Программа по дополнительному образованию театральной студии
Оценка 5

Программа по дополнительному образованию театральной студии

Оценка 5
Документация
docx
другое
5 кл—7 кл
21.11.2022
Программа по дополнительному образованию театральной студии
Этот материал будет понятен и нужен тем, кто пишет программу. Здесь пример того, как по большей мере написано в соответствии с требованиями ФГОС
ТС Искорка - программа.docx

ТС Искорка.jpeg

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 233»

 

 

 

 

 

Утверждаю:

Заведующий МДОУ

«Детский сад №233»

_____________Зарубина С.В.

«_____»_____________2022г.

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности

 

«Театральная студия «Искорка»

 

Возраст обучающихся:5 - 7 лет

Срок реализации: 2 года

 

 

 

 

Автор-составитель:  Видова М.И.

 

 

 

 

 

 

 

г. Ярославль, 2022


 

 

 

Оглавление

1.     Пояснительная записка ……………..……………………………3

2.     Ожидаемые результаты  …………………………………….........11

3.     Учебно-тематический план ……………………………………...14

4.     Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ……...19

5.     Список используемой литературы………………………………20

6.     Приложения…………………………………………………………21


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная программа предназначена  для работы с  детьми  дошкольного возраста.

Составлена на основе: авторской программы «Театр – творчество - дети» Сорокиной Н.Ф., Т.С.Григорьевой;  программы « Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012 «Я  – Ты  – Мы»;  Программы социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003./

Программа  театральной студии  «Искорка» направлена  на художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

 

Актуальность программы

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкально - театральном искусстве, как синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности.

В формировании духовно развитой личности, в усовершенствовании человеческих чувств, в понимании явлений жизни и природы грандиозную роль играет – искусство.

Знакомство с искусством формирует свой эстетический идеал, помогает соотносить культуру разных эпох и народностей, а также совершенствует эстетический вкус. В условиях ДОУ наиболее эффективным является введение ребёнка в мир искусства через театральную деятельность, базирующуюся на игре. А игра, как мы знаем, является ведущей деятельностью для ребёнка на данном этапе. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся  более раскрепощёнными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Отличительные особенности программы

Отличительными особенностями данной программы является её практическая направленность, реализуемая через участие детей в различных формах театрализованной деятельности, а также использование современных информационно-коммуникативных технологий в образовательном, воспитательном и развивающем процессах.


 

Цели программы:

Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.

Задачи  программы:

1. Обучающие:

·        Последовательно знакомить детей с различными видами театра;

·        Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением;

·        Систематизировать представления о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

·        Формировать у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

·        Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

2. Развивающие:

·        Развивать умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;

·        Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.

·        Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;

·        Развивать фантазию, творчество, проявлять свою индивидуальность и неповторимость;

3.Воспитательные:

·        Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

·        Воспитывать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

·        Воспитывать культуру общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;

·        Воспитывать чувства осознанной необходимости друг в друге, понимания, взаимопомощи, дружбы.

Принципы:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности  ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.

 

Адресат программы:

Старший дошкольный и подготовительный к школе возраст (5-6, 6-7 лет)

В возрасте 5-6 лет ребенок обладает существенными возможностями для проявления себя в театральном творчестве. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность нервной системы, появляется способность активного мышления. Становится достаточно развитой речь, дети свободно высказывают свои суждения о содержании художественного произведения. Формируется система оценок, восприятие становится целенаправленным.

Общий и художественный кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях, определенный запас впечатлений от произведений литературы, изобразительного искусства, от праздников и развлечений способствует развитию детской фантазии, творческого воображения. Всё это положительно сказывается на творческих проявлениях детей.

Дополнительные кружковые занятия с детьми позволяют расширить возможности всестороннего развития детей, укрепления их физического и психического здоровья.


 

Срок реализации программы: 2 года.

На полное освоение программы требуется 72 часа.

Форма обучения – очная

Особенности организации образовательного процесса

Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп не более 15 человек.

 

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в первый год обучения – 32, второй год – 32. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия - 30 минут.

Календарный учебный график по предмету

Год обучения

Окт

Нояб

Дек

Янв

Фев

Мар

Апр

Май

Итого

2022-2023

4

5

4

3

4

4

4

4

32

 

Педагогическая целесообразность

Программа соответствует фундаментальным основам возрастной психологии и дошкольной педагогики; реализует культурно-исторический, деятельностный, личностно-ориентированный подходы к развитию ребенка.

