ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Оценка 4.7

ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Оценка 4.7
doc
психологическая работа
05.05.2020
ПРОГРАММА ПО  ПРОФИЛАКТИКЕ  СУИЦИДА СРЕДИ  НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
36.doc

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

ПО  ПРОФИЛАКТИКЕ  СУИЦИДА

СРЕДИ  НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Срок реализации программы: 2013-2016 г.г.

Авторы-составители:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

Структурные компоненты

стр.

I.

Паспорт программы

3

II.

Пояснительная записка

5

III.

Цели, задачи и этапы реализации программы

7

IV.

Ожидаемые результаты

8

V.

Содержание программы

9

VI.

Основные направления реализации программы

10

VII.

Механизм реализации программы. Система программных мероприятий по ступеням образования.

13

VIII.

Список литературы и ЭОР

18

IX.

 Приложение

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.      Паспорт программы

Наименование программы

Программа профилактики суицида среди несовершеннолетних

Разработчики программы

 

Нормативно-правовая база

  1. Конституция Российской Федерации в редакции указов Президента РФ №841 от      25.07.2003г. (действующая редакция на 01.01.2009г.)                                                                    
  2.  Конвенция о правах ребенка. (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года).
  3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ.                                                                                                                                                        
  4.  Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 (в действующей редакции на 2012г.).
  5. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО (Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции Юнеско от 16 ноября 1995 года Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996г. №12 ФЗ.)

6.       Устав МКОУ «Чашинская СОШ»

  1. Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 №28-51-513/16 «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».

8.      Указ президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

9.      Закон о государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Курганской области от 6 июня 2007 года N 253.

10.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

11.  Закон РФ №120 «о профилактике правонарушений несовершеннолетних»

 
12.Письмо Минобразования РФ от 26.01.2000 N 22-06-86(НЦПИ).
О МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

13. Письмо Министерства образования РФ от 29 мая 2003 г. N 03-51-102ин/22-03 О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков.

14. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки  20.09.2004 № 01-130/07-01. О МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Цель и задачи программы

Цель программы - профилактика суицидов и суицидальных попыток среди учащихся , а также  формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса  сознательного построения и достижения обучающимися относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Задачи:

1.      Изучать  особенности  психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

2.      Выявлять  детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

3.      Повышать психологическую  компетентность родителей (законных представителей)  в области воспитания и взаимодействия с детьми.

4.      Формировать  позитивный образ Я, уникальность и неповторимость не только собственной личности, но и других людей.

5.        Развивать навыки здорового образа жизни.

Исполнители программы

Заместитель директора  по воспитательной работе, классные руководители, социальный  педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, общешкольный родительский комитет, Совет ОУ, социальные партнеры.

Организация выполнения программы

Контроль за выполнением программы осуществляется администрацией образовательного учреждения.

Ход выполнения программы рассматривается на заседаниях педагогических советов.

Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.

Планируемые результаты

1.      Осуществление социальной и психологической защиты детей, снижение  количества  детей с девиантным поведением и избежание суицидальных попыток.

2.      Совершенствование механизмов сохранения и укрепления здоровья детей, создание безопасного и комфортного образовательного пространства;

3.      Проведение профилактических мероприятий по воспитательной работе среди родителей (законных представителей), учителей и учащихся.

4.       Построение модели работы с детьми разного возраста, направленной на приоритет  здорового образа жизни;

5.      Формирование толерантной личности в условиях многонационального состава населения РФ;

 

Приоритетные направления

 

  1. Создание и поддержание благоприятного психологического климата  в  коллективе.
  2. Профилактика психоэмоционального состояния детей.
  3. Организация занятости учащихся. Построение здоровьесберегающей среды в школе.
  4. Использование медико-социально-психолого-педагогического  сопровождения учебно – воспитательного процесса учащихся. Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации .
  5. Работа с родительской общественностью.                                                                                                                                                                                                     

Срок реализации

3        года

                                                                                                           

II.    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е. представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

     По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Статические данные о случаях суицида у несовершеннолетних в Курганской области  в 2008 году предпринято  108 попыток  суицидов,   с собой покончили -11, в 2007 году 128 – 17,в 2009 году семнадцать детей покончили собой, попыток -98, в течение  2010  года детьми предпринято 63 попытки  суицидов ,с летальным исходом- двенадцать, в 2011-м – три суицида, в 2012 году – пятеро. В последнем случае трое из пяти погибших  проживали в замещающих семьях ( по данным Департамента здравоохранения по Курганской области).   В нашей школе за период 2011-2013 г.г. зарегистрировано 1 завершенный случай(учащийся –экстернатник) и 1 незавершенный случай( ученица, находящая на патронате).

    Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств  причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств  несовершеннолетними становятся конфликтные отношения с родителями ( боязнь насилия со стороны взрослых),материальное положение в семье, отношения со сверстниками, юношеская любовь, школьные проблемы(плохая сдача ЕГЭ,ГИА). Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.

      Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

Основным предметом внимания программы, является:

·        взаимодействие между подростками, в частности, в коллективе;

·        способы разрешения конфликтов, возникающих в ходе этого общения;

·        влияние и противостояние влиянию.

 

Основные задания программы:

1.      Снизить агрессивность и тревожность у детей в период адаптации к школе и в процессе учебной деятельности.

2.      Гармонизировать уровни базальной эмоциональной регуляции:

·       обучить способам регуляции эмоциональных состояний;

·       развить навыки повышения работоспособности;

·       обучить анализу своего внутреннего состояния и  состояния других детей.

3.      Обучить детей речевым средствам общения, умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций.

 

Современное законодательство обязывает общеобразовательное учреждение  улучшать условия, в которых растет и получает воспитание ребенок, оказывать особую поддержку семьям и по возможности помогать родителям в воспитании учащихся. Ведущую роль в этом играют классные руководители, которые непосредственно занимаются с учениками и их родителями. Поэтому нашим педагогическим коллективом принято решение проанализировать данную проблему в общеобразовательном  учреждении и выработать систему мер по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.

     Программа рассчитана на три года реализации (2013 - 2016гг.). 

     Участники программы: Учащиеся 1-11 классов;

·        Их родители (законные представители);

·        Педагогический коллектив.

·        социальные партнеры.

 

Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:                                                                              

-   интересный досуг детей;

- наличие психологической защиты детей от насилия.

а также создавала условия для:

-удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;                                                                                                                                                                    - сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей;

- вовлечение детей в разнообразные внеурочные формы учебно – воспитательного процесса.

 

Учащиеся хотят, чтобы в школе:

-  имелись комфортные психолого-педагогические условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации.

