Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Комсомольский – на – Амуре судомеханический техникум
имени Героя Советского Союза В.В. Орехова»
(КГБ ПОУ КСМТ)
|
УТВЕРЖДАЮ Директор КГБ ПОУ КСМТ ________________ Н.А. Зверева «__» __________ 2022 г |
ПРОГРАММА
по профессиональной ориентации и трудоустройству выпускников
инвалидов молодого возраста
и лиц с ограниченными возможностями здоровья
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ. 3
Нормативно-Правовая база реализации программы.. 4
Общая характеристика программы.. 5
Организация работы по профессиональной ориентации в КГБ ПОУ КСМТ. 14
Программа постдипломного сопровождения выпускников с ОВЗ и инвалидностью... 16
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ КГБ ПОУ КСМТ ("дорожная карта") ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ НА 2022-2024 гг……………………………………………………………………16
АННОТАЦИЯ
Программа профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами разработана для обеспечения профессиональной ориентации и внедрения системной работы по трудоустройству выпускников краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Комсомольского–на–Амуре судомеханического техникума имени Героя Советского Союза В.В. Орехова».
Нормативно-Правовая база реализации программы
Программа разработана в соответствии:
Конвенция № 142 Международной организации труда «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (г. Женева 23.06.1975г.);
Закон Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
Федеральный закон от 03.05.2012г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 1507-р;
Постановление Министерства России от 27.09.1996г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 17.12. 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 17.05. 2012г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 23.08. 2013г. № 308н «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования»;
Приказ Минобрнауки России от 04.08. 2014г. № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учётом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»;
Приказ Минобрнауки России от 19.12. 2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказ Минобрнауки России, Минпросвещения России и Минобрнауки России от 14.12. 2018г. № 804н/299/1154 «Об утверждении Типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве»;
Общая характеристика программы
Постановление Правительства Хабаровского края от 20.04.2012г. № 125-пр «Об утверждении государственной программы Хабаровского края «Развитие рынка труда и содействие занятости населения Хабаровского края»;
Постановление Правительства Хабаровского края от 31.01.2018 г. № 26-пр «Об утверждении программы Хабаровского края «Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования, профессионального обучения и содействие в последующем трудоустройстве».
Актуальность темы
По статистике в России ежегодно лишь около 20% выпускников учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, исходя из своих возможностей и способностей, могут продолжить обучение в профессиональных образовательных учреждениях и овладеть определенной специальностью, которая бы им позволила полноценно жить и трудиться.
Почти у 80 % выпускников жизненный маршрут выстраивается без дальнейшей перспективы: часть выпускников включается в трудовые коллективы (неквалифицированный труд, временный заработок), часть пополняет ряды безработных, часть ведут асоциальный вид жизни, часть пытаются самостоятельно организовать своё жизненное пространство, но из-за отсутствия опыта адаптация проходит крайне неуспешно.
В последние десятилетия в нашей стране произошёл пересмотр системы отношений к людям с интеллектуальными нарушениями. Повысился уровень эмпатии, более гуманными стали принципы сопровождения и развития лиц, имеющим нарушения в интеллектуальной сфере. На первый план выходит принцип развития по возможности, который транслирует идею о развитии умственно отсталых лиц до максимально возможного уровня.
В настоящее время наблюдаются реальные подвижки в законодательной и нормативной базе в интересах детей с ОВЗ, инвалидов молодого возраста, идёт разработка и финансирование целого ряда программ реабилитационной направленности, но, к сожалению, всё это слабо влияет на сложившийся статус детей с интеллектуальной недостаточностью. Сфера профессионального образования направленно на приобретение обучающимся в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенного уровня и объёма, позволяющих вести профессиональную деятельность в определённой сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессиям или специальностям.
Актуальность трудового устройства лиц, имеющих нарушения интеллекта, обусловлена открывшейся в последние годы возможностью включения значительного их числа в сферу общественного производства и использования их в профессиях неквалифицированного труда, где в данный период наблюдается дефицит кадров. При этом требуется создание системы профориентационной работы и специальных условий, облегчающих, прежде всего, социально-трудовую адаптацию.
Система работы по обеспечению профессиональной ориентации и внедрения системной работы по трудоустройству выпускников в КГБ ПОУ «Комсомольский – на – Амуре судомеханический техникум имени Героя Советского Союза В.В. Орехова» представляет собой совокупность мероприятий по развитию мотивации у обучающихся к формированию положительного отношения к выбранной профессии, вовлечению в конкурсы профессионального мастерства, в том числе участие в конкурсах «Ворлдскиллс», «Абилимпикс».
