Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 2 им. Е.В.Камышева»
Программа по формированию психологической безопасности в образовательном учреждении
«Зона комфорта»
г. Гагарин
Смоленской области
Цель программы:
создание условий дляформирования у участников образовательного процесса таких умений и навыков, которые способствовали бы готовности справляться с эмоциональными нагрузками и психологическим дискомфортом, неизбежно возникающих в жизненных ситуациях и тормозящих гармоничное развитие личности в условиях образовательного учреждения.
Задачи:
1. выявление стрессогенных факторов, возникающих в условиях учебного процесса в ОУ;
2. отработка системы согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей и обучающихся на образовательную среду с целью гармонизации процессов обучения и социализации участников образовательной среды;
3. подготовка научного и практического обоснования условий организации психологической безопасности в образовательной среде и требований к ее эффективности
4. разработка рекомендации, направленных на организацию комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.
Теоретическая основа
Понятие «образовательная среда» объединяет содержательные характеристики образования как сферы социальной жизни и среды как фактора образования, а также является подсистемой социокультурной среды.
Идея исследования психологической безопасности образовательной среды включена в идеологию современной педагогики с середины 90-х гг. XX в., однако проблемы психологической безопасности образовательной среды на сегодняшний день являются относительно новыми. Для разработки программы были использованы труды Е.В. Величко,В.И. Иванова, М.В. Тавровская, Е.В.Чернобай.
Условия организации безопасной образовательной среды следующие:
-активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития обучающегося в течение учебного дня в ОУ;
-эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;
-повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей;
-формирование у обучающихся навыки овладения технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации
Направления работы педагога-психолога в условиях программы по обеспечению психологической безопасности:
Психологическое просвещение — повышение психологической культуры педагогов, родителей и обучающихся, обеспечение требуемой информацией всех субъектов образования по психологическим проблемам, возникающим в процессе обучения.
Психологическая профилактика— целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и родителей совместно с обучающимися:
· по предупреждению возможных социально-психологических и проблем;
· по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата;
· по выявлению обучающихсягруппы риска (по различным основаниям).
Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности обучающихсяс целью:
• выявления причин возникновения проблем в обучении или формировании психологического здоровья;
· определения ресурсного потенциала личности, на которые можно опираться в ходе работы по оказанию психологической помощи;
Психологическая коррекция —систематическая целенаправленная работа психолога с участниками образовательного процесса, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям с целью гармонизации его взаимоотношений с самим собой и социумом.
Психологическое консультирование— оказание конкретной помощи обратившимся,в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
Принципы работы:
1. Принцип опоры на развивающее образование и воспитание;
2. Принцип психологической защиты личности;
3. Принцип помощи в формировании социально-психологической умелости;
4. Принцип добровольности в принятии психологической помощи
Прогнозируемый результат:
Создание условий дляпсихологически безопасной образовательной среды образовательного учреждения.
Практический комплекс работы
педагога-психолога, направленный на создание психологической безопасности в ОУ
Целью создания и реализации практического комплекса, является изучение и коррекция факторов негативно влияющих на формирование психологической безопасности учебного заведения.
Для достижения поставленной цели перед педагогом-психологом определены следующие задачи:
1. Выявить факторы, определяющие возникновение и действие стрессов в ОУ (анализ потребует целенаправленного исследования на базе ряда образовательных учреждений с последующей оценкой каждым участником – педагогом, администратором, родителем – возможных рисков, присущих образовательному учреждению);
2. Отработать систему согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей на образовательную среду как на комфортную среду, благоприятную для социализации, обучения и развития обучающегося;
3. Составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником образовательной ситуации;
4. Сформулировать конкретные рекомендации педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.
Основные проблемы, исследуемые при формировании психологически-безопасной среды образовательного учреждения:
· Определение наличия стрессовой тактики педагогических воздействий.
· Профилактика правонарушений.
