Возможность развивать свои способности
уже с раннего возраста должны иметь все,
вне зависимости от уровня доходов,
социального положения родителей
и места жительства семей.
Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки,
культуры и социальной жизни завтра».
(из послания Д.Медведева
Федеральному Собранию РФ)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы |
Программа «Одарённые дети» МОУ «Калитинская СОШ» |
Сроки реализации Программы |
2016-2020 годы |
Этапы реализации Программы |
I этап – проектный (2016г.) II этап – практический, реализационный (2017-2019гг.) III этап – аналитический (2020г.) |
Разработчик Программы |
Зам. Директора по ВР
|
Исполнители Программы |
Педагогический коллектив школы Учащиеся |
Заказчик |
Администрация МОУ «Калитинская СОШ» |
Научно-методическая основа |
Нормативно-правовые документы, приказы, программы муниципального, районного, всероссийского уровня |
Основные этапы и формы обсуждения Программы |
¨ Обсуждение в коллективах учащихся, учителей, родителей. ¨ Заседания МО. ¨ Собрания, занятия и мероприятия в коллективах. |
Цели и задачи Программы |
Цель программы: выявление одарённых детей и создание условий для их оптимального развития, самореализация данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
Задачи программы: ¨ разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей; ¨ определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей; ¨ стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении; ¨ совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье; ¨ проводить различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои возможности; ¨ совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу; ¨ внедрение современных технологий по выявлению одаренных детей на всех этапах обучения ¨ включение учащихся в конкурсное и олимпиадное движение для проявления широкого спектра различных видов одаренности учащихся.
|
Ожидаемые результаты |
¨ выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности; ¨ увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка; ¨ создание индивидуальных образовательных программ; ¨ обобщение и систематизация материалов педагогической практики; ¨ повышение квалификации и объединение учителей, работающих с одаренными детьми; ¨ повышение ответственности учителей, при организации работы с одаренными детьми; ¨ активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми; ¨ создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми; ¨ создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям; ¨ повышение качественных показателей успеваемости учащихся; ¨ увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня. |
Критерии оценивания
|
1. Динамика качественных показателей олимпиадного движения разных уровней. 2. Рост интереса, числа участников и результатов исследовательской деятельности школьников. 3. Повышение профессионального мастерства учителей, работающих с одарѐнными детьми («портфолио» учителя-предметника). 4. Уровень социальной успешности выпускников. |
Программа «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в гимназии.
Программа содержит алгоритм действий учителей, психологической службы гимназии, администрации. При этом она допускает вариативный подход, не должна рассматриваться как догматическая конструкция.
Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Первая базовая проблема – ситуация, сложившаяся в гимназии и образовательном пространстве района и республики. Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в гимназии, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.
Пояснительная записка
Выявление, поддержка и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей является одним из приоритетных направлений образовательной деятельности МОУ «Калитинская СОШ».
Реализация данной программы должна способствовать появлению системных новообразований в работе с одаренными детьми через совершенствование и развитие образовательного пространства МОУ «Калитинская СОШ в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Программа охватывает основные аспекты выявления, воспитания и обучения одаренных детей. Она содержит оценку реального состояния системы работы с одаренными детьми, выявляет проблемы, определяет основные направления деятельности, приоритеты дальнейшего развития в области работы с одаренными детьми, содержит конкретные механизмы и мероприятия по достижению поставленных целей и решению задач.
Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении современных диагностик различных видов одаренности, новых технологий обучения, здоровьесбережения и воспитания, развитие не только системы работы с одаренными детьми, но и развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя также повышение квалификации и переподготовку учителей.
Программа направлена на развитие образовательной среды, которая создает необходимые условия для развития одаренных детей: максимальное раскрытие возможной одаренности каждого ребенка с первых дней начальной школы и далее на всех уровнях обучения, оказания адресной поддержки, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача учителей состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).
Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.
Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в МОУ «Калитинская СОШ. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.
Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сох ранению и развитию способностей учащихся.
Однако практика показывает, что, несмотря на это имеются некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:
1. Необходимость дальнейшего совершенствования системы научно-методической поддержки учителей, работающих с данной категорией учащихся.
2. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей должно выстраиваться на основе преемственности и с учетом также аспекта здоровьесбережения и стрессоустойчивости.
3. Необходимость тесного взаимодействия с родителями, заключающегося в оказании методической и практической помощи родителям вовлечении их в жизнь гимназии.
4. Недостаточность мотивации учителей системно и творчески работать с одаренными детьми, развивать свою и своих подопечных исследовательскую культуру.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере.
Помимо этого опыт перехода на ФГОС НОО (с 2009 года) и ФГОС ООО (с 2011 года) показал также еще и необходимость:
§ поиска новых технологий работы с одаренными детьми в рамках задач гармоничного развития личности и формирования метапредметных умений;
§ совершенствования профессиональной подготовки педагогов, работающих с одаренными детьми;
§ внедрения современных технологий психолого-педагогического сопровождения и здоровьесбережения в образовательном процессе;
§ создания дружественной образовательной среды и взаимодействия с социумом.
