ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

doc
08.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

programma_adaptacija_5_klass.doc

Программа реализуется каждый учебный год. Начинается во втором полугодии 4-го класса и заканчивается в 5 классе.

ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Пояснительная записка

Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, разные требования, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности, невнимательностью детей, могут возникнуть трудности в общении со сверстниками и учениками, может произойти снижение успеваемости по сравнению с начальной школой. 

Цель программы: способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы.

Задачи:

·Формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности

·Формирование положительной учебной мотивации детей

·Формирование групповой сплоченности

·Освоение детьми школьных правил

·Выработка норм и правил жизни класса

·Формирование навыков уверенного поведения

·Формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях

·Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

На первом этапе работы основное  внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях. У младших подростков, с одной стороны, очень сильно желание самоутвердиться, им важно быть самостоятельными и независимыми, с другой стороны им необходимо получить первый опыт взаимодействия и сотрудничества в новом классном коллективе. Следовательно, на первом этапе очень важно создать в классе доброжелательную атмосферу.

На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы. Осознание новых правил у детей происходит двумя путями: с одной стороны, формируется восприятие относительности рамок «хорошо — плохо», чтобы ребенок не относился к правилу как к категорическому требованию, а с другой стороны, до сознания детей доводится значимость правил, формируется отношение к ним как к определенной ценности. Важнейшей задачей этого этапа является помощь детям в осознании требований преподавателей. Соответственно  решается еще одна задача – способствование установлению межличностных отношений с педагогами.

На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов. Таким образом,  создаются условия не только для адаптации пятиклассников к средней школе, но также и для формирования адекватной самооценки и правильного отношения к результатам деятельности другого ребенка.

На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуациях. На этом этапе мы используются приемы, позволяющие работать со школьной тревожностью и излишним волнением, возникающим у детей в различных ситуациях на уроке.

На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подводятся итоги групповой работы.

Методы и техники, используемые в программе

1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).

2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

3. Арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).

4. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.

5. Метафорические истории и притчи.

 Структура занятия

Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия. Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности. Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга.  

Предпочтение отдается многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов. Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.

 Ожидаемый результатблагоприятное течение адаптации пятиклассни­ков к обучению в школе.

 Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

·формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам, установление контакта с учащимися, с учителем;

·повышение групповой сплоченности

·формирование адекватного поведения,

·снижение эмоционального напряжения, снижение  тревожности, скованности, боязливости в движениях и речи.

 

 

 

Программа «Первый раз в первый класс!» (26 ч)

Тема

Задачи

Содержание

Часы

1 часть

 

 1. Знакомство. Принятие правил.

- способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе;

- развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы.

 

Материалы:

– небольшие листочки бумаги для изготовления визиток; фломастеры; стакан, наполовину наполненный водой.

1.Упражнение «Представление имени»

2.Упражнение «Если весело живется, делай так»

3.Принятие правил

4.Упражнение «Твоя школа такая, какой ты ее видишь»

5.Дискуссия на тему занятия

- Как вы думаете, все ли люди испытывают одинаковые чувства по отношению к школе?

- Почему впечатления одних людей сильно отличаются от впечатлений других?

- Как вы думаете, какие проблемы могут возникнуть вас в пятом классе?

- О чем вы хотели бы узнать, что хотели бы обсудить за время наших занятий?

6.Упражнение «Пустой или полный»

Обсуждение итогов занятия

Ритуал прощания

 

 

 

 

 

1

2. Здравствуй, пятый класс!

- дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности;

- помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе.

 

Материалы:

- таблички с ответами «да», «нет», «иногда» (для упражнения «Найди того, кто...»);

— мяч (для упражнения «Игра с мячом»);

— бланки «Мои цели»— по количеству участников;

— бланки «Солнышко»— по количеству участников.

1.Приветствие

2.Разминка

3.Упражнение «Прошепчи имя»

4.Упражнение «Найди того, кто...»

5.Упражнение «Прощание с начальной школой»

6.Упражнение «Игра с мячом»

7.Обсуждение итогов занятия

8. Прощание

 

 

1

3. Находим друзей

- способствовать формированию навыков взаимодействия в группе;

- помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе;

— повысить самооценку детей.

Материалы:

- мяч (для упражнений «Что я люблю делать» и «Настоящий друг»);

— «портреты в лучах солнца» с фотографиями или автопортретами детей;

- пословицы и поговорки о дружбе

1.Приветствие

2.Разминка

3.Упражнение «Что я люблю делать»

4.Упражнение «Найди меня»

5.Упражнение «Настоящий друг»

6.Дискуссия на тему занятия

- Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?

- Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, ему (ей) больше всего в тебе нравится, как ты думаешь, что именно он сказал бы?

- А если бы этот человек захотел сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чем он сказал бы?

-  Что мешает дружбе?

- Каким образом дружба может изменяться в зависимости от времени, при различных обстоятельствах?

- Как можно познакомиться с новыми детьми и улучшить отношения с давними друзьями?

7. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

8. Обсуждение итогов занятия

9. Прощание

 

 

 

1

4. Узнай свою школу

- помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях.

 

Материалы:

- несколько больших листов ватмана, фломастеры, маркеры.

1.Приветствие

2.Разминка

3.Упражнение «Передай ритм по кругу»

4.Упражнение «Портрет группы»

5.Упражнение «Узнай свою школу»

6.Дискуссия на тему занятия

-  Вспомните, когда вы себя чувствовали уверенно или неуверенно в школе. Почему вам запомнились эти ситуации? Что чувствовали в этих ситуациях люди, находящиеся вместе с вами?

-  Были ли ситуации, когда вы вели себя грубо, может быть даже агрессивно?

 - Какие правила поведения обязательны для соблюдения в школе?

7.Обсуждение итогов занятия

8. Прощание

 

 

 

1

5. Что поможет мне учиться?

- помочь участникам группы осознать правила работы на уроке;

- способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии

Материалы:

- листы бумаги (формат А4) — по количеству участников, цветные карандаши (для упражнения «Нарисуй свое настроение»);

- таблички с ответами «да», «нет», «иногда», плакат с правилами (для упражнения «Правила поведения на уроке»).

1.Приветствие

2.Разминка

3.Упражнение «Нарисуй свое настроение»

4.Упражнение «Правила поведения на уроке»

5.Дискуссия на тему занятия

- Какие правила трудно выполнять лично вам?

- Все ли эти правила обязательны для выполнения?-  Зависит ли необходимость выполнения того или иного правила от конкретного предмета?

- Как бы изменилась обстановка в школе, если бы все соблюдали правила?

- Влияет ли выполнение всех школьных требований на вашу уверенность или неуверенность? Как?

- Можно ли все эти правила соблюдать постоянно? Почему?

-  Чему вы научились уже в начальной школе?

6.Обсуждение итогов занятия

7.Прощание

 

 

 

 

 

1

6. Ставим цели

- помочь детям в осмыслении личных целей на период обучения в пятом классе

Материалы:

- мяч (для упражнения «Ставим цели»);

- небольшие листы бумаги по количеству участников тренинга на каждого ребенка (для упражнения «Доброжелательное послание»);

- бланки «Мои цели», заполненные детьми на занятии 2;

-  большие листы ватмана.

1.Приветствие

2.Упражнение «Определи, насколько ты веришь в себя, в свои силы?»

3.Упражнение «Положительное и отрицательное»

4.Упражнение «Ставим цели»

5.Упражнение «Доброжелательное послание»

6.Обсуждение итогов занятия

7.Прощание

 

 

 

 

 

1

7. Легко ли быть учеником?

- помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику;

 - способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности.

 

Материалы:

бумага, кисти и краски (гуашь или акварель) для каждого ребенка (для упражнения «Кляксы»).

1.Приветствие

2.Притча о башмачнике. О том, как важно уметь рационально планировать время, готовиться к работе заранее, говорится в притче о башмачника.

3.Игра «Идеальный ученик»

4.Дискуссия на тему занятия

- Как я отношусь к роли идеального ученика?

- Какие есть преимущества в позиции идеального ученика?

 - Можно ли соответствовать всем перечисленным требованиям к ученику?

- Что может случиться, если человек сверхтребователен к себе?

 - Каков будет результат, если ученик, наоборот, несерьезно относится к требованиям школы и учителей?

- Для чего учусь я?

5.Обсуждение итогов занятия

6. Прощание

 

 

 

 

 

 

1

8. Чего я боюсь?

- научить детей распознавать свои школьные страхи помочь найти способы их преодоления;

- снизить школьную тревожность.

 

Материалы:

- таблички с ответами «да», «нет», «иногда» (для упражнения «Чего я боюсь?»);

- бумага, цветные карандаши и краски для каждого ребенка (для упражнений «На ошибках учатся», «Рисуем слово»).

1.Приветствие

2.Разминка

3.Упражнение «Если весело живется, делай так»

4.Упражнение «Чего я боюсь?»

5.Упражнение «На ошибках учатся»

6.Упражнение «Рисуем слово»

7.Обсуждение итогов занятия

8.Прощание

 

 

 

 

 

1

9-10. Трудно ли быть настоящим учителем?

