Программа "ОЗМ" (1-ый дополнительный класс)

  • docx
  • 25.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа ОЗМ 1 дополнительный класс.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа предназначена для изучения курса «Ознакомление с окружающим миром» в 1 дополнительном классе на базовом уровне. Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы. Особый  акцент в программе сделан на использование компьютерных технологий на уроке (по требованиям СанПиНов не более 15 минут),  что является признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Цель курсана­копление и систематизация представлений детей о предметах и яв­лениях окружающей жизни, природы, обогащение их нравственно­го опыта, формирование навыков правильного поведения (в семье, школе, на улице, в общественных местах, в природе); воспитание любви и заботы к членам семьи, уважительного, внимательного от­ношения к окружающим людям (сверстникам и педагогам и др.); воспитание у детей бережного отношения к вещам, созданным тру­дом людей, уважения к труду, людям труда, ответственного отно­шения к природе, любви к родному краю, Родине.

Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе.

Предмет естественнонаучного цикла, создающий прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Кому адресована программа. Программа адресована обучающимся с нарушениями слуховой функции 1 дополнительного класса, имеющим задержку психического развития.

Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту. Составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2, II отделение); 

Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования ФГОС ОВЗ (вариант 2.2, II отделение) «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»; 

Актуальность обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебной деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.  Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,   а также деятельностный подходы.

Программа предполагает работу в 3-х направлениях.

      Первое направление предусматривает практическое знакомство с об­щественной жизнью, трудом людей, культурой поведения (нравственной, эс­тетической и коммуникативной).

      Второе направление призвано ввести ребенка в мир природы, научить его понимать ее, воспитывать бережное отношение к ней.

      Третье направление нацелено на преподнесение обучающихся элемен­тарных правил безопасности поведения в окружающей среде и условий, не­обходимых для ведения здорового образа жизни.

       Знакомство с окружающим миром помогает формировать у детей практические речевые навыки, накапливать словарный запас, успешно овладевать связной речью.

Предмет «Окружающий мир» содержит и региональный компонент. Изучая темы: «Растения», «Родная природа», «Город, где мы учимся», мы воспитываем любовь к родному краю, родной природе. Всё это способствует выработке нравственных привычек и понятий. Многосторонние знания о родном крае, где человек родился, живёт, учится, способствует осознанию человеком себя как личности, как достойного гражданина своей страны. В процессе преподавания планируется проводить практические работы, уроки-выставки, экскурсии по городу, в парк, музей.

Формирование целостной картины мира и осознания места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой:

1.    формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

2.    развитие умения учиться способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

Цель:  создание условий для оптимизации процесса развития и воспитания, а также социализации младших школьников, для достижения  обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, для  многогранного развития и социализации каждого обучающегося.

В результате расширения реализуются следующие задачи:

1.     На основе предметных знаний и умений осознавать учащимися причинно-следственные связи между природой, обществом и человеком;

2.     Развитие личности и самостоятельности мышления;

3.     Формирование экологической культуры, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4.     Освоение доступных способов изучения природы и общества

(наблюдение, запись, опыт с получением информации из разных источников);

5.     Формирование общеучебных умений: умения классифицировать, сравнивать, потребности участвовать в творческой деятельности, делать элементарные выводы;

6.     Воздействие на развитие эмоциональных, нравственных качеств личности, способствовать трудовому и эстетическому воспитанию;

7.     Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

8.     Формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и  бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, к Родине, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

 

Принципы, лежащие в основе построения программы.

Принципиальная особенность программы – построение на национально-значимых приоритетах, что выражается в совокупности характеристик предлагаемой модели образования: личностно-развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное.

Основные принципы программы:

Принцип системности

Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип  гумманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся, опора на них.

Принцип совместной деятельности детей, педагога, родителей

Привлечение родителей и детей на всех этапах ознакомления с окружающим миром: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждый урок должен заканчиваться рефлексией. Совместно собучающимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценён, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Специфика программы.

Имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания.

Даёт материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Основные содержательные линии курса (разделы, структура).

1.  Ознакомление с природой.