Система работы в техникуме включает в себя: комплексную программу профессиональной ориентации и трудоустройства выпускников, программу сопровождения выпускников, дорожную карту по профессиональной ориентации и трудоустройству обучающихся с ОВЗ и инвалидов, реализация которых направлена на успешную социализацию и интеграцию обучающихся в современное общество.
Цель: развитие возможностей у обучающихся инвалидов, с ограниченными возможностями здоровья для полноценного участия в жизни общества. Активизировать перспективу в дальнейшем личностном развитии.
Задача:
- Содействовать развитию у обучающихся отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда.
- Осознанию нравственного значения будущего профессионального выбора в соответствии с интересами способностями каждого и с учётом потребностей региона.
- Подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, способов получения образования, к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных образовательных программ с направленностью на востребованные рабочие специальности.
Получение лицами с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Профориентация – комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико- физиологических задач, результатом решения которых будет выбор, оптимальное профессиональное самоопределение человека, соответствующее индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах.
Профессиональная ориентация инвалида и обучающихся с ОВЗ – система и процесс определения структуры наиболее развитых способностей инвалида и лиц с ОВЗ с целью последующего подбора на этой основе вида профессиональной деятельности.
Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ предусматривает комплексный подход с учётом медицинского, психологического и социального аспектов.
Медицинский аспект, включает изучение и клиническую оценку состояния инвалида и лиц с ОВЗ (диагноз и степень выраженности функциональных нарушений, компенсаторные возможности, клинический и трудовой прогноз; учёт медицинских противопоказаний для различных видов работ).
Психологический аспект, включает определение установки инвалида и лиц с ОВЗ на труд, профессиональных интересов, склонностей, оценку трудовой мотивации, оценку свойств нервной системы и темперамента, определение уровня развития психомоторики эмоционально-волевых, интеллектуально-мнестических особенностей, определение индивидуальных свойств личности, проведение психической коррекции.
Социальный аспект предполагает учёт пола, возраста, образования, основной профессии и профессионального маршрута, семейного положения, жилищно-бытовых условий.
Модель профориентационной работы при инклюзивном профессиональном образовании и обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет следующую структуру и может состоять из следующих блоков.
Психологический блок
Психологические особенности профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья:
- учёт индивидуальных особенностей здоровья обучающихся;
- опережающая профориентационная инициатива педагогов;
- преодоление недоверия и пассивности в отношении профориентации;
- оптимальный баланс между добровольностью и обязательностью участия в профориентации;
- высокий уровень требований к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья должен сочетаться с созданием для них условий для выполнения этих требований;
- равноправное вовлечение в организацию профориентационной работы для формирования у них субъективности и активной жизненной позиции;
- информирование о профессиях, соотнесённое со способностями и склонностями обучающихся;
- учёт объективных возможностей профессиональной подготовки и наличия (либо создания) рабочих мест, доступных и имеющих специальные условия для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
- вариативность стратегического планирования профессиональной перспективы;
- психологическая подготовка к своевременному переходу от учебной к профессиональной деятельности.
Немаловажное значение при организации работы по обеспечению профессиональной ориентации и трудоустройству выпускников техникума имеет учёт соматического здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, так как сопутствующие заболевания во многом могут определять круг показанных профессий и специальностей по нозологическим нормативам лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Мероприятия работы по обеспечению профессиональной ориентации и трудоустройству выпускников должны подготовить обучающихся к сознательному выбору профессии, так как в большинстве случаев обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья самостоятельно не ставят перед собой задачи профессионального самоопределения. При этом необходимо учитывать интересы, предпочтения и способности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и способствовать их развитию, проявлению и выходу на уровень профориентации, с детства формировать устойчивые увлечения, которые затем могут стать основой для овладения соответствующими профессиями.
Наиболее продуктивно мероприятия по работе по обеспечению профессиональной ориентации и трудоустройству выпускников реализуются в группах, сформированных по критерию общности интересов и склонностей к тому или иному типу профессий.
Для того чтобы стимулировать и мотивировать обучающихся в активном участии в профориентационных мероприятиях, можно разработать критерии оценки достижений и определить стимулы поощрения.
Важным моментом является предоставление обучающимся возможности в планировании, организации и последующем наставничестве в профориентационной работе для формирования основ их самоорганизации и активности.
Учёт обозначенных особенностей организации работы по обеспечению профессиональной ориентации и трудоустройству выпускников с обучающимися инвалидами и с ограниченными возможностями здоровья является основным условием их успешного профессионального самоопределения.
Организационно-педагогический блок.
Основные функции профориентационной работы.
