Программа по литературному чтению для ребенка ОВЗ 5.1.
Оценка 5

Программа по литературному чтению для ребенка ОВЗ 5.1.

Оценка 5
doc
12.02.2024
Программа по литературному чтению для ребенка ОВЗ 5.1.
Литературное чтение.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24»

 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МИРНИНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

 

                            Рассмотрено                                                Согласовано                                                Утверждаю   

                            на заседании МО УНК                                  зам.директора по УВР                                  Директор МАОУ«СОШ №24»

                            Протокол №_ от 01.09.2023 г.                      ____________И.А..Панфилова                   ___________  К.М.Иванова-Александрова

                            Рук. _________ Е.Ю.Гарькавая                      «01» сентября 2023 г.                                     «01» сентября 2023г.

 

 

 

 

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа

 по литературному чтению

для Шманева Богдана, обучающегося 2 в класса,

вариант 5.1

на 2023-2024 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Забалуева Людмила Геннадьевна

 

г. Удачный, 2023

 

 

 

I.       Паспорт программы

Полное наименование Программы

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа НОО  по литературному чтению для обучающегося с ТНР (5.1)

Общие сведения об обучающемся

Ф.И. Шманев Богдан

Класс 2 в

Заключение ПМПК №  г     (Выявлены трудности в обучении, обусловленные фонетико – фонематическим недоразвитием речи с нарушениями чтения и письма, задержанным психическим развитием смешанного, преимущественного церебрально- органического генеза)

Рекомендации ПМПК

 Образовательная программа: Обучение по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования, варианта 5.1

Форма обучения: очно.

Режим обучения: полный день.

Специальные технические: не нуждается.

Предоставление услуг ассистента, тьютора: осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП.

Специальные организационные условия: не нуждается.

Психологическое сопровождение: коррекционно – развивающие занятия с психологом по коррекции психических познавательных процессов.

Логопедическое сопровождение: коррекционно- развивающие занятия с логопедом по коррекции ФФН, дислекции, дисграфии.

Медицинская помощь не нуждается.

Срок повторного прохождения ПМПК: в апреле в год окончания НОО или ранее по направлению консилиума ОО или заявлению родителей, при необходимости уточнения или корректировки рекомендаций, а также в случае стабильно отрицательной или стабильно положительной динамики в течение года.

 

Особенности индивидуального развития

Богдан испытывает в некоторой степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и легким когнитивным нарушением.

Период адаптации в новом коллективе проходил быстро. У Богдана полный объем знаний об окружающем мире. Не испытывает трудности в установлении простых причинно - следственных отношений между явлениями действительности. Учебно-познавательная мотивация развита хорошо. На уроках хорошая активность внимания, усидчивость. Воспринимает учебную инструкцию и работать по ней самостоятельно может. Может найти и исправить самостоятельно ошибку в своей работе. Богдану не трудно высказывать своё суждение, делать простой логический вывод без наводящих вопросов.

Навыки самообслуживания развиты нормально: учебные вещи постоянно разбросаны, не научился убирать рабочее место после уроков, в портфеле беспорядок, готовится к уроку только после напоминаний учителя. Темп деятельности медленный. На уроках неусидчив, в ходе урока не участвует, не может ответить на поставленные вопросы, молчит. Испытывает трудности в переходе с устных форм работы на письменные. Не понимает учебной задачи. Способность к волевому усилию снижена, часто не доводит начатое до конца. Тетради ведет небрежно, до сих пор не может правильно оформлять запись в тетрадях. У мальчика недостаточно сформированы умения и навыки для самостоятельного усвоения учебного материала, требуются индивидуальные занятия с педагогом.

Богдан на уроках изобразительного искусства работает активно, любит рисовать, но работы получаются небрежными.

Индивидуальные занятия с учителем дают положительный результат. Испытывает положительные эмоции при малейшем успехе.

Богдан в отношениях с окружающими общителен. Уважительно относится к старшим.

Богдан полностью включен в общий образовательный поток (инклюзия).

Специальные образовательные условия

- Выбор индивидуального темпа обучения.

- Подбор заданий с более подробными инструкциями.

- Поэтапное формирование умственных действий: использование опорных схем, сигналов, алгоритмов, образцов выполнения заданий.

- Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами).

- Объективная оценка результатов освоения программного материала.

- Щадящий, здоровьесберегающий режим обучения.

- Проявление педагогического такта.

- Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Научно-методические основы разработки Программы

1.ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.ФГОС обучающихся с ОВЗ.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598

3.Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников.

4.АООП НОО МАОУ «СОШ №24» (ТНР 5.1)

5. Примерной программы  начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений авторов . Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение. 1 – 4  классы» 2021 г.

