Программа по формированию психологической безопасности в образовательном учреждении «Зона комфорта»
Оценка 5

Программа по формированию психологической безопасности в образовательном учреждении «Зона комфорта»

Оценка 5
docx
24.10.2020
Программа по формированию психологической безопасности в образовательном учреждении «Зона комфорта»
Цель программы: создание условий дляформирования у участников образовательного процесса таких умений и навыков, которые способствовали бы готовности справляться с эмоциональными нагрузками и психологическим дискомфортом, неизбежно возникающих в жизненных ситуациях и тормозящих гармоничное развитие личности в условиях образовательного учреждения.
ф 10+.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 2 им. Е.В.Камышева»

 

 

 

Программа по формированию психологической безопасности в образовательном учреждении

 

 

 

«Зона комфорта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Гагарин

Смоленской области


Цель программы:

 создание условий дляформирования у участников образовательного процесса таких умений и навыков, которые способствовали бы готовности справляться с эмоциональными нагрузками и психологическим дискомфортом, неизбежно возникающих в жизненных ситуациях и тормозящих гармоничное развитие личности в условиях образовательного учреждения.

Задачи:

1.        выявление стрессогенных факторов, возникающих в условиях учебного процесса в ОУ;

2.        отработка  системы согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей и обучающихся  на образовательную среду с целью гармонизации процессов обучения и социализации участников образовательной среды;

3.        подготовка научного и практического обоснования условий организации психологической безопасности в образовательной среде и требований к ее эффективности

4.        разработка рекомендации, направленных на организацию комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.

 Теоретическая основа

Понятие «образовательная среда» объединяет содержательные характеристики образования как сферы социальной жизни и среды как фактора образования, а также является подсистемой социокультурной среды.

Идея исследования психологической безопасности образовательной среды включена в идеологию современной педагогики с середины 90-х гг. XX в., однако проблемы психологической безопасности образовательной среды на сегодняшний день являются относительно новыми. Для разработки программы были использованы труды Е.В. Величко,В.И. Иванова, М.В. Тавровская, Е.В.Чернобай.

Условия организации безопасной образовательной среды следующие:

-активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития обучающегося в течение учебного дня в ОУ;

-эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;

-повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей;

-формирование у обучающихся навыки овладения технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации

Направления работы педагога-психолога в условиях программы по обеспечению психологической безопасности:

Психологическое просвещение — повышение психологической культуры педагогов, родителей и обучающихся, обеспечение требуемой информацией всех субъектов образования по психологическим проблемам, возникающим в процессе обучения.

Психологическая профилактика— целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и родителей совместно с обучающимися:

·         по предупреждению возможных социально-психологических и проблем;

·         по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата;

·         по выявлению обучающихсягруппы риска (по различным основаниям).

         Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности  обучающихсяс целью:

•   выявления причин возникновения проблем в обучении или формировании психологического здоровья;

·         определения ресурсного потенциала личности, на которые можно опираться в ходе работы по оказанию психологической помощи;

Психологическая коррекция —систематическая целенаправленная работа психолога с участниками образовательного процесса, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям с целью гармонизации его взаимоотношений с самим собой и социумом.

Психологическое консультирование— оказание конкретной помощи обратившимся,в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.

Принципы работы:

1. Принцип опоры на развивающее образование и воспитание;

2. Принцип психологической защиты личности;

3. Принцип помощи в формировании социально-психологической умелости;

4. Принцип добровольности в принятии психологической помощи

Прогнозируемый результат:

Создание условий дляпсихологически безопасной образовательной среды образовательного учреждения.

 

 

 


Практический комплекс работы педагога-психолога, направленный на создание  психологической безопасности в ОУ

Целью создания  и реализации практического комплекса, является изучение и коррекция факторов негативно влияющих на формирование психологической безопасности учебного заведения. 

Для достижения поставленной цели перед педагогом-психологом определены следующие задачи:

1.  Выявить факторы, определяющие возникновение и действие стрессов в ОУ (анализ потребует целенаправленного исследования на базе ряда образовательных учреждений с последующей оценкой каждым участником – педагогом, администратором, родителем – возможных рисков, присущих образовательному учреждению);

2. Отработать систему согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей на образовательную среду как на комфортную среду, благоприятную для социализации, обучения и развития обучающегося;

3. Составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником образовательной ситуации;

4. Сформулировать конкретные рекомендации педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.

