Рабочая программа
внеурочной деятельности
курса «Основы правильного питания»
1-4 класс
Составлена
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №142 г.Новосибирска
Скворцовой Оксаной Александровной.
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Основы правильного питания» составлена на основе разработанной сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством директора Института Возрастной физиологии, академика Российской академии образования, лауреата премии Президента в области образования М. М. Безруких программы «Разговор о здоровье и правильном питании». Разработка и внедрение программы «Разговор о правильном питании» осуществляется при спонсорской поддержке компании ООО «Нестле Россия» и допущена к реализации Министерством образования и науки Российской Федерации, составлена на основе требований Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учётом межпредметных и предметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у младшего школьника умения учиться.
Программа курса «Основы правильного питания» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО в полном соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
· Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ. Новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ (принят Государственной Думой 21.12.12 г., одобренСоветом Федерации 26.12.12г., вступил в силу с 01.09.13г.)
· СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организация обучения в образовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 г. № 19993).
· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2012 г № 39).
· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»
Для реализации программы внеурочной деятельности курса «Основы правильного питания» учителем Скворцовой О.А. используются учебно-методические комплекты «Разговор о правильном питании» для обучающихся 1-2 классов, «Две недели в здоровья» для обучающихся 3-4 классов.
Пояснительная записка
«Умный человек должен считать, что здоровье –
это величайшее из человеческих благословений.
Пусть еда будет твоим лекарством»
Гиппократ
В современном мире питание детей — одна из самых волнительных тем для родителей, педагогов и работников школьной столовой. Многие считают, что ребёнок питается неправильно, переедает или совсем ничего не ест, а также обеспокоены поведением за столом. Другие, боятся ошибиться и накормить ребёнка чем-то «особенным». Гораздо важнее сформировать у растущего ребёнка социально -бытовые компетенции, связанные с приготовлением пищи.
Проблема раннего формирования компетентности правильного здорового питания у младших школьников актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков о здоровом питании, о здоровом образе жизни, в том числе осознанную потребность ежедневного применения этих знаний. Необходимо своевременно совместно с ребенком начать рассматривать совокупность знаний о социальном, предметном мире и умений осуществлять социальное взаимодействие со взрослыми, сверстниками, а также выполнять продуктивную деятельность с объектами реальной действительности, приобщать ребёнка к миру взрослых, к их трудовой деятельности.
Актуальность данного курса очень высока и заключается во внедрении правил питания, его рационального использование в семье; получению знаний о сбалансированности питания и соблюдения режима питания; формированию личностной позиции обучающихся по сохранению и укреплению здоровья; осознанию каждым человеком социальной значимости его здоровья.
Данная программа курса предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, проявлением желания формировать у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью, включая в свое решение множество аспектов: социальный, культурный, экологический, экономический и т.д.
Цель курса: формирование у младшего школьника основных представлений и навыков рационального питания, как основа составляющей ведения здорового образа жизни, умения применять свои знания в социально-бытовых условиях жизни.
Задачи:
образовательные:
воспитательные:
развивающие:
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
· умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
· умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
· умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Планируемыми результатами освоения обучающимися содержания курса программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
Личностные результаты |
Метапредметные результаты |
Предметные результаты |
|
Регулятивные УУД: • определять и формулировать цель деятельности; • проговаривать последовательность действий; • учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией; • учиться работать по предложенному учителем и самостоятельному плану; • учиться отличать, верно, выполненное задание от неверного; • учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности одноклассников; Познавательные УУД: • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя и самостоятельно; • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями; • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию; • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию; • преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности. • осознанно строить речевое высказывание; • начальное освоение способов решения задач поискового и творческого характера; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, общения, классификации. Коммуникативные УУД: • донести свою позицию до остальных участников практической деятельности, оформлять свою мысль в устной речи; • слушать и понимать речь других; • совместно договариваться о правилах общения и следовать им; • учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами. |
· планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; · ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные; · оценивать свой рацион и режим питания в соответствии требованиям здорового образа жизни и с учётом личностной активности; · применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья; · организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований; · применять жизненно важные навыки и умения в различных вариативных условиях.
|
Содержание курса
Содержание программы отвечает следующим принципам:
· научной обоснованности и практической целесообразности;
· возрастной адекватности;
· модульности программы;
· системности;
· вовлеченности семьи в реализацию программы;
· культурологической сообразности – в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.
