Программа по литературному чтению для ребенка ОВЗ 5.1.

  • doc
  • 12.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Литературное чтение.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24»

 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МИРНИНСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

 

                            Рассмотрено                                                Согласовано                                                Утверждаю   

                            на заседании МО УНК                                  зам.директора по УВР                                  Директор МАОУ«СОШ №24»

                            Протокол №_ от 01.09.2023 г.                      ____________И.А..Панфилова                   ___________  К.М.Иванова-Александрова

                            Рук. _________ Е.Ю.Гарькавая                      «01» сентября 2023 г.                                     «01» сентября 2023г.

 

 

 

 

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа

 по литературному чтению

для Шманева Богдана, обучающегося 2 в класса,

вариант 5.1

на 2023-2024 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Забалуева Людмила Геннадьевна

 

г. Удачный, 2023

 

 

 

I.       Паспорт программы

Полное наименование Программы

Адаптированная рабочая общеобразовательная программа НОО  по литературному чтению для обучающегося с ТНР (5.1)

Общие сведения об обучающемся

Ф.И. Шманев Богдан

Класс 2 в

Заключение ПМПК №  г     (Выявлены трудности в обучении, обусловленные фонетико – фонематическим недоразвитием речи с нарушениями чтения и письма, задержанным психическим развитием смешанного, преимущественного церебрально- органического генеза)

Рекомендации ПМПК

 Образовательная программа: Обучение по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования, варианта 5.1

Форма обучения: очно.

Режим обучения: полный день.

Специальные технические: не нуждается.

Предоставление услуг ассистента, тьютора: осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП.

Специальные организационные условия: не нуждается.

Психологическое сопровождение: коррекционно – развивающие занятия с психологом по коррекции психических познавательных процессов.

Логопедическое сопровождение: коррекционно- развивающие занятия с логопедом по коррекции ФФН, дислекции, дисграфии.

Медицинская помощь не нуждается.

Срок повторного прохождения ПМПК: в апреле в год окончания НОО или ранее по направлению консилиума ОО или заявлению родителей, при необходимости уточнения или корректировки рекомендаций, а также в случае стабильно отрицательной или стабильно положительной динамики в течение года.

 

Особенности индивидуального развития

Богдан испытывает в некоторой степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и легким когнитивным нарушением.

Период адаптации в новом коллективе проходил быстро. У Богдана полный объем знаний об окружающем мире. Не испытывает трудности в установлении простых причинно - следственных отношений между явлениями действительности. Учебно-познавательная мотивация развита хорошо. На уроках хорошая активность внимания, усидчивость. Воспринимает учебную инструкцию и работать по ней самостоятельно может. Может найти и исправить самостоятельно ошибку в своей работе. Богдану не трудно высказывать своё суждение, делать простой логический вывод без наводящих вопросов.

Навыки самообслуживания развиты нормально: учебные вещи постоянно разбросаны, не научился убирать рабочее место после уроков, в портфеле беспорядок, готовится к уроку только после напоминаний учителя. Темп деятельности медленный. На уроках неусидчив, в ходе урока не участвует, не может ответить на поставленные вопросы, молчит. Испытывает трудности в переходе с устных форм работы на письменные. Не понимает учебной задачи. Способность к волевому усилию снижена, часто не доводит начатое до конца. Тетради ведет небрежно, до сих пор не может правильно оформлять запись в тетрадях. У мальчика недостаточно сформированы умения и навыки для самостоятельного усвоения учебного материала, требуются индивидуальные занятия с педагогом.

Богдан на уроках изобразительного искусства работает активно, любит рисовать, но работы получаются небрежными.

Индивидуальные занятия с учителем дают положительный результат. Испытывает положительные эмоции при малейшем успехе.

Богдан в отношениях с окружающими общителен. Уважительно относится к старшим.

Богдан полностью включен в общий образовательный поток (инклюзия).

Специальные образовательные условия

- Выбор индивидуального темпа обучения.

- Подбор заданий с более подробными инструкциями.

- Поэтапное формирование умственных действий: использование опорных схем, сигналов, алгоритмов, образцов выполнения заданий.

- Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами).

- Объективная оценка результатов освоения программного материала.

- Щадящий, здоровьесберегающий режим обучения.

- Проявление педагогического такта.

- Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Научно-методические основы разработки Программы

1.ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.ФГОС обучающихся с ОВЗ.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598

3.Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников.

