Приложение
к Основной образовательной программе
НОО или ООО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №58»
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от 29.08.2023г. №1
Введено приказом от 29.08.2023 №293
Директор МБОУ « СОШ №58»
_____________/Г.М.Сепаева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по курсу
хоровое пение
на уровень 1-4 классы
класс _4___
Направление развития личности: _______________
Срок реализации:_______________
Разработчик: ___________________
г. Набережные Челны, 2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия хоровым пением в
общеобразовательных организациях осуществляются в рамках вариативного подхода и
предоставляют обучающимся возможность углублённого изучения
предметной
области «Искусство». Среди различных видов музицирования хоровое пение стоит на
первом месте, как наиболее доступная и массовая форма музыкально-исполнительской
деятельности. «Хоровое пение» является органичным дополнением уроков предмета
«Музыка», включённого в обязательную часть учебного плана начального общего
образования (1—4 кл.)
Программа составлена на основе «Требований к результатам
освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте
начального общего образования и основного общего образования, а также на основе
характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания
(одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.). Программа разработана с учётом
актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий,
необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов
при освоении предметной области «Искусство» («Музыка»), учитывает практический
опыт образовательных организаций, осуществлявших исследовательскую
и экспериментальную работу по данному направлению эстетического воспитания.
Основная цель реализации программы по хоровому пению -
Хоровое пение является весьма действенным средством воспитания и развития личности ребенка. Пение - спутник определенного эмоционального состояния. Занятия пением снимают нервно-психические перегрузки детей, восстанавливают положительный эмоциональный тонус обучающихся, поддерживают эмоционально-психическое здоровье. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа.
Задачи обучения
Цели
и задачи программы «Хоровое пение» определяются в
рамках обобщённых целей и задач ФГОС НОО и ООО, Примерных программ по музыке
НОО и ООО, являются их логическим
продолжением.
Главная цель:
Развитие
музыкальной культуры обучающихся как части их
духовной культуры через коллективную исполнительскую деятельность — пение в
хоре.
Основные
цели в соответствии со спецификой освоения предметной области «Искусство» в целом
и музыкального искусства в частности:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2) осознание значения
музыкального искусства как универсального языка общения,
интонационно-художественного отражения многообразия жизни;
3) реализация творческих потребностей обучающихся, развитие потребности в
общении с произведениями искусства, внутренней мотивации к музицированию.
Достижению поставленных целей способствует решение круга задач, конкретизирующих в процессе регулярной музыкальной деятельности обучающихся наиболее важные направления, а именно:
- приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт собственного переживания музыкальных образов, развитие и совершенствование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни;
- развитие эмоционального интеллекта, общих и специальных музыкальных способностей обучающихся;
- формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира, приобретение разнообразного опыта восприятия музыкальных произведений;
- воспитание уважения к культурному, музыкальному наследию России; практическое освоение интонационно-образного содержания произведений отечественной музыкальной культуры;
- расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран и народов;
- понимание основных закономерностей музыкального искусства:
интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства,
элементы музыкального языка, направления, стили и т. д.;
- формирование чувства коллективизма, сопричастности к
общему творческому делу, ответственности за общий результат;
- гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного
взгляда на окружающий мир;
- улучшение физического и психического самочувствия,
укрепление здоровья обучающихся;
- создание в образовательном учреждении творческой культурной
среды;
- получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование
активной социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы,
района, города, республики, страны.
Содержание программы внеурочной деятельности
Содержание внеурочных занятий по «Хоровому пению» вытекает из содержательной логики изучения предмета «Музыка», которое структурно представлено восемью сквозными модулями (тематическими линиями) в начальной школе и девятью модулями в основной школе.
