Программа одаренные дети на 2019-2020 г

  • Документация
  • doc
  • 28.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа одаренные дети на 2019-2020 г
Иконка файла материала Программа одаренные дети.doc

      

         

 

 

 

 

ПРОГРАММА

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ- БУДУЩЕЕ РОССИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.Калитино

2016-2020 г

 

 

 

 

«Возможность развивать свои способности

уже с раннего возраста должны иметь все,

 вне зависимости от уровня доходов,

 социального положения родителей

 и места жительства семей.

Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки,

культуры и социальной жизни завтра».

 (из послания Д.Медведева

Федеральному Собранию РФ)

 

 

 

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

 

 

Наименование Программы

Программа «Одарённые дети» МОУ «Калитинская СОШ»  

Сроки реализации Программы

2016-2020 годы

Этапы реализации Программы

I этап – проектный (2016г.)

II этап – практический, реализационный (2017-2019гг.)

III этап – аналитический (2020г.)

Разработчик Программы

Зам. Директора по ВР

 

Исполнители Программы

Педагогический коллектив школы

Учащиеся

Заказчик

Администрация МОУ «Калитинская СОШ»

Научно-методическая основа

Нормативно-правовые документы, приказы, программы муниципального, районного, всероссийского уровня

Основные этапы и формы обсуждения Программы

¨     Обсуждение в коллективах учащихся, учителей, родителей.

¨     Заседания МО.

¨     Собрания, занятия и мероприятия в коллективах.

 

 

 

 

Цели и задачи Программы

 

Цель программы: выявление одарённых детей и создание условий для их оптимального развития, самореализация  данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

 

Задачи программы:

¨     разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей;

¨     определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей;

¨     стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;

¨     совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье;

¨     проводить  различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие  учащимся проявить свои возможности;

¨     совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу;

¨     внедрение современных технологий по выявлению одаренных детей на всех этапах обучения

¨     включение учащихся в конкурсное и олимпиадное движение для проявления широкого спектра различных видов одаренности учащихся.

 

Ожидаемые результаты

¨     выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности;

¨     увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;

¨     создание индивидуальных образовательных программ;

¨     обобщение и систематизация материалов педагогической практики;

¨     повышение квалификации и объединение учителей, работающих с одаренными детьми;

¨     повышение ответственности учителей,  при организации работы с одаренными детьми;

¨     активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми;

¨     создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми;

¨     создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям;

¨      повышение качественных показателей успеваемости учащихся;

¨     увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Критерии оценивания

 

 1. Динамика качественных показателей олимпиадного движения разных уровней.

2. Рост интереса, числа участников и результатов исследовательской деятельности школьников.

3. Повышение профессионального мастерства учителей, работающих с одарѐнными детьми («портфолио» учителя-предметника).

4. Уровень социальной успешности выпускников.

 

Программа «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития  образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в гимназии.

          Программа содержит алгоритм действий учителей, психологической службы гимназии, администрации. При этом она допускает вариативный подход, не должна рассматриваться как догматическая конструкция.

       Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Первая базовая проблема – ситуация, сложившаяся в гимназии и образовательном пространстве района и республики. Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в гимназии, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.

 

Пояснительная записка

 

Выявление, поддержка и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей является одним из приоритетных направлений образовательной деятельности МОУ «Калитинская СОШ».

 

          Реализация данной программы должна способствовать появлению системных новообразований в работе с одаренными детьми через совершенствование и развитие образовательного пространства МОУ «Калитинская СОШ в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Программа охватывает основные аспекты выявления, воспитания и обучения одаренных детей. Она содержит оценку реального состояния системы работы с одаренными детьми, выявляет проблемы, определяет основные направления деятельности, приоритеты дальнейшего развития в области работы с одаренными детьми, содержит конкретные механизмы и мероприятия по достижению поставленных целей и решению задач.

          Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении современных диагностик различных видов одаренности, новых технологий обучения, здоровьесбережения и воспитания, развитие не только системы работы с одаренными детьми, но и развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя также повышение квалификации и переподготовку учителей.

          Программа направлена на развитие образовательной среды, которая создает необходимые условия для развития одаренных детей: максимальное раскрытие возможной одаренности каждого ребенка с первых дней начальной школы и далее на всех уровнях обучения, оказания адресной поддержки, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности.

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача учителей состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).

Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.

Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в МОУ «Калитинская СОШ. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сох ранению и развитию способностей учащихся.

  Однако практика показывает, что, несмотря на это имеются некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

         1. Необходимость дальнейшего совершенствования системы научно-методической поддержки учителей, работающих с данной категорией учащихся.

         2. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей должно выстраиваться на основе преемственности и с учетом также аспекта здоровьесбережения и стрессоустойчивости.

         3. Необходимость тесного взаимодействия с родителями, заключающегося в оказании методической и практической помощи родителям вовлечении их в жизнь гимназии.

         4. Недостаточность мотивации учителей системно и творчески работать с одаренными детьми, развивать свою и своих подопечных исследовательскую культуру.

         Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере.

          Помимо этого опыт перехода на ФГОС НОО (с 2009 года) и ФГОС ООО (с 2011 года) показал также еще и необходимость:

§  поиска новых технологий работы с одаренными детьми в рамках задач гармоничного развития личности и формирования метапредметных умений;

§  совершенствования профессиональной подготовки педагогов, работающих с одаренными детьми;

§  внедрения современных технологий психолого-педагогического сопровождения и здоровьесбережения в образовательном процессе;

§  создания дружественной образовательной среды и взаимодействия с социумом.

        

 

Используемые понятия

 

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Творческие способности — оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов и задач.

Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Творческое мышление — создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Эрудиция - глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.

Интеллект — умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.

 

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников признаками незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача МОУ «Калитинская СОШ.

Обучать и воспитывать, не выводя одаренного ребенка из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому педагогический коллектив МОУ «Калитинская СОШ  в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:

¨     не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;

¨     создать адекватные условия      для   развития психосоциальной    сферы одарённых детей;

¨     формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное         отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.

 

Программа «Одаренные дети» ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в гимназии важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни.

 

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных де­тей.

 

Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях.

 

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».

 

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

 

Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими.

 

Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности.

 

Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

 

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры.

 

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

 

В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы.

 

ü Координационное направление:

§  организация работы всего коллектива МОУ «Калитинская СОШ;

§  интеграция в рамках данного направления деятельности начальной и средней школы, учреждений дополнительного образования;

§  обеспечение нормативно-правовой базы;

§  ресурсное обеспечение;

§  контроль и анализ деятельности.

 

ü Диагностическое направление:

§  формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;

§  проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;

§  проведение диагностики одаренных детей;

§  диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в т.ч. кадровых);

§  создание банка данных «Одаренные дети».

 

ü Кадровое направление:

§  определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;

§  повышение квалификации педагогов на разных уровнях;

§  оказание информационной, методической помощи учителям;

§  создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми;

§  создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

 

ü Развивающее направление:

§  создание образовательной среды для развития одаренных детей;

§  организация курсов углубленного изучения предметов, кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности;

§  создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;

§  обеспечение материально-технической базы;

§  создание системы психологического сопровождения одаренных детей;

§  использование информационно-коммуникационных технологий.

 

ü Информационное направление:

§  привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления средств массовой информации к проблемам одаренных детей;

§  организация работы библиотеки;

§  создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;

§  информационная поддержка учителей, работающих с одаренными детьми.

 

 

Реализация программы «Одаренные дети»

Программа рассчитана на 5 лет:

с 2016 по 2020 годы.