Формы работы с детьми - индивидуальные и групповые, теоретические и практические:

• объяснение;

• чтение воспитателя;

• беседы;

• просмотр презентаций и видео;

• разучивание произведений устного народного творчества;

• обсуждение;

• наблюдения;

• словесные, пальчиковые и подвижные игры;

• пантомимические этюды и упражнения;

• артикуляционная и дыхательная гимнастика;

• импровизация;

• инсценировки и драматизация.

Методы организации образовательного процесса:

- словесный (объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы);

- наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры и т.д.);

- практический (повторение упражнений, проведение в игровой форме);

- уподобления характеру художественного образа (моторно-двигательного, мимического, вокального, словесного, тактильного, интонационного);

 

Основные направления программы (структура занятий):

1.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

Что такое театр, театральное искусство;

Какие представления бывают в театре;

Кто такие актеры;

Какие превращения происходят на сцене;

Как вести себя в театре.

2.Эмоционально-образное развитие. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

4.Основы коллективной творческой деятельности. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения  фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

5. Навыки кукловождения. Работа над сценками, спектаклем. Базируется на  сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» и «От этюдов к спектаклю»

( обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, разучивание песен; создание эскизов и декораций).

Используемые здоровьесберегающие технологии

• дыхательная гимнастика

• артикуляционная гимнастика.

• пальчиковые игры со словами,

• физкультминутки, динамические паузы.


 

Прогнозируемые результаты:

1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.

2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.

3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.

4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.

5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.

6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.

7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.

 

Планируемые результаты к концу первого года обучения:

Ребёнок должен знать:

- некоторые виды театров;

- некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;

- устройство театра (зрительный зал, фойе, гардероб);

- театральные профессии (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)

Должен уметь:

- уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов;

- уметь подобрать рифму к заданному слову;

- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;

- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией

Планируемые результаты к концу второго года обучения:

Ребёнок должен знать:

- все основные виды театров;

- основные приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;

- основные жанры театрального искусства;

- иметь представление о некоторых театральных терминах (амплуа, аншлаг, антракт, бис и т.д.)

Должен уметь:

- ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;

- уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки;

- уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера;

- уметь запоминать заданные режиссером мизансцены;

- на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия; владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

- уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;

- уметь строить диалог с партнером на заданную тему;

- уметь сочинить рассказ от имени героя;

- уметь составлять диалог между сказочными героями;

- знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов;

- разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;

- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;

- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, и аудиторией.

Способы проверки  результатов программы

Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится - 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения программы.

(см. Прил.1-3)

 

Выступления детей на праздниках и досугах внутри ДОУ и участие детей в ежегодном городском музыкально-театральном фестивале

 

 

 


 

Примерный учебно-тематический план

1 год обучения

Месяц

Тема занятий

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего занятий

/30 мин./

Октябрь

1

Театр на ковролине

«Три медведя»

0,25

0,75

1

2

Осень в лесу

0,25

0,75

1

3

«Репка»

0,25

0,75

1

4

Осень в деревне

0,25

0,75

1

Ноябрь

5

Пальчиковый театр

Настольный театр

 

«Теремок»

0,25

0,75

1

6

Осень в лесу

0,25

0,75

1

7

Сказка «Волшебная дудочка»

0,25

0,75

1

8

Сказка «Волк и 7 козлят»

0,25

0,75

1

9

Волшебный сундучок

0,25

0,75

1

Декабрь

10

Варежковый театр

Сказка «Варежка»

0,25

0,75

1

11

Зима в лесу

0,25

0,75

1

12

Ёлочка

0,25

0,75

1

13

Новый год

0,25

0,75

1

Январь

14

Театр матрёшки.

Весёлая Коляда

0,25

0,75

1

15

Колобок

0,25

0,75

1

16

Весёлые матрёшки

0,25

0,75

1

Февраль

17

Театр маски

Кто в доме главный

0,25

0,75

1

18

Наша дружная семья

0,25

0,75

1

19

Бабушка-забавушка

0,25

0,75

1

20

Весёлое представление

0,25

0,75

1

Март

21

Театр игрушки

«Кто сказал «мяу»?»

