ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одно из любимых занятий ребенка – рисование. Рисунок – это язык детства. На смену ему приходит речь, письмо и другие средства выражения мыслей, эмоций, чувств, настроения. Ребенок рисует «везде и всем»: и карандашами, и красками, и мелками и другими изобразительными доступными ребенку-дошкольнику средствами. Дети используют для этой любимой деятельности любую свободную поверхность, рисуя и на земле, и на бумаге, и на асфальте, и на обоях, и пр.
Какой материал для рисования привлекает ребенка? Практика работы с детьми свидетельствует, что детям нравится такие средства для рисования, которые позволяют:
• не ограничивать движения,
• свободно манипулировать изобразительными средствами,
• оставлять четкий, яркий след,
• быстро получить изображение,
• легко исправить неточность в рисунке,
• играть, трансформировать рисунок в другое изображение,
• экспериментировать с художественным материалом,
• выразить посредством изобразительных материалов в рисунке свое состояние, настроение,
• вне зависимости от способностей получить эффектный рисунок,
• проявлять творчество.
Всем этим запросам отвечает такой материал, может быть нетрадиционный для рисования, как песок. В песок, как среду для игры и появления творчества ребенок погружается с первых лет жизни. Ребенка в песке, прежде всего привлекают те приятные сенсорные ощущения, которые он получает от манипулирования песком: пересыпания, сжимания в руках, разгребания, прессования. Данные ощущения сенсорная память сохраняет многие годы, и во взрослом состоянии оставляет человека неравнодушным к нему. Этот, знакомый с детства материал, характеризуется одновременно сыпучестью, податливостью, возможностью трансформации, что позволяет использовать его ребенку для воплощения своих дизайнерских задумок.
В детском возрасте увлажненный песок в основном используется как средство для конструирования: лепки куличей, создания разнообразных формочек, постройки различных сооружений (замков, мостов, пещер, дорог, домов), среды для сюжетных игр с маленькими игрушками. Возможно, сырой песок для некоторых становится полотном для рисования прутиком, особенно на месте убегающей волны водоема.
Сегодня специально созданное оборудование позволяет использовать песок для создания завораживающих изображений. Рисование песочных картин в настоящее время, получив большую популярность во всем мире, стало одним из направлений изобразительной деятельности, как детей, так и взрослых и появления новой изобразительной техники - «Sand-Art».
Направленность программы. Программа «Песочные фантазии» имеет художественно-эстетическую направленность, она направлена на всестороннее, гармоничное развитие личности ребенка, через развитие способности самовыражения и самопознания.
Новизна данной программы представляет собой совершенно новое направление, в котором работают единицы художников и педагогов, поэтому, мы оставляем за собой право иметь такую возможность через некоторое время модифицировать программу.
Актуальность программы. Художественное творчество занимает одно из ведущих направлений содержания образовательного процесса дошкольников. Ребёнок может передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью не только карандаша, красок, фломастеров, пастели, мелков и других изобразительных материалов. Одним из популярных видов рисования, доступным и интересным для школьника является рисование песком «Sand Art». Трудно переоценить развивающий потенциал использования песка: это и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения), поддержка позитивного настроения, преодоление негативных эмоциональных состояний. Для ребёнка рисование песком и – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание ребёнком картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу.
Особенность программы заключается в том, что в процессе художественной деятельности детей создаются условия для интеграции рисования песком и сочинения, рассказывания сказки, превращения их в единую систему песочной анимации. Содержание программы включает наряду с художественным и познавательный компонент, что предусматривает наряду с обучением школьников техники «Sand Art» знакомство их с изобразительным материалом – песком, его видами, свойствами, возможностями использования песка в жизни человека.
Целесообразность программы состоит в необычности и некой экзотичности материала для рисования и его широком спектре действия на развитие детей, в новизне этой техники. Руки ребёнка тянутся сами, неосознанно, начиная пересыпать и просеивать песок. Песок привлекает детей своей фактурой, текучестью и способностью бесконечно изменяться, создавая, таким образом, дополнительное влияние на тактильную чувствительность человека, являясь прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развитие моторики рук детей. При работе, трогая руками песчинки, дети развивают координацию движений пальцев рук, что напрямую зависит на развитие речи у ребёнка, развивается «мануальный интеллект» ребёнка. Использование именно этого материала позволяет существенно повысить мотивацию ребёнка к занятиям, а также способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребёнка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это даёт возможность ребёнку ощущать себя успешным. Особенность рисования песком для детей дошкольного возраста заключается в отсутствии ощущения, что он может ошибиться и испортить рисунок. Это очень важно для ребёнка.
Нельзя не отметить широкий спектр значения рисования песком. Само прикосновение к мельчайшим частичкам песочка не оставит никого равнодушным и комплексный образовательно-терапевтический эффект от рисования песком происходит сам по себе, как по волшебству. Ребенок, рисующий песком на столе, олицетворяет Волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Причем, сегодня уже можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и их сверстникам с особенностями в развитии. На занятиях с песком развивается мелкая моторика пальцев рук, координация движения рук, развивается пластика, тактильно-кинестетическая чувствительность, развиваются творческие способности и воображение, речь, внимание и память ребёнка. Происходит развитие обеих полушарий мозга: как правого - отвечающего за творческое мышление, с помощью которого мы можем сочинять и фантазировать, так и левого - отвечающего за логическое мышление и анализ, т.е. усиливает способность к мышлению и к стремлению познания мира. Научает открытости и импровизации, проектной деятельности, способствует индивидуальному развитию личности, развитию интеллектуальных способностей. Создание рисунков из песка на стекле– это одновременно творчество и средство познания мира и «своего Я». Кроме прочего, взаимодействие с песком позитивно влияет на общее самочувствие, как детей, так и взрослых. Песок, обладая приятной текстурой, имеет свойство успокаивать и расслаблять, избавлять от переживаний и стресса, стабилизировать эмоциональное состояние, успокаивать нервную систему, прекрасный метод для снятия нервного напряжения и даже своего рода медитация. А результат приносит удовлетворение и радость.
Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений. Очень полезно рисование песком гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Особенно показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка.
Задачи программы:
Обучающие
• Сформировать у детей интерес к искусству рисования песком на световых планшетах.
• Дать детям общее представление об искусстве песочной анимации.
• Знакомить детей с техникой рисования песочном планшете - «Sand Art».
• Знакомить школьников с изобразительным материалом – песком, его видами, свойствами, возможностями использования песка в жизни человека.
• Посредством арт-терапевтических игр и упражнений способствовать гармонизации эмоционально-психических состояний детей.
Развивающие
• Формировать у школьников базовые умения и навыки рисования на песочном планшете: плавность, точность движения, умение работать пальцами обеих рук, координировать движение руки и глаза
• Овладение техническими умениями: регуляцией силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность, умение изменять размах и направление руки при рисовании, гармоничное сочетание линий, света и тени.
• Развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени.
• Развивать художественный вкус.
• Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
• Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.
• Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в изобразительной деятельности.
• Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие.
• Развивать познавательные способности школьников (внимания, образного мышления, творческого воображения).
• Развивать речь способности детей к сочинению сказок, историй.
• Развивать эмоциональную сферу ребенка.
Воспитательные
· Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
• Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
• Формировать желание детей выражать свои мысли и чувства в изобразительной деятельности.