· Изучение индивидуально личностных особенностей участников образовательного процесса
Работа с обучающимися:
1. Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся (цветовой тест М. Люшера),с целью выявить характерологические особенности обучающихся для формирования психологически безопасной среды.
2. Социально-психологическое сопровождение первокурсников в адаптационный период (в форме психологических бесед и консультаций, тренинговых занятий);
3. Определение психологического климата в группах и эмоционального фона на занятиях теоретического цикла и уроках производственного обучения (социометрия, метод включенного наблюдения)
4. Проведение социально-психологических тренингов, направленных на уверенность в себе, развитие коммуникативных, психологических и навыковработы в команде («Рыцари Камелота», «Быть самостоятельным, значит быть взрослым», «Искусство жить с собой и с миром»)
5. проведениезанятий на темы: «Познай себя», «Толерантность в современном мире», «Я взрослый?» с элементами ролевых игр.
Работа с педагогическим коллективом включает в себя:
1. Диагностику индивидуальных особенностей личности и психического состояния педагога, его профессионального выгорания, профессиональной деформации (цветовой тест М. Люшера,Определение психического «выгорания» А.А.Рукавишников, Диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой, «Оценка нервно-психического напряжения» Немчин Т.А, «Методика оценки функционального состояния САН» Доскин В.А, Лаврентьев Н.А, «Оценка доминирующего психического состояния» Куликов Л.В, диагностика эффективности педагогических коммуникаций мод.вариант анкеты А.А.Леонтьева);
В ситуации оказания помощи педагогическому составу предлагается:
1. Проведение семинаров на темы: «Ситуации успеха на уроке», «Предупреждение эмоционального выгорания педагога», «Уровень психологической безопасности», «Возрастные особенности обучающихся»,«Кризисы в нашей жизни (о возрастных кризисах у педагогов)»,«Помоги себе сам (уроки релаксации и снятия напряжения)», «Трудные ситуации, возникающие на уроках с подростками».
2. Проведение социально-психологических тренингов, развивающих позитивное мышление, направленных на приобретение коммуникативных навыков, предотвращение профессионального и эмоционального выгорания («Удиви всех – общайся правильно!», «Восстановленное ресурсное состояние – залог успешной трудовой деятельности», «Коммуникативный тренинг взаимодействия психолога и педагога с родителями»);
Работа с родителями:
1. Диагностика индивидуального стиля воспитания, и социально-психологического климата в семье («Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ),с целью определения социально-психологического климата в семье;
2. Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей;
3. Проведение лекторий на темы: «Психологические и физические особенности взрослого подростка», «Как понять ребёнка», «Мой взрослый ребёнок».
1. Проведение социально-психологического тренинга, развивающего позитивное мышление, направленного на приобретение коммуникативных навыков («Дипломатическое общение с ребенком»);
Перспективный план работы
Год |
Вид работы |
месяц |
ответственные |
Обучающиеся |
|||
2017 |
Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся (цветовой тест М. Люшера); |
Сентябрь-октябрь |
Педагог-психолог, кл.руководитель |
2017 |
Оказание социально-психологической поддержки первокурсникам в успешной адаптации к учебному процессу (в форме психологических бесед и косультаций); |
В течение года |
Педагог-психолог |
2017 |
Определение психологического климата в группах, эмоциональное благополучие на занятиях теоретического цикла и уроках производственного обучения (социометрия) |
Октябрь - ноябрь |
Педагог-психолог, соц.педагог, кл.руководитель |
2017 |
Проведение социально-психологического тренинга, направленного на развитие уверенности в себе, развитие коммуникативных, психологических и командообразующих навыков «Рыцари Камелота» |
ноябрь |
Педагог-психолог, педагог-организатор |
2017 |
проведение классного часа на тему: «Познай себя» |
ноябрь |
Педагог-психолог, кл.руководитель |
2018 |
Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся (цветовой тест М. Люшера) |
