Рабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса
по адаптированной образовательной программе для детей ОВЗ
Количество часов всего 68 в год, в неделю 2 часа.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений »: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2015г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Закона РФ «Об образовании»;
Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.
Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основной задачей курса является:
-сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);
-проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных, растений), бережного отношения к природе;
-формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, лето, весна в жизни животных;
-первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
-привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ. Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении биологии. Это:
· Овладение основными знаниями по биологии.
· Развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
· Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой природы.
Рабочая программа рассчитана: в 8 классе – на 68 часов в год (2часа в неделю)
Программа реализуется на основе учебника:
· - Никишов А.И. Животные. 8 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений – М.: Просвещение, 2017. – 231 с.
Тематическое планирование учебного материала
Название раздела |
Количество часов |
Введение |
2 |
Беспозвоночные животные |
|
Раздел 1. Черви |
2 |
Раздел 2. Насекомые |
7 |
Позвоночные животные |
|
Раздел 3. Рыбы |
7 |
Раздел 4. Земноводные |
3 |
Раздел 5. Пресмыкающиеся |
3 |
Раздел 6. Птицы |
12 |
Раздел 7. Млекопитающие |
16 |
Раздел 8. Сельскохозяйственные млекопитающие |
12 |
Раздел 8. Экскурсии и практические работы |
4 |
ИТОГО |
68 |
Содержание курса
Введение.
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных
Беспозвоночные животные.
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви.
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные.
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Демонстрация влажных препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.
Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид,и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и знчение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.
Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.
Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
Практическая работа на учебном подсобном хозяйстве: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.
Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения курса биологии в 8 классе обучающиеся должны знать:
• основные отличия животных от растений;
• признаки сходства и различия между изученными группами животных;
• общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
• места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
• названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
• основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Должны уметь:
• узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
• кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
• устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
• проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
• рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
№ п/п |
Наименование раздела и тем |
Часы учебного времени |
Плановые сроки проведения |
Введение (2 часа) |
|||
1 |
Многообразие животного мира. |
1 |
|
2 |
Значение животных и их охрана. |
1 |
|
Беспозвоночные животные (9 часов) Черви (2 часа) |
|||
3 |
Общие признаки беспозвоночных животных Дождевой червь |
1 |
|
4 |
Круглые черви – паразиты человека |
1 |
|
Насекомые (7 часов) |
|||
5 |
Внешнее строение и образ жизни насекомых. |
1 |
|
6 |
Бабочка – капустница. |
1 |
|
7 |
Яблонная плодожорка |
1 |
|
8 |
Майский жук. |
1 |
|
9 |
Комнатная муха |
1 |
|
10 |
Медоносная пчела |
1 |
|
11 |
Тутовый шелкопряд |
1 |
|
Позвоночные животные Рыбы (7 часов) |
|||
12 |
Внешнее строение и скелет рыбы. |
1 |
|
13 |
Внутреннее строение рыбы |
1 |
|
14 |
Размножение рыб |
1 |
|
15 |
Речные рыбы |
1 |
|
16 |
Морские рыбы |
1 |
|
17 |
Рыболовство и рыбоводство |
1 |
|
18 |
Рациональное использование и охрана рыб |
1 |
|
Земноводные (3 часа) |
|||
19 |
Общие Признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки. |
1 |
|
20 |
Внутреннее строение земноводных |