-   соблюдался гуманистический  характер воспитания;

-   взаимного уважения всех субъектов учебно – воспитательного  процесса;

 

Педагоги ожидают:

- создания в школе комфортных психолого-педагогических условий для осуществления профессиональной деятельности;

-  наличия компетентных специалистов, помогающих преодолевать конфликтные ситуации между участниками образовательного процесса.

Данная программа направлена на профилактику предотвращения случаев суицида среди детей и подростков, на формирование адекватной самооценки, на устранение уровня дезадаптации (коррекция и тренинги), выявление причин суицидального риска (анкетирование,  диагностика), психологическое консультирование (родители или законные представители, педагоги, дети), развитие навыков эффективного общения и уверенного поведения.

 

 

III. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Целью программы является  профилактика суицидов и суицидальных попыток среди учащихся , а также  формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса  сознательного построения и достижения обучающимися относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Задачи:

1.      Изучать  особенности  психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

2.      Выявлять  детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

3.      Повышать психологическую  компетентность родителей (законных представителей)  в области воспитания и взаимодействия с детьми.

4.      Формировать  позитивный образ Я, уникальность и неповторимость не только собственной личности, но и других людей.

5.      Развивать навыки здорового образа жизни.

Принципы реализации программы

  1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
  2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
  3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
  4. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
  5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

 

 

 

 

IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация программы позволит:

1.      Осуществление социальной и психологической защиты детей, снижение  количества  детей с девиантным поведением и избежание суицидальных попыток.

2.      Совершенствование механизмов сохранения и укрепления здоровья детей, создание безопасного и комфортного образовательного пространства;

3.      Проведение профилактических мероприятий по воспитательной работе среди родителей (законных представителей), учителей и учащихся.

4.       Построение модели работы с детьми разного возраста, направленной на приоритет  здорового образа жизни;

5.      Формирование толерантной личности в условиях многонационального состава населения РФ;

 

Для исследования результативности программы целесообразно использовать следующую совокупность критериев, показателей и методик изучения:

Критерии

Показатели

Методики изучения

Уровень выраженности факторов  риска суицида.

Снижение «группы риска» учащихся с тенденцией к суицидальному поведению.

 

Методика «Карта риска суицида»Л.Б. Шнейдер (приложение 1).

Информация о психическом статусе ребенка (приложение 2).

Уровень тревожности,  агрессии и проявления суицидальных наклонностей.

Формирование адекватной самооценки и освоение эффективных поведенческих стратегий с целью регуляции социальных отношений.

 

 

Проективная методика «Ваши суицидальные наклонности» (З.Королева)(приложение 3)

 

Методика «Опасения и страхи у детей» А.И.Захарова

(приложение 4)

Методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур)

(приложение 5)

Метод незаконченных предложений 

(приложение 7)

Опросник суицидального риска (ОСР)

(модификация Т.Н. Разуваевой)

(приложение 8)

Уменьшение  факторов, приводящих к чрезмерному напряжению и тревожности, ригидности фрустрации и агрессии.

Тест "Самооценка психических состояний» (по Айзенку) (приложение 6).

Уровень педагогической компетентности родителей

Количество родителей, испытывающих затруднения в вопросах воспитания детей и выразивших желание повысить педагогическую компетентность;

 

Количество семей, принявших участие в лекториях, тренингах и т.д. для родителей.

анкета для родителей «Семейное воспитание» (Приложение  9);

тест для родителей по взаимоотношениям с ребенком (приложение 11)

 

 

 

 

 

статистические данные;

 

 

 

 

Уровень осведомленности обучающихся по вопросам здорового образа жизни и выявления группы риска учащихся,употребляющих ПАВ.

Наличие у обучающихся знаний о психоактивных веществах и их употреблении.

Анкета по ПАВ (приложение 10).

V.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется в три этапа:

 

Этапы реализации программы:

№ п/п

Наименование

Содержание этапа

Сроки

Исполнители

1.

Подготовительный

Формирование творческой группы реализации программы; ресурсное обеспечение; оформление нормативно-правовой базы (положения, приказы)

Выявление и научное обоснование  деятельности классных руководителей по предупреждению суицидального поведения детей и подростков, разработка педагогического обеспечения этого процесса и его опытной апробации.

 (сентябрь 2013-октябрь 2013г.)

 

 

 

 

классные руководители, зам.по ВР, педагог-психолог, соц.педагог

2.

Практический

Реализация целевой программы, сбор и анализ данных мониторинга деятельности школы в рамках профилактической программы.

Действия исполнителей программы для максимального решения поставленных задач профилактики суицида среди несовершеннолетних.

 

(ноябрь 2013-май 2016г. )

 

Администрация общеобразовательного учреждения, социально-психологическая служба, педагогический коллектив, ученическое самоуправление, родительская общественность, социальные партнёры школы, совет по защите прав и интересов ребенка.

3

Обобщающий

Структурирование и уточнение полученных данных, обработка фактических материалов, обобщение результатов, апробация материалов.   Формулирование проблем и перспектив развития в данном направлении.

(июнь-август 2016г.)

 

Директор школы, заместитель директора по ВР, педагог-психолог, соц.педагог

Программа  состоит из двух блоков, реализующихся параллельно:

1.      Диагностический

2.      Коррекционный

 

VI.  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Содержание

Формы работы

Сроки

Ответственные

1. Создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе

1. Диагностика ученического коллектива с выявлением группы лиц, склонных к суициду.

Изучение документов, диагностика, беседы с родителями и детьми.

сентябрь-октябрь

Педагог – организатор,  психологи, классные руководители.

2. Адаптация школьников 1, 5, 10-х классов.

Индивидуальные беседы со школьниками, родителями, приобщение  учащихся к творческим делам класса, запись в кружки и секции, т.е. формирование детского коллектива, проведение педсоветов.

 

сентябрь-декабрь

Заместитель директора по УВР, педагог - организатор, кл. руководители, учителя-предметники, педагог-психолог.

3. Изучение личности каждого ребенка и выявление среди них учащихся, требующих особого внимания педагогического коллектива школы.

 

Коллективные школьные и классные мероприятия, родительские собрания, родительские дни, малые педсоветы.

В течение учебного года 

Педагог - организатор, педагог-психолог,  классные руководители и учителя-предметники.

4. Выявление факторов, приводящих к чрезмерному напряжению и тревожности и организация работы по коррекции.

Тестирование, анкетирование, наблюдения, коррекционные занятия, индивидуальные беседы.

В течение учебного года

Педагог-психолог .

2. Профилактика психоэмоционального состояния детей

1.Коррекционная работа с детьми, склонными к суициду.

Организация свободного времени,  специальные формы поощрения, раскрытие потенциала личности ребенка в ходе бесед, тренингов, участия в КТД.

В течение учебного года

Педагог-психолог, педагог-организатор, классные руководители.