• Воспитывать усидчивость, стремление начатое дело доводить до конца.
Психотерапевтические
• Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка.
• Гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников.
• Учить детей отражать свои негативные эмоциональные состояния на песке.
• Осуществлять отдельные диагностические процедуры личности ребенка в процессе песочного рисования
Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью программы является использование большого количества разнообразных приемов работы с песком и использование некоторых динамических приемов, напоминающих анимацию. Данная программа оперирует такими ключевыми понятиями, как демонстрационный стол, песок, работа пальцами, работа ладонью, работа кулачком, работа мизинцем, контраст, симметрия, пятно, линия и т.д., которые лежат в основе обучения детей, т.к. для рисования песком эти понятия являются основополагающими. На первом этапе программы ученики знакомятся с простейшими приемами рисования – насыпанием песка тонким слоем и работа пальцами, затем они учатся снимать ладонью или кулаком песок определенной конфигурации, затем – работать двумя руками симметрично, ставить точки. Самым сложным является трансформация одного изображения в другое, это является завершающим этапом программы. Так как обучение построено по принципу «от простого к сложному», то в дальнейшем задачи усложняются и в конце курса ученики приобретают навыки «анимации» в рисовании песком.
Возраст детей, участвующих в реализации программы. Предлагаемая программа описывает курс обучения детей младшего школьного возраста (7 -10 лет) техники рисования песком («Sand Art») и создание простейшей анимации.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения- 28 часов.
Режим организации занятий: подгрупповые занятия 4 раза в месяц, продолжительность 45-50 минут
Возможные формы организации деятельности обучающихся на занятии:
Индивидуальная |
Групповая |
Фронтальная |
индивидуально-групповая |
ансамблевая, оркестровая |
работа по подгруппам (по звеньям) |
Занятие по типу может быть комбинированным, теоретическим, практическим, диагностическим, лабораторным, контрольным, репетиционным, тренировочным и др.
Возможные формы проведения занятий:
акция |
круглый стол |
сбор |
аукцион |
круиз |
семинар |
бенефис |
лабораторное занятие |
сказка |
беседа |
эвристическая лекция |
смотрины |
вернисаж |
мастер-класс |
соревнование |
Викторина |
«мозговой штурм» |
спектакль |
встреча с интересными людьми |
наблюдение |
студия |
выставка |
олимпиада |
творческая встреча |
галерея |
открытое занятие |
творческая мастерская |
гостиная |
посиделки |
творческий отчет |
диспут, дискуссия, обсуждение |
поход |
тренинг |
занятие-игра |
праздник |
турнир |
защита проектов |
практическое занятие |
фабрика |
игра деловая |
представление |
фестиваль |
игра-путешествие |
презентация |
чемпионат |
игра сюжетно-ролевая |
производственная бригада |
шоу |
игровая программа |
профильный лагерь |
экзамен |
класс-концерт |
поход |
экскурсия |
КВН |
размышление |
экспедиция |
конкурс |
рейд |
эксперимент |
консультация |
репетиция |
эстафета |
конференция |
ринг |
ярмарка |
концерт |
салон |
и другие |
Ожидаемый результат:
1.Ребёнок должен иметь представления и знать.
• Основные техники песочного рисования.
• Общую информацию об истории искусства песочной анимации современных художников и песочными картинами выполненными другими детьми.
2. Ребёнок должен владеть следующими графическими умениями и навыками.
• Умение видеть красоту в окружающем мире и передавать её, используя песочную технику.
• Умения использовать выразительные возможности графических средств: точки, штриха, линии, пятна.
• Умение линейного рисования на песке при создании графических композиций
• Умение ориентироваться на песочном планшете, заполняя его песком в разной пространственной ориентации ( по вертикали и по горизонтали) в зависимости от композиции направлениях с использованием графических средств рисования.
• Умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.
• Навык координации системы «рука-глаз» при рисовании песком и на песке.
• Умение создавать композиции по сюжетам сказок и историй.
• Умение использовать основные приёмы рисования на песочном световом планшете: «отпечатки», «рисование», «по песку», «рисование песком».
• Навык плавности, точности движения руки, регуляции силы движений, определение амплитуды, скорости, ритмичности.
• Умение изменять размах и направление руки при рисовании песком.
• Умение гармонично сочетать линии, свет и тень.
• Умение работать пальцами обеих рук.
3. У ребёнка должны быть сформированы:
• Устойчивый интерес к художественной деятельности.
• Желание заниматься песочным рисованием и выражать свои мысли и чувства в изобразительной деятельности.
• Усидчивость, стремление начатое дело доводить до конца.
• Элементы саморегуляции своего эмоционального состояния с использованием песка.
• Позитивное эмоциональное состояние во время и после занятий.
4. У ребёнка должна наблюдаться динамика развития:
• Тактильной чувствительности, мелкой моторики руки, зрительно-моторной координации;
• Эстетического и художественного восприятия, эстетического вкуса;
• Образного мышления, творческого воображения
• Внимания, усидчивости.
• Самостоятельности, активности, инициативы и творчества в изобразительной деятельности
• Речи (в ходе рассказывания сказок, историй).
• Межполушарного взаимодействия
• Зрительно-моторной координации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения по программе "Песочные фантазии"
Личностные результаты:
· в ценностно-эстетической сфере (эмоционально-ценностное отношение к миру, Родине, природе, людям), толерантное принятие разнообразия культурных явлений, художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; развитие эстетической потребности в общении с искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.
· в познавательной сфере (способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности);
· в трудовой сфере (навыки песочной анимации).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
• Определять последовательность действий.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии .
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
· в познавательной сфере (понимание значения искусства в жизни человека и общества, восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства);
· в ценностно-эстетической сфере (умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства. И отражение их в собственной художественной деятельности, умение эмоционально оценивать шедевры мирового и русского искусства, проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов);
· в коммуникативной сфере (способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности);
· в трудовой сфере (умение использовать песок как художественный материал, трансформирование новых образов с использованием средств изобразительного искусства и песочной анимации).
Раздел 1. «Азбука песочной графики». Это подготовительный этап освоения техники песочного рисования. Знакомство с элементами песочной графики и приемами их воплощения: приемами передачи света и тени, тональных отношений. Приемами рисования различными частями руки (кончиками пальцев, ребром ладони, и пр.), двумя руками одновременно и последовательно, прорисовывание линий (вертикальных, горизонтальных, одинаковой и разной длины), изображения основных геометрических форм (круга, прямоугольника, треугольника) посредством различных приемов. В процессе освоения вышеназванных приемов дети рисуют близкие им предметы, явления окружающей действительности.
Раздел 2. «Песочные картинки» - это основной этап обучения. Он включает циклы занятий, в ходе которых дети рисуют сюжетные «песочные» картинки, например, подводного мира, животных и птиц, людей, песочных пейзажей, героев мультфильмов и сказок, картинки песочного настроения. В рамках данных занятий так же как и прежде предусмотрены задания, направленные на закрепление и совершенствование техники рисования песком предметов окружающего мира, а также задания творческого характера.
В рамках 1 и 2 раздела предусмотрено создание фрагментов сказочной песочной анимации, своеобразных мини анимационных сказочных историй. Также в качестве дополнительных предусмотрены «арт-терапевтические техники», которые в соответствии с содержанием вплетаются в канву сюжета занятия.
