Программа по работе с детьми девиантного поведения
«Все в твоих руках!»
С каждым годом в общеобразовательных школах неуклонно растет число учащихся с поведением, отличным от нормы – девиантным. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением. Отклонения в поведении детей, появление неблагополучных семей это результат социально – экономической, экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, чрезмерность занятости родителей, участившихся разводов, неблагоприятных семейно – бытовых отношений, отсутствие контроля над поведением, самоустранение семьи от процесса воспитания.
Все вышеперечисленные факторы оказывают негативное влияние на подрастающее поколение, дети вынужденно «вживаются» в окружающую среду и в результате появляется нежелание детей учиться, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество.
В 3 а классе обучается 21 человек, из которых 3 учащихся – дети девиантного поведения. В классе имеются также дети, поведение которых требует повышенного внимания. Несмотря на то, что в целом класс является благополучным.
На это направлена данная программа «Все в твоих руках!»
Целью программы является коррекция девиантного поведения детей в результате целенаправленного педагогического воздействия, оказание психолого-педагогической помощи учащимся с девиантным поведением для успешной адаптации и социализации в школьном коллективе в период обучения.
Реализация программы направлена на решение следующих задач:
· Осуществление диагностической работы с целью выявления учащихся девиантного поведения, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.
· Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми девиантного поведения и с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.
· Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
· Оказание социально-психологической и педагогической помощи учащимся, имеющим отклонение в поведении, либо проблемы в обучении.
· Формирование у детей девиантного поведения через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
· Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
· Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
· Прививать уважение к сверстникам, помочь выполнять определенную роль в классном коллективе.
Программа представляет собой деятельность классного руководителя (учителя) с профилактическими структурами школы: заместителем директора по воспитательной работе, социальным педагогом, психологом,
План реализации программы содержит пять последовательных этапов, во время которых создаются необходимые связи с родителями, педагогами, учащимися. Полностью диагностируется контингент учащихся класса, с целью выявления уровней обученности и воспитанности, их нравственный и физический потенциал, степень и причины девиаций, среда проживания.
Работа с детьми девиантного поведения строится на основе следующих нормативно-правовых документов: Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, Федеральный закон РФ от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах профилактики и безнадзорности».
Программа реализуется путем поэтапного выполнения запланированных в ней мероприятий:
Первым этапом деятельности работы сучащимся девиантного поведения является сбор необходимой информации о нем. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. Изучение индивидуально – психологических особенностей детей; межличностных отношений ребенка; микроклимата семей учащихся, взаимоотношений с родителями. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и учащихся, наблюдение, беседа и т.д.
Второй этап - анализ полученной информации.
Третий этап - разработка комплексного плана работы сучащимся девиантного поведения и с его семьей.
Четвертый этап- реализация индивидуального плана работы с учащимся и с семьей.Консультирование всех участников сопровождения плана о путях и способах решения проблем ребенка.
Пятый этап - анализ проведенной работы с учащимся и с семьей. (по каждому пункту плана: Что удалось? Что не получилось? Почему?). Дальнейший анализ работы.
Ключевым специалистом реализации программы выступает классный руководитель (учитель), оказывающий учащемуся девиантного поведения педагогическую помощь и поддержку. Эффективность помощи учащемуся девиантного поведения на уровне общеобразовательного учреждения возрастает, если к данной работе подключается педагог-психолог, социальный педагог и другие работники школы, осуществляющие профилактическую работу в школе.
Реализация программы включает следующие направления:
- работа с учащимися;
- работа с семьей;
- работа с педагогами.
Работа с семьей:
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
-привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности с детьми;
-выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;
-разработка основных правил семейного воспитания;
-создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку;
-всесторонне психолого-педагогическое просвещение родителей;
-способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
Формы работы:
- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов), беседы, родительские собрания. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений;
- психокоррекционная работа - семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);
-психопрофилактическая - приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ОПДН и др.) для бесед с родителями и детьми; рассмотрение детей с родителями на заседании Совета профилактики;
- праздничные мероприятия.
Работа с учащимися:
-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
-профилактика вредных привычек, правонарушений;
-психокоррекция;
-пропаганда здорового образа жизни;
- создание ситуации успеха;
- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности;
- организация досуговой (внеурочной) занятости в течение учебного года, а также занятости в период каникул.
- изучение интересов и потребностей детей данной категории;
- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;
- организация социально-значимой деятельности детей.
