Программа по проекту "Семейное чтение" в 7-8 классах
Оценка 4.8

Программа по проекту "Семейное чтение" в 7-8 классах

Оценка 4.8
docx
12.06.2020
Программа по проекту "Семейное чтение" в 7-8 классах
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ.docx

                        МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

      СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.КОБЫЛКИНО КАМЕНСКОГО  РАЙОНА

 

 

 

                                            ПРОГРАММА КУРСА «СЕМЕЙНОЕ  ЧТЕНИЕ»

                                                                       для 7-8 классов

 

 

              Составитель: учитель русского языка и литературы 1 категории

                                     Тинчурина Диния Исхаковна

 

                                                                        2017 год

                                                           Пояснительная записка

Потребность в книге закладывается на всю жизнь именно в детстве. Для ребенка  родители – первые и самые главные учителя. Именно родители читают первые книжки.  Именно благодаря совместному чтению ребенок с раннего детства привыкает к тому, что книга и литература – неотъемлемые составляющие его жизни, и что читать не только нужно, но и очень интересно.

В книгах для семейного чтения данного курса поднимаются  вопросы, интересные именно подросткам и родителям одновременно: проблема неполных семей, подросткового кризиса, взаимоотношений в семье, с учителями и со сверстниками, проблема нравственного выбора.

          Родители вместе с детьми смогут вспомнить свое детство, вернуться в годы пионерии и обсудить героизм советского народа бывшей страны СССР. Они смогут с гордостью рассказать о том, во что верили, в какой организации состояли и чем увлекались (О. Громова «Сахарный ребенок»)

          Авторы некоторых книг приглашают в путешествие в сказку, что особенно увлекательно детям и взрослым

(Л. Дунаева «Дождь», Ж. К. Мурлева «Река, текущая вспять»)

И в каждом произведении упоминание о книге, как о важном спутнике жизни  доброго, мудрого и интересного человека.

Занятия по этой программе приглашают родителей   с подростками в увлекательное путешествие в мир книг.  В программе представлены  произведения отечественных и зарубежных авторов разных жанров. Но  с подростками  7-8 –х классов  лучше  начать с  произведений о жизни их сверстников, сочетая с произведениями  о бездомных животных

 (К. Сергиенко  «До свидания, овраг!», Л. Андреев «Кусака», Д. Лондон «Зов предков» )

В программе представлены различные формы занятий, на которых можно  использовать разнообразные приемы чтения и работы с текстом (кластер, фишбоун,  составление тонких и толстых вопросов  по тексту). На стадии осмысления и рефлексии можно использовать прием «двойной дневник», после заполнения которого выбрать понравившиеся цитаты в папку афоризмов (папка заполняется после прочтения каждого произведения). Прием «синквейн» используется  при характеристике героев.

Во время знакомства с новым произведением на этапе чтения текста велика роль родителей. Обучить стратегии чтения важно не только детей, но и родителей, с которыми они читают. Обязательно проведение нескольких  занятий с родителями по темам: «Работа с текстом во время чтения», «Приемы текстовой деятельности  на этапе знакомства с текстом».

Особая роль принадлежит сильным обучающимся на этапе «До чтения текста». Они должны прочитать произведение  раньше класса, формировать установку на чтение и мотивировать  с помощью учителя.

 

Цель  программы – формирование читательских умений, потребности в ежедневном чтении детей с родителями.

Задачи:

1)    пробудить заинтересованность обучающихся и родителей в повышении качества чтения,

2)    повысить компетентность родителей  в области детской литературы,

3)    создать инициативную группу детей и родителей,

4)    совершенствование  навыков чтения,

5)    развитие потребности в чтении,

6)    формирование культуры чтения.

В программу курса «Семейное чтение» в 7-8 классах» входят   26 уроков, которые можно разбросать по всему учебному году:

7 класс – 12 часов,

8 класс –  14  часов

                                      

 

 

                                                    «Семейное чтение»  в 7-8 классах

                                                                    7 класс (12  часов)

 

Название

Кол-во часов

Произведения

Уроки

Цели

Развитие речи

1

"Мы в ответе за тех, кого приручили"

 

2 ч

1)К.Сергиенко «До свидания, овраг!»     2)Л.Андреев «Кусака»

3)Л. Дунаева «Дождь»

 

1)Урок- диспут на тему :  "Мы в ответе за тех, кого приручили"

2)Путешествие в «Дождь»

Воспитание чувства любви к животным, ответственности перед ними, гуманности

1)синквейн «Бездомные собаки», 2)сочинение «Сон Кусаки», сочинение в формате ОГЭ «Как вы понимаете выражение: «За этой дверкой совсем другая жизнь. Всегда тепло и красиво» 3)закончить интеллектуальную карту (по выбору)

2

Уроки нравственности

2 ч

1)А.Алексин «Безумная Евдокия».

