Программа педагога-психолога по адаптации первоклассников к школе
Оценка 4.7

Программа педагога-психолога по адаптации первоклассников к школе

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
25.10.2022
Программа педагога-психолога по  адаптации первоклассников к школе
Программа адаптации первоклассников к школе.docx

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 183

 

 

 

Программа адаптации первоклассников к обучению в школе «Теперь я - первоклассник».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программу составил  педагог – психолог:                           Смирнова Н.С.

 

 

 

Екатеринбург, 2022г.

Программа адаптации первоклассников к обучению в школе «Теперь я - первоклассник».

 

Содержание:

 

1

Пояснительная записка………………………………………………………..

3

2

Планируемые результаты освоения программы ……………………………

4

3

Содержание программы …………………….…………………………..........

5

4

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы……………………………………………………..

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Актуальность. Одним из наиболее значимых моментов в жизни человека является начальное обучение в школе. Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптация к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки  предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой социальной роли. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению. Главная особенность детей 6,5 – 8 лет – первичное осознание позиции школьника, прежде всего, через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять.

Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников в условиях адаптации к началу обучения в школе.

Цель:

1.     Психолого - педагогическое сопровождение первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению.

2.     Профилактическая работа с первоклассниками по предупреждению школьной дезадаптации и тревожности.

Задачи:

1.      Содействовать осознанию позиции школьника.

2.      Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе.

3.      Развитие ключевых компетенций обучающегося (регулятивных, коммуникативных, социокультурных).

4.      Способствовать формированию дружеских отношений в классе. Развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия с одноклассниками.

5.      Развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях.

6.      Обучить первоклассников распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.

 

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, занятия проводятся  1 раз в 2 недели, всего 10 час.

Продолжительность каждого занятия  составляет 40 минут.

Структура программы: предлагаемый цикл занятий предполагает работу одновременно со всем классом, так как занятия направлены на знакомство, создание в классе дружеской атмосферы, взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом,  развитие эмоционально – волевой сферы, нравственных представлений. Такая форма работы позволяет эффективнее выявить детей со школьной дезадаптацией, с нарушениями в поведении, с личностными проблемами и т.д.

 

Планируемые результаты освоения программы:

1.     Развитие внутренней позиции школьника.

2.     Развитие умения распознавать свои эмоции и эмоции других людей, развитие умения владеть собственными эмоциями. Обучения навыкам саморегуляции и самоконтроля.

3.     Повышение самооценки детей, веры в свои силы.

4.     Повышения уровня развития ключевых компетенций.

5.     Развитие сплоченности детского коллектива, формирование дружеской атмосферы в классе.

6.     Снижение уровня тревожности обучающихся, связанной с процессом адаптации к обучению в школе.

7.     Успешное протекание адаптационного периода первоклассников.

Формы и психолого-педагогические методы, используемые при проведении программы:

1.     групповое занятие с элементами психологического тренинга;

2. игровой метод;

3. метафорические истории и притчи;

4. дискуссии, обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия;

5. работа с заданиями в парах, в группах (развитие навыка сотрудничества);

6. диагностические методы;

7. упражнения на развитие основных компетенций;

8. беседа;

9. психотехнические упражнения,

10. упражнения с элементами арт-терапии;

11. психогимнастика;

12. релаксационные методы;

13.  продуктивно-творческая деятельность;

14. сказкотерапия;

15. рефлексия.

 

 

 

 

 

 

Содержание программы.

 

Занятие 1.

 

1.                 Знакомство. Психолог передает мяч по рядам ученикам, те называют свое имя и свои хобби, увлечения, что любят.

2.     Упражнение «Те, кто…» Делают шаг вперед те, кто любит сладкое; поднимают правую руку те, у кого есть кошка; приседают те, кому нравится играть в футбол и т.д. После окончания упражнения предлагается взяться за руки всем, кто является учеником 1 - го класса. При этом психолог подчеркивает, как много общего у участников, и, в то же время,  какие они все разные.