- Информационно-просветительская функция (стимулирование и активизация осознанной ориентации обучающихся в современном мире профессий, расширение кругозора в сфере профессиональных требований к конкретному специалисту).
- Развивающая функция (развитие логического, критического, системного, прогностического мышления; активизация процессов самопознания, самодиагностики, а также процесса самообразования в сфере интересующих видов трудовой деятельности; создание условий для развития и саморазвития основных социально значимых и профессионально важных качеств личности).
- Процессуально-формирующая функция обеспечение адекватной соотнесённости индивидуальных возможностей, способностей обучающегося и требований выбранной профессии.
- Формирование и развитие умений и навыков в области построения и реализации индивидуализированных планов своего профессионального будущего.
Для обеспечения эффективности профориентационной работы должны соблюдаться следующие условия:
- специально-профессиональная подготовленность и личностная готовность педагогических работников и специалистов техникума к реализации задач социально - педагогического сопровождения с целью профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
- вариативность в процессе профориентационной работы форм, методов взаимодействия техникума с социальными партнёрами, учреждениями различных ведомств для обогащения жизненного опыта молодых инвалидов и лиц с ОВЗ;
- создание базы данных об организациях, предприятиях, учреждениях в которых успешно трудятся инвалиды и лица с ОВЗ;
- владение вариативными методиками проведения профориентационных занятий;
- привлечение родителей, попечительского совета к процессу социально-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
- системный мониторинг сформированности основ профессионально-личностной «Я - концепции» будущего выпускника;
- установление социальных связей образовательной организации с центрами профориентации и трудовой занятости, социальными службами, общественными организациями инвалидов, волонтёрскими объединениями, союзами работодателей, профессиональными сообществами.
Основные направления профориентационной работы
Профессиональная информация – ознакомление с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалификационных кадрах, содержанием и перспективам развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально - квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.
Профессиональная консультация – оказание помощи выпускника техникума в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учётом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества. В процессе профессионального консультирования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью важно постепенно развивать у них осознание необходимости принять ответственность за своё профессиональное будущее.
Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям инвалида и лиц с ОВЗ, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.
Профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высокого уровня профессионализма.
Учёт особенностей профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья:
- снятие тревожности и формирование эмоционального контроля;
- развитие коммуникативных навыков и уверенного поведения;
- выработка позитивной личностной и профессиональной перспективы;
- развитие личностных качеств, необходимых для овладения профессией и построения успешной карьеры; содействие социальной адаптации;
- активизация самостоятельной деятельности по самоорганизации и самоопределению, а также критичности и логического мышления.
Задачно - целевой блок профориентационной работы:
- детализированное знакомство со специфическими особенностями конкретных выбираемых специальностей и направлений подготовки;
- развитие коммуникативных навыков, умений в сфере командной работы;
- формирование готовности к непрерывному образованию и труду;
- формирование ценности самообразования и саморазвития в профессионально предпочитаемой сфере;
- постепенное формирование умений прогнозировать развитие современных выбираемых профессий в ближайшей перспективе;
- развитие умений при необходимости осуществлять компромиссный выбор профессии.
Содержательно-методический блок
Знать:
- источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
- сущность понятий «профессиональная подготовка», «профессиональная пригодность», «среднее профессиональное образование», «компенсация способностей», «профессиограмма»;
- способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
- возможные пути получения профессионального образования;
- возможности рынка образовательных услуг региона;
- особенности приёма и обучения в организациях профессионального образования, психологические особенности личности, рынок труда.
Уметь:
- ориентироваться в мире профессий;
- уточнять и корректировать профессиональные намерения;
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- раскрывать психологические особенности своей личности;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
- работать с профессиограммами;
- составлять личный профессиональный план;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
- находить алгоритм оптимального пути получения профессии;
- определять уровень образования, который предоставляет техникум;
- самостоятельно осуществлять анализ рынка профессионально-образовательных услуг и профессиональной деятельности;
- определять стратегии и тактики своего рационального поведения на рынке труда, составлять резюме.
Блок оценки эффективности профориентационной работы:
- степень осознания обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья своих индивидуальных психофизических особенностей;
- степень знания о трудовой деятельности выбираемой профессии;
- степень информированности о получении специализированной профориентационной помощи и о получении необходимого образования;
- степень информированности о востребованность в регионе данной профессии и о конкретном месте работы;
- уровень знаний об универсальных профессиональных компетенциях и о профессионально важных качествах представителя выбранной профессии;
- характер мотивации к выбору профессии;
- общий самостоятельный уровень активности в освоении выбираемой профессии;
- предпринимаемые волевые усилия и положительные эмоции.