Сентябрь-октябрь |
Педагог-психолог, кл.руководитель |
2018 |
Оказание социально-психологической поддержки первокурсникам в успешной адаптации к учебному процессу (в форме психологических бесед и консультаций); |
В течение года |
Педагог-психолог |
2018 |
Определение психологического климата в группах, эмоциональное благополучие на занятиях теоретического цикла и уроках производственного обучения (социометрия) |
Сентябрь-ноябрь |
Педагог-психолог, соц.педагог, кл.руководитель |
2018 |
Проведение социально-психологического тренинга, направленного на развитие уверенности в себе, развитие коммуникативных, психологических и командообразующих навыков «Быть самостоятельным, значит быть взрослым» |
март |
Педагог-психолог, педагог-организатор |
2018 |
Проведение классного часа на тему: «Толерантность в современном мире» |
май |
Педагог-психолог, кл.руководитель |
2018 |
Психологическое сопровождение (беседы, консультации, релаксации) |
В течение года |
Педагог-психолог |
2019 |
Диагностика индивидуальных особенностей обучающихся (цветовой тест М. Люшера) |
Сентябрь-октябрь |
Педагог-психолог, кл.руководитель |
2019 |
Оказание социально-психологической поддержки первокурсникам в успешной адаптации к учебному процессу (в форме психологических бесед и косультаций); |
В течение года |
Педагог-психолог |
2019 |
Определение психологического климата в группах, эмоциональное благополучие на занятиях теоретического цикла и уроках производственного обучения (социометрия) |
Октябрь-ноябрь |
Педагог-психолог, соц.педагог, кл.руководитель |
2019 |
Проведение социально-психологических тренингов, направленных на уверенность в себе, развитие коммуникативных, психологических и командообразующих навыков («Искусство жить с собой и с миром» |
март |
Педагог-психолог, педагог-организатор |
2019 |
Проведение классных часов на темы: «Я взрослый?». |
апрель |
Педагог-психолог, кл.руководитель |
2019 |
Психологическое сопровождение (беседы, консультации, релаксация) |
В течение года |
Педагог-психолог |
Педагогический коллектив |
|
||
2017 |
Диагностика индивидуальных особенностей личности и психического состояния педагога, его профессионального выгорания, профессиональной деформации (цветовой тест Люшера, Диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Диагностика эффективности педагогических коммуникаций мод.вариант анкеты А.А.Ленотьева); |
Октябрь-ноябрь |
Педагог-психолог |
2017 |
Проведение семинара на тему: «Ситуации успеха на уроке» |
ноябрь |
Педагог-психолог, педагог-организатор |
2017 |
Проведение социально-психологического тренинга, развивающего позитивное мышление, направленного на приобретение коммуникативных навыков, предотвращение профессионального и эмоционального выгорания «Удиви всех – общайся правильно!» |
декабрь |
Педагог-психолог, педагог-организатор |
2018 |
Диагностика индивидуальных особенностей психического состояния педагога, его профессионального выгорания, профессиональной деформации (Определение психического «выгорания» А.А.Рукавишников, «Оценка нервно-психического напряжения» Немчин Т.А, «Методика оценки функционального состояния САН» Доскин В.А, Лаврентьев Н.А, «Оценка доминирующего психического состояния» Куликов Л.В. |
Октябрь-ноябрь |
Педагог-психолог |
2018 |
Проведение семинара на тему: «Предупреждение эмоционального выгорания педагога»
|
декабрь |
Педагог-психолог, педагог-организатор |
2018 |
Проведение социально-психологического тренинга, развивающего позитивное мышление, направленного на приобретение коммуникативных навыков, предотвращение профессионального и эмоционального выгорания «Восстановленное ресурсное состояние – залог успешной трудовой деятельности |
март |
Педагог-психолог, педагог-организатор |
2018 |
Психологическое сопровождение (беседы, консультации, релаксация) |
В течение года |
Педагог-психолог |
2019 |
Диагностика индивидуальных особенностей личности и психического состояния педагога, его профессионального выгорания, профессиональной деформации (цветовой тест Люшера, Определение психического «выгорания» А.А.Рукавишников, Диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой, «Оценка нервно-психического напряжения» Немчин Т.А, «Методика оценки функционального состояния САН» Доскин В.А, Лаврентьев Н.А, «Оценка доминирующего психического состояния» Куликов Л.В, диагностика эффективности педагогических коммуникаций мод.вариант анкеты А.А.Ленотьева); |
