Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №15»
г. Нижневартовска
Программа
по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма
«Зеленый огонек»
(1-4 класс)
Автор программы:
Шульская Елена Владимировна,
учитель начальных классов
г. Нижневартовск, 2014г
Паспорт программы
Наименование учреждения |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №15» г. Нижневартовска |
Наименование программы |
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек». |
Авторы программы |
Шульская Елена Владимировна, учитель начальных классов |
Нормативно-правовая база |
- Конвенция ООН о правах ребенка - Конституция Российской Федерации - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ -Федеральный компонент государственного стандарта общего (среднего) образования, 2004г.; -Примерная программа среднего (полного) общего образования. Министерства образования и науки РФ, 2004 г; -БУП 2012,приказ №4165/12 от10.07 2012г «Об утверждении БУП ОУ РТ, реализующих программу общего образования» -Учебный план МБОУ СШ №15 на 2014-2015 учебный год. - Устав МБОУ «СШ №15» - Лицензия на осуществление образовательной деятельности |
Срок реализации программы |
4 года
|
Этапы |
1 этап – Организационный 2 этап – Основной 3 этап – Аналитический |
Принципы программы |
-научности - доступности - активности - сознательности - систематичности - целенаправленности - оптимальности |
Основные направления программы: |
Профилактическое: -обеспечение знаний о безопасном поведении на улицах и дорогах; - предупреждение попаданий детей в различные дорожно-транспортные происшествия; - решение образовательных задач средствами систематических мероприятий. Организационное: - организация предметно-развивающей среды в МБОУ «СШ №15» по профилактике дорожно-транспортного травматизма; - определение уровня сформированности умений и навыков по правилам дорожного движения методами диагностики; - изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий; - пропаганда знаний о правилах дорожного движения с использованием разнообразных методов и приемов. |
Разделы программы: |
- работа с детьми; - работа с педагогами; - работа с родителями; - работа с ГИБДД г. Нижневартовска; |
Участники программы: |
-дети; - педагогический коллектив; - родители (законные представители); - ГИБДД г. Нижневартовска |
Ожидаемые результаты: |
- Снижение уровня детских ДТП и повышение у детей навыков и умений безопасному поведению на дорогах. -Наличие знаний и развитие навыков поведения детей в непредвиденных опасных ситуациях, умение обходить их. - Повышение научно - методического обеспечения по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в условиях образовательных учреждений. Усовершенствование предметно-развивающей среды в обучении детей правилам дорожного движения. -Повышение квалификации педагогов и родителей по ознакомлению детей с основами дорожной грамоты. |
Пояснительная записка
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации породило множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По средним данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут и получают ранения тысячи несовершеннолетних участников дорожного движения.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался. Ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по дороге.
Актуальность.
Программа «Зеленый огонек», разработана в силу особой проблемы - обеспечения безопасности школьников на дорогах и улицах города. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Ребенок – это живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Программа по обучению детей школьного возраста правилам дорожного движения и профилактике дорожно-транспортных происшествий «Зеленый огонек» – это программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Цель программы: Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи программы:
1. Создать систему организации педагогами школы профилактической работы по детскому дорожно-транспортному травматизму.
2.Совершенствовать образовательный процесс по развитию, воспитанию и обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах.
3. Систематизировать методы и приемы обучения детей безопасному поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей.
4. Обеспечить консультативную работу с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.
5. Воспитывать культуру поведения на улице и транспорте.
Место занятий в учебном плане.
Реализация программы рассчитана на 4 года. Обучение правилам дорожного движения начинается с 1 по4 класс, с последующим усложнением программы. Программа рассчитана на 33 часа (1 класс) и 34 часа (2-4 классы) в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут. Важным в обучении школьников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и пассажира являются совместные усилия педагогов и родителей. С этой целью в перспективный план программы «Зеленый огонек» включены различные формы взаимодействия с родителями. Поэтому поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с детьми и родителями в практическом обучении должен дать положительные результаты.
Новизна программы: Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения. Ценность данной программы заключается в разработке содержания и форм работы с детьми школьного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей, родителей и сотрудников ГИБДД в решении проблемы.
Практическая значимость: Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная с 1 класса.
Этапы реализации программы
I этап – подготовительный
- разработка программы, ознакомление с основными идеями педагогов, школьников, их родителей и предполагаемых социальных партнеров;
- разработка программы деятельности по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения;
- определение критериев, показателей, методов и приемов изучения эффективного функционирования программы.
