Программа по педагогическому просвещению и взаимодействию с родителями "Взять на карандаш"
Оценка 4.6

Программа по педагогическому просвещению и взаимодействию с родителями "Взять на карандаш"

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
классное руководство +1
01.07.2022
Программа по педагогическому просвещению и взаимодействию с родителями "Взять на карандаш"
Программа предлагает разнообразные формы взаимодействия с родителями в школе.
Программа взаимодействия с родителями.docx

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

 

 

 

«Взять на карандаш»

 

(программно-методический комплекс по педагогическому просвещению родителей и привлечению их  к совместной деятельности)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       2019г.

 

 

Содержание

 

                  1.Информационно-технологическая карта

       2. Программно-методический комплекс по педагогическому просвещению

        родителей

      2.1.Пояснительная записка. Обоснование актуальности.

      2.2.Структура, модель, содержание   программно-методического комплекса

      3. Результаты работы по программе

      4. Используемая литература

      5.Иллюстративное наполнение содержания программы (фотографии)

      6. Приложения (следующие модели занятий и разработки)

 

 

 

 

http://aura-dione.ru/gallery/images/623268_karandash-png.jpg
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


              1.Информационно-технологическая карта программно-методического комплекса

 

Полное название

программы

«Взять на карандаш» (программно-методический комплекс по педагогическому просвещению родителей)

 

Главные цели:

создание условий для педагогического просвещения родителей путем повышения  родительской компетенции

Задачи:

-учить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

 -организовывать   совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения ими общественных и учебных навыков; развивать ценностный мир семей учащихся;

 -способствовать положительным изменениям в сознании и поведении родителей, связанным с воспитанием детей;

-обогащать  семейную  жизнь эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Область применения:

Общеобразовательные учреждения

Ожидаемый результат

Реализация программно-методического комплекса по педагогическому просвещению родителей должна привести к  следующим результатам:

-повышение уровня развития родительской компетентности

-удовлетворение  потребности родителей в разных формах взаимодействия с общеобразовательным учреждением

-привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе

Возможности

использования

представленного

опыта

Опыт можно использовать в общеобразовательных учреждениях при организации системы деятельности по  педагогическому просвещению родителей.

Срок и место  реализации

2015-2018г.г.

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» города Алексина Тульской области

Участники программы

Со стороны общеобразовательного учреждения –команда педагогов- воспитателей, единомышленников: заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог;

со стороны родителей- семьи учащихся школы 1-11 классы

Трансляция положительного опыта

программы

Опыт был представлен на заседании августовского педагогического совета школы в 2017 году

Социальные партнеры программы

Семьи учащихся школы, кафедра психологии, воспитания и дополнительного образования

детей и молодежи

ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»

 

http://aura-dione.ru/gallery/images/623268_karandash-png.jpg

 

2.«Взять на карандаш» (программно - методический комплекс педагогического просвещения родителей)

2.1.Пояснительная записка. Обоснование актуальности.

Приоритетным направлением социальной политики в России признана семейная политика. Опыт нашей работы  показывает, что далеко  не все родители владеют необходимыми  знаниями в сфере воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В связи с этим в каждом общеобразовательном учреждении педагоги совместно с  родителями, пытаясь   изыскать  наиболее эффективные способы решения данной  проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.

В моем  классном коллективе  обучается неоднородный контингент, из  25  учащихся :

- 5 обучающихся – дети-иностранцы;

- 1 обучающийся – дети из неблагополучных семьи

- 1 обучающихся – дети из опекаемой семьи

- 4  обучающихся – дети из многодетных семей

- 2 обучающихся – дети, отсеянные из соседних гимназий за плохую учебу

        В связи с этим актуальным является вопрос оказания  помощи   родителям  в понимании индивидуальных особенностей и развитии  способностей детей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Нам, как педагогам-воспитателям,  важно создать условия для педагогического просвещения родителей, прежде всего через  повышение  родительской компетентности  на основе  взаимоподдержки и общности интересов.

        Несмотря на противоречия в определении такого понятия, как «родительская компетентность», нам близко толкование  Н.Ф.Талызиной и Р.К.Шакурова. Родительская компетентность -  знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности, включающие в себя когнитивный, эмоциональный,  поведенческий аспекты деятельности.  Когнитивный аспект  предполагает  знание родительских функций, знания и представления о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, представления о себе как о родителе. Поведенческий аспект  предполагает формирование представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком. Эмоциональный аспект связан  с  переживаниями и чувствами человека,  субъективным отношением к себе как родителю, родительскими  чувствами  и установками. В системе  все аспекты – это союз , чувств, убеждений и поведенческих проявлений. Именно  это определило направления и задачи деятельности по педагогическому просвещению родителей.