Октябрь-ноябрь |
Педагог-психолог |
2019 |
Проведение семинара на тему: «Уровень психологической безопасности» |
февраль |
Педагог-психолог, педагог-организатор |
2019 |
Проведение социально-психологического тренинга, развивающего позитивное мышление, направленного на приобретение коммуникативных навыков, предотвращение профессионального и эмоционального выгорания «Коммуникативный тренинг взаимодействия психолога и педагога с родителями». |
апрель |
Педагог-психолог, педагог-организатор |
2019 |
Психологическое сопровождение (беседы, консультации, релаксация) |
В течение года |
Педагог-психолог |
родители |
|
||
2017 |
Диагностика индивидуального стиля воспитания, и социально-психологического климата в семье («Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ) |
Ноябрь-декабрь |
Педагог-психолог, кл.руководитель |
2017 |
Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей; |
В течение года |
Педагог-психолог |
2017 |
Проведение лектория на тему: «Психологические и физические особенности взрослого подростка» |
декабрь |
Педагог-психолог, кл.руководитель |
2018 |
Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей |
В течение года |
Педагог-психолог |
2018 |
Проведение лектория на тему: «Как понять ребёнка» |
декабрь |
Педагог-психолог, кл. руководитель |
2018 |
Проведение социально-психологического тренинга, развивающего позитивное мышление, направленного на приобретение коммуникативных навыков, «Дипломатическое общение с ребенком» |
декабрь |
Педагог-организатор, педагог-психолог |
2019 |
Диагностика индивидуального стиля воспитания, и социально-психологического климата в семье («Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ) |
Сентябрь-октябрь |
Педагог-психолог. кл.руководитель |
2019 |
Проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей; |
В течение года |
Педагог-психолог |
2019 |
Проведение лектория на темы: «Мой взрослый ребёнок». |
декабрь |
Педагог-психолог, кл.руководитель |
Список используемой литературы:
1. Величко Е. В. Управление психологической безопасностью образовательной среды колледжа [Текст] / Е. В. Величко // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 72-75.
2. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания: Дисс... докт. психол. наук. - СПб., 2012. - 386 с.
3. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: теория и технология психологической защиты: Дисс. ...докт. псих.наук. - М., 2010 - 360 с.
4. Дятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Проблемы информационной безопасности человека и задачи экологического образования // Современные проблемы науки и образования. Электронный журнал, 2011. -№2. - www. science-education.ru/number2.htm
5. Иванова, В.И. Экспериментальное исследование значимости психологической безопасности образовательной среды в системе многоуровневой подготовки специалиста / В.И. Иванова // Мир психологии. - 2009. - №3. - С.98-110.
6. Ковров В.В. Психологическая безопасность образовательной среды : состояние и возможности психологической коррекцит. М.: ЦЭПП МГППУ, 2010 - 225 с.
7. Липский И.А. Социально-педагогическая ситуация: сущность, структура, управление // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. - М.,из-е 2-е доп. 2009. - Том I. - С.39-47.
8. Сидорова Л.З. Проектирование педагогических ситуаций как средство организации безопасной образовательной среды колледжа // Современные проблемы науки и образования.– 18.05.2011- С. 84-89
9. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.- М.:Смысл, 2001.- 366 с.
10. Тавровская М.В. Развитие эстетического потенциала образовательной среды средствами информационных технологий: Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. 13.00.01. – Ростов-на-Дону, 2007 – 24 с.
11. Чернобай, Е.В. Подготовка учителя к совершенствованию профессиональной деятельности в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды / Е.В. Чернобай // Педагогика. - 2009. - №7. - С.78-82.
12.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.