При профессиональной ориентации должны решаться следующие задачи:
- информирование и консультирование инвалидов и лиц с ОВЗ, с целью выбора работы, режима труда, возможности обучения;
- ориентирование инвалидов и лиц с ОВЗ в мире профессий (профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональная диагностика, психологическая поддержка);
- предоставление услуги по профессиональной информации инвалидам и лицам с ОВЗ, включая инвалидов и ОВЗ из числа обучающихся, по психологической поддержке инвалидов и обучающихся с ОВЗ, занятых трудовой деятельностью в период профессиональной адаптации.
Основные задачи профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами:
- формирование у обучающихся с ОВЗ и инвалидов общественной активности, инициативности, самостоятельной готовности к жизни;
- формирование социально значимых качеств личности обучающегося (эмоции, чувства, нравственность на основе усвоения культуры и ценностей своего народа, культуры здоровья, общения и поведения, культуры проведения свободного времени);
- интеграция обучающихся с ОВЗ и инвалидов в профессиональную среду;
- раскрытие творческого потенциала обучающегося с ОВЗ и инвалида.
Основные функции психолого-педагогической реабилитации обучающихся с ОВЗ и инвалидов:
- развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности обучающихся с ОВЗ и инвалидов, поддержка процессов их самовыражения, обеспечение развития групповых и общественных коллективов;
- диагностическая, обеспечивающая получение и использование достоверной, педагогически значимой информации о становлении, развитии личности с ОВЗ и инвалида, эффективности учебно-воспитательного процесса, изменения во внутренней и внешней среде техникума;
- интегрирующая, способствующая объединению действий педагогов, психологов, медицинских и других работников техникума, направленных на личность обучающегося с ОВЗ и инвалида и процесс его развития;
- регулирующая, предполагающая упорядочение педагогических процессов с целью формирования личности обучающегося с ОВЗ и инвалида, студенческого и педагогического коллективов;
- защитная, направленная на повышение уровня социальной защищенности инвалидов и лиц с ОВЗ, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды;
- компенсирующая, способствующая созданию в техникуме условий для компенсации недостаточного участия семьи обучающегося с ОВЗ, инвалида и социума в обеспечении жизнедеятельности обучающихся, раскрытии его склонностей и способностей;
- корректирующая, предполагающая осуществление педагогически целесообразной коррекции поведения, общения и других сторон жизнедеятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.
Этапы реализации программы:
- мотивационный этап – определение проблем реабилитации обучающихся с ОВЗ и инвалидов в условиях техникума, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества с целью решения проблемы;
- целеполагающий этап – определение роли, статуса и общей профессиональной позиции социального педагога и педагога-психолога относительно обучающихся с ОВЗ и инвалидов, распределение между ними функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов, смыслов сотрудничества;
- проектировочный этап – разработка Программа индивидуальной психолого-педагогической реабилитации обучающихся с ОВЗ и инвалидов в условиях техникума на основании практического опыта работы; ознакомление с программой других участников образовательного процесса; психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса (не принимавших участия в разработке проекта программы);
- практический этап – практическая реализация программы (проводится текущая психолого - педагогическая диагностика, социально-педагогическая защита прав обучающихся с ОВЗ и инвалидов, психолого - педагогическое консультирование и коррекция, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях проводится текущая психолого - педагогическая диагностика для определения причин и направлении разрешения затруднений);
- рефлексивно-диагностический этап – завершение процесса, итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений с целью последующей более эффективной реализации программы.
Формы и методы профориентационной работы:
- беседы с абитуриентами, с родителя, изучение личных дел абитуриентов, характеристики с целью знакомства с будущими обучающимися, условиями их жизни, окружением, выявления конфликтных ситуаций, проблем, поведенческих навыков, составления социального портрета, определения предрасположенности к овладению той или иной профессией (до начала обучения);
- курс–диагностика психологических индивидуально-типологических особенностей личности, психолого-педагогическое сопровождение студентов-инвалидов в период адаптации к учебному процессу в техникуме, помощь в планировании инвалидами личностного и профессионального роста, в решении личностных проблем и проблем социализации, помощь в построении конструктивных отношений с социальным окружением, профилактика девиантного и деликвентного поведения;
- курс–помощь студентам-инвалидам и лицам с ОВЗ в проектировании личностного и профессионального пути, укреплении уверенности в своих силах, психологическая помощь инвалидам, находящимся в состоянии актуального стресса, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации;
- совершенствование форм индивидуальной работы с данной категорией обучающихся в учебном процессе;
- организация системы эффективного контроля за учебной деятельностью инвалидов и лиц с ОВЗ;
- курс–усиление профессиональных начал в содержании учебно- воспитательного процесса, привлечение обучающихся инвалидов к научно- исследовательской работе (НИРС) в соответствии с их интересами, активизация общественно полезной деятельности инвалидов в техникуме, помощь в организации и прохождении практики;
- курс–содействие развитию активности обучающихся в аспекте их профессиональной подготовки, повышение уровня их самоорганизации и самовоспитания;
- обучение инвалидов навыкам преодоления стресса;
- профилактика эмоционального выгорания, развитие социально- психологической компетенции;
- помощь в решении профессиональных и личностных проблем;
- анализ степени адаптации и социализации выпускников к практическому содержанию и реальным условиям их профессиональной деятельности;
- активизация формирования индивидуального стиля деятельности и дальнейшего самообразования инвалидов, их самосознания.
