МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия
по дисциплине
ОУД.12 Химия
по теме: « Значение дисперсных систем в живой и неживой природе»
Автор - составитель: преподаватель химии
Иванова Н.А.
Аннотация
Данная методическая разработка направлена на формирование знаний по теме «Понятие о дисперсных системах. Значение дисперсных систем в живой и неживой природе» раздела «Дисперсные системы» рабочей программы ОУД.12 Химия предназначенной для обучения в медицинском колледже для специальности 34.02.01 Сестринское дело. Разработка раскрывает основные понятия данной темы, рассматривает значение дисперсных систем в природе, может быть полезна как студентам, так и преподавателям при изучении данного раздела химии.
Введение
Дисперсные системы достаточно широко распространены в природе, поэтому в жизнедеятельности человека используются с давних времен.
Человек сам является объектом природы и, как любой представитель живого вещества, является совокупностью взаимосвязанных истинных и коллоидных систем разной консистенции: от низковязких (кровь) до систем практически твердых ( костные ткани, образующие скелет).
Биохимические процессы в организме протекают в дисперсных системах: усвоение пищи напрямую связано с переходом питательных веществ в новое состояние – растворенное. Дисперсные системы в виде биожидкостей принимают участие в транспортировке питательных веществ: аминокислот, жиров, кислорода, а также лекарственных препаратов к тканям и органам. Кроме того, они способствуют выведению билирубина, мочевины и углекислого газа из организма. В целом, знание закономерностей физико-химических процессов в дисперсных системах, сыграет очень важную роль для будущих медработников изучающих медико-биологические и клинические дисциплины для более глубокого понимания процессов, протекающих в организме.
Практически любой организм либо представляет собой дисперсную систему, либо содержит их в различных формах.
Роль дисперсных систем в практической деятельности и природных экологических процессах трудно переоценить. Особенно большое значение дисперсные системы имеют в быту и медицине. Так, в последней широко используются коллоидные растворы, аэрозоли и мази.
В своей практической деятельности человек широко применяет разные типы дисперсных систем. Так, сельское хозяйство базируется на использовании почвы. В строительстве человек применяет «строительные растворы», представляющие собой сложные системы, включающие грубые взвеси (частицы песка), коллоидные растворы (частицы вяжущих) и истинные растворы (гидроксид кальция в растворенном состоянии, растворенные соли и т. д.). Все продукты питания являются сложным комплексом грубых взвесей (эмульсий, суспензий), коллоидных и истинных растворов, так как пищевые продукты изготавливаются из растительных и животных организмов, а очищенная природная вода — классический пример истинных растворов и т. д.
Дисперсные системы играют в деятельности человека как позитивную, так и негативную роль. Использование свойств коллоидных систем в приготовлении пищи относится к позитивной роли, а образование смога — к негативной.
Для достижения цели данного занятия используются мультимедийные технологии, ТСО, беседа, лекция, самостоятельная работа.
План занятия
Тема: «Значение дисперсных систем в живой и неживой природе»
Вид учебного занятия: теоретическое
Тип занятия: изучение нового материала
Цели:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
- Образовательные:
изучить значение дисперсных систем в живой и неживой природе , в практической жизни человека.
- Развивающие:
развивать логическое мышление, внимание, память, умение осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников, организовывать собственную деятельность, необходимую для выполнения профессиональных задач.
- Воспитательные:
создавать содержательные и организационные условия для развития самостоятельности в добывании студентами знаний, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, воспитании настойчивости в достижении цели, формирование способности организовывать собственную деятельность при выполнении заданий.
Формируемые компетенции:
-чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
-готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций ;
-умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
-использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
-сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
-владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
-владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием; умение обрабатывать, объяснять результаты и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
-сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников
Требования к результатам усвоения учебного материала
- Обучающиеся должны знать:
классификацию дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, по размеру частиц. иметь представление об эффекте Тиндаля, коагуляции ;
значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека( эмульсии и суспензии в строительстве, пищевой и медицинской промышленности, косметике; биологические, медицинские и технологические золи);
значение гелей в организации живой материи (биологические, пищевые, медицинские, косметические гели);
понятие синерезиса (фактор, определяющий срок годности продукции на основе гелей, свертывание крови как биологический синерезис, его значение).
