Программа по работе с детьми девиантного поведения «Все в твоих руках!»
Оценка 4.7

Программа по работе с детьми девиантного поведения «Все в твоих руках!»

Оценка 4.7
Документация
doc
воспитание
1 кл—7 кл
28.06.2023
Программа по работе с детьми девиантного поведения «Все в твоих руках!»
С каждым годом в общеобразовательных школах неуклонно растет число учащихся с поведением, отличным от нормы – девиантным. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.
всё в твоих руках.doc

 

Программа по работе с детьми девиантного поведения

«Все в твоих руках!»

 

 

С каждым годом в общеобразовательных школах неуклонно растет число учащихся с поведением, отличным от нормы – девиантным. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением. Отклонения в поведении детей, появление неблагополучных семей это результат социально – экономической, экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, чрезмерность занятости родителей, участившихся разводов, неблагоприятных семейно – бытовых отношений, отсутствие контроля над поведением, самоустранение семьи от процесса воспитания.

Все вышеперечисленные факторы оказывают негативное влияние на подрастающее поколение, дети вынужденно «вживаются» в окружающую среду и в результате появляется нежелание детей учиться, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество.

В 3 а классе обучается 21 человек, из которых 3 учащихся – дети девиантного поведения. В классе имеются также дети, поведение которых требует повышенного внимания. Несмотря на то, что в целом класс является благополучным.

На это направлена данная программа «Все в твоих руках!»

Целью программы является коррекция девиантного поведения детей в результате целенаправленного педагогического воздействия, оказание психолого-педагогической помощи учащимся с девиантным поведением для успешной адаптации и социализации в школьном коллективе в период обучения.

Реализация программы направлена на решение следующих задач:

·                     Осуществление диагностической работы с целью выявления учащихся девиантного поведения, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.

·                     Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми девиантного поведения и с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.

·                     Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.

·                     Оказание социально-психологической и педагогической помощи учащимся, имеющим отклонение в поведении, либо проблемы в обучении.

·                     Формирование у детей девиантного поведения через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.

·                     Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

·                     Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.

·                      Прививать уважение к сверстникам, помочь выполнять определенную роль в классном коллективе.

Программа представляет собой деятельность классного руководителя (учителя) с профилактическими структурами школы: заместителем директора по воспитательной работе, социальным педагогом, психологом,

План реализации программы содержит пять последовательных этапов, во время которых создаются необходимые связи с родителями, педагогами, учащимися. Полностью диагностируется контингент учащихся класса, с целью выявления уровней обученности и воспитанности, их нравственный и физический потенциал, степень и причины девиаций, среда проживания.

Работа с детьми девиантного поведения строится на основе следующих нормативно-правовых документов: Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, Федеральный закон РФ от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах профилактики и безнадзорности».

Программа реализуется путем поэтапного выполнения запланированных в ней мероприятий:

Первым этапом деятельности работы сучащимся девиантного поведения является сбор необходимой информации о нем. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. Изучение индивидуально – психологических особенностей детей; межличностных отношений ребенка; микроклимата семей учащихся, взаимоотношений с родителями. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и учащихся, наблюдение, беседа и т.д.

Второй этап - анализ полученной информации.

Третий этап - разработка комплексного плана работы сучащимся девиантного поведения и с его семьей.

Четвертый этап- реализация индивидуального плана работы с учащимся и с семьей.Консультирование всех участников сопровождения плана о путях и способах решения проблем ребенка.

Пятый этап - анализ проведенной работы с учащимся и с семьей. (по каждому пункту плана: Что удалось? Что не получилось? Почему?). Дальнейший анализ работы.

Ключевым специалистом реализации программы выступает классный руководитель (учитель), оказывающий учащемуся девиантного поведения педагогическую помощь и поддержку. Эффективность помощи учащемуся девиантного поведения на уровне общеобразовательного учреждения возрастает, если к данной работе подключается педагог-психолог, социальный педагог и другие работники школы, осуществляющие профилактическую работу в школе.

Реализация программы включает следующие направления:

- работа с учащимися;

- работа с семьей;

- работа с педагогами.

 

Работа с семьей:

Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.

Задачи:

-привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности с детьми;

-выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;

-разработка основных правил семейного воспитания;

-создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку;

-всесторонне психолого-педагогическое просвещение родителей;

-способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.

Формы работы:

- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов), беседы, родительские собрания. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений;

- психокоррекционная работа - семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);

-психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ОПДН и др.) для бесед с родителями и детьми; рассмотрение детей с родителями на заседании Совета профилактики;

- праздничные мероприятия.

 

Работа с учащимися:

-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;

-профилактика вредных привычек, правонарушений;

-психокоррекция;

-пропаганда здорового образа жизни;

- создание ситуации успеха;

- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;

- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности;

- организация досуговой (внеурочной) занятости в течение учебного года, а также занятости в период каникул.

- изучение интересов и потребностей детей данной категории;

- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;

- организация социально-значимой деятельности детей.

Методы:

- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);

- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)

- организация досуга.

Формы работы: индивидуальная и групповая работа, тренинги, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники).

 

Ожидаемые результаты реализации программы:

1) Учащимся девиантного поведения будут прививаться нормы поведения, морали. Появится опыт решать свои проблемы и трудности совместно с классным руководителем (учителем), социальным педагогом, психологом. Процесс социализации и становления личности несовершеннолетнего пройдёт естественно, бесконфликтно. Снизится количество учащихся, стоящих на учете.

