Программа по изотерапии как средство сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся с ОВЗ
М. Р. Перминова
специальный психолог, учитель изобразительного искусства
МАОУ «Школа № 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г. Березники Пермский край
marina_perminova@inbox.ru
Аннотация. В статье представлен опыт разработки и проектирования коррекционно-развивающего курса занятий по арт-терапии (изотерапии) в контексте требований федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова. Арт-терапия. Изотерапия. Коррекция и развитие. Обучающиеся с умственной отсталостью.
В структуре психики ребенка с умственной отсталостью в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При этом страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Задача психолога, педагога помочь преодолеть проблемы эмоционально-волевой, личностной и коммуникативной сфер личности ребенка с нарушениями интеллектуального развития, то есть обучить его взаимоотношениям с окружающим миром, ощущению и пониманию самого себя, своих мыслей и чувств. Коррекционная работа строится с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.
В контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в школе возникла необходимость создания программы коррекционно-развивающих занятий по арт-терапии (изотерапии) «Цветной мир».
Цель программы - развитие личности ребёнка с нарушением интеллектуального развития, изменение стереотипов его поведения, коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений, а также проблем в обучении средствами художественного творчества.
Основные задачи:
· выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
· осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи;
· стабилизация и гармонизация эмоционально-волевых и поведенческих компонентов личности ребенка;
· формирование адекватных эмоциональных реакций ребенка в отношении себя, своих возможностей и окружающего мира.
Программа актуальна, так как художественно творчество стабилизирует эмоциональные состояния детей, развивает коммуникативные навыки и социально приемлемые допустимые формы реагирования отрицательных эмоций. В ее основе лежит особая «сигнальная цветовая система», когда с помощью цвета ребенок сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изотерапия, с одной стороны, метод художественной рефлексии, с другой стороны, технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, с третьей стороны - это метод коррекции, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы. Занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Их можно использовать как для отдельной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества.
Изотерапия позволяет ребенку научиться фиксировать и анализировать свои чувства и чувства других людей. Главным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка изотерапией, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в "трудных" конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Изотерапия способствуют сенсорному развитию, формирует мотивационно-потребностную сторону продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивает развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации. Изотерапия не требует художественных навыков или способностей к изобразительному искусству, поэтому каждый ребенок может участвовать в этой работе. Рисунки и поделки отражают мысли и настроение и позволяют отслеживать отклонения в развитии. Изобразительно-игровое пространство, художественные материалы являются для детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.
Коррекционно-развивающая программа по арт-терапии (изотерапии) «Цветной мир» состоит из трех разделов, каждый из которых помогает поддерживать позитивный настрой детей, вести беседу о той или иной ситуации, поступке и его последствиях. Коррекционно-развивающая работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения. Акцент делается на продвижении ребенка в личностном росте посредством сравнения его с самим же собой.
Первый раздел программы: «Рисование на свободную или заданную темы». Предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Характерны наивно-реалистические изображения. Символизация в рисунке осуществляется в форме моделирования реальных или воображаемых жизненных ситуаций с помощью наличных изобразительных средств.
Второй раздел: «Задания образно-символического типа». Изображение абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов. Этот тип заданий требует от ребенка более высокой степени символизации, чем в предыдущем разделе, т.к. изображаемое понятие не обладает физическими, внешними признаками и, тем самым, в основу символизации не может быть положен какой-либо внешний признак изображаемого явления. Это заставляет детей при выполнении задания обращаться к анализу психологического и нравственного содержания событий и явлений, которые становятся предметом изображения, переосмысливать значение этих событий.
Третий раздел: «Задания на совместную деятельность». Задания направлены на решение проблемы общения и взаимоотношений со сверстниками. Кроме того, задания на совместную изобразительную деятельность делают необходимой речевую коммуникацию участников и тем самым обеспечивают развитие регулятивных способностей.
Данная программа предназначена для обучающихся 5-6 классов. Занятия проводятся в виде подгрупповых коррекционных занятий, по полугодиям. Программа рассчитана на два курса обучения. Количество занятий каждого курса – 16. Запланированы резервные часы на повторение и дублирование заданий. Продолжительность занятия 40 минут. К программе разработано календарно-тематическое планирование. Имеются конспекты на каждое занятие с дидактическим материалом.
Эффективность программы отслеживается по итоговой творческой работе, проводимой в начале и по завершении коррекционно – развивавющего курса. Например, в 5 классе это тема «Я дома», а в 6 классе – « Я в школе».
Также в процессе реализации программы оценивается степень сформированности личностных качеств обучающихся (по адаптированной методике Н.П. Капустиной) по следующим показателям: готовность и способность обучающегося к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества, отношение к себе.
Программа коррекционно-развивающих занятий «Цветной мир» направлена на формирование зоны жизненного комфорта, на отражение и моделирование окружающей социальной действительности. В процессе занятий обучающиеся с нарушением интеллектуального развития становятся более уверенными в себе и своих силах, лучше понимают мысли и чувства окружающих, а значит, становятся более способными к социальной адаптации в современном обществе.
Литература:
1. Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.
2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004
3. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
4. Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии". СПб.: Златоуст, 2005.
6. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010.
7. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.
8. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008.
9. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: «Класс», 2005.
10. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2007.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.