II этап – основной
- реализация программы совместных действий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- разработка и апробация мероприятий, направленных на профилактику ДДТТ;
- освоение и использование в образовательной практике форм, приемов и методов, способствующих формированию комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
- разработка и внедрение стандартов по оценке эффективности профилактической работы;
- формирование информационно-методического фонда разработок педагогов и их социальных партнеров;
III этап – заключительный
- осуществление коллективного самоанализа в сообществе педагогов, школьников, их родителей и социальных партнеров процесса и результатов деятельности по профилактике ДДТТ;
- обобщение и презентация опыта работы по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения;
- внешняя экспертиза результатов инновационной деятельности;
- определение перспектив дальнейшей деятельности по предупреждению ДДТТ.
Ожидаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные)
Личностные:
· принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
· уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
· осознание ответственности человека за общее благополучие других людей;
· этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость водителей и пешеходов;
· положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
· способность к самооценке;
· начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
· навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
· умение ставить и формулировать проблемы по ДДТТ;
· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
· установление причинно-следственных связей в ситуациях по ПДД.
Регулятивные:
· использование речи для регуляции своего действия;
· адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок на правила дорожного движения;
· умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить по ПДД;
· умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
· ставить вопросы;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться и приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ресурсное обеспечение программы
I. Материально - техническая база.
Помещения и участки для проведения мероприятий: автокласс, физкультурный зал, музыкальный зал, групповые комнаты, прогулочные участки.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса: уголки по ПДД, информационно-просветительские стенды в классах, развивающие пособия, методическая литература, видео-установки и проекторы; DVD – плееры, ноутбуки, телевизоры; аудиоустройства: музыкальные центры, магнитофоны.
II. Кадровые ресурсы
Директор школы, заместитель директора, преподаватели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель ОБЖ.
III. Информационно-содержательное:
1. Создание информационного банка данных (разработка НОД, целевых прогулок, вечеров развлечений, праздников, театрализованных постановок и т. д.; консультаций для педагогов).
2. Сбор текущей информации о результатах мониторинга детей.
3. Функционирование проблемных семинаров, практикумов; проведение консультаций.
4. Контроль за проведением НОД; проверка документации педагогов.
5. Организация работы с родителями (консультации, собрания, распространение буклетов, наглядная информация, акции); взаимодействие с сотрудниками ГИБДД.
6. Систематическое оформление информационного стенда по профилактике ДДТТ «Знаем правила движенья как таблицу умноженья»
Содержание обучения.
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Программа составлена по трём основным видам деятельности:
- обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
- творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
- практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригат, театрализованные представления, КВН, рейды, выпуски стенгазет, встречи с работниками ГИБДД, конкурсы, викторины, игры, праздники.
Разработанная Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей. Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения. В работе с детьми используются различные методы и технологии:
-интерактивный метод обучения
-технология игрового обучения
-моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций
-метод наблюдения и беседы
-личностно-ориентированная технология
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, не формальность, творческий поиск позволяют ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге.
Для учителей начальных классов разработан учебный план и перспективно-тематическое планирование работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (Приложение 1)
Работа с педагогами по направлению «Обучение детей правилам дорожного движения».
Методическая работа занимает особое место в системе управления школьным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого учителя. Однако, такие факторы как бессистемность методических мероприятий, отсутствие обоснованного планирования, ограниченность и традиционность используемых форм, снижают уровень педагогического мастерства педагогов, не дают им возможность проявить себя. В связи с этим, в работе с педагогами по направлению обучения детей правилам дорожного движения были использованы следующие формы организации: анкетирование, консультации, педагогические советы, семинары практикумы, открытые просмотры занятий, контроль, проектная деятельность. Перед учителями были поставлены следующие задачи по обучению детей правилам дорожного движения:
-Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
-Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.
-Выработать систему воспитательно-образовательной работы
- Оптимизировать работу с родителями с помощью разнообразных приемов и методов детей младшего школьного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
Разработан перспективный план работы с педагогами по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге. (Приложение 2)
Совместная работа с родителями по направлению «Профилактика дорожно-транспортного травматизма».
Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей. С целью оказания консультативной и обучающей помощи родителям учителя ведут систематический раздел в «Уголке безопасности» - «Воспитываем пешехода», где размещаются памятки по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (Приложение 6), а также папки-передвижки, ширмы и т.п. Педагоги школы регулярно проводят совместные с родителями собрания, мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Проводятся также анкетирование (Приложение 5), консультации (Приложение 7). Устраивают открытые занятия по теме, инсценировки, вовлекают родителей в процесс воспитания грамотного пешехода. Такие совместные занятия помогают продемонстрировать знания школьников о правилах дорожного движения, а родители могут поделиться опытом воспитания у детей культурного, грамотного поведения на улице, разбирая проблемные ситуации на дороге. Родители получают советы и рекомендации от сотрудников учреждения. В школе систематически организовываются выставки детских поделок, аппликаций, рисунков по теме изучения правил дорожного движения. Педагоги ориентируют родителей на то, чтобы они постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода и пассажира и сами были в этом примером.
Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, трудятся совместно с педагогами, помогают в изготовлении атрибутов, дидактических игр. Работа с родителями строится по следующим направлениям:
- создание единого образовательного пространства (совместно со специалистами ГИБДД);
- повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения правил поведения на улицах и дорогах, в транспорте.
Для совместной работы с родителями по направлению профилактики дорожно-транспортного травматизма был разработан перспективный план работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге. (Приложение 3)
Выводы.
Безопасность жизни наших детей – главная и первостепенная задача окружающих взрослых. В современной ситуации становится особо опасно маленькому пешеходу находиться на дороге, количество транспортных средств увеличивается изо дня в день, и их владельцы не осознают всей ответственности за то, что происходит на дороге. Пешеходу в этом случае остаётся рассчитывать только на свои силы и быть особо внимательным, выходя на дорогу. Мы – пешеходы должны быть подготовлены к ситуациям различного рода. Поэтому вырабатывать навыки безопасного поведения на дороге необходимо с детства! Обучая ребенка правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения». То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.
Приложение 1
Учебный план
№п.п. |
Содержание раздела, темы |
Количество часов 1класс |
Количество часов 2класс |
Количество часов 3класс |
Количество часов 4класс |
1 |
Дорожная грамота. |
10 |
10 |
10 |
10 |
2. |
Транспортные средства. |
3 |
3 |
3 |
6 |
3 |
Здравствуй, дорога! (Общие правила) |
3 |
3 |
3 |
6 |
4 |
Наш друг – светофор. |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
Правила дорожного движения. |
10 |
10 |
10 |
4 |
6 |
Дорожные знаки |
4 |
5 |
5 |
5 |
|
Итого |
33 |
34 |
34 |
34 |
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п.п. |
Содержание (разделы, темы) |
Количество часов |
Дата |
формы |
|
План |
Факт |
||||
|
Дорожная грамота. |
10 |
|
|
|
1. |
Дорога в школу и домой. |
|
|
|
беседа |
2. |
Как устроена дорога? |
|
|
|
|
3. |
Дорога в городе. |
|
|
|
|
4. |
Дорога в посёлке. |
|
|
|
|
5. |
Что такое улицы? |
|
|
|
|
6. |
Кого называют пешеходами? |
|
|
|
|
7. |
Кого называют водителем? |
|
|
|
|
8. |
Кого называют пассажирами? |
|
|
|
|
9. |
Движение пешеходов по улицам и дорогам. |
|
|
|
Практическое занятие |
10. |
Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах? |
|
|
|
|
|
Транспортные средства |
3 |
|
|
|
11. |
Транспорт и его виды. |
|
|
|
беседы |
12. |
Пассажирский транспорт. |
|
|
|
|
13. |
Специальный транспорт. |
|
|
|
|
|
Здравствуй, дорога! (Общие правила) |
3 |
|
|
|
14. |
Положительные и отрицательные привычки в поведении детей на улицах и дорогах. |
|
|
|
Круглый стол |
15. |
Место, где мы живём. |