2.  Знакомство с жизнью общества на примере своего города или села.

3.  Здоровье и безопасность жизнедеятельности ребёнка.

4.  Обучение учащихся простейшим способам ориентирования на местности.

5.Формирование первоначальных географических представлений о родной стране, её столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу I дополнительного класса обучающиеся должны знать:

свой домашний адрес;

элементарные правила личной гигиены и уметь их выполнять;

основные формы приветствия;

основные правила поведения в интернате, на уроке, в игре и выполнять их;

элементарные правила поведения на улице и выполнять их:

ходить по тротуару (обочине), переходить улицу со взрослыми, знать правила перехода улицы (значение каждого цвета светофо­ра), основные части улицы (дороги);

неживая и живая природа;

растения дикорастущие и культурные;

деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние;

насекомые, рыбы, птицы, звери;

основные  признаки времен года; 

некоторые охраняемые растения и животные своей местности;

правила поведения в природе;

основные сведения о своем городе (селе);

виды транспорта;

наиболее распространенные профессии;

названия нашей страны и  её столицы;

государственные символы России.

Уметь:

различать объекты природы и предметы, созданные человеком;

объекты неживой и живой природы;

различать изученные группы растения и животных;

распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы);

вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя;

выполнять правила поведения в природе;

различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя;

 выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

Требования к результатам универсальных учебных действий.

Характеризовать признаки времен года, информацию, полученную в ходе наблюдений и работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных  растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Анализировать примеры использования человеком богатств  природы.

Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы).

Наблюдать объекты и явления природы  (на  краеведческом материале), характеризовать их особенности.

Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. 

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей.

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранение личного и общественного имущества.

Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в школе.

Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага).

Виды и формы организации учебного процесса.

Работа в парах, группах, индивидуальная работа.

Урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки знаний и умений, комбинированный урок, урок-игра, практическое занятие, экскурсия.

Итоговый контроль.

Оценка знаний и умений  обучающихся проводится с помощью  итогового теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.

Дневник личностных достижений

Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребёнка

Листок индивидуальных достижений по ознакомлению с окружающим миром

Библиографический список для обучающихся.

Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Ознакомление с окружающим миром. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II видов. Допущено Министерством образования Российской Федерации. -  М.: Просвещение, 2012. (с приложением)

Библиографический список для учителя.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся  (вариант 2.2); 

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей (вариант 2.2,); 

Программа по ознакомлению с окружающим миром, авторы  Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова.

Титова М. О. Изучение природы в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида; Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

Цель урочной деятельности по предмету: «Ознакомление с окружающим миром» – создание основы для осуществления экологического, эстетического, патриотического воспитания, через наблюдения, экскурсии, практические работы, опыты и т.д.

Исходя из цели, вытекают задачи, которые ставит педагог на каждом уроке, в зависимости от темы:

 закреплять и развивать представления о собственном здоровье, о семье (люди, которые окружают), об окружающем мире, о стране, в которой живём;

 воспитывать у детей стремление бережного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья;

формировать у детей гуманное отношение к окружающим – родным, сверстникам, педагогам и др., воспитывать культуру общения, нравственного отношения к людям труда, результатам их трудовой деятельности;

систематизировать представления детей о группах растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, птицы, звери и т.д.), что служит необходимой предпосылкой для дальнейшего изучения природоведения;

не раскрывая понятия о биологическом равновесии в природе, дать представление о том, что гибель одного природного фактора влечёт за собой гибель других (вырубка леса ведёт к пересыханию рек, разрушению почвы, уменьшению численности животных и т.д.то гибель одного природного фактора влечёт за собой гибель других ()еобходимо дать представления о том, ироды, познакомить с ме);

исправлять имеющиеся у слабослышащих школьников ложные представления о растениях и животных (например, растение – неживое, от прикосновения к жабе появляются бородавки, все пауки ядовиты и опасны и т.д.);

воспитывать такие качества, как желание трудиться, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовывать свою работу и доводить её  до конца;

воспитывать гуманные чувства к растениям и животным, желание заботиться о них, защищать их;

активизировать работу слухоречевого анализатора, недостатков эмоционально-личностного, социально-общественного  развития, через социально-трудовую адаптацию.