- Обучающиеся должны уметь:
различать грубодисперсные системы (эмульсии , суспензии), тонкодисперсные системы( коллоидные растворы (золи, гели)) и истинные растворы (молекулярные, молекулярно-ионные и ионные);
Форма организации обучения: лекция с элементами беседы и самостоятельной работы.
Учебно-методическое оснащение:
1.Ерохин, Ю.М. Химия : учеб. для сред. проф. учеб. заведений / Ю.М. Ерохин; под ред. В.Н.Николаева. – 18-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 384 с.;
2.Радецкий, А.М., Горшкова, В.П., Кругликова, Л.Н. Дидактический материал по химии для 10-11 классов : пособие для учителя / под ред. Е.К. Липкина. – М.: Просвещение, 2014. – 79 с.
Материально-техническое оснащение:
ПК, телевизор, Периодическая система Д.И.Менделеева.
Межпредметные связи: биология, физика, математика.
Время: 90 мин.
Технологическая карта занятия
Содержание занятия
№ |
Этап занятия |
Содержание и методы обучения |
Время (мин) |
1. |
Организационный |
Проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов Проверка присутствующих. Раздача рабочего задания к практической части |
3 |
2. |
Мотивация учебной деятельности |
Беседа на тему важности существования различных растворов в организме человека |
3 |
3. |
Сообщение темы, цели и плана урока |
Объявление и запись темы занятия. Объявление типа, цели и задач занятия |
10 |
4. |
Актуализация опорных знаний. Контроль исходного уровня знаний |
Проверка домашнего задания в соответствии с ФОС |
20 |
5. |
Изучение нового материала |
Работа с презентацией «Дисперсные системы». Демонстрация видеофильма «Дисперсные системы» с комментариями и обсуждением основных его этапов, с записью классификации и основных понятий ( дисперсионная среда, дисперсная фаза, коагуляция, синерезис). Выполнение задания по заполнению таблицы «Виды грубодисперсных систем» в конспекте занятия . Работа с презентацией «Дисперсные системы». |
40 |
6. |
Обобщение и закрепление изученного материала |
Фронтальная проверка таблицы «Виды грубодисперсных систем» для закрепления изученного материала. Задание на закрепление. Выставление оценок с комментариями. |
10 |
7. |
Рефлексия Подведение итогов |
Выводы по занятию Фронтальный опрос |
2 |
8. |
Задание на дом |
Домашнее задание записывается на доске: п.6.1, теорию выучить, уметь приводить примеры дисперсных систем. |
2 |
Список используемой литературы
Для преподавателей
1.Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия 11 класс. -Дрофа, 2004г.-376 с.
2.Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии 11 класс. -Дрофа, 2004г.-400 с
3.Ерохин, Ю.М. Химия : учеб. для сред. проф. учеб. заведений / Ю.М. Ерохин; под ред. В.Н.Николаева. – 18-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 384 с.
4. Кузьменко Н., Еремин В., Попков В. Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы- М: «Экзамен»,2000 г.-720 с.
5. Радецкий, А.М., Горшкова, В.П., Кругликова, Л.Н. Дидактический материал по химии для 10-11 классов : пособие для учителя / под ред. Е.К. Липкина. – М.: Просвещение, 2014. – 79 с.
Для учащихся
1.Ерохин, Ю.М. Химия : учеб. для сред. проф. учеб. заведений / Ю.М. Ерохин; под ред. В.Н.Николаева. – 18-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 384 с.
Приложение
Дополнительный материал, необходимый для проведения занятия
1.Таблица «Виды грубодисперсных систем»
Виды грубодисперсных систем |
Дисперсионная среда |
Дисперсная фаза |
Примеры |
Суспензии (взвеси) |
|
|
|
Эмульсии |
|
|
|
Аэрозоли |
|
|
|
Пена |
|
|
|
2. Презентация «Дисперсные системы»
3. Видеофильм «Дисперсные системы» ( Из серии «Видеоурок»)
4. Задание на закрепление:
Даны системы: речная вода, вода из бассейна, спрей «Гексорал», малиновое желе, загрязненное водой растительное масло, пемза, лимфа, сахарный песок, минерал гранит.
Из данного перечня систем выберите грубодисперсные, определите вид, дисперсионную среду и дисперсную фазу для каждой системы системы. Ответ представьте в виде таблицы:
Система |
Вид системы |
Дисперсионная среда |
Дисперсная фаза |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.