Основные проблемы, исследуемые при формировании психологически-безопасной среды образовательного учреждения:

·        Определение наличия стрессовой тактики педагогических воздействий.

·        Профилактика правонарушений.

·        Изучение индивидуально личностных особенностей участников образовательного процесса

     Работа с обучающимися:

1.     Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся (цветовой тест М. Люшера),с целью выявить характерологические особенности обучающихся для формирования психологически безопасной среды.

2.     Социально-психологическое сопровождение первокурсников в адаптационный период (в форме психологических бесед и консультаций, тренинговых занятий);

3.     Определение психологического климата в группах и эмоционального фона на занятиях теоретического цикла и уроках производственного обучения (социометрия, метод включенного наблюдения)

4.                 Проведение социально-психологических тренингов, направленных на уверенность в себе, развитие коммуникативных, психологических и навыковработы в команде («Рыцари Камелота», «Быть самостоятельным, значит быть взрослым», «Искусство жить с собой и с миром»)

5.                 проведениезанятий на темы: «Познай себя», «Толерантность в современном мире», «Я взрослый?» с элементами ролевых игр.

 

 Работа с педагогическим коллективом включает в себя:

1. Диагностику индивидуальных особенностей личности и психического состояния педагога, его профессионального выгорания, профессиональной деформации (цветовой тест М. Люшера,Определение психического «выгорания» А.А.Рукавишников, Диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой, «Оценка нервно-психического напряжения» Немчин Т.А, «Методика оценки функционального состояния САН» Доскин В.А, Лаврентьев Н.А, «Оценка доминирующего психического состояния» Куликов Л.В, диагностика эффективности педагогических коммуникаций мод.вариант анкеты А.А.Леонтьева);

     В ситуации оказания помощи педагогическому составу предлагается:

1.     Проведение семинаров  на темы: «Ситуации успеха на уроке», «Предупреждение эмоционального выгорания педагога», «Уровень психологической безопасности», «Возрастные особенности обучающихся»,«Кризисы в нашей жизни (о возрастных кризисах у педагогов)»,«Помоги себе сам (уроки релаксации и снятия напряжения)», «Трудные ситуации, возникающие на уроках с подростками».

2.     Проведение социально-психологических тренингов, развивающих позитивное мышление, направленных на приобретение коммуникативных навыков, предотвращение профессионального и эмоционального выгорания  («Удиви всех – общайся правильно!», «Восстановленное ресурсное состояние – залог успешной трудовой деятельности», «Коммуникативный тренинг взаимодействия психолога и педагога с родителями»);

 

Работа с родителями:

1.     Диагностика индивидуального стиля воспитания, и социально-психологического климата в семье («Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ),с целью определения социально-психологического климата в семье;

2.     Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей;

3.     Проведение лекторий на темы: «Психологические и физические особенности взрослого подростка», «Как понять ребёнка», «Мой взрослый ребёнок».

1.     Проведение социально-психологического тренинга, развивающего позитивное мышление, направленного на приобретение коммуникативных навыков  («Дипломатическое общение с ребенком»);


Перспективный план работы

 

Год

Вид работы

месяц

ответственные

Обучающиеся

2017

Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся (цветовой тест М. Люшера);

Сентябрь-октябрь

Педагог-психолог, кл.руководитель

2017

Оказание социально-психологической поддержки первокурсникам в успешной адаптации к учебному процессу (в форме психологических бесед и косультаций);

В течение года

Педагог-психолог

2017

Определение психологического климата в группах, эмоциональное благополучие на занятиях теоретического цикла и уроках производственного обучения (социометрия)

Октябрь - ноябрь

Педагог-психолог, соц.педагог, кл.руководитель

2017

Проведение социально-психологического тренинга, направленного на развитие уверенности в себе, развитие коммуникативных, психологических и командообразующих навыков «Рыцари Камелота»

ноябрь

Педагог-психолог, педагог-организатор

2017

проведение классного часа на тему: «Познай себя»

ноябрь

Педагог-психолог, кл.руководитель

2018

Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся (цветовой тест М. Люшера)

Сентябрь-октябрь

Педагог-психолог, кл.руководитель

2018

Оказание социально-психологической поддержки первокурсникам в успешной адаптации к учебному процессу (в форме психологических бесед и консультаций);

В течение года

Педагог-психолог

2018

Определение психологического климата в группах, эмоциональное благополучие на занятиях теоретического цикла и уроках производственного обучения (социометрия)