 

Цель, задачи Программы

  Цель программы:  обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающегося с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося с ТНР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

·               -  овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

·               - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение.

 

УМК

Литературное чтение. 2 класс. В 2 частях. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и другие. – Москва: Просвещение, 2021г;

Место курса в учебном плане

Литературного чтения во 2 классе отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

 

Срок реализации

2023-2024 учебный год.

 

 

 

 

 

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения адаптированной АОП НОО должны отражать:

1)        сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

2)        патриотизм, чувство гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы; - осознание роли своей страны в мировом развитии;

3)        уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

4)        осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

5)        сформированность уважительного отношения и иному мнению, истории и культуре других народов;

 

Метапредметные результаты отражают следующее:

1)         владение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательной организации и вне ее;

2)        овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; - освоение способов решения задач творческого и поискового характера;

3)        сформированность умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;

 

   Предметные результаты:

                             

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;

3) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

4) понимание роли чтения, использование разных видов чтения;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    III. Содержание предмета

 

Раздел

учебного курса,

кол-во часов

Элементы содержания

Водный урок по курсу (1 ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование  содержания раздела.

Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя

Проект: «О чем может рассказывать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга».

Высказывание о книгах К.Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний.

Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия.

Пересказ содержания научно-познавательных текстов

Устное народное творчество

(15 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела.

Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице.

Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.

Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа.

Считалки, небылицы – малые жанры устного народного творчества. Ритм – основа считалки. Сравнение считалки и небылицы.

Загадки – малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.

Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев».  «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев. Оценка достижений.

Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений.

Оценка достижений.

Русские писатели

 (14 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

А.С.Пушкин - великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет.  Сравнение. Олицетворение. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героя произведения.

И.А. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И.А. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни с пословицей.

 Л.Н.Толстой. Басни Л.Н. Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение пословиц со смыслом басни. Рассказы Л. Н. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ.

Оценка достижений.

О братьях наших меньших

(12 ч)

Знакомство с названием раздела.  Прогнозирование содержания раздела.

Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Заголовок стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма.

Научно-популярный текст Н.Сладкова.

Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки. Герои рассказов. Нравственный смысл поступков.  Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков.

Оценка планируемых результатов

Из детских журналов (9 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов. Произведения из детских журналов. Д.Хармс. Игра в стихи. Д. Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.

Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.

Проект: «Мой любимый детский журнал».

Оценка своих достижений

Учащиеся должны уметь: Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух прочитанное.

Отличать журнал от книги.

Ориентироваться в журнале.

Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме.

Участвовать в работе пары и группы.

Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление.

Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала.

Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Оценивать свои достижения

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.

Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме.

Русская народная сказка. Два Мороза. Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев.

Новогодняя быль. С.Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям.

Весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.

Оценка достижений.

Писатели детям (17 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создания образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям.

С.Маршак. Герои произведений С. Маршака.  «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения.

С.В.Михалков. «Мой секрет», «Сила воли». Эпическое стихотворение. Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с порой на его поступки.

А.Л. Барто. Образа. Выразительное чтение стихотворения.

Н.Н.Носов. Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. Подробный пересказ на основе картинного плана. Оценка достижений.

Я и мои друзья (10 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержания раздела.

Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В.Лунина. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления.

Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой. Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке.

Оценка достижений.

Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

Знакомство с названием раздела.

Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок.

Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э. Мошковской.  Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись

И в шутку и в серьёз (14 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок – «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. Инсценирование стихотворения.

Веселые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов.

Оценка планируемых достижений.

Литература зарубежных стран (12 ч.)

Резерв (2 ч.)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг.

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок.

Ш.Перро «Кот в сапогах». «Красная Шапочка».  Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Творческий пересказ: дополнение содержания сказки.

Г.С.Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок.

Эни Хогарт. «Мафин и паук».  Герои сказок. Составление плана сказки для подробного пересказа. Соотнесение смысла сказки  с русской пословицей. Проект «Мой любимый писатель-сказочник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

Тема урока

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся с ОВЗ (5.1)

Виды контроля, методы.

 

План

Факт

 


М УНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

М УНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

I. Паспорт программы

I. Паспорт программы

Воспринимает учебную инструкцию и работать по ней самостоятельно может

Воспринимает учебную инструкцию и работать по ней самостоятельно может

Научно-методические основы разработки

Научно-методические основы разработки

II . Планируемые результаты освоения учебного предмета

II . Планируемые результаты освоения учебного предмета

III. Содержание предмета

III. Содержание предмета

Оценка достижений. Русские писатели (14 ч)

Оценка достижений. Русские писатели (14 ч)

Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление

Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление

Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению №

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению №
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2024