Параметры требований к содержанию рабочей образовательной программы

Рабочая образовательная программа соответствует современному уровню развития науки;

в ней чётко определены  задачи учебной дисциплины;

программа реализует принцип системного подхода в отборе программного материала;

программа соединяет преемственность элементов содержания;

учитывает межпредметные связи;

конкретизирует требования к приобретаемым обучающимися знаниям, умениям и навыкам;

учитывает специфику учебной дисциплины;

дозирует программный материал с учётом индивидуальных, психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как развитие речи, трудовая деятельность, изобразительное искусство, чтение.

Практическая реализация принципов программы:

создание положительного эмоционального фона в процессе урочной деятельности педагога и ребёнка;

индивидуализация коррекционных приёмов и методов;

создание развивающей сферы как фактора психического развития ребенка;

ориентация на зону ближайшего развития;

воспитание через коллектив, как основной фактор социализации и развития личности;

 Результативность рабочей учебной  программы

целенаправленная и систематическая деятельность данного природоведческого цикла поможет  детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим выраженные отклонения в речевом развитии:

обогатить язык специальной терминологией, наполняя их речь определённым содержанием;

установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни;

понять взаимосвязи в системе «человек-природа-общество»

осознать необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок;

осознавать себя частью природы и общества;

понять себя как индивидуальность, осознать возможность изменить себя, важность здорового образа жизни.

Содержание тем учебного курса

Наш дом

§  Мое имя и моя фамилия. Домашний адрес: название города (села), улицы, номер дома, квартиры.

§  Мои родные (состав семьи). Имена, отчества родителей. Заботливое отношение к членам семьи.

§  Мой дом (моя квартира). Оборудование дома (квартиры).Уважение к труду взрослых. Выполнение посильных поручений в семье.

§  Личная гигиена школьника. Сон и его продолжительность. Элементарное знакомство с гигиеной сна. Режим для первоклассника.

Наша школа

§  Школа. Наш класс и другие школьные помещения (учительская, учебные кабинеты, актовый зал, спальни, библиотека, столовая и др.)

§  Имена, отчества учителей, воспитателей, директора школы и др.

§  Профессии работников школы: директор, учитель, воспитатель, врач, медсестра, библиотекарь и т. д. уважение к труду работников школы.

§  Правила поведения в школе ( вежливое отношении к старшим и сверстникам). Выполнение поручений учителя и воспитателя (уборка класса, спальни). Уход за комнатными растениями своего класса.

§  Правила поведения во время занятий (приветствовать взрослых, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не мешать товарищам, ответственно относиться к учебе, поручениям и просьбам). Правила поведения в игре (распределения ролей в игре,  проявление инициативы). Проявление инициативы и активности в общественно полезной деятельности.

§  Правила поведения в столовой. Правила пользования столовыми приборами, экономное отношение к продуктам питания, особенно к хлебу.

§  Бережное отношение к окружающим вещам (одежде, учебникам, книгам, игрушкам, оборудованию класса , групповой комнаты, спальни и т.д.). Уход за обувью и одеждой. Соблюдение правил безопасности в обращение с бытовыми приборами. Правила противопожарной безопасности.

Город, где мы учимся. Родная страна

  • Название города (села), где мы учимся.
  • Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, перекресток, светофор.
  • Правила перехода улицы.
  • Правила поведения детей на улице, в транспорте.
  • Правила обхода транспорта.

§  Природа города (села). Бережное отношение к окружающим растениям. Участие в работе по уходу за растениями.

  • Наша родина. Главный город нашей страны.
  • Знаменательные даты. Участие детей в подготовке праздничных утренников.

Родная природа

§  Ежедневные наблюдения за погодой (солнцем, состоянием неба, состоянием воздуха, ветром и осадками) отмечать в индивидуальных дневниках наблюдений и классном календаре природы и труда соответствующими рисунками и условными обозначениями.

