Программа ПЕНИЕ для детей с ОВЗ
Оценка 4.9

Программа ПЕНИЕ для детей с ОВЗ

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
искусство +1
1 кл
30.03.2024
Программа  ПЕНИЕ для  детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями лишены полноценного культурного развития из-за отсутствия условий в обществе, а также они лишены возможности на равных с другими детьми удовлетворять свои культурные потребности, творчески развиваться и самореализовываться. Актуальность программы: Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа. Нашей школой искусств накоплен огромный опыт проведения занятий и мероприятий творческой и просветительской направленности, ориентированной на развитие интересов и возможностей различных групп детей с ограниченными возможностями. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Программа ПЕНИЕ для ОВЗ 2022-2023 НИКОНОВА.doc

 

Муниципальное  бюджетное учреждение дополнительного образования

«Старомайнская детская школа искусств»

муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО

«Старомайнская ДШИ»

_______________ Е.А. Уланова

Приказ №___ от«__»____20__г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая

рабочая программа

в области музыкального искусства

по учебному предмету «Пение»

для детей с ОВЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Старая Майна

 

                                         2022 г.

 

 

ОДОБРЕНА:

Педагогическим  советом МБУДО «Старомайнская ДШИ»

протокол  №1

от «30» 08.  2022 г

 

 

 

ОДОБРЕНА:

Методическим  советом МБУДО «Старомайнская ДШИ»

протокол  № 1 

от «29» 08.  2022 г

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Никонова Оксана Сериковна, преподаватель высшей квалификационной категории  МБУДО «Старомайнская ДШИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

I.       Пояснительная записка                                                              

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.      Содержание учебного предмета                                                 

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.    Требования к уровню подготовки учащихся                  

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                              

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.      Методическое обеспечение учебного процесса                         

VI.    Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

- Учебная литература:

- Методическая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

        Данная рабочая учебная программа разработана на основе Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 года №191-01-39/06-ru) и устанавливает требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной программы.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных, классических и современных песен с музыкальным сопровождением.

         Дети с ограниченными возможностями лишены полноценного культурного развития из-за отсутствия условий в обществе, а также они лишены возможности на равных с другими детьми удовлетворять свои культурные потребности, творчески развиваться и самореализовываться.

Актуальность программы:

 Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа.

Нашей школой искусств накоплен огромный опыт проведения занятий и мероприятий творческой  и просветительской направленности, ориентированной на развитие интересов и возможностей различных групп детей с ограниченными возможностями.

  Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.

Новизна программы заключается в индивидуально - личностном подходе к каждому ученику, учитывая его ограниченные  возможности здоровья.

        Вокальная деятельность имеет важное значение в социокультурной реабилитации, в процессе занятий осуществляется развитие детей с ограниченными возможностями, а также их обучение и воспитание.

       При разработке данной программы я применила логоритмические упражнения и игры для исправления недостатков в развитии детей с ограни-ченными возможностями. Коррекционная направленность вокальной деятельности – обязательное условие учебного процесса.

       В процессе работы  дети с ограниченными возможностями стараются выполнять посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию воображения, фантазии, уверенности в себе. Музыка выполняет и коррекционные функции: при пении хорошо развивается речь, могут нивелироваться заболевания, связанные с проблемами дыхания (ас-тма, логоневроз); развивается способность точнее координировать свои движения; развивается память и т.д.

     Дети с ограниченными возможностями входящие в мир музыки становятся другими, качественно меняется их психологическое состояние, наступает умиротворение, релаксация. Занятия вокалом, ритмикой, хором  помогают ребенку самоутвердиться, повысить самооценку. Музыка способствует созданию благоприятного фона и для других видов деятельности.

        Разрабатывая  эту программу я стремилась, чтобы каждый ребенок, с одной стороны был частью коллектива, а с другой – имел возможность для ин-дивидуального развития. На занятиях, как и в жизни, родители активно участвуют в совместном с детьми творчестве, ведь для них, в первую очередь, важно, чтобы у их ребенка формировались коммуникативные навыки, чувства долга, ответственность.