1 |
|
21 |
Размножение и развитие лягушки |
1 |
|
Пресмыкающиеся (3 часа) |
|||
22 |
Среда обитания и внешнее строение |
1 |
|
23 |
Внутреннее строение |
1 |
|
24 |
Размножение и развитие пресмыкающихся |
1 |
|
Птицы (12 часов) |
|||
25 |
Особенности внешнего строения птиц, скелет птиц. |
1 |
|
26 |
Особенности скелета |
1 |
|
27 |
Особенности внутреннего строения |
1 |
|
28 |
Размножение и развитие |
1 |
|
29 |
Птицы, кормящиеся в воздухе |
1 |
|
30 |
Птицы леса |
1 |
|
31 |
Хищные птицы |
1 |
|
32 |
Птицы пресных водоёмов и болот |
1 |
|
33 |
Птицы, обитающие вблизи жилья человека |
1 |
|
34 |
Домашние куры |
1 |
|
35 |
Домашние утки и гуси |
1 |
|
36 |
Птицеводство |
1 |
|
Млекопитающие (16часов) |
|||
37 |
Внешнее строение млекопитающих |
1 |
|
38 |
Особенности скелета и нервной системы |
1 |
|
39 |
Внутренние органы |
1 |
|
40 |
Грызуны |
1 |
|
41 |
Значение грызунов в природе и в жизни человека |
1 |
|
42 |
Зайцеобразные |
1 |
|
43 |
Разведение домашних кроликов |
1 |
|
44 |
Хищные звери |
1 |
|
45 |
Дикие пушные хищные звери |
1 |
|
46 |
Разведение норки на зверофермах |
1 |
|
47 |
Домашние хищные звери – кошка, собака |
1 |
|
48 |
Ластоногие |
1 |
|
49 |
Китообразные |
1 |
|
50 |
Парнокопытные |
1 |
|
51 |
Непарнокопытные |
1 |
|
52 |
Приматы |
1 |
|
Сельскохозяйственные млекопитающие (12 часов) |
|||
53 |
Корова |
1 |
|
54 |
Содержание коров на фермах |
1 |
|
55 |
Выращивание телят |
1 |
|
56 |
Овцы |
1 |
|
57 |
Содержание овец и выращивание ягнят |
1 |
|
58 |
Верблюды |
1 |
|
59 |
Северные олени |
1 |
|
60 |
Домашние свиньи |
1 |
|
61 |
Содержание свиней на свиноводческих фермах. |
1 |
|
62 |
Выращивание поросят |
1 |
|
63 |
Домашние лошади |
1 |
|
64 |
Содержание лошадей и выращивание жеребят |
1 |
|
Экскурсии и практические работы (4 часа) |
|||
65-66 |
Что мы узнали о животных? |
2 |
|
67-68 |
Наблюдение за птицами в парке (экскурсия) |
2 |
|
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
В результате изучения курса биологии в 8 классе обучающиеся должны знать:
· основные отличия животных от растений;
· признаки сходства и различия между изученными группами животных;
· общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
· места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
· названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
· основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Должны уметь:
· узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
· кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
· устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
· проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
· рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебник:
1. Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017 г.
Методическое пособие учителя:
1. Аксёнова А.К., Антропов А. П., Бгажнокова И. М. и др. Издание: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 5-9 классы. Русский язык. Математика. История. Этика. Природоведение. География. Естествознание. Изобразительная деятельность. Домоводство. Музыка. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2006 г.
Образовательные ресурсы сети Интернет:
1. http://livingthings.narod.ru - «Иллюстрированная энциклопедия «Живые существа».
2. www.zoo.h1.ru - «Мир животных».
3. http://www.povodok.ru - сайт, посвященный интересным животным.
4. http://nature.ok.ru - «Редкие и исчезающие животные России».
5. http://rbo.nm.ru/museum.html - сайт, посвященный дождевым червям.
6. http://www.aquaria.sait - сайт для аквариумистов.
7. http://www.geosites.com/reptilife - сайт, посвященный рептилиям.
8. http://birdnews.euro.ru - сайт для любителей птиц.
9. http://www.km.ru/unep - сайт «Энциклопедия домашних животных».
10. http://charles-darwin.narod.ru - сайт, посвященный Чарльзу Дарвину.
11. http://www.dinos.ru - сайт «Развитие Жизни на Земле».
12. http://websib.ru/noos/ecology/ - Экологические ссылки для школьников.
13. informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла «Обучающие энциклопедии».
14. bio.1september.ru - газета «Биология».
15. www.zooland.ru – «Кирилл и Мефодий. Животный мир».
16. www.zooclub.ru - «Зооклуб. Все о животных».
17. www.petslife.narod.ru - «Домашние животные».
18. www.bigcats.ru - «Большие кошки».
19. www.insect.narod.ru - «Змеи и рептилии».
20. www.zin.ru/animalia/coleopreta/rus - «Жуки».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.