Для выполнения задач формирования правильного питания необходимо довести до сведения каждого ученика важность соблюдения режима питания.
Основными формами реализации программы являются игровая деятельность, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей и проектно-исследовательская работа.
Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер и актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Данная программа реализуется в рамках внеурочной деятельности в форме:
Формы работы:
· групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
· фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
· индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
Методы обучения:
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности к любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи - как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, страны и государства.
Основные направления программы:
Обучение школьников строится по следующим модулям:
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 4 года обучения: 34 часа в год в каждом классе, 134 часа за курс
Календарно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности «Основы правильного питания»
в 3 классе на 2021-2022 учебный год
на основе учебно-методического комплекта «Две недели в лагере здоровья»
№ |
Тема занятия |
Формы и методы работы |
Результат |
|
1 четверть |
|
|
1 |
Вводный урок. Питание и мы |
Просмотр мультфильма «Я питаюсь правильно» |
Рисование плаката «Мы за правильное питание» |
2 |
Культура питания в других странах |
Беседа, дидактические игры |
Классный час |
3 |
Культура питания в нашей стране |
Обсуждение, беседа |
Презентация для одноклассников и учащихся других классов |
4 |
Пищевые привычки человека |
Обсуждение, беседа, дидактические игры |
Создание проекта «Мои привычки питания» |
5 |
Что мы едим? |
Сюжетно-ролевая игра |
Составление меню на день, неделю для семьи, школьной столовой |
6 |
Из чего состоит наша пища |
Практическое занятие, дидактические игры |
Составление «пирамиды питания» |
7 |
Меню третьеклассника |
Беседа, практическое занятие |
Составление памятки для учеников и родителей |
8 |
Что нужно есть в разное время года |
Командная игра-обсуждение |
Творческое задание: написание синквейнов, кроссвордов, рисование рисунков и плакатов |
9 |
Подвижные игры-основа здорового образа жизни |
Подвижные игры, командные соревнования |
Привлечение родителей как участников игр |
|
2 четверть |
|
|
10 |
Как правильно питаться, если занимаешься спортом |
Круглый стол, блиц-опрос, анкетирование |
Составление памятки для учеников |
11 |
Как правильно питаться при высокой умственной нагрузке |
Интегрированный урок |
Родительское собрание |
12 |
«Где и как готовят пищу» |
Практическое занятие |
Фотоотчёт на своей кухне |
13 |
Как оборудована наша кухня дома |
Экскурсия в школьную кухню и оборудованную кухню в кабинете технология |
Творческое задание «Составление дизайна моей кухни» |
14 |
«Я – маленький повар» |
Практическое занятие |
Разработка собственного рецепта «Самое полезное блюдо» |
15 |
«Что помогает сохранить здоровье?» |
Викторина, подвижные игры |
Анкетирование с использованием мнения родителей, учителей и школьников |
16 |
«Как правильно накрывать стол каждый день» |
Сюжетно-ролевая игра |
Сервировка стола в разное время приёма пищи |
|
3 четверть |
|
|
17 |
Значение активного отдыха в питании человека |
Круглый стол, беседа |
Подбор игр и занятий для активного отдыха |
18 |
«Как правильно накрыть стол на праздник» |
Сюжетно-ролевая игра |
Праздничная сервировка стола на праздники |
19 |
Народные праздники и праздничные блюда на столе |
Развлекательная игра с чаепитием |
Рецепты полезных блинов, проведение совместно с родителями праздника «Масленица» |
20 |
Разнообразие молочных продуктов |
Просмотр видеофильма |
Проекты и рефераты |
21 |
«Молоко в моей жизни» |
Практическое занятие |
Конкурс рисунков |
22 |
Чем полезны молоко и молочные продукты? |
Дидактические игры, беседа |
Творческие задания (рисунки, фото, аппликация) «Я и молочные продукты» |
23 |
«Мир молока» |
Викторина, дидактические игры |
Составление памятки пользы употребления молока |
24 |
«Как молоко на стол приходит» |
Игра-обсуждение, Просмотр видеофильма |
Экскурсия в магазин молочной продукции |
25 |
Подвижные игры и питание |
Игры на свежем воздухе |
Совместно с родителями соревнования |
|
4 четверть |
|
|
26 |
«Продукты и моё питание» |
Игра-обсуждение |
|
27 |
Овощи, фрукты-витаминные продукты |
Коллективная работа |
«Витаминная корзинка» (коллаж- аппликация) |