Сентябрь-ноябрь

Педагог-психолог, соц.педагог, кл.руководитель

2018

Проведение социально-психологического тренинга, направленного на развитие уверенности в себе, развитие коммуникативных, психологических и командообразующих навыков «Быть самостоятельным, значит быть взрослым»

март

Педагог-психолог, педагог-организатор

2018

Проведение классного часа на тему: «Толерантность в современном мире»

май

Педагог-психолог, кл.руководитель

2018

Психологическое сопровождение (беседы, консультации, релаксации)

В течение года

Педагог-психолог

2019

Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся (цветовой тест М. Люшера)

Сентябрь-октябрь

Педагог-психолог, кл.руководитель

2019

Оказание социально-психологической поддержки первокурсникам в успешной адаптации к учебному процессу (в форме психологических бесед и косультаций);

В течение года

Педагог-психолог

2019

Определение психологического климата в группах, эмоциональное благополучие на занятиях теоретического цикла и уроках производственного обучения (социометрия)

Октябрь-ноябрь

Педагог-психолог, соц.педагог, кл.руководитель

2019

Проведение социально-психологических тренингов, направленных на уверенность в себе, развитие коммуникативных, психологических и командообразующих навыков («Искусство жить с собой и с миром»

март

Педагог-психолог, педагог-организатор

2019

Проведение классных часов на темы: «Я взрослый?».

апрель

Педагог-психолог, кл.руководитель

2019

Психологическое сопровождение (беседы, консультации, релаксация)

В течение года

Педагог-психолог

Педагогический коллектив

 

2017

Диагностика индивидуальных особенностей личности и психического состояния педагога, его профессионального выгорания, профессиональной деформации (цветовой тест Люшера, Диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Диагностика эффективности педагогических коммуникаций мод.вариант анкеты А.А.Ленотьева);

Октябрь-ноябрь

Педагог-психолог

2017

Проведение семинара на тему: «Ситуации успеха на уроке»

ноябрь

Педагог-психолог, педагог-организатор

2017

Проведение социально-психологического тренинга, развивающего позитивное мышление, направленного на приобретение коммуникативных навыков, предотвращение профессионального и эмоционального выгорания  «Удиви всех – общайся правильно!»

декабрь

Педагог-психолог, педагог-организатор

2018

Диагностика индивидуальных особенностей психического состояния педагога, его профессионального выгорания, профессиональной деформации (Определение психического «выгорания» А.А.Рукавишников, «Оценка нервно-психического напряжения» Немчин Т.А, «Методика оценки функционального состояния САН» Доскин В.А, Лаврентьев Н.А, «Оценка доминирующего психического состояния» Куликов Л.В.

Октябрь-ноябрь

Педагог-психолог

2018

Проведение семинара  на тему: «Предупреждение эмоционального выгорания педагога»

 

декабрь

Педагог-психолог, педагог-организатор

2018

Проведение социально-психологического тренинга, развивающего позитивное мышление, направленного на приобретение коммуникативных навыков, предотвращение профессионального и эмоционального выгорания  «Восстановленное ресурсное состояние – залог успешной трудовой деятельности

март

Педагог-психолог, педагог-организатор

2018

Психологическое сопровождение (беседы, консультации, релаксация)

В течение года

Педагог-психолог

2019

Диагностика индивидуальных особенностей личности и психического состояния педагога, его профессионального выгорания, профессиональной деформации (цветовой тест Люшера, Определение психического «выгорания» А.А.Рукавишников, Диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой, «Оценка нервно-психического напряжения» Немчин Т.А, «Методика оценки функционального состояния САН» Доскин В.А, Лаврентьев Н.А, «Оценка доминирующего психического состояния» Куликов Л.В, диагностика эффективности педагогических коммуникаций мод.вариант анкеты А.А.Ленотьева);

Октябрь-ноябрь

Педагог-психолог

2019

Проведение семинара  на тему: «Уровень психологической безопасности»

февраль

Педагог-психолог, педагог-организатор

2019

Проведение социально-психологического тренинга, развивающего позитивное мышление, направленного на приобретение коммуникативных навыков, предотвращение профессионального и эмоционального выгорания  «Коммуникативный тренинг взаимодействия психолога и педагога с родителями».