3.     Беседа «Введение в мир психологии». Ведущий проводит беседу о том, что такое психология и зачем она нужна человеку. Он показывает детям цветок и спрашивает у них, как вырастает этот цветок и что для этого нужно. Из ответов детей он делает вывод, что большой красивый цветок вырастает из маленького семечка. А для того, чтобы он вырос большим, красивым, радовал окружающих, ему необходим дождик и солнышко. Так же и у людей. Чтобы из мальчика или девочки вырос красивый, умный, счастливый, здоровый взрослый , ему необходимо тепло , поддержка, а также умение понимать себя и других. Психология изучает мысли и чувства людей. Для чего это необходимо знать? Для того чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно и весело, помогать друг другу. Беседа «Правила занятий по психологии» .Психолог говорит с детьми о правилах занятий: конфиденциальности (или «секретности») – то, что обсуждается на занятий, не должно выходить за пределы класса; безоценочности – на уроках психологии нет отметок и оценок, правильных и неправильных ответов, каждый имеет право выражать свое мнение, «правиле одного микрофона» - когда один человек говорит, другие слушают и не перебивают.

4.     Упражнение «Австралийский дождь» (Динамическая пауза).

Цель: уменьшение психологической нагрузки участников.

Психолог предлагает встать всем участникам и повторять движения::

- в Австралии поднялся ветер (ведущий потирает ладони);

- начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди);

- начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам);

- а вот и град , настоящая буря (топот ногами);

- капли падают на землю (щелчок пальцами);

- тихий шелест ветра (потирание ладоней);

- солнце (руки вверх).

5.     Игра «Для чего ходят в школу».

Психолог показывает детям персонажа из кукольного театра и говорит, что он совершенно забыл, зачем дети ходят в школу.. Чтобы помочь ему вспомнить , поиграем: я буду называть разные версии того, зачем дети ходят в школу, а вы, если согласны, будете хлопать в ладоши, а если не согласны – топать ногой:

      Дети ходят в школу, чтобы играть.

Дети ходят в школу, чтобы читать.

Дети ходят в школу, чтобы разговаривать с соседом по парте.

Дети ходят в школу, чтобы учиться.

Дети ходят, в школу, чтобы драться.

6.     Упражнение « ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА »

      Психолог даёт задание учащимся, они его выполняют:

Руки положить на стол, ладонями вниз. Одна рука сжимается в кулак, другая одновременно расправляется.

Ладонь – кулак – ладонь – ребро – Действия выполняются по команде, руки при этом лежат на столе.

К большому пальцу прикасаться поочерёдно всеми пальцами. Действия производить, увеличивая темп.  

7.     Работа со сказкой  (сказкотерапия).

Дети слушают и обсуждают сказку в стихах «Про Колю» (Н.Селезнева)

Вопросы для обсуждения

- почему Коля не хотел идти в школу?

- Какой сон он увидел?

- Почему он потом захотел учиться?

- Что значит «стать всем полезным»?

8. Упражнение «Что лежит в портфеле?»

              Дети стоят в кругу. Ведущий бросает кому-нибудь из детей мяч и называет какой-либо предмет, например: ручка, тетрадь, кирпич и т.д. Если, по мнению ребенка, этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет — ловить мяч не нужно.

9.     Завершение занятия. Рефлексия.

 

Занятие 2.

 

1.     Беседа «Благоприятный микроклимат.  «Вы сейчас учитесь в одном классе и будите учиться ещё много лет. В классе очень важно, чтобы был благоприятный микроклимат, доброжелательные отношения между одноклассниками.  Вы знаете, что в школу необходимо ходить, чтобы получать знания, а также вы здесь много общаетесь. Это главные причины. Может так получиться, что из-за того, что не складываются отношения с одноклассниками, некоторым не хочется идти в школу. Давайте поговорим о том, какими качествами должна обладать группа, чтобы каждый в ней чувствовал себя хорошо. Сейчас я предлагаю вам подумать и назвать те черты, благодаря которым в группе всем будет хорошо и комфортно. В числе названных могут быть следующие качества: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать, принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность, юмор, свобода высказывания, тактичность, сплоченность и т.д.

2.     Работа в парах «Нарисуем мяч».

-           Есть такая пословица: «Одна голова хорошо, а две лучше»

-          Как вы её понимаете?