 

 

Целенаправленная борьба с вредными привычками на

 основе современных методов коррекции и реабилитации.

Классные часы, лекции, спортивные секции и соревнования,  экскурсии, проведение дней Здоровья, организация активного общественно-полезного зимнего и летнего отдыха.

В течение учебного года

 Педагог-организатор, классные руководители.

3.Профориетационная работа со школьниками с целью поиска своего места в жизни и смысла жизни.

Проектная деятельность,

научные кружки, конференции, предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы, презентации,

встречи с интересными людьми.

В течение учебного года

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, педагог-психолог.

3. Организация занятости учащихся. Построение здоровьесберегающей среды в школе

1. Профилактическая работа с учащимися и их родителями (законными представителями).

- классные часы по профилактике суицида  ;

- родительские собрания;

- проведение бесед с учащимися и консультаций для родителей;

- посещение учащихся на дому.

В течение года

классные руководители,социальный педагог,педагог-психолог.

2.  Организация отдыха и летней занятости несовершеннолетних.

-организация работы школьной спортивной площадки по привлечению детей и подростков, неохваченных организованным отдыхом, оздоровлением и занятостью;

зачисление несовершеннолетних в пришкольный оздоровительный лагерь;

 

Май – июнь

Педагог – организатор, классные руководители,

зам. по ВР.

3. Воспитательная работа среди учащихся  их родителей, педагогов направленная на стремление к здоровому образу жизни.

Классные часы, лекции, спортивные секции и соревнования,  экскурсии, проведение дней Здоровья, организация активного общественно-полезного зимнего и летнего отдыха.

В течение учебного года

 Педагог-организатор,

классные руководители, психолог

4. Просветительская работа среди учащихся о негативном влиянии ПАВ, табакокурения на организм человека.

Лекции, беседы в малых

группах  и индивидуальные.

в течение учебного года

Классные руководители,  педагог-психолог

5.Учебно-просветительская работа среди учителей, классных руководителей в области негативного влияния ПАВ, табакокурения на организм человека, психологической и правовой помощи подростку.

Лектории, семинары, малые педсоветы, психолого-педагогические консилиумы.

в течение учебного года

Администрация школы при сотрудничестве с ПДН.

6. Мониторинг динамики психофизического развития учащихся и условий для сохранения и развития здоровья школьников (профилактика заболеваний, организация горячего питания, летнего отдыха и др.)

Сбор и анализ данных мониторинга деятельности школы в рамках профилактической программы.

 

сентябрь 2013 – декабрь 2016 г.

Фельдшер школы

4. Использование медико-социально-психолого-педагогического  сопровождения учебно – воспитательного процесса учащихся

1.Установление неуспешности детей в различных видах деятельности.

Тестирование, анкетирование, наблюдения, беседы.

В течение учебного года

педагог-психолог

2. Просветительская работа среди учащихся о негативном влиянии ПАВ, табакокурения на организм человека.

Лекции, беседы в малых группах  и индивидуальные.

В течение учебного года

Учителя биологии, химии, ОБЖ,фельдшер.

3. Психологическая и правовая помощь несовершеннолетним.

малые педсоветы, психолого-педагогические консилиумы.

В течение учебного года

Школьный ПМПК

Администрация школы

5. Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации

1. Обеспечение защиты прав детей, находящихся в социально – опасном положении.

 

- обследование  семей, состоящих на профилактическом учете;

- оказание экстренной социально – педагогической помощи выявленным семьям;

- работа по восстановлению нарушенных прав и интересов выявленных несовершеннолетних;

В течение учебного года

Соц.педагог, классные руководители.

2. Повышение уровня самооценки учащегося.

Коррекционная работа с учащимися

В течение учебного года

педагог-психолог ,  педагоги, классные руководители.

3. Организация психолого-социально-педагогического консультирования учащихся, родителей (законных представителей), учителей.

Лектории, семинары, малые педсоветы, психолого-педагогические консилиумы, индивидуальные беседы.

В течение учебного года

педагог-психолог, соц.педагог

 

6. Работа с родительской общественностью

1.Выявление семей, нуждающихся в психологической и социальной поддержке. Организация консультационной и психологической помощи.

Анкетирование, тестирование, наблюдение, родительские дни, беседы.

в течение учебного года 

соц.педагог

классные руководители. педагог-психолог,общешкольный родительский  комитет.

2. Учебно-просветительская деятельность среди родителей (законных представителей).

Лекции, семинары, родительские собрания, беседы.

в течение учебного года

классные руководители. соц.педагог

педагог-психолог

 

VII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Учащиеся.

Диагностический блок.

1-4 классы

      Вид диагностики

Содержание

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Предварительная диагностика

Определение степени выраженности факторов риска суицида у подростков

 

Выделение  детей «группы риска»,нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении

Методика «Карта риска суицида»

(модификация для подростков Л.Б. Шнейдер

Методика «Информация о психофизическом  статусе ребенка» Д.Д.Панкова

Сентябрь-октябрь

 

 

До 15 октября,

до 15 мая

Педагог-психолог, классные руководители

 

Оперативная диагно-стика

Определение уровня самооценки

Определение суицидальных наклонностей

Методика «Лесенка» В.Г. Щур Тест «Ваши суицидальные наклонности»

(З. Королёва)

 

В течение всего периода

Педагог-психолог

Итоговая диагностика

 

 

 

5-9 классы

      Вид диагностики

Содержание

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Предварительная диагностика

Определение степени выраженности факторов риска суицида у подростков

 

Выделение  детей «группы риска»,нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении

Методика «Карта риска суицида»

(модификация для подростков Л.Б. Шнейдер

Методика «Информация о психофизическом  статусе ребенка» Д.Д.Панкова

Сентябрь-октябрь

 

 

До 15 октября,

до 15 мая

Педагог-психолог, классные руководители

 

Оперативная диагно-стика

Определение суицидальных наклонностей

Определение уровня тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности

Определение наличия или отсутствие осознанного стремления к сохранению жизни.

Выявление уровня сформированности суицидальных намерений

 

Тест «Ваши суицидальные наклонности»

(З. Королёва)

Методика «Самооценка психических состояний» Г.Айзенк

Метод незаконченных предложений

 

Опросник суицидального риска (ОСР).

 

В течение всего периода

Педагог-психолог

Итоговая диагностика

 

 

 

10-11 классы

      Вид диагностики

Содержание

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Предварительная диагностика

Определение степени выраженности факторов риска суицида у подростков

 

Выделение  детей «группы риска»,нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении

Методика «Карта риска суицида»

(модификация для подростков Л.Б. Шнейдер

Методика «Информация о психофизическом  статусе ребенка» Д.Д.Панкова

Сентябрь-октябрь

 

 

До 15 октября,

до 15 мая

Педагог-психолог, классные руководители

 

Оперативная диагно-стика

Определение суицидальных наклонностей

Определение уровня тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности

Определение наличия или отсутствие осознанного стремления к сохранению жизни.

