Программа по изотерапии как средство сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся с ОВЗ
Оценка 5

Программа по изотерапии как средство сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся с ОВЗ

Оценка 5
Образовательные программы
docx
5 кл—6 кл
07.04.2021
Программа по изотерапии как средство сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся с ОВЗ
Статья для публикации.docx

Программа по изотерапии как средство сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся с ОВЗ

М. Р. Перминова

специальный психолог, учитель изобразительного искусства

МАОУ «Школа № 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г. Березники Пермский край

marina_perminova@inbox.ru

 

       Аннотация. В статье представлен опыт разработки и проектирования коррекционно-развивающего курса занятий по арт-терапии (изотерапии) в контексте  требований федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

     Ключевые слова. Арт-терапия. Изотерапия. Коррекция и развитие. Обучающиеся с умственной отсталостью.

       В структуре психики ребенка с умственной отсталостью  в пер­вую очередь отмечается недораз­витие познавательных интересов и снижение по­зна­вательной активности, что обусловлено замедленностью темпа пси­хи­че­с­ких процессов, их слабой под­вижностью и переключаемостью. При этом стра­дают не только высшие психические функции, но и эмо­ции, воля, поведение, в не­ко­торых случаях физическое развитие, хотя на­и­бо­лее нарушенным является мы­шление, и прежде всего, способность к от­влечению и обобщению.

       Задача  психолога, педагога  помочь преодолеть проблемы эмоционально-волевой, личностной и  коммуникативной сфер личности ребенка с нарушениями интеллектуального развития, то есть обучить его взаимоотношениям с окружающим миром, ощущению  и пониманию самого себя, своих мыслей и чувств.   Коррекционная работа строится  с уче­том специфических осо­бенностей каж­дого ребенка с ум­с­т­венной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и   «запускает» ко­м­пе­н­са­то­р­ные процессы, обес­пе­чивающие ре­а­лизацию их потенциальных возможностей.

             В контексте  требований Федерального государственного образовательного стандарта  образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в школе возникла необходимость создания программы коррекционно-развивающих занятий по арт-терапии (изотерапии) «Цветной мир».

         Цель программы - развитие личности ребёнка с нарушением интеллектуального развития, изменение стереотипов его поведения, коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений, а также проблем в обучении средствами художественного творчества.

Основные задачи:

· выявление особых образовательных потребностей обучающихся с    умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

· осуществление индивидуально ориентированной психолого-педа­го­ги­че­с­кой помощи;

· стабилизация и гармонизация эмоционально-волевых и поведенческих компонентов личности ребенка;

· формирование адекватных эмоциональных реакций ребенка в отношении себя, своих возможностей и окружающего мира.

      Программа актуальна, так как художественно творчество  стабилизирует эмоциональные состояния детей, развивает коммуникативные навыки и социально приемлемые допустимые формы реагирования  отрицательных эмоций. В ее основе  лежит особая «сигнальная цветовая система», когда с помощью цвета ребенок сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изотерапия, с одной стороны, метод художественной рефлексии, с другой стороны, технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, с третьей стороны - это метод коррекции, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы.   Занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.   Их можно использовать как для отдельной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества.

       Изотерапия позволяет ребенку научиться фиксировать и анализировать свои чувства и чувства других людей.  Главным  способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка изотерапией, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в "трудных" конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Изотерапия способствуют сенсорному развитию, формирует мотивационно-потребностную сторону продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивает развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации. Изотерапия не требует художественных навыков или способностей к изобразительному искусству, поэтому каждый ребенок может участвовать в этой работе. Рисунки и поделки отражают мысли и настроение и позволяют отслеживать отклонения в развитии. Изобразительно-игровое пространство, художественные материалы являются для детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.

       Коррекционно-развивающая программа  по арт-терапии (изотерапии) «Цветной мир» состоит из трех разделов, каждый из которых помогает поддерживать позитивный настрой детей, вести беседу о той или иной ситуации, поступке и его последствиях.   Коррекционно-развивающая работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения. Акцент делается на продвижении ребенка в личностном росте посредством сравнения его с самим же собой.

         Первый раздел программы: «Рисование на свободную или заданную темы». Предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Характерны наивно-реалистические изображения. Символизация в рисунке осуществляется в форме моделирования реальных или воображаемых жизненных ситуаций с помощью наличных изобразительных средств.

      Второй раздел: «Задания образно-символического типа». Изображение абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов. Этот тип заданий требует от ребенка более высокой степени символизации, чем в предыдущем разделе, т.к. изображаемое понятие не обладает физическими,  внешними признаками и, тем самым, в основу символизации не может быть положен какой-либо внешний признак изображаемого явления. Это заставляет детей при выполнении задания обращаться к анализу психологического и нравственного содержания событий и явлений, которые становятся предметом изображения, переосмысливать значение этих событий.

      Третий раздел: «Задания на совместную деятельность». Задания направлены  на решение проблемы общения и взаимоотношений со сверстниками. Кроме того, задания на совместную изобразительную деятельность делают необходимой речевую коммуникацию участников и тем самым обеспечивают развитие регулятивных способностей.

     Данная программа предназначена для обучающихся 5-6 классов. Занятия проводятся в  виде  подгрупповых коррекционных занятий, по полугодиям. Программа рассчитана на два курса обучения. Количество занятий каждого  курса – 16. Запланированы резервные часы на повторение и дублирование заданий. Продолжительность занятия 40 минут. К программе разработано календарно-тематическое планирование. Имеются конспекты на каждое занятие с дидактическим материалом.

          Эффективность программы отслеживается по итоговой  творческой работе, проводимой в начале и по завершении коррекционно – развивавющего курса. Например, в 5 классе это тема «Я дома», а в 6 классе – « Я в школе».  

         Также в  процессе реализации программы оценивается  степень сформированности личностных качеств обучающихся (по адаптированной методике Н.П. Капустиной)  по следующим показателям: готовность и способность обучающегося к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества, отношение к себе.

         Программа коррекционно-развивающих занятий «Цветной мир» направлена  на  формирование зоны жизненного комфорта, на отражение и моделирование окружающей социальной действительности. В процессе  занятий  обучающиеся с нарушением интеллектуального развития становятся более уверенными в себе и своих силах, лучше понимают мысли и чувства окружающих, а значит, становятся более способными к социальной адаптации в современном обществе.

  Литература:

1.       Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.

2.        Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004

3.        Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.

4.        Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000

5.        Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии". СПб.: Златоуст, 2005.

6.       Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито-Центр», 2010.

7.        Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.

8.       Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008.

9.       Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. – М.: «Класс», 2005.

10.    Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2007.


 

Скачано с www.znanio.ru

Программа по изотерапии как средство сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся с

Программа по изотерапии как средство сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся с

Цветной мир». Цель программы - развитие личности ребёнка с нарушением интеллектуального развития, изменение стереотипов его поведения, коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений, а также проблем в…

Цветной мир». Цель программы - развитие личности ребёнка с нарушением интеллектуального развития, изменение стереотипов его поведения, коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений, а также проблем в…

Изотерапия способствуют сенсорному развитию, формирует мотивационно-потребностную сторону продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивает развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации

Изотерапия способствуют сенсорному развитию, формирует мотивационно-потребностную сторону продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивает развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации

Это заставляет детей при выполнении задания обращаться к анализу психологического и нравственного содержания событий и явлений, которые становятся предметом изображения, переосмысливать значение этих событий

Это заставляет детей при выполнении задания обращаться к анализу психологического и нравственного содержания событий и явлений, которые становятся предметом изображения, переосмысливать значение этих событий

Литература: 1. Аметова

Литература: 1. Аметова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2021