|
|
|
Практические занятия |
16. |
Поведение в жилых зонах и дворовых территориях. |
|
|
|
|
|
Наш друг - светофор. |
3 |
|
|
|
17. |
Наши верные друзья. (Сигналы регулировщика) |
|
|
|
беседа |
18. |
Светофор и его сигналы. |
|
|
|
игра |
19. |
Светофоры для водителей и пешеходов. |
|
|
|
беседа |
|
Правила дорожного движения. |
10 |
|
|
|
20. |
Правила дорожного движения для пешеходов. |
|
|
|
беседа |
21. |
Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. |
|
|
|
|
22. |
Движение по тротуару в группе. |
|
|
|
|
23. |
Что такое проезжая часть дороги? |
|
|
|
|
24. |
Правила перехода дороги. |
|
|
|
|
25. |
Переход улицы при одностороннем движении. |
|
|
|
|
26. |
Переход улицы при двустороннем движении. |
|
|
|
|
27. |
Пешеходный переход. |
|
|
|
|
28. |
Правила поведения на остановках. |
|
|
|
|
29. |
Правила поведения в общественном транспорте |
|
|
|
|
|
Дорожные знаки. |
4 |
|
|
|
30. |
Дорожные знаки. |
|
|
|
беседа |
31. |
Дорожные знаки для пешеходов. |
|
|
|
|
32. |
Дорожные знаки для водителей. |
|
|
|
|
33. |
«Правила дорожные знать каждому положено» |
|
|
|
КВН |
Учащиеся 1-х классов должны знать:
опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
опасности, связанные с погодными условиями и освещением;
места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках;
название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;
Учащиеся 1-го класса должны уметь:
· переходить улицы и проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходов);
· правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п.п. |
Содержание (разделы, темы) |
Количество часов |
Дата |
формы |
|
План |
Факт |
||||
|
Дорожная грамота. |
10 |
|
|
|
1 |
Это должны знать все. |
|
|
|
беседа |
2 |
Улица полна неожиданностей. |
|
|
|
|
3 |
Как правильно определить безопасный путь. |
|
|
|
|
4 |
Практическое занятие. Безопасный путь домой. |
|
|
|
Практические занятия |
5 |
Практическое занятие. Безопасный путь в школу. |
|
|
|
|
6 |
Почему дети попадают в дорожные аварии. |
|
|
|
беседа |
7 |
Элементы улиц и дорог. |
|
|
|
|
8 |
Дорожная разметка. |
|
|
|
|
9 |
Дорога для пешехода. Велосипедная дорожка. |
|
|
|
|
10 |
Практическое занятие. Где можно кататься на велосипеде. |
|
|
|
Практическое занятие |
|
Транспортные средства |
3 |
|
|
|
11 |
Виды транспортных средств. |
|
|
|
беседа |
12 |
Грузовой и легковой виды транспорта. |
|
|
|
|
13 |
Конкурс на лучший рисунок. |
|
|
|
конкурс |
|
Здравствуй, дорога! (Общие правила) |
3 |
|
|
|
14 |
Регулирование дорожного движения. |
|
|
|
беседа |
15 |
Взаимно вежливые отношения на дороге. |
|
|
|
|
16 |
Викторина. |
|
|
|
викторина |
|
Правила дорожного движения. |
10 |
|
|
|
17 |
Где можно и где нельзя играть. |
|
|
|
беседа |
18 |
Где можно и где нельзя кататься на роликах, скейтбордах. |
|
|
|
|
19 |
Где можно и где нельзя кататься на санках, лыжах. |
|
|
|
|
20 |
Переход регулируемых перекрёстков. |
|
|
|
|
21 |
Переход нерегулируемых перекрёстков. |
|
|
|
|
22 |
Переход дороги с односторонним движением. |
|
|
|
|
23 |
Переход дороги с двусторонним движением. |
|
|
|
|
24 |
Правила посадки и высадки из общественного транспорта. |
|
|
|
|
25 |
Правила поведения в общественном транспорте. |
|
|
|
|
26 |
Переход дороги после выхода из общественного транспорта. |
|
|
|
|
|
Наш друг - светофор. |
3 |
|
|
|
27 |
История возникновения светофора. |
|
|
|
Исследовательская работа |
28 |
Виды светофоров. |
|
|
|
беседа |
29 |
Игра «Водители и пассажиры» |
|
|
|
Познававтельная игра |
|
Дорожные знаки. |
5 |
|
|
|
30 |
Дорожные знаки. |
|
|
|
беседа |
31 |
Группы дорожных знаков. |
|
|
|
|
32 |
Дорожные знаки для пешеходов. |
|
|
|
|
33 |
Обобщающее занятие. |
|
|
|
Зачетная рабаота |
34 |
Экскурсия(закрепление пройденного материала) |
|
|
|
экскурсия |
Учащиеся 2-х классов должны знать(кроме перечисленного):
· правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
· правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;
Учащиеся 2-го класса должны уметь:
· переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
· обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из маршрутного такси;
· ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
· не создавать помех движению транспорта;
· определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
· соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне;
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п.п. |
Содержание (разделы, темы) |
Количество часов |
Дата |
формы |
|
План |
Факт |
||||
|
Дорожная грамота. |
10 |
|
|
|
1 |
Правила дорожные знать каждому положено. |
|
|
|
Игра |
2 |
История возникновения правил дорожного движения. |
|
|
|
Исследовательская работа |
3 |
Улица, транспорт и пешеходы. |
|
|
|
беседа |
4 |
Скрытые опасности на дороге. |
|
|
|
|
5 |
Тренинг. Определение наиболее опасных участков дороги. |
|
|
|
тренинг |
6 |
Тренинг. Выбор безопасного маршрута движения. |
|
|
|
|
7 |
Остановочный и тормозной путь. |
|
|
|
беседа |
8 |
Встреча с работниками ГИБДД. |
|
|
|
Круглый стол |
9 |
Викторина по правилам дорожного движения. |
|
|
|
викторина |
10 |
Практическое занятие. Чтоб дорогу перейти во все стороны гляди. |
|
|
|
Практическое занятие |
|
Транспортные средства |
3 |
|
|
|
11 |
Рельсовый и безрельсовый транспорт. |
|
|
|
беседа |
12 |
Служба спасения, МЧС. |
|
|
|
Круглый стол |
13 |
Конкурс детского рисунка. |
|
|
|
конкурс |
|
Здравствуй, дорога! (Общие правила) |
3 |
|
|
|
14 |
Сигналы регулировщика. |
|
|
|
беседа |
15 |
Инспектор ГИБДД (регулировщик)– наш друг и помощник. |
|
|
|
|
16 |
Викторина. |
|
|
|
викторина |
|
Правила дорожного движения. |
10 |
|
|
|
17 |
Движение пешеходов. |
|
|
|
беседа |
18 |
Права и обязанности пешеходов. |
|
|
|
|
19 |
Конкурс рисунков «Нарушители». |
|
|
|
конкурс |
20 |
Игры детей и дорожная безопасность. |
|
|
|
беседа |
21 |
Причины дорожных аварий. |
|
|
|
|
22 |
Перекрёсток и опасные повороты. |
|
|
|
|
23 |
Практическая работа. Переход улицы с двусторонним движением. |
|
|
|
Практическое занятие |
24 |
Железнодорожный переезд. |
|
|
|
беседа |
25 |
Правила перехода железной дороги. |
|
|
|
|
26 |
Конкурс рисунков «Кто виноват?» |
|
|
|
конкурс |
|
Наш друг - светофор. |
3 |
|
|
|
27 |
Знакомство с транспортом города. |
|
|
|
беседа |
28 |
Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. |
|
|
|
|
29 |
Викторина «Красный, жёлтый, зелёный». |
|
|
|
КВН |
|
Дорожные знаки. |
5 |
|
|
|
30 |
Запрещающие знаки. |
|
|
|
беседа |
31 |
Предписывающие знаки. |
|
|
|
|
32 |
Знаки сервиса. |
|
|
|
|
33 |
Экскурсия. |
|
|
|
экскурсия |
34 |
Обобщающее занятие. |
|
|
|
Зачетная работа |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п.п. |
Содержание (разделы, темы) |
Количество часов |
Дата |
Оборудование |
|
План |
Факт |
||||
|
Дорожная грамота. |
10 |
|
|
|
1 |
Вводный урок. Правильно веди себя на дороге. |
|
|
|
беседа |
2 |
Игра «Подскажи словечко» |
|
|
|
Познавательная игра |
3 |
Конкурс рисунков на асфальте «Дорога и я». |
|
|
|
конкурс |
4 |
Практическое занятие. Отработка практических навыков. |
|
|
|
Практическое занятие |
5 |
Правила поведения в зоне жилых домов. |
|
|
|
беседа |
6 |
Один на дороге. |
|
|
|
|
7 |
Мы на загородной дороге. |
|
|
|
|
8 |
Переход дороги при плохих погодных условиях. |
|
|
|
|
9 |
Правила поведения на дороге во время гололёда. |
|
|
|
|
10 |
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. |
|
|
|
Веселые старты |
|
Транспортные средства |
6 |
|
|
|
11 |
Краткая история колеса. |
|
|
|
беседа |
12 |
Краткая история автомобиля. |
|
|
|
|
13 |
Е.А.Яковлев - основоположник отечественного авто. |
|
|
|
|
14 |
Что такое Автозавод? |
|
|
|
|
15 |
Краткая история возникновения общественного транспорта. |
|
|
|
Исследовательская работа |
16 |
Настольные игры по правилам дорожного движения. |
|
|
|
Настольные игры |
|
Здравствуй, дорога! (Общие правила) |
6 |
|
|
|
17 |
А знаешь ли ты, что колесо может и умеет? |
|
|
|
беседа |
18 |
А знаешь ли ты, из чего сделана машина? |
|
|
|
|
19 |
А знаешь ли ты, что было бы, если бы машинам не нужен был бензин? |
|
|
|
|
20 |
Что такое правостороннее движение. |
|
|
|
|
21 |
Тротуар – дорога для пешеходов. |
