МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Балашовский политехнический лицей»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
«АСТРОНОМИЯ»
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
для профессии социально-экономического профиля
38.01.02 Продавец,контролёр-кассир.
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
2021
|
|
|
|
/ |
|
09.01.03 Мастер по обработки цифровой информации
15.01.05 Сварщик(ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Балашовский политехнический лицей»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
«АСТРОНОМИЯ»
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
для профессии технического профиля
23.01.09 Машинист локомотива
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
2021
УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно-методической работе ГБПОУ СО «БПЛ» _______________/Шатилов И.Н./ « 31 » августа 2021 г. _______________/ «_____» ________________2021г.
|
Рабочая программа учебного предмета разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" ; Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» С учетом: - примерной основной общеобразовательной программы среднего общего образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г. №2/16-а)
|
||
ОДОБРЕНО на заседании цикловой методической комиссии Протокол №1, «31» августа 2021 г. Председатель комиссии /_______/Абрамова Г.И./ Протокол № ___, «_____» ____________2022 г.
|
ОДОБРЕНО методическим советом лицея ГБПОУ СО «БПЛ» Протокол № 1, «31» августа 2021 г. Председатель _____________/ Шатилов И.Н./ Протокол № ___, «_____» ____________2022 г.
|
||
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебного предмета «Астрономия» предназначена для изучения астрономии в ГБПОУ СО «БПЛ», реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих,служащих СПО (ООППКРС СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия», на основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Астрономия»для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 384 от 23 июля 2015 г.
Примерная основная образовательная программа среднего общего образованияодобренарешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Астрономия» направлено на достижение следующих целей:
- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных технологий;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
- формирование научного мировоззрения;
- формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).
В программе учебной дисциплины «Астрономия» уточнено содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематика рефератов (докладов, индивидуальных проектов).
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования (ППКРС).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА АСТРОНОМИЯ
К результатам освоения обучающимися основной образовательной программы установлены следующие требования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета Физика умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
1) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
2) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения
3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
5) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
6) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества;
7) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
8) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
Планируемые метапредметные результаты освоения основной образовательной программы :
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
3) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
4) сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
36 |
в том числе: |
|
практические занятия |
5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
18 |
в том числе: |
|
Выполнение рефератов, сообщений |
|
Выполнение презентаций |
|
Работа с опорным конспектом |
|
Выполнение индивидуальных заданий |
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
«АСТРОНОМИЯ»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
|
Содержание учебного материала |
|
|
||
Введение 2(1) |
1 |
Предмет астрономии. Звездное небо. |
2 |
2
|
|
2 |
Практическая работа: Способы определения географической широты. Основы измерения времени. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Написание сообщения: « Связь Астрономии с другими науками» |
|||||
Тема 1. История развития Астрономии 4(2) |
3 |
Астрономия древности. Первые математические теории движения планет |
4 |
||
4 |
. Звёздное небо. Летоисчисление и его точность. |
||||
5 |
Оптическая астрономия. Изучение околоземного пространства. |
||||
6 |
Практическая работа: Описать новые достижения в разделе «Космос» |
||||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение индивидуальных заданий по лекционному курсу. Сообщения на тему: «История развития отечественной космонавтики.» Написание реферата на темы: «Возраст (Земли, Солнца, Солнечной системы)», « Гелиоцентрическая система мира», «Геоцентрическая система мира», «Космонавтика. Корабль космический» |
|||||
2 |
|||||
Тема 2. Устройство Солнечной системы16(8)
|
Содержание учебного материала |
16 |
2
|
||
7-8 |
Происхождение Солнечной системы. Видимое движение планет. |
||||
9-10 |
Система "Земля - Луна". Природа Луны |
||||
11-12 |
Планеты земной группы . Планеты земной группы . |
||||
13-14 |
Планеты-гиганты. Характеристика планет. |
||||
15-16 |
Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры. |
|
17-18 |
Общие сведения о Солнце. Солнце и жизнь земли. |
|
|
19-20 |
Законы Кепплера. Исследования Солнечной системы. |
|||
21-22 |
Практическая работа: Особенности планет солнечной системы. Назначение космической станции. |
|||
|
Самостоятельная работа обучающихся Написание реферата на тему : «Метеор, Метеорит . Метеорное тело, Метеорный дождь, Метеорный поток». «Затмение (лунное, солнечное)», «Проблема «Солнце — Земля»», «Магнитная буря» |
8 |
||
Тема 3. Строение и эволюция Вселенной 14(7) |
Содержание учебного материала |
14 |
||
23-24 |
Расстояние до звёзд.Физическая природа звёзд. |
2 |
||
25-26 |
Виды звёзд. Звёздные системы. |
|||
27-28 |
Наша галактика. Млечный путь. |
|||
29-30 |
Другие галактики. Происхождение галактик. |
|||
31-32 |
Происхождение галактик и звёзд. Эволюция галактик и звёзд. |
|||
33-34 |
Жизнь и разум во Вселенной. Вселенная сегодня. |
|||
35 |
Практическая работа: Решение проблемных заданий. |
|||
36 |
Дифференцированный зачёт |
7 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Написание реферата по теме: «Эволюция (Земли и планет, Солнца и звезд, метагалактик и Метагалактики)», «Возраст (Галактики, Метагалактики)» Выполнение индивидуальных заданий |
||||
Всего: |
|
54 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины в лицее имеется в наличии учебный кабинет «Астрономия».
Оборудование учебного кабинета:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных географических карт, портретов выдающихся ученых-географов и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования.
Результаты обучения
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
• личностных:
|
|
- сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки; - устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии; - умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;
|
Собеседование, тестирование
Работа с различными источниками информации Фронтальный, индивидуальное опрос |
• метапредметных:
|
|
- умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; - владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии; - умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность; - владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;
|
Практические, самостоятельные работы, анализ
Работа с различными источниками
информации Работа с различными источниками информации, анализ информации Подготовка презентаций, докладов, рефератов, их защита |
• предметных:
|
|
- сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; - понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; - владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; - сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии; - осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области
|
Собеседование, фронтальный опрос
Собеседование
Дифференцированный опрос
Собеседование
Фронтальный опрос |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.