Программа по биологии 8 класс для детей с ОВЗ
Оценка 4.7

Программа по биологии 8 класс для детей с ОВЗ

Оценка 4.7
doc
21.06.2021
Программа по биологии  8 класс для детей с ОВЗ
Биология, программа ОВХ, 8 класс.doc

Рабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса

по адаптированной образовательной  программе для детей ОВЗ

 

Количество часов всего 68 в год, в неделю 2 часа.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа по биологии  в 8 классе составлена на основе   примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений »: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2015г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1.      Закона РФ «Об образовании»;

 

Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.

      Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

      С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основной задачей курса является:

-сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);

-проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных, растений), бережного отношения к природе;

-формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, лето, весна в жизни животных;

-первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

-привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

        Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ.    Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении биологии. Это:

·                     Овладение основными знаниями по биологии.

·                     Развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

·                     Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой природы.

 

Рабочая программа рассчитана: в 8 классе – на 68 часов в год (2часа в неделю)

 

Программа реализуется на основе учебника:

·                     - Никишов А.И. Животные. 8 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений  – М.: Просвещение, 2017. – 231 с.

 

 

Тематическое планирование учебного материала

 

Название раздела

Количество часов

Введение

2

Беспозвоночные животные

 

Раздел 1. Черви

2

Раздел 2. Насекомые

7

Позвоночные животные

 

Раздел 3. Рыбы

7

Раздел 4. Земноводные

3

Раздел 5. Пресмыкающиеся

3

Раздел 6. Птицы

12

Раздел 7. Млекопитающие

16

Раздел 8. Сельскохозяйственные млекопитающие

12

Раздел 8. Экскурсии и практические работы

4

ИТОГО

68

 

Содержание курса

Введение.

Многообразие животного мира. Места обитания животных и при­способленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоноч­ные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных

Беспозвоночные животные.

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позво­ночника (внутреннего скелета).

Черви.

Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Демонстрация живого червя или влажного препарата.

Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борь­ба с глистными заболеваниями.

Насекомые.

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, май­ский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, пита­ние, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приноси­мый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болез­нетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятель­ности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.

Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелко­пряда.

Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация филь­мов о насекомых.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные.

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Реч­ные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная си­стема, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, филь­мов о рыбах.

Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение ля­гушки, способ передвижения.

Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.

Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.

Значение и охрана земноводных.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (пере­движение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыха­ние, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размноже­ние пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.

Демонстрация влажных препаратов.

Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенно­сти внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.

Питание птиц.

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.

Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.

Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.

Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.

Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных пре­паратов.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Вне­шний вид и отличительные особенности каждого из этих живот­ных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Об­щие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.

Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид,и отличительные особенности каж­дого из этих животных. Черты сходства и различия между некото­рыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распро­странение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и знчение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Растительноядные животные дикие и домашние. Общие при­знаки растительноядных животных. Дикие растительноядные жи­вотные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характе­ристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верб­люд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья.

Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.

Корма для коров. Уход за коровами. Современные животновод­ческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.

Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.

Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.

Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Зна­чение северного оленя в народном хозяйстве.

Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, го­ловы, ног, кожного покрова.

Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их корм­ление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Внешнее строение лошади: особенности туловища, го­ловы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.

Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тя­желовозы и рысаки.

Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Приматы. Общая характеристика.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: об­щие признаки изученных групп животных, признаки сходства и раз­личия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.

Практическая работа на учебном подсобном хозяйстве: участие в уходе за помещением и жи­вотными, участие в раздаче кормов.

                    

Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.

 

Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.

 

Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса,  самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования.

Технологии обучения:

- дифференцированное обучение;

- личностно-ориентированное обучение

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

 

       В результате изучения курса биологии в 8 классе  обучающиеся должны  знать:

•          основные отличия животных от растений;

•          признаки сходства и различия между изученными группами животных;

•          общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

•          места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;

•          названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

•          основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

Должны уметь:

•          узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

•          кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

•          устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;

•          проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными  или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;

•          рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

 

 

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки проведения

Введение (2 часа)

1

Многообразие животного мира.

1

 

2

Значение животных и их охрана.

1

 

Беспозвоночные животные  (9 часов)

Черви (2 часа)

3

Общие признаки беспозвоночных животных

Дождевой червь

1

 

4

Круглые черви – паразиты человека

1

 

Насекомые (7 часов)

5

Внешнее строение и образ жизни насекомых.

1

 

6

Бабочка – капустница.

1

 

7

Яблонная плодожорка

1

 

8

Майский жук.

1

 

9

Комнатная муха

1

 

10

Медоносная пчела

1

 

11

Тутовый шелкопряд

1

 

Позвоночные животные

Рыбы (7 часов)

12

Внешнее строение и скелет рыбы.

1

 

13

Внутреннее строение рыбы

1

 

14

Размножение рыб

1

 

15

Речные рыбы

1

 

16

Морские рыбы

1

 

17

Рыболовство и рыбоводство

1

 

18

Рациональное использование и охрана рыб

1

 

Земноводные (3 часа)

19

Общие Признаки земноводных.

Среда обитания и внешнее строение лягушки.

1

 

20

Внутреннее строение земноводных

1

 

21

Размножение и развитие лягушки

1

 

Пресмыкающиеся (3 часа)

22

Среда обитания и внешнее строение

1

 

23

Внутреннее строение

1

 

24

Размножение и развитие пресмыкающихся

1

 

Птицы (12 часов)

25

Особенности внешнего строения птиц, скелет птиц.