       Приобщая  детей к посильной трудовой деятельности необходимо учитывать отклонения в развитии детей: нарушенную координацию движений, «слабую» моторику, неустойчивое внимание, повышенную утомляемость.

    Таким образом  проводим  работу последовательно по плану, соблюдая определенный гибкий режим, работаем с каждым с ребенком индивидуально. Задачи, поставленные перед ребенком, усложняются постепенно, воспитывая в нем упорство, настойчивость, активное включение в жизнь, создавая предпосылки для его успешного развития и дальнейшей социальной адаптации.

        Ранняя трудотерапия для детей с ограниченными возможностями позволяет стимулировать раннее обучение, развивать двигательные навыки, включая самообслуживание.

Для организации успешной социокультурной реабилитации педагогам  необ-ходимо:

Ø видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать, понимать, и принимать его;

Ø создавать в процессе совместной деятельности атмосферу доверия;

Ø помогать детям в обретении уверенности в себе;

Ø учить видеть личность как в себе самом, так и в окружающих;

Ø доставлять ребенку радость общения, радость познания и совместной деятельности.

Описанные средства социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями не исчерпывают всего многообразия реабилитационных мероприятий, но способствуют успешной адаптации детей с ограниченными возможностями в социуме.

Отличительные особенности программы заключаются в структуре процесса обучения, которая предусматривает несколько этапов, рассчитанные на  возрастные, психофизиологические особенности обучающихся на протяжении всего обучения. Обучение предполагает составление индивидуального плана развития с учетом особенностей вокальной природы обучающегося.

Возраст детей и сроки реализации программы: срок реализации учебного предмета «Пение» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте  6,5 лет, составляет  3 года. Продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недели в год.

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Пение» при 3-летнем сроке обучения составляет 416 часов.  Из них: 208 часов – аудиторные занятия, 208 часов – самостоятельная работа.

 

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

 

Количество недель

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

32

36

32

36

32

36

208

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в форме индивидуальной работы , включающей практические и теоретические занятия. Продолжительность занятия - 25минут(1 академический час).  С 1-3 класс на занятия  отводится от 2 до 6 часов  в неделю, все зависит от индивидуальных возможностей ребенка.

 

Цель и задачи учебного предмета

Цели программы:

Программа «Пение » нацелена на то, чтобы научить ребёнка петь в академической манере, дать возможность ощутить себя полноценной культурной личностью, ответственной за себя и своё дело, ценить творческое и духовное наследие своего народа.

Задачи программы:

- освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;

- освоение знаний о воздействии музыки на человека.

- развивать вокальные способности обучающихся, их исполнительские навыки;

- развитие творческой  активности  и творческих способностей обучающихся;

- накопление музыкальных впечатлений.

- формирование  у ребенка  интереса  и любви  к серьезному музыкальному искусству

- способствование  расширения  музыкального кругозора;

- формирование  навыков  общения и культуры поведения.

 

Структура программы

·       Программа содержит следующие разделы:

·       сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

·       распределение учебного материала по годам обучения;

·       описание дидактических единиц учебного предмета;

·       требования к уровню подготовки обучающихся;

·       формы и методы контроля, система оценок, требования к итоговой аттестации;

·       методическое обеспечение учебного процесса.

·       В соответствии с данными направлениями строится основной раздел    программы «Содержание учебного предмета».

 

 

 

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов, конкурсов, прослушивание аудио записей исполнителей на академической  музыки и другие);

- практический (умение исполнять различную по характеру музыку);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

 

Описание материально-технических условий

реализации учебного предмета

 

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами, книгами по музыкальной литературе, аудио и видео записями концертов и конкурсов.

Для этого класс должен быть оборудован музыкальными инструментами, стульями различный высоты, подставками для  ног, аудио и видео техникой, компьютером и интернетом.

 

Оснащение занятий

Оборудование

ТСО

Дидактический и наглядный материал

стол педагога – 1 шт.

Муз.центр – 1 шт.

фонотека

стул педагога – 1 шт.

фортепиано (синтезатор) – 1 шт.

стул обучающегося – 1 шт.

ноутбук (компьютер для педагога) – 1 шт.

