Программа по проекту "Семейное чтение" в 7-8 классах

  • docx
  • 12.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ.docx

                        МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

      СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.КОБЫЛКИНО КАМЕНСКОГО  РАЙОНА

 

 

 

                                            ПРОГРАММА КУРСА «СЕМЕЙНОЕ  ЧТЕНИЕ»

                                                                       для 7-8 классов

 

 

              Составитель: учитель русского языка и литературы 1 категории

                                     Тинчурина Диния Исхаковна

 

                                                                        2017 год

                                                           Пояснительная записка

Потребность в книге закладывается на всю жизнь именно в детстве. Для ребенка  родители – первые и самые главные учителя. Именно родители читают первые книжки.  Именно благодаря совместному чтению ребенок с раннего детства привыкает к тому, что книга и литература – неотъемлемые составляющие его жизни, и что читать не только нужно, но и очень интересно.

В книгах для семейного чтения данного курса поднимаются  вопросы, интересные именно подросткам и родителям одновременно: проблема неполных семей, подросткового кризиса, взаимоотношений в семье, с учителями и со сверстниками, проблема нравственного выбора.

          Родители вместе с детьми смогут вспомнить свое детство, вернуться в годы пионерии и обсудить героизм советского народа бывшей страны СССР. Они смогут с гордостью рассказать о том, во что верили, в какой организации состояли и чем увлекались (О. Громова «Сахарный ребенок»)

          Авторы некоторых книг приглашают в путешествие в сказку, что особенно увлекательно детям и взрослым

(Л. Дунаева «Дождь», Ж. К. Мурлева «Река, текущая вспять»)

И в каждом произведении упоминание о книге, как о важном спутнике жизни  доброго, мудрого и интересного человека.

Занятия по этой программе приглашают родителей   с подростками в увлекательное путешествие в мир книг.  В программе представлены  произведения отечественных и зарубежных авторов разных жанров. Но  с подростками  7-8 –х классов  лучше  начать с  произведений о жизни их сверстников, сочетая с произведениями  о бездомных животных

 (К. Сергиенко  «До свидания, овраг!», Л. Андреев «Кусака», Д. Лондон «Зов предков» )

В программе представлены различные формы занятий, на которых можно  использовать разнообразные приемы чтения и работы с текстом (кластер, фишбоун,  составление тонких и толстых вопросов  по тексту). На стадии осмысления и рефлексии можно использовать прием «двойной дневник», после заполнения которого выбрать понравившиеся цитаты в папку афоризмов (папка заполняется после прочтения каждого произведения). Прием «синквейн» используется  при характеристике героев.

Во время знакомства с новым произведением на этапе чтения текста велика роль родителей. Обучить стратегии чтения важно не только детей, но и родителей, с которыми они читают. Обязательно проведение нескольких  занятий с родителями по темам: «Работа с текстом во время чтения», «Приемы текстовой деятельности  на этапе знакомства с текстом».

Особая роль принадлежит сильным обучающимся на этапе «До чтения текста». Они должны прочитать произведение  раньше класса, формировать установку на чтение и мотивировать  с помощью учителя.

 

Цель  программы – формирование читательских умений, потребности в ежедневном чтении детей с родителями.

Задачи:

1)    пробудить заинтересованность обучающихся и родителей в повышении качества чтения,

2)    повысить компетентность родителей  в области детской литературы,

3)    создать инициативную группу детей и родителей,

4)    совершенствование  навыков чтения,

5)    развитие потребности в чтении,

6)    формирование культуры чтения.

В программу курса «Семейное чтение» в 7-8 классах» входят   26 уроков, которые можно разбросать по всему учебному году:

7 класс – 12 часов,

8 класс –  14  часов

                                      

 

 

                                                    «Семейное чтение»  в 7-8 классах

                                                                    7 класс (12  часов)

 

Название

Кол-во часов

Произведения

Уроки

Цели

Развитие речи

1

"Мы в ответе за тех, кого приручили"

 

2 ч

1)К.Сергиенко «До свидания, овраг!»     2)Л.Андреев «Кусака»

3)Л. Дунаева «Дождь»

 

1)Урок- диспут на тему :  "Мы в ответе за тех, кого приручили"

2)Путешествие в «Дождь»

Воспитание чувства любви к животным, ответственности перед ними, гуманности

1)синквейн «Бездомные собаки», 2)сочинение «Сон Кусаки», сочинение в формате ОГЭ «Как вы понимаете выражение: «За этой дверкой совсем другая жизнь. Всегда тепло и красиво» 3)закончить интеллектуальную карту (по выбору)

2

Уроки нравственности

2 ч

1)А.Алексин «Безумная Евдокия».

2) М.Аромщтам «Когда отдыхают ангелы»

1)«Сердечная недостаточность – это болезнь нашего времени».

(Урок по  повести А.Алексина «Безумная Евдокия»)

2) Что такое ответственность? (подготовка к сочинению-расуждению)

(по книге М. Аромштам  «Когда отдыхают ангелы»

Осуждение эгоизма, равнодушия к людям, безразличия к окружающему миру

Развитие умения

объективно оценивать как позитивные, так и негативные стороны

жизни.

1)Сочинение-рассуждение на тему:  «Что такое ответственность»

2)синквейн

 

 

 

3

Уроки толерантности

3 ч

1)    В. Воскобойников «Всё будет в порядке»

2)    А. Гавальда «35 кило надежды»

3)    О. Громова «Сахарный ребенок»

1) «Все мы такие разные» (по книге В.Воскобойникова)

2) Обсуждение книги А. Гавальды «35 кило надежды»

3)Урок -диспут с родителями  об истории девочки из прошлого века

Воспитание добра и чувства товарищества, уважения человеческого достоинства.

