Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 233»
|
|
Утверждаю: Заведующий МДОУ «Детский сад №233» _____________Зарубина С.В. «_____»_____________2022г.
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности
«Театральная студия «Искорка»
Возраст обучающихся:5 - 7 лет Срок реализации: 2 года
|
Автор-составитель: Видова М.И.
г. Ярославль, 2022
Оглавление
1. Пояснительная записка ……………..……………………………3
2. Ожидаемые результаты …………………………………….........11
3. Учебно-тематический план ……………………………………...14
4. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ……...19
5. Список используемой литературы………………………………20
6. Приложения…………………………………………………………21
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста.
Составлена на основе: авторской программы «Театр – творчество - дети» Сорокиной Н.Ф., Т.С.Григорьевой; программы « Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012 «Я – Ты – Мы»; Программы социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003./
Программа театральной студии «Искорка» направлена на художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста.
Актуальность программы
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкально - театральном искусстве, как синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности.
В формировании духовно развитой личности, в усовершенствовании человеческих чувств, в понимании явлений жизни и природы грандиозную роль играет – искусство.
Знакомство с искусством формирует свой эстетический идеал, помогает соотносить культуру разных эпох и народностей, а также совершенствует эстетический вкус. В условиях ДОУ наиболее эффективным является введение ребёнка в мир искусства через театральную деятельность, базирующуюся на игре. А игра, как мы знаем, является ведущей деятельностью для ребёнка на данном этапе. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Отличительные особенности программы
Отличительными особенностями данной программы является её практическая направленность, реализуемая через участие детей в различных формах театрализованной деятельности, а также использование современных информационно-коммуникативных технологий в образовательном, воспитательном и развивающем процессах.
Цели программы:
Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.
Задачи программы:
1. Обучающие:
· Последовательно знакомить детей с различными видами театра;
· Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением;
· Систематизировать представления о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
· Формировать у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
· Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
2. Развивающие:
· Развивать умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
· Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
· Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
· Развивать фантазию, творчество, проявлять свою индивидуальность и неповторимость;
3.Воспитательные:
· Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
· Воспитывать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
· Воспитывать культуру общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
· Воспитывать чувства осознанной необходимости друг в друге, понимания, взаимопомощи, дружбы.
Принципы:
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.
Адресат программы:
Старший дошкольный и подготовительный к школе возраст (5-6, 6-7 лет)
В возрасте 5-6 лет ребенок обладает существенными возможностями для проявления себя в театральном творчестве. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность нервной системы, появляется способность активного мышления. Становится достаточно развитой речь, дети свободно высказывают свои суждения о содержании художественного произведения. Формируется система оценок, восприятие становится целенаправленным.
Общий и художественный кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях, определенный запас впечатлений от произведений литературы, изобразительного искусства, от праздников и развлечений способствует развитию детской фантазии, творческого воображения. Всё это положительно сказывается на творческих проявлениях детей.
Дополнительные кружковые занятия с детьми позволяют расширить возможности всестороннего развития детей, укрепления их физического и психического здоровья.
Срок реализации программы: 2 года.
На полное освоение программы требуется 72 часа.
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательного процесса
Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп не более 15 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в первый год обучения – 32, второй год – 32. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия - 30 минут.
Календарный учебный график по предмету
Год обучения |
Окт |
Нояб |
Дек |
Янв |
Фев |
Мар |
Апр |
Май |
Итого |
2022-2023 |
4 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
32 |
Педагогическая целесообразность
Программа соответствует фундаментальным основам возрастной психологии и дошкольной педагогики; реализует культурно-исторический, деятельностный, личностно-ориентированный подходы к развитию ребенка.
Формы работы с детьми - индивидуальные и групповые, теоретические и практические:
• объяснение;
• чтение воспитателя;
• беседы;
• просмотр презентаций и видео;
• разучивание произведений устного народного творчества;
• обсуждение;
• наблюдения;
• словесные, пальчиковые и подвижные игры;
• пантомимические этюды и упражнения;
• артикуляционная и дыхательная гимнастика;
• импровизация;
• инсценировки и драматизация.
Методы организации образовательного процесса:
- словесный (объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы);
- наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры и т.д.);
- практический (повторение упражнений, проведение в игровой форме);
- уподобления характеру художественного образа (моторно-двигательного, мимического, вокального, словесного, тактильного, интонационного);
Основные направления программы (структура занятий):
1.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
Что такое театр, театральное искусство;
Какие представления бывают в театре;
Кто такие актеры;
Какие превращения происходят на сцене;
Как вести себя в театре.