нотная литература

инструмент (фортепиано, синтезатор) – 1 шт.

 

шкаф – 1  шт.

 

 

                        

 

 

 

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Данная образовательная программа построена на следующих принципах:

1.принцип целенаправленности – дети учатся ставить перед собой реальные цели и стремятся достигать их до появления результата;

2.принцип развивающего и воспитывающего характера обучения – развитие личности и индивидуальности обучающегося; 

4. принцип доступности обучения;

5.принцип ценностно-смыслового равенства – общая цель у педагога и ученика, творческая совместная деятельность;

6.принцип гуманизма – ребёнок является главной ценностью, со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями; подпитывается неиссякающей верой педагога в доброе начало каждого ребёнка, оказание помощи в осознании себя личностью, развитие уверенности в собственной значимости и положительной оценке в глазах окружающих;

 

Учебно-тематический план

1 год обучения

 

Название элементов учебной и воспитательной работы

Теор.зан.

Практ.зан.

Всего

1.

Постановка голоса

1

6

7

2.

Разбор и разучивание музыкального материала

3

30

33

3.

Работа над художественным образом музыкального произведения

3

14

17

4.

Анализ с учащимся его певческих ощущений

 

1

___

1

5.

Репетиции на сцене - подготовка к  концертам

 

____

10

10

                             

8

60

68

                                                       Всего

68

 

 

Содержание первого года обучения

К работе над голосовым аппаратом можно отнести диагностику голосовых данных обучающегося: знакомство с особенностями голоса, изучение имеющихся навыков и начало работы над укреплением мышц голосового аппарата и певческого дыхания. Начинать занятия – с рассказа о дыхании, с нахождения правильного положения гортани или с укладки языка? Так как в голосовом аппарате все взаимосвязано, правильнее будет начать с комплексной работы, начиная от теоретических знаний, переходя к практике.  Надо стремиться к тому, чтобы вначале своего обучения ученик пел как можно проще, свободнее и легче, учитывая ОВЗ(ограниченные возможности ребенка). На данном этапе обучения педагогу следует обратить пристальное внимание на терминологию, которой он пользуется в занятиях с учениками.

В первые месяцы  работы с учеником терминология должна быть проста и ограниченна.  Наилучшими условиями для образования рефлекторной связи являются многократность и ежедневность повторения нужных сочетаний при неутомленной нервной системе.

В задачи педагога входит  оценка вокальных данных: сила, красота, диапазон, ровность исполнения.

   Репертуар, используемый в первом классе должен быть простым и выразительным по музыкальному материалу и содержанию. Не должен содержать резкой смены динамики, крайних верхних и нижних нот, слишком быстрых или медленных темпов.

 По окончании первого этапа учащийся должен уметь петь чисто мелодию в примарной зоне в сопровождении фортепиано. Исполнение произведения учащимся в этот период должно быть с максимальной эмоциональной выразительностью, соответствующей данным детям.

Исполняемый репертуар

В течение учебного года выучить 2-4 произведений ( 1-2 народные песни, 3-5 детских песен по выбору преподавателя).

Исполняемый репертуар

В течение учебного года выучить 6-8 произведений (2 народных песни, 2-3- произведения русской или зарубежной классики, 1 вокализа, 2-3 произведения по выбору).

 

2 год обучения

Название элементов учебной и воспитательной работы

Теор.зан.

Практ.зан.

всего

1.

Постановка голоса

2

4

6

2.

Разбор и разучивание музыкального материала

10

20

30

3.

Работа над художественным образом музыкального произведения

4

10

14

4.

Анализ с учащимся его певческих ощущений

 

2

___

 

2

5.

Просмотр, прослушивание и сравнительный анализ видео, аудио материалов по академическому пению, в том числе в исполнении самих учащихся.

6

___

6

6.

Репетиции на сцене - подготовка к экзамену

 

___

4

4

7.

Подготовка концертных номеров

___

 

6

6

 

24

44

68

                       ВСЕГО

68

 

Содержание второго года обучения

        На втором этапе при работе над голосовым аппаратом основной акцент делается на певческое дыхание, для чего вводятся упражнения на дыхание как отдельно, так и на фонации. Необходимо обратить внимание на важный элемент правильного дыхания – это расходование дыхания при пении.