Ожидаемый результат программы
– личность обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, социализированная к условиям образовательной среды;
– личность, способная преодолевать трудности и проблемы как личного, так и социального характера, способная сохранить свои индивидуальные особенности, принимая при этом условия окружающего социума.
Организация работы по профессиональной ориентации
в КГБ ПОУ КСМТ
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки |
1.Проведение комплексной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами для обеспечения профессиональной ориентации и внедрения системной работы по трудоустройству выпускников |
||
1.1.Формирование баз данных обучающихся и выпускников, относящихся к категории инвалидов или лиц с ОВЗ |
Чернышова Т.Н., менеджер по профориентации |
В течение года |
1.2. Формирование базы данных партнерских организаций, оказывающих содействие в трудоустройстве инвалидов и лиц с ОВЗ. |
Гриневич Н.Л.. заведующий практикой |
В течение года |
2. Психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ |
||
2.1.Организация и проведение психологического и профессионального тестирования студентов техникума, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ |
Фомичева Л.С., педагог-психолог КГАНОУ «Психология» |
По плану |
2.2. Анкетирование родителей детей с ОВЗ для оценки удовлетворенности доступностью среды и выявления потребностей семей с детьми с ОВЗ |
Фомичева Л.С., педагог-психолог КГАНОУ «Психология» Социальный педагог Ванюшкина Н.А. |
По плану |
2.3.Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и их родителей (консультирование, психолого-педагогическая поддержка, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с целью оказания помощи в усвоении программного материала) |
Фомичева Л.С., педагог-психолог КГАНОУ «Психология» |
По плану |
2.4. Индивидуальное диагностическое обследование обучающихся с ОВЗ по запросу родителей |
Фомичева Л.С., педагог-психолог КГАНОУ «Психология» |
По запросу |
2.5. Проведение тренингов, деловых профориентационных игр с обучающимися |
Фомичева Л.С., педагог-психолог КГАНОУ «Психология» |
По плану |
2.6. Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью ознакомления преподавателей-предметников с особенностями осуществления индивидуального подхода к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ |
Фомичева Л.С., педагог-психолог КГАНОУ «Психология» Ванюшкина Н.А., социальный педагог, Чернышова Т.Н., менеджер по профориентации |
По плану |
2.7. Вовлечение студентов всех категорий в социально-культурную жизнь техникума |
Фомичева Л.С., педагог-психолог КГАНОУ «Психология», Владимирова О.В., зав отделением по социальной и воспитательной работе, Ванюшкина Н.А.. социальный педагог |
По плану |
2.8.Организация работы со студентами всех категорий в части выстраивания индивидуальной карьеры и содействия трудоустройству (привлечение к участию в профессиональном конкурсе «Студент года», «Абилимпикс», «Ворлдскиллс» организация встреч с выпускниками техникума, относящимися к категории инвалидов, организация и проведение конференции «Мы выбираем, нас выбирают») |
Прокопьева У.В., зам.директора по УПР, Чернышова Т.Н., менеджер по профориентации, Гриневич Н.Л., зав. практикой |
По плану |
3.Организация производственной практики и обеспечение профессиональной адаптации студентов с инвалидностью и лиц ОВЗ |
||
3.1. Проведение переговоров с руководством организаций о готовности принять на практику инвалидов и лиц с ОВЗ |
Прокопьева У.В., заместитель директора по УПР, Гриневич Н.Л., зав. практикой |
По плану |
3.1.Организация сопровождения обучающегося с особыми образовательными потребностями на базах практики |
Гриневич Н.Л., зав. практикой, ИПР |
По плану |
3.3.Организация постдипломного сопровождения выпускников с ОВЗ и инвалидов в период профессиональной адаптации на предприятиях |
Гриневич Н.Л., зав. практикой, ИПР |
В течение 3 лет по окончанию техникума |
Программа постдипломного сопровождения выпускников ТЕХНИКУМА с ОВЗ и инвалидностью
Цели программы:
- Разработка и внедрение технологий и эффективных методов работы в области трудоустройства выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.