4.АООП НОО МАОУ «СОШ №24» (ТНР 5.1)

5. Примерной программы  начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений авторов . Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение. 1 – 4  классы» 2021 г.

 

Цель, задачи Программы

  Цель программы:  обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающегося с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося с ТНР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

·               -  овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

·               - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение.

 

УМК

Литературное чтение. 2 класс. В 2 частях. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и другие. – Москва: Просвещение, 2021г;

Место курса в учебном плане

Литературного чтения во 2 классе отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

 

Срок реализации

2023-2024 учебный год.

 

 

 

 

 

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения адаптированной АОП НОО должны отражать:

1)        сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

2)        патриотизм, чувство гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы; - осознание роли своей страны в мировом развитии;

3)        уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

4)        осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

5)        сформированность уважительного отношения и иному мнению, истории и культуре других народов;

 

Метапредметные результаты отражают следующее:

1)         владение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательной организации и вне ее;

2)        овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; - освоение способов решения задач творческого и поискового характера;

3)        сформированность умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;

 

   Предметные результаты:

                             

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;

3) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

4) понимание роли чтения, использование разных видов чтения;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    III. Содержание предмета

 

Раздел

учебного курса,

кол-во часов

Элементы содержания

Водный урок по курсу (1 ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование  содержания раздела.

Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя

Проект: «О чем может рассказывать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга».

Высказывание о книгах К.Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний.

Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия.

Пересказ содержания научно-познавательных текстов

Устное народное творчество

(15 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела.

Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице.

Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.

Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа.

Считалки, небылицы – малые жанры устного народного творчества. Ритм – основа считалки. Сравнение считалки и небылицы.

Загадки – малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.

Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев».  «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев. Оценка достижений.

Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений.

Оценка достижений.

Русские писатели

 (14 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

А.С.Пушкин - великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет.  Сравнение. Олицетворение. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героя произведения.

И.А. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И.А. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни с пословицей.

 Л.Н.Толстой. Басни Л.Н. Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение пословиц со смыслом басни. Рассказы Л. Н. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ.

Оценка достижений.

О братьях наших меньших

(12 ч)

Знакомство с названием раздела.  Прогнозирование содержания раздела.

Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Заголовок стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма.

Научно-популярный текст Н.Сладкова.

Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки. Герои рассказов. Нравственный смысл поступков.  Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков.

Оценка планируемых результатов

Из детских журналов (9 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов. Произведения из детских журналов. Д.Хармс. Игра в стихи. Д. Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.

Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.

Проект: «Мой любимый детский журнал».

Оценка своих достижений

Учащиеся должны уметь: Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов.

Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью.

Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Воспринимать на слух прочитанное.

Отличать журнал от книги.

Ориентироваться в журнале.

Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме.

Участвовать в работе пары и группы.

Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление.

Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала.

Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Оценивать свои достижения

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.

Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме.

Русская народная сказка. Два Мороза. Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев.

Новогодняя быль. С.Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям.

Весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.

Оценка достижений.

Писатели детям (17 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создания образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям.

С.Маршак. Герои произведений С. Маршака.  «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения.

С.В.Михалков. «Мой секрет», «Сила воли». Эпическое стихотворение. Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с порой на его поступки.

А.Л. Барто. Образа. Выразительное чтение стихотворения.

Н.Н.Носов. Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. Подробный пересказ на основе картинного плана. Оценка достижений.

Я и мои друзья (10 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержания раздела.

Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В.Лунина. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления.

Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой. Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке.

Оценка достижений.

Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

Знакомство с названием раздела.

Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок.

Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э. Мошковской.  Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись

И в шутку и в серьёз (14 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок – «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. Инсценирование стихотворения.

Веселые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов.

Оценка планируемых достижений.

Литература зарубежных стран (12 ч.)

Резерв (2 ч.)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг.

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок.

Ш.Перро «Кот в сапогах». «Красная Шапочка».  Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Творческий пересказ: дополнение содержания сказки.

Г.С.Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок.

Эни Хогарт. «Мафин и паук».  Герои сказок. Составление плана сказки для подробного пересказа. Соотнесение смысла сказки  с русской пословицей. Проект «Мой любимый писатель-сказочник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

Тема урока

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся с ОВЗ (5.1)

Виды контроля, методы.

 

План

Факт