Выявление уровня сформированности суицидальных намерений

 

Тест «Ваши суицидальные наклонности»

(З. Королёва)

Методика «Самооценка психических состояний» Г.Айзенк

Метод незаконченных предложений

 

Опросник суицидального риска (ОСР).

 

В течение всего периода

Педагог-психолог

Итоговая диагностика

 

 

 

 

Коррекционный блок.

1-4 классы

Тема

Форма проведения

Сроки

Ответственные

Я- неповторимый человек

Занятие

В течение всего периода

Классный руководитель  1 класса

Вкусы и увлечения

Занятие

В течение всего периода

Классный руководитель 2 класса

Мой характер

Занятие

В течение всего периода

Классный руководитель  3 класса

Учусь оценивать себя сам

Занятие

В течение всего периода

Классный руководитель 3 класса

Самоуважение

Занятие

В течение всего периода

Классный руководитель 4 класса

Учусь говорить «нет»

Занятие

В течение всего периода

Классный руководитель 4 класса

 

Ознакомление учащихся с расписанием

дополнительных занятий, спортивных секций, творческих кружков в школе

Расписание

Сентябрь

Классные руководители

«Я радуюсь, когда…»

Конкурс рисунков

Март

Классные руководители, педагог-организатор

«Развитие чувства сопереживания в отношениях с окружающими»

Классный час

Ноябрь

Классные руководители

5-9 классы

Тема

Форма проведения

Сроки

Ответственные

«Колючка»

Игра для учащихся 5–х классов

Октябрь

Классный руководитель

Мое здоровье и Я

Занятие 5 класс

апрель

Классный руководитель

Как преодолевать тревогу

Классный час 6 класс

февраль

Классный руководитель

Тревожность

Занятие 6 класс

В течение года

Классный руководитель

Как научиться жить без драки

Классный час 7 кл

ноябрь

Классный руководитель

Я и мои поступки

Занятие 7 класс

В течение года

Классный руководитель

Самооценка и самовоспитание

Занятие 7 класс

 В течение года

Классный руководитель

Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом

Классный час 8 кл.

декабрь

Классный руководитель

Грани моего Я

Классный час 9 кл

январь

Классный руководитель

Ознакомление учащихся с расписанием

дополнительных занятий, спортивных секций, творческих кружков в школе

 расписание

Сентябрь

В течение всего периода

 Классные руководители,

руководители               секций, кружков

Привлечение учащихся школы к участию в  проектной деятельности, школьных КТД, к деятельности  школьного самоуправления.

В течение всего периода

Педагог-организатор,

классные руководители

Проекты, классные часы по правовой культуре

В течение всего периода

Преподаватель обществознания, ОБЖ, классные руководители

Собеседование с подростками, состоящими на внутришкольном учете по итогам учебного года (перед снятием их с учета)

 

апрель

Кл. руководители,совет профилактики

Выставка книг, журналов в библиотеке, стенды по профилактике правонарушений, наркомании,

табакокурения, алкоголизма

В течение всего периода

Библиотекарь

Говорящий забор «Поделись радостью»

Конкурс интересной и веселой фотографии класса

Классные руководители, педагог-организатор

Что такое толерантность?

Классный час

5-6 класс

Ноябрь

Классные руководители

Толерантность среди нас

Классный час

7-8 класс

Ноябрь

Классные руководители

Планета толерантности

Классный час

9 класс

Ноябрь

Классные руководители

10-11 классы

 «В чём смысл жизни?»

Игра 10 кл

октябрь

Классный руководитель

Способы саморегуляции эмоционального состояния

Классный час 11 кл

март

Классный руководитель

Ознакомление учащихся с расписанием

дополнительных занятий, спортивных секций, творческих кружков в школе

 расписание

Сентябрь

В течение года

 Классные руководители,

руководители               секций, кружков

Социальное партнерство семьи, школы, органов опеки и попечительства, подразделений по делам несовершеннолетних, медработников по предупреждению суицида старшеклассников;

В течение всего периода

Администрация школы, зам . по ВР

Говорящий забор «Поделись радостью»

Конкурс интересной и веселой фотографии класса

Классные руководители,педагог-организатор

Толерантность и эгоизм

Классный час

10-11 класс

Ноябрь

Классные руководители

 

Педагоги.

 

Тема

Форма проведения

Сроки

Ответственные

Девиантное и суицидальное поведение школьников

Семинар для педагогов

В течение всего периода

Педагог-психолог

«Адаптация учащихся 1 класса в начальной  школе»

 «Адаптация учащихся 5 класса в средней школе»

 

«Адаптация учащихся 10 класса на третьей ступени образования»

ПМПК, «круглый стол»

Сентябрь-

январь

Заместитель директора по УВР,

Педагог - психолог

Составление и утверждение плана  проведения мероприятий по профилактике суицида среди несовершеннолетних.

сентябрь

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

Организация профилактики суицидов несовершеннолетних

Совещание при директоре

сентябрь

Директор, ЗВР,Педагог- психолог

Работа с семьями опекаемых и приемных детей.

Совещание при директоре ми опекаемых и приемных детей.ов

ноябрь

Директор, соц.педагог, педагог-психолог,  инспектор п охране прав детства.

Проведение оценки деятельности работников школы по профилактике суицидального поаедения.

июнь

Администрация школы

 Родители.

Тема

Форма проведения

Сроки

Ответственные

Установление и поддерживание доброжелательных отношений с родителями детей, находящихся в социально-опасном положении. Оказание им  помощи в воспитании детей.

В течение всего периода

Соц.педагог

Выбор общешкольным родительским комитетом  группы родительской общественности по вопросам профилактики суицида среди несовершеннолетних.

 

Сентябрь

Администрация,

общешкольный родительски комитет

Ознакомление родителей с Правилами для учащихся МКОУ «Чашинская СОШ»

Родительское собрание

сентябрь

Классные руководители

Консультирование родителей

 

В течение года

Администрация,

Педагоги,

классные руководители

Педагог-психолог

Встреча инспектора ОВД ПДН с родительской общественностью школы

 

В течение всего периода

администрация

Профилактическая работа с семьями, проведение родительского всеобуча.

В течение года

Кл. руководители        педагог-психолог.