-           Пара - это два человека, сидящие за одной партой. (Учитель даёт задание каждой паре раскрасить два мячика так, чтобы они стали совершенно одинаковыми.)

-           Чтобы пара хорошо справилась с заданием нужно вначале обсудить, договориться, как это сделать. При этом старайтесь разговаривать так, чтобы не мешать другим парам. После того, как вы закончите работу, показываете жест «Мы готовы», (пара берётся за руки и поднимает руки вверх).

3.  Игра «Постройся». Участники делятся на три группы по рядам. Первый ряд должен построиться по росту, от самого низкого до самого высокого. Второй ряд строится по цвету глаз: от самых светлых до самых темных. Третий ряд строится по цвету волос:  от самых темных до самых светлых. Сложность игры заключается в том, что ученики должны договориться, используя невербальное общение (говорить нельзя).

4. Диагностика обучающихся.

Беседа «Я – школьник».

1. Методика исследования уровня школьной мотивации обучающихся начальной школы (методика Н. Лускановой).

2. Проективная методика «Рисунок школы».

   5. Завершение занятия. Рефлексия.

Занятие 3.

 

1.     Приветствие. 

2.     Беседа «Настроение».

3.     Отгадывание загадок.

Ребята, Черепашка приготовила  для вас загадки:

- В школьной сумке я лежу, как ты учишься – скажу.

- То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка! Можешь и нарисовать. Что такое я?

- Если ей работу дашь – зря трудился карандаш.

- Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек,  а рассказывает.

4.     Сказки для школьной адаптации (сказкотерапия).

«Создание Лесной школы», «Букет для учителя», «Смешные страхи», «Игры в школе», «Школьные правила».

После каждой сказки детям предлагается нарисовать рисунок по данной теме. После прочтения всех сказок для школьной адаптации дети сочиняют правила. Когда дети сочиняют, они самостоятельно обдумывают правила, осмысливают их назначение. Делают рисунки. Творческий подход добавляет положительные эмоции в выполнении школьных правил и в организации дисциплины. Адаптационный период проходит у каждого ученика по-разному, поэтому каждый хочет создать свою школу по-особенному. Ответы и рисунки детей являются диагностическим материалом и помогут увидеть, удовлетворены ли учащиеся школьным обучением, есть ли у них сильные эмоциональные переживания, школьная тревожность.

5.     Завершение занятия. Рефлексия.

 

Занятие 4.

 

1.     Приветствие. Пожелание приятного дня, чего-то хорошего друг другу на день (психолог передает мяч по рядам).

2.     Игра «Светофор». Для игры нужно иметь 3 вырезанных из картона круга: красный, желтый, зеленый. Когда психолог показывает зеленый круг светофора, дети могут громко хлопать в ладоши и разговаривать; когда он показывает желтый сигнал светофора, дети должны передвигаться тихо, медленно и разговаривать только шепотом, а красный круг светофора означает, что они должны замереть на месте в той позе, в которой находились. В ходе игры ведущий в произвольном порядке меняет круги светофора сначала медленно, потом все быстрее и быстрее. Тот, кто нарушает правила игры, из нее выбывает. Заканчивается игра на красном сигнале светофора.

3.     Упражнение «Воздушные шарики». Цель: снятие напряжения, зажимов, тревожности у детей. Психолог дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше. Как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза. Затем дети рисуют свои шарики на листе бумаги.

4.     Работа с демонстрационными картинками на тему «Чувства и эмоции». Отгадывание загадок. Беседа на тему «Роль эмоций и чувств в жизни людей».

5.      Разминка «Зайчик рассмеялся, зайчик испугался». По сигналу психолога ученики быстро меняют изображаемое эмоциональное состояние (чередование напряжения и расслабления).

 

6.     Релаксационное упражнение «Корабль и ветер». Цель: снятие внутреннего напряжения, чувства усталости. «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки.…А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза. Дети рисуют сюжет с кораблем и ветром.

7.     «Рисунок радости». Ученики представляют себя художниками, иллюстрирующими детские книги, и выполняют рисунок на тему «Радость».

8.     Завершение занятия. Рефлексия.

 

Занятие 5.

 

1.     Приветствие.   «Рисунок настроения».

