МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.КОБЫЛКИНО КАМЕНСКОГО РАЙОНА
ПРОГРАММА КУРСА «СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ»
для 7-8 классов
Составитель: учитель русского языка и литературы 1 категории
Тинчурина Диния Исхаковна
2017 год
Пояснительная записка
Потребность в книге закладывается на всю жизнь именно в детстве. Для ребенка родители – первые и самые главные учителя. Именно родители читают первые книжки. Именно благодаря совместному чтению ребенок с раннего детства привыкает к тому, что книга и литература – неотъемлемые составляющие его жизни, и что читать не только нужно, но и очень интересно.
В книгах для семейного чтения данного курса поднимаются вопросы, интересные именно подросткам и родителям одновременно: проблема неполных семей, подросткового кризиса, взаимоотношений в семье, с учителями и со сверстниками, проблема нравственного выбора.
Родители вместе с детьми смогут вспомнить свое детство, вернуться в годы пионерии и обсудить героизм советского народа бывшей страны СССР. Они смогут с гордостью рассказать о том, во что верили, в какой организации состояли и чем увлекались (О. Громова «Сахарный ребенок»)
Авторы некоторых книг приглашают в путешествие в сказку, что особенно увлекательно детям и взрослым
(Л. Дунаева «Дождь», Ж. К. Мурлева «Река, текущая вспять»)
И в каждом произведении упоминание о книге, как о важном спутнике жизни доброго, мудрого и интересного человека.
Занятия по этой программе приглашают родителей с подростками в увлекательное путешествие в мир книг. В программе представлены произведения отечественных и зарубежных авторов разных жанров. Но с подростками 7-8 –х классов лучше начать с произведений о жизни их сверстников, сочетая с произведениями о бездомных животных
(К. Сергиенко «До свидания, овраг!», Л. Андреев «Кусака», Д. Лондон «Зов предков» )
В программе представлены различные формы занятий, на которых можно использовать разнообразные приемы чтения и работы с текстом (кластер, фишбоун, составление тонких и толстых вопросов по тексту). На стадии осмысления и рефлексии можно использовать прием «двойной дневник», после заполнения которого выбрать понравившиеся цитаты в папку афоризмов (папка заполняется после прочтения каждого произведения). Прием «синквейн» используется при характеристике героев.
Во время знакомства с новым произведением на этапе чтения текста велика роль родителей. Обучить стратегии чтения важно не только детей, но и родителей, с которыми они читают. Обязательно проведение нескольких занятий с родителями по темам: «Работа с текстом во время чтения», «Приемы текстовой деятельности на этапе знакомства с текстом».
Особая роль принадлежит сильным обучающимся на этапе «До чтения текста». Они должны прочитать произведение раньше класса, формировать установку на чтение и мотивировать с помощью учителя.
Цель программы – формирование читательских умений, потребности в ежедневном чтении детей с родителями.
Задачи:
1) пробудить заинтересованность обучающихся и родителей в повышении качества чтения,
2) повысить компетентность родителей в области детской литературы,
3) создать инициативную группу детей и родителей,
4) совершенствование навыков чтения,
5) развитие потребности в чтении,
6) формирование культуры чтения.
В программу курса «Семейное чтение» в 7-8 классах» входят 26 уроков, которые можно разбросать по всему учебному году:
7 класс – 12 часов,
8 класс – 14 часов
«Семейное чтение» в 7-8 классах
7 класс (12 часов)
№ |
Название |
Кол-во часов |
Произведения |
Уроки |
Цели |
Развитие речи |
1 |
"Мы в ответе за тех, кого приручили" |
2 ч |
1)К.Сергиенко «До свидания, овраг!» 2)Л.Андреев «Кусака» 3)Л. Дунаева «Дождь»
|
1)Урок- диспут на тему : "Мы в ответе за тех, кого приручили" 2)Путешествие в «Дождь» |
Воспитание чувства любви к животным, ответственности перед ними, гуманности |
1)синквейн «Бездомные собаки», 2)сочинение «Сон Кусаки», сочинение в формате ОГЭ «Как вы понимаете выражение: «За этой дверкой совсем другая жизнь. Всегда тепло и красиво» 3)закончить интеллектуальную карту (по выбору) |
2 |
Уроки нравственности |
2 ч |
1)А.Алексин «Безумная Евдокия». 2) М.Аромщтам «Когда отдыхают ангелы» |
1)«Сердечная недостаточность – это болезнь нашего времени». (Урок по повести А.Алексина «Безумная Евдокия») 2) Что такое ответственность? (подготовка к сочинению-расуждению) (по книге М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы» |
Осуждение эгоизма, равнодушия к людям, безразличия к окружающему миру Развитие умения объективно оценивать как позитивные, так и негативные стороны жизни. |
1)Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность» 2)синквейн
|
3 |
Уроки толерантности |
3 ч |
1) В. Воскобойников «Всё будет в порядке» 2) А. Гавальда «35 кило надежды» 3) О. Громова «Сахарный ребенок» |
1) «Все мы такие разные» (по книге В.Воскобойникова) 2) Обсуждение книги А. Гавальды «35 кило надежды» 3)Урок -диспут с родителями об истории девочки из прошлого века |
Воспитание добра и чувства товарищества, уважения человеческого достоинства. |
1)Составить развернутый ответ на вопрос: «Над чем заставила меня задуматься эта книга?» 2)Письмо литературному герою (по выбору) 3)«Собери афоризмы в альбом» (по книге Громовой) |
4 |
Дом и семья |
3 ч |
1) Д. Сабитова «Где нет зимы» 2) Л.Чарская «Записки институтки», «Сибирочка» 3) И. Краева «Баба Яга пишет», «И попрыгать на воле», «Соловьиный сад» |
1)«Поделись теплом и радостью» (урок по книге Д. Сабитовой «Где нет зимы») 2)«Сила доброты» (по книгам Л.Чарской) 3)Урок по прочитанным произведениям И.Краевой |
Воспитание милосердия и бережного отношения к близким и родным. |
Синквейн Сочинение- рассуждение на тему: «В чем проявляется человечность?» |
5 |
Уроки патриотизма. Дети и война |
2ч |
1) В. Богомолов «Иван» 2) С. Баруздин «Её зовут Ёлка» 3) В. Дубровин «Мальчишки в сорок первом» 4) Воронкова Л.Ф. Повесть «Девочка из города».