Раздел 3 «Тайны жизни песка», включает познавательное содержание, в рамках которого дети знакомятся с изобразительным материалом – песком. Данный раздел представлен мультимедиа журналом (мультимедиа презентации), путешествуя по которому, дошкольники знакомятся с такими тематическими блоками, как «Песок в жизни ребенка», «Происхождение, свойства, состав песка», «Современная жизнь песка», «Песок в жизни человека», «Песок и искусство».
Необходимо отметить, что в программе, которая носит «рамочный», ориентировочный характер в каждом занятии указываются примерные графические задания, ориентировочные названия картин. Тематика картин и количество изображений, предлагаемых детям для воплощения на песке, может меняться, дополняться с учетом возраста детей, их изобразительных навыков, творческого замысла и временных границ занятия.
На занятиях предусматривается выполнение детьми упражнений пальчиковой гимнастики. Проводятся графомоторные упражнения, направленные на выработку навыка рисования песком и на песке основных видов линий.
Способы определения результативности
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
1. Педагогическое наблюдение.
2. Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачѐтов, взаимозачѐтов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия обучающихся в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.
3. Мониторинг. Для отслеживания результативности можно использовать
Педагогический мониторинг |
Мониторинг образовательной деятельности детей |
контрольные задания и тесты |
самооценка обучающегося |
диагностика личностного роста и продвижения |
ведение зачетных книжек |
анкетирование |
ведение творческого дневника обучающегося |
педагогические отзывы |
оформление листов индивидуального образовательного маршрута |
ведение журнала учета или педагогического дневника |
ведение летописи |
введение оценочной системы |
оформление фотоотчѐтов |
Время проведения |
Цель проведения |
Формы контроля |
|
Начальный или входной контроль |
|
В начале учебного года |
Определение уровня развития детей, их творческих способностей |
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
|
Текущий контроль |
|
В течение всего учебного года |
Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. |
Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа |
|
Промежуточный или рубежный контроль |
|
По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, полугодия. |
Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. |
Выставка, конкурс, концерт, фестиваль, праздник, соревнование, творческая работа, опрос, контрольное занятие, зачѐт, открытое занятие, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тестирование, анкетирование |
|
В конце учебного года или курса обучения |
|
В конце учебного года или курса обучения |
Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. |
Выставка, конкурс, фестиваль, праздник, концерт, соревнование, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, экзамен, защита рефератов, взаимозачет, игра-испытание, переводные и итоговые занятия, эссе, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, анкетирование и др. |
№ п/ п |
Тематика художественного блока |
(1-4 класс) |
Общее кол-во занятий |
|
Теория |
Практика |
|||
1 |
Азбука песочной графики |
|
|
|
|
|
1 |
6 |
7 |
2 |
Песочные картинки |
|
|
|
3 |
«Песочные картинки растений» «Песочные картинки подводного мира»
«Песочные картинки животных и птиц» «Песочные картинки людей» «Рукотворный мир в песочных картинках» «Картинки песочных пейзажей» «Песочные картинки героев мультфильмов и сказок» «Картинки песочного настроения» «Тайны жизни песка» |
1
1
1
1
1 1
1
1
- |
2
1
1
1
2 2
3
1
|
3
2
2
2
3 3
4
2 |
ИТОГО В ГОД |
9 |
19 |
28 |
|
Полный курс обучения |
|
|
28 |
I. Вводная часть – ритуал «входа» в занятие:
приветствие, эмоциональный настрой и мотивация на предстоящую изобразительную деятельность.
II. Основная часть занятия
Подготовительная работа. Проведение упражнений для развития мелкой моторики, подготовки руки к рисованию. Повторение освоенных приемов песочного рисования. Выполнение репродуктивных графических упражнений, игр, заданий (рисование песком статических песочных картин по образцу педагога).
• Просмотр страницы мультимедиа-журнала «Тайны жизни песка».
• Творческая работа. Творческое применение освоенных приемов рисования. Создание авторских песочных картин.
• Песочная анимация. Придумывание и анимация мини-сказки, истории по теме занятия.
• Минутка свободного рисования (Рисование по замыслу или по просмотренному фрагменту «песочной истории», сказки, мультфильма)
III. Заключительный этап
• рефлексия изобразительной деятельности (анализ песочных картин и фрагментов анимационных сказок), мотивация на самостоятельную и предстоящую изобразительную деятельность,
• «ритуал выхода» из занятия.
Формы работы с родителями направлена на привлечение их внимания к художественному творчеству детей, способствует повышению эффективности реализации рассматриваемой программы.
• Выставки детских работ;
• Открытые занятия с участием родителей;
• Творческое портфолио ребёнка (фото песочных картин)
• Индивидуальные консультации
• Мастер – классы для родителей
№ |
Тематика художественного блока |
Тематика познавательного блока |
Кол-во часов |
|
Раздел 1. Азбука песочной графики |
|
|
1
|
«Здравствуй, песочная страна! «Тайные следы и отпечатки» |
«Как можно рисовать на песке?» (просмотр видеороликов с песочной анимацией, выполняемой ребёнком и взрослым) Беседа: «Рождение песка» (Как появился песок, возраст песка, как образуется песок) |
1
|
2 |
«Волшебные точки» |
«Виды песка» (какие встречаются виды песка по происхождению, цвету, назначению и пр.) |
1 |
3 |
«Ожившие линии» |
«Песчинка под микроскопом» (исследование строения песчинки) |
1 |
4 |
«Послушные штрихи и линии» |
«Удивительные свойства песка» (знакомство со свойствами песка и использовании их человеком) |
1 |
5
|
«Превращение кружка» «Песочные мандалы» |
«Почему пески называют зыбучими?» «Древнее искусство рисования песочных мандал. |
1
|
6 |
«Занимательный квадрат и весёлый прямоугольник» |
«Песок путешественник» |
1 |
7 |
«Треугольные фантазии» «В стране песочной графики» |
«Песок на карте мира» (Самые известные пустыни мира. Пески на территории России. Есть ли песок там, где я живу?) «Могут ли пески петь?» |
1
|
Раздел 2. Песочные картинки |
|||
|
«Песочные картинки растений» |