2.     Разминка «Угадай, где я иду?». Психолог показывает детям ходьбу по различным поверхностям (грязи, льду, снегу). Дети повторяют движения и отгадывают, по какой поверхности оно «осуществлялось».

3.     Дети разбиваются на пары, каждый ученик загадывает любую эмоцию или чувство, а другой ученик отгадывает. Затем меняются ролями.

4.     Беседа «Добрые слова». Психолог проводит беседу о том, как доставить радость другому человеку  (рассмешить, погладить, сказать добрые слова).

5.     Упражнение «Добрые слова». Дети, кидая мячик друг другу, вспоминают и называют добрые слова или хорошие качества людей.

6.     Упражнение «Нарисуй эмоцию».  Дети изображают любую свою эмоцию цветом и разными линиями, узорами. Краски могут стать «веселыми или грустными, сердитыми или испуганными, а может, им будет интересно и удивительно» (можно нарисовать себя в полный рост, добавив жесты и пантомимику, соседи по парте отгадывают эмоцию, затем меняются ролями).

7.      Упражнение на отражение эмоций «Выбери правильно».

8.     Упражнение «Назойливая муха». Цель: развитие эмоциональной устойчивости обучающихся. «Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голову опустите, закройте глаза. Представьте, что на ваше лицо пытается сесть назойливая муха. Она садится то нанос, то на губы, то на лоб, то на глаза. Ваша задача, не открывая глаз, согнать назойливое насекомое».

9.     Завершение занятия. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

Занятие 6.

 

1.     Приветствие.

2.     Упражнение  « ЗАГАДКИ »

1. На сметане мешён, на окошке стужён,
     Круглый бок, румяный бок, покатился ….   (Колобок)

2. Бабушка девочку очень любила,
     Шапочку красную ей подарила.
     Девочка имя забыла своё,
     А ну, подскажите имя её...         (Красная шапочка)

3. Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться,
     Хвостик маленький, крючком, вместо туфелек – копытца.
     Трое их – и до чего же, братья дружные похожи.
     Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки?           (3 поросёнка)

4. Лечит птичек и зверей, лечит маленьких детей,
      Сквозь очки свои глядит, добрый доктор     (Айболит)

5. Хвост пушистый, мех золотистый,
     В лесу живёт, в деревне кур крадёт         (Лиса)
6.  Кто зимой холодной, бродит злой, голодный?     (Волк)

 

3.     Упражнение  « ЗАПОМНИ И ПОВТОРИ РИТМ »

Психолог отстукивает определённый ритм и предлагает учащимся по очереди его повторить. Затем ритм отстукивает кто-нибудь из учащихся и дети по очереди его повторяют.

4.     Сказкотерапия. Работа со сказкой про котенка Ваську (эмоция – грусть).

5.      Сказка «Мы просто очень боялись за вас. Сказка «Маленькая луна» (эмоция – страх).

6.      Сказка «Как ромашки с васильками поссорились» (эмоция – гнев).

7.      Сказка «Обида» (эмоция – обида).

8.      Упражнение «Рисунок чувств».

9.     Завершение занятия. Рефлексия.

 

Занятие 7.

 

1.     Приветствие. Пожелание чего – то хорошего друг другу на день (психолог передает мяч по рядам).

2.     Разминка. Детям предлагается загадать и изобразить без слов какое-нибудь действие, которое совершает ученик или учитель  в школе, а остальные должны догадаться, что он показывает.

3.     «Ролевая гимнастика». Дети самостоятельно по очереди исполняют роли различных диких и домашних животных, которых показывает им психолог, остальные ребята угадывают.

4.     Упражнение «Мы».

Ведущий просит ребят придумать и сказать, какие они, и приводит образец: «Мы – веселые». Дети хором выкрикивают придуманные фразы: «Мы – умные», «Мы – аккуратные», «Мы – трудолюбивые», «Мы – дружные» и др. Если у ребят возникают затруднения, психолог помогает им.

5.     Упражнение «Вспомним хорошие поступки».

Дети обсуждают, какие поступки можно назвать хорошими. Затем вспоминают хорошие поступки, совершенные на этой неделе (психолог передает мяч по рядам).

