« Значение дисперсных систем в живой и неживой природе»
Оценка 4.6

« Значение дисперсных систем в живой и неживой природе»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
химия
11 кл
19.06.2021
« Значение дисперсных систем в живой и неживой природе»
Метод разраб 2021 к занятию Дисперсные системы.doc

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого  занятия

по дисциплине

ОУД.12 Химия

по теме: « Значение дисперсных систем в живой и неживой природе»

 

 

 

 

Автор -  составитель: преподаватель химии

Иванова Н.А.

 


 

Аннотация

   Данная методическая разработка направлена на формирование знаний по теме «Понятие о дисперсных системах. Значение дисперсных систем в живой и неживой природе» раздела  «Дисперсные системы» рабочей программы  ОУД.12 Химия предназначенной для обучения в медицинском колледже для специальности 34.02.01 Сестринское дело. Разработка раскрывает основные понятия  данной темы, рассматривает значение дисперсных систем в природе, может быть полезна как студентам, так и преподавателям при изучении данного раздела химии.


 

Введение

   Дисперсные системы достаточно широко распространены в природе, поэтому в жизнедеятельности человека используются с давних времен.

   Человек сам является объектом природы и, как любой представитель живого вещества, является совокупностью взаимосвязанных истинных и коллоидных систем разной консистенции: от низковязких (кровь) до систем практически твердых ( костные ткани, образующие скелет).

   Биохимические процессы в организме протекают в дисперсных системах: усвоение пищи напрямую связано с переходом питательных веществ в новое состояние – растворенное. Дисперсные системы в виде биожидкостей принимают участие в транспортировке питательных веществ: аминокислот, жиров, кислорода, а также лекарственных препаратов к тканям и органам. Кроме того, они способствуют выведению билирубина, мочевины и углекислого газа из организма. В целом, знание закономерностей физико-химических процессов в дисперсных системах, сыграет очень важную роль для будущих медработников изучающих медико-биологические и клинические дисциплины для более глубокого понимания процессов, протекающих в организме.

   Практически любой организм либо представляет собой дисперсную систему, либо содержит их в различных формах.

   Роль дисперсных систем в практической деятельности и природных экологических процессах трудно переоценить. Особенно большое значение дисперсные системы имеют в быту и медицине. Так, в последней широко используются коллоидные растворы, аэрозоли и мази.

   В своей практической деятельности человек широко применяет разные типы дисперсных систем. Так, сельское хозяйство базируется на использовании почвы. В строительстве человек применяет «строительные растворы», представляющие собой сложные системы, включающие грубые взвеси (частицы песка), коллоидные растворы (частицы вяжущих) и истинные растворы (гидроксид кальция в растворенном состоянии, растворенные соли и т. д.). Все продукты питания являются сложным комплексом грубых взвесей (эмульсий, суспензий), коллоидных и истинных растворов, так как пищевые продукты изготавливаются из растительных и животных организмов, а очищенная природная вода — классический пример истинных растворов и т. д.

   Дисперсные системы играют в деятельности человека как позитивную, так и негативную роль. Использование свойств коллоидных систем в приготовлении пищи относится к позитивной роли, а образование смога — к негативной.

   Для достижения цели  данного занятия  используются мультимедийные технологии, ТСО, беседа, лекция, самостоятельная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

План занятия

Тема: «Значение дисперсных систем в живой и неживой природе»

Вид учебного занятия: теоретическое

Тип занятия: изучение нового материала

Цели:

-                      освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

-                      овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ;

-                      развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей  с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

-                      воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;

-                      применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи:

-       Образовательные:

изучить значение дисперсных систем в живой и неживой природе , в  практической жизни человека.

-       Развивающие:

развивать логическое мышление, внимание, память, умение осуществлять самостоятельный поиск информации  с использованием  различных источников, организовывать собственную деятельность, необходимую для выполнения профессиональных задач.

-       Воспитательные:

создавать содержательные и организационные условия для развития самостоятельности в добывании студентами знаний, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, воспитании настойчивости в достижении цели, формирование способности организовывать собственную деятельность при выполнении заданий.

Формируемые компетенции:

-чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

-готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций ;

-умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

 -использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

-сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

-владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

-владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием; умение обрабатывать, объяснять результаты  и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

-сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников

Требования к результатам усвоения учебного материала

-       Обучающиеся должны знать:

классификацию дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, по размеру частиц. иметь представление об эффекте Тиндаля, коагуляции  ;

значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека( эмульсии и суспензии в строительстве, пищевой и медицинской промышленности, косметике; биологические, медицинские и технологические золи);

значение гелей в организации живой материи (биологические, пищевые, медицинские, косметические гели);

понятие синерезиса (фактор, определяющий срок годности продукции на основе гелей, свертывание крови как биологический синерезис, его значение).

-       Обучающиеся должны уметь:

различать грубодисперсные системы (эмульсии , суспензии),  тонкодисперсные системы( коллоидные растворы (золи,  гели)) и истинные растворы (молекулярные, молекулярно-ионные и ионные);

Форма организации обучения:  лекция с элементами беседы и самостоятельной работы.

Учебно-методическое оснащение:

1.Ерохин, Ю.М. Химия : учеб. для сред. проф. учеб. заведений / Ю.М. Ерохин; под ред. В.Н.Николаева. – 18-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 384 с.;

2.Радецкий, А.М., Горшкова, В.П., Кругликова, Л.Н. Дидактический материал по химии для 10-11 классов : пособие для учителя / под ред. Е.К. Липкина. – М.: Просвещение, 2014. – 79 с.

Материально-техническое оснащение:

ПК, телевизор, Периодическая система Д.И.Менделеева.

Межпредметные связи: биология, физика, математика.

Время: 90 мин.


Технологическая карта занятия

Содержание занятия

Этап занятия

Содержание и методы обучения

Время (мин)

1.

Организационный

Проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов

Проверка присутствующих.

Раздача рабочего задания к практической части

3

2.

Мотивация учебной деятельности

Беседа на тему важности существования различных растворов в организме человека

3

3.

Сообщение темы, цели и плана урока

Объявление и запись темы занятия. 

Объявление типа, цели и задач занятия

10

4.

Актуализация опорных знаний. Контроль исходного уровня знаний

Проверка домашнего задания в соответствии с ФОС

20

5.

Изучение нового материала

Работа с презентацией «Дисперсные системы».

Демонстрация видеофильма «Дисперсные системы» с комментариями и обсуждением основных его этапов, с записью классификации и основных понятий  ( дисперсионная среда, дисперсная фаза, коагуляция,  синерезис).

Выполнение задания по заполнению таблицы «Виды грубодисперсных систем» в конспекте занятия .

Работа с презентацией «Дисперсные системы».

40

6.

Обобщение и закрепление изученного материала

Фронтальная  проверка  таблицы «Виды грубодисперсных систем» для закрепления изученного материала. Задание на закрепление.

Выставление оценок с комментариями.

10

7.

Рефлексия

Подведение итогов

Выводы по занятию

Фронтальный опрос

2

8.

Задание на дом

Домашнее задание записывается на доске: п.6.1, теорию выучить, уметь приводить примеры дисперсных систем.

2

 

 

 

 


Список используемой литературы

Для преподавателей

1.Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия 11 класс. -Дрофа, 2004г.-376 с.

2.Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии 11 класс. -Дрофа, 2004г.-400 с

3.Ерохин, Ю.М. Химия : учеб. для сред. проф. учеб. заведений / Ю.М. Ерохин; под ред. В.Н.Николаева. – 18-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 384 с.

4. Кузьменко Н., Еремин В., Попков В. Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы- М: «Экзамен»,2000 г.-720 с.

5. Радецкий, А.М., Горшкова, В.П., Кругликова, Л.Н. Дидактический материал по химии для 10-11 классов : пособие для учителя / под ред. Е.К. Липкина. – М.: Просвещение, 2014. – 79 с.

 Для учащихся

1.Ерохин, Ю.М. Химия : учеб. для сред. проф. учеб. заведений / Ю.М. Ерохин; под ред. В.Н.Николаева. – 18-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 384 с.

 

 

 

 

 

Приложение

Дополнительный материал, необходимый для проведения занятия

1.Таблица «Виды грубодисперсных систем»

Виды грубодисперсных систем

Дисперсионная среда

Дисперсная фаза

Примеры

Суспензии (взвеси)

 

 

 

Эмульсии

 

 

 

Аэрозоли

 

 

 

Пена

 

 

 

 

2. Презентация «Дисперсные системы»

3. Видеофильм «Дисперсные системы» ( Из серии «Видеоурок»)

4. Задание на закрепление:

   Даны системы: речная вода, вода из бассейна, спрей «Гексорал», малиновое желе, загрязненное водой растительное масло, пемза, лимфа, сахарный песок, минерал гранит.

   Из данного перечня систем выберите грубодисперсные, определите вид, дисперсионную среду и дисперсную фазу для каждой системы системы. Ответ представьте в виде таблицы:

Система

Вид системы

Дисперсионная среда

Дисперсная фаза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого занятия по дисциплине

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого занятия по дисциплине

Аннотация Данная методическая разработка направлена на формирование знаний по теме «Понятие о дисперсных системах

Аннотация Данная методическая разработка направлена на формирование знаний по теме «Понятие о дисперсных системах

Введение Дисперсные системы достаточно широко распространены в природе, поэтому в жизнедеятельности человека используются с давних времен

Введение Дисперсные системы достаточно широко распространены в природе, поэтому в жизнедеятельности человека используются с давних времен

В своей практической деятельности человек широко применяет разные типы дисперсных систем

В своей практической деятельности человек широко применяет разные типы дисперсных систем

План занятия Тема: «Значение дисперсных систем в живой и неживой природе»

План занятия Тема: «Значение дисперсных систем в живой и неживой природе»

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, умение осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников, организовывать собственную деятельность, необходимую для выполнения профессиональных задач

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, умение осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников, организовывать собственную деятельность, необходимую для выполнения профессиональных задач

Требования к результатам усвоения учебного материала -

Требования к результатам усвоения учебного материала -

Обучающиеся должны уметь: различать грубодисперсные системы (эмульсии , суспензии), тонкодисперсные системы( коллоидные растворы (золи, гели)) и истинные растворы (молекулярные, молекулярно-ионные и ионные);

Обучающиеся должны уметь: различать грубодисперсные системы (эмульсии , суспензии), тонкодисперсные системы( коллоидные растворы (золи, гели)) и истинные растворы (молекулярные, молекулярно-ионные и ионные);

Технологическая карта занятия

Технологическая карта занятия

Обобщение и закрепление изученного материала

Обобщение и закрепление изученного материала

Список используемой литературы

Список используемой литературы

Приложение Дополнительный материал, необходимый для проведения занятия 1

Приложение Дополнительный материал, необходимый для проведения занятия 1

Задание на закрепление: Даны системы: речная вода, вода из бассейна, спрей «Гексорал», малиновое желе, загрязненное водой растительное масло, пемза, лимфа, сахарный песок, минерал гранит

Задание на закрепление: Даны системы: речная вода, вода из бассейна, спрей «Гексорал», малиновое желе, загрязненное водой растительное масло, пемза, лимфа, сахарный песок, минерал гранит
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2021