Незамедлительное сообщение в администрацию школы,КДН, Отдел образования(отдел опеки) о фактаз наслия над ребенком со стороны родителей или других взрослых лиц

Директор,ЗВР

 

VIII. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ  и ЭОР

  1. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 2005.
  2. Баранова И.В. и др. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. – М., 2004.
  3. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
  4. Безруких М.М., Макеева А.Г. и др. Все цвета, кроме черного. – М., 2003.
  5. Гаджиева Н.М. и др. Основы самосовершенствования. Тренинг – М.,2008.
  6. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
  7. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в ваших руках. - М., 2000.
  8. Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
  9. Зотов, М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. – СПб., 2006.
  10. Зотов, М.В., Петрукович, В.М. Сысоев, В.Н. Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал». – СПб.: Иматон, 2003.
  11. Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.

12.  Кряжева Н.Л. Кот и пёс спешат на помощь… / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000. – 176 с., ил – (Серия: «Психологи – детям, психологи о детях»).

  1. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
  2. Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15

15.  Полезные привычки. Учебное пособие для начальной школы. (Под ред. Романовой О.Л.). – М.,2009.

16.  Профилактика суицидальных проявлений среди несовершеннолетних: Методические рекомендации / Бадьина Н.П.,  ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2011.

17.  Практическая психология образования. ( Под ред. Дубровиной И.В.) – М., 2007.

  1. Родионов В.А. Я и все-все-все. – Ярославль, 2002.
  2. Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.
  3. Родари Дж. Уроки фантазии. – М., 2003.
  4. Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4
  5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 2003.
  6. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
  7. Смит Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2003.
  8. Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.
  9. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
  10. Учимся общаться с ребенком. ( Под ред. Петровского В.А.) – М., 2003.

IX. ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложени 1.

Методика «Карта риска суицида»

(модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)[1]

 

Цель: определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков.

 

Карта риска суицида

 

Фактор риска

Не выявлен

Слабо выражен

Сильно выражен

I. Биографические данные

1. Ранее имела место попытка суицида

– 0,5

+2

+3

2. Суицидальные попытки у родственников

– 0,5

+1

+2

3. Развод или смерть одного из родителей

– 0,5

+1

+2

4. Недостаток тепла в семье

– 0,5

+1

+2

5. Полная или частичная безнадзорность

– 0,5

+0,5

+1

II. Актуальная конфликтная ситуация

А — вид конфликта:

1. Конфликт с взрослым человеком (педагогом, родителем)

– 0,5

+0,5

+1

2. Конфликт со сверстниками, отвержение группой

– 0,5

+0,5

+1

3. Продолжительный конфликт с близкими людьми, друзьями

– 0,5

+0,5

+1

4. Внутриличностный конфликт, высокая внутренняя напряженность

– 0,5

+0,5

+1

Б — поведение в конфликтной ситуации:

5. Высказывания с угрозой суицида

– 0,5

+2

+3

В — характер конфликтной ситуации:

6. Подобные конфликты имели место ранее

– 0,5

+0,5

+1

7. Конфликт отягощен неприятностями в других сферах жизни (учеба, здоровье, отвергнутая любовь)

— 0,5

+0,5

+1

8. Непредсказуемый исход конфликтной ситуации, ожидание его последствий

– 0,5

+0,5

+1

Г — эмоциональная окраска конфликтной ситуации:

9. Чувство обиды, жалости к себе

– 0,5

+1

+2

10. Чувство усталости, бессилия, апатия

– 0.5

+1

+2

11. Чувство непреодолимости конфликтной ситуации, безысходности

– 0.5

+0,5

+2

III. Характеристика личности

А — волевая сфера личности:

1. Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений

– 1

+0,5

+1

2. Решительность

– 0,5

+0,5

+1

3. Настойчивость

– 0,5

+0,5

+1

4. Сильно выраженное желание достичь своей цели

– 1

+0,5

+1

Б — эмоциональная сфера личности:

5. Болезненное самолюбие, ранимость

– 0,5

+0,5

+2

6. Доверчивость

– 0,5

+0,5

+1

7. Эмоциональная вязкость («застревание» на своих переживаниях, неумение отвлечься)

– 0,5

+1

+2

8. Эмоциональная неустойчивость

– 0,5

+2

+3

9. Импульсивность

– 0,5

+0,5

+2

10. Эмоциональная зависимость, потребность в близких эмоциональных контактах

– 0,5

+0,5

+2

11. Низкая способность к созданию защитных механизмов

– 0,5

+0,5

+1,5

12. Бескомпромиссность

– 0,5

+0,5

+1,5

 

Для определения степени выраженности факторов риска у подростков высчитывается алгебраическая сумма и полученный результат соотносится с приведенной ниже шкалой:

менее 9 баллов — риск суицида незначителен;

9–15,5 баллов — риск суицида присутствует;

более 15,5 балла — риск суицида значителен.

Приложение 2.

Информация о психическом статусе ребёнка

 

Ф.И.____________________________________Возраст___________________

 

№ позиции

Позиция

(из перечисленных в скобках вариантов обстоятельств- нужное подчеркнуть)

Варианты формализованных ответов (обвести):

нет- 0,

возможно –1, да- 2.

1.

 

Поведение ребёнка неправильное дома

0, 1, 2

2.

Поведение ребёнка неправильное в образовательном учреждении

0, 1, 2

3.

Наличие у ребёнка «чудачеств» в поведении

0, 1, 2

4.

Наличие у ребёнка крайних чувств и эмоций (от восхищения до ненависти)

0, 1, 2

5.

Наличие у ребёнка признаков игнорирования мнения  окружающих, интересов семьи, эмоциональной холодности

0, 1, 2

6.

Наличие у ребёнка признаков самодостаточности, высокой эмоциональной ранимости, обидчивости

0, 1, 2

7.

Наличие у ребёнка склонности к «сверхценным идеям»

0, 1, 2

8.

Наличие у ребёнка повышенной конфликтности в связи с завышенной самооценкой

0, 1, 2

9.

Наличие у ребёнка необоснованной подозрительности

0, 1, 2

10.

Наличие у ребёнка мстительности

0, 1, 2

11.

Наличие у ребёнка высокой податливости чужому влиянию (плохому и хорошему)

0, 1, 2

12.

Низкое чувство ответственности за взятые на себя обязательства

0, 1, 2

13.

Трудный характер

0, 1, 2

14.

Наличие у ребёнка сильной эмоциональной возбудимости, включающей злобность, агрессивность

0, 1, 2

15.

Наличие у ребёнка жестокости, угрюмости, злопамятности, неуживчивости

0, 1, 2

16.

Наличие дисфорических (с немотивированной озлобленностью, раздражительностью) состояний

0, 1, 2

17.

Наличие у ребёнка тенденции к провоцированию экстремальных ситуаций

0, 1, 2

18.

Неспособность ровно и систематически учиться

0, 1, 2

19.

Гипертрофированное стремление находиться в центре внимания любыми способами

0, 1, 2

20.

Наличие демонстративных, театральных особенностей поведения

0, 1, 2

21.