§  Отмечать условными знаками : наличие солнца, ветра, дождя, снега, а так же состояние неба (ясное, облачное, пасмурное).Состояние воздуха характеризуется словами жарко, тепло, прохладно, холодно, мороз.

§  Устное описание состояния погоды за день на основе наблюдений и состояние погоды в течение отдельных дней на основе данных календаря.

§  Временные понятия: название дней недели со (II  четверти) и месяцев в году (с III четверти); их последовательность.

Наблюдения за явлениями природы по сезонам

§  Систематические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений, животных и деятельности людей (Игры, одежда детей, занятия взрослых) по сезонам.

§  Фиксация в дневниках наблюдений характерных явлений, происходящих в природе (начало и конец листопада, начало и конец ледохода, первый снег, первая гроза, и др.).

§  Установление связи между наблюдениями изменениями погоды и сезонными изменениями в жизни растений, животных и деятельности ладей.

§  Обобщение результатов наблюдений за погодой и явлениями, происходящими в природе, проводится ежемесячно на специальных уроках.

Растения

§  Местные цветковые растения

§  Отличие их по внешнему виду (окраске цветков и листьев), Органы (части) цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок.

§  Плоды. Семена.

§  Характерные признаки основных органов растений. Значение выращивания цветочно-декоративных растений (озеленение парков и скверов города; составление букетов).

§  Грибы: белый гриб, подосиновик, подберезовик, сыроежка, лисичка, опята, мухомор, бледная поганка или другие местные грибы. Различие изучаемых объектов. Строения гриба: шляпка, ножка (пенек), грибница, Съедобные несъедобные грибы. Использование человеком съедобных грибов.

§  Лесные ягоды и орехи: ягоды (плоды) малины, клюквы, брусники, черники, земляники, рябины, черемухи; орехи (грецкий орех, кедровые орешки – семена сибирского кедра).

§  Различие ягод и орехов по форме, величине, окраске и другим характерным признакам. Сравнение изучаемых объектов.

§  Значение ягод и орехов для здоровья человека; использование их человеком.

§  Растения плодового сада: деревья (яблоня, вишня, груша, слива); кустарники (малина, крыжовник, черная, белая и красная смородина) и травяные растения (садовая земляника).

§  Растения огорода:  морковь, свекла, помидоры, капуста, редис, укроп, огурцы, горох, репа, редька, салат.

§  Различие растений плодового сада и огорода. Значение выращивания этих растений и использование их человеком.

§  Овощи и фрукты: помидор, огурец, морковь, репа, свекла, яблоко, груша, слива, виноград, апельсин, лимон и другие местные овощи и фрукты.

§  Различие изучаемых овощей и фруктов по форме, окраске, величине, вкусу, запаху; группировка по сходным признакам.

§  Использование человеком овощей и фруктов. Гигиенические требования к обработке овощей и фруктов перед их употреблением в пищу.

 

Количество часов в год в 1 дополнительном классе  – 56 ч

            Количество часов в неделю

Количество часов в I четверти     –  8

Количество часов во II четверти – 16

Количество часов в III четверти – 17

Количество часов в IV четверти – 15

 

Ознакомление с окружающим миром

Тематическое планирование

1 четверть (1ч в неделю, 8 ч)

Содержание программного материала

Кол-во часов

Речевой материал

1.

Школа, класс, ученики. Правила поведения в классе, в школе

1

Я теперь ученик. Я теперь ученица Мальчик стоит. Девочка идёт. Мальчик сидит. Покажи. Кто? Что делает?  Прыгает. Играют.

2.

Школа. Класс

1

Парта, стул, доска, ранец, шкаф. Это класс. Покажи. Что это? Что там? Что тут?

3.

Семья. Имена детей

 

1

Мальчик. Миша… Девочка Аня..

Мальчики играют. Как зовут мальчиков? Девочки играют. Как зовут девочек?

4.

Школа. Учебные вещи.

1

Карандаш, ручка, книга, тетрадь, альбом, ножницы, пенал, бумага. Что там? Положи.

5.

Школа. Что делает ученик в классе

 

1

Мальчик читает. Мальчик пишет. Мальчик рисует. Прочитай. Покажи. Вова читает. Миша рисует. Никита пишет.

