МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МИРНИНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО УНК зам.директора по УВР Директор МАОУ«СОШ №24»
Протокол №_ от 01.09.2023 г. ____________И.А..Панфилова ___________ К.М.Иванова-Александрова
Рук. _________ Е.Ю.Гарькавая «01» сентября 2023 г. «01» сентября 2023г.
Адаптированная рабочая общеобразовательная программа
по литературному чтению
для Шманева Богдана, обучающегося 2 в класса,
вариант 5.1
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Забалуева Людмила Геннадьевна
г. Удачный, 2023
I. Паспорт программы
Полное наименование Программы |
Адаптированная рабочая общеобразовательная программа НОО по литературному чтению для обучающегося с ТНР (5.1) |
Общие сведения об обучающемся |
Ф.И. Шманев Богдан Класс 2 в Заключение ПМПК № г (Выявлены трудности в обучении, обусловленные фонетико – фонематическим недоразвитием речи с нарушениями чтения и письма, задержанным психическим развитием смешанного, преимущественного церебрально- органического генеза) |
Рекомендации ПМПК |
Образовательная программа: Обучение по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования, варианта 5.1 Форма обучения: очно. Режим обучения: полный день. Специальные технические: не нуждается. Предоставление услуг ассистента, тьютора: осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП. Специальные организационные условия: не нуждается. Психологическое сопровождение: коррекционно – развивающие занятия с психологом по коррекции психических познавательных процессов. Логопедическое сопровождение: коррекционно- развивающие занятия с логопедом по коррекции ФФН, дислекции, дисграфии. Медицинская помощь не нуждается. Срок повторного прохождения ПМПК: в апреле в год окончания НОО или ранее по направлению консилиума ОО или заявлению родителей, при необходимости уточнения или корректировки рекомендаций, а также в случае стабильно отрицательной или стабильно положительной динамики в течение года.
|
Особенности индивидуального развития |
Богдан испытывает в некоторой степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и легким когнитивным нарушением. Период адаптации в новом коллективе проходил быстро. У Богдана полный объем знаний об окружающем мире. Не испытывает трудности в установлении простых причинно - следственных отношений между явлениями действительности. Учебно-познавательная мотивация развита хорошо. На уроках хорошая активность внимания, усидчивость. Воспринимает учебную инструкцию и работать по ней самостоятельно может. Может найти и исправить самостоятельно ошибку в своей работе. Богдану не трудно высказывать своё суждение, делать простой логический вывод без наводящих вопросов. Навыки самообслуживания развиты нормально: учебные вещи постоянно разбросаны, не научился убирать рабочее место после уроков, в портфеле беспорядок, готовится к уроку только после напоминаний учителя. Темп деятельности медленный. На уроках неусидчив, в ходе урока не участвует, не может ответить на поставленные вопросы, молчит. Испытывает трудности в переходе с устных форм работы на письменные. Не понимает учебной задачи. Способность к волевому усилию снижена, часто не доводит начатое до конца. Тетради ведет небрежно, до сих пор не может правильно оформлять запись в тетрадях. У мальчика недостаточно сформированы умения и навыки для самостоятельного усвоения учебного материала, требуются индивидуальные занятия с педагогом. Богдан на уроках изобразительного искусства работает активно, любит рисовать, но работы получаются небрежными. Индивидуальные занятия с учителем дают положительный результат. Испытывает положительные эмоции при малейшем успехе. Богдан в отношениях с окружающими общителен. Уважительно относится к старшим. Богдан полностью включен в общий образовательный поток (инклюзия). |
Специальные образовательные условия |
- Выбор индивидуального темпа обучения. - Подбор заданий с более подробными инструкциями. - Поэтапное формирование умственных действий: использование опорных схем, сигналов, алгоритмов, образцов выполнения заданий. - Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами). - Объективная оценка результатов освоения программного материала. - Щадящий, здоровьесберегающий режим обучения. - Проявление педагогического такта. - Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. |
Научно-методические основы разработки Программы |
1.ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2.ФГОС обучающихся с ОВЗ. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 3.Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников. 4.АООП НОО МАОУ «СОШ №24» (ТНР 5.1) 5. Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений авторов . Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение. 1 – 4 классы» 2021 г.