Первый этаппроектный. Предполагается реализовать в 2016 учебном году

Он включает в себя:

§ создание и организацию деятельности координационного совета;

§ создание нормативно-правовой базы;

§ обеспечение материально-технической базы;

§ создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;

§ создание базовых предметных групп;

§ изучение контингента учащихся МОУ «Калитинская СОШ» с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;

§ отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;

§ создание системы взаимосвязей творческой группы учителей МОУ «Калитинская СОШ», детских садов д.Курковицы и п.Калитино, старшей школы, учреждений дополнительного образования, ДК «Калитино», ДОО «ШАНС», ДОО «Юные пионеры»;

§ организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;

§ разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

Второй этаппрактический, реализационный

(2017-2019 годы)

Данный этап связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях.

На этом этапе планируется:

§  апробация экспериментальных авторских программ;

§  отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;

§  отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;

§  углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;

§  методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства учителей;

§  отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;

§  систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в гимназии, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;

§  пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;

§  психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Третий этап -  аналитический этап -

2020 год

Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов. На этом этапе предполагается:

§  сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;

§  мониторинг личных достижений учащихся;

§  анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;

§  определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

 

Формы работы с одаренными детьми

 

¨     Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

¨     Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

¨     Участие в олимпиадах по предметам различного уровня;

¨     Психологические консультации, тренинги, тестирование;

¨     Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

¨     Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

¨     Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, квесты, электронная энциклопедия);

¨     Создание детских портфолио.

 

Основные формы внеурочной деятельности

 

Форма

Задачи

Факультатив, элективный курс

Учет индивидуальных возможностей обучающихся.

Повышение степени самостоятельности.

Расширение познавательных возможностей.

Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

Формирование информационной культуры детей.

Предметная неделя (декада)

Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

Развитие творческих способностей обучающихся.

Ученический Совет школы

Привлечение ребят к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Формирование аналитического и критического мышления учеников в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки, внеклассные мероприятия по предмету

Развитие творческих способностей обучающихся.

Содействие в профессиональной ориентации.

Самореализация учеников во внеклассной работе.

 

Принципы педагогической деятельности

в работе с одаренными детьми

 

¨     принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;

¨     принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

¨     принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;

¨     принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;

¨     принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

 

Формы проведения мониторинга реализации программы

Формы

Периодичность

Предметные олимпиады

1 раз в год

Общешкольная конференция достижений учащихся

1 раз в год

Предметные недели

По годовому плану

Творческие отчёты учителей из опыта работы с одарёнными детьми.

Заседания МО

Внутришкольный контроль.

По годовому плану

Творческие отчёты кружков и спортивных секций.

2 раза в год

Тематические конкурсы, выставки.

По годовому плану.

Проектная деятельность

По годовому плану

 

Участниками реализации данной программы являются:

      Управляющий совет;

     Ученический Совет;

      Администрация школы (директор, заместители директора ;

      Руководители методических объединений;

      Учителя-предметники;

      Классные руководители;

      Руководители творческих кружков;

      Библиотекарь;

      Родители или законные представители учащихся.

 

Организация и функциональное обеспечение данной программы

 

Функции директора:

 

Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса.

 

Функции заместителей  директора ВР, ВР):

 

¨     Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения (учебный план, расписание, элективные курсы, кружки).

¨     Оформление нормативной документации.

¨     Разработка программ.

¨     Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

¨     Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

¨     Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми.

¨     Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для

одарённых детей.

¨     Сбор банка данных по одарённым детям.

 

Функции руководителей МО:

 

¨     Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад.

¨     Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам.

¨     Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на сайте гимназии, стенде методической работы (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и т.д.).

¨     Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми.

 

Функции учителей-предметников:

 

¨     Выявление одарённых детей.

¨     Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно­исследовательского уровней.

¨     Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

¨     Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.

¨     Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции.

¨     Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.

¨     Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.

¨     Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.

¨     Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

¨     Выявление детей с общей одарённостью.