- Содействие в выработке мотивации к самостоятельному активному поиску работы выпускников техникума из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.
Задачи программы:
- Создание условий, способствующих расширению возможностей рационального трудоустройства выпускников техникума из числа инвалидов и лиц с ОВЗ с учётом их потребностей и индивидуальных программ реабилитации.
- Развитие социального партнёрства (работодателями, кадровыми службами, центрами занятости) с целью трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидов и их постдипломного сопровождения.
- Исследование рынка труда, оценка состояния рынка рабочих мест для лиц с ОВЗ с целью информирования выпускников – инвалидов.
- Способствовать организации обучения инвалидов и лиц с ОВЗ новым профессиям.
В соответствии со ст. 23 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Организация постдипломного сопровождения выпускников – инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в КГБ ПОУ КСМТ.
Основные направления работы:
- системная работа с выпускниками, относящимися к категории инвалидов и лиц с ОВЗ в части выстраивания индивидуальной карьеры и содействия трудоустройству;
- организация обучения, проведение тренингов;
- профессиональное обучение и переобучение выпускников с ОВЗ и инвалидов;
- организация временной занятости выпускников, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ.
Перечень мероприятий постдипломного сопровождения инвалидов и лиц с ОВЗ
1. Исследование рынка труда и оценка состояния рынка рабочих мест для лиц с ОВЗ и инвалидов:
- Мониторинг рынка труда и оценка состояния рынка рабочих мест для лиц с ОВЗ на основании баз вакансий через региональную базу вакансий, Интернет-ресурсы: сайты предприятий, организаций, учреждений, кадровых агентств.
2. Создание условий, способствующих расширению возможностей трудоустройства выпускников техникума из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.
- Информационное сопровождение по вопросам содействия трудоустройству посредством сайта техникума, через предоставление базы вакансий.
- Индивидуальное профессиональное консультирование.
- Приглашение на презентации и встречи с работодателями.
- Индивидуальные консультации выпускников по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги, консультации для данной категории обучающихся, рекламноинформационные материалы для данных обучающихся, выпускников техникума.
- Содействие трудоустройству в конкретную организацию на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места (по заявкам работодателей).
3. Формирование планов совместных действий с внешними партнерами по трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью.
- Сбор и систематизация данных о требованиях региональных рынков труда и перспективы трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью из числа выпускников техникума.
- Поиск потенциальных работодателей, ведение с ними переговоров и составление банка данных о вакансиях, которые могут быть заняты специалистами с ОВЗ и инвалидностью.
- Осуществление мероприятия по содействию трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ во взаимодействии с Центром занятости населения г. Комсомольска – на – Амуре, со специалистами Главного бюро медико-социальной экспертизы по Хабаровскому краю Министерства труда и социальной защита РФ, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями г. Комсомольска – на – Амуре (информация о мероприятиях размещается на сайте техникума, сообщается каждому студенту с ОВЗ и инвалидностью лично и/или посредством эл. почты).
- Организация помощи выпускникам - соискателям лицам с ОВЗ в успешном поиске работы: составление резюме, подготовка их к собеседованию, социально-психологическое, кураторское, волонтерское сопровождение в поисках работы.
Послетехникумовский этап социально-реабилитационного сопровождения студентов инвалидов и лиц с ОВЗ предусматривает:
1. Консультирование и содействие в трудоустройстве выпускников согласно полученной в техникуме квалификации.
2. Сотрудничество с общественными организациями инвалидов и потенциальными работодателями для оптимизации поддержки данной категории выпускников в последующем трудоустройстве.
3. Предоставление помощи в рациональном трудоустройстве инвалида, т.е. в подборе видов и условий труда в соответствии с психофизиологическими особенностями и интересами выпускника.
4. Формирование базы данных потенциальных работодателей, готовых к трудоустройству выпускника с инвалидностью и лицами с ОВЗ.
5. Содействие (индивидуальное сопровождение) для постановки на учёт в Центр занятости населения.
6. Помощь в подготовке резюме.
