Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мосоловская школа-интернат»
РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей-логопедов Протокол № 1 от _________________ 2019 г. |
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ______________/Сафонкина Г.В./ от ______________________ 2019 г. |
УТВЕРЖДАЮ: Директор ОГБОУ «Мосоловская школа - интернат» _______________/Никитин А.Д./ от _____________________ 2019 г. |
Руководитель МО учителей - логопедов:
Булганина Н.Н.
Адаптированная логопедическая (индивидуальная) программа
по преодолению
оптической дисграфии и дислексии
у младших школьников с ОВЗ
Автор-составитель программы:
учитель-логопед Булганина Н.Н
2019/2020 учебный год
Пояснительная записка.
Нарушения письменной речи принято обозначать терминами «дисграфия», «дислексия» и «дизорфография».
Дисграфия характеризуется стойкими специфическими ошибками на письме, которые могут быть обусловлены как несформированностью устной речи, так и значимых для обеспечения процесса письма высших психических функций в силу различных причин (от социально-психологических до органической патологии).
Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При оптической дисграфии наблюдаются искаженное воспроизведение букв на письме:
• неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы;
• замены и смешения графически сходных букв (п-т, п-т, л-м, и-ш, в-д).
Цель: преодоление смешений и замен оптически схожих букв на письме.
Задачи:
Ø Развитие зрительного восприятии я и памяти
Ø Развитие пространственных ориентировок.
Ø Развитие буквенного гнозиса.
Ø Дифференциация оптически схожих букв.
Срок реализации программы: 1-2- учебных года.
Форма занятий |
Этап. Тема |
Период |
К/ч |
Индиви-дуальные и подгрупп-повые занятия |
Подготовительный этап 1. Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов. 1) Развитие зрительного гнозиса: · развитие восприятия цвета; · развитие восприятия формы; · развитие восприятия размера и величины. 2) -Развитие буквенного гнозиса: · развитие восприятия цвета букв; · развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; · дифференциация расположения элементов букв. 2 Развитие зрительного анализа и синтеза. 3. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):
4. Формирование пространственного восприятии и представлений: ориентировка в схеме собственного тела; дифференциация правых и левых частей предмета; ориентировка в окружающем пространстве. 5. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения. 6. Развитие зрительно-моторных координаций. Основной этап. 1. Закрепление связей между произнесенным звуком и его графическим изображением на письме.
2. Дифференциация смешиваемых звуков (определяется структурой дефекта).
Заключительный этап Совершенствование графо-моторных навыков. Закрепление полученных навыков на письме. Графические диктанты, выборочное списывание, творческие работы |
16 сентября – 15 октября 2011
16 октября – 1 ноября 2011 7-15 ноября 2011
декабрь 2011 – март 2012
апрель-май 2012 |
8
8
4
24
16
|
Итого: |
|
|
60 |
Литература:
1. Калинина И.Л. Сборник упражнений по письму для учащихся 1 класса. – М.: Наука, 1992.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2004.
3. Кочеткова Н.А. Я различаю буквы о-а, сходные по написанию: альбом ученика. – М.: ГНОМ и Д, 2005.
4. Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы, – М.: КАРО, 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.