«Почему пески поют» |
|
8 |
«Деревья такие разные» |
«Какие растения любят песчаную почву? |
1 |
9 |
«Цветы: в жизни и в сказке» |
«Зачем добавлять песок в почву комнатных растений? |
1 |
10 |
«Фруктово-овощные истории» |
«Песочный фульгурит» |
1 |
«Песочные картинки подводного мира» |
|
||
11 |
«Обитатели морей и океанов» |
«Песок на дне и на берегу морском» |
1 |
12 |
«Подводное царство» |
«Кто живёт в песке?» |
1 |
«Песочные картинки животных и птиц» |
|
||
13 |
«Птицы и насекомые» |
«Незаменимый песок» |
1 |
14
|
«Домашние животные» «Звери» |
«Лечебные свойства песка» «Стеклянная тайна песка» |
1
|
«Песочные картинки людей» |
|
||
15 |
«Песочные человечки» |
«Песочные часы» |
1 |
16 |
«Песочные портреты» |
«Известные песочные аниматоры и их работы» |
1 |
«Рукотворный мир в песочных картинках» |
|
||
17 |
«Игрушки и предметы быта» |
«Песочные картины в стеклянных сосудах» |
2 |
18 |
«Транспорт» |
«Картины на мокром песке» |
1 |
«Картины песочных пейзажей» |
|
||
19 |
«Деревенский пейзаж» |
«Почему так говорят» (песок в пословицах и поговорках)» |
1 |
20 |
«Городской пейзаж» |
«Стихи о песке» |
1 |
21 |
«Космический пейзаж» |
«Песок в сказках и притчах» |
1 |
«Песочные картинки героев мультфильмов и сказок» |
|
||
22 |
«Сказочные животные» |
«Мультфильмы в технике песочной анимации |
3 |
23 |
«Люди-персонажи мультфильмов и сказок» |
«Что ещё называют песком? (сахар, песочное тесто, золотой песок) |
1 |
«Картинки песочного настроения» |
|
||
24 |
Рисую настроение на песке |
«Может ли песок влиять на настроение?» |
1 |
25 |
«Рисую музыку песком» «Песочный вернисаж» (итоговое занятие) |
«Как характер музыки передают на песке художники песочной анимации.» Викторина «Что я знаю о песке» |
1
|
ИТОГО В ГОД |
|
28 |
Перспективный план работы кружка
№ п/ |
|
Программное содержание |
Оборудование |
Октябрь |
|||
1
|
«Здравствуй, песочная страна! «Тайные следы и отпечатки» |
Знакомство с песком, его структурой, С искусством рисования песком «Sand-art». Освоение «Правил Черепашки» Игровых упражнений: Упражнение «Здравствуй, песок!». «Отпечатки рук». «Песочный дождик» (прием формирования фона - засыпание песком, рассыпая навесу в движении). «Прятки». Освоение приема получения изображения путем отпечатков. Графомоторные упражнения на песке. Через игровые упражнения учить детей изображать отпечатки различных животных |
Песочные столы Мелкие игрушки Фотоаппарат Музыкальное сопровождение. Презентация Дикие животные Схемы следов животных Бросовый материал (пробки) Музыкальное сопровождение. Презентация |
2 |
«Волшебные точки» |
Разучить прием рисования кончиками пальцев двумя руками одновременно и последовательно. Познакомиться с графомоторным упражнением на песке. |
Сюжетные картинки (бусы, виноград, цветы) |
|
|
Создание песочных картин: «Бусы». «Гроздь винограда». «Полянка цветов». |
Музыкальное сопровождение. Презентация Фотоаппарат |
3 |
«Ожившие линии» |
Закрепить графомоторные упражнения на песке. В графическом упражнение «Повтори» учить прорисовывание прямых вертикальных и горизонтальных линий одинаковой и разной длины.
|
Музыкальное сопровождение. Презентация Фотоаппарат |
|
|
Ноябрь |
|
4 |
«Послушные штрихи и линии» |
Графомоторные упражнения на песке. Графическое упражнение «Повтори» (прорисовывание прямых вертикальных и горизонтальных линий одинаковой и разной длины).
|
Музыкальное сопровождение. Презентация Фотоаппарат |
|
|
Познакомить детей с прием рисования двумя руками одновременно и последовательно: прорисовывание по песку и насыпание песка струйкой. Учить детей рисовать прямые, ломанные, кривые. |
|
5
|
«Превращение кружка» «Песочные мандалы» |
Учить детей изображать графические упражнения на песке округлой и дугообразной, спиралевидной формы. Учить изображать круг посредством различных приемов: насыпания, прорисовывания и др. Графомоторные упражнения на песке. Графические упражнения «Линии на песке» (округлой формы) «Симметричные линии» (прямые, кривые и линии округлой формы). Рисование мандалы по образцу.
|
Музыкальное сопровождение. Презентация Фотоаппарат Образцы схемы рисования мандалы Музыкальное сопровождение. Презентация Фотоаппарат |
6 |
«Занимательный квадрат и весёлый |
Графомоторные упражнения на песке. |
Музыкальное сопровождение. |
|
прямоугольник» |
Графические упражнения «Линии на песке» (прямые и пересекающиеся линии) «Симметричные линии» (прямые, кривые).
|
Презентация Фотоаппарат |
|
|
Декабрь
|
|
7
|
«Треугольные фантазии» «В стране песочной графики» |
Графомоторные упражнения на песке. Графические упражнения «Линии на песке». «Симметричные линии» (ломанные линии). Рисование песком и на песке простейших предметов треугольной формы: флажок, колпак, морковка, рожок с мороженным, бантик, конфета, шалаш, елка, ракета, рыбка и др. Обобщение знаний о языке песочной графики и способах его использования в процессе рисования песочных картин. Демонстрация элементов песочной графики и презентация возможных способов изображения элементов песочной картины на песочном планшете: рисование ладонью, рисование кулачком, рисование пальцами; способы рисования песочных фигур. |
Музыкальное сопровождение. Презентация Фотоаппарат Музыкальное сопровождение. Презентация Фотоаппарат |
8 |
«Сказочные животные» |
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования приемом «по песку» и «песком» животных – героев мультипликационных фильмов: удав, медведь, кот Матроскин, собака Шарик, кот Леопольд, Винни-пух, Чебуращка, крокодил Гена, |
Картинки животных – героев мультипликационных фильмов Музыкальное сопровождение. Презентация Фотоаппарат |
9 |
«Люди-персонажи мультфильмов и сказок» |
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования приемом «по песку» и «песком» любимых героев мультфильмов: Незнайка, Мальвина, Буратино, Пьеро, Шапокляк, Карабас, Маша и др. |
Любимые герои мультфильмов: Незнайка, Мальвина, Буратино, Пьеро, Шапокляк, Карабас, Маша Музыкальное сопровождение. Презентация Фотоаппарат |
|
|
Январь
|
|
10 |
«Подводное царство» |
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования приемом «по песку» и «песком» рисования обитателей подводного мира (растений, ракушек, кораллов, рыб): скат, окунь, щука, морской конек, золотая рыбка, акула, кит, осьминог, медуза, кит, дельфин, ракушки и др. Совершенствование приемов рисования обитателей подводного мира (растений, ракушек, кораллов рыб).
