Программа по преодолению оптической дисграфии и дислексии у младших школьников
Оценка 5

Программа по преодолению оптической дисграфии и дислексии у младших школьников

Оценка 5
Образовательные программы
docx
дефектология
2 кл—6 кл
15.11.2020
Программа по преодолению оптической дисграфии и дислексии  у младших школьников
Программа по преодолению оптической дисграфии и дислексии у младших школьников обучает учащихся правильному формированию зрительно-пространственных функций, зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Материал полезен для учителей - логопедов.
Программа по преодолению оптической дисграфии и дислексии.docx

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мосоловская школа-интернат»

 

 

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО учителей-логопедов

Протокол № 1

от _________________ 2019 г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

______________/Сафонкина Г.В./

от ______________________ 2019  г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

ОГБОУ «Мосоловская школа - интернат»

_______________/Никитин А.Д./

от _____________________ 2019 г.

 

 

 

 

 

Руководитель МО учителей - логопедов:

Булганина Н.Н.

 

 

 

 

Адаптированная логопедическая (индивидуальная) программа

по преодолению

оптической дисграфии и дислексии

 у младших школьников с ОВЗ

 

 

Автор-составитель программы:

учитель-логопед Булганина Н.Н

 

          

 

                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019/2020 учебный год

 

Пояснительная записка.

 

Нарушения письменной речи принято обозначать терминами «дисграфия», «дислексия» и «дизорфография».

Дисграфия характеризуется стойкими специфическими ошибками на письме, которые могут быть обусловлены как несформированностью устной речи, так и значимых для обеспечения процесса письма высших психических функций в силу различных причин (от социально-психологических до органической патологии).

Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При оптической дисграфии наблюдаются искаженное воспроизведение букв на письме:

• неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы;

• замены и смешения графически сходных букв (п-т, п-т, л-м, и-ш, в-д).

 

Цель: преодоление смешений  и замен оптически схожих букв на письме.

Задачи:

Ø  Развитие зрительного восприятии я и памяти

Ø  Развитие пространственных ориентировок.

Ø  Развитие буквенного гнозиса.

Ø  Дифференциация оптически схожих букв.

 

 

Срок реализации программы: 1-2- учебных года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма занятий

Этап. Тема

Период

К/ч

Индиви-дуальные и подгрупп-повые занятия

Подготовительный этап

1. Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов.

1)       Развитие зрительного гнозиса:

·         развитие восприятия цвета;

·         развитие восприятия формы;

·         развитие восприятия размера и величины.

2)     -Развитие буквенного гнозиса:

·         развитие восприятия цвета букв;

·         развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

·         дифференциация расположения элементов букв.

2 Развитие зрительного анализа и синтеза.

3. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):

  • развитие запоминания формы предметов;
  • развитие запоминания цвета;
  • развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов.

4. Формирование пространственного восприятии и представлений:

ориентировка в схеме собственного тела;

дифференциация правых и левых частей предмета;

ориентировка в окружающем пространстве.

5. Формирование речевых средств, отражающих  зрительно-пространственные отношения.

6. Развитие зрительно-моторных координаций.

Основной этап.

1.        Закрепление связей между произнесенным звуком и его графическим изображением на письме.

  • Различение гласных и согласных звуков.
  • Деление на слоги. Ударение.
  • Развитие простых форм звукобуквенного  анализа и синтеза: выделение звука на фоне слова (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова.
  • Слог. Слоговой анализ и синтез.

2.      Дифференциация смешиваемых звуков (определяется структурой дефекта).

  • Дифференциация  букв о -а изолированно, в слогах и в словах 
  • Дифференциация  букв о–а  в  словосочетаниях, предложениях и тексте
  • Дифференциация  букв и –у изолированно, в слогах и в словах 
  • Дифференциация  букв и–у  в  словосочетаниях, предложениях и тексте
  • Дифференциация  букв и –ш изолированно, в слогах и в словах 
  • Дифференциация  букв и–ш  в  словосочетаниях, предложениях и тексте
  • Дифференциация  букв б –д изолированно, в слогах и в словах 
  • Дифференциация  букв б–д  в  словосочетаниях, предложениях и тексте
  • Дифференциация  букв п –т, изолированно, в слогах и в словах 
  • Дифференциация  букв п –т в  словосочетаниях, предложениях и тексте
  • Дифференциация  букв л –м. изолированно, в слогах и в словах 
  • Дифференциация  букв л –м в  словосочетаниях, предложениях и тексте
  • Дифференциация  букв к –н, изолированно, в слогах и в словах 
  • Дифференциация  букв к – н, в  словосочетаниях, предложениях и тексте
  • Дифференциация  букв ш –щ, изолированно, в слогах и в словах 
  • Дифференциация  букв ш –щ, Ш-Щ  в  словосочетаниях, предложениях и тексте
  • Дифференциация  букв и –ц, изолированно, в слогах и в словах  Дифференциация  букв и –ц, И-Ц  в  словосочетаниях, предложениях и тексте
  • Дифференциация  букв и –ц,  в  словосочетаниях, предложениях и тексте
  • Дифференциация  букв ц –щ,  изолированно, в слогах и в словах 
  • Дифференциация  букв ц –щ,   в  словосочетаниях, предложениях и тексте
  • Дифференциация  букв З-Е изолированно, в слогах и в словах 
  • Дифференциация  букв З-Е в  словосочетаниях, предложениях и тексте

Заключительный этап

Совершенствование графо-моторных навыков. Закрепление полученных навыков на письме. Графические диктанты, выборочное списывание, творческие работы

16 сентября – 15 октября 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16 октября – 1 ноября 2011

7-15 ноября 2011

 

 

 

декабрь 2011 – март 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

апрель-май 2012

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

4

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

Итого:

 

 

60

 

Литература:

 

1.   Калинина И.Л. Сборник упражнений по письму для учащихся 1 класса. – М.: Наука, 1992.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2004.

3.  Кочеткова Н.А. Я различаю буквы о-а, сходные по написанию: альбом ученика. – М.: ГНОМ и Д, 2005.

4. Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы, – М.: КАРО, 2006.

  1. Романова Е.В. Пишу правильно буквы И и У. Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб: КАРО, 2007.
  2. Романова Е.В. Пишу правильно буквы Б и Д. Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб: КАРО, 2007.
  3. Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников 7-10 лет. – СПб.: КАРО, 2007.
  4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

 


 

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мосоловская школа-интернат»

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мосоловская школа-интернат»

Пояснительная записка. Нарушения письменной речи принято обозначать терминами «дисграфия», «дислексия» и «дизорфография»

Пояснительная записка. Нарушения письменной речи принято обозначать терминами «дисграфия», «дислексия» и «дизорфография»

Форма занятийЭтап. ТемаПериодК/ч

Форма занятийЭтап. ТемаПериодК/ч

Индиви-дуальные и подгрупп-повые занятия

Индиви-дуальные и подгрупп-повые занятия

Литература: 1. Калинина

Литература: 1. Калинина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2020