6.     Беседа «Дружба». Психолог вместе с детьми обсуждает понятие «дружба». Дети называют качества дружелюбного человека, человека, с которым им хотелось – бы дружить.

7.     Работа со сказкой.

Дети слушают и обсуждают сказку «Кто самый лучший (Е.Жарова)

Вопросы для обсуждения

- почему заспорили зверята?

- что объяснил им Гном Гномыч?

- Как понимать фразу «Каждого можно назвать лучшим»?

     8.  Упражнение «Лучики добра». Часть I.

     9. Упражнение «Лучики добра». Часть II.

     10. Завершение занятия. Рефлексия.

 

Занятие 8.

 

1.     Приветствие. Пожелание чего – то хорошего друг другу на день (психолог передает мяч по рядам).

2.     Упражнение «Кто умеет хорошо…». Ведущий предлагает найти детей, которые хорошо умеют справляться с разными делами. Затем он называет различные умения. Те дети, которые считают, что обладают называемым умением, встают и говорят: «Это Я». Возможные вопросы : «Кто умеет хорошо сидеть на уроках?»…чисто писать?... быстро считать?...хорошо рисовать?...быстро бегать на физкультуре?...громко петь?... весело играть?...дружить?»

3.     Упражнение «Главная учебная сила». Ведущий говорит детям, что у каждого есть какое-то умение или качество, которое позволяет ему учиться хорошо: кто-то быстро думает, кто-то хорошо читает, кто-то легко запоминает, кто-то очень старателен, а кто-то внимательно слушает учителя. В этом качестве заключается его сила. Затем он просит каждого из детей подумать, что является его главной «учебной силой».

4.     Работа со сказкой.

5.     Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку «Козленок Хрюпигав (Е. Елпидинская)

Вопросы для обсуждения

- почему одноклассники дразнили Хрюпигава?

- почему он стеснялся отвечать на уроках?

- как он сумел победить свой страх?

- почему одноклассники стали уважать его?

6.     Упражнение « ВРЕМЕНА  ГОДА ». Ведущий называет по очереди Времена года. Кидает мяч игроку и называет ему время года. Дети должны вспомнить приметы данного им времени года, Предметы, относящиеся к данному Времени года, месяцы  и т.д.

7.     Упражнение « НАЙДИ  ЛИШНЕЕ  СЛОВО ».

кошка, собака, лошадь, Комар

ландыш, колокольчик, роза, Яблоня

самолёт, вертолёт, воздушный змей, Лодка

январь, июль, сентябрь, Зима

скакалка, мячик, кукла,  платье

8.     Работа со сказкой  «Дружная страна»

9.     Рисование «Дружной страны». Психолог делит ребят на группы по рядам.

10.  Завершение занятия. Рефлексия.

 

Занятие 8.

 

1.     Приветствие. Пожелание чего – то хорошего друг другу на день (психолог передает мяч по рядам).

2.      Упражнение – разминка «Первый класс для меня, это…». Ученики отвечают по очереди, что значит первый класс конкретно для них (ассоциации).

3.      Сказка об отношении учеников к урокам и знаниям  «Домашнее задание». Обсуждение.

4.      Двигательная игра – разминка «Тянемся к солнышку». Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно «растягивая всё тело»: начиная с пальцев рук, потом тянемся запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола. Задержать дыхание – «кончиками пальцев рук тянемся к солнышку». Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.

5.     Упражнение «Закончи предложение». Дети завершают предложения, которые произносит ведущий: «У меня хорошо получается в школе…» «В школе я научился...»

6.     Упражнение «Мне помогли». Ведущий обсуждает с детьми, кто и как помогает им учиться в школе: родители, учительница, повар школьной столовой, нянечка и т.п. Затем им просят нарисовать в центре листа бумаги кружочек, а в нем свое лицо. Вокруг расположить другие кружочки и нарисовать в них лица тех людей, которые больше всего помогают им учиться. Затем дети рассказывают, кого они нарисовали.

7.     Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку «Яшок  и «Звездная болезнь»» (И.Самойлова)

Вопросы для обсуждения:

- Что такое Дом Учености?

- В чем была главная ошибка Яшока?