апрель

Педагог-психолог, педагог-организатор

2019

Психологическое сопровождение (беседы, консультации, релаксация)

В течение года

Педагог-психолог

родители

 

2017

Диагностика индивидуального стиля воспитания, и социально-психологического климата в семье («Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)

Ноябрь-декабрь

Педагог-психолог, кл.руководитель

2017

Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей;

В течение года

Педагог-психолог

2017

Проведение лектория на тему: «Психологические и физические особенности взрослого подростка»

декабрь

Педагог-психолог, кл.руководитель

2018

Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей

В течение года

Педагог-психолог

2018

Проведение лектория на тему: «Как понять ребёнка»

декабрь

Педагог-психолог, кл. руководитель

2018

Проведение социально-психологического тренинга, развивающего позитивное мышление, направленного на приобретение коммуникативных навыков, «Дипломатическое общение с ребенком»

декабрь

Педагог-организатор, педагог-психолог

2019

Диагностика индивидуального стиля воспитания, и социально-психологического климата в семье («Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)

Сентябрь-октябрь

Педагог-психолог. кл.руководитель

2019

Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей;

В течение года

Педагог-психолог

2019

Проведение лектория на темы:  «Мой взрослый ребёнок».

декабрь

Педагог-психолог, кл.руководитель

 

 


Список используемой литературы:

1.        Величко Е. В. Управление психологической безопасностью образовательной среды колледжа [Текст] / Е. В. Величко // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.).  — СПб.: Реноме, 2011. — С. 72-75.

2.        Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания: Дисс... докт. психол. наук. - СПб., 2012. - 386 с.

3.        Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: теория и технология психологической защиты: Дисс. ...докт. псих.наук. - М., 2010 - 360 с.

4.        Дятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Проблемы информационной безопасности человека и задачи экологического образования // Современные проблемы науки и образования. Электронный журнал, 2011. -№2. - www. science-education.ru/number2.htm

5.        Иванова, В.И. Экспериментальное исследование значимости психологической безопасности образовательной среды в системе многоуровневой подготовки специалиста / В.И. Иванова // Мир психологии. - 2009. - №3. - С.98-110.

6.        Ковров В.В. Психологическая безопасность образовательной среды : состояние и возможности психологической коррекцит. М.: ЦЭПП МГППУ, 2010 - 225 с.

7.        Липский И.А. Социально-педагогическая ситуация: сущность, структура, управление // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. - М.,из-е 2-е доп. 2009. - Том I. - С.39-47.

8.        Сидорова Л.З. Проектирование педагогических ситуаций как средство организации безопасной образовательной среды колледжа // Современные проблемы науки и образования.– 18.05.2011- С. 84-89

9.        Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.- М.:Смысл, 2001.- 366 с.

10.    Тавровская М.В. Развитие эстетического потенциала образовательной среды средствами информационных технологий: Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. 13.00.01. – Ростов-на-Дону, 2007 – 24 с.

11.    Чернобай, Е.В. Подготовка учителя к совершенствованию профессиональной деятельности в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды / Е.В. Чернобай // Педагогика. - 2009. - №7. - С.78-82. 


12.   

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 2 им

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 2 им

Цель программы: создание условий дляформирования у участников образовательного процесса таких умений и навыков, которые способствовали бы готовности справляться с эмоциональными нагрузками и психологическим дискомфортом, неизбежно…

Цель программы: создание условий дляформирования у участников образовательного процесса таких умений и навыков, которые способствовали бы готовности справляться с эмоциональными нагрузками и психологическим дискомфортом, неизбежно…

Психологическая профилактика — целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и родителей совместно с обучающимися: · по предупреждению возможных социально-психологических и проблем; · по созданию благоприятного…

Психологическая профилактика — целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и родителей совместно с обучающимися: · по предупреждению возможных социально-психологических и проблем; · по созданию благоприятного…

Практический комплекс работы педагога-психолога, направленный на создание психологической безопасности в

Практический комплекс работы педагога-психолога, направленный на создание психологической безопасности в

Работа с педагогическим коллективом включает в себя: 1

Работа с педагогическим коллективом включает в себя: 1

Перспективный план работы

Перспективный план работы

Искусство жить с собой и с миром»мартПедагог-психолог, педагог-организатор 2019Проведение классных часов на темы: «Я взрослый?»

Искусство жить с собой и с миром»мартПедагог-психолог, педагог-организатор 2019Проведение классных часов на темы: «Я взрослый?»

Люшера, Определение психического «выгорания»

Люшера, Определение психического «выгорания»

Диагностика индивидуального стиля воспитания, и социально-психологического климата в семье («Анализ семейных взаимоотношений»

Диагностика индивидуального стиля воспитания, и социально-психологического климата в семье («Анализ семейных взаимоотношений»

Список используемой литературы: 1

Список используемой литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2020