Программа одаренные дети на 2019-2020 г
Оценка 5

Программа одаренные дети на 2019-2020 г

Оценка 5
Документация
doc
администрации
1 кл—11 кл
28.04.2020
Программа одаренные дети на 2019-2020 г
Программа одаренные дети на 2019-2020 г
Программа одаренные дети.doc

      

         

 

 

 

 

ПРОГРАММА

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ- БУДУЩЕЕ РОССИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.Калитино

2016-2020 г

 

 

 

 

«Возможность развивать свои способности

уже с раннего возраста должны иметь все,

 вне зависимости от уровня доходов,

 социального положения родителей

 и места жительства семей.

Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки,

культуры и социальной жизни завтра».

 (из послания Д.Медведева

Федеральному Собранию РФ)

 

 

 

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

 

 

Наименование Программы

Программа «Одарённые дети» МОУ «Калитинская СОШ»  

Сроки реализации Программы

2016-2020 годы

Этапы реализации Программы

I этап – проектный (2016г.)

II этап – практический, реализационный (2017-2019гг.)

III этап – аналитический (2020г.)

Разработчик Программы

Зам. Директора по ВР

 

Исполнители Программы

Педагогический коллектив школы

Учащиеся

Заказчик

Администрация МОУ «Калитинская СОШ»

Научно-методическая основа

Нормативно-правовые документы, приказы, программы муниципального, районного, всероссийского уровня

Основные этапы и формы обсуждения Программы

¨     Обсуждение в коллективах учащихся, учителей, родителей.

¨     Заседания МО.

¨     Собрания, занятия и мероприятия в коллективах.

 

 

 

 

Цели и задачи Программы

 

Цель программы: выявление одарённых детей и создание условий для их оптимального развития, самореализация  данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

 

Задачи программы:

¨     разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей;

¨     определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей;

¨     стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;

¨     совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье;

¨     проводить  различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие  учащимся проявить свои возможности;

¨     совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу;

¨     внедрение современных технологий по выявлению одаренных детей на всех этапах обучения

¨     включение учащихся в конкурсное и олимпиадное движение для проявления широкого спектра различных видов одаренности учащихся.

 

Ожидаемые результаты

¨     выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности;

¨     увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;

¨     создание индивидуальных образовательных программ;

¨     обобщение и систематизация материалов педагогической практики;

¨     повышение квалификации и объединение учителей, работающих с одаренными детьми;

¨     повышение ответственности учителей,  при организации работы с одаренными детьми;

¨     активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми;

¨     создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми;

¨     создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям;

¨      повышение качественных показателей успеваемости учащихся;

¨     увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Критерии оценивания

 

 1. Динамика качественных показателей олимпиадного движения разных уровней.

2. Рост интереса, числа участников и результатов исследовательской деятельности школьников.

3. Повышение профессионального мастерства учителей, работающих с одарѐнными детьми («портфолио» учителя-предметника).

4. Уровень социальной успешности выпускников.

 

Программа «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития  образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в гимназии.

          Программа содержит алгоритм действий учителей, психологической службы гимназии, администрации. При этом она допускает вариативный подход, не должна рассматриваться как догматическая конструкция.

       Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Первая базовая проблема – ситуация, сложившаяся в гимназии и образовательном пространстве района и республики. Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в гимназии, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.

 

Пояснительная записка

 

Выявление, поддержка и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей является одним из приоритетных направлений образовательной деятельности МОУ «Калитинская СОШ».

 

          Реализация данной программы должна способствовать появлению системных новообразований в работе с одаренными детьми через совершенствование и развитие образовательного пространства МОУ «Калитинская СОШ в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Программа охватывает основные аспекты выявления, воспитания и обучения одаренных детей. Она содержит оценку реального состояния системы работы с одаренными детьми, выявляет проблемы, определяет основные направления деятельности, приоритеты дальнейшего развития в области работы с одаренными детьми, содержит конкретные механизмы и мероприятия по достижению поставленных целей и решению задач.

          Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении современных диагностик различных видов одаренности, новых технологий обучения, здоровьесбережения и воспитания, развитие не только системы работы с одаренными детьми, но и развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя также повышение квалификации и переподготовку учителей.

          Программа направлена на развитие образовательной среды, которая создает необходимые условия для развития одаренных детей: максимальное раскрытие возможной одаренности каждого ребенка с первых дней начальной школы и далее на всех уровнях обучения, оказания адресной поддержки, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности.