 Начинается работа над выявлением проблем звучания и сглаживанием регистров.

    Произведение  оценивается с вокально – технической     стороны     (диапазон,  тесситура)  и эмоционально – смыслового содержания.

По окончании второго этапа обучащюийся должен уметь вести мелодию в сопровождении фортепиано. Регистры голоса учащегося должны быть сглажены желательно так, чтобы обучающийся без затруднений мог исполнять произведения в диапазоне, охватывающий грудной и головной регистр.  

Исполняемый репертуар

В течение учебного года выучить 2-5 произведений (2 народных песни, 1-4 произведения по выбору).

 

Учебно-тематический план

3  год обучения

Название элементов учебной и воспитательной работы

Теор.зан.

Практ.зан.

всего

1.

Постановка голоса

4

8

12

2.

Разбор и разучивание музыкального материала

8

22

30

3.

Работа над художественным образом музыкального произведения

4

10

14

4.

Анализ с учащимся его певческих ощущений

2

___

 

2

5.

Просмотр, прослушивание и сравнительный анализ видео, аудио материалов по академическому пению

2

___

2

6.

Репетиции на сцене - подготовка к  экзамену

 

____

4

4

7.

Подготовка концертных номеров

____

 

4

4

 

20

48

68

                             ВСЕГО

          68

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание третьего года обучения

 По-прежнему следует уделять внимание кантилене. Для этого в распевочный материал необходимо ввести упражнения-попевки. также продолжается тщательная работа над сглаживанием регистров.

  По окончании данного этапа обучающийся должен уметь исполнять произведение ровным звуком, не теряя четкого и ясного произношения согласных звуков, т.е. хорошая артикуляция не должна влиять на ровность звуковедения. Произведение должно быть исполнено музыкально и выразительно.

Исполняемый репертуар

В течение учебного года выучить 4-6 произведений (2 народных песни, 123- произведения русской или зарубежной классики, 1 вокализа, 1-2 произведения по выбору).

 

                   Годовые требования

Годовые требования  содержат несколько вариантов:

 в конце 1 года обучения обучающиеся должны:

ü чисто интонировать,

ü петь на дыхании;

ü петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко,

ü петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;

в конце 2 года обучения обучающиеся должны:

ü петь в диапазоне: си малой октавы – ми 2-ой октавы;

ü соблюдать при пении певческую установку;

ü уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню;

ü обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;

ü уметь держаться на сцене;

ü обладать волей, дисциплинированностью.

в конце  3 года обучения обучающиеся должны:

ü петь в диапазоне:  ля малой октавы – фа # 2-ой октавы;

ü петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения;

ü иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух;

 

 

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:    

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,

- умеет исполнять произведение в характере, анализируя свое исполнение,

- умеет самостоятельно разбирать вокальное  произведения,

- владеет навыками публичных выступления.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

1.     Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май).

 Основной способ: наблюдение за выполнением упражнений.

 

Диагностика

Основные параметры

Период

Способ

Первичная

Степень интересов и уровень подготовленности детей к занятиям.

Сентябрь, октябрь.

Наблюдение.

Природные физические данные каждого ребенка.

Уровень развития общей культуры ребенка.

Промежуточная

Высокий уровень исполнения песенного произведения.

Декабрь.

Концертная деятельность; конкурсы, фестивали, смотры.

Степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств.

Уровень развития общей культуры ребенка.

Итоговая

Высокий уровень исполнения песенного произведения.

Май.

Концертная деятельность; конкурсы, фестивали, смотры.

Степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств.

Уровень развития общей культуры ребенка.

Используются следующие виды контроля: промежуточный и итоговый. Основной способ контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на открытых занятиях по окончании тематических блоков (декабрь, май), в конкурсах, фестивалях, смотрах.

 

 

 

 

 

Формы и виды контроля.

1 год обучения

Вид контроля

Сроки выполнения

1.

Входящий контроль. Прослушивание.

Декабрь.