Объединяя вышеизложенное, можно выделить следующие этапы, для того, чтобы решить проблему трудовой занятости инвалида и лиц с ОВЗ:
1. Помочь выпускнику техникума с инвалидностью оценить свои способности, качества, навыки и интересы, необходимые для выполнения той или иной работы;
2. Найти подходящую работу, где эти качества, навыки и способности будут наиболее востребованы и применимы;
3. Оценить потребности в создании специальных условий на рабочем месте и способствовать созданию этих условий;
4. Оценить все возможные задачи (должностные обязанности), которые инвалиду или лицу с ОВЗ необходимо выполнять на данной работе и предложить различные пути их достижения;
5. Обучить или развить необходимые навыки для эффективного выполнения работы;
6. Помочь инвалиду или лицу с ОВЗ эффективно взаимодействовать с коллегами по работе;
7. Предоставлять сотруднику с инвалидностью или лицу с ОВЗ необходимую помощь и поддержку, содействовать в решении возникающих в процессе работы проблем.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ КГБ ПОУ КСМТ
(«дорожная карта»)
по профессиональной ориентации и трудоустройству обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
на 2022- 2024 годы
№ |
Мероприятие |
Срок |
Ответственный |
Предполагаемый результат |
1. Организационные мероприятия |
||||
1.1 |
Формирование пакета документов, регламентирующих организацию профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
февраль –март 2022 г. |
Чернышова Т.Н.. менеджер по профориентации |
Планы профориентационной работы, локальные акты, программы элективных курсов, программы дополнительного образования и др. |
1.2. |
Назначение ответственных лиц лица из числа административных работников, ответственного за организацию и координацию профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
апрель 2022 гг. |
Зверева Н.А., директор техникума
|
Приказ о назначении ответственного лица |
1.3. |
Включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в работу трудовых объединений обучающихся, трудовых бригад и отрядов по благоустройству территорий, профильные тематические смены в период летних каникул и др. |
Апрель – июль 2022-2023 гг. |
Шереметова М.В., заместитель директора по УВР, Владимирова О.В., зав отделением по социальной и воспитательной работе Ванюшкина Н.А., социальный педагог |
Максимальный охват трудовой деятельностью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в летний период, аналитическая справка |
2. Кадровые мероприятия |
||||
2.1 |
Повышение квалификации педагогических и управленческих работников техникума по вопросам теории и практики педагогической работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
2022-2024 г.г |
Лихтина И.С., зав НМО |
Повышение компетентности педагогических и управленческих работников техникума, статистический отчёт |
2.2. |
Организация педагогического консультирования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и их родителей (законных представителей) |
2022-2023 г.г |
Фомичева Л.С., педагог-психолог КГАНОУ «Психология»
|
Повышение компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и их родителей (законных представителей) |
2.3. |
Организация психолого-педагогического и методического консультирования ИПР техникума по вопросам психологической, педагогической поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в педагогическом процессе |
2022-2024 г.г. |
Лихтиина И.С., зав НМО Фомичева Л.С., педагог-психолог КГАНОУ «Психология»
|
Повышение компетентности специалистов техникума, статистический отчет |
2.4 |
Участие в конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс», а также участие в конкурсах «Ворлдскиллс» |
2022-2024 г.г. |
Заместитель директора по УПР, ИПР |
Увеличение доли обучающихся участвовавших в олимпиадах, конкурсах профессиональной направленности ( в т.ч., Ворлдскиллс, Абилимпикс) |
2.5. |
Участие в проведении семинаров, вебинаров для педагогических работников по вопросам профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью |
по графику КГАОУ ДПО ХК ИРО |
Лихтиина И.С., зав НМО
|
Повышение компетентности участников мероприятий, корректировка планов работы |
3. Профориентационное информирование |
||||
3.1. |
Информирование и консультирование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального определения с учетом их ограничений возможностей здоровья и требований рынка труда, получения ими профессионального образования, и содействия в последующем трудоустройстве |
2022-2024 гг. |
Ванюшкина Н.А., социальный педагог, Гриневич Н.Л., зав.практикой |
Увеличение количества информированных, статистическая отчетность |
3.2. |
Проведение тренингов по планированию карьеры, составлению индивидуального маршрута профессионального обучения и профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
В течение года |
Фомичева Л.С., педагог-психолог КГАНОУ «Психология», Чернышова Т.Н., менеджер по профориентации Ванюшкина Н.А., социальный педагог, |
План мероприятий. Аналитическая справка |
3.3. |
Информирование и консультирование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, их родителей (законных представителей) по вопросам трудоустройства |
2022 - 2024 гг. |
Чернышова Т.Н., менеджер по профориентации. Гриневич Н.Л., зав. практикой |