        Просветительское – учить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

        Консультативное – организовывать   совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения ими общественных и учебных навыков; развивать ценностный мир семей учащихся;

        Коррекционное- способствовать положительным изменениям в сознании и поведении родителей, связанным с воспитанием детей;

       Коммуникативное – обогащать  семейную  жизнь эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

         В нашем образовательном учреждении есть такой опыт деятельности по педагогическому просвещению родителей, и мы предлагаем взять его  на карандаш. Взять на карандаш – значит сделать запись, заметку для памяти. Карандаш – незаменимый предмет в деятельности педагога-воспитателя. Карандаш  обладает  рядом уникальных свойств. Именно эти свойства карандаша мы использовали в определении содержания  деятельности программно-методического  комплекса по педагогическому просвещению родителей.

http://aura-dione.ru/gallery/images/623268_karandash-png.jpg

 

 

 

 

 

http://aura-dione.ru/gallery/images/623268_karandash-png.jpg2.2.Содержание   программно-методического комплекса

Свойство первое

 В мире есть две сложные вещи - воспитывать и управлять.

Иммануил Кант

Можно создать гениальную программу, но она не станет действенной и эффективной, если забыть о существовании Направляющей Руки. В педагогическом просвещении родителей такой направляющей рукой являются нормативные документы в соответствии с которыми мы и строим  свою деятельность. Основным принципом при  организации деятельности по педагогическому просвещению родителей является принцип единства целей государственной семейной политики Российской Федерации, закрепленный в следующих нормативно-правовых документах:

·           Конвенция ООН о правах ребёнка

·           Закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ»

·           Закон Российской Федерации «Об образовании»

·           -ФЗ № 120 0т 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

·           -Распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 июля 2005 г. № 1052-07 «Об обеспечении выполнения комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 г.»

·           -Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16).

·           - «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях. Письмо     Министерства образования Российской Федерации от 22 июля 2002г №51-547/16

 

Свойство второе

Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.

В. А. Сухомлинский

Чтобы писать карандашом,  приходится затачивать карандаш. После этого карандаш пишет более тонко. Так и деятельность по педагогическому просвещению требует  вначале  глубокого анализа, диагностики – важных составляющих в психолого-педагогическом сопровождении, целью которого является  учить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; повышать психолого-педагогическую культуру родителей.

Диагностика семьи является постоянным компонентом в деятельности специалиста, на котором основывается система помощи и поддержки семьи  Путем сбора информации через социальные карты, беседы, наблюдения, анкетирования  исследуется социальный статус семей (полная, неполная, безработная, многодетная, малообеспеченная, состояние здоровья, уровень образования, нарушение функций семьи). Данная специальная информация позволяет более глубоко и объективно оценить состояние семейных проблем, выявить их причины, спланировать работу по оказанию адресной социальной помощи и поддержки конкретной семье.

 С родителями проводится диагностическое исследования по тесту «Стили воспитания» (по Овчаровой Р.В.) с целью определения преобладающего стиля воспитания и взаимодействия родителя с ребенком. Сколько семей, столько особенностей воспитания, и, тем не менее, необходимо выделить типичные модели отношений межу взрослыми и детьми в семьях. В основу анализа положено видоизменение отношений как одной из фундаментальных характеристик межличностных отношений. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей. Для диагностики типов родительства нами используется методика «Психологический тип родителя» (В.В.Ткачева).

 

 

 

 

 

http://aura-dione.ru/gallery/images/623268_karandash-png.jpgСвойство третье

Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.

Конфуций

  Если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Исправлять и корректировать ошибки  - не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути. 

  Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся связана с решением ряда задач: во-первых, оказанием психолого-педагогической поддержки одаренных учеников, проявляющих склонность к изучению тех или иных учебных дисциплин, либо интерес к каким-либо видам внеурочной работы. Другое направление - оказание психолого-педагогической помощи родителям в решении трудных проблем семейного воспитания - предполагает разрешение противоречий характерных для детей-подростков, преодоление трудности в половом воспитании детей в пубертатный период, профилактика становления вредных наклонностей и привычек; включает помощь в преодолении асоциального и антисоциального влияния неформальных объединений подростков, профилактику правонарушения.

  Индивидуальная работа с «проблемной семьей»: семьей с больным ребенком (психически или соматически), семьей с нарушением внутрисемейной коммуникацией, семьей в разводе, неполной семьей, семьей алкоголиков и др. В таких случаях работа проводится совместно с такими правоохранительными органами, как инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, отделы охраны прав ребенка и опеки департаментов образования. Но даже в рамках нормального развития семьи имеется множество трудностей, требующих помощи и разрешения.