Наличие застенчивости, нерешительности, склонности к сомнениям

0, 1, 2

22.

Наличие страха, панического состояния при необходимости собеседовать с учителем

0, 1, 2

23.

Наличие избыточной педантичности, скурпулёзности

0, 1, 2

24.

Повышенная утомляемость, отрицательно сказывающаяся на успеваемости

0, 1, 2

25.

Неадекватная обидчивость

0, 1, 2

26.

Неуверенность в себе, стремление к самоанализу

0, 1, 2

27.

Отсутствие духовных интересов, распущенность, эгоистичность, импульсивность, склонность к вандализму

0, 1, 2

28.

Наличие побегов, стремление бродяжничать

0, 1, 2

29.

Наличие периодической смены настроения от эйфории до подавленности, нередко совпадающие со сменой времён года:

0, 1, 2

30.

С преобладанием пессимизма( уверен, что не сумеет написать контрольную работу, сдать зачёт, экзамен и пр.), обращают внимание в основном на теневые стороны жизни, отмечают наличие постоянных элементов дискомфорта в самочувствии

0, 1, 2

31.

С преобладанием оптимистического настроения, деятельного, инициативного характера, указаний на хорошее самочувствие

0, 1, 2

32.

Наличие высказываний о возможности или целесообразности самоубийства

0, 1, 2

33.

Наличие сильных переживаний по поводу неразделённой любви, охлаждения в отношениях с родными и близкими

0, 1, 2

34.

Проявление  «замкнутости» в поведении, признаков «ухода в себя»

0, 1, 2

35.

Возникновение в группе подростков рассуждений о предпочтительности смерти перед жизнью и т.п.

0, 1, 2

Приложение 3.

Методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур)

Ребёнку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя имеет вид площадки и объясняют задание: если всех детей расположить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (хорошие, очень хорошие, самые хорошие), а на трёх нижних ступеньках – плохие дети, чем, ниже, тем хуже (плохие, очень плохие, самые плохие). На средней ступеньке дети и не плохие и не хорошие. Покажи на какую ступеньку ты поставишь себя, объясни почему? После ответа спрашивают: ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь какой ты на самом деле и каким хотел бы быть. Покажи, на какую ступеньку тебя бы поставила мама?

Приложение 4.

Методика «Опасения и страхи у детей» А.И.Захарова

Данная методика представляет собой индивидуальную беседу с детьми по списку в приложении 1. Беседу ведут неторопливо, обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая от ребенка ответов «да» или «нет». Всего в основном списке 29 страхов. В качестве единицы отсчета используется среднее число страхов для каждого ребенка. В норме для детей 5-7 лет для мальчиков должно быть 9 страхов, для девочек – 12.

 

«Ты боишься или не боишься…»:

1 – когда остаешься один;

2 – нападения, бандитов;

3 – заболеть, заразиться;

4 – смерти, умереть;

5 – смерти родителей;

6 – каких-то людей;

7 – боишься ли ты маму…папу;

8 – боишься ли ты, что тебя накажет мама…папа;

9 – ты боишься: Бабу Ягу, Кощея, Змея Горыныча, Черную Руку, Пиковую Даму, скелетов, призраков, приведений, чертей, инопланетян;

10 – опоздать в детский сад;

11 – когда ложишься спать, перед сном боишься чего-либо или нет; если да, то чего конкретно;

12 – страшных снов;

13 – темноты, когда темно;

14 – животных (волка, медведя, собак), насекомых (пауков, змей);

15 – машин, поездов, самолетов;

16 – бури, урагана, наводнения, землетрясения;  

17 – когда высоко;

18 – когда глубоко;

19 – в маленькой тесной комнате, помещении, туалете, метро, переполненном автобусе;

20 – воды;

21 – огня;

22 – пожара;

23 – войны;

24 – больших улиц, площадей;

25 – врачей (кроме зубных);

26 – крови, когда идет кровь;

27 – уколов;

28 – боли, когда больно;

29 – неожиданных резких звуков, когда внезапно что-нибудь стукнет, упадет.

Приложение 5.

Тест «Ваши суицидальные наклонности»

(З. Королёва)[2]

 

Цель: определение суицидальных наклонностей субъекта.

Инструкция. Перед вами некая фигура замысловатой формы. Ее сердцевина закрашена черным. Закончите рисунок, придайте фигуре завершенность. Для этого вам нужно закрасить все части фигуры таким образом, чтобы картина вам самим понравилась.

Описание: 47-1

Интерпретация результатов

Если на вашем рисунке ОКАЗАЛОСЬ БОЛЬШЕ ЗАКРАШЕННЫХ, ЧЕМ ПУСТЫХ МЕСТ, то это говорит о том, что в данный момент жизни вы пребываете в мрачном настроении духа. Вас что-то гнетет, вы переживаете из-за каких-то событий или беспокоитесь о чем-то важном для вас, однако это состояние временное и оно обязательно пройдет. Вы не склонны к суициду, вы любите жизнь и искренне не понимаете тех, кто готов с ней добровольно расстаться.

Если вы НИЧЕГО НЕ ЗАКРАСИЛИ В ЗАДАННОЙ ФИГУРЕ, только ОБВЕЛИ ЕЕ, то это говорит о вашей железной воле и крепких нервах. Вы никогда не позволите себе поддаться слабости и подумать о самоубийстве, вы считаете это преступлением по отношению к самому себе, близким людям и окружающему вас миру. Как бы ни была трудна жизнь, вы будете жить, вы готовы бороться со всеми жизненными невзгодами, преодолевать любые трудности и препятствия.

Если вы ЗАКРАСИЛИ НЕ БОЛЬШЕ ТРЕХ МАЛЕНЬКИХ ЧАСТЕЙ ФИГУРЫ, то это значит, что при определенных обстоятельствах вы могли бы задуматься о самоубийстве, и если бы все обернулось против вас, то, возможно, даже предприняли бы такую попытку. Но, на ваше счастье, вы оптимист по натуре и поэтому обстоятельства крайне редко кажутся вам совсем ужасными, вы всегда видите свет в конце тоннеля.

Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ЛЕВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о вашей душевной ранимости и чрезмерной чувствительности, вы остро воспринимаете несправедливость жизни и страдаете от этого. Вы склонны к суициду, и иной раз единственное, что вас останавливает перед решительным шагом, — это ваша любовь к вашим близким людям. Вы не хотите причинять им боль и поэтому подавляете в себе суицидальные наклонности.

Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ПРАВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что вы зачастую используете свои суицидальные наклонности с выгодой для себя: вы шантажируете своих близких своим возможным самоубийством, заставляете их выполнять ваши требования. Вы несправедливы, с вами очень тяжело жить.