|
|
|
|
22 |
Внимательный пешеход. |
|
|
|
|
|
Наш друг - светофор. |
3 |
|
|
|
23 |
Транспортные и пешеходные светофоры. |
|
|
|
беседа |
24 |
Мигающий жёлтый свет. |
|
|
|
|
25 |
Роль светофоров в организации движения. |
|
|
|
|
|
Дорожные знаки. |
5 |
|
|
|
26 |
Дорожные знаки для пешеходов. |
|
|
|
беседа |
27 |
Дорожные знаки для водителей. |
|
|
|
|
28 |
Виды дорожной разметки. |
|
|
|
|
29 |
Причины дорожно-транспортных происшествий. |
|
|
|
|
30 |
Игра «Знатоки дорожных знаков» |
|
|
|
КВН |
|
Правила дорожного движения. |
4 |
|
|
|
31 |
Катание на роликовых коньках. |
|
|
|
Практическое занятие |
32 |
Практическое занятие «Расчёт тормозного пути автомобиля» |
|
|
|
|
33 |
Экскурсия «Я – пешеход». |
|
|
|
экскурсия |
34 |
Утренник «Знай правила движения как таблицу умножения» |
|
|
|
Итоговый праздник |
Учащиеся 3-4 классов должны знать (кроме перечисленного):
· что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
Учащиеся 3-4 класса должны уметь:
· ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
· переходить железнодорожные пути;
· переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
· осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Формы и методы контроля:
· психодиагностика;
· опрос, анкетирование родителей;
· праздники, конкурсы;
· анализ результатов деятельности.
Приложение 2
План работы с педагогами
№ |
Вид деятельности |
1 |
Оформление выставки в кабинете ПДД «В помощь педагогу» – «Изучаем ПДД». |
2 |
Обобщение педагогического опыта работы по ПДД |
3 |
Помощь педагогам в составлении планов работы с детьми и родителями по ПДД. |
4 |
Организация предметно-развивающей среды по ПДД (пополнение атрибутами Уголков безопасности в классах, «Автогородка»; методической и художественной литературой). |
5 |
Участие в проведении общего родительского собрания «Школа юных пешеходов» (Выступление сотрудника ГИБДД о данных Отдела ГИБДД как часть собрания). |
6 |
Помощь в оформлении уголков безопасности в классах. |
8 |
Участие в городских смотрах-конкурсах по профилактике ДДТТ |
9 |
Встреча с сотрудниками ГИБДД «Как научить учеников не попадать в типичные дорожные ловушки» |
10 |
Выставки рисунков и поделок «Азбука дорожного движения». |
11 |
Игра-тренинг «Привитие навыков безопасного поведения на улице». (Как использовать прогулку для привития ребенку навыков безопасного поведения на улице, отработка маршрута «Мой путь в школу и обратно»). |
12 |
День открытых дверей: – праздники с участием сотрудников ГИБДД, детей, родителей, педагогов «Праздник нашей улицы»; – выставка рисунков, поделок «Наш друг Светофор»; – выставка фотоматериалов детей и родителей «На улицах любимого города»; – открытые занятия. |
13 |
Сотрудничество школы с культурными учреждениями (показ и привлечение детей в театрализованных постановках по данной теме). |
14 |
Привлечение школьников начальных классов к участию в мероприятиях по ПДД. |
15 |
Консультация «Вы, дети, транспорт и дорога» (в преддверии лета). |
16 |
Итоговый педсовет. (Утверждение плана работы на летний – оздоровительный период по Профилактике дорожно-транспортного травматизма – как часть педсовета). |
17 |
Помощи педагогам в разработке проекта «Перекресток» для практического обучения школьников ПДД. |
18 |
Театрализованные представления, тематические вечера по ПДД согласно плану |
19 |
Просмотр презентаций по теме ПДД |
20 |
Создание картотеки игр по ПДД. (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые). Пополнение картотеки. |
21 |
Работа педагогов с детьми по художественной литературе. Знакомство с перечнем литературы. (чтение рассказов, заучивание стихотворений, сочинение сказок детьми по ПДД). |
Приложение 3
Перспективный план работы с родителями по вопросам обучения детей правилам поведения на улицах города.
• Выставка «По дороге в школу» (рисунки, аппликации, поделки совместно с родителями) .
• Анкетирование родителей «Знает ли мой ребенок дорожные знаки?»;
• Спортивно-познавательный досуг с родителями «Запрещается - разрешается! »;
• Консультация для родителей «Улица глазами детей».