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача учителей состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).

Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.

Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в МОУ «Калитинская СОШ. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сох ранению и развитию способностей учащихся.

  Однако практика показывает, что, несмотря на это имеются некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

         1. Необходимость дальнейшего совершенствования системы научно-методической поддержки учителей, работающих с данной категорией учащихся.

         2. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей должно выстраиваться на основе преемственности и с учетом также аспекта здоровьесбережения и стрессоустойчивости.

         3. Необходимость тесного взаимодействия с родителями, заключающегося в оказании методической и практической помощи родителям вовлечении их в жизнь гимназии.

         4. Недостаточность мотивации учителей системно и творчески работать с одаренными детьми, развивать свою и своих подопечных исследовательскую культуру.

         Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере.

          Помимо этого опыт перехода на ФГОС НОО (с 2009 года) и ФГОС ООО (с 2011 года) показал также еще и необходимость:

§  поиска новых технологий работы с одаренными детьми в рамках задач гармоничного развития личности и формирования метапредметных умений;

§  совершенствования профессиональной подготовки педагогов, работающих с одаренными детьми;

§  внедрения современных технологий психолого-педагогического сопровождения и здоровьесбережения в образовательном процессе;

§  создания дружественной образовательной среды и взаимодействия с социумом.

        

 

Используемые понятия

 

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Творческие способности — оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов и задач.

Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Творческое мышление — создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Эрудиция - глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.

Интеллект — умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.

 

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников признаками незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача МОУ «Калитинская СОШ.

Обучать и воспитывать, не выводя одаренного ребенка из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому педагогический коллектив МОУ «Калитинская СОШ  в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:

¨     не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;

¨     создать адекватные условия      для   развития психосоциальной    сферы одарённых детей;

¨     формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное         отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.

 

Программа «Одаренные дети» ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в гимназии важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни.

 

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных де­тей.

 

Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях.

 

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».

 

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

 

Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими.

 

Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности.

 

Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

 

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры.

 

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

 

В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы.

 

ü Координационное направление:

§  организация работы всего коллектива МОУ «Калитинская СОШ;

§  интеграция в рамках данного направления деятельности начальной и средней школы, учреждений дополнительного образования;

§  обеспечение нормативно-правовой базы;

§  ресурсное обеспечение;

§  контроль и анализ деятельности.

 

ü Диагностическое направление:

§  формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;

§  проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;

§  проведение диагностики одаренных детей;

§  диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в т.ч. кадровых);

§  создание банка данных «Одаренные дети».

 

ü Кадровое направление:

§  определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;

§  повышение квалификации педагогов на разных уровнях;

§  оказание информационной, методической помощи учителям;

§  создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми;

§  создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

 

ü Развивающее направление:

§  создание образовательной среды для развития одаренных детей;

§  организация курсов углубленного изучения предметов, кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности;

§  создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;

§  обеспечение материально-технической базы;

§  создание системы психологического сопровождения одаренных детей;

§  использование информационно-коммуникационных технологий.

 

ü Информационное направление:

§  привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления средств массовой информации к проблемам одаренных детей;

§  организация работы библиотеки;

§  создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;

§  информационная поддержка учителей, работающих с одаренными детьми.

 

 

Реализация программы «Одаренные дети»

Программа рассчитана на 5 лет:

с 2016 по 2020 годы.

Первый этаппроектный. Предполагается реализовать в 2016 учебном году

Он включает в себя:

§ создание и организацию деятельности координационного совета;

§ создание нормативно-правовой базы;

§ обеспечение материально-технической базы;

§ создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;

§ создание базовых предметных групп;

§ изучение контингента учащихся МОУ «Калитинская СОШ» с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;

§ отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;

§ создание системы взаимосвязей творческой группы учителей МОУ «Калитинская СОШ», детских садов д.Курковицы и п.Калитино, старшей школы, учреждений дополнительного образования, ДК «Калитино», ДОО «ШАНС», ДОО «Юные пионеры»;

§ организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;

§ разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

Второй этаппрактический, реализационный

(2017-2019 годы)

Данный этап связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях.