|
Обитатели морей: скат, окунь, щука, морской конек, золотая рыбка, акула, кит, осьминог, медуза, кит, дельфин, ракушки Растения, ракушки, кораллы рыбы Музыкальное сопровождение. Презентация Фотоаппарат |
11 |
«Обитатели морей и океанов» |
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования приемом «по песку» и «песком» рисования обитателей подводного мира (подводных растений, ракушек, кораллов, медуз, осьминогов). |
Обитатели морей скат, окунь, щука, морской конек, золотая рыбка, акула, кит, осьминог, медуза, кит, дельфин, ракушки Растения, ракушки, кораллы рыбы Музыкальное сопровождение. Презентация Фотоаппарат
|
12 |
«Песочные человечки» |
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования приемом «по песку» и «песком» людей: взрослых и детей, мальчиков и девочек, сказочных человечков. |
Схемы рисования человека взрослых и детей, мальчиков и девочек, сказочных человечков. (Музыкальное сопровождение. Презентация Фотоаппарат Портреты людей (детей, взрослых) Музыкальное сопровождение. Презентация Фотоаппарат |
13 |
«Песочные портреты» |
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования приемом «по песку» и «песком» портреты людей (детей и взрослых): в фас и в профиль. |
|
|
|
Февраль
|
|
14 |
«Игрушки и предметы быта» |
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования приемом «по песку» и «песком»: - игрушек: пирамидка, неваляшка, матрешка, ракетка бадминтона; - посуды: чашка, кувшин, ваза, чайник, кастрюля; - мебели, бытовой техники: стул, стол, шкаф, диван и др. |
Игрушки- игрушек: пирамидка, неваляшка, матрешка, ракетка бадминтона; - посуды: чашка, кувшин, ваза, чайник, кастрюля; - мебели, бытовой техники: стул, стол, шкаф, диван и др. Музыкальное сопровождение. Презентация Фотоаппарат |
15 |
«Транспорт» |
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования приемом «по песку» и «песком» различных видов: - наземного транспорта (машина, автобус, велосипед); - воздушного транспорта (самолет, ракета, |
Схемы рисования - наземного транспорта (машина, автобус, велосипед); - воздушного транспорта (самолет, ракета, дирижабль, воздушный шар); - морского транспорта (лодка, |
|
|
Способы передачи эмоционального состояния на песочной картине. Арт-терапевтическая техника «Прогоняем злость», «Мусорное ведро», «Прогоняем злость». |
Музыкальное сопровождение. Презентация Фотоаппарат |
|
19 |
«Рисую музыку песком» |
Графомоторные упражнения на песке. Способы передачи настроения, характера музыки на песочной картине: свет и тень, характер линий, скорость движения руки, содержание изображения. Передача характера музыки: быстрая и медленная, веселая и грустная, лирическая и маршевая и др. |
Музыкальное сопровождение. Презентация Фотоаппарат |
|
20 |
«Деревья такие разные»
|
Графомоторные упражнения на песке. Освоение способов способы рисования приемом «по песку» и «песком»: трав различного вида, кустарников, деревьев (дуб, береза, ива, тополь, яблоня, ель и др.). |
Траы различного вида, кустарников, деревьев (дуб, береза, ива, тополь, яблоня, ель и др.). Музыкальное сопровождение. Презентация Фотоаппарат |
|
21 |
«Домашние животные» |
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования приемом «по песку» и «песком» домашних животных: кот, |
Домашние животные: кот, собака, баран, |
|
|
|
собака, баран, корова, лошадь, овца, и др. |
корова, лошадь, овца, и др. Музыкальное сопровождение. Презентация Фотоаппарат |
|
|
|
Апрель
|
||
22 |
«Деревенский пейзаж» |
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования приемом «по песку» и «песком» элементов деревенского пейзажа (поля, холмы, домики, стога, растительность). |
Картины деревенского пейзажа (поля, холмы, домики, стога, растительность). Музыкальное сопровождение. Презентация Фотоаппарат |
|
23 |
«Городской пейзаж» |
Способы рисования приемом «по песку» и «песком» элементов городского пейзажа (одноэтажные дома, многоэтажки, аллеи, транспорт и пр.) |
Картины городского пейзажа (одноэтажные дома, многоэтажки, аллеи, транспорт и пр.) Музыкальное сопровождение. Презентация |
|
|
|
|
Фотоаппарат |
|
24 |
«Космический пейзаж» |
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования приемом «по песку» и «песком» элементов космического пространства (планет, звезд, кометы, космического корабля, ракеты и пр.) |
Картины космического пространства (планет, звезд, кометы, космического корабля, ракеты и пр.) Музыкальное сопровождение. Презентация Фотоаппарат |
|
|
Май |
|||
25 |
«Птицы и насекомые» |
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования приемом «по песку» и «песком» птиц и насекомых: лебедь, гусь, петушок, голубь, попугай, ворона, сова и др.; паучок, пчела, жучок, бабочка и др |
Птицы и насекомые: лебедь, гусь, петушок, голубь, попугай, ворона, сова и др.; паучок, пчела, жучок, бабочка и др Музыкальное сопровождение. Презентация Фотоаппарат |
|
26 |
«Звери» |
Графомоторные упражнения на песке. Способы рисования приемом «по песку» и «песком» диких животных: заяц, медведь, лиса, волк, лев, слон, жираф и др. |
Дикие животные: заяц, медведь, лиса, волк, лев, слон, жираф и др .Музыкальное сопровождение. Презентация Фотоаппарат |
|
27 |
«Песочный вернисаж» (итоговое занятие) |
Графомоторные упражнения на песке. Игра «Я умею рисовать!» (демонстрация освоенных способов рисования: кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами, одновременное использование нескольких пальцев, симметрично двумя руками, отсечение лишнего, насыпание из кулачка |
Музыкальное сопровождение. Презентация Фотоаппарат |
|
Критерии диагностики освоения программы.
Диагностика охватывает ряд показателей эффективности освоения программы, в качестве которых могут выступать:
• Представления (об искусстве «Sand Аrt», технических приёмах рисования песком, об изобразительном материале – песке)
• Графические умения и навыки рисования на песочном планшете.
• Композиционные умения.
• Развитие пространственного мышления.
• Художественно-эстетические отношения.
• Графические творческие способности.
• Словесные творческие способности
• Инициативность, самостоятельность
• Эмоциональное состояние
• Зрительно-моторная координация.
Перечень показателей эффективности прохождения программы может, сокращён в соответствии с поставленными задачами работы с детьми или отдельным ребёнком.
В соответствии с каждым показателем подбираются или разрабатываются диагностические методики, в рамках которых определяются критерии, характеризующие степень проявления каждого из вышеназванных показателей.
Диагностические методики проводятся с детьми до начала занятий песочным рисованием и в завершении прохождения программы, полученные результаты сопоставляются и делаются выводы об эффективности реализации содержания программы. Также в целях корректировки педагогических действий может при необходимости проводиться и промежуточная диагностика.
Приложение№1
Анкета «Мои интересы»
Дорогой друг!
Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Меня зовут_____________________________________________________________
2. Мне__________________________________________________________________
3. Я выбрал объединение____________________________________________________
4. Я узнал об объединении (нужное отметить):
· От учителя;
· От родителей;
· От друзей;
· Свой вариант_____________________________________________________
5. Я пришел в это объединение, потому что (нужное отметить):
· Хочу заниматься любимым делом;
· Надеюсь найти новых друзей;
· Хочу узнать новое, интересное о том, чего не изучают в школе;
· Нечем заняться;
· Свой вариант_____________________________________________________
6. Думаю, что занятия помогут мне (нужное отметить):
· Определиться с выбором профессии;
· С пользой проводить свободное время;
· Приобрести знания, которые пригодятся на уроках в школе;
· Свой вариант____________________________________________________
Приложение№2
Определение уровня творческих способностей:
«Диагностика цветового восприятия»
Цель: определение способности к различным видам цветоразличения у детей.
Детям раскладываются карточки от темного до самого светлого цвета.
Ребенку предлагают 8 карточек зеленого цвета с разной степенью выраженности на нем желтого оттенка.
Задача: разложить карточки по порядку от менее до более желтых.
Оценка результатов зависит от точности раскладывания цветов, чем она выше – тем выше способности у ребенка к различным видам цветовоспиятия.
Данная методика позволяет вести не только педагогические наблюдения, но и эффективно активизировать на занятии творческую деятельность учащихся.