2) М.Аромщтам «Когда отдыхают ангелы»

1)«Сердечная недостаточность – это болезнь нашего времени».

(Урок по  повести А.Алексина «Безумная Евдокия»)

2) Что такое ответственность? (подготовка к сочинению-расуждению)

(по книге М. Аромштам  «Когда отдыхают ангелы»

Осуждение эгоизма, равнодушия к людям, безразличия к окружающему миру

Развитие умения

объективно оценивать как позитивные, так и негативные стороны

жизни.

1)Сочинение-рассуждение на тему:  «Что такое ответственность»

2)синквейн

 

 

 

3

Уроки толерантности

3 ч

1)    В. Воскобойников «Всё будет в порядке»

2)    А. Гавальда «35 кило надежды»

3)    О. Громова «Сахарный ребенок»

1) «Все мы такие разные» (по книге В.Воскобойникова)

2) Обсуждение книги А. Гавальды «35 кило надежды»

3)Урок -диспут с родителями  об истории девочки из прошлого века

Воспитание добра и чувства товарищества, уважения человеческого достоинства.

1)Составить  развернутый ответ  на вопрос:

«Над чем заставила меня задуматься эта книга?»

2)Письмо литературному герою

(по выбору)

3)«Собери афоризмы в альбом» (по книге Громовой)

4

Дом и семья

3 ч

1)         Д. Сабитова  «Где нет зимы»

2)         Л.Чарская «Записки институтки», «Сибирочка»

3)         И. Краева «Баба Яга пишет»,

«И попрыгать на воле»,

«Соловьиный сад»

1)«Поделись теплом и радостью» (урок по книге Д. Сабитовой «Где нет зимы»)

2)«Сила доброты» (по книгам Л.Чарской)

3)Урок по прочитанным произведениям И.Краевой

Воспитание  милосердия и бережного отношения к близким и родным.

Синквейн

Сочинение-

рассуждение на тему: «В чем проявляется человечность?»

5

Уроки патриотизма.

Дети и война

1)    В. Богомолов «Иван»

2)    С. Баруздин «Её зовут Ёлка»

3)        В. Дубровин «Мальчишки в сорок первом»

4)    Воронкова Л.Ф. Повесть «Девочка из города».

 

1)«Дети войны»

(по повестям  В. Дубровина  «Мальчишки в сорок первом» и Л. Воронковой «Девочка из города»)

2) «Отважные разведчики»

(по повестям В.Богомолова «Иван» и С.Баруздина «Её зовут Елка»)

Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ и уважения к подвигу героев –пионеров

1)Выучить наизусть отрывок

(по выбору)

2)Выполните задания после текста

3)Сочинение-рассуждение на тему: «Дети и война»

 

                                                                  8 класс  (14  часов)

 

 

Название

Кол-во часов

Произведения

Уроки (формы проведения)

Цели

Развитие речи

1

«Эти трудные подростки»

3 ч

1)Т. Крюкова «Костя +Ника»

2) В. Железников «Чучело»                  

3)В.Добряков «Король живет в интернате»

1) Обсуждение книги и просмотр фильма Дмитрия Федорова "Костяника. Время лета"

2) «Давайте быть милосердными!» (открытый урок  для родителей по повести В. Железникова «Чучело»)

3) «Живет такой парень!» (обсуждение книги В. Добрякова «Король живет в интернате»)

Воспитание умения отстаивать свою позицию убеждением, а не силой; умения находить выходы в любой конфликтной ситуации;

учить детей дискуссионному исследованию, умению:

·         выдвигать проблему;

·         обосновывать свое мнение с опорой на текст художественного произведения;

·         проводить параллели между языком художественного произведения и кино.

1)Написать письмо литературному герою,

2) сочинение-рассуждение на тему: «Умеем ли мы отвечать за свои поступки?»

4) Развернутый ответ на вопрос: «Какими поступками  ровесников 20 века мы можем гордиться?»

2

«Он убил мою собаку»

1 ч

1)Д. Лондон  «Зов предков»

2) Юрий Яковлев

«Он убил мою собаку»

Тема ответственности в рассказах Д. Лондона и Ю. Яковлева

·         Формирование нравственных ценностей, ответственности за свои поступки:

·         критический взгляд на поступки героев рассказа;

·         умение выявлять и принимать авторскую позицию по отношению к понятию ответственность

Мини-сочинение : «Что такое ответственность?»