№п/п |
Наименование раздела, темы |
Краткое содержание |
1 |
«Музыкальная грамота» |
Ноты певческого диапазона, длительности и паузы, основные музыкальные
размеры, штрихи, динамика, дополнительные обозначения в нотах (реприза, вольта,
фермата и др.). Знаки альтерации. Лад, тональность, тоника. Интонация, мотив,
фраза. Одноголосие, многоголосие. Мелодия, аккомпанемент. Интервалы, |
2 |
«Музыка в жизни человека» |
Стремление человека к красоте. Хор — музыкальное единство людей. Особое переживание — слияние голосов в пении. Музыкальный образ, настроения, мысли и чувства, которые передаёт музыка. Образы природы, людей, событий (музыкальные пейзажи, портреты и т. п.). Песни, посвящённые Родине, семье, образам детства, дружбе, войне, праздниками др. |
3 |
«Народная музыка России» |
Русские народные песни и песни других народов России в обработках для детского хора |
4 |
«Музыка народов мира» |
Песни
народов мира в обработках для |
5 |
«Духовная музыка» |
Образцы литургической музыки русских и зарубежных композиторов-классиков, сочинения современных композиторов на канонические тексты — песни и хоры духовного содержания |
6 |
«Классическая музыка» |
Светская
музыка русских и зарубежных |
7 |
«Современная музыкальная культура» |
Вокальные
произведения для детей современных композиторов, в том числе песни, |
8 |
«Музыка театра и кино» |
Песни
и хоры из кино и мультфильмов, |
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы «Хоровое пение» должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
2. Гражданского воспитания:
готовность к
выполнению обязанностей гражданина, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших
произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни
в соответствии с эталонами нравственного само
определения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны,
в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов,
культурно-просветительских акций, праздничных мероприятий.
3.Духовно-нравственного воспитания:
ориентация
на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное
искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного
контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться
принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе
непосредственной музыкальной деятельности, при подготовке
концертов, фестивалей, конкурсов.
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость
к различным видам искусства, стремление
видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность
прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества,
таланта; осознание важности музыкального
искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания:
ориентация
на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной, социальной,
культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как
искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской
деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале доступной
текстовой, аудио- и видеоинформации о различных явлениях музыкального
искусства, использование специальной терминологии.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание
ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия
произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том
числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской
деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудового воспитания:
установка
на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении
поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры
и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8. Экологического воспитания:
повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные
формы музыкального творчества.
9. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
освоение
социального опыта, основных социальных ролей,
норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной
исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды; стремление перенимать опыт,
учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в
разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере
музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с новым
эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные
задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и
направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию,
оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный
и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными
ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
Метапредметные (коммуникативные, регулятивные, познавательные)
Метапредметные
результаты, достигаемые при освоении программы «Хоровое пение», отражают
специфику искусства как
иного (в отличие от науки) способа познания мира. Поэтому
основная линия формирования метапредметных результатов
ориентирована не столько на когнитивные процессы и функции, сколько на
психомоторную и аффективную сферу деятельности обучающихся.
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Овладение системой универсальных познавательных действий в рамках программы
«Хоровое пение» реализуется в контексте развития специфического типа
интеллектуальной деятельности — музыкального мышления, которое связано с формированием
соответствующих когнитивных навыков обучающихся, в том числе:
1.1. Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
- устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
- сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального искусства;
- обнаруживать
взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в
комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа
конкретного произведения, жанра, стиля.
1.2. Базовые исследовательские действия:
- следовать
внутренним слухом за развитием музыкального
процесса, «наблюдать» звучание музыки;
- использовать
вопросы как инструмент познания;
- формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между
реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения
музыки;
- составлять алгоритм действий и использовать его для решения исполнительских и творческих задач;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.
1.3. Работа с информацией:
- применять
различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной
или творческой задачи и заданных критериев;
- понимать
специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
- использовать интонирование для запоминания звуковой информации,
музыкальных произведений;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой задачей;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (вокальное исполнение, текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
2.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Овладение системой универсальных коммуникативных
действий в рамках программы «Хоровое пение» реализуется в первую очередь через
совместную певческую деятельность. Она предполагает не только групповую форму
работы, но формирует более сложную социальную общность обучающихся — творческий
коллектив. Хоровое пение — один из немногих видов учебной деятельности,
идеально сочетающих в себе активную
деятельность каждого участника с ценностью общего результата совместных усилий.