Если вы ПРОДОЛЖИЛИ ЗАКРАШИВАНИЕ ЗАДАННОЙ ЧАСТИ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что подсознательно вы подумываете о смерти, ваше мортидо развито столь же сильно, как и либидо. Однако внешне ваши суицидальные наклонности не проявляются, они вырвутся наружу только при удобном случае.

 

Приложение 6.

Тест "САМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ" (по Айзенку)

 
Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставятся 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов.

Фамилия, имя______________________________________класс________

Варианты ответов на вопрос: часто, изредка, никогда

1 Я не чувствую в себе уверенности

2 Часто из-за пустяков краснею

3 Мой сон беспокоен

4 Легко впадаю в уныние

5 Беспокоюсь о только воображаемых ещё неприятностях

6 Меня пугают трудности

7 Люблю копаться в своих недостатках

8 Меня легко убедить

9 Я мнительный

10 С трудом переношу ожидания

11 Нередко мне кажутся безвыходными положения

12 Неприятности меня сильно расстраивают

13 При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя

14 Несчастья и неудачи ничему меня не учат

15 Я часто отказываюсь от борьбы, считая её бесплодной

16 Я нередко чувствую растерянность перед трудностями

17 Иногда у меня бывает состояние отчаянности

18 Я чувствую растерянность перед трудностями

19 В трудные минуты я иногда веду себя по детски, хочу чтобы пожалели

20 Считаю недостатки своего характера неисправимыми

21 Оставляю за собой последнее слово

22 Нередко в разговоре перебиваю собеседника

23 Меня легко рассердить

24 Люблю делать замечания другим

25 Хочу быть авторитетом для других

26 Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего

27 Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю

28 Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться

29 У меня резкая, грубоватая жестикуляция

30 Я мстителен

31 Мне трудно менять привычки

32 Мне нелегко переключать внимание

33 Очень настороженно отношусь ко всему новому

34 Меня трудно переубедить

35 Нередко у меня не выходит мысль из головы от которой бы следовало освободиться.

36 Я трудно сближаюсь с людьми

37 Меня расстраивает даже самое незначительное нарушение плана

38 Нередко я проявляю упрямство

39 Неохотно иду на риск

40 Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня

Обработка результатов
Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

  1. 1...10 вопрос - тревожность;  
  2. 11... 20 вопрос - фрустрация;  
  3. 21...29 вопрос - агрессивность;  
  4. 31...40 вопрос - ригидность.

Оценка и интерпретация баллов
I. Тревожность:
0...7 баллов - не тревожны; 8...14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня; 15...20 баллов - очень тревожный.
II. Фрустрация:
0...7 баллов - не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8...14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место; 15...20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность:
0...7 баллов - вы спокойны, выдержаны; 8... 14 баллов - средний уровень агрессивности; 15...20 баллов - вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
IV. Ригидность:
0...7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость, 8...14 баллов - средний уровень; 15...20 баллов - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, перемены в личной жизни.

приложение 7.

Метод незаконченных предложений

 

При использовании метода незаконченных предложений подростку предлагается продолжить следующие предложения:

Завтра я…      

Когда я закончу школу…

Наступит день, когда…

Я хочу жить потому, что…

При обработке результатов следует обращать внимание на наличие или отсутствие осознанного стремления к сохранению жизни.

 

Приложение 8.

ОПРОСНИК СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА (ОСР)

(модификация Т.Н. Разуваевой)

 

Цель:  диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса.

Методика применяется в случае, если на основе предшествующего наблюдения (исследования) была выявлена высокая вероятность суицидального поведения. Тестированию должна предшествовать беседа, в ходе которой взрослый должен проявить максимум внимания и сочувствия.

Инструкция: Я буду зачитывать утверждения, а Вы в бланке для ответов ставить в случае согласия с утверждением "+", в случае несогласия с утверждением "-".

 

Текст опросника

 

1.      Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.

2.      Вас часто одолевают мрачные мысли.

3.      Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.

4.      В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.

5.      Вам определенно не везет в жизни.

6.      Учиться Вам стало труднее, чем раньше.

7.      Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы.

8.      Вы считаете, что смерть является искуплением грехов.

9.      Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.

10.  Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.

11.  Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы ожидали.

12.  Вы считаете себя обреченным человеком.

13.  Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами.

14.  У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.

15.  Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.

16.  В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено.

17.  Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.

18.  Вы считаете, что всегда нужно вовремя поставить точку.

19.  В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши решения и даже изменить их.

20.  Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил несправедливо.

21.  Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.

22.  Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой несправедливостью.

23.  Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что-то скверное или даже хуже.

24.  Будущее представляется Вам довольно беспросветным.

25.  Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем.

26.  Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.

27.  Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили недавно Вы.

28.  Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете выкинуть мысли об этом из головы.

29.  Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.

 

Обработка результатов. По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма положительных ответов. Ответу «да» начисляется 1 балл. Количество утверждений по каждому фактору принимается за 100%. Количеств баллов переводится в проценты. Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска.

 Субшкальный диагностический коэффициент

Номера суждений

Демонстративность

12, 14, 20, 22, 27

Аффективность

1, 10, 20, 23, 28, 29

Уникальность

1, 12, 14, 22, 27

Несостоятельность

2, 3, 6, 7, 17

Социальный пессимизм

5, 11, 13, 15, 17, 22, 25

Слом культурных барьеров

8, 9, 18

Максимализм

4, 16

Временная перспектива

2, 3, 12, 24, 26, 27

Антисуицидальный фактор

19, 21

Содержание субшкальных диагностических концептов

 

1.      Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как "шантаж", "истероидное выпячивание трудностей", демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как "крик о помощи". Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной регидностью, когда "диалог с миром" может зайти слишком далеко.

2.      Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте - аффективная блокада интеллекта.

3.      Уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид. Тесно связана с феноменом "непроницаемости" для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт.

4.      Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, "выключенности" из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога - "Я плох".

5.      Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие Я наблюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога "Вы все недостойны меня".

6.      Слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте - инверсия ценности смерти и жизни. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об "экзистенции смерти". Одна из возможных внутренних причин культа смерти - доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самодеятельность: "Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования".

7.      Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.

8.      Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.

9.      Атисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снимает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.

 

Приложение 9.

Анкета для родителей «Семейное воспитание»

Уважаемые родители!

Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых ниже. Мы очень надеемся, что на основании ваших ответов мы могли бы оказать вам педагогическую поддержку в воспитании ваших детей.

Для заполнения анкеты, пожалуйста, обведите нужный номер ответа или допишите свой.

1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

1. Да           2. Нет           3. Не вполне

2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?