3

«Твори добро»

2 ч

1)А. Алексин «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле»

2) Э. Портер «Полианна»

1)Анализ писем по произведению А. Алексина

2)    «В поисках добра и радости» (по книге Э.Портер)                                               

научиться находить хорошее вокруг себя;

развивать речь, творческое воображение, эмоциональную память.

Составить кроссворд или синквейн по повести «Поллианна» (по выбору)

4

«Мой дом-моя крепость»

2 ч

1) Д.Сабитова «Три твоих имени»

2) П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»

1)Тема нравственной глухоты и безразличия в повести Дины Сабитовой «Три твоих имени»

2) Диспут по книге П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Воспитание нравственной чуткости и ответственности за свои поступки.

 

1)Синквейн

2) Развернутый ответ: «Какова действительность-таковы и книги»

5

«Обретая любовь и понимание»

 2 ч

1)Ж. Мурлева «Река, текущая вспять»

2)Д. Сабитова «Цирк в шкатулке»

1) Недетский разговор о детской книге по притче

Ж. Мурлева «Река, текущая вспять»

2)  Обсуждение книги Д. Сабитовой  «Цирк в шкатулке»

Осознание безусловной ценности семьи, воспитание любви к ближнему.

Развернутый ответ: «В чем смысл жизни?»

6.

«Жизнь замечатель-ных людей»

4 ч

Серия рассказов

Уроки по произведениям Валерия Воскобойникова

 

Развернутый ответ на вопрос, синквейн, сочинение -рассуждение

 

 

 

Требования к знаниям учащихся, изучающих курс «Семейного чтения»  в 7-8 классах

Учащиеся должны знать:

- биографические сведения о наиболее известных писателях;

- сведения о родах и жанрах литературы;

- литературные понятия: тема, идея, сюжет и композиция произведения;

- особенности характера литературного героя;

- изобразительно-выразительные средства языка;

- соотношение жизненной правды и художественного вымысла в литературе.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать и оценивать художественное произведение;

- пересказывать устно и письменно: подробно, выборочно, сжато, с изменением лица рассказчика;

- давать устный и письменный развёрнутый ответ на вопрос о героях и проблемах произведения;

- писать сочинения разных форм;

- выразительно читать художественные тексты.

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Потребность в книге закладывается на всю жизнь именно в детстве

Пояснительная записка Потребность в книге закладывается на всю жизнь именно в детстве

Занятия по этой программе приглашают родителей с подростками в увлекательное путешествие в мир книг

Занятия по этой программе приглашают родителей с подростками в увлекательное путешествие в мир книг

Цель программы – формирование читательских умений, потребности в ежедневном чтении детей с родителями

Цель программы – формирование читательских умений, потребности в ежедневном чтении детей с родителями

Семейное чтение» в 7-8 классах 7 класс (12 часов) №

Семейное чтение» в 7-8 классах 7 класс (12 часов) №

Уроки нравственности 2 ч1)А.Алексин «Безумная

Уроки нравственности 2 ч1)А.Алексин «Безумная

М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы»Осуждение эгоизма, равнодушия к людям, безразличия к окружающему миру

М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы»Осуждение эгоизма, равнодушия к людям, безразличия к окружающему миру

Громовой) 4Дом и семья3 чД

Громовой) 4Дом и семья3 чД

Соловьиный сад»1)«Поделись теплом и радостью» (урок по книге

Соловьиный сад»1)«Поделись теплом и радостью» (урок по книге

Иван» и С.Баруздина «Её зовут

Иван» и С.Баруздина «Её зовут

В.Добряков «Король живет в интернате» 1)

В.Добряков «Король живет в интернате» 1)

Он убил мою собаку»1 ч1)Д. Лондон «Зов предков» 2)

Он убил мою собаку»1 ч1)Д. Лондон «Зов предков» 2)

Оля пишет Коле» 2) Э. Портер «Полианна» 1)Анализ писем по произведению

Оля пишет Коле» 2) Э. Портер «Полианна» 1)Анализ писем по произведению

Обретая любовь и понимание» 2 ч 1)Ж

Обретая любовь и понимание» 2 ч 1)Ж

Учащиеся должны уметь: - анализировать и оценивать художественное произведение; - пересказывать устно и письменно: подробно, выборочно, сжато, с изменением лица рассказчика; - давать устный и…

Учащиеся должны уметь: - анализировать и оценивать художественное произведение; - пересказывать устно и письменно: подробно, выборочно, сжато, с изменением лица рассказчика; - давать устный и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2020