Специфика
взаимодействия в процессе вокально-хорового
исполнительства определяется не только особыми формами
передачи информации музыкальными средствами (минуя вербальные каналы
коммуникации), но и неповторимым комплексом ощущений, эмоциональным
переживанием психологического единства поющих, известных как феномен
«соборности». Данные условия определяют уникальный вклад хорового пения в
формирование совершенно особых коммуникативных
умений и навыков в составе базовых универсальных учебных
действий.
2.1. Невербальная коммуникация:
- воспринимать
музыку как искусство интонируемого смысла,
стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания,
понимать ограниченность словесной передачи смысла музыкального произведения;
- передавать в собственном исполнении художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому музыкальному произведению;
- осознанно
пользоваться интонационной выразительностью в
обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном
общении;
- эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
- распознавать
невербальные средства общения (интонация,
мимика, жесты, в том числе дирижёрские жесты), расценивать их как полноценные
элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
2.2. Вербальное общение:
- воспринимать
и формулировать суждения, выражать эмоции
в соответствии с условиями и целями общения;
- выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения
с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
- публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
2.3. Совместная деятельность (сотрудничество):
- развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, переносить его на другие сферы взаимодействия;
- понимать и использовать преимущества и специфику коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллегиально строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена коллектива в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой, коллективом.
3.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
В хоре, в отличие от других видов деятельности,
личные результаты
обучающихся обретают подлинную ценность только в качестве вклада каждого участника хорового коллектива в общее дело. Поэтому в рамках программы «Хоровое пение» регулятивные универсальные учебные действия тесно смыкаются с коммуникативными. Самоорганизация и рефлексия приобретают ярко выраженные коллективные черты, нередко предполагают корректировку личных интересов и намерений, их подчинение интересам и потребностям творческого коллектива в целом.
3.1. Самоорганизация:
- ставить перед
собой среднесрочные и долгосрочные цели по
самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков
и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
- планировать достижение целей через решение ряда последовательных
задач частного характера;
- выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
- самостоятельно
составлять алгоритм решения задачи (или
его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
- делать выбор и брать за него ответственность на себя.
3.2. Самоконтроль (рефлексия):
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать
адекватную оценку учебной ситуации и предлагать
план её изменения;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять
причины достижения (недостижения) результатов
деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретённому опыту.
3.3. Эмоциональный интеллект:
- чувствовать,
понимать эмоциональное состояние самого себя
и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения
своих компетенций в данной сфере;
- развивать
способность управлять собственными эмоциями и
эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях
музыкально-опосредованного общения, публичного выступления;
- выявлять
и анализировать причины эмоций;
- понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя
коммуникативно-интонационную ситуацию;
- регулировать способ выражения собственных эмоций.
3.4. Принятие себя и других:
- уважительно
и осознанно относиться к другому человеку и
его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
- признавать
своё и чужое право на ошибку, при обнаружении
ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов
деятельности;
- принимать себя и других, не осуждая;
- проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Тематическое планирование
Наименование раздела, темы |
Общее количество часов |
Формы проведения |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Прослушивание
|
2 |
Практическое занятие |
|
Музыка рождается |
2 |
|
|
Ритм |
2 |
|
|
Петь приятно и удобно |
3 |
|
|
Песня – звучащее слово |
5 |
|
|
Хор – созвучие голосов |
5 |
|
|
Мы играем и поём |
2 |
|
|
Будем петь по нотам! |
3 |
|
|
Скоро, скоро, новый год |
5 1 1 1
|
|
|
Музыкальные слоги |
4 |
|
|
Мой диапазон |
2 |
|
|
Музыкальная грамота |
2 |
|
|
Хоровая мастерская |
2 |
|
|
Праздник бабушек и мам |
4 1 1 |
|
|
Хоровая мастерская |
1 |
|
|
Песня, танец, марш |
6 |
|
|
Хоровая мастерская |
1 |
|
|
Песня в подарок |
6 1 1 2 |
|
|
ИТОГО |
68 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.