Рис.1 Цветовосприятие
Приложение№3
«Уровень воспитанности детей»
№п/п |
Ф.И.О. |
Соблюдение норм поведения |
Взаимоотношения |
Я - концепция |
||||||
|
|
На занятиях |
В семье |
На мероприятиях |
Со сверстниками |
Со взрослыми |
Умение аргументировать |
самокритичность |
Уверенность в себе |
Лидерские качества |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение№4
«Критерии воспитанности»
Отношение к старшим:
· Вежливость в общении;
· Послушание в выполнении заданий;
· Оказание посильной помощи нуждающимся в ней;
· Доброжелательное отношение к старшим.
Отношение к сверстникам:
· Активное участие в совместной деятельности и играх;
· Чувство эмпатии.
Отношение к сверстникам:
· Умение аргументировать свою позицию;
· Самокритичность;
· Уверенность в себе;
· Лидерские качества.
Поведение в семье:
· Проявляет ли интерес к делам семьи, ее проблемам;
· Переживает ли совместно с другими невзгоды и радости;
· Выполняет ли поручения;
· Проявляет заботу о членах семьи;
· Правильно реагирует на замечания;
· Вежлив ли в общении со всеми членами семьи.
Приложение№5
«Карта анализа поведения ребенка на занятиях»
Критерии анализа |
возраст |
Особенности поведения |
Как оценивает полученный результат |
|||||||||||
Ф.И.О Ученика |
Слушает внимательно(В) или отвлекается(О) |
Выполняет задание сосредоточенно или рассеянно |
Самостоятелен от начала до конца |
Подражает другому |
Работает быстро (Б) Медленно (М) |
Увлечен занятием (да. нет) |
Выполняет старательно |
Успевает закончить (З) Оставляет незавершенным (Н) |
Как реагирует на затруднения |
Любуется своей работой, удовлетворен |
Смущ9ается из – за ошибок |
проявляет равнодушие |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение№6
«Критерии оценки работ учащихся»
1.Самотоятельность в работе: самостоятельное выполнение работ; выполнение работ с помощью педагога.
2. Трудоемкость: прорисовка мелких деталей; выполнение сложных работ; размер работы.
3.Цветовое решение: гармоничность цветовой гаммы; интересное, необычное цветовое решение, богатство сближенных оттенков;
4. Креативность: оригинальное исполнение работы; сложность в передачи форм; владение изобразительными навыками; самостоятельность замысла.
5.Качество исполнения: изделие аккуратное; содержит небольшие дефекты; содержит грубые дефекты.
6.Оригинальность работы: оригинальность темы; использование разных техник; вариативность, образность.
Приложение№7
Анкета для родителей
Просим Вас принять участие в социологическом опросе, который проводится с целью изучения Вашего мнения о поведении Вашего ребенка в семье. Ваши ответы помогут педагогу улучшить взаимодействие семьи.
1.Ф.И.О.родителей__________________________________________________________
2.Ф.И.ребенка____________________________________________________
3.Состав семьи__________________________________________________
4. Как Ваш ребенок проявляет себя при общении в семье:
· Всегда вежлив и учтив;
· Вежлив, но иногда проявляет неуважение;
· Чаще всего проявляет неуважение;
· Ваш вариант______________________________________________
5.Имеет ли ваш ребенок постоянные обязанности по дому?
6. Оказывает ли ваш ребенок посильную помощь, сочувствие, защиту другим членам семьи?
7. Принимает ли участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу проявляет при этом?
Приложение№8
Результаты диагностического контроля
№п/п |
Ф.И.О.учащегося |
Первичный контроль |
Промежуточный контроль |
Итоговый контроль |
|||||||||
Уровень мотивации и интереса |
Уровень творческих способностей |
Уровень воспитанности |
Отношение к труду |
Уровень мотивации и интереса |
Уровень творческих способностей |
Уровень воспитанности |
Отношение к труду |
Уровень мотивации и интереса |
Уровень творческих способностей |
Уровень воспитанности |
Отношение к труду |
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1-3 баллов; 4-7 баллов, 8-10 баллов
Список литературы
1. Белоусова, О.А. «Обучение дошкольников рисованию песком»Текст/ – О.А. Белоусова. Журнал «Старший воспитатель» №5/ 2012г.-76с.;
2. Горькова, Л.Г., Обухова, Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников Текст/Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005г.- 156с.;
3. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия–Текст /Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с.;
4. Зейц М. «Пишем и рисуем на песке» Настольная песочница М ИНТ, 2010;
5. Зинкевич –Евстегнеева Т.Д Грабенко Т.М. Чудеса на песке МПб: Издательство «Речь» 2003;
6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации – М.: Карапуз – Дидактика, 2007 – 144 с.;
7. Сажина, С.Д. Составление рабочих программ для ДОУ. Методические рекомендации.- Текст С. Д.Сажина М.: ТЦ Сфера, 2007-67с.;
8. Е.А. Тупичкина «Мир песочных фантазий» Программа обучения детей рисованию песочных картин с элементами арт- терапии Армавир РИО АГПА 2014г;
9. Тупичкина Е.А. Рисование песком, как средство развития эмоционального интеллекта и профилактики эмоционального неблагополучия дошкольников / детский сад: теория и практика;
10. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: программа, конспекты: пособие для педагогов дошкольных учреждений.- Текст /.Г.С. ШвайкоМ. гуманитар.изд.центр.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ № 1.
Цель занятия: Познакомить детей с искусством песочного рисования и начать знакомить с базовыми техниками получения изображения на песочных световых планшетах.
Задачи занятия:
1. Познакомить детей с оборудованием песочного рисования, правилами поведения в студии в процессе рисования песком
2. Освоить базовые приемы создания песочного фона и получения изображения на песочных световых планшетах приемом «вырезания».
3. Познакомить детей с искусством Sand Аrt.
4. Познакомить со способом создания песочной анимации.
5. Развивать творческие способности ребенка, фантазию, способность планировать графические действия.
6. Способствовать гармонизации эмоционального состояния ребенка.
Оборудование: световые планшеты для рисования песком, песок, влажные салфетки, мультимедиа проектор, видеокамера.
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ – РИТУАЛ «ВХОДА» В ЗАНЯТИЕ И МОТИВАЦИИ:
Я предлагаю всем перенестись в песочный мир – удивительный и волшебный мир песка. Вы, может быть, скажете, что тут замечательного и волшебного: «Ну, песок, ну, лежит на белой поверхности планшета. И что тут волшебного?» Действительно, никакого волшебства.
И, чтобы этот мир ожил, нам необходимо зажечь «солнышко» для песка внутри планшета, и песок сможет нам поведать много интересного (включаются световые планшеты).
Посмотрите, перед вами необычный песочный мир в нем живет свет и тень, которую, как раз, и порождает песок. И этот песочный мир называется «Sand-art» - «Мир песочного искусства»
Для того, чтобы нам войти в этот волшебный мир, нам необходимо поздороваться с песком.
Ребята, а как можно поздороваться с песком? (прикоснуться ладошками к поверхности планшета, слегка постучать по нему пальцами, погладить … и пр.).
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Педагог просит придумать различные варианты, как можно «поздороваться с песком».
Можно различными способами, например, дотронуться до песка.
• дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко, с напряжением сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его на планшет;
• дотронуться до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетереть песок между пальцами, ладонями.
Послушайте… Песок тоже с вами здоровается. Вы все слышите?.. Он говорит тихим голосом, потому что ему грустно и одиноко.