 

Функции классных руководителей:

 

¨     Оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.

¨     Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.

¨     Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

¨     Взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.

 

Функции руководителей кружков и секций:

 

¨     Выявление одарённых детей.

¨     Организация творческих отчётов детей.

¨     Предоставление необходимой информации классным руководителям.

¨     Консультирование родителей.

¨     Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме).

 

 

Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности

        

В основе деятельности МОУ «Калитинская СОШ», по вопросу развития одаренности ребенка, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего  подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.

 

 


        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критериальная база

 

    Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции».

 

Критерии

Показатели

Методика изучения

Самоактуализированность личности

   1. Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.

  2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

   3. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

   4. Способность к рефлексии.

   5. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.

   6. Уровень коммуникативной культуры

§ Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки.

§ Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся.

§ Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим.

§ Метод незаконченного предложения.

§ Тест «Исследование школьной мотивации».

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе

1.   Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе.

2.    Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.

3.   Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.

§ Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.

§ Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе.

§ Тест школьной тревожности Филипса.

Конкурентоспособность одаренных учащихся

1.   Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.

2.   Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.

3.   Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.

§ Методики статистического анализа данных, их динамика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

на 2016-2020 годы

 

№ п/п

Основные направления

Сроки

Исполнители

Научное направление

1

Разработка приемлемой для МОУ «Калитинская СОШ» системы выявления одаренного ребенка

2016

Зам. директора (ВР)

2

Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного ребенка

2016

Зам. директора по ВР

Научно-методическое и образовательное направление

1

Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка

2016-2018

МО учителей-предметников

2

Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации

2016-2018

Зам. директора (ВР)

3

Создание системы психолого-медико-социального сопровождения

2016-2018

Зам. директора (ВР)

4

Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей

2016-2018

учителя

5

Апробация и внедрение программ развития и поддержки одаренности

С 2016 года

Зам. директора (ВР)

6

Создание и ведение банка данных, включающий сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса

2016-2018

Зам. директора (ВР),

7

Повышение профессиональной квалификации кадров, работающих с одаренными детьми

2016-2018

Зам. директора (УВР)

8

Разработка, апробация и внедрение нового содержания образования для разных типов одаренности

2016-2018

Зам. директора (УВР), руководители творческих групп

9

Организация общешкольного семинара «Одаренность как психолого-педагогическая проблема»

2017

Зам. директора (ВР)

10

Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития

2016-2018

Зам. директора (ВР)

11

Участие учителей в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка

2016-2018

Зам. директора (ВР)

12

Привлечение внимания общественности к потребностям одаренных учащихся

 

2016-2018

Директор, общешкольный

родительский комитет

13

Создание информационной базы по проблемам одаренности детей

2016-2018

Зам. директора (ВР)

14

Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей

2016-2019

Учителя

15

Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам:

- опыт педагогической работы с одаренными детьми;

- родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться;

- «Судьбы одаренных людей – судьбы одаренных детей» - биографические эскизы;

- детские достижения (рисунки, стихи, фотографии)

2016-2019

Библиотекарь, учителя

16

Деятельность методического совета:

- рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме;

- организация апробации методик обучения школьников

2016-2019

Зам. директора (УВР)

Организационное психолого-педагогическое направление

1

Индивидуальная работа со специалистами

2016-2019

Зам. директора (ВР)

2

Организация и совершенствование работы кружков различной направленности

2016-2019

Зам. директора (ВР)

3

Создание среды общения, самореализации. Социализации:

- заключение договоров с учреждениями образования различного уровня;

- организация и проведение предметных олимпиад различного уровня;

- организация выставок;

- организация защиты творческих проектов

2016-2020

Зам. директора (УВР, ВР)

Социально-экономическое направление

1

Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи

2020

Директор школы, общешкольный родительский комитет

 

2

Разработка Положения о поощрении одаренных детей – победителей олимпиад, авторов научных открытий

2020

Зам. директора (УВР, ВР)

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru