Программа по дополнительному образованию обучающихся НОО «Музыкальный театр»
Оценка 4.9

Программа по дополнительному образованию обучающихся НОО «Музыкальный театр»

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
искусство +1
2 кл—4 кл
04.12.2020
Программа  по дополнительному образованию обучающихся  НОО «Музыкальный театр»
Программа «Музыкальный театр» разработана на основе положений ФГОС НОО по общекультурному направлению внеурочной деятельности. Программа включает пояснительную записку, описание содержания программы, тематическое планирование, требование к уровню подготовки, список литературы. Программа предназначена студентам, изучающим ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников», рекомендована педагогам дополнительного образования, музыкальных, общеобразовательных школ, организаторам внеурочной деятельности, классным руководителям.
уч - пособ прогр муз. театр.doc

Описание: Z:\Фото колледж\Колледж фото-лого\logoped22.jpgКРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РУБЦОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рубцовск 2017

 

 
 

 


Надпись: Программа 
по дополнительному образованию
обучающихся  НОО
«Музыкальный театр»
для студентов специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах


ПМ 02.  Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников
Печатается по решению ПЦК

дисциплин профессионального цикла

Протокол № 4 от  28.11. 2017

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Поливода Т.А.- Программа по дополнительному образованию обучающихся НОО «Музыкальный театр» для студентов по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников».- Рубцовск, 2017, с.34.

 

 

 

 

 

Программа «Музыкальный театр» разработана на основе положений ФГОС НОО по общекультурному направлению внеурочной деятельности.

Программа включает пояснительную записку, описание содержания программы, тематическое планирование, требование к уровню подготовки, список литературы.

Программа предназначена студентам, изучающим ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников», рекомендована педагогам дополнительного образования, музыкальных, общеобразовательных школ, организаторам внеурочной деятельности, классным руководителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент: преподаватель высшей категории  КГБПОУ «Рубцовского педагогического колледжа» Смирнова Е.В.

 

Программа по дополнительному образованию

обучающихся  НОО

«Музыкальный театр»

2 класс

Пояснительная записка

 

Театр - это синтез искусств, вобравший в себя практически все, что помогает развиваться полноценному человеку, умеющему воспринимать окружающий мир, как живой единый организм. Мы знаем из учебников психологии, из жизни, что "накопление положительных эмоций", "приобретение позитивного эмоционального опыта" в детстве, то есть в пору наибольшей духовной открытости человека, в пору наивысшей его способности к сопереживанию - вещь поистине бесценная. Ведь и "любить чужой любовью и страдать чужими страданиями" (В. Белинский) надо учиться. И в этом велика заслуга именно театра. Кто - то может сказать, что это устаревшие взгляды, т.к. ребенок теперь живет в других социальных условиях, получая огромный поток информации, с которым ему и так-то трудно справиться без всяких этих "психологических игрушек". Да, поток информации сейчас обрушивается на формирующийся мозг ребенка подобно Ниагарскому водопаду, но только не все струи чисты и прозрачны, а оградить его от подобной грязной воды нам не всегда под силу. Но, как отфильтровать нужное от вредного и стоит ли это делать? Ребенок, получивший в свой жизненный багаж умение представлять мир в образах, сам отделит ценное от сорного. А, анализ жизненных ситуаций через этюдную работу, постижение событийного ряда, логики жизни поможет воспринимать зло, не как отдельно существующий объект, с которым нужно смириться, а, как следствие определенных обстоятельств или поступков, которое можно и нужно преодолевать. И, уж ни в коем случае, не сотворить его самому. Погружение в мир театра в детском возрасте создает в сознании человека определенные идеалы, которые впоследствии несут только положительную энергетику, т.к. закладываются не принудительно, как, это порой, кажется. Искусство несет людям наслаждение, а это далеко не равнозначно обучению чему-либо. Воспитание искусством - это меньше всего голое морализаторство, наставление, преподнесение образцов, достойных подражанию. Воспитательный механизм его более тонок и не всегда так просто уловим, но, однако же, очень "вкусен" для восприятия детским духовным миром, ведь воспитывает детей игра и сама жизнь, ее условия, формы, нравственная атмосфера, созданные магическим" если бы".

Театр - искусство коллективное. Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость, если хотите (не каждый взрослый осмелится выйти на сцену) и, наконец, дают определенные навыки в донесении мысли. Театр, таким образом, вполне объединяет трудовое и художественное воспитание детей. Любой урок должен быть увлекательным, приносить радость, иначе он станет надоедливой обязанностью, от которой захочется избавиться.

Радость приобщения к духовной культуре народа, страны, человечества, счастье ощущать себя причастным к этой культуре, открытие в себе самом мира прекрасного - воспитательное значение всего этого трудно переоценить. Театр делает это в наиболее притягательной для детей форме - в игре. И здесь неоспоримое преимущество театра перед другими искусствами. Задача в том, чтобы научиться использовать его сполна. Прикасаясь к миру искусства, педагогу приходится учитывать индивидуальность каждого ребенка, высвобождая его творческую природу, следуя ей, а, не подчиняя себе. А.Сухомлинский любил повторять: "Держа в руках скрипку, человек неспособен совершить плохого". Задача театра, искусства - вложить такую скрипку в душу ребенка и помочь ему заиграть на ней.

В современное время - детское театральное движение приобретает особую глубину и новые формы, которые заставляют обратить на себя особое внимание педагогов. Театр, где играют дети для детей – зрителей - это явление нового времени. Здесь разрабатывается специфическая эстетическая система, имеющая свой образный язык и претендующая на художественную ценность. Театральное искусство имеет свойство не только развивать природные качества ребенка, но, как считал В.М. Бехтерев, прививает привычку к творчеству.

Влечение человека к искусству, как нравственной деятельности -удивительный феномен. К.Н. Вентцель считает, что у большинства людей прикосновение к театру - это стремление к гармонии, к цельности, к единству нашей волевой деятельности, наших целей, наших влечений, наших действий. Он считает, что основу искусства составляет нравственность, как стремление «создать ту высшую живую красоту, которой исполнена жизнь нравственных героев человечества».

В.И. Немирович - Данченко дает совершенно новое толкование театральной эстетики. Его формула искусства как «синтеза трех восприятий»: «восприятие социального», «жизненного», «театрального» определило художественную сущность российского театра XX века. По его мнению, при отсутствии одной из составляющих этой триады, - искусство теряет свой смысл и назначение. Каждое искусство живет и развивается по своим законам. Но, театр имеет особое свойство, где основной продукт не овеществлен и не живет во времени. Творчество актера включает в себя: «в одно и то же время и
художника, и материал, и творца, и произведение искусства» — говорит историк театра В. Всеволодский-Гернгросс. 

Музыкальный театр (музыкальная сказка, детская опера, рок – опера, музыкально – литературная (поэтическая) композиция, театрализованное представление, театрализованный концерт, мюзикл, театр песни, хоровой театр и т.д.) –  синтетический жанр, который объединяет  музыку, слово, движение (танец, мимику, пластику, жест) и драматическое действие. Музыкальные драматические представления имеют следующие отличительные особенности:

·                   тематизм;

·                   доступность;

·                   зрелищность;

·                   четкая сюжетная линия;

·                   характеристика героев дается через небольшие песни с яркими, образными интонациями;

·                   пение сочетается с речевыми диалогами, танцевальными номерами;

·                   по объему времени (не более 40 – 50 минут);

Действие представления организовано во времени (темп, ритм, нарастание и спад эмоционального напряжения) и в пространстве (принцип использования сценической площадки, мизансцены, декорации, движение). Движение, пластика создают зримый пластический образ спектакля. Актер при воплощении облика, характера персонажа использует средства пластической и ритмической выразительности, искусство речи, мимики, жеста. Изменению внешности актера помогают костюм, грим. Всему этому детей должен научить руководитель детского музыкального театра.

Игра, организованная посредством музыки, пения, пластики, драматургии интересна всем детям и является основной методической позицией в работе в музыкальном театре. Особенно она важна на первых ступенях художественного развития ребенка. Синтетический характер театрально-музыкальной деятельности позволит решить многие воспитательно-образовательные задачи: развивает художественный вкус, творческие способности, стимулирует у детей процессы мышления, развивает эмоциональную сферу, способствует развитию детской фантазии, воображения, всех видов детского творчества (музыкально-игрового, художественно-речевого, танцевального, сценического).

Занятия мимикой требуют от ребят способности понимать, чувствовать и проживать музыкально - художественные образы, а наличие элементов театрализации – искусство перевоплощения. Развитие этих и многих других способностей дети смогут получить на занятиях предмета «Музыкальный театр».

Педагоги постоянно находятся в поиске и совершенствовании методов, новых путей эстетического воспитания и обучения. Знакомство и опора на такую высокоэффективную технологию, как система К.Станиславского, позволит повысить эффективность работы.

К.Станиславский говорил, что его система не «догма», и, что новые поколения творческих людей будут продолжать развитие его системы, искать новые методы и приемы. Поэтому, многие педагоги - хоровики, вокалисты, руководители театральных кружков используют ее в своей работе.

Используя в музыкально - театральной работе упражнения по системе К.Станиславского, важно учитывать  - творческий потенциал ребенка и стараться находить такие средства  и методы, которые способствовали бы естественному, эффективному протеканию учебного процесса.

Однако - дети должны понимать, что элементы пластики, жеста,  пантомимы и другие театральные приемы не являются развлекательными. Это серьезная, увлекательная работа, требующая от руководителя  активного духовного сотворчества с детьми. Она предполагает концентрацию душевных, физических, интеллектуальных усилий, личностно-творческое проникновение в мир музыкальных образов, умение дать им глубокую эмоционально-личностную характеристику, а также понимания смысла языка жестов, пластики, движений.

Театральная игра пронизывает все элементы урока, все этапы процесса (упражнения, распевания и исполнение вокально-хоровой музыки). Руководитель хора должен создать такую атмосферу на занятиях, при которой,  дети сами будут заинтересованы в «оживлении» музыкальных образов, захотят участвовать в этом музыкальном театре и тогда для учащихся пластическая театральная игра наполнится таким же смыслом, который она имела и имеет в народном искусстве: «исполнить песню – значит сыграть песню».  Только тогда на занятиях  достигается высокая активность детей, их полная включенность в музыкально-исполнительский процесс.

Специфические условия организации музыкальной деятельности детей с использованием  музыкальной театрализации определились следующими положениями:

- музыкальные произведения должны отличаться художественной ценностью, соответствовать возрастным особенностям детей – исполнителей;

- в коллективе детей необходимо создать обстановку взаимного уважения, эмоциональную атмосферу общения между детьми и педагогом, стремиться развивать в каждом ребенке инициативное отношение к интерпретации полученной им роли;

- продолжительность вокально-хоровой работы определяется особенностями и возможностями детей.

Театрально - хоровые упражнения  дают обучающимся широкий простор для проявления творчества, активности и смекалки в познании музыкального искусства.

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей (7-8; 9-10, 11-12; 13-14 лет), обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к театральной и музыкальной деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на одногодичный срок обучения, где каждый урок  имеет ключевую тему, определенную структуру, которая включается в себя разнообразные формы работы, позволяющие раскрыть содержание данной темы.

 

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный театр» со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий  составляет 35 недель в год.

 

Сведения о затратах учебного времени

 

 

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

 

 

Затраты учебного времени

 

Всего часов

Годы обучения

2 класс

 

Четверти

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

 

Количество недель

9

7

10

9

 

Аудиторные занятия

9

7

10

9

35

Самостоятельная работа

9

7

10

9

35

Максимальная нагрузка

18

14

20

18

70

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Максимальная нагрузка учебного предмета «Музыкальный театр» при одногодичном обучении составляет 70 часов. Из них: 35 часов – аудиторные занятия, 35 часов – самостоятельная работа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

2 класс – по  40 минут в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

2 класс – по  40 минут в неделю.

Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая

(от 8 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.

 

 

Цель и задачи предмета «Музыкальный театр»

 

Цель:  музыкально – художественное развитие и воспитания детей средствами театрального и хорового искусства.

Задачи:

–формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса;

- овладение профессиональной музыкальной и театральной терминологией;

- развитие творческого мышления, памяти, образного восприятия,  воображения и фантазии;

–развитие музыкально-творческих способностей у учащихся на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области основ актерского мастерства, сольного и хорового пения;

–формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным и художественным материалом;

–формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусства;

- совершенствование ораторской речи, артистизма;

- овладение навыками общения и коллективного творчества;

- приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и публичных выступлений;

- воспитание любви к музыке, хоровому исполнительству, актерскому мастерству.

 

 

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Реализация программы учебного предмета «Музыкальный театр» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Музыкальный театр», а также издания по актерскому мастерству, сборники театрализованных представлений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, детскими клавирами хоровых произведений. Основной учебной литературой по учебному предмету «Музыкальный театр» обеспечивается каждый обучающийся.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного

предмета «Музыкальный театр», оснащаются пианино или роялем, звукотехническим оборудованием, декорациями, учебной мебелью и оформляются наглядными пособиями.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

 

Оснащение занятий

В работе педагога и обучающихся активно используется наглядно-дидактический материал, атрибуты. Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, сборников, рабочих тетрадей, а также разрабатывается педагогом самостоятельно.

 

Учебно-тематический план

 

Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала данного класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.

При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной интонации, памяти, музыкально – художественного, творческого мышления, вокально-хоровых навыков, фантазии, воображения, образного восприятия, а также элементов актерского мастерства, возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы, независимо от изучаемой в данный момент темы.

Каждая четверть данной программы имеет свою ключевую тему, которая позволяет через тематизм уроков, освоить основные закономерности существования и развития театрального и хорового искусства.


 

Первая четверть обучения.

Ключевая тема: «Мир эмоций и чувств».

(18 ч.)

 

Жизнь без эмоций и чувств невозможна, как без ощущений. Эмоционально выразительные движения человека – мимика, жесты, пантомимика – выполняют функцию общения, т. е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что происходит в данный момент.

Но, как раскрыть эмоциональный мир ребенка, развить его эмоции и чувства, как научить творчески мыслить? Как научить создавать образы, выражающие помыслы, чувствования? Как активизировать внутренние ресурсы ребенка и в первую очередь творческое воображение и фантазии, которые необходимы для активного образного восприятия и исполнения?

Все эти вопросы и проблемы будут реализованы через содержание уроков данной четверти. Театрализованные игры и психолого-педагогические условия, обеспечат эффективное развитие эмоциональной сферы детей на занятиях в музыкальном театре.

 

Вторая четверть обучения.

Ключевая тема: «Голосовая гамма» (сценическая речь).

(14 ч.)

 

Широкая голосовая гамма,

 если б только вы знали,

до какой степени

она важна в сценической речи!

 Чем шире диапазон,

 тем больше им можно выразить.

                                                                            К.С.Станиславский

 

В содержании уроков данной четверти будет доминировать вокально-хоровая деятельность детей, через освоение музыкальных песенных произведений, а также упражнений для тренировки дикции, дыхания, диапазона, тембра, звукообразования и звуковедения, которые являются доступной, эффективной базой для начинающего заниматься уроками музыкального театра. По характеру упражнения образные, в их содержании используются литературные жанры (стихи, сказки, прибаутки, скороговорки, считалки, долгоговорки). Упражнения носят терапевтическое воздействие не только на голосовой аппарат, но и на весь организм. В упражнениях используются элементы гигиенического самомассажа, а также массажа внутренних органов с помощью дыхания.

 

Третья четверть обучения.

Ключевая тема: «Жест – движение – мысль…» (сценическое движение).

(20 ч.)

 

Уроки сценического движения, так же как уроки пластики и танца, помогают овладеть своим телом, делают выход энергии. Здоровый ребенок всегда прыгает, бегает, кувыркается, чувства и переживания он выражает,  прежде всего, через движение, а не через слово. Сценическое движение включает: основы акробатики, работу с равновесием, работу с предметом, выполнение танцевальных движений, трюков, специфический бой, фехтование и др.

В построении уроков можно руководствоваться несколькими методами, предложенными А.Б. Дрозниным:

·       «плотных нагрузок»;

·       «ступенчатого повышения нагрузок»;

·       «взаимообучения».

Метод «плотных нагрузок» состоит в том, чтобы построить занятие без пауз. Упражнения подбираются комплексами, и между каждым из них существует логическая связь. Выполнение одного упражнения подводит к выполнению другого. Такой метод позволяет, прежде всего, выстроить курс логично и последовательно, избежать лишних страхов перед выполнением упражнений. Кроме того, метод «плотных нагрузок» позволяет приучить детей к интересной работе в течение заданного времени, т.е. к условиям, в которых им придется работать в спектакле.

Метод «ступенчатого повышения нагрузок» позволяет постепенно и неуклонно повышать нагрузки, довести обучающегося до его предела и дать ему возможность превратить максимальные нагрузки в привычные.

Метод «взаимообучения» направлен на воспитание чувства партнерства и ответственности. Обучающиеся привыкают под контролем педагога обучать друг друга тому, что умеют сами, страховать друг друга.

Занятие сценическим движением начинается с разминки.

Для разогрева тела, который в том числе поможет избежать травм, нужно не менее 20 мин. И только после этого можно переходить к конкретным упражнениям.

Разминку рекомендуется проводить по поясам – от головы к ногам: шея, плечевой пояс, грудная клетка, поясница, тазобедренные суставы, ноги. На уроках по сценическим движениям можно использовать - систему аэробики, систему йоги, танцевальные движения, акробатические этюды, так как многие обучающиеся посещают вне школы – занятия по гимнастике и танцам.

Создание любой танцевальной композиции, как в контексте спектакля, так и в виде отдельной работы на уроке, должно подчиняться законам построения театрального произведения и, следовательно, строиться по  схеме: экспозиция (введение в действие), завязка (начало действия), развитие сюжета (средняя часть – ряд ступеней перед кульминацией) – кульминация (вершина действия) и финал (развязка, заключение). Отправной точкой создания образа в танцевальной композиции может служить либо характер музыки, либо содержание и задачи драматургического материала. Танцевальная композиция в контексте спектакля используется и, как иллюстрация основного действия, и как, самостоятельная миниатюра.

Упражнения на построение индивидуальных и коллективных композиций рекомендуется вводить постепенно, начиная с достаточно простых этюдов и заканчивая созданием целостных комбинаций.

      

Четвертая четверть обучения.

Ключевая тема: «Сезам, откройся!» (сценическая драматургия).

(18 ч.)

 

Эта четверть является завершающей всего года обучения. Тематизм уроков позволяет обучающимся рассмотреть особенности жанров сценической драматургии: театр песни, музыкально – литературная (поэтическая) композиция, театрализованное представление, театрализованный концерт, музыкальная сказка, детская опера, рок – опера, хоровой театр.

Любой театрализованный жанр является синтетическим, т.е. объединяет в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию, литературу и др.  Музыка является главным обобщающим средством, связывающим все элементы драматургии воедино, а также  характеристики образов, происходящего на сцене действия.

Детская опера – это небольшое произведение, написанное на сказочный сюжет, состоящее из музыкальных  и хореографических номеров, чаще всего связанных разговорными вставками (диалоги персонажей, декламация, мелодекламация). Яркая мелодичность, контрастные характеристики героев делают эти оперы доступными для исполнения и самими детьми.

Музыкальная сказка  – один из вариантов современной детской оперы. Это более простой жанр, предназначенный, прежде всего для исполнения самими детьми. В жанре музыкальной сказки написаны  такие интересные сочинения, как «Ворона и канарейка» А, Абрамова, «Гуси-лебеди» К. Волкова, «Где зимует лето?» А. Абрамова, «Самая красивая» О. Галахова, «Мойдодыр» Ю. Левитина.  Для детского исполнительства написаны музыкальные сказки композиторами И. Якушенко, Р.Бойко, В. Герчик и др.

Музыкально-поэтическая композиция – хоровой спектакль с самостоятельными номерами, объединенными одной главной мыслью.

Композиция (от латинского – составление, сочинение), построение художественного произведения. Важнейшей особенностью композиции является последовательность развертывания художественного содержания. В музыкально-поэтической композиции может быть много исполнителей, но все номера подчинены одной теме, где каждый отдельный номер обыгрывается, театрализуется. Часто музыкально-поэтические композиции основываются на литературных и поэтических произведениях, посвящены отдельному композитору или музыкальному произведению. Тематика может быть самой разнообразной в соответствии с возрастом детей: «Осенняя сказка», «И помнит мир спасенный» и т. д.

Театрализованное представление -  так же как и музыкально-поэтическая композиция, представляет собой объединение разных эпизодов, номеров в единое целое, связанное одной мыслью всего сценария.   В театрализованном представлении музыкальные номера сочетаются с шутками, играми, загадками, театральными сценками, фокусами, танцевальными номерами. Зрители не только смотрят, но и могут стать участниками представления (поют, танцуют, участвуют в играх). Обычно театрализованное представление – это массовое зрелище с большим числом участников.

Театрализованный концерт состоит из отдельных тематически связанных номеров. Тематика  детских театрализованных представлений может быть разнообразной. Например, концерты: «Мир музыки волшебен!», «Птица музыки!», «Почему так ярко солнце светит!», «Путешествие в Мульти-Пульти», «Хоровод сказок» и т. д. 

Мюзиклвид музыкально-сценического представления, синтетически сочетающего в себе музыку, танец, пение и драматическое действие. Musical – сокращенное слово от musical comedy – музыкальная комедия. Возник этот жанр в США в последней трети 19 века преимущественно, как развлекательное музыкально-театральное зрелище. Затем мюзикл обрел более содержательные черты, способность решать серьезные драматургические задачи, через более серьезные выразительные средства. Со временем драматургия мюзикла, вначале в основном песенного спектакля, усложнилась, обогатилась  развитыми хореографическими формами, приобрела черты сквозного, в некоторых эпизодах и симфонического развития. Расширилась и тематика мюзиклов, углубилась проблемность содержания, жизненность и актуальность сюжета. Усложнился и собственно музыкальный язык – он становится более насыщенным, интересным с мелодической и гармонической точек зрения, ритмически богатым.

Рок – операмузыкально - сценический жанр, использующий структурные принципы традиционной оперы (сюжетная связность элементов), стилистической основой, которого является рок- музыка.

Возник этот жанр в 1960-х годах в США как разновидность мюзикла.

Первая русская рок – опера «Орфей и Эвридика» композитора А. Журбина (написал около  50 рок – опер. В современное время этот жанр становиться очень популярным. Появляются и детские рок – оперы. Первая в мире детская рок – опера «Джельсомино» А. Клевицкого, Н. Денисова, а также, «Гадкий утенок» В. Калле, Н. Денисова, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Е. Лапейко, В. Калле  на основе сказки А.Пушкина, «Алые паруса» Н. Воробьева.

Театр песни представляет собой разыгрывание песни как мини-спектакль. Самый главный принцип: исполнить песню – значит сыграть ее.

Виды театрализации песни:

·        музыкальный диалог (исполнение песни по ролям: солист и хор, ансамбль и хор, две группы хора и т.п.);

·        инсценирование песни (содержание песни воспроизводится в «лицах» при помощи различных выразительных средств: музыкальной и речевой интонаций, пантомимы, жеста, позы, мизансцены, танцевальных движений, костюмов или деталей костюма);

·        музыкальный рассказ. (солист или солисты исполняя песню, передают ее эмоционально-образное содержание, как бы «рассказывают» ее. На втором плане появляются герои в костюмах. Действие представляет собой танцевально-пластическую композицию, костюмированное шествие, элементы цирковых и акробатических номеров и т.п.).

 

 

2 класс

 

№№

Наименование четверти, темы урока

Вид учебного занятия

Общий объём времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоя тельная работа

Аудиторные занятия

 

1.Четверть «Мир эмоций и чувств»

 

18

9

9

 

1.1.«Радость, удивление, счастье».

Урок

2

1

1

 

1.2. «Нежность, забота, интерес». 

Урок

2

1

1

 

1.3. «Гордость, величие, важность».

 

Урок

2

1

1

 

1.4. «Печаль, страдание, горе».

Урок

2

1

1

 

1.5. «Боль, обида, сожаление».

Урок

2

1

1

 

 

1.6. «Стыд, застенчивость, скромность».

Урок

2

1

1

 

 

1.7. «Гнев, ярость, испуг, страх».

Урок

2

1

1

 

 

1.8. «Добро и зло, любовь и ненависть, верность и предательство, честность и обман, щедрость и корысть».

 

Урок

2

1

1

 

1.9. Текущий контроль.

Контрольный урок

2

1

1

 

 

 

 

 

 

 

2. Четверть «Голосовая гамма» (сценическая речь)

 

14

7

7

 

2.1. «Активное расслабление «Великий покой».  

Урок

2

1

1

 

2.2.«Активизация жизненных сил «Энергия».

Урок

2

1

1

 

2.3. «Искусство пения – искусство дыхания».   

Урок

2

1

1

 

2.4. «Чудо - лесенка» (диапазон).

Урок

2

1

1

 

2.5. «Искусство оратора» (дикция).

Урок

2

1

1

 

2.6. «Тембр – окраска голоса».

Урок

2

1

1

 

2.7. Текущий контроль.

Контрольный урок

2

1

1

 

 

 

 

 

 

 

3. Четверть «Жест – движение - мысль» (сценическое движение).

 

20

10

10

 

3.1. «Музыка – эмоция - движение».

 

Урок

2

1

1

 

3.2. «Музыка – чувство – движение».

 

Урок

2

1

1

 

3.3. «Выразительность в пластике».

 

Урок

2

1

1

 

3.4.  «Изобразительность в пластике».

 

Урок

2

1

1

 

3.5 «Танцевальные движения в фольклоре (пляска, хоровод)».

 

Урок

2

1

1

 

3.6.  «Танцевальные движения в классических танцах (вальс, полька,  танго)».

 

Урок

2

1

1

 

3.7. «Танцевальные движения в современных танцах».

 

Урок

2

1

1

 

3.8. «Импровизация мимики, жеста и движений».

 

Урок

2

1

1

 

3.9. «Диалог мимики, жеста и движений».

 

Урок

2

1

1

 

3.10. Текущий контроль.

Контрольный урок

2

1

1

 

 

 

 

 

 

 

4.Четверть «Сезам, откройся!» (сценическая драматургия).

 

 

18

9

9

 

4.1. «Театр песни».

Урок

2

1

1

 

4.2.«Театрализованное представление».

Урок

2

1

1

 

4.3.«Театрализованный концерт».

Урок

2

1

1

 

4.4.«Музыкальная сказка».

 

Урок

2

1

1

 

4.5.«Музыкально – литературная (поэтическая) композиция».

Урок

2

1

1

 

4.6. «Детская опера».

 

Урок

2

1

1

 

4.7. «Рок - опера».

Урок

2

1

1

 

4.8. «Мюзикл».

 

Урок

2

1

1

 

4.9. Итоговый контроль.

Урок-концерт. Театрализованное представление.

Контрольный урок

2

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

Учебная программа по предмету «Музыкальный театр»  на 1 год. В распределении учебного материала по четвертям обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала.

Содержание учебного предмета «Музыкальный театр» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музыкальному театрализованному действу.

Годовые требования содержат доступный уровень сложности распределения учебного материала по четвертям обучения, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся.

 

Распределение учебного материала по четвертям обучения.

Основной уровень сложности:

 

1 четверть

Сценические эмоции, их классификация (возбуждение – успокоение, удовольствие – неудовольствие, напряжение - разрядка).

Функции эмоций (коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная).

Сценические чувства, их классификация.

Психологический тренинг.

Театр.

Театральная игра.

Игры – этюды.

Художественный образ.

Музыкальный образ.

Виды образов (одноплановый, многоплановый, тождественный,

контрастный, конфликтный, вариационный и т.д.).

Типы образов (лирический, героический, эпический, смешанный).

Сцена.

Артист.

Состояние.

Процесс.

Интонация, ее виды

Параметры общения: оборонительность, наступательность,

инициативность, деловитость, сила, слабость, дружественность,

враждебность и т.д.

Приемы эмоциональной выразительности исполнения.

 

2 четверть

Понятие о музыкальных и шумовых звуках.

Психологическая и мышечная свобода («зажимы»).

Регистр.

Строение голосового аппарата.

Охрана и гигиена голоса.

Правила орфоэпии.

Приемы звукообразования.

Типы певческого дыхания.

Приемы артикуляции.

Приемы эмоциональной выразительности исполнения.

Понятия мимика, жесты.

Понятие диапазона голоса.

Понятие тембра голоса.

Понятие паузы в музыкальной и разговорной речи.

Понятие моделирование образа.

Интонация, ее виды.

Понятие штрихов в музыке  и в слове.

Смена темпоритма.

Понятие логическая пауза, логическое ударение.

Звукоподражание.

Понятие ритма в музыке и в слове (их  различие и совпадение).

 

 

3 четверть

Мимика.

Жест.

Движение.

Выразительность.

Изобразительность.

Импровизация.

Танец, его виды.

Драматургия (композиция), ее виды.

Строение фразы, предложения в музыкальном и литературном

произведениях.

Приемы звукообразования.

Типы певческого дыхания.

Приемы артикуляции.

 

4 четверть

Театральная игра.

Игры – этюды.

Художественный образ.

Музыкальный образ.

Виды образов (одноплановый, многоплановый, тождественный,

контрастный, конфликтный, вариационный и т.д.).

Типы образов (лирический, героический, эпический, смешанный).

Сцена.

Артист.

Приемы, упражнения подготовки голосо-речевого аппарата

к работе над песней, художественно-музыкальным произведением.

Приемы звукообразования.

Типы певческого дыхания.

Приемы артикуляции.

Приемы эмоциональной выразительности исполнения.

Жанры хорового музыкального театра (те6атральная композиция,

театрализованное представление, детская опера, рок – опера,

музыкальная сказка, музыкально-поэтическая композиция,

театрализация песни, мюзикл).

История развития детского хорового и театрального творчества

в России.

 

В ходе всех четвертей обучения обучающиеся знакомятся с профессиональной терминологией театрального искусства.

 

Словарь театральных терминов

 

Авансцена — пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.

Актер — деятельный, действующий (акт — действие) участник игры.

Амфитеатр — места для зрителей, расположенные за портером.

Антракт — промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты — одобрительные хлопки зрителей.

 Афиша — объявление о представлении.

Балет — вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.

Бельэтаж — первый этаж зрительного зала над партером и амфитеатром.

 Бенуар — ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.

 Бутафория — предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих в театральных постановках (посуда, еда, оружие, украшение).

Грим — подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. д.) внешности, необходимой актеру для данной роли.

Декорация — украшение, художественное оформление действия на театральной сцене.

Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами.

Драма — сочинение для сцены.

Жест — движения рук, головы, передающие чувства и мысли.

Занавес — полотнище, которое закрывает сцену от зрительного зала.

Задник — расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

 Карман — боковая часть сцены, скрытая от зрителей.

 Кулисы — вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.

Мизансцена — сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.

Мимика — мысли и чувства, передаваемые не словами, а телодвижениями, выражением лица, отражающие эмоциональное состояние.

Монолог — речь одного лица, мысли вслух.

Опера — музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.

Оперетта — веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговорами.

Падуга — горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.

Пантомима — выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.

Парик — накладные волосы.

Партер — места в зрительном зале ниже уровня сцены.

Режиссер — управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.

Реквизит — вещи, необходимые актерам по ходу действия спектакля.

Ремарка — пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.

Репертуар — пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.

Репетиция — повторение, предварительное исполнение спектакля.

Реплика — фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие.

Театр — место дня зрелищ.

Штанкет — металлическая труба на тросах, к которой крепятся кулисы, детали декораций.

Фойе — помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.

 

 

Формы работы на уроках «Музыкальный театр»

 

На каждом уроке необходимо использовать разнообразные формы музыкального воспитания, образования и развития: (театральные игры, театрально-игровые упражнения на развитие дыхания, дикции, звукообразования, артикуляционная гимнастика,  интонационно-фонетические упражнения, распевание, разнообразные приемы вокально-хоровой работы при разучивании песен разнообразного характера, сюжета, настроения, музыкально – дидактические игры, творческие задания на развития музыкальных и театральных навыков, умений и знаний, импровизация).

Структура занятия может меняться. Это зависит от основной цели его содержания. Нужно помнить о детской психике, которая требует смены впечатлений, а значит надо периодически менять содержание, формы и структуру занятия.

Проводить занятия следует эмоционально и увлекательно. От руководителя требуется хорошее настроение и доброжелательность. Педагог создает такую атмосферу на занятии, при которой дети сами должны быть заинтересованы в «оживлении» музыкальных образов, сами должны захотеть участвовать в музыкальном театре. Каждое занятие – это яркий мини-спектакль, игровой сюжет, в который вовлекаются дети. Играя, фантазируя, исполняя хоровые произведения, дети шаг за шагом познают мир музыки и театра.

 

 

Примерная структура урока

 

1.Мимическая разминка  (театральные игры на развитие мимики, пластики, жеста; развитие естественных психомоторных способностей детей, развитие свободы и выразительности движений)

Задачи:

-         Снимать зажатость и скованность.

-         Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

-         Развивать воображение и веру в сценический вымысел.

-         Активизировать ассоциативное и образное мышление.

-         Развивать фантазию, воображение, эмоциональную сферу детей.

-         Совершенствовать умение создать образы с помощью жеста и мимики.

 

2.Упражнения на дыхание.

Задачи:

-         Тренировать опору дыхания (формировать певческую опору).

-         Развивать различные виды дыхания (смешанное, диафрагмальное).

-         Учить умению экономно расходовать дыхание.

-         Выработка навыков спокойного певческого дыхания в напевном и легком звучании голосов.

-         Выработка опертого дыхания при смене различной динамики в подвижных темпах.

 

3.Артикуляционная гимнастика.

Задачи:

-         Активизировать мышцы лица, шеи, плечевого пояса.

-         Развивать органы артикуляционного аппарата (губы, нижняя челюсть, язык, глотка, мягкое небо)

-         Развивать умение напрягать и расслаблять различные группы мышц, вплоть до полной релаксации.

-         Развивать артикуляционную моторику, дыхание.

-         Учить детей отчетливому фонетически определенному и грамотному произношению

 

 

4.Интонационно-фонетические упражнения.

Задачи:

-         Учить создавать голосом звукоизобразительную импровизацию, играя фонемами и словами.

-         Развивать темброво-динамическую окраску голоса.

-         Развивать гибкость голоса, расширять голосовой диапазон.

-         Учить владеть приемом речевого, вокального глиссандирования.

-         Тренировать свободу звучания с мягкой атакой.

-         Развивать  дикцию.

-         Выравнивать звучания гласных по тембру

-         Выработка навыков короткого, энергичного произнесения согласных.

 

5.Распевания и вокальные упражнения.

Задачи:

-         Развивать интонационный, мелодический слух.

-         Развивать навык стройного одноголосного пения.

-         Выравнивание, округление гласных.

-         Развивать навыки точного интонирования при движении по полутонам.

-         Развитие единого тембрового звучания.

-         Выработка энергичного полного форте, мягкого пиано и навыков пения с различной динамикой.

-         Выработка напевности, протяжности, легкости звучания голосов.

-         Выработка отрывистого характера звуковедения.

 

 

6.Вокально-хоровая работа при разучивании песен разнообразного характера, сюжета, настроения.

 

Задачи:

-         Развивать навык выразительного исполнения в соответствии с характером и образным содержанием вокально-хорового произведения.

-         Развивать навык ансамблевого пения.

-         Развивать у детей понимание смысла дирижерского жеста.

-         Развивать умение воплощать творческий замысел в исполнении сольных и хоровых произведений.

-         Учить детей умению театрализовать песню, обыгрывая ее содержание, свободно ориентироваться в пространстве, создавать яркий, выразительный образ звучащего произведения.

 

 

 

Примерный репертуар основных видов деятельности на уроке

 

 

1.Театральные игры:

- «Лисичка в саду»

- «Медвежата в берлоге»

- «Холодно-жарко»

- «Петрушка»

- «Спать хочется»

-«Стрекоза замерзла»

- «Настроение»

- «Приехали гости»

- «Спящий котенок»

- «Золотые капельки»

- «Клоуны»

- «Кислый лимон»

- «Игра в снежки»

- «Кривляки»

- «У моря»

 

2.Упражнения на дыхание:

- «В саду»

- «Бабочка, лети»

- «Цветок»

- «Перед сном»

- «Насос»

- «Одуванчик»

- «Осенний ветер»

- «Резиновые игрушки»

- «Холодно зимой»

- «Цветочный магазин»

- «Подуй на свечу»

- «Зимняя вьюга»

- «Воздушный шарик»

- «Поклонение солнышку»

- «Мельницы»

 

3.Артикуляционная гимнастика:

- «Уточка»

- «Солнышко»

- «Лошадка»

- «Сказка осени»

- «Дразнилка»

- «Разбудим язычок»

- «Горячая картошка»

- «Музыка леса»

- «На машине»

- «Прогулка»

- «Обезьянка»

- «Антошка»

- «Удивленный бегемот»

- «У кого что внутри»

- «Джунгли»

 

4.Интонационно-фонетические упражнения:

- «Весенние голоса»

- «Птичий двор»

- «Заблудился ослик»

- «Кошечка»

- «Ежик»

- «Птичка»

- «Петушок»

- «Летит самолет»

- «Больной зуб»

- «С горки на горку»

- «Песня петушка»

- «В доме моем тишина»

- «Капризуля»

- «Колокол звучит»

- «Дрессированные собачки»

 

5. Хоровое пение:

- «Дождик» Б. Заходера

- «Гномик» О. Юдахиной

- «Кукушка» Н. Елисеева

- «Радуга» Е. Архиповой

- «Слон и скрипочка» В. Кикты

- «День добрый» К. Анрерса

- «До чего же грустно» С. Соснина

- «Яблонька» А. Даттаха

- Р.н.п. «Барашеньки»

- Р.н.п. «Лиса»

- Р.н.п «Сороки»

- Р.н.п «Зайка»

- Р.н.п «Петушок»

- Р.н.п. «Скок-поскок»

- «Золотая песенка» Г. Вихаревой

- «Колыбельная ежика» А. Берлина

- «Колобок» Г. Струве

- «Курица» Н. Соловьева

- «Вышел месяц из тумана» Ж. Металлиди

- «В гости к солнышку придем» Г. Назаровой

- «Озорной дождик» Г. Вихаревой

- Бел.н.п. «Реченька»

- Бел.н.п. «Перепелочка»

- «Цыплята» Г.Гусейнли (азерб.)

- Эст.н.п. «Хор нашего Яна»

- Эст.н.п. «У каждого свой инструмент»

- Итальян.н.п.«Макароны»

- «Песня ручейка» С. Соснина

- «Весенний будильник» С. Соснина

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы учебного предмета «Музыкальный театр» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, в области театрально-музыкального искусства;

- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, в области актерского мастерства;

-наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе: первичные теоретические знания профессиональной музыкальной и театральной терминологии;

–умение органично, естественно и пластично использовать мимику, жест, движения и пантомиму в театрализации песен;

- знать правила охраны и гигиена своего голоса;

- знать основные правила орфоэпии;

- уметь брать дыхание между фразами;

- уметь владеть мягкой и твердой атакой звука;

- уметь активно артикулировать;

- уметь выделять логические ударения во фразах.

 

Примерные требования на итоговом уроке во 2 классе

 

Принять участие в итоговом контрольном уроке, который может быть проведен учителем в разных жанрах (урок-концерт, урок-спектакль, урок-музыкальная гостиная, урок-сказка, урок – опера, урок – мюзикл, урок-импровизация, урок-детская сказка, урок-фантазия, урок-творчество). Не зависимо от жанра урока, учащийся должен продемонстрировать усвоение основных музыкальных знаний и умений, навыков, приобретенных в течение года:

– чистое интонирование мелодии песен;

– эмоциональное, выразительное, артистичное, осознанное

 исполнение песен;

– владение основными вокально-хоровыми навыками

(дыхание, дикция, звукообразование);

– владение мимикой, жестами, танцевальными движениями.

 

 

Методическое обеспечение учебного процесса

Для реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный театр» были созданы

учебно-методические пособия Т.А.Поливода: «Развитие диапазона голоса», «Тренировка речевого аппарата, повышение голосовых возможностей, формирование навыков выразительной речи», «Художественно – творческая деятельность детей на уроках  по дополнительным общеразвивающим программам в области музыкального искусства».  Предложенные задания и упражнения в пособиях являются доступной, эффективной базой для начинающих заниматься уроками театра и вокала. Театральные упражнения позволяют более свободно, непринужденно справляться с учебно -  воспитательными задачами

 В этом разделе содержатся методические рекомендации для преподавателей. Рекомендации преподавателям составлены по основным формам работы в классе.

 

1. Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы.

 

1.     Мимическая разминка.

 

- Помнить, что с мимической разминки начинается театрально-хоровое занятие, оно входит в эмоциональную сферу всего занятия.

- Упражнения лучше подбирать по тематическому принципу.

- Упражнения должны тренировать разные группы мышц.

- Напряжение мышц должно чередоваться с расслаблением.

- Не забывайте о комплексном подходе к развитию навыков и способностей ребенка (вокально-хоровых, театральных, обще-музыкальных).

- Все упражнения должны исполняться в достаточно быстром темпе, без пауз и заминок.

- Старайтесь, чтобы упражнения активизировали весь голосовой и двигательный аппарат.

         

2.     Вокально-хоровая работа при разучивании песен

 разнообразного характера, сюжета, настроения.

 

Эффективность вокально-хоровой деятельности педагога зависит от владения разнообразными приемами работы. Необходимо помнить, что при выборе приемов работы над разучиванием песни, педагог должен исходить:

·                                из ее эмоционально-образного содержания;

·                                этапа работы над песней;

·                                индивидуальных особенностей детей;

·                                формирования необходимых вокально-хоровых навыков.

То есть непосредственной работе с детьми должна предшествовать большая подготовительная работа. После окончания такой работы нужно сделать для себя режиссерский анализ этой песни, мысля ее маленьким спектаклем со своими героями, сюжетом, конфликтом, кульминацией, развязкой. Спектаклем, у «героев» которого свои цели и план действий, а у режиссера  - по К.Станиславскому: «Я хочу говорить с вами об этом ради того, чтобы…»

Когда вы это себе представляете, и песня уже звучит в вас, вы можете начинать готовить к ее исполнению детей. Нужно подумать, как показать им песню ярко, эмоционально, выразительно и увлечь детей чувствами, образами, звуками.

Немаловажное значение для поддержания яркого эмоционального фона на занятии кроме песенного репертуара имеет музыкальное сопровождение к театральным и вокальным играм, упражнениям. Музыка помогает детям глубже ощутить чувства, эмоции, интонационную и ритмическую выразительность, пластичность движений. Например: этюд - «Морское путешествие» может сопровождаться музыкой Н.А. Римского-Корсакова «Океан-море синее», этюд «Клоуны» - музыкой «Клоуны» Д.Б. Кабалевского, мимическая разминка – музыкой В.Моцарта «Рондо в турецком стиле».

 

3.     Упражнения на дыхание.

 

- Удлинение выдоха достигается тем, что во время расходования воздуха нужно ощущать, будто продолжается вдох, то есть стараться сохранить дыхательную установку грудной клетки. Для чувства опоры звука особенно большое значение имеет ощущение напряжения спинных, поясничных, межреберных мышц и мышц брюшного пресса и в связи с этим ощущение столба воздуха как бы опирающегося на диафрагму.

- Надо помнить, что только дыхание в меру полезно голосу.

- Полезно контролировать вдох и выдох положа ладонь на нижние ребра.

ренировку подвижности диафрагмы и силы брюшного пресса рекомендуется проводить без звука, дышать при этом можно не зависимо от упражнения. Тренировка поводится на двух позициях в соответствии с положением живота и диафрагмы.

- Упражнениями на дыхание заниматься следует по пять - десять минут в зависимости от состояния здоровья.

- Тренировку дыхания следует начи­нать с активного Вдоха, затем сделать небольшую паузу, медленно, умеренно заполняя легкие во все стороны, но не до отказа, для достижения желаемых результатов следует выполнять следующие правила:

1. Не заниматься в душной, пыльной комнате.

2. Не заниматься сразу после еды (можно не раньше, чем через два часа), а также голодным.

3. Заниматься в одежде, не стесняющей движении.

4. Сохранять хорошую осанку и ноги держать на ширине плеч.

5. Не дышать шумно, вдыхать через нос, выдыхать через рот.

6. Не набирать слишком много воздуха, оставить возможность еще добрать если нужно.

7. Не поднимать плечи и ключицы при дыхании, за исключением специалъных заданий.

8. Дышать равномерно, без толчков.

9. Заниматься с перерывами на отдых, не доходя до утомления.

- При тренировке дыхания счет производить мысленно.

- Исходное положение при всех упражнениях: ноги на ширине плеч, хорошая осанка: шея вертикальная, плечи немного развернуты назад.

 

 

4.     Упражнения на дикцию, артикуляцию.

 

- Гигиенический (поглаживающий) само- массаж - помогает подготовить артикуляционно-речевой аппарат к действию, снять внутреннее напряжение, победить неуверенность. Проводить его необходимо регулярно (массаж лба, массаж верхней части лица, массаж средней части лица, массаж верхней и нижней губы, массаж нижней челюсти, массаж слизистой оболочки рта и дёсен, массаж твёрдого нёба, массаж шеи,  массаж живота, массаж меж рёберных мышц, массаж спины).

-  Гигиенический массаж – прекрасная разминка для выступающего. Она придаёт телу чувство лёгкости и раскованности, а лицу – выражение спокойной уверенности.

- Прибаутки, считалки, докучные сказочки, долгоговорки, скороговорки, приговорки, пословицы – прекрасный материал для развития дикции, артикуляции.

- При произнесении долгоговорок необходимо подчинение одной действенной задачи – точному значению того, ради чего произносится текст. Идеальное произношение долгоговорки – на одном дыхании. Для этого требуется хорошо сформированный длинный выдох. На начальных этапах занятий долгоговорку можно делить на части и не заметно добирать дыхание.

- Упражнения желательно начинать разучивать с медленного темпа и постепенно ускоряя.

- Правильное произнесение звуков речи зависит от работы артикуляционных органов: губ, нижней челюсти, языка, мягкого неба с маленьким язычком, гортани с голосовыми связками. Любые нарушения и травмы этих органов неизбежно скажутся на дикции. Поэтому необходимо незамедлительно излечивать любые заболевания этих органов у ребенка.

- В образовании звуков участвуют также резонаторы полости грудной клетки, гортани, зева, рта, носоглотки, носа. Если один из резонаторов «закрыт» (например, при насморке, нарушение дыхания и т.д.), звук гаснет, искажается, становится тусклым и нечетким.

- Произношение гласных требует внимания и самоконтроля. Перед работой над каждым предложенным упражнением можно сделать еще и специальное упражнение, имитирующее зевок. Оно значительно расширяет ротоглоточную полость. Необходимо почувствовать, что гортань как будто расширяется, образуется купол, который является мощным дополнительным резонатором.

- При работе над дикцией полезно пользоваться зеркалом, чтобы контролировать свою мимику: движения органов речи должны быть мягкими и плавными. Нужно постоянно проверять, свободна ли от зажима шея, не поднимаются ли в напряжении брови.

 

 

5.     Распевания и вокальные упражнения.

 

Принципы, которые должны соблюдаться при подборе упражнений:

- образно-художественный материал;

- максимальная связь с живым материалом;

- соответствие нескольким задачам.

 Вокальные упражнения – это многократно повторяющиеся специальные организованные действия, им должно быть свойственно:

- повторность;

- определенная организация;

- целенаправленность.

 

При подборе упражнений нужно учитывать:

- возрастные особенности детей (диапазон, возраст);

- технические трудности произведений;

- целенаправленность упражнений;

- систематичность в подборе, последовательность, постепенное усложнение;

- должна быть свойственна ладовая ясность и простота;

- должна быть просты по ритму и мелодии;

- темп вести медленно к ускорению постепенно;

- петь упражнения в виде модуляций секвенций;

- поддержка в аккомпанементе только гармоническая, еще лучше петь а`саppella;

- начинать упражнения в центральном участке диапазона, ровно, сила звука mf.           

 

 

6.     Условия успешного проведения занятия по «Музыкальному театру».

- Необходимо создать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на их промахах и ошибках.

- Сам педагог должен быть психологически свободен, эмоционален, артистичен.

- Занятие должно проходить в хорошем темпе, что позволяет создать атмосферу игры, увлеченности, сосредоточенности на певческой, театрально-творческой деятельности.

- Дозировка всех видов упражнений должна быть не менее 3-4 раз.

- Педагог должен осуществлять индивидуальный подход, проявлять уважение к личности ребенка, веру в его способности и возможности.

- Необходимо тщательно продумывать музыкальный фон занятия в соответствии с содержанием и эмоциональным характером этюдов, заданий, упражнений и танцев.

- Педагог должен продумывать словесную характеристику образов или воображаемых ситуаций. Точная, яркая  речь руководителя поможет детям проявить себя в предложенных обстоятельствах.

- Необходимо продумывать пластику движения, выбирать наиболее целесообразные движения в соответствии с данным этюдом, заданием упражнением, песней и танцем.

- Старайтесь сохранять эмоционально-образную атмосферу на протяжении всего занятия.        

- Обучение и развитие детей должно проходить в игровой форме.

- Сохраняйте творческий подход, импровизационность в работе с детьми.

- Помните, что каждый ребенок талантлив от природы. Активируйте творческую фантазию, воображение, ассоциативное мышление детей.

- Важнейшим на занятии является сам процесс творческого переживания, воплощения художественного образа, а не результат.

- Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя.

- Помогайте ребенку выразить свои ощущения, впечатления через мимику, пластику, жест, танцевальные и другие виды движения.

- Помните, что педагог – образец, которому дети подражают. Поэтому будьте примером артистичности, выразительности, эмоциональности в исполнительском и репетиционном процессе.

- Развивайте внутреннюю свободу в детях. Не допускайте «зажимов» у детей ни внутренних (неуверенность в себе), ни внешних (крикливое пение, угловатость, резкость в движениях и т.д.)

- Помните, что пение это коллективный процесс. Учите детей взаимодействовать друг с другом «в предлагаемых обстоятельствах»

- Продумайте методические приемы в работе над вокально-хоровыми произведениями.

- Распределите материал в определенной последовательности в соответствии со структурой занятия.

- Определите цель и тему занятия.

- Продумайте формы работы с детьми (по группам, с солистами, со всем хором и т.д.)

 


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

1.       Абдуллин Э., Николаева Е. Методика музыкального образования. – М.: Музыка, 2006. – 336 с.

2.       Абдуллин Э., Николаева Е. Теория музыкального образования. – М.:  Академия, 2004. – 336 с.

3.       Агапова И.А., Давыдова М.  30 музыкальных занятий для начальной школы. - М.: Аквариум БУК, 2002. – 240 с.

4.       Алиев Ю. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Владос, 2000. – 336 с.

5.       Гайнутдинова Л. Режиссер пришел в школу // Искусство в школе – 1993. - № 4. С. 62- 67.

6.       Глаголева Н., Соколова Н. О работе театральной студии  // Искусство в школе – 2000. - № 2. С. 42-45. 

7.       Зимина А. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М: Владос, 2000. – 304 с.

8.       Кирнарская Д. Музыка – лучший педагог // Искусство в школе.- 2005. - №1. С. 3- 6.

9.       Клященко Н. Театр в школе // Искусство в школе – 1993. - № 3. С. 4- 6.

10.   Копылова А. Технология урока искусства // Искусство в школе – 2005. - № 3. С. 8-13.

11.   Коршунов А. Вся жизнь игра // Искусство в школе – 2003. - №3. С.79-82.

12.   Осеннева М.С. Хоровой класс и практическая работа с хором. – М.: Академия, 2003. – 189 с.

13.   Петрова А. Сценическая речь. М.: Искусство, 1981. – 190 с.

14.   Сергеева Г.  Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. – М.: Академия, 2000. – 128с.

15.   Стулова Г. Теория и практика работы с детским хором.– М.: Владос, 2002. – 176 с.

16.   Чикалова С. Художественно-педагогическая идея и целостность урока // Искусство в школе – 2005. - № 2. С. 71-73.

17.   Чич – Головина И. Восхождение к учителю или Путь к себе // Искусство в школе – 2004. - № 6. С. 83-90.

18.   Школяр Л. Музыкальное образование в школе. - М.: Академия, 2001. – 231с.

19.   Школяр Л. Музыкальное образование – культуросообразное и развивающее // Искусство в школе – 2004. - №2. С. 3-10.

20.   Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. - М.:  Аквариум, 1999. – 272 с.

 

 

 

Интернет - ресурсы

  1.  «Дошкольная педагогика». http://www.doshped.ru
  2. «Воспитатель ДОУ». http://doshkolnik.ru
  3. «Детский сад от А до Я».— http://detsad-journal.narod.ru
  4. «Воспитание дошкольника».  — http://dovosp.ru
  5. Портал "Сеть творческих учителей"  http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com
  6. Музыка в школе  http://www.art-in-school.ru/music/index.php?page=00
  7. Музыкальная палитра  http://www.muspalitra.ru/
          

 


Скачано с www.znanio.ru

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

Печатается по решению ПЦК дисциплин профессионального цикла

Печатается по решению ПЦК дисциплин профессионального цикла

Программа по дополнительному образованию обучающихся

Программа по дополнительному образованию обучающихся

Любой урок должен быть увлекательным, приносить радость, иначе он станет надоедливой обязанностью, от которой захочется избавиться

Любой урок должен быть увлекательным, приносить радость, иначе он станет надоедливой обязанностью, от которой захочется избавиться

Музыкальные драматические представления имеют следующие отличительные особенности: · тематизм; · доступность; · зрелищность; · четкая сюжетная линия; · характеристика героев дается через небольшие песни с…

Музыкальные драматические представления имеют следующие отличительные особенности: · тематизм; · доступность; · зрелищность; · четкая сюжетная линия; · характеристика героев дается через небольшие песни с…

Однако - дети должны понимать, что элементы пластики, жеста, пантомимы и другие театральные приемы не являются развлекательными

Однако - дети должны понимать, что элементы пластики, жеста, пантомимы и другие театральные приемы не являются развлекательными

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный театр» со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий составляет 35 недель в год

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный театр» со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий составляет 35 недель в год

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

В работе педагога и обучающихся активно используется наглядно-дидактический материал, атрибуты

В работе педагога и обучающихся активно используется наглядно-дидактический материал, атрибуты

Первая четверть обучения. Ключевая тема: «Мир эмоций и чувств»

Первая четверть обучения. Ключевая тема: «Мир эмоций и чувств»

Ключевая тема: «Жест – движение – мысль…» (сценическое движение)

Ключевая тема: «Жест – движение – мысль…» (сценическое движение)

Танцевальная композиция в контексте спектакля используется и, как иллюстрация основного действия, и как, самостоятельная миниатюра

Танцевальная композиция в контексте спектакля используется и, как иллюстрация основного действия, и как, самостоятельная миниатюра

Осенняя сказка», «И помнит мир спасенный» и т

Осенняя сказка», «И помнит мир спасенный» и т

На втором плане появляются герои в костюмах

На втором плане появляются герои в костюмах

Активное расслабление «Великий покой»

Активное расслабление «Великий покой»

Четверть «Сезам, откройся!» (сценическая драматургия)

Четверть «Сезам, откройся!» (сценическая драматургия)

Психологический тренинг. Театр

Психологический тренинг. Театр

Жест. Движение. Выразительность

Жест. Движение. Выразительность

Антракт — промежуток между действиями спектакля

Антракт — промежуток между действиями спектакля

Репертуар — пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени

Репертуар — пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени

Развивать пластическую выразительность и музыкальность

Развивать пластическую выразительность и музыкальность

Развивать навыки точного интонирования при движении по полутонам

Развивать навыки точного интонирования при движении по полутонам

В саду» - «Бабочка, лети» - «Цветок» - «Перед сном» - «Насос» - «Одуванчик» - «Осенний ветер» - «Резиновые игрушки» - «Холодно зимой» - «Цветочный…

В саду» - «Бабочка, лети» - «Цветок» - «Перед сном» - «Насос» - «Одуванчик» - «Осенний ветер» - «Резиновые игрушки» - «Холодно зимой» - «Цветочный…

В доме моем тишина» - «Капризуля» - «Колокол звучит» - «Дрессированные собачки» 5

В доме моем тишина» - «Капризуля» - «Колокол звучит» - «Дрессированные собачки» 5

Примерные требования на итоговом уроке во 2 классе

Примерные требования на итоговом уроке во 2 классе

В этом разделе содержатся методические рекомендации для преподавателей

В этом разделе содержатся методические рекомендации для преподавателей

Музыка помогает детям глубже ощутить чувства, эмоции, интонационную и ритмическую выразительность, пластичность движений

Музыка помогает детям глубже ощутить чувства, эмоции, интонационную и ритмическую выразительность, пластичность движений

Упражнения на дикцию, артикуляцию

Упражнения на дикцию, артикуляцию

Принципы, которые должны соблюдаться при подборе упражнений: - образно-художественный материал; - максимальная связь с живым материалом; - соответствие нескольким задачам

Принципы, которые должны соблюдаться при подборе упражнений: - образно-художественный материал; - максимальная связь с живым материалом; - соответствие нескольким задачам

Необходимо продумывать пластику движения, выбирать наиболее целесообразные движения в соответствии с данным этюдом, заданием упражнением, песней и танцем

Необходимо продумывать пластику движения, выбирать наиболее целесообразные движения в соответствии с данным этюдом, заданием упражнением, песней и танцем

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ 1

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ 1

Воспитатель ДОУ». http://doshkolnik

Воспитатель ДОУ». http://doshkolnik
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2020