• Семейный конкурс рисунков по правилам дорожного движения;
• Конкурс рисунков «Мы учим правила движения». Создание альбома.
• Занятие-викторина «Школа пешехода»;
• Консультация «Что читать детям о ПДД».
• Оформление книжной выставки для родителей по правилам дорожного движения.
• Создание альбома «Мы учим правила движения»;
• Клуб веселых и находчивых «Веселый перекресток».
• Консультация «Ребенок и дорога».
• Круглый стол «Прогноз безопасности»
• Семейный мастер-класс «Светофорная наука»;
• Фотовыставка «Мой ребенок в автокресле».
• Привлечь родителей к пополнению группы материалами по ПДД.
• Папка – передвижка «Дорога без опасности».
• Познавательное развлечение по ПДД «Путешествие по стране дорожных знаков» (с участием родителей)
• Оформить стенд для родителей «Смело шагайте по улицам дети, если запомните правила эти».
• Конкурс стихов по ПДД.
• Анкетирование родителей «Как вы соблюдаете правила дорожного движения».
• Консультация «Как знакомить детей с ПДД».
• Выставка совместных рисунков «Дети и дорога».
Приложение 4
Перспективный план праздников и развлечений для детей по обучению правилам дорожного движения
Название мероприятия
|
класс |
Конкурс-соревнование «Лучший пешеход»
|
1-4 класс |
«Дорожная азбука» - Развлечение для родителей и детей
|
1-4 класс |
День безопасности |
1-4 класс |
Выступление Агитбригады «Светофорик»
|
1-2 класс |
«Теремок» на новый лад – театрализованное представление
|
1-2 класс |
«Знатоки дорожного движения» - конкурс
|
3-4 класс |
«Прогноз безопасности» - праздник с участием Тётушки-Непогодушки и погодных монстриков
|
1-4 класс |
Развлечение «В стране Светофории» - праздник игр и аттракционов
|
1-4 класс |
Семейный КВН «Знаем правила движенья, как таблицу умноженья!»
|
1-4 класс |
Приложение 5
Анкетирование родителей
1. Знает ли Ваш ребёнок свой домашний адрес?
2. Двигаясь с ребёнком по улице, всегда ли Вы соблюдаете Правила дорожного движения?
3. Когда идёте по улице одни, всегда ли Вы соблюдаете Правила дорожного движения?
4. Постоянно ли Вы учите ребёнка поведению на улице?
5. Различает ли Ваш ребёнок сигналы светофора?
6.Знает ли Ваш ребёнок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают?
7. Эффективны ли знания в школе по обучению детей правилам безопасного поведения на улице?
Приложение 6
Памятки для родителей
Памятка 1
НИКТО НЕ МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕБЕНКА ДИСЦИПЛИНИРОВАННОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА УЛИЦЕ, СОБЛЮДЕНИЮ ИМ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ!
В дошкольном возрасте ребенок должен усвоить: - Без взрослых выходить на дорогу нельзя! - Дорога предназначена только для машин, для пешеходов есть тротуар! - Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу, при зеленом сигнале светофора! - Нельзя перебегать дорогу не на переходе и перед близко идущим транспортом! - На остановках общественного транспорта нужно подождать, когда автобус, трамвай, троллейбус отъедет, только тогда можно переходить дорогу!
Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если знакомить его с Правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво, используя ситуации на улице, во дворе, на дороге. НИКОГДА САМИ НЕ НАРУШАЙТЕ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ! ПОМНИТЕ! Ребенок учится законам улицы, беря пример с ВАС – родителей! Уберечь ребенка от беды на дорогах – долг взрослых.
Памятка 2
Общие рекомендации. Выходить из дома следует заблаговременно - так, чтобы остался резерв времени. Ребенок должен привыкнуть ходить по дороге не спеша.
Покажите ребенку, где переход. Следите за тем, как переходите проезжую часть: не наискосок, а строго перпендикулярно. Ребенок должен осознать, что это делается для лучшего наблюдения за дорогой.
Выходя на проезжую часть дороги, прекращайте посторонние разговоры с ребенком. Он должен привыкнуть, что при переходе дороги надо сосредоточить внимание на наблюдении за дорожной ситуацией.
Там, где есть светофор, переходите улицу строго по зеленому сигналу.
Переходите улицу только по пешеходным переходам, а у перекрестка - по линии тротуаров.