- Почему в первый раз не удалось украсить класс?

8.     Упражнение «Поменяемся местами». Выбираются 6 добровольцев. Они встают перед всем классом. Дети должны внимательно посмотреть на тех, кто стоит у доски, затем все отворачиваются, а добровольцы меняются местами. Затем дети поворачиваются к доске по одному подходят и меняют местами детей, которые стоят у доски, пытаясь восстановить все так, как было раньше.

9.     Завершение занятия. Рефлексия.

 

 

Занятие 9.

 

1.      Приветствие.

2.     Упражнение «Пишем в воздухе». Дети встают рядом со столами, стульями так, что бы у них осталось пространство для движения. Психолог рисует на доске букву, а дети пытаются ее изобразить, рисуя в воздухе указательным пальцем руки. Затем детям дается задание попробовать нарисовать эту букву в воздухе с помощью носа, языка, глазами, плечом, бедром и т.д.

3.     Работа со сказкой. Дети слушают и обсуждают сказку в стихах.

Про Колю (Н. Селезнева)

Жил на свете мальчик Коля.

Не хотел учиться в школе.

Уроки делать не любил

И маме твердо говорил:

«Зачем вставать мне по утрам,

Когда я все умею сам?

Могу милиционером стать,

Вокруг всех буду защищать!

Или врачом — людей лечить,

А может быть, детей учить.

Я все сумею, все смогу,

И в школу больше не пойду!»

 

Сказал так маме и ушел,

А ночью Коля спать пошел.

Заснул и видит сон такой:

Как будто он в стране другой,

Где взрослым стал уже давно

И все ему разрешено.

 

«Раз вырос я, — подумал Коля,—

Не надо мне учиться в школе.

Тогда работать я пойду,

Я все сумею, все смогу!

Пойду врачом, людей лечить.

Так буду пользу приносить!»

 

Сказал и видит: врач идет

И градусник в руке несет.

Коля к доктору бежит,

Громко на ходу кричит:

«Ничего, я помогу,

Я все сумею, все смогу!»

 

Посмотрел тут доктор строго,

Коле он сказал сурово:

«Ты знаешь, как людей лечить?

Что при простуде нужно пить?

Какую детям дать микстуру,

Чтобы сбить температуру?

Ты в детстве в школу не ходил,

Уроков в школе не учил.

Не знал таблицу ты сложенья,

Не находил задач решения.

И если в школу не пойдешь,

Занятья в жизни не найдешь».

 

«Ну, ничего, — подумал Коля, —

Профессий в мире очень много.

Могу милиционером стать.

И буду всех я защищать».

Глядит, милиционер идет

И свисток в руке несет.

Закричал тут Коля громко:

«Преступника поймаю ловко!

Ничего, я помогу,

Я все сумею, все смогу!»

 

Глянул милиционер тут строго,

Коле он сказал сурово:

«Ты знаешь, как людей спасать?

Чужие жизни защищать?

Ловить преступников как быстро?

Как стать военных дел министром?

Ты в детстве в школу не ходил,

Уроков в школе не учил.

Не знал таблицу ты сложенья,

Не находил задач решения.

И если в школу не пойдешь,

Занятья в жизни не найдешь».

 

«Ну, ничего, — подумал Коля, —

Профессий в мире очень много.

Могу художником я стать,

Картины буду рисовать».

И тут же, прямо перед ним,

Художник — красок властелин.

Коля взял мольберт и кисть

И начал кисточкой водить.

«Ничего, я помогу.

Я все сумею, все смогу!»

Посмотрел художник строго,

Коле он сказал сурово:

«Ты знаешь, кистью как водить?

Портрет, пейзажи как творить?

Хватит пачкать тут бумагу.

Ведь тебе учиться надо!

Ты в детстве в школу не ходил,

Уроков в школе не учил.

Не знал таблицу ты сложенья,

Не находил задач решения.

И если в школу не пойдешь,

Занятья в жизни не найдешь».

 

Призадумался тут Коля:

«Может, правда надо в школу?

Тогда профессию найду,

Тогда я людям помогу.

Я выучусь и умным буду,

Уроков строгих не забуду».

Тут же пробудился Коля.