- расширение и обогащение навыков общения с учителями;

- формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценки;

- коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях.

 

Материалы:

- бумага, карандаши, карточка с изображением геометрических фигур для упражнения «Слушаем внимательно»

1.Приветствие

2.Игра «Идеальный учитель»

3.Дискуссия на тему занятия

-  Трудно ли быть НАСТОЯЩИМ учителем? Почему?

-  Как ученики могут помочь учителю?

4.Упражнение «Слушаем внимательно»

5.Упражнение «Интервью с учителем»

6.Дискуссия на тему занятия

- Что нового вы узнали об учителе?

- Чему удивились?

- Что заинтересовало вас?

- Есть ли что-то общее у вас с учителем (одинаковые качества или, может быть, привычки, мечты или ситуации неудачи)?

7.Обсуждение итогов занятий

8.Прощание

 

 

 

 

 

 

2

11-12. Конфликт или взаимодействие?

 

- совершенствовать навыки общения и разрешения конфликтов;

- формирование умений не боясь неодобрения, высказывать свои мысли.

 

Материалы:

- небольшая чаша, кувшин или горшочек, плакат с изображением эмоций (например, плакат «Что ты сейчас чувствуешь?» издательства «Генезис»);

- мяч (для упражнения «Назови чувство»)

- стол, стулья, какие-нибудь призы, например, две ручки или шоколадки (для упражнения «Конфликт или взаимодействие? »);

- плакат с «Правилами обсуждения» (для упражнения «Как разрешать конфликтные ситуации»).

1.Приветствие

2.Разминка

3.Упражнение «Назови чувство»

4.Упражнение «Конфликт или взаимодействие?»

5.Дискуссия на тему занятия

- Как вы думаете, почему некоторые пары соревновались, а некоторые действовали вместе?

-  Часто и в реальной жизни мы рассматриваем некоторые ситуации как состязание — с победителем и проигравшим, в то время как сообща можно достичь больших результатов. Вспомните такие ситуации.

- Как люди договариваются, кто будет решать, а кто — подчиняться решениям?

6.Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации»

7.Дискуссия на тему занятия

Обсудите следующие вопросы:

- В чем причины конфликтов?

-  Как можно предотвратить конфликт?

- Что чувствуют в ситуации конфликта обиженный и обидчик?

-  Какое поведение помогает с достоинством выйти из конфликта или не допустить его разгорания?

8.Обсуждение итогов занятий

9.Прощание

 

 

 

 

 

 

 

 

2

13. Работа с негативными переживаниями

 

- повышение эмоциональной устойчивости детей;

- формирование навыков принятия собственных негативных эмоций;

- формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания

Материалы:

- плакат с изображениями эмоций;

- альбомные листы, цветные восковые мелки или карандаши, повязки на глаза (для упражнения «Знакомство с закрытыми глазами» и «Рисуем обиду»).

1.Приветствие

2.Упражнение «Как реагировать на обидное замечание?»

3.Дискуссия на тему занятия

— Какой из предложенных вариантов ответов характеризует человека как уверенного, неуверенного, агрессивного?

— Что можно сказать о людях, которые обижают других, что они сами чувствуют в этот момент?

— Как относиться к обидчику?

— Как долго сохраняются обиды?

— Бывают ли «справедливые» и «несправедливые» обиды?

— Как выразить обиду?

4.Упражнение «Рисуем обиду»

5.Упражнение на релаксацию

6.Упражнение «Знакомство с закрытыми глазами»

7.Обсуждение итогов занятия

8. Прощание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 2 часть (тренинг общения)

 

14. Здесь  и сейчас мы собрались.

- сплочение ребят, формирование  взаимного доверия

Материалы:

- карандаши для всех участников

1.Приветствие

2.Упражнение- разминка «Карандаши»

3.Упражнение «Что моя вещь знает обо мне»

4.Упражнение «Поворот в прыжках»

5.Упражнение «Дракон»

6.Обсуждение итогов занятия

7. Прощание

 

 

 

 

1

15. Мы – команда.