Формы взаимодействия с родителями, направленные на коррекцию семейного воспитания

Форма

Тематика

Периодичность проведения

Индивидуальные тематические беседы (консультации)

·         Как помочь ребенку обрести уверенность в себе;

·         Влияние стиля воспитания на развитие личности ребенка;

·         Как помочь ребенку перенести игровые компьютерные модели в учебную деятельность;

·         Друзья моего ребенка;

·         Развитие познавательной самостоятельности;

·         Плохие отметки и их причины;

·         Особенности межличностных отношений подростков;

·         Ваш ребенок в школе и после нее.

1 раз в неделю и по мере необходимости

Лектории

·         Развитие современного школьника в воспитательном пространстве школы;

·         Адаптация школьника к разным условиям современного общества;

·         Как помочь школьнику учиться;

·         Ответственность родителей за обучение и воспитание детей.

 

 

 

 

 

 

1 раз в месяц

Выступления на родительских собраниях

·         Как уберечь ребенка от влияния асоциальных групп;

·         Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам;

·         Социальные сети и подростки

1 раз в четверть

Заседание комиссий по делам несовершеннолетних

·         Профилактика правонарушений несовершеннолетних;

·         Организация работы по профилактике алкоголизма и наркомании среди учащихся образовательных учреждений. Пропаганда здорового образа жизни в МБОУ «СОШ№11»;

·         Рассмотрение административных протоколов

1 раз в две недели

Открытые внеклассные мероприятия

·         Сказка «О том, как Иван Царевич царство спасал» (с участием детей «группа риска и их родителей»)

·         «Сделай мир лучше» (конкурс плакатов среди учащихся и их родителей)

1 раз в четверть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://aura-dione.ru/gallery/images/623268_karandash-png.jpgСвойство четвертое

     Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди.

Из них на первом месте — родители и педагоги.

А.С.Макаренко

          В карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому в педагогическом просвещении  важно помнить о том, что происходит внутри  этих разных пап и мам,  помнить о  развитии ценностного мира родителей, организовывать   совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения ими общественных и учебных навыков.

Очень часто в общении с родителями учащихся можно столкнуться с проблемой:  при повышении общеобразовательного уровня родителей повышается и уверенность родителей  в непогрешности их педагогической позиции, хотя на самом деле уровень педагогической культуры родителей невысок. Задача школы – умело и корректно побудить родителей повышать свою педагогическую культуру, развивать ценностный мир родителей и семей.

Помогают в этом следующие  активные формы и методы  педагогического просвещения родителей. 

 

                                                               Активные формы

 


                  Познавательные                                               Досуговые

 

   Проблемно-деятельностная игра                               Экскурсии и экспедиции

 

 Они предполагают наличие обратной связи,  включение как диалога, так и  полилога, самостоятельную формулировку запросов со стороны родителей. Можно выделить следующие особенности использования активных форм педагогического просвещения:

 

 

 

·                     активные формы ставят родителей в активную позицию;

·                     повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом;

·                     проясняют родительские ожидания, представления;

·                     позволяют углубить воздействие педагога на родителей.

Проблемно-деятельностная игра – оригинальная и эффективная форма педагогического просвещения родителей. Проблемно-деятельностная игра формирует:

·         индивидуальный стиль мышления ее участников;

·         способность предвидеть последствия принимаемых решений;

·         чувство личной и коллективной ответственности за школьные преобразования, их результаты.

Игра как форма педагогического просвещения родителей  носит ярко выраженный личностно-ориентированный характер и способствует развитию личности как педагога, так и родителя:

·         учитывает интересы и потребности каждой личности;

·         способствует включению каждого участника игры в активный процесс мыследеятельности;

·         обеспечивает интеграцию индивидуальных идей и рождению на их основе коллективных творческих решений с личностной направленностью;

·         создает каждому участнику необходимые условия для саморефлексии;

·         способствует мотивации на преобразование собственной деятельности, развивает творческую личность.

Компонентами проблемно-деятельностной игры являются:

·         цель

·         содержание

·         средства

·         результат игры

Опыт использования проблемно-деятельностной игры в системе педагогического просвещения родителей представлен разработкой родительского собрания.( Приложение 3).

Экскурсия как активная форма культурно-просветительной работы играет самостоятельную роль. Любая экскурсия дает человеку новые знания о природе, обществе, исторических событиях, природных явлениях, является частью процесса образования. Общение с экскурсоводом, его рекомендации, замечания оказывают также воспитательное воздействие на экскурсантов. Воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически влияя на их сознание. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения. Каждая из групп тематических экскурсий развивает ценностный мир как взрослого, так и ребенка. 

                                         

http://aura-dione.ru/gallery/images/623268_karandash-png.jpgСвойство пятое

Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения,

надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. 