Крикнул маме: «В школу, в школу!

Собирай меня скорей,

Побегу туда быстрей.

Хочу узнать я все на свете,

Умней всех буду на планете!»

 

Учился Коля не напрасно:

Он стал художником прекрасным.

А мог он стать и инженером,

Доктором, милиционером.

Много нового узнал

И полезным всем он стал.

Вопросы для обсуждения

Почему Коля не хотел ходить в школу?

Какой сон он увидел?

Почему он потом захотел учиться?

Что значит «стать всем полезным»?

4.     Игра на развитие двигательной памяти «Репка».

Если я говорю:

бабка – то вы «вяжете»

внучка – подпрыгиваете

дедка – рубите дрова

кошка – умываетесь

жучка – лаете

мышка - пищите

5.     Игра «Кто быстрее?» Класс делится на 3 группы. Нужно написать на доске как можно быстрее свое имя и уступить место следующему. Победит тот, кто быстрее закончит все имена.

6.     Упражнение «Я тоже». Ведущий называет какие-либо учебные умения. Дети, которые считают, что тоже научились им, громко хором кричат «Я тоже!». Например : «Я научился после звон­ка на урок стоять около парты», «Я научился готовиться к уроку».

7.     Игра «Подними монету». Выбирается несколько пар детей, которые до этого мало общались друг с другом. Затем пары встают на сложенную газету и каждый из них должен поднять с пола предмет (может быть и монетка и орех и т.д.). Дети могут поддерживать друг друга, могут разговаривать. При этом запрещается вставать на пол или держаться за что – нибудь другое. Каждой паре дается время на подготовку (2 минуты). При желании можно потренироваться без газеты. Остальные наблюдают, но нельзя давать советы или критиковать. Можно подбадривать. В конце все аплодируют друг другу.

8.      Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

Фло (П. Дидык)

Вырос цветок на поляне. Оглянулся и увидел множество других цветов. Все они были разные и непохожие друг на друга. Одни были высокие, другие — низкие, какие-то из них более яркие, другие более тусклые, но все они были единой дружной семьей этой поляны. Все цветы радостно приветство­вали новенького и дали ему имя — Фло.

Утром все цветы просыпались и здоровались с солнцем. Днем занимались своими делами. А вот вечером начиналось самое интересное: более старшие цветы рассказывали малень­ким, как протекала жизнь на этой поляне до их появления. Как-то вечером начал свой рассказ старый дед репейник. С виду он был не очень приятен, особенно для людей, которые иногда любили гулять на этой поляне. Ему нравилось прилеп­лять к их одежде свои колючки и радоваться собственным проказам. Так вот, он начал свой рассказ.

«Случилось это у нас на поляне прошлым летом. Тогда было очень спокойное лето, и не происходило ничего особен­ного. Пролетали как-то раз над полянкой братья Ветер и Дождь и сестра их Гроза. Пролетали так высоко, что никто на земле их не увидел и не почувствовал. Услышали они разговор цветов о том, какие они, цветы, дружные и заботливые. Решили тогда Ветер, Дождь и Гроза проверить, так ли это, и приступили к испытаниям стойкости духа этой маленькой цве­точной поляны. Братец Ветер начал дуть на цветы с такой си­лой, что самые слабые из цветов стало вырывать с корнями. Но друзья, росшие рядом, помогли им. Все цветочки дружно мнились за листья и крепко держали друг друга до тех пор, пока братец Ветер не поверил в искренность их дружбы. Тог­да братец Дождь решил проверить их по-своему. Обрушил он на полянку огромное количество дождя. Но увидел, что не сдаются цветы: каждый поддерживал друга кто стеблем, кто бутоном, кто листьями. Тех, кто падал на землю, поднимали и держали особенно крепко.

Сестра Гроза остановила своих братьев. Она поняла, что на той поляне все действительно очень дружны и будут поддерживать друг друга, что бы ни случилось».

Так закончил свой рассказ старый репейник. А Фло посмот­рел вокруг себя и порадовался, что ему так повезло: он ро­дился на этой поляне, где все помогают друг другу.