А давайте его развеселим!
Игровое упражнение «Пощекоталочки» Как можно пощекотать песок? Покажите.
Пощекочем песок сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Давайте его пощекочем между ладонями. Вы слышите, как он смеется?
Вот мы и развеселили песок!
(Дети выполняют упражнение: различными способами дотрагиваются до песка и отвечают на вопросы взрослого).
Теперь мы подружились с песком и нам комфортно в песочном мире.
Предлагаю чувствовать себя здесь как дома. Вот, нас встречает хранительница песочного мира Черепашка. Она – добрая волшебница, охраняет песок от всяких на него посягательств и недобрых гостей. Поскольку таковых здесь, надеюсь, нет, ей очень хочется познакомиться с вами и пригласить всех к себе в гости в свой песочный мир.
(Детям предлагается по очереди назвать черепашке свои имена).
Гостеприимная черепашка иногда бывает грустной, когда подружки- песчинки выпадают из планшета и не возвращаются домой. Черепашка просит тебя соблюдать следующие правила.
Правила Черепашки
1. Береги песчинки — старайся их не выбрасывать из планшета. Старайся так сыпать песок, чтобы он не просыпался мимо планшета. Если песчинки высыпались на стол рядом, верни их на планшет.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Старайся не дотрагиваться руками во время работы с песком до лица. Следи, чтобы песок не попал в глаза и в рот.
3. Черепашка любит, когда у детей чистые руки. Поиграл с песком — помой руки или вытри влажной салфеткой и покажи чистые ладошки черепашке.
Черепашка очень веселая и хранит секретные превращения песка в различные волшебные картины, но вам она их со временем все раскроет, поскольку вы будете соблюдать ее просьбы и правила рисования с песком.
Чтобы окончательно погрузиться в мир песка Черепашка предлагает произнести заклинанье:
«Черепашка, мы с тобой,
В мир песочный войдем!
Обещаем рисовать
И песок не высыпать»
(Детьми произносится заклинание)
Вы заметили, что при соприкосновении с песком наши руки оставляют отпечатки. Я предлагаю попробовать сделать отпечатки и прислушаться к своим ощущениям.
Игровое упражнение «Отпечатки рук» Детям предлагается:
• соприкоснуться с поверхностью песка внутренней и внешней стороной ладони, задержать руку на песке, слегка и вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям (чувство прохлады (или тепла) песка);
• подвигать руками, ощутив маленькие песчинки.
• перевернуть свои руки ладонями вверх и прислушаться к своим ощущениям (ощущения изменились? песок ощущается более теплым или холодным?)
П. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. РЕПРОДУКТИВНЫЕ
ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Игровое упражнение «Песочный дождик»
В песочной стране часто идет дождик, но поскольку страна необычная, дождик тоже необычный – сухой. Возьмите в кулачек немного песка, поднимите его над планшетом (на высоту локтя) и попробуйте его, делая плавные движения кистью руки, постепенно высыпать. Поэкспериментируйте, определите, как может высыпаться песок? (Он может высыпаться из боковых сторон кулачка, просыпаться между пальцев при его горизонтальном положении; сыпаться тонкой струйкой снизу, при вертикальном расположении и др.).
Игровое упражнение «Прятки».
А теперь я предлагаю «спрятать» в песок (засыпать) мышку, крота, червячка, муравья и пр.
Ребенок получает изображение животного (4х4 см), которого необходимо спрятать. Рабочая рука располагается не очень высоко над планшетом и при высыпании струйкой получается горка песка, которая засыпает картинку.
Если руку поднять выше, то при высыпании песка образуется светлое круглое пятно, а песок сосредотачивается вокруг и получается, своеобразный кратер. В этом случае подземный житель будет «выглядывать из норки».
Игровое арт-терапевтическое упражнение «Радостное расставание»
Педагог предлагает на маленькие «квадратики-подносики» мылено «положить» то, что в себе не нравится, например: капризульки, злючки, кричалки, ворчалки, лентяюши, хвастушки и пр. и засыпать песком, чтобы они никогда не возвращались и для надежности слегка прижать получившуюся горку песка ладонью. Убрать с планшета засыпанные негативные проявления можно резкими движениями со словами «Мои …..
уходите и не возвращайтесь».
2. ПРОСМОТР МУЛЬТИМЕДИА-ЖУРНАЛА «ТАЙНЫ ЖИЗНИ ПЕСКА»
Просмотр слайдов сопровождается следующим текстом.
У данной техники искусства рисования песком можно встретить множество названий, среди которых: рисование песком, рисование на песке картин, картины из песка, песочная графика, пескография, шоу песчаных картин, песочная анимация. В последние годы за данное техникой закрепилось англоязычное название «Sand Art» (дословно «песочное искусство»)
Известно, что песок, как материал для творчества, использовался людьми издавна. Так, искусство песчаных картин с ритуальным смыслом встречается у индейцев Навахо.
Рисование песком — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия в Америке. Основателем данной техники по праву считается канадский режиссёр, художник-мультипликатор Кэролин Лиф, автор мультфильма «Песок или Питер и волк» (1959 г.). Молодая художница рассыпала по стеклу чёрный порошок и пальцами создавала из него некие образы. Её технику использовали многие художники-аниматоры.
Сегодня большую популярность приобрели песочное шоу. Художники под музыку рисуют песком истории в песочных картинках, где одна картинка переходит в другую. Данная техника рисования песочных историй стала называться песочной анимацией. Анимация – в переводе означает оживление, одушевление и представляет собой метод создания серии рисунков, во время показа которых на экране возникает впечатление движения, развития сюжета. Широкую известность в России этот способ рисования обрел после знаменитого выступления украинской художницы Ксении Симоновой в передаче «Минута Славы».
3. ТВОРЧЕСКИЕ ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ Рисование серии песочных картин:
• «Темная ночь».
• «Море ночью».
• «Море днем».
• «Облака на небе».
• «Следы на берегу моря»
4. «ПЕСОЧНАЯ АНИМАЦИЯ»
Демонстрация анимационной истории «Дождь над морем» (с использованием освоенных приемов рисования). Педагог кратко информирует детей о том, что такое песочная анимация, где она встречается (мультипликация) и как она создается.
Педагог демонстрирует свою песочную анимацию, и дети ее повторяют, внося свои коррективы, уточнения и дополнения. При желании могут создать свою песочную анимационную историю.
5. «МИНУТКА СВОБОДНОГО РИСОВАНИЯ»
Детям предлагается в течение 3-5 минут выполнить на планшете любой рисунок песком по собственному замыслу или по содержанию просмотренной песочной истории или сказки.
Ш. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Рефлексия изобразительной деятельности (анализ песочных картин и анимационных сказок), мотивация на самостоятельную и предстоящую изобразительную деятельность.
Ритуал «выхода» из песочного мира.
Арт-терапевтическое упражнение «Песочный ветер»
(дыхательное)
Детям предлагается сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране и черепашке, «задувая» его в песок (можно для этого использовать трубочку для коктейля). (При выполнении упражнения необходимо обратить внимание на то, что дуть в трубочку нужно с такой силой, чтобы песок не вылетел из планшета).
В завершение произносится прощальное заклинание:
Прощай волшебный мир песка.
И не охватит нас тоска.
Ведь, скоро в мир песка вернемся И Черепашке улыбнемся.