2.Эмоционально-образное развитие. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4.Основы коллективной творческой деятельности. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
5. Навыки кукловождения. Работа над сценками, спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» и «От этюдов к спектаклю»
( обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, разучивание песен; создание эскизов и декораций).
Используемые здоровьесберегающие технологии
• дыхательная гимнастика
• артикуляционная гимнастика.
• пальчиковые игры со словами,
• физкультминутки, динамические паузы.
Прогнозируемые результаты:
1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.
2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.
3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.
4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.
5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.
6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.
7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.
Планируемые результаты к концу первого года обучения:
Ребёнок должен знать:
- некоторые виды театров;
- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
- устройство театра (зрительный зал, фойе, гардероб);
- театральные профессии (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)
Должен уметь:
- уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов;
- уметь подобрать рифму к заданному слову;
- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией
Планируемые результаты к концу второго года обучения:
Ребёнок должен знать:
- все основные виды театров;
- основные приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
- основные жанры театрального искусства;
- иметь представление о некоторых театральных терминах (амплуа, аншлаг, антракт, бис и т.д.)
Должен уметь:
- ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;
- уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки;
- уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
- уметь запоминать заданные режиссером мизансцены;
- на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия; владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
- уметь строить диалог с партнером на заданную тему;
- уметь сочинить рассказ от имени героя;
- уметь составлять диалог между сказочными героями;
- знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов;
- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, и аудиторией.
Способы проверки результатов программы
Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится - 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения программы.
(см. Прил.1-3)
Выступления детей на праздниках и досугах внутри ДОУ и участие детей в ежегодном городском музыкально-театральном фестивале
Примерный учебно-тематический план
1 год обучения
Месяц |
№ |
Тема занятий |
Теоретическая часть |
Практическая часть |
Всего занятий /30 мин./ |
|
Октябрь |
1 |
Театр на ковролине |
«Три медведя» |
0,25 |
0,75 |
1 |
2 |
Осень в лесу |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
3 |
«Репка» |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
4 |
Осень в деревне |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
Ноябрь |
5 |
Пальчиковый театр Настольный театр
|
«Теремок» |
0,25 |
0,75 |
1 |
6 |
Осень в лесу |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
7 |
Сказка «Волшебная дудочка» |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
8 |
Сказка «Волк и 7 козлят» |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
9 |
Волшебный сундучок |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
Декабрь |
10 |
Варежковый театр |
Сказка «Варежка» |
0,25 |
0,75 |
1 |
11 |
Зима в лесу |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
12 |
Ёлочка |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
13 |
Новый год |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
Январь |
14 |
Театр матрёшки. |
Весёлая Коляда |
0,25 |
0,75 |
1 |
15 |
Колобок |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
16 |
Весёлые матрёшки |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
Февраль |
17 |
Театр маски |
Кто в доме главный |
0,25 |
0,75 |
1 |
18 |
Наша дружная семья |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
19 |
Бабушка-забавушка |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
20 |
Весёлое представление |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
Март |
21 |
Театр игрушки |
«Кто сказал «мяу»?» |
0,25 |
0,75 |
1 |
22 |
На пруду |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
23 |
На птичьем дворе |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
24 |
Весна в лесу |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
Апрель |
25-28 |
Музыкально-драматический театр
|
Постановка сказки к городскому фестивалю |
- |
4 |
4 |
Май |
29-32 |
Сводные репетиции и показ сказки к городскому фестивалю Диагностика. |
- |
4 |
4 |
|
Итог |
|
6 |
26 |
32 |
2-й год обучения
Месяц |
№ |
Тема занятий |
Теоретическая часть |
Практическая часть |
Всего занятий /30 мин./ |
Октябрь |
1 |
Знакомство с конусным театром |
Сказка своими руками |
0,25 |
0,75 |
1 |
2 |
«Сказки Осени» Драматизация сказки «Осенняя История» |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
3 |
Музыка ветра, листвы и травы |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
4 |
«Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем» |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
Ноябрь |
5 |
Театр на магнитах, трафаретные куклы |
Спешим в театр |
0,25 |
0,75 |
1 |
6 |
Куклы на магнитах |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
7 |
Учимся быть артистами. Эмоции. |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
8 |
Учимся быть артистами. пантомима |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
9 |
Мы любим театр-викторина |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
Декабрь |
|
Настольный театр |
«Одну простую сказку хочу вам показать…» |
0,25 |
0,75 |
1 |
10 |
«Сделаем сами своими руками» |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
11 |
Такое разное настроение |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
12 |
Инсценирование сказки «Новогодняя сказка» |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
13 |
Сказка «Рождественская елочка» |
0,25 |
0,75 |
1 |
Январь |
14 |
Театр Би - ба - бо. |
Сказки из сундучка |
0,25 |
0,75 |
1 |
15 |