На этом этапе планируется:

§  апробация экспериментальных авторских программ;

§  отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;

§  отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;

§  углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;

§  методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства учителей;

§  отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;

§  систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в гимназии, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;

§  пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;

§  психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Третий этап -  аналитический этап -

2020 год

Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов. На этом этапе предполагается:

§  сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;

§  мониторинг личных достижений учащихся;

§  анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;

§  определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

 

Формы работы с одаренными детьми

 

¨     Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

¨     Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

¨     Участие в олимпиадах по предметам различного уровня;

¨     Психологические консультации, тренинги, тестирование;

¨     Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

¨     Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

¨     Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, квесты, электронная энциклопедия);

¨     Создание детских портфолио.

 

Основные формы внеурочной деятельности

 

Форма

Задачи

Факультатив, элективный курс

Учет индивидуальных возможностей обучающихся.

Повышение степени самостоятельности.

Расширение познавательных возможностей.

Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

Формирование информационной культуры детей.

Предметная неделя (декада)

Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

Развитие творческих способностей обучающихся.

Ученический Совет школы

Привлечение ребят к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Формирование аналитического и критического мышления учеников в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки, внеклассные мероприятия по предмету

Развитие творческих способностей обучающихся.

Содействие в профессиональной ориентации.

Самореализация учеников во внеклассной работе.

 

Принципы педагогической деятельности

в работе с одаренными детьми

 

¨     принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;

¨     принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

¨     принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;

¨     принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;

¨     принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

 

Формы проведения мониторинга реализации программы

Формы

Периодичность

Предметные олимпиады

1 раз в год

Общешкольная конференция достижений учащихся

1 раз в год

Предметные недели

По годовому плану

Творческие отчёты учителей из опыта работы с одарёнными детьми.

Заседания МО

Внутришкольный контроль.

По годовому плану

Творческие отчёты кружков и спортивных секций.

2 раза в год

Тематические конкурсы, выставки.

По годовому плану.

Проектная деятельность

По годовому плану

 

Участниками реализации данной программы являются:

      Управляющий совет;

     Ученический Совет;

      Администрация школы (директор, заместители директора ;

      Руководители методических объединений;

      Учителя-предметники;

      Классные руководители;

      Руководители творческих кружков;

      Библиотекарь;

      Родители или законные представители учащихся.

 

Организация и функциональное обеспечение данной программы

 

Функции директора:

 

Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса.

 

Функции заместителей  директора ВР, ВР):

 

¨     Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения (учебный план, расписание, элективные курсы, кружки).

¨     Оформление нормативной документации.

¨     Разработка программ.

¨     Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

¨     Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

¨     Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми.

¨     Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для

одарённых детей.

¨     Сбор банка данных по одарённым детям.

 

Функции руководителей МО:

 

¨     Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад.

¨     Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам.

¨     Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на сайте гимназии, стенде методической работы (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и т.д.).

¨     Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми.

 

Функции учителей-предметников:

 

¨     Выявление одарённых детей.

¨     Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно­исследовательского уровней.

¨     Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

¨     Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.

¨     Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции.

¨     Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.

¨     Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.

¨     Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.

¨     Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

¨     Выявление детей с общей одарённостью.

 

Функции классных руководителей:

 

¨     Оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.

¨     Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.

¨     Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

¨     Взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.

 

Функции руководителей кружков и секций:

 

¨     Выявление одарённых детей.

¨     Организация творческих отчётов детей.

¨     Предоставление необходимой информации классным руководителям.

¨     Консультирование родителей.

¨     Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме).

 

 

Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности

        

В основе деятельности МОУ «Калитинская СОШ», по вопросу развития одаренности ребенка, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего  подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.

 

 


        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критериальная база

 

    Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции».

 

Критерии

Показатели

Методика изучения

Самоактуализированность личности

   1. Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.

  2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

   3. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

   4. Способность к рефлексии.

   5. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.

   6. Уровень коммуникативной культуры

§ Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки.

§ Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся.

§ Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим.

§ Метод незаконченного предложения.

§ Тест «Исследование школьной мотивации».

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе

1.   Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе.

2.    Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.

3.   Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.

§ Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.

§ Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе.

§ Тест школьной тревожности Филипса.

Конкурентоспособность одаренных учащихся

1.   Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.

2.   Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.

3.   Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.