В завершении дети убирают песок и выключают световые планшеты.
Цель занятия: Познакомить детей с искусством песочного рисования и начать знакомить с базовыми техниками получения изображения на песочных световых планшетах.
Задачи занятия:
1. Познакомить детей со способами получения силуэтных изображений в процессе песочного рисования.
2. Закрепить базовые приемы создания песочного фона и получения изображения на песочных световых планшетах приемом «вырезания».
3. Познакомить детей с возникновением песка на Земле.
4. Продолжить формировать у детей умение создавать песочные анимации.
Развивать творческие способности ребенка, способность к межполушарному взаимодействию.
Способствовать гармонизации эмоционального состояния ребенка.
Оборудование: световые планшеты для рисования песком, песок, влажные салфетки, мультимедиа проектор, видеокамера.
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ – РИТУАЛ «ВХОДА» В ЗАНЯТИЕ И МОТИВАЦИИ:
Давайте поздороваемся с песком. Дети предлагают варианты приветствия песка (определенные действия ладонью, пальцами и пр.).
Для начала повторим известные вам способы заполнения фона.
Упражнения:
«Песочный дождик».
«Разравнивание рейкой»
«Выталкивание песка с краев»
П. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. РЕПРОДУКТИВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Сегодня мы с вами познакомимся с одним из главных приемов песочного рисования – силуэтное рисование.
Вы обратили внимание, что изображение на световых планшетах получается посредством сочетания света (отсутствие песка на планшете) и тени (тень создает песок). Силуэтное изображение может быть получено благодаря тени, и тогда силуэт будет темным или света, и тогда силуэт будет светлым.
Упражнение «Белое и черное»
• Засыпание песком картонных трафаретов (черное).
• Засыпание песком картонных силуэтных изображений (белое). Упражнение «Силуэты»
• Детям предлагается засыпать (песочный дождик) трафареты, символизирующие предметы и животных, убрать трафарет и получить изображение темного силуэта на световом столе.
• Детям предлагается засыпать силуэтные изображения, их аккуратно убрать и получить светлый силуэт на темном фоне.
Детям дается 3 одинаковых трафарета (силуэта) и предлагается получить 3 силуэтных изображения различной тональности (с постепенным насыщением тона и наоборот). Эффект достигается за счет послойного засыпания песком поверхности планшета.
2. ПРОСМОТР МУЛЬТИМЕДИА-ЖУРНАЛА «ТАЙНЫ ЖИЗНИ ПЕСКА»
Перед просмотром педагог интересуется, знают ли дети, как произошел песок, выслушивает гипотезы детей. Обобщение информации по проведенной беседы осуществляется в процессе просмотра мультимедиа презентации.
Просмотр слайдов сопровождается следующим текстом.
Что такое песок? Нет, не сахарный, а тот, на котором так приятно поваляться в жаркую летнюю погоду, слепить формочку, построить замок?
Как образовался песок? Трудно представить, но много-много миллионов лет назад ни одной песчинки на свете не было. Но не было также ни воздуха, ни воды, ни растений, ни животных…
Планета Земля пребывала совсем в юном возрасте, и главными ее достопримечательностями были лишь горные хребты и вулканы
Далее появились океаны, реки и воздух. Тогда за работу принялись ветер и вода. Не спеша, в течение миллионов лет, они воздействовали на горные породы. Не зря появилась поговорка о капле, которая камень точит
Ну, а от камешек недалеко и до песчинок, которые представляют собой уже отдельные неделимые зернышки горных пород и различных минералов.
Так происходило по всей планете и миллионы лет подряд, поэтому и песка в конце концов образовалось очень много.
Таким образом, песок - это то, что осталось от гор, скал, валунов, обычных камней. Он представляет собой мелкие частички, из которых состоят горы, камни.
3. ТВОРЧЕСКИЕ ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ Упражнение «Теневой театр»
Рисование темных и светлых силуэтов симметричных предметов двумя руками одновременно: (квадратный платочек), листок, грибок, кувшин, и др.).
Прием «выбирания» темного (пальцами, ладонью, ребром ладони одной).
Игра «Что бы это значило»?
Дети по образцу педагога выполняют 2 одинаковых силуэта и отгадывают предметы этих силуэтов (груша, матрешка, электрическая лампочка).
4. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПЕСОЧНАЯ АНИМАЦИЯ»
Анимация мини-сказки. «Ожившее пятно».
На световой планшет выбрасывается немного песка и образуется пятно. Задача играющих внимательно в пятно всмотреться и дорисовать его так, чтобы все увидели оживший предмет. Педагог может всем сделать похожие пятна и будет интересным узнать, что каждый увидел в пятне.
5. «МИНУТКА СВОБОНОГО РИСОВАНИЯ»
Детям предлагается в течение 3-5 минут выполнить на планшете любой рисунок песком по собственному замыслу или по содержанию просмотренной песочной истории или сказки.
Ш. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Рефлексия изобразительной деятельности (анализ песочных картин и анимационных сказок), мотивация на самостоятельную и предстоящую изобразительную деятельность.
2. Ритуал «выхода» из песочного мира - «Прощания с песком». Придумываются новые способы прощания с песком.
В завершении дети убирают песок и выключают световые планшеты.
ЗАНЯТИЕ № 3.
«ЗАГАДОЧНЫЕ СЛЕДЫ И ОТПЕЧАТКИ» (технологическая карта занятия)
Задачи: |
1. Познакомить детей со способами получения отпечатков в процессе песочного рисования. 2. Закрепить базовые приемы создания песочного фона и получения изображения на песочных световых планшетах приемом «вырезания». 3. Познакомить детей с видами песка. 4. Продолжить формировать у детей умение создавать песочные анимации. 5. Развивать творческие способности ребенка, способность к межполушарному взаимодействию. 6. Способствовать гармонизации эмоционального состояния ребенка.
|
|||
Оборудование: |
световые планшеты для рисования песком, песок, влажные салфетки, мультимедиа проектор, видеокамера. |
|||
Этап занятия |
Виды деятельности |
Содержание деятельности |
Видеоряд (располагаются зарисовки или фотографии) |
|
I. ВВОДН АЯ ЧАСТЬ |
Ритуал «входа» в занятие и мотивации
|
Выполнение ритмического упражнения пальцами на песке «Привет песок!»
|
|
|
П. ОСНОВ НАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТ ИЯ . |
Подготовительная работа. Репродуктивные графические упражнения
|
Освоение приема получения изображения путем отпечатков. Игровое упражнение «Загадочные следы» «Идут медвежата». «Прыгают зайцы». «Пробегают птички». «Скачут кони». «Ползут змейки». «Катится лыжник». |
|
|
|
|
«Катится фигурист». «Идет человек». «Следы инопланетянина».
|
|
|
Просмотр мультимедиа -журнала «Тайны жизни песка»
|
«Виды песка» (какие встречаются виды песка по происхождению, цвету, назначению и пр. |
|
||
Творческие графические упражнения, игры |
Игровое упражнение «Следы невиданных существ». Получение следов с использованием предметов, оставляющих следы (мячики с шипами, шишки, пластиковые вилки, пробки, колпачки от фломастеров и пр.). Игровое упражнение «Волшебное превращение отпечатка ладошки» (дорисовывание) |
|
||
«Песочная анимация»
|
Анимация мини-сказки «О чем поведали следы» |
|
||
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.