Организация мероприятия по трудоустройству «Ярмарка вакансий» |
3.4. |
Обновление информации рубрики «Информация для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» на официальных сайте техникума |
1 раз в полугодие |
Техник по сопровождению ИС Ванюшкина Н.А., социальный педагог, |
Размещение актуализированной информации |
3.5. |
Организация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью выездных экскурсий на предприятия и в организации |
2022 - 2024 гг. |
Чернышова Т.Н., менеджер по профориентации. Гриневич Н.Л., зав. практикой |
Увеличение количества участников мероприятия, ознакомление с деятельностью предприятия и в организации |
4. Профессионально-личностная диагностика |
||||
4.1. |
Психологическая диагностика личностных особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
2022 - 2024 гг. |
Фомичева Л.С., педагог-психолог КГАНОУ «Психология» |
Использование результатов в работе по профессиональной ориентации |
4.2. |
Анкетирование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с целью изучения их профессионального самоопределения |
2022 - 2024 гг. |
Фомичева Л.С., педагог-психолог КГАНОУ «Психология» Чернышова Т.Н., менеджер по профориентации, |
Использование результатов в работе по профессиональной ориентации |
4.3. |
Профессионально-ориентированная диагностика обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: профориентационное тестирование, профессиональные пробы |
2022 - 2024 гг. |
Фомичева Л.С., педагог-психолог КГАНОУ «Психология» Чернышова Т.Н., менеджер по профориентации, |
Использование результатов в работе по профессиональной ориентации |
5. Профессиональное консультирование |
||||
5.1. |
Профессиональное консультирование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с целью решения индивидуально-личностных проблем по профессиональному самоопределению |
2022 - 2024 |
Фомичева Л.С., педагог-психолог КГАНОУ «Психология»
|
Использование результатов в индивидуальной работе по профессиональной ориентации |
5.2. |
Проведение цикла консультаций с участием родителей (законных представителей), членов семьи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с целью определения и/или корректировки их профессиональных планов, вариантов реализации планов, доступных профессий, форм профессионального обучения и образования, возможностей трудоустройства |
20212 - 2024 |
Фомичева Л.С., педагог-психолог КГАНОУ «Психология» Чернышова Т.Н., менеджер по профориентации |
Повышение компетентности участников мероприятия, отчетность |
.3. |
Организация психолого-педагогического, методического консультирования родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по вопросам их психологической, педагогической поддержки в процессе профориентационной работы |
2022 – 2024гг. |
Фомичева Л.С., педагог-психолог КГАНОУ «Психология»
|
Повышение компетентности участников мероприятия, отчетность |
|
6. Информационно-методическое сопровождение трудоустройства выпускников |
|||
6.1. |
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, их родителей (законных представителей), педагогических работников по вопросам трудоустройства обучающихся |
2022 – 2024гг. |
Фомичева Л.С., педагог-психолог КГАНОУ «Психология», ИПР |
Исполнение мероприятий ИПРА и рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии |
6.2. |
Обновление содержания и проведение тематических бесед с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, родительских собраний по трудоустройству |
2022 – 2024гг. |
Прокопьева У.В., зам. директора по УПР, Гриневич Н.Л., зав. практикой, ИПР |
Представление актуализированной информации |
6.4. |
Организация и проведение информационных встреч обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью со специалистами «Центр занятости населения» |
2022 – 2024гг. |
Чернышова Т.Н., менеджер по профориентации |
Увеличение количества участников встреч, отчетность |
6.5. |
Проведение индивидуальных консультаций для выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по использованию Интернета для поиска работы |
2022 – 2024гг. |
Чернышова Т.Н., менеджер по профориентации, ИПР |
Увеличение количества информированных, статистическая отчетность |
6.6. |
Информирование общественности о проводимых мероприятиях путём публикаций в СМИ, периодической печати, соцсетях; издательская деятельность: брошюры, буклеты и др. |
По мере реализации мероприятий |
Техник по сопровождению ИС Ванюшкина Н.А., социальный педагог
|
Публикации |
6.7. |
Выявление и распространение лучших моделей профориентационной работы с детьми- инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья |
2022 – 2024гг. |
Лихтина И.С., зав. НМО, ИПР |
Распространение опыта работы педагогических коллективов |
|
7. Аналитическое сопровождение |
|||
7.1. |
Анализ деятельности педагогического коллектива – на заседании педагогического совета |
Май - июнь 2022-2023 гг. |
Администрация, НМО, ПЦК |
Принятие управленческих решений по повышению качества профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
7.2. |
Представление информации об исполнении плана мероприятий |
По полугодиям 2021-2022 гг. 2022-2023гг. 2023-2024гг. |
Заместитель директора по УВР Ванюшкина Н.А., социальный педагог |
Анализ исполнения мероприятий, аналитическая справка |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.