- сплочение ребят, формирование чувства команды

Материалы:

- толстая веревка

1.Приветствие

2.Упражнение «Перетягивание каната»

3. Упражнение «Циферблат»

4.Упражнение «Узелок»

5.Упражнение «Паучки»

6.Упражнение «Совместный счет»

7.Упражнение «Встреча взглядами»

8.Обсуждение итогов занятия

9. Прощание

 

 

 

 

 

1

16. Наши сходства и различия

- сплочение группы, формирование позитивного отношения к окружающим

- способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей

Материалы:

- геометрические фигуры(для психогеометрического теста), карандаши

1.Приветствие

2.Упражнение «Построение круга»

3.Упражнение «Поиск сходства»

4.Упражнение «Запоминание позы»

5.Обсуждение итогов занятия

6. Прощание

 

 

 

 

 

 

1

17. Сплочение и доверие

- сплочение ребят, формирование  взаимного доверия, формирование умения координировать совместные действия

1.Приветствие

2. Упражнение «Скалолаз»

3.Упражнение «Передача движений»

4.Упражнение «Маятник»

5.Упражнение «Круг доверия»

6.Упражнение «На пальцах»

7.Обсуждение итогов занятия

8. Прощание

 

 

 

1

18. Общение и умение слушать

- формирование навыков эффективного слушания, формирование представления о важности обратной связи в общении

Материалы:

листы А4, карточки для рисования по инструкции

1. Приветствие

2.Упражнение «Привет себе»

3.Упражнение «Испорченный телефон»

4.Упражнение «Рисование по инструкции»

5.Тест «Умеете ли вы слушать»

6.Упражнение «Слушание  в разных позах»

7.Обсуждение итогов занятия

8.Прощание

 

 

 

 

 

1

19. Учимся взаимопониманию

 

 

- развитие социальной наблюдательности, вербального взаимодействия

Материалы:

- листы А4

1.Приветствие

2.Упражнение «Копирование движений»

3.Упражнение «Бип»

4.Упражнение «Вавилонская башня»

5.Упражнение «Необычное использование»

6.Упражнение «Снежки»

7.Игра – загадка «МПС»

8.Обсуждение итогов занятия

9.Прощание

 

 

 

 

1

20. Средства общения

- формирование навыков эффективного общения (жесты, интонации, пантомимика, мимика, контекст общения)

Материалы:

- небольшие предметы

1.Приветствие

2.Упражнение «Пишущая машинка»

3.Упражнение «Испорченный телевизор»

4.Упражнение «Дистанция общения»

5.Упражнение «Перебежчики и охранники»

6.Упражнение «Поиск предметов»

7.Обсуждение итогов занятия

8. Прощание

 

 

 

 

1

21. Общение без слов

- развитие навыков невербальной коммуникации, сотрудничества

Материалы:

- карточки с изображением животных

1.Приветствие

2.Упражнение «Сбор по голосам»

3.Упражнение «Стеклянная дверь»

4.Упражнение «Выстраивание по росту»

5.Упражнение «Разговор в рисунках»

6.Упражнение «Испорченный телефон»(тактильный контакт)

7.Обсуждение итогов занятия

8. Прощание

 

 

 

 

1

22. Поговорим рисунками

- интегрирование полученных навыков вербального и невербального взаимодействие с использованием арт – терапевтического метода

Материалы:

- белая и цветная бумага, цветные карандаши, цветные журналы

1.Приветствие

2.Упражнение «Достраивание композиции»

3.Упражнение «Тематические рисунки»

4.Групповой коллаж

5.Обсуждение итогов занятия

6. Прощание

 

 

 

 

1

23. Наши эмоции и чувства.

- сформировать представления  об эмоциях и чувствах, формирование умений конструктивно выражать их.

Материалы:

- схема «круг эмоций»

1.Приветствие

2.Упражнение «Путаница»

3.Информационный блок: основные эмоции и чувства

4.Упражнение «Угадай эмоцию»

5.Упражнение «Польза и вред эмоций»

6.Упражнение «Скульптор и глина»

7.Обсуждение итогов занятия

8. Прощание

 

 

 

 

1

24.  Проявления эмоций и чувств

Формирование умений и навыков  понимания внешних проявлений основных эмоций и чувств других людей, развитие собственной эмоциональной экспрессивности

Материалы:

Иллюстративный материал, изображающий людей, выражающих определенные эмоции.

1.Приветствие

2.Упражнение «Хлопки по коленям»

3.Практическая работа с иллюстративным материалом «Внешние проявления эмоций»

4.Игра – соревнование  «Замороженные»

5.Обсуждение итогов занятия

6. Прощание

 

 

 

 

1

25. Портрет нашей группы

Закрепление навыков общения

Материалы:

- лист А4

1.Приветствие

2.Рисуночная разминка «Протяни навстречу руку»

3.Упражнение «Мои ресурсы»

4.Групповая композиция «Наш сад»

5.Обсуждение итогов занятия

6.Прощание

 

 

 

1

26. Подведение итогов

Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге

Материалы:

- лист А4

1.Приветствие

2.Разминка «Карандаши»

3.Упражнение «Чемодан»

4.Групповая композиция «Чепуха»

5.Групповая дискуссия «Шляпы»

6. Анкета обратной связи

7.Прощание

 

 

 

1

 


скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)