1

 

26

Особенности скелета

1

 

27

Особенности внутреннего строения

1

 

28

Размножение и развитие

1

 

29

Птицы, кормящиеся в воздухе

1

 

30

Птицы леса

1

 

31

Хищные птицы

1

 

32

Птицы пресных водоёмов и болот

1

 

33

Птицы, обитающие вблизи жилья человека

1

 

34

Домашние куры

1

 

35

Домашние утки и гуси

1

 

36

Птицеводство

1

 

Млекопитающие (16часов)

37

Внешнее строение млекопитающих

1

 

38

Особенности скелета и нервной системы

1

 

39

Внутренние органы

1

 

40

Грызуны

1

 

41

Значение грызунов в природе и в жизни человека

1

 

42

Зайцеобразные

1

 

43

Разведение домашних кроликов

1

 

44

Хищные звери

1

 

45

Дикие пушные хищные звери

1

 

46

Разведение норки на зверофермах

1

 

47

Домашние хищные звери – кошка, собака

1

 

48

Ластоногие

1

 

49

Китообразные

1

 

50

Парнокопытные

1

 

51

Непарнокопытные

1

 

52

Приматы

1

 

Сельскохозяйственные млекопитающие (12 часов)

53

Корова

1

 

54

Содержание коров на фермах

1

 

55

Выращивание телят

1

 

56

Овцы

1

 

57

Содержание овец и выращивание ягнят

1

 

58

Верблюды

1

 

59

Северные олени

1

 

60

Домашние свиньи

1

 

61

Содержание свиней на свиноводческих фермах.

1

 

62

Выращивание поросят

1

 

63

Домашние лошади

1

 

64

Содержание лошадей и выращивание жеребят

1

 

Экскурсии и практические работы (4 часа)

65-66

Что мы узнали о животных?

2

 

67-68

Наблюдение за птицами в парке (экскурсия)

2

 

 


Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

 

       В результате изучения курса биологии в 8 классе  обучающиеся должны  знать:

·                     основные отличия животных от растений;

·                     признаки сходства и различия между изученными группами животных;

·                     общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

·                     места обитания, образ жизни и поведение тех животных, кото­рые знакомы учащимся;

·                     названия некоторых наиболее типичных представителей изучен­ных групп животных, особенно тех, которые широко распростране­ны в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

·                     основные требования ухода за домашними и некоторыми сельс­кохозяйственными животными (известными учащимся).

Должны уметь:

·                     узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагмен­тах, чучелах, живых объектах);

·                     кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жиз­ни изученных животных;

·                     устанавливать взаимосвязи между животными и их средой оби­тания: приспособления к ней, особенности строения организма и по­ведения животных;

·                     проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйствен­ными животными  или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;

·                     рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

 




 


Перечень учебно-методического обеспечения

 

Учебник:

 

1.         Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017 г.

 

Методическое пособие учителя:

 

1.                  Аксёнова А.К., Антропов А. П., Бгажнокова И. М. и др. Издание: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  5-9 классы. Русский язык. Математика. История. Этика. Природоведение. География. Естествознание. Изобразительная деятельность. Домоводство. Музыка. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2006 г.

 

 

Образовательные ресурсы сети Интернет:

1. http://livingthings.narod.ru - «Иллюстрированная энциклопедия «Живые существа».

2. www.zoo.h1.ru - «Мир животных».

3. http://www.povodok.ru - сайт, посвященный интересным животным.

4. http://nature.ok.ru - «Редкие и исчезающие животные России».

5. http://rbo.nm.ru/museum.html - сайт, посвященный дождевым червям.

6. http://www.aquaria.sait - сайт для аквариумистов.

7. http://www.geosites.com/reptilife - сайт, посвященный рептилиям.

8. http://birdnews.euro.ru - сайт для любителей птиц.

9. http://www.km.ru/unep - сайт «Энциклопедия домашних животных».

10. http://charles-darwin.narod.ru - сайт, посвященный Чарльзу Дарвину.

11. http://www.dinos.ru - сайт «Развитие Жизни на Земле».

12. http://websib.ru/noos/ecology/ - Экологические ссылки для школьников.

13. informika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла «Обучающие энциклопедии».

14. bio.1september.ru - газета «Биология».

15. www.zooland.ru – «Кирилл и Мефодий. Животный мир».

16. www.zooclub.ru - «Зооклуб. Все о животных».

17. www.petslife.narod.ru - «Домашние животные».

18. www.bigcats.ru - «Большие кошки».

19. www.insect.narod.ru - «Змеи и рептилии».

20. www.zin.ru/animalia/coleopreta/rus - «Жуки».


Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса по адаптированной образовательной программе для детей

Рабочая программа по предмету «Биология» для 8 класса по адаптированной образовательной программе для детей

Никишов А.И. Животные. 8 класс: учеб

Никишов А.И. Животные. 8 класс: учеб

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик

В результате изучения курса биологии в 8 классе обучающиеся должны знать: • основные отличия животных от растений; • признаки сходства и различия между изученными группами…

В результате изучения курса биологии в 8 классе обучающиеся должны знать: • основные отличия животных от растений; • признаки сходства и различия между изученными группами…

Среда обитания и внешнее строение лягушки

Среда обитания и внешнее строение лягушки

Экскурсии и практические работы (4 часа) 65-66

Экскурсии и практические работы (4 часа) 65-66

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Перечень учебно-методического обеспечения

Перечень учебно-методического обеспечения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2021