Методы:
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)
- организация досуга.
Формы работы: индивидуальная и групповая работа, тренинги, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники).
Ожидаемые результаты реализации программы:
1) Учащимся девиантного поведения будут прививаться нормы поведения, морали. Появится опыт решать свои проблемы и трудности совместно с классным руководителем (учителем), социальным педагогом, психологом. Процесс социализации и становления личности несовершеннолетнего пройдёт естественно, бесконфликтно. Снизится количество учащихся, стоящих на учете.
2) Родители смогут получать квалифицированную помощь в воспитании и обучении своих несовершеннолетних детей, имеющих проблемы в обучении и адаптации. Тесная взаимосвязь с родителями позволит глубже понять причину девиантного поведения учащегося для коррекции и содействия. Профилактические меры воздействия на семью позволят контролировать семейные отношения, укрепят воспитательный потенциал родителей, поспособствуют благоприятной обстановке для полноценного воспитания, обучения и развития учащегося.
План работы с учащимся девиантного поведения и его семьей
на 2022-2023 учебный год
№ |
Мероприятие |
Срок |
Исполнитель |
2 |
Изучение причин девиантного поведения учащегося. |
Сентябрь |
Классный руководитель, |
3 |
Изучение положения ребенка девиантного поведения в семье. Определение психологической атмосферы в семье Изучение особенностей семьи: · структура семьи; · жилищно-бытовые условия; · материальное обеспечение; · взаимоотношения между членами семьи; · наличие отклонений в поведении членов семьи; · культурный уровень |
Сентябрь-октябрь |
Классный руководитель, |
5 |
Контроль посещаемости занятий и успеваемости учащегося с девиантным поведением |
Ежедневно в течение года |
Классный руководитель |
6 |
Оказание помощи в учебе |
В течение года |
Классный руководитель, учителя-предметники |
7 |
Выявление характера и особенностей ближайшего окружения учащегося девиантного поведения и его положения в нем |
В течение года |
Классный руководитель |
9 |
Вовлечение учащегося девиантного поведения к активному, развивающему досугу (кружки) |
В течение года |
Классный руководитель |
10 |
Контроль посещаемости кружков |
В течение года |
Классный руководитель |
11 |
Разбор конфликтных ситуаций |
В течение года, по необходимости |
Классный руководитель, социальный педагог, администрация школы |
12 |
Направление на консультации к психологу, медицинских специалистов |
В течение года, по необходимости |
Классный руководитель |
13 |
Диагностика межличностных отношений. Оценка уровня тревожности. Проведение психодиагностики эмоционально-волевой сферы |
В течение года |
Классный руководитель, психолог |
14 |
Профилактические беседы с учащимся на темы: - «Профилактика нарушения школьной дисциплины»; - «Профилактика асоциального поведения»; - «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних»; - «Вредные привычки»; - «Правила-зачем они нужны?»; и т.д. |
В течение года |
Классный руководитель, психолог, социальный педагог инспектор ОПДН, другие специалисты |
18 |
Привлечение к участию в культурно-массовых и спортивных мероприятиях класса и школы |
В течение года |
Классный руководитель |
19 |
Проведение консультаций для родителей учащегося по текущим проблемам обучения и воспитания |
В течение года, при необходимости и по приглашению |
Классный руководитель, социальный педагог, психолог |
20 |
Проведение профилактических бесед с родителями на темы: - Роль родителей в воспитании детей. Ответственность родителей в воспитании детей; - Особенности общения детей со сверстниками; - Роль личного примера родителей в поведении детей; - Методы воспитания детей. Поощрения и наказания в воспитании ребенка; - Как научить ребенка справляться с агрессией. и т.д |
В течение года |
Классный руководитель, социальный педагог, психолог |
21 |
Разработка рекомендаций по воспитанию детей девиантного поведения и улучшению взаимоотношений в семье |
В течение года |
Классный руководитель, социальный педагог, психолог |
22 |
Проведение родительского собрания по теме девиантного поведения детей с приглашением инспектора ОПДН |
Ноябрь, февраль |
Классный руководитель |
23 |
Привлечение родителей к проведению праздников |
В течение года |
Классный руководитель |
24 |
Анкетирование родителей: Определение методов семейного воспитания; Взаимоотношения в семье; |
Ноябрь, май |
Классный руководитель, психолог |
25 |
Привлечение родителей к участию в классных и общешкольных мероприятиях |
В течение года |
Классный руководитель |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.