Выход из подъезда дома. Если у подъезда дома возможно движение транспорта, сразу обратите внимание ребенка и посмотрите вместе - нет ли машин. Если у подъезда стоит машина или растет дерево, закрывающие обзор, приостановитесь и «выгляните» - нет ли за препятствием скрытой опасности.
Движение по тротуару. Периодически обращайте внимание ребенка на появляющиеся вдали и проезжающие мимо автомобили, особенно на те из них, которые едут с большой скоростью. Научите ребенка замечать транспорт издали, провожать его глазами и оценивать скорость. Остановитесь у стоящего транспорта и обратите внимание ребенка на то, как он закрывает обзор улицы. Можно подумать, что опасности нет, и выйти на проезжую часть дороги, а в это время из-за стоящего автомобиля выедет другая машина. Такое наблюдение во время прогулки полезно проделать с различными предметами, закрывающими обзор улицы - кустами, деревьями, заборами и др. В результате такого наблюдения у детей вырабатывается важнейший для безопасности на улице рефлекс предвидения скрытой опасности.
Переход через проезжую часть, где нет светофора. Во время прогулок и по дороге в школу и обратно приучайте ребенка останавливаться, приблизившись к проезжей части дороги. Остановка позволит ему переключиться и оценить ситуацию. Это главное правило пешехода. На перекрестке научите детей замечать транспорт, готовящийся к повороту направо (прежде всего) и налево. Как правило, транспорт, поворачивающий направо, занимает крайнее правое положение и включает правый указатель поворота, а поворачивающий налево - крайнее левое положение и включает левый указатель поворота.
Наблюдая за проезжающим через переход крупным транспортом, обращайте внимание ребенка на то, что пока этот автомобиль не отъехал далеко, он может скрывать другой, который едет за ним. Поэтому лучше подождать, пока крупный автомобиль отъедет подальше.
Посадка в автобус, поездка и выход из него. Подходите к двери только при полной остановке автобуса. Приучите ребенка держаться в автобусе за поручни и уступать место пожилым людям. К выходу надо готовиться заранее. Объясните ребенку, как водитель с помощью зеркала видит пассажиров на остановке и в салоне автобуса. Научите, что иногда, если народу очень много, водитель может не заметить пассажира и пешехода. Выходите из автобуса, взяв ребенка на руки или впереди него. Если ребенок будет выходить первым, он может выбежать на проезжую часть дороги. Или он может упасть, потому что ступеньки в автобусе довольно высокие. Особенно полезно показывать с тротуара ребенку моменты выезда попутного или встречного транспорта. При этом у ребенка развивается условный рефлекс предвидения скрытой опасности. Выйдя из автобуса, на другую сторону улицы переходите только по пешеходному переходу.
Запоминание дороги в школу и домой. Во время движения по улице показывайте ребенку дорожные знаки, объясняйте их название и назначение. Покажите все виды пешеходных переходов. Обратите внимание на сигналы светофора, объясните значение каждого из них. Покажите наличие магазинов, аптек, остановок маршрутного транспорта, названия улиц. Нарисуйте вместе с ребенком маршрут движения в школу. Покажите на этом маршруте самые опасные участки. Прорисуйте наиболее безопасный путь по этому маршруту. Затем несколько раз пройдите по нарисованному маршруту, как на схеме, так и на улице.
Приложение 7
Темы консультаций:
1. Ребёнок и автокресло.
2. Родителям о правилах дорожного движения.
3. Преемственность школы и семьи по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
4. Я и мой ребёнок на улицах города.
5. Что должен знать ребёнок школьного возраста о Правилах дорожного движения.
6. О поведении в общественном транспорте.
7. Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улицах города.
8. Пешеходом быть – наука!
9. Как научить ребёнка безопасному поведению на улице?
10. Этого могло не случиться.
Программно-методическое обеспечение:
1. Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении /авт. – сост. Т. А. Кузьмина, В. В. Шумилова.- Волгоград: учитель, 2007.-111с.
2. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /авт.-сост. В. Е. Амелина. –М.: Глобус, 2006.- 264 с.- (классное руководство).
3.“Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-80 с.- (Безопасность на улицах и дорогах)
4. Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах 1 класс: Иллюстрированный материал к методическому пособию для учителя. –М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.-16с.- (Безопасность на улицах и дорогах).
5. Материалы газеты «Добрая дорога детства».
6. «Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
7. «Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.
8.Дети и дорожное движение (методические рекомендации). Р.П.Бабина.
9. Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
10.«Советы дяди Степы». «Азбука дорожной безопасности».1-4 класс, Р.П.Бабина.
11.Энциклопедия «Все обо всем».
12. Филенко М. Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985 .
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.