Вопросы для обсуждения

  • Что такое «испытание стойкости духа»?
  • Как Ветер, Дождь и Гроза испытывали стойкость духа цветов?
  • Как цветам удалось устоять в этом испытании?
  • Что значит «каждый поддерживал друг друга»?
  • Что такое настоящая дружба?

9.     Завершение занятия. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

Занятие 10.

 

1.     Приветствие. Психолог может поприветствовать детей кивком головы, ладошкой, локтем, поднятием плеча, носком ноги, пяткой и т.п., направляя свои движения в центр круга.

2.     Беседа по теме «Что значит быть школьником?»

Психолог: «Давайте вместе подумаем над вопросами:

- Что значит быть школьником?

- Что изменилось в твоей жизни с поступлением в школу?

- Чем жизнь дошкольника отличается от жизни школьника?»

Дети отвечают по очереди,  получая мячик в руки.

 

3.     Упражнение «Буквы на спине». Ведущий предлагает детям разделить­ся на пары и узнать, какая из пар самая дружная. Один из участников пишет рукой на спине партнера какую-то извест­ную всем букву, тот должен ее узнать. Те пары, в которых оба партнера узнали свои буквы, считаются самыми друж­ными.

4.     Диагностика обучающихся.

1. Методика исследования уровня школьной мотивации обучающихся начальной школы (методика Н. Лускановой).

2. Методика исследования мотивации учения М.Р.Гинзбург.

3. Проективная методика «Рисунок школы».

   5. Завершение занятия. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

 

Тема

Количество часов

1

Знакомство. Первый раз в первый класс.

1

2

Первичная диагностика обучающихся 1 классов (методики на адаптацию, уровень тревожности).

1

3

Мир школьной жизни. Школьные правила. Адаптация детей через Сказкотерапию.

1

4

Чувства и эмоции.

1

5

Подари другому радость. Роль добрых слов и дел в жизни каждого человека.

1

6

Калейдоскоп эмоций.

1

7

Наш дружный класс.

1

8

Мои успехи в школе.

1

9

Моя «учебная сила».

1

10

«Чему мы научились». Вторичная диагностика обучающихся.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

Программа адаптации первоклассников к обучению в школе «Теперь я - первоклассник»

Программа адаптации первоклассников к обучению в школе «Теперь я - первоклассник»

Пояснительная записка Актуальность

Пояснительная записка Актуальность

Такая форма работы позволяет эффективнее выявить детей со школьной дезадаптацией, с нарушениями в поведении, с личностными проблемами и т

Такая форма работы позволяет эффективнее выявить детей со школьной дезадаптацией, с нарушениями в поведении, с личностными проблемами и т

Содержание программы. Занятие 1

Содержание программы. Занятие 1

Дети ходят в школу, чтобы играть

Дети ходят в школу, чтобы играть

Работа в парах «Нарисуем мяч»

Работа в парах «Нарисуем мяч»

После каждой сказки детям предлагается нарисовать рисунок по данной теме

После каждой сказки детям предлагается нарисовать рисунок по данной теме

Релаксационное упражнение «Корабль и ветер»

Релаксационное упражнение «Корабль и ветер»

Занятие 6. 1. Приветствие

Занятие 6. 1. Приветствие

Упражнение «Мы». Ведущий просит ребят придумать и сказать, какие они, и приводит образец: «Мы – веселые»

Упражнение «Мы». Ведущий просит ребят придумать и сказать, какие они, и приводит образец: «Мы – веселые»

Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку «Козленок

Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку «Козленок

Затем дети рассказывают, кого они нарисовали

Затем дети рассказывают, кого они нарисовали

А ночью Коля спать пошел. Заснул и видит сон такой:

А ночью Коля спать пошел. Заснул и видит сон такой:

Глянул милиционер тут строго,

Глянул милиционер тут строго,

Собирай меня скорей, Побегу туда быстрей

Собирай меня скорей, Побегу туда быстрей

Вырос цветок на поляне. Оглянулся и увидел множество других цветов

Вырос цветок на поляне. Оглянулся и увидел множество других цветов

Занятие 10. 1. Приветствие

Занятие 10. 1. Приветствие

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Программа педагога-психолога по адаптации первоклассников к школе

Программа педагога-психолога по  адаптации первоклассников к школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2022