|
Цель, задачи Программы |
Цель программы: обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающегося с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося с ТНР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач: · - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; · - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение.
|
УМК |
Литературное чтение. 2 класс. В 2 частях. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и другие. – Москва: Просвещение, 2021г; |
Место курса в учебном плане |
Литературного чтения во 2 классе отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
|
Срок реализации |
2023-2024 учебный год. |
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения адаптированной АОП НОО должны отражать:
1) сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
2) патриотизм, чувство гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы; - осознание роли своей страны в мировом развитии;
3) уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
4) осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
5) сформированность уважительного отношения и иному мнению, истории и культуре других народов;
Метапредметные результаты отражают следующее:
1) владение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательной организации и вне ее;
2) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; - освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
3) сформированность умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
3) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
4) понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
III. Содержание предмета
Раздел учебного курса, кол-во часов |
Элементы содержания |
Водный урок по курсу (1 ч) |
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь |
Самое великое чудо на свете (4 ч) |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя Проект: «О чем может рассказывать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга». Высказывание о книгах К.Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний. Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия. Пересказ содержания научно-познавательных текстов |
Устное народное творчество (15 ч) |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Считалки, небылицы – малые жанры устного народного творчества. Ритм – основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев. Оценка достижений. |
Люблю природу русскую. Осень (8 ч) |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений. Оценка достижений. |
Русские писатели (14 ч) |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А.С.Пушкин - великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героя произведения. И.А. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И.А. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни с пословицей. Л.Н.Толстой. Басни Л.Н. Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение пословиц со смыслом басни. Рассказы Л. Н. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ. Оценка достижений. |
О братьях наших меньших (12 ч) |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Заголовок стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки. Герои рассказов. Нравственный смысл поступков. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков. Оценка планируемых результатов |
Из детских журналов (9 ч) |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов. Произведения из детских журналов. Д.Хармс. Игра в стихи. Д. Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский. Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма. Проект: «Мой любимый детский журнал». Оценка своих достижений Учащиеся должны уметь: Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале. Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. Участвовать в работе пары и группы. Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление. Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала. Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Оценивать свои достижения |
Люблю природу русскую. Зима (9 ч) |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме. Русская народная сказка. Два Мороза. Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев. Новогодняя быль. С.Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям. Весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева. Оценка достижений. |
Писатели детям (17 ч) |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создания образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям. С.Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. С.В.Михалков. «Мой секрет», «Сила воли». Эпическое стихотворение. Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с порой на его поступки. А.Л. Барто. Образа. Выразительное чтение стихотворения. Н.Н.Носов. Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. Подробный пересказ на основе картинного плана. Оценка достижений. |
Я и мои друзья (10 ч) |
Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержания раздела. Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В.Лунина. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой. Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. Оценка достижений. |
Люблю природу русскую. Весна (9 ч) |
Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э. Мошковской. Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись |
И в шутку и в серьёз (14 ч) |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок – «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. Инсценирование стихотворения. Веселые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов. Оценка планируемых достижений. |
Литература зарубежных стран (12 ч.) Резерв (2 ч.) |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг. Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок. Ш.Перро «Кот в сапогах». «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Творческий пересказ: дополнение содержания сказки. Г.С.Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок. Эни Хогарт. «Мафин и паук». Герои сказок. Составление плана сказки для подробного пересказа. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. Проект «Мой любимый писатель-сказочник. |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
№ |
Тема урока |
Дата |
Основные виды учебной деятельности обучающихся с ОВЗ (5.1) |
Виды контроля, методы.
|
|
План |
Факт |
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.