|
1)«Дети войны» (по повестям В. Дубровина «Мальчишки в сорок первом» и Л. Воронковой «Девочка из города») 2) «Отважные разведчики» (по повестям В.Богомолова «Иван» и С.Баруздина «Её зовут Елка») |
Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ и уважения к подвигу героев –пионеров |
1)Выучить наизусть отрывок (по выбору) 2)Выполните задания после текста 3)Сочинение-рассуждение на тему: «Дети и война» |
8 класс (14 часов)
№ |
Название |
Кол-во часов |
Произведения |
Уроки (формы проведения) |
Цели |
Развитие речи |
1 |
«Эти трудные подростки» |
3 ч |
1)Т. Крюкова «Костя +Ника» 2) В. Железников «Чучело» 3)В.Добряков «Король живет в интернате» |
1) Обсуждение книги и просмотр фильма Дмитрия Федорова "Костяника. Время лета" 2) «Давайте быть милосердными!» (открытый урок для родителей по повести В. Железникова «Чучело») 3) «Живет такой парень!» (обсуждение книги В. Добрякова «Король живет в интернате») |
Воспитание умения отстаивать свою позицию убеждением, а не силой; умения находить выходы в любой конфликтной ситуации; учить детей дискуссионному исследованию, умению: · выдвигать проблему; · обосновывать свое мнение с опорой на текст художественного произведения; · проводить параллели между языком художественного произведения и кино. |
1)Написать письмо литературному герою, 2) сочинение-рассуждение на тему: «Умеем ли мы отвечать за свои поступки?» 4) Развернутый ответ на вопрос: «Какими поступками ровесников 20 века мы можем гордиться?» |
2 |
«Он убил мою собаку» |
1 ч |
1)Д. Лондон «Зов предков» 2) Юрий Яковлев «Он убил мою собаку» |
Тема ответственности в рассказах Д. Лондона и Ю. Яковлева |
· Формирование нравственных ценностей, ответственности за свои поступки: · критический взгляд на поступки героев рассказа; · умение выявлять и принимать авторскую позицию по отношению к понятию ответственность |
Мини-сочинение : «Что такое ответственность?» |
3 |
«Твори добро» |
2 ч |
1)А. Алексин «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле» 2) Э. Портер «Полианна» |
1)Анализ писем по произведению А. Алексина 2) «В поисках добра и радости» (по книге Э.Портер) |
научиться находить хорошее вокруг себя; развивать речь, творческое воображение, эмоциональную память. |
Составить кроссворд или синквейн по повести «Поллианна» (по выбору) |
4 |
«Мой дом-моя крепость» |
2 ч |
1) Д.Сабитова «Три твоих имени» 2) П. Санаев «Похороните меня за плинтусом» |
1)Тема нравственной глухоты и безразличия в повести Дины Сабитовой «Три твоих имени» 2) Диспут по книге П. Санаева «Похороните меня за плинтусом» |
Воспитание нравственной чуткости и ответственности за свои поступки.
|
1)Синквейн 2) Развернутый ответ: «Какова действительность-таковы и книги» |
5 |
«Обретая любовь и понимание» |
2 ч |
1)Ж. Мурлева «Река, текущая вспять» 2)Д. Сабитова «Цирк в шкатулке» |
1) Недетский разговор о детской книге по притче Ж. Мурлева «Река, текущая вспять» 2) Обсуждение книги Д. Сабитовой «Цирк в шкатулке» |
Осознание безусловной ценности семьи, воспитание любви к ближнему. |
Развернутый ответ: «В чем смысл жизни?» |
6. |
«Жизнь замечатель-ных людей» |
4 ч |
Серия рассказов |
Уроки по произведениям Валерия Воскобойникова |
|
Развернутый ответ на вопрос, синквейн, сочинение -рассуждение |
Требования к знаниям учащихся, изучающих курс «Семейного чтения» в 7-8 классах
Учащиеся должны знать:
- биографические сведения о наиболее известных писателях;
- сведения о родах и жанрах литературы;
- литературные понятия: тема, идея, сюжет и композиция произведения;
- особенности характера литературного героя;
- изобразительно-выразительные средства языка;
- соотношение жизненной правды и художественного вымысла в литературе.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать и оценивать художественное произведение;
- пересказывать устно и письменно: подробно, выборочно, сжато, с изменением лица рассказчика;
- давать устный и письменный развёрнутый ответ на вопрос о героях и проблемах произведения;
- писать сочинения разных форм;
- выразительно читать художественные тексты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.