Используемые понятия
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.
Творческие способности — оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов и задач.
Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Творческое мышление — создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.
Эрудиция - глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.
Интеллект — умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников признаками незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача МОУ «Калитинская СОШ.
Обучать и воспитывать, не выводя одаренного ребенка из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому педагогический коллектив МОУ «Калитинская СОШ в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:
¨ не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
¨ создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;
¨ формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.
Программа «Одаренные дети» ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в гимназии важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни.
Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.
Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях.
При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности.
Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы.
ü Координационное направление:
§ организация работы всего коллектива МОУ «Калитинская СОШ;
§ интеграция в рамках данного направления деятельности начальной и средней школы, учреждений дополнительного образования;
§ обеспечение нормативно-правовой базы;
§ ресурсное обеспечение;
§ контроль и анализ деятельности.
ü Диагностическое направление:
§ формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
§ проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;
§ проведение диагностики одаренных детей;
§ диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в т.ч. кадровых);
§ создание банка данных «Одаренные дети».
ü Кадровое направление:
§ определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;
§ повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
§ оказание информационной, методической помощи учителям;
§ создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми;
§ создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
ü Развивающее направление:
§ создание образовательной среды для развития одаренных детей;
§ организация курсов углубленного изучения предметов, кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности;
§ создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
§ обеспечение материально-технической базы;
§ создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
§ использование информационно-коммуникационных технологий.
ü Информационное направление:
§ привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
§ организация работы библиотеки;
§ создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;
§ информационная поддержка учителей, работающих с одаренными детьми.
Реализация программы «Одаренные дети» |
Программа рассчитана на 5 лет: с 2016 по 2020 годы. |
Первый этап – проектный. Предполагается реализовать в 2016 учебном году |
Он включает в себя: § создание и организацию деятельности координационного совета; § создание нормативно-правовой базы; § обеспечение материально-технической базы; § создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы; § создание базовых предметных групп; § изучение контингента учащихся МОУ «Калитинская СОШ» с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития; § отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми; § создание системы взаимосвязей творческой группы учителей МОУ «Калитинская СОШ», детских садов д.Курковицы и п.Калитино, старшей школы, учреждений дополнительного образования, ДК «Калитино», ДОО «ШАНС», ДОО «Юные пионеры»; § организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности; § разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов. |
Второй этап – практический, реализационный (2017-2019 годы) |
Данный этап связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется: § апробация экспериментальных авторских программ; § отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка; § отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми; § углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей; § методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства учителей; § отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция; § систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в гимназии, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий; § пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик; § психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей. |
Третий этап - аналитический этап - 2020 год |
Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов. На этом этапе предполагается: § сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей; § мониторинг личных достижений учащихся; § анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми; § определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении. |
Формы работы с одаренными детьми
¨ Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
¨ Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
¨ Участие в олимпиадах по предметам различного уровня;
¨ Психологические консультации, тренинги, тестирование;
¨ Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
¨ Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
¨ Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, квесты, электронная энциклопедия);
¨ Создание детских портфолио.
Основные формы внеурочной деятельности
Форма |
Задачи |
Факультатив, элективный курс |
Учет индивидуальных возможностей обучающихся. Повышение степени самостоятельности. Расширение познавательных возможностей. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности. |
Ученическая конференция |
Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой. Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. Формирование информационной культуры детей. |
Предметная неделя (декада) |
Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности. Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области. Развитие творческих способностей обучающихся. |
Ученический Совет школы |
Привлечение ребят к исследовательской, творческой и проектной деятельности. Формирование аналитического и критического мышления учеников в процессе творческого поиска и выполнения исследований. |
Кружки, внеклассные мероприятия по предмету |
Развитие творческих способностей обучающихся. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация учеников во внеклассной работе. |
Принципы педагогической деятельности
в работе с одаренными детьми
¨ принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
¨ принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
¨ принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
¨ принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
¨ принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Формы проведения мониторинга реализации программы
Формы |
Периодичность |
Предметные олимпиады |
1 раз в год |
Общешкольная конференция достижений учащихся |
1 раз в год |
Предметные недели |
По годовому плану |
Творческие отчёты учителей из опыта работы с одарёнными детьми. |
Заседания МО |
Внутришкольный контроль. |
По годовому плану |
Творческие отчёты кружков и спортивных секций. |
2 раза в год |
Тематические конкурсы, выставки. |
По годовому плану. |
Проектная деятельность |
По годовому плану |
Участниками реализации данной программы являются:
■ Управляющий совет;
■ Ученический Совет;
■ Администрация школы (директор, заместители директора ;
■ Руководители методических объединений;
■ Учителя-предметники;
■ Классные руководители;
■ Руководители творческих кружков;
■ Библиотекарь;
■ Родители или законные представители учащихся.