28 |
«Витамины вокруг нас» |
Проект |
Групповые проекты детей |
29 |
«Каждому овощу своё время» |
Игра-соревнование |
Проращивание семян огурцов, помидоров; посадка лука, зелени в горшочках |
30 |
«Традиционное блюдо кухни нашего региона» |
Практическое занятие, приготовление блюда совместно с родителями |
Создание Книги рецептов «Любимые блюда моего региона» |
31 |
«Азбука правильного питания» |
Викторина |
Создание кроссвордов, ребусов. загадок |
32 |
«Хотим быть здоровыми, ловкими и сильными!» |
Подвижные игры на свежем воздухе |
Соревнования с родителями |
33 |
«Воспитываем здоровых и счастливых» |
Фотоконкурс |
Выставка фотографий по ЗОЖ |
34 |
«Наше здоровье – в наших руках» |
Праздник совместно с родителями, игры, чаепитие |
реклама и угощение любимым сладким блюдом своей семьи |
Каждая тема реализуется в формах деятельности, свойственной младшему школьному возрасту: словесные и дидактические игры, активное использование ИКТ технологий: просмотр мультимедийной презентации, анимационный познавательный фильм с вопросами и выполнением заданий на интерактивной доске, виртуальные экскурсии по музея питания; ситуационная игра, проектная деятельность, исследовательская деятельность.
Интересно и полезно использовать в работе с детьми схемы-модели; технологические карты при приготовлении супа, борща, компота, чая; ознакомление с национальными блюдами через видеофильмы, использование анимационных картинок и т.д.
Весь курс обучения построен таким образом, что кроме развития практических навыков детям предлагается и интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора детей, облегчающий их дальнейшую социализацию. Дети любят готовить, пользуются всевозможными приборами и посудой, учатся работать с современной бытовой техникой. В целях более эффективной реализации курса, кроме традиционных словесных (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия) и наглядных (метод иллюстраций и метод демонстраций), используются такие формы занятий, которые предусматривают трансформацию и оригинальность стандартных способов организации различные способы визуализации.
Опыт приготовления пищи дети получают под чутким руководством взрослых, в полном объеме реализуя свои возможности и гораздо более важен сам процесс, чем конечный результат, дети учатся смешивать ингредиенты, высчитывать количество порций, приготовить пищи столько, чтобы полакомиться самим и угостить других. Дети продолжали знакомиться со свойствами овощей и фруктов, нарезать салаты, придумывать самостоятельные рецепты. Проращивали семена, садили их в землю, понаблюдали за ростом и развитием.
В результате работы у детей появится интерес к труду взрослых, сформировались навыки в приготовлении блюд и их эстетического оформления. В конкретной практической деятельности дети приобретают позицию созидателя, у них формируются практические умения и навыки (например: нарезать разными способами овощи и фрукты, замешивать и раскатывать тесто, пользоваться тёркой, миксером и т.д.).
Таким образом, применение различных методов и приемов обучения позволяет обучающимся расширить представления о свойствах продуктах, о приготовлении пищи, умение экспериментировать с новым материалом, преобразовывать его, обобщать результаты своей деятельности.
В результате реализации программы младшие школьники получат знания:
Во время совместных практических занятий формируется не только культура здорового образа жизни и правильного питания детей, но одновременно формируется культура здорового образа жизни и правильного питания и всей семьи ребенка, включая родителей. Ведь у маленького человека невозможно самостоятельно без помощи взрослого члена семьи организовать правильное питание и культуру здорового образа жизни.
Для того, чтобы выполнить задачу сохранения здоровья детей, необходимо выполнить целую систему работы. Занятия по курсу программы «Разговор о правильно питании» - это лишь часть работы всей системы. В классе мы работаем командой: классный руководитель, учитель физической культуры, медработники, дети и родители. Совместно разрабатываем различные мероприятия: классные часов; экскурсии на природу в разное время года; участие в спортивных соревнованиях, в конкурсах рисунков и поделок; беседы с медработником о здоровом образе жизни.
Методическое обеспечение программы:
Список литературы:
6. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации МР 2.3.1.2432 -08
8. http://vms-list.narod.ru/index.html – Сообщество педагогических интернет-объединений:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.