2) Родители смогут получать квалифицированную помощь в воспитании и обучении своих несовершеннолетних детей, имеющих проблемы в обучении и адаптации. Тесная взаимосвязь с родителями позволит глубже понять причину девиантного поведения учащегося для коррекции и содействия. Профилактические меры воздействия на семью позволят контролировать семейные отношения, укрепят воспитательный потенциал родителей, поспособствуют благоприятной обстановке для полноценного воспитания, обучения и развития учащегося.

 

План работы с учащимся девиантного поведения и его семьей

 на 2022-2023 учебный год

Мероприятие

Срок

Исполнитель

2

Изучение причин девиантного поведения учащегося.

Сентябрь

Классный руководитель,

3

Изучение положения ребенка девиантного поведения в семье. Определение психологической атмосферы в семье

Изучение особенностей семьи:

·        структура семьи;

·        жилищно-бытовые условия;

·        материальное обеспечение;

·        взаимоотношения между членами семьи;

·        наличие отклонений в поведении членов семьи;

·        культурный уровень

Сентябрь-октябрь

Классный руководитель,

5

Контроль посещаемости занятий и успеваемости учащегося с девиантным поведением

Ежедневно в течение года

Классный руководитель

6

Оказание помощи в учебе

В течение года

Классный руководитель, учителя-предметники

7

Выявление характера и особенностей ближайшего окружения учащегося девиантного поведения и его положения в нем

В течение года

Классный руководитель

9

Вовлечение учащегося девиантного поведения к активному, развивающему досугу (кружки)

В течение года

Классный руководитель

10

Контроль посещаемости кружков

В течение года

Классный руководитель

11

Разбор конфликтных ситуаций

В течение года, по необходимости

Классный руководитель, социальный педагог, администрация школы

12

Направление на консультации к психологу, медицинских специалистов

В течение года, по необходимости

Классный руководитель

13

Диагностика межличностных отношений.

Оценка уровня тревожности.

Проведение психодиагностики эмоционально-волевой сферы

В течение года

Классный руководитель,

психолог

14

Профилактические беседы с учащимся на темы: - «Профилактика нарушения школьной дисциплины»;

- «Профилактика асоциального поведения»;

- «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних»;

- «Вредные привычки»;

- «Правила-зачем они нужны?»; и т.д.

В течение года

Классный руководитель,

психолог,

социальный педагог

инспектор ОПДН, другие специалисты

18

Привлечение к участию в культурно-массовых и спортивных мероприятиях класса и школы

В течение года

Классный руководитель

19

Проведение консультаций для родителей учащегося по текущим проблемам обучения и воспитания

В течение года, при необходимости и по приглашению

Классный руководитель, социальный педагог, психолог

20

Проведение профилактических бесед с родителями на темы:

- Роль родителей в воспитании детей. Ответственность родителей в воспитании детей;

- Особенности общения детей со сверстниками;

- Роль личного примера родителей в поведении детей;

- Методы воспитания детей. Поощрения и наказания в воспитании ребенка;

- Как научить ребенка справляться с агрессией. и т.д

В течение года

Классный руководитель, социальный педагог, психолог

21

Разработка рекомендаций по воспитанию детей девиантного поведения и улучшению взаимоотношений в семье

В течение года

Классный руководитель, социальный педагог, психолог

22

Проведение родительского собрания по теме девиантного поведения детей с приглашением инспектора ОПДН

Ноябрь, февраль

Классный руководитель

23

Привлечение родителей к проведению праздников

В течение года

Классный руководитель

24

Анкетирование родителей: Определение методов семейного воспитания; Взаимоотношения в семье;

Ноябрь, май

Классный руководитель, психолог

25

Привлечение родителей к участию в классных и общешкольных мероприятиях

В течение года

Классный руководитель

 


Скачано с www.znanio.ru

Программа по работе с детьми девиантного поведения «Все в твоих руках!»

Программа по работе с детьми девиантного поведения «Все в твоих руках!»

Оказание социально-психологической и педагогической помощи учащимся, имеющим отклонение в поведении, либо проблемы в обучении

Оказание социально-психологической и педагогической помощи учащимся, имеющим отклонение в поведении, либо проблемы в обучении

Эффективность помощи учащемуся девиантного поведения на уровне общеобразовательного учреждения возрастает, если к данной работе подключается педагог-психолог, социальный педагог и другие работники школы, осуществляющие профилактическую работу…

Эффективность помощи учащемуся девиантного поведения на уровне общеобразовательного учреждения возрастает, если к данной работе подключается педагог-психолог, социальный педагог и другие работники школы, осуществляющие профилактическую работу…

Методы: - переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков); - метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью) -…

Методы: - переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков); - метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью) -…

Сентябрь-октябрьКлассный руководитель,

Сентябрь-октябрьКлассный руководитель,

Оценка уровня тревожности. Проведение психодиагностики эмоционально-волевой сферыВ течение годаКлассный руководитель, психолог

Оценка уровня тревожности. Проведение психодиагностики эмоционально-волевой сферыВ течение годаКлассный руководитель, психолог

Проведение родительского собрания по теме девиантного поведения детей с приглашением инспектора

Проведение родительского собрания по теме девиантного поведения детей с приглашением инспектора
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2023