A. Барбюс

Карандаш всегда оставляет за собой след. Мы предлагаем родителям оставить такой  добрый след, привлекая их к совместной творческой деятельности, участию в  концертах, фестивалях, конкурсах. Участвуя в таких со-бытийных делах, каждая семья не только получает возможность самовыражения и самореализации, но и большую проходит школу общения, постижения прекрасного.  В педагогическом просвещении родителей очень важно обогащать  семейную  жизнь эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей. Вовлечение родителей  в совместную с детьми деятельность, как одна из форм становления родительской компетентности, широко практикуется в нашей   школе. Это мотивируется задачами воспитания, расширяющимися во внеурочное время, улучшением взаимоотношений между учителями, родителями и детьми в процессе этой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так называемое просвещение эмоциональной сферы родителей учащихся в нашем   

             Классе охватывает следующие направления  деятельности:

 

Направление

Используемые технологии

Степень участия родителей

Результат

1.

Социально значимое

Социальное проектирование

Социальный проект «С чего начинается Родина»

Участники проекта

Личностный результат, личностный эффект

2.

Художественное творчество

Фестиваль родительского творчества «Ярмарка мастериц»

Постановка старой сказки на выпускной лад с участием родителей «Золотой ключик»

 

 

Конкурсанты

 

 

Артисты

Личностный результат, личностный эффект

3.

Познавательное

Церемония чествования отличников и хорошистов и их родителей «Формула успеха»

Зрители, почетные гости

Личностный результат, личностный эффект

4.

Культурно-развлекательное

День благодарения бабушек и мам;

Концерт «Рассмешите Несмеяну»

Участники, артисты, зрители, ведущие

Личностный результат, личностный эффект

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://aura-dione.ru/gallery/images/623268_karandash-png.jpg
 

 

 

 


2.3.Структурная модель программно-методического комплекса по педагогическому                                    просвещению родителей.

Создание условий для педагогического просвещения родителей путем повышения  родительской компетенции на основе  взаимоподдержки и общности интересов

 

 

 
http://aura-dione.ru/gallery/images/623268_karandash-png.jpg
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                                                                                

        3. Результаты работы по программе

             3.1. Изучение уровня сотрудничества родителей со школой.

                На 20% увеличилось количество семей активно сотрудничающих со школой.

             3.2. Отслеживание  количества семей, находящихся в социально опасном положении

                На 36% сократилось количество семей состоящих на учете в СОП .

              3.3. Отслеживание положительной динамики в работе с детьми

              «группы риска»

               На   20%  сократилось количество детей «группы риска».

               3.4. Изучение   степени  удовлетворенности родителей жизнью школы

              Количество родителей, удовлетворенных жизнью школы , за последние три года

               увеличилось  на 14%.

4. Используемая литература

·      Головнева Н.А., Домашенко А.С. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20725 (дата обращения: 17.09.2017).

·      http://tourlib.net/ Емельянов Б.В.  Экскурсоведение. РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ эКСКУРСОВЕДЕНИЯ.1.5.Экскурсия как педагогический процесс

·      Григорьев Д.В., Степанов П.В., С, Просвещение,  М., Стандарты второго поколения.-2012.- Методический конструктор внеурочной деятельности.

·      https://1сентября.рф/Проблемно-деятельностная игра, раздел: общепедагогические технологии, Барсукова А.И.

·          


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» «Взять на карандаш» (программно-методический комплекс по педагогическому просвещению родителей и привлечению их к совместной деятельности) 2019г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» «Взять на карандаш» (программно-методический комплекс по педагогическому просвещению родителей и привлечению их к совместной деятельности) 2019г

Содержание 1

Содержание 1

Информационно-технологическая карта программно-методического комплекса

Информационно-технологическая карта программно-методического комплекса

Взять на карандаш» (программно - методический комплекс педагогического просвещения родителей) 2

Взять на карандаш» (программно - методический комплекс педагогического просвещения родителей) 2

Содержание программно-методического комплекса

Содержание программно-методического комплекса

Свойство третье Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта -…

Свойство третье Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта -…

Выступления на родительских собраниях ·

Выступления на родительских собраниях ·

Проблемно-деятельностная игра – оригинальная и эффективная форма педагогического просвещения родителей

Проблемно-деятельностная игра – оригинальная и эффективная форма педагогического просвещения родителей

Так называемое просвещение эмоциональной сферы родителей учащихся в нашем

Так называемое просвещение эмоциональной сферы родителей учащихся в нашем

Структурная модель программно-методического комплекса по педагогическому просвещению родителей

Структурная модель программно-методического комплекса по педагогическому просвещению родителей

Результаты работы по программе 3

Результаты работы по программе 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2022