Организация и функциональное обеспечение данной программы
Функции директора:
Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса.
Функции заместителей директора (УВР, ВР):
¨ Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения (учебный план, расписание, элективные курсы, кружки).
¨ Оформление нормативной документации.
¨ Разработка программ.
¨ Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
¨ Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.
¨ Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми.
¨ Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для
одарённых детей.
¨ Сбор банка данных по одарённым детям.
Функции руководителей МО:
¨ Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад.
¨ Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам.
¨ Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на сайте гимназии, стенде методической работы (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и т.д.).
¨ Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми.
Функции учителей-предметников:
¨ Выявление одарённых детей.
¨ Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научноисследовательского уровней.
¨ Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
¨ Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.
¨ Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции.
¨ Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.
¨ Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
¨ Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.
¨ Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
¨ Выявление детей с общей одарённостью.
Функции классных руководителей:
¨ Оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.
¨ Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.
¨ Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.
¨ Взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.
Функции руководителей кружков и секций:
¨ Выявление одарённых детей.
¨ Организация творческих отчётов детей.
¨ Предоставление необходимой информации классным руководителям.
¨ Консультирование родителей.
¨ Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме).
Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности
В основе деятельности МОУ «Калитинская СОШ», по вопросу развития одаренности ребенка, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.
Критериальная база
Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции».
Критерии |
Показатели |
Методика изучения |
Самоактуализированность личности |
1. Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей. 2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности. 3. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях. 4. Способность к рефлексии. 5. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения. 6. Уровень коммуникативной культуры |
§ Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки. § Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся. § Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим. § Метод незаконченного предложения. § Тест «Исследование школьной мотивации». |
Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе |
1. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе. 2. Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе. 3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка. |
§ Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе. § Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе. § Тест школьной тревожности Филипса. |
Конкурентоспособность одаренных учащихся |
1. Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся. 2. Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д. 3. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников. |
§ Методики статистического анализа данных, их динамика. |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ
«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
на 2016-2020 годы
№ п/п |
Основные направления |
Сроки |
Исполнители |
Научное направление |
|||
1 |
Разработка приемлемой для МОУ «Калитинская СОШ» системы выявления одаренного ребенка |
2016 |
Зам. директора (ВР) |
2 |
Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного ребенка |
2016 |
Зам. директора по ВР |
Научно-методическое и образовательное направление |
|||
1 |
Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка |
2016-2018 |
МО учителей-предметников |
2 |
Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации |
2016-2018 |
Зам. директора (ВР) |
3 |
Создание системы психолого-медико-социального сопровождения |
2016-2018 |
Зам. директора (ВР) |
4 |
Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей |
2016-2018 |
учителя |
5 |
Апробация и внедрение программ развития и поддержки одаренности |
С 2016 года |
Зам. директора (ВР) |
6 |
Создание и ведение банка данных, включающий сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса |
2016-2018 |
Зам. директора (ВР), |
7 |
Повышение профессиональной квалификации кадров, работающих с одаренными детьми |
2016-2018 |
Зам. директора (УВР) |
8 |
Разработка, апробация и внедрение нового содержания образования для разных типов одаренности |
2016-2018 |
Зам. директора (УВР), руководители творческих групп |
9 |
Организация общешкольного семинара «Одаренность как психолого-педагогическая проблема» |
2017 |
Зам. директора (ВР) |
10 |
Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития |
2016-2018 |
Зам. директора (ВР) |
11 |
Участие учителей в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка |
2016-2018 |
Зам. директора (ВР) |
12 |
Привлечение внимания общественности к потребностям одаренных учащихся
|
2016-2018 |
Директор, общешкольный родительский комитет |
13 |
Создание информационной базы по проблемам одаренности детей |
2016-2018 |
Зам. директора (ВР) |
14 |
Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей |
2016-2019 |
Учителя |
15 |
Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам: - опыт педагогической работы с одаренными детьми; - родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться; - «Судьбы одаренных людей – судьбы одаренных детей» - биографические эскизы; - детские достижения (рисунки, стихи, фотографии) |
2016-2019 |
Библиотекарь, учителя |
16 |
Деятельность методического совета: - рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме; - организация апробации методик обучения школьников |
2016-2019 |
Зам. директора (УВР) |
Организационное психолого-педагогическое направление |
|||
1 |
Индивидуальная работа со специалистами |
2016-2019 |
Зам. директора (ВР) |
2 |
Организация и совершенствование работы кружков различной направленности |
2016-2019 |
Зам. директора (ВР) |
3 |
Создание среды общения, самореализации. Социализации: - заключение договоров с учреждениями образования различного уровня; - организация и проведение предметных олимпиад различного уровня; - организация выставок; - организация защиты творческих проектов |
2016-2020 |
Зам. директора (УВР, ВР) |
Социально-экономическое направление |
|||
1 |
Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи |
2020 |
Директор школы, общешкольный родительский комитет
|
2 |
Разработка Положения о поощрении одаренных детей – победителей олимпиад, авторов научных открытий |
2020 |
Зам. директора (УВР, ВР) |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.