0,25

0,75

1

22

На пруду

0,25

0,75

1

23

На птичьем дворе

0,25

0,75

1

24

Весна в лесу

0,25

0,75

1

Апрель

25-28

Музыкально-драматический театр

 

Постановка сказки к

городскому фестивалю

-

4

4

Май

29-32

Сводные репетиции и показ сказки к городскому фестивалю

Диагностика.

-

4

4

Итог

 

6

26

32

 

2-й год обучения

 

Месяц

Тема занятий

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего занятий

/30 мин./

 

Октябрь

1

Знакомство с конусным театром

 

Сказка своими руками

0,25

0,75

1

2

«Сказки Осени»

 Драматизация сказки

«Осенняя История»

0,25

0,75

1

3

Музыка ветра, листвы и травы

0,25

0,75

1

4

«Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем»

0,25

0,75

1

Ноябрь

5

Театр на магнитах, трафаретные куклы

Спешим в театр

0,25

0,75

1

6

Куклы на магнитах

0,25

0,75

1

7

Учимся быть артистами. Эмоции.

0,25

0,75

1

8

Учимся быть артистами. пантомима

0,25

0,75

1

9

Мы любим театр-викторина

0,25

0,75

1

Декабрь

 

Настольный театр

«Одну простую сказку хочу вам показать…»

0,25

0,75

1

10

«Сделаем сами своими руками»

0,25

0,75

1

11

Такое разное настроение

0,25

0,75

1

12

Инсценирование сказки «Новогодняя сказка»

0,25

0,75

1

13

Сказка «Рождественская елочка»

0,25

0,75

1

 

Январь

14

Театр Би - ба - бо.

Сказки из сундучка

0,25

0,75

1

15

«Учимся быть артистами»

0,25

0,75

1

16

Кто в доме главный

0,25

0,75

1

Февраль

17

Театр маски

Попробуем измениться (мимика, жест, голос)

0,25

0,75

1

18

«Изменю себя, друзья, догадайтесь, кто же я?»

0,25

0,75

1

19

Творческое задание: «Рассказываем и показываем знакомые сказки»

0,25

0,75

1

20

Инсценирование Сценки« Как звери маму поздравляли»

 

0,25

0,75

1

Март

21

Театр игрушки

Сказка «Весна в лесу»

0,25

0,75

1

22

Играем с Каркушей

0,25

0,75

1

23

Мы – матрёшки

0,25

0,75

1

24

Инсценирование сказки «Полёт в космос»

0,25

0,75

1

 

Апрель

25-28

Музыкально-драматический театр

 

Постановка сказки к

городскому фестивалю

-

4

4

Май

29-32

Сводные репетиции и показ сказки к городскому фестивалю

Диагностика.

-

4

4

Итог

 

6

26

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально – техническое обеспечение:

1.Театральная ширма;

2.Разные виды кукольных театров:

- пальчиковый;

- теневой;

- би-ба-бо (перчаточный);

- фланелеграф;

- масочный ;

-театр рукавичек;

- театр игрушек.

3. Ноутбук, колонки.

4. Музыкальный центр, видеоаппаратура.

5. Медиотека (аудио- и CD диски).

6. Детские костюмы для спектаклей.

7. Атрибуты для занятий и для спектаклей.

8. Декорации к спектаклям.

9. Книги и иллюстрации к сказкам.

10.Методическая литература.

Информационное обеспечение программы:

Интернет-ресурсы:

NSPORTAL

Портал Маам

Портал Мультиурок

 

 


Методические материалы и средства обучения.

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

3. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.

4. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.

6.  Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.

7. Сорокина Н. Д. Сценарии театральных кукольных занятий.- М.: АРКТИ, 2007.

8. Сорокина Н.Ы., Миланович Л.Г. Авторская программа «Театр – творчество – дети» 2012

9. «Театр – творчество - дети» Сорокиной Н.Ф., Т.С.Григорьевой. Программа « Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера»,

10. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. -  М.:ВЛАДОС, 2001.

11. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.

12. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

13. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.

14.  «Я  – Ты  – Мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.\

 

 

Приложение 1

Механизм оценивания образовательных результатов.

Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

Диагностика проводится на основе творческих заданий.

1.Основы театральной культуры.

Высокий уровень –  3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.    

2. Речевая культура.

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.


 

3. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

4. Навыки кукловождения.

Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.

Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.