2.

Участие в концертах  школьного  уровня.

В течение года.

 

2 год обучения                                                                                                                 

Вид контроля

Сроки выполнения

1.

Входящий контроль. Прослушивание.

Декабрь.

2.

Участие в концертах, конкурсах школьного   уровня.

В течение года.

 

3 год обучения

Вид контроля

Сроки выполнения

1.

Входящий контроль. Прослушивание.

Декабрь.

2.

Участие в концертах, конкурсах школьного и областного  уровня.

В течение года.

3.

Отчетный  концерт.

Май.

 

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения обучающегося к изу­чаемому предмету.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и уровень усвоения им программы на опре­деленном этапе обучения.

Обучащиеся, которые принимают участие в конкурсах, в школьных мероприятиях, выступают в  концертах, могут освобождаться от  зачетов. Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают пуб­личное исполнение программы (или части ее) в присутствии комиссии.

Переводной зачет проводится с применением диффе­ренцированных систем оценок , в связи с этим по состоянию здоровья  обучающийся переведится  в следующий класс по текущим оценкам. 

 

 

 

 

 

 

 

2. Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 «отлично»

 Выступление уверенное, художественно осмысленное, технически качественное.

-Выразительная чистая интонация, отчетливая дикция.

4 «хорошо»

Исполнение уверенное, музыкальное, выразительное, но задачи поставленные преподавателем выполнены не полностью.

3 «удовлетворительно»

Выступление с явными интонационными погрешностями (фальшиво), но с явным старанием выполнить указания преподавателя.

2 « неудовлетворительно»

Не знание программы (музыкальных произведений).

Не явка на экзамен (академический концерт) без уважительной причины

При оценивании обучюащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к занятиям музыкой; овладение практическими умениями и навыками в сольном  исполнительстве; успешность личностных достижений.

 

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Основным направлением художественного творчества является всемерное содействие возрождению русской культуры, духовно-нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию детей. Формирование духовного мира детей, развитие творческих способностей и профессиональной ориентации возможны при глубоком усвоении и знании вокальной культуры. В свете вышесказанного, воспитание самостоятельной активной личности ребёнка приобретает особую актуальность. Отсюда и необходимость продуманности учебно-воспитательной работы, основанной на принципах творческого обучения.

Для эффективности развития эмоциональности детей важно научить видеть, услышать красоту того, что есть в окружающем мире. Услышать красоту музыкальных звуков.

При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие воспитанники участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми. При нормальном развитии ребёнка в формировании его голосовой функции и речи специалисты не вмешиваются. Голос и речь ребёнка формируются исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в оптимальном направлении и с множеством случайных и вредных воздействий.

Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани и т.д. Поэтому решающим мотивационным фактором в приобщении воспитанников к вокальному искусству является постепенное формирование эталона певческого звука.

Воспитание вокальных навыков требует от детей постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Легкость обучения здесь только кажущаяся.

Пению, как любому виду искусств, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. При этом необходимо обязательно помнить, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Ведь для ребёнка обучение пению – это бесконечный путь развития и совершенствования своего голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них – развитие и совершенствование своей личности.

Пение помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии, понятия добра и зла. Такие качества как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать маленького артиста всю жизнь.

Начальный этап формирования вокально-хоровых знаний, умений и навыков как особо важный для индивидуально-певческого развития каждого участника ансамбля. Начало формирования всех основных вокально-хоровых навыков с самого начала занятия. Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному звукообразованию (мягкой атаке); сохранению устойчивого положения гортани; спокойному, без поднятия плеч, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному вдоху. Формирование у всех воспитанников основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения вибрато), сохранение выявленного педагогом у каждого воспитанника индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания. Обучение непринужденному, естественно льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение детей четкому, быстрому произнесению согласных. Выработка унисона, обучение двухголосию при использовании для этого различных приёмов, последовательность которых и связи устанавливаются в зависимости от особенностей состава группы.

Обучение петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, всю группу, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; одновременно со своей партией или группой усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, а если нужно, вместе со всеми ускорять или замедляя его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с партией, группой произносить согласные, начинать и завершать произведение.

Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений. Развивать творческие способности, используя импровизации и приобщаясь к осмыслению трактовки произведения. Формирование умения читать ноты, упорно, настойчиво трудиться. На этой основе обучение осмысленному, выразительному, художественному ансамблевому исполнительству. При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие учащиеся участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.

Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией таблиц и наглядных пособий (наглядные методы), а так же практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде вокально-хоровой работы.

Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для эстетического и духовного развития личности. Важным является тематическое построение занятия, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства.

Важными методами изучения и освоения представленной программы являются:

• метод «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному материалу;

• метод общения;

• метод импровизации;

• метод драматизации.

Все методы и приёмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи. Взаимодействие разнообразных методов и принципов работы помогает педагогу реализовать цель – формировать музыкальную культуру детей. Необходимо живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого к сложному, поскольку носит эмоциональный характер. Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и детей, где ведущая роль принадлежит педагогу. Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, педагог стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, проявлению их активности и самостоятельности. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен.

Дидактический принцип построения материала «от простого к сложному» может быть реализован, например, в вокально-хоровой работе. Пение учебного материала начинается с упражнений, маленьких попевок, песен, и с постепенным усвоением материала песенный репертуар усложняется. Поэтому же принципу происходит и использование метода «забегания» вперед и «возвращения» назад. Педагог. давая материал годового курса, «забегает» вперед, приоткрывая завесу знаний будущих лет, в последствие повторяя пройденный материал. Совместная подготовка педагога и детей к проведению праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества. Управление педагогическим процессом осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала ребёнка, самостоятельную деятельность, приобретение навыков и умений.

При подготовке к праздникам, привлекая детей к вокально-хоровой работе, следует учитывать желание и тягу каждого участника, его психологический настрой. «Зажатый» ребёнок плохо осваивает материал и ощущает страх, поэтому необходима дополнительная, индивидуальная работа. В процессе межличностного общения в цепи «педагог – ребёнок» реализуется коммуникативный потенциал ребёнка и формируется его мировоззрение. Получая информацию от преподавателя, каждый ребёнок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.

Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях. В начальной стадии работы над произведением педагог использует: словесный, наглядно-слуховой, метод обобщения и метод анализа. От педагога требуется умение сочетать различные методы и виды работы в зависимости от музыкального опыта детей.

 

VI.      СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебная литература

1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.

2. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.

3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.

4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004.

5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997.

6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.

7. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.

8. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.

9. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000.

10. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998.

 

Методическая литература

 

1. Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998.

2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.

3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996.

4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.

5. Старинные и современные романсы.- М., 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Старомайнская детская школа искусств» муниципального образования «Старомайнский район»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Старомайнская детская школа искусств» муниципального образования «Старомайнский район»

ОДОБРЕНА: Педагогическим советом

ОДОБРЕНА: Педагогическим советом

Структура программы учебного предмета

Структура программы учебного предмета

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена

Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена

Ранняя трудотерапия для детей с ограниченными возможностями позволяет стимулировать раннее обучение, развивать двигательные навыки, включая самообслуживание

Ранняя трудотерапия для детей с ограниченными возможностями позволяет стимулировать раннее обучение, развивать двигательные навыки, включая самообслуживание

Форма проведения учебных занятий

Форма проведения учебных занятий

Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов,…

Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов,…

II . СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

II . СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

На данном этапе обучения педагогу следует обратить пристальное внимание на терминологию, которой он пользуется в занятиях с учениками

На данном этапе обучения педагогу следует обратить пристальное внимание на терминологию, которой он пользуется в занятиях с учениками

Содержание второго года обучения

Содержание второго года обучения

Содержание третьего года обучения

Содержание третьего года обучения

IV . ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.

IV . ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.

Формы и виды контроля. 1 год обучения №

Формы и виды контроля. 1 год обучения №

Критерии оценки По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»

Критерии оценки По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»

Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани…

Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани…

Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений

Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений

Совместная подготовка педагога и детей к проведению праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества

Совместная подготовка педагога и детей к проведению праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества

Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь

Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2024