6.

Семья. Члены семьи.

 

1

Бабушка, мама, девочка, мальчик, папа, дедушка. Кто это? Покажи.

7.

Семья. Игрушки

 

1

Мяч, юла, матрёшка, зайка, машина, кубики, кукла, мишка, прыгалка, железная дорога. Кто? Что?

8.

Природа. Фрукты и овощи.

 

1

Яблоко, груша, апельсин лимон банан, помидор, огурец, картошка, капуста, морковь. Ты любишь яблоко? Возьми яблоко. Вкусно? Вот яблоко. И тут яблоко.

 

 

 

 

 

 

2 четверть (2 ч в неделю, 16 ч)

Содержание программного материала

Кол-во часов

Речевой материал

1.

Природа. Грибы

1

Грибы растут в лесу. Есть грибы хорошие. Есть грибы плохие.

2.

Природа. Хорошая и плохая погода.

1

Солнце. Ясно. Туча дождь. Пасмурно. Нравится. Не нравится

3.

Страна. Родина

1

Москва. Красная площадь. Город. Деревня. Посёлок.

4.

Семья. Осенняя одежда и обувь

 

1

Холодно. Идёт первый снег. Осень. Куртка, кофта, рубашка…

5.

Город. Улица. Двор.

1

Это улица. Вот двор.  Там тоже двор.

6.

Школа. Утро школьника.

1

Мальчик встаёт. Мальчик делает зарядку….

7.

Школа. Столовая

 

1

Ребята обедают. Миша любит суп. Катя не любит суп.

8.

Школа. Спальня

 

1

Это спальня. В спальне стоит кровать. Около стены стоит шкаф…

9.

Семья. Помощь дома

1

Девочка помогает. Мальчик помогает..

10.

Семья. Зимняя прогулка

1

Зима. Светит солнце. Снега много. Погода хорошая. Ребята гуляют.

11.

Природа. Зимняя погода.

1

Зима. Идёт снег. Ветер. Вьюга.

12.

Природа. Птицы зимой

1

Зима. Это птицы.

13.

Природа. Домашние животные.

1

Кошка, собака, корова. Это домашние животные.

14.

Страна. Новогодняя ёлка.

1

Это ёлка. Вот шар. И это шар. Будет праздник – Новый год.

15.

Семья. Уход за питомцами

1

У мальчика кошка. У девочки собака.

16

Страна. Новогодняя ёлка.

1

Будет весело на ёлке. Будут подарки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 четверть (2ч в неделю, 17 ч)

 

Содержание программного материала

Кол-во часов

Речевой материал

1.

Семья. Зимняя прогулка

1

Ребята играют. Девочка катается на санках.

2.

Природа. Зимняя погода

1

Зима. Светит солнце.

Зима. Снег идет.

3.

Природа. Птицы зимой

1

Зима. Это птицы. Вот синицы.

4.

Природа. Домашние животные

1

Это кошка. Это собака…

Кошка любит молоко.

5.

Семья. Зимняя одежда и обувь

1

Это шапка. Это шуба…

6.

Семья. Здоровье.

1

Мальчик чихает. У мальчика есть платок.

7.

Семья. У врача.

 

1

Болит голова. Градусник…

8.

Школа. Обед.

1

Суп, каша, макароны, сосиска, компот.

9.

Семья. Дети играют

1

Брат и сестра играют.

10.

Школа. Убери класс.

1

Это класс. Маша вытирает доску.

11.

Семья. Скоро праздник.

1

Мама моет окно. Папа забивает гвоздь.

12.

Страна. Восьмое марта

1

Мама, возьми цветы. Это тебе. Поздравляю, С 8 Марта!

13.

Город. Транспорт.

1

Это улица.

 Тут машины.

14.

Город. Город, улица, дом.

1

Это город. Это улица.

15.

Страна. Что бывает  в праздник.

1

Танцуют. Гуляют.

16.

Семья. Весна. Весенняя одежда и обувь.

1

Весна. Светит солнце. Снег тает.

17.

Природа. Деревья и кустарники весной.