1)Составить  развернутый ответ  на вопрос:

«Над чем заставила меня задуматься эта книга?»

2)Письмо литературному герою

(по выбору)

3)«Собери афоризмы в альбом» (по книге Громовой)

4

Дом и семья

3 ч

1)         Д. Сабитова  «Где нет зимы»

2)         Л.Чарская «Записки институтки», «Сибирочка»

3)         И. Краева «Баба Яга пишет»,

«И попрыгать на воле»,

«Соловьиный сад»

1)«Поделись теплом и радостью» (урок по книге Д. Сабитовой «Где нет зимы»)

2)«Сила доброты» (по книгам Л.Чарской)

3)Урок по прочитанным произведениям И.Краевой

Воспитание  милосердия и бережного отношения к близким и родным.

Синквейн

Сочинение-

рассуждение на тему: «В чем проявляется человечность?»

5

Уроки патриотизма.

Дети и война

1)    В. Богомолов «Иван»

2)    С. Баруздин «Её зовут Ёлка»

3)        В. Дубровин «Мальчишки в сорок первом»

4)    Воронкова Л.Ф. Повесть «Девочка из города».

 

1)«Дети войны»

(по повестям  В. Дубровина  «Мальчишки в сорок первом» и Л. Воронковой «Девочка из города»)

2) «Отважные разведчики»

(по повестям В.Богомолова «Иван» и С.Баруздина «Её зовут Елка»)

Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ и уважения к подвигу героев –пионеров

1)Выучить наизусть отрывок

(по выбору)

2)Выполните задания после текста

3)Сочинение-рассуждение на тему: «Дети и война»

 

                                                                  8 класс  (14  часов)

 

 

Название

Кол-во часов

Произведения

Уроки (формы проведения)

Цели

Развитие речи

1

«Эти трудные подростки»

3 ч

1)Т. Крюкова «Костя +Ника»

2) В. Железников «Чучело»                  

3)В.Добряков «Король живет в интернате»

1) Обсуждение книги и просмотр фильма Дмитрия Федорова "Костяника. Время лета"

2) «Давайте быть милосердными!» (открытый урок  для родителей по повести В. Железникова «Чучело»)

3) «Живет такой парень!» (обсуждение книги В. Добрякова «Король живет в интернате»)

Воспитание умения отстаивать свою позицию убеждением, а не силой; умения находить выходы в любой конфликтной ситуации;

учить детей дискуссионному исследованию, умению:

·         выдвигать проблему;

·         обосновывать свое мнение с опорой на текст художественного произведения;

·         проводить параллели между языком художественного произведения и кино.

1)Написать письмо литературному герою,

2) сочинение-рассуждение на тему: «Умеем ли мы отвечать за свои поступки?»

4) Развернутый ответ на вопрос: «Какими поступками  ровесников 20 века мы можем гордиться?»

2

«Он убил мою собаку»

1 ч

1)Д. Лондон  «Зов предков»

2) Юрий Яковлев

«Он убил мою собаку»

Тема ответственности в рассказах Д. Лондона и Ю. Яковлева

·         Формирование нравственных ценностей, ответственности за свои поступки:

·         критический взгляд на поступки героев рассказа;

·         умение выявлять и принимать авторскую позицию по отношению к понятию ответственность

Мини-сочинение : «Что такое ответственность?»

3

«Твори добро»

2 ч

1)А. Алексин «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле»

2) Э. Портер «Полианна»

1)Анализ писем по произведению А. Алексина

2)    «В поисках добра и радости» (по книге Э.Портер)                                               

научиться находить хорошее вокруг себя;

развивать речь, творческое воображение, эмоциональную память.

Составить кроссворд или синквейн по повести «Поллианна» (по выбору)

4

«Мой дом-моя крепость»

2 ч

1) Д.Сабитова «Три твоих имени»

2) П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»

1)Тема нравственной глухоты и безразличия в повести Дины Сабитовой «Три твоих имени»

2) Диспут по книге П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Воспитание нравственной чуткости и ответственности за свои поступки.

 

1)Синквейн

2) Развернутый ответ: «Какова действительность-таковы и книги»

5

«Обретая любовь и понимание»

 2 ч

1)Ж. Мурлева «Река, текущая вспять»

2)Д. Сабитова «Цирк в шкатулке»

1) Недетский разговор о детской книге по притче

Ж. Мурлева «Река, текущая вспять»

2)  Обсуждение книги Д. Сабитовой  «Цирк в шкатулке»

Осознание безусловной ценности семьи, воспитание любви к ближнему.

Развернутый ответ: «В чем смысл жизни?»

6.

«Жизнь замечатель-ных людей»

4 ч

Серия рассказов

Уроки по произведениям Валерия Воскобойникова

 

Развернутый ответ на вопрос, синквейн, сочинение -рассуждение

 

 

 

Требования к знаниям учащихся, изучающих курс «Семейного чтения»  в 7-8 классах

Учащиеся должны знать:

- биографические сведения о наиболее известных писателях;

- сведения о родах и жанрах литературы;

- литературные понятия: тема, идея, сюжет и композиция произведения;

- особенности характера литературного героя;

- изобразительно-выразительные средства языка;

- соотношение жизненной правды и художественного вымысла в литературе.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать и оценивать художественное произведение;

- пересказывать устно и письменно: подробно, выборочно, сжато, с изменением лица рассказчика;

- давать устный и письменный развёрнутый ответ на вопрос о героях и проблемах произведения;

- писать сочинения разных форм;

- выразительно читать художественные тексты.