5.Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

Характеристика уровней знаний и умений

театрализованной деятельности

Высокий уровень (18-21 баллов).

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.

Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.

Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (11-17 баллов).

Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.

Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.

Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.

Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа.  Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности.

С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.

Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

      Низкий уровень (7-10 баллов).

      Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.

Знает правила поведения в театре.

Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.

Пересказывает произведение только с помощью руководителя.

Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.

Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.

Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.

Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.

 


 

Приложение 2

Примеры оценочного материала.

Творческое задание № 1

Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям.

Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.

Ход проведения.

1. Педагог  вносит «волшебный сундучок», на крышке которого

изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Педагог поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.

 2. Педагог показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.

Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)

 3. Педагог предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.

4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.

5. Показ сказки зрителям.

Творческое задание № 2

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать.

Давать характеристики главных и второстепенных героев.

Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.

Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.

Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

Ход проведения.

1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.

Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.

2. Педагог помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.

3. Педагог обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).

4. Педагог организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.

5. Показ спектакля малышам.

Творческое задание № 3

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец.

 Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки.

Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.

Ход проведения.

1. Педагог объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.

2. Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору педагога).

Все эти сказки знакомы детям и гостям. Педагог предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.

      • Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).

      • Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?

     Педагог предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия

берется за основу.

3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.

4. Показ спектакля гостям.


 

Приложение 3

Оценка знаний, умений и навыков детей

0 - отлично

Х - хорошо

У-удовлетворительно

Н - неудовлетворительно

Группа

Этюдный тренаж

Игры-драматизации

Этюды с куклами

Кукольные спектакли

Общая оценка

Ф.И.

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

1

2

3

 

1 год обучения

2 год обучения

 


 

Программа по дополнительному образованию театральной студии

Программа по дополнительному образованию театральной студии

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 233»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 233»

Оглавление 1. Пояснительная записка ……………

Оглавление 1. Пояснительная записка ……………

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста

Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера

Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера

Цели программы: Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность

Цели программы: Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность

Воспитывать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти…

Воспитывать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти…

Принцип обучения деятельности

Принцип обучения деятельности

Срок реализации программы : 2 года

Срок реализации программы : 2 года

Методы организации образовательного процесса: - словесный (объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы); - наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры и т

Методы организации образовательного процесса: - словесный (объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы); - наглядный (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры и т

Художественно-речевая деятельность

Художественно-речевая деятельность

Прогнозируемые результаты: 1

Прогнозируемые результаты: 1

Планируемые результаты к концу второго года обучения:

Планируемые результаты к концу второго года обучения:

Способы проверки результатов программы

Способы проверки результатов программы

Примерный учебно-тематический план 1 год обучения

Примерный учебно-тематический план 1 год обучения

Примерный учебно-тематический план 1 год обучения

Примерный учебно-тематический план 1 год обучения

Месяц № Тема занятий

Месяц № Тема занятий

Декабрь Настольный театр «Одну простую сказку хочу вам показать…» 0,25 0,75 1 10 «Сделаем сами своими руками» 0,25 0,75 1 11

Декабрь Настольный театр «Одну простую сказку хочу вам показать…» 0,25 0,75 1 10 «Сделаем сами своими руками» 0,25 0,75 1 11

Декабрь Настольный театр «Одну простую сказку хочу вам показать…» 0,25 0,75 1 10 «Сделаем сами своими руками» 0,25 0,75 1 11

Декабрь Настольный театр «Одну простую сказку хочу вам показать…» 0,25 0,75 1 10 «Сделаем сами своими руками» 0,25 0,75 1 11

Материально – техническое обеспечение: 1

Материально – техническое обеспечение: 1

Методические материалы и средства обучения

Методические материалы и средства обучения

Приложение 1 Механизм оценивания образовательных результатов

Приложение 1 Механизм оценивания образовательных результатов

Эмоционально-образное развитие

Эмоционально-образное развитие

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности

Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета

Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета

Приложение 2 Примеры оценочного материала

Приложение 2 Примеры оценочного материала

Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля

Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля

Педагог обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты)

Педагог обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты)

Все эти сказки знакомы детям и гостям

Все эти сказки знакомы детям и гостям

Приложение 3 Оценка знаний, умений и навыков детей 0 - отлично

Приложение 3 Оценка знаний, умений и навыков детей 0 - отлично
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2022