§ Методики статистического анализа данных, их динамика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

на 2016-2020 годы

 

№ п/п

Основные направления

Сроки

Исполнители

Научное направление

1

Разработка приемлемой для МОУ «Калитинская СОШ» системы выявления одаренного ребенка

2016

Зам. директора (ВР)

2

Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного ребенка

2016

Зам. директора по ВР

Научно-методическое и образовательное направление

1

Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка

2016-2018

МО учителей-предметников

2

Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации

2016-2018

Зам. директора (ВР)

3

Создание системы психолого-медико-социального сопровождения

2016-2018

Зам. директора (ВР)

4

Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей

2016-2018

учителя

5

Апробация и внедрение программ развития и поддержки одаренности

С 2016 года

Зам. директора (ВР)

6

Создание и ведение банка данных, включающий сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса

2016-2018

Зам. директора (ВР),

7

Повышение профессиональной квалификации кадров, работающих с одаренными детьми

2016-2018

Зам. директора (УВР)

8

Разработка, апробация и внедрение нового содержания образования для разных типов одаренности

2016-2018

Зам. директора (УВР), руководители творческих групп

9

Организация общешкольного семинара «Одаренность как психолого-педагогическая проблема»

2017

Зам. директора (ВР)

10

Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития

2016-2018

Зам. директора (ВР)

11

Участие учителей в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка

2016-2018

Зам. директора (ВР)

12

Привлечение внимания общественности к потребностям одаренных учащихся

 

2016-2018

Директор, общешкольный

родительский комитет

13

Создание информационной базы по проблемам одаренности детей

2016-2018

Зам. директора (ВР)

14

Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей

2016-2019

Учителя

15

Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам:

- опыт педагогической работы с одаренными детьми;

- родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться;

- «Судьбы одаренных людей – судьбы одаренных детей» - биографические эскизы;

- детские достижения (рисунки, стихи, фотографии)

2016-2019

Библиотекарь, учителя

16

Деятельность методического совета:

- рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме;

- организация апробации методик обучения школьников

2016-2019

Зам. директора (УВР)

Организационное психолого-педагогическое направление

1

Индивидуальная работа со специалистами

2016-2019

Зам. директора (ВР)

2

Организация и совершенствование работы кружков различной направленности

2016-2019

Зам. директора (ВР)

3

Создание среды общения, самореализации. Социализации:

- заключение договоров с учреждениями образования различного уровня;

- организация и проведение предметных олимпиад различного уровня;

- организация выставок;

- организация защиты творческих проектов

2016-2020

Зам. директора (УВР, ВР)

Социально-экономическое направление

1

Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи

2020

Директор школы, общешкольный родительский комитет

 

2

Разработка Положения о поощрении одаренных детей – победителей олимпиад, авторов научных открытий

2020

Зам. директора (УВР, ВР)

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ- БУДУЩЕЕ

ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ- БУДУЩЕЕ

Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей

Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей

Цели и задачи Программы Цель программы: выявление одарённых детей и создание условий для их оптимального развития, самореализация данной категории учащихся в соответствии со способностями через…

Цели и задачи Программы Цель программы: выявление одарённых детей и создание условий для их оптимального развития, самореализация данной категории учащихся в соответствии со способностями через…

Ожидаемые результаты ¨ выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности; ¨ увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка; ¨ создание индивидуальных образовательных…

Ожидаемые результаты ¨ выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности; ¨ увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка; ¨ создание индивидуальных образовательных…

Реализация данной программы должна способствовать появлению системных новообразований в работе с одаренными детьми через совершенствование и развитие образовательного пространства

Реализация данной программы должна способствовать появлению системных новообразований в работе с одаренными детьми через совершенствование и развитие образовательного пространства

Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие…

Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие…

Используемые понятия Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких…

Используемые понятия Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких…

Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности

Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности

Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности

Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности

Развивающее направление: § создание образовательной среды для развития одаренных детей; § организация курсов углубленного изучения предметов, кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности; § создание условий для участия…

Развивающее направление: § создание образовательной среды для развития одаренных детей; § организация курсов углубленного изучения предметов, кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности; § создание условий для участия…

Второй этап – практический, реализационный (2017-2019 годы)Данный этап связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях

Второй этап – практический, реализационный (2017-2019 годы)Данный этап связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях

Формы работы с одаренными детьми ¨

Формы работы с одаренными детьми ¨

Кружки, внеклассные мероприятия по предмету

Кружки, внеклассные мероприятия по предмету

Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса

Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса

Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей

Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей

Критериальная база Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка

Критериальная база Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе 1

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе 1

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ «ОДАРЕННЫЕ

Использование материалов российских сайтов в

Использование материалов российских сайтов в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020