- СМИ (радио, ТВ, газеты, журналы);

- специальные книги о педагогике;

- беседы с друзьями и знакомыми;

- беседы с учителями;

- другое _____________________________________________________________

3. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании:

- взаимное непонимание детей и взрослых;

- успеваемость детей;

- непослушание;

- бездуховность;

- лень;

- половое воспитание;

- другое _____________________________________________________________

4. Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?

   _________________________________________________________________

5. Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему?

   _________________________________________________________________

6. С кем вы говорили о вашей проблеме?

1 - ________________________________ 

2 - ни с кем

7. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?

- психолога,

- педагога,

- врача,

- _________________________________  

8. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка - семья или школа?

- безусловно, семья;

- в большей мере семья;

- в равной степени и семья, и школа;

- школа, так как там ребенок проводит много времени;

- школа и улица.

9. В какой форме школа могла бы помочь вам в решении ваших проблем?

- лекциями о воспитании;

- специальными практическими занятиями;

- информацией об особенностях развития моего ребенка;

- информацией о том, что можно почитать по моей проблеме;

-   ________________________________________________________________

10. Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической компетентности, если для вас в нашей школе будут организованы специальные занятия?

- не более одного часа в неделю;

- примерно пару часов в месяц;

- трудно сказать.

Спасибо за ответы!

Приложение 10.

Анкета по осведомленности учащимися ПАВ.

1 . Выбери из представленных ниже жизненных ценностей 3 наиболее, по твоему мнению, важных для человека. Проранжируйте, их, поставив рядом числа: 1,2,3.

а. профессиональная карьера

б. крепкое здоровье

в. хорошая дружная семья

г. яркая насыщенная жизнь

д. материальное благополучие

е. близкие друзья

2. Продолжи предложение:    Здоровый человек - это

Варианты ответов

 

Наше будущее       

 

Не употребляющий  ПАВ

 

Умный, добрый, воспитанный

 

 

Ведет здоровый образ жизни

 

Счастливый человек   

 

 

Уверенный в себе

 

Это я

 

3. Ты употребляешь табачные изделия?

Варианты ответов

 

Не курю   

 

Пробовал 

 

Курю регулярно

 

4. В каком возрасте ты впервые попробовал курить?___________

5. Ты употребляешь алкогольные напитки?

Варианты ответов

 

Да   

 

Нет  

 

Пробовал

 

6. Если да или попробовал, то что?

Варианты ответов

 

Коктейль  

 

Джин-тоник

 

Пиво

 

Шампанское

 

Вино

 

Водка       

 

Коньяк     

 

Суррогаты

 

7. В каком возрасте ты впервые попробовал алкоголь?_____________

8. Кто налил тебе первую рюмку?

Варианты ответов

 

Родители    

 

Родственники        

 

Друзья        

 

Сами

 

Приложение 11.

Тест для родителей

Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.

Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.

1. Рождение вашего ребенка было желанным?

2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?

5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?

9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?

10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

12. Вы знаете, кто его любимый учитель?

13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?

14. Вы первым идете на примирение, разговор?

15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

Подсчет результатов

Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!

 

 


Скачано с www.znanio.ru



[1] Школьный психолог, 2009. - №21.

[2] Школьный психолог, 2009. - №21.

ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

Содержание программы №

Содержание программы №

Наименование программы Программа профилактики суицида среди несовершеннолетних

Наименование программы Программа профилактики суицида среди несовершеннолетних

Задачи: 1. Изучать особенности психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении

Задачи: 1. Изучать особенности психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении

Планируемые результаты 1

Планируемые результаты 1

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее

Данная программа направлена на профилактику предотвращения случаев суицида среди детей и подростков, на формирование адекватной самооценки, на устранение уровня дезадаптации (коррекция и тренинги), выявление причин…

Данная программа направлена на профилактику предотвращения случаев суицида среди детей и подростков, на формирование адекватной самооценки, на устранение уровня дезадаптации (коррекция и тренинги), выявление причин…

Совершенствование механизмов сохранения и укрепления здоровья детей, создание безопасного и комфортного образовательного пространства; 2

Совершенствование механизмов сохранения и укрепления здоровья детей, создание безопасного и комфортного образовательного пространства; 2

Совершенствование механизмов сохранения и укрепления здоровья детей, создание безопасного и комфортного образовательного пространства; 2

Совершенствование механизмов сохранения и укрепления здоровья детей, создание безопасного и комфортного образовательного пространства; 2

ВР, педагог-психолог, соц.педагог 2

ВР, педагог-психолог, соц.педагог 2

Коллективные школьные и классные мероприятия, родительские собрания, родительские дни, малые педсоветы

Коллективные школьные и классные мероприятия, родительские собрания, родительские дни, малые педсоветы

Просветительская работа среди учащихся о негативном влиянии

Просветительская работа среди учащихся о негативном влиянии

Учебно-просветительская деятельность среди родителей (законных представителей)

Учебно-просветительская деятельность среди родителей (законных представителей)

Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З

Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З

Ознакомление учащихся с расписанием дополнительных занятий, спортивных секций, творческих кружков в школе

Ознакомление учащихся с расписанием дополнительных занятий, спортивных секций, творческих кружков в школе

Проекты, классные часы по правовой культуре

Проекты, классные часы по правовой культуре

Говорящий забор «Поделись радостью»

Говорящий забор «Поделись радостью»

Ознакомление родителей с Правилами для учащихся

Ознакомление родителей с Правилами для учащихся

Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего

Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего

IX. ПРИЛОЖЕНИЕ Приложени 1.

IX. ПРИЛОЖЕНИЕ Приложени 1.

Подобные конфликты имели место ранее – 0,5 +0,5 +1 7

Подобные конфликты имели место ранее – 0,5 +0,5 +1 7

Низкая способность к созданию защитных механизмов – 0,5+0,5+1,5 12

Низкая способность к созданию защитных механизмов – 0,5+0,5+1,5 12

Наличие страха, панического состояния при необходимости собеседовать с учителем 0, 1, 2 23

Наличие страха, панического состояния при необходимости собеседовать с учителем 0, 1, 2 23

Бабу Ягу, Кощея, Змея Горыныча,

Бабу Ягу, Кощея, Змея Горыныча,

Цель: определение суицидальных наклонностей субъекта

Цель: определение суицидальных наклонностей субъекта

Варианты ответов на вопрос: часто, изредка, никогда 1

Варианты ответов на вопрос: часто, изредка, никогда 1

Мне трудно менять привычки 32

Мне трудно менять привычки 32

Приложение 8. ОПРОСНИК СУИЦИДАЛЬНОГО

Приложение 8. ОПРОСНИК СУИЦИДАЛЬНОГО

Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска

Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска

Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего

Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего

Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему? _________________________________________________________________ 6

Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему? _________________________________________________________________ 6

Анкета по осведомленности учащимися

Анкета по осведомленности учащимися

Друзья

Друзья

Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т

Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2020