1

Весна. Берёза зелёная. Ель зелёная.


 

4 четверть (2ч в неделю,15 ч)

Содержание программного материала

Кол-во часов

Речевой материал

1.

Школа. Учебные вещи.

 

1

Это карандаш. Это ручка….

2.

СЕМЬЯ. Весна. Весенняя одежда и обувь.

 

1

Весна. Светит солнце.

Снег тает. Кругом вода.

Это шапка. Это перчатки….

3.

Природа. Перелётные птицы.

1

Это грач. Это скворец….

4.

ГОРОД. Транспорт.

1

Это дорога. По улице едет автобус. Вот троллейбус. Там поезд.

5.

Природа. Дикие животные

1

Это медведь. Он проснулся с зимней спячки.

6.

Природа. Хорошая и плохая погода.

1

Хорошая погода. Плохая погода.

7.

Школа. Что делают ученики в классе.

1

Вова читает. Миша рисует. Никита пишет.

8.

Семья. Игрушки.

1

Это мяч. Это кубики..

9.

Природа. Деревья и кустарники весной.

1

Весна. Берёза зелёная. Ель зелёная. …

10.

Природа. Фрукты и овощи.

1

Вот яблоко. Ты любишь яблоко? Это огурец. Ты любишь огурец?

11.

Школа. Столовая.

1

Ребята обедают, Миша любит суп. Катя не любит суп.

12.

Школа. Обед

1

У Кати ложка. Она ест суп.

13.

Школа. Спальня.

1

Это спальня. В спальне стоит кровать, шкаф, тумбочка…

14.

Семья. Как чистить зубы.

1

У кого болит зуб? Почему? Кто плохо чистил зубы?

15.

ГОРОД. Правило дорожного движения

1

Это улица. Тут машины. Вот переход. Там светофор. Во дворе школа….

Формы и виды контроля

Текущий,  тематический,  периодический,  поурочный,  фронтальный, индивидуальный,  самостоятельная работа,  практическая работа и т.д.

Тема

Вопросы, выносимые на контроль

Вид измерения

1

Наш дом

Имя, фамилия, домашний адрес.

Состав семьи.

Режим школьника.

Заучивание

 

Ответы на вопросы

2

Наша школа

Школьные помещения.

Поведение в школе.

Бережшое отношение к вещам.

Заучивание

Ответы на вопросы

Практич. работа

3

Город, где мы учимся. Родная страна

Название страны, столицы, городов.

Правила поведения на улице

Ответы на вопросы

Практич. работа.

Экскурсия

4

Родная природа

Наблюдения за погодой.

Сезонные изменения

Практическая работа

Ответы на воп.

5

Растения

Местные цветы.

Растения парка.

Экскурсия

заучивание

6

Сад и огород

Растения сада.

Растения огорода.

Ответы на воп.

Практич. работа

 

Учебная литература для детей

Зыкова Т.С. , Зыкова М.А. Ознакомление с окружающим миром. 1 дополнительный класс. Учебник для глухих и слабослышащих обучающихся(ФГОС ОВЗ) Просвещение 2017г.

Литература для учителя.

Программа по ознакомлению с окружающим миром, авторы  Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова.

Титова М. О. Изучение природы в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида; Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

Литература по сурдопсихологии и сурдопедагогике

1.                Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р.М. Боскис. - М.: Просвещение, 2006.

2.                Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. Методическое пособие. Общие рекомендации. – М.: Дрофа, 2011.

3.                Зикеев, А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся (IVI классы 2-го отделения) / А.Г. Зикеев.  М.: Педагогика, 2003.

4.                Титова М. О. Изучение природы в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида; Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.

5.                Назаров, Н.М. Специальная психология: Учебник / Н.М. Назаров. -  М.: Просвещение, 2004.

6.                Основы специального обучения слабослышащих детей. / Под ред. Р.М.Боскис.  М.: Просвещение, 2000.

7.                Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. / Под ред. Р. М. Боскис, К. Г. Коровина. – М.: Педагогика, 2008.  

8.                Речицкая, Е.Г.  Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина.- М.: ВЛАДОС, 2008.