«Учимся быть артистами» |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
16 |
Кто в доме главный |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
Февраль |
17 |
Театр маски |
Попробуем измениться (мимика, жест, голос) |
0,25 |
0,75 |
1 |
18 |
«Изменю себя, друзья, догадайтесь, кто же я?» |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
19 |
Творческое задание: «Рассказываем и показываем знакомые сказки» |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
20 |
Инсценирование Сценки« Как звери маму поздравляли»
|
0,25 |
0,75 |
1 |
||
Март |
21 |
Театр игрушки |
Сказка «Весна в лесу» |
0,25 |
0,75 |
1 |
22 |
Играем с Каркушей |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
23 |
Мы – матрёшки |
0,25 |
0,75 |
1 |
||
24 |
Инсценирование сказки «Полёт в космос» |
0,25 |
0,75 |
1 |
Апрель |
25-28 |
Музыкально-драматический театр
|
Постановка сказки к городскому фестивалю |
- |
4 |
4 |
Май |
29-32 |
Сводные репетиции и показ сказки к городскому фестивалю Диагностика. |
- |
4 |
4 |
|
Итог |
|
6 |
26 |
32 |
Материально – техническое обеспечение:
1.Театральная ширма;
2.Разные виды кукольных театров:
- пальчиковый;
- теневой;
- би-ба-бо (перчаточный);
- фланелеграф;
- масочный ;
-театр рукавичек;
- театр игрушек.
3. Ноутбук, колонки.
4. Музыкальный центр, видеоаппаратура.
5. Медиотека (аудио- и CD диски).
6. Детские костюмы для спектаклей.
7. Атрибуты для занятий и для спектаклей.
8. Декорации к спектаклям.
9. Книги и иллюстрации к сказкам.
10.Методическая литература.
Информационное обеспечение программы:
Интернет-ресурсы:
NSPORTAL
Портал Маам
Портал Мультиурок
Методические материалы и средства обучения.
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
3. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
4. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
6. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
7. Сорокина Н. Д. Сценарии театральных кукольных занятий.- М.: АРКТИ, 2007.
8. Сорокина Н.Ы., Миланович Л.Г. Авторская программа «Театр – творчество – дети» 2012
9. «Театр – творчество - дети» Сорокиной Н.Ф., Т.С.Григорьевой. Программа « Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера»,
10. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.
11. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.
12. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
13. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.
14. «Я – Ты – Мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.\
Приложение 1
Механизм оценивания образовательных результатов.
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
Диагностика проводится на основе творческих заданий.
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5.Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.
Характеристика уровней знаний и умений
театрализованной деятельности
Высокий уровень (18-21 баллов).
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.
Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.
Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов).
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.
Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.
Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.
Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности.
С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.
Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов).
Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.
Знает правила поведения в театре.
Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.
Пересказывает произведение только с помощью руководителя.
Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.
Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.
Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.
Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.
Приложение 2
Примеры оценочного материала.
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям.
Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.
Ход проведения.
1. Педагог вносит «волшебный сундучок», на крышке которого
изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Педагог поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
2. Педагог показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.
Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Педагог предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.
4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
5. Показ сказки зрителям.
Творческое задание № 2
Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»
Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.
Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать.
Давать характеристики главных и второстепенных героев.
Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.
Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.
Проявлять активность в деятельности.
Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.
Ход проведения.
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.
Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
2. Педагог помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
3. Педагог обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
4. Педагог организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
5. Показ спектакля малышам.
Творческое задание № 3
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.
Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец.
Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки.
Проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.
Ход проведения.
1. Педагог объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
2. Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору педагога).
Все эти сказки знакомы детям и гостям. Педагог предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Педагог предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия
берется за основу.
3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
4. Показ спектакля гостям.
Приложение 3
Оценка знаний, умений и навыков детей |
|||||||||||||||
0 - отлично |
Х - хорошо |
У-удовлетворительно |
Н - неудовлетворительно |
||||||||||||
Группа |
Этюдный тренаж |
Игры-драматизации |
Этюды с куклами |
Кукольные спектакли |
Общая оценка |
||||||||||
Ф.И. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
|
1 год обучения |
|||||||||||||||
2 год обучения |
|||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.