Программа по родной литературе 5- 9 класс
Оценка 4.7

Программа по родной литературе 5- 9 класс

Оценка 4.7
docx
07.11.2021
Программа по родной литературе 5- 9 класс
5-9 родная литература 2020.docx

Пояснительная записка

   Рабочая программа по учебному предмету « Родная (русская) литература» разработана в соответствии с  ФГОС ООО.

   Целью реализации рабочей программы по «Родной (русской) литературе» является усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями  ФГОС ООО, воспитание уважительного и бережного отношения к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.   

  Задачами учебного предмета являются:

- формирование духовно-развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским  сознанием, чувством патриотизма, способной осознавать свою принадлежность к родной культуре, культурам других народов;

- вхождение в мир многонациональной российской культуры и интеграции на этой основе в единый многонациональный российский социум;

- освоение знаний о родной (русской) литературе, ее духовно-нравственных и эстетических ценностях, выдающихся произведений русских писателей, их жизни и творчестве, вершинных произведений мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- формирование эстетического вкуса на основе чтения и освоения художественных текстов;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

- овладение важнейшими  общеучебными умениями и универсальными учебными действиями ( формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и т. д.);

- использование опыта знакомства с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

   Рабочая программа по родной (русской) литературе рассчитана на  5  лет.

 Общее количество часов за уровень обучения составляет  120 часов,

со следующим распределением по классам:

    5 класс – 17 часов,

    6 класс – 17 часов,

    7 класс- 17 часов,

    8 класс- 35 часов,

    9 класс- 34 часа.

   Методы и приёмы обучения: 

Основой обучения является системно-деятельностный подход ,  метод проектов, проблемное обучение, дифференцированный подход.

   Формы промежуточной и итоговой аттестации:

Промежуточная аттестация:

1четверть- диагностическая работа(сочинение)

1полугодие- административная контрольная работа (тест)

3 четверть - сочинение

Итоговая аттестация: проектная или исследовательская работа по выбранной теме.

   Оценочные материалы (процедуры)

Раздел

Критерий

Фольклор

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера, нравственного идеала русского народа

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

Литература 18 века

умение осознанно воспринимать художественное произведение разной жанровой природы в единстве формы и содержания, давать его смысловой анализ, аргументированно формулируя свое отношение к прочитанному

• ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5-9 классы); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5-9 классы) (в каждом классе - на своем уровне).

Литература 19-20вв

Умение выделять и формулировать тему, идею изученного произведения, давать характеристику героев.

Умение вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

- ценностное отношение к родной литературе как хранителю этнокультуры, включенность в культурно-языковое поле своего народа;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

- сопричастность к фольклорным и литературным традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, ответственности за сохранение культуры своего народа;

- осознание себя и этническим представителем своего народа, и гражданином многонационального Российского государства;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительное отношение к родной литературе (культуре), а также литературе (культуры) других народов России;

- умение адаптироваться в современном поликультурном мире; сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, особенно с представителями иной этнической принадлежности.

Метапредметные результаты:

- понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы и обобщения;

- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- использовать в самостоятельной деятельности приемы сопоставления и сравнения, разные источники информации для решения познавательных и коммуникативных задач.

 

Предметные результаты:

Выпускник научится:

 

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизация отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы народов России, русской и мировой литературы;
  • воспитание в себе квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров; создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участие в обсуждении прочитанного;

Выпускник получит возможность научиться:

  • умение владеть процедурами смыслового чтения и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературно художественного текста от научного, делового, публицистического;
  • умение владеть литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • понимание авторской позиции и умение выразить свое отношение к ней;
  • - умение пересказывать прозаические и драматургические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка;
  • умение писать сочинения и изложения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классных и домашних творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы.

 

Содержание учебного предмета

Фольклор.

Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов русского народа, черт русского национального характера в героях русских сказок и былин.

Сказка, ее сюжетные линии, композиционные элементы, художественные средства. Аллегорический язык сказок.

Героические былины: «Добрыня и змей», «Святогор-богатырь».

Фольклорные традиции в русской литературе.

«Повесть о Евпатии Коловрате».

Басня.Тремаковский В, Хемницер И.Отражение пороков человека в баснях.

Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке».Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.

 

Древнерусская литература.

Отражение эпизодов российской истории в произведениях древнерусской литературы. Пафос и идеи древнерусской литературы.

Характеристика исторических персонажей.

Традиции и особенности древнерусской литературы. Афанасий Никитин «Хождение за три моря».

«Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности.

Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского».

Русская литература 18 века.

Жанрово-родовая классификация произведений литературы 18 века.

Понятие о литературной сказке. УНТ и сказки Пушкина- сходства и различия.

Русская басня. Жанр басни и ее истоки.

И.Дмитриев «Муха». Композиция басни.

Основные мотивы творчества А.Сумарокова и В.Капниста. «На кончину Гавриила Романовича Державина»

Лесков Н.С. Рождественские рассказы. Психологизм рассказов.

Н.М.Карамзин. Легенды из «Истории государства Российского»

Карамзин Н.М. «Предание веков» (из «Истории государства

Российского»).

И. П. Богданович.  Обзор жизни и творчества. Отрывки из  повести  «Душенька».

Русская литература 19-20 вв.

Л.Толстой. Два. Товарища. Лгун. Отец и сыновья. Нравственная проблематика басен, их злободневность.     

Даль В.И. Что значит досуг? Богатство и выразительность языка сказки. Тема труда .         Милосердие и вера в рассказе Станюкович К.М. «Рождественская ночь».

А.С.Пушкин. Тема лицейской дружбы. Стихи, посвященные друзьям.

Поэзия пушкинской эпохи. П.А.Вяземский. «Первый снег».Образ родной природы в стихотворении. Лирика природы в творчестве Пушкина.   

Е.Пермяк  Сказка «Березовая роща».Тема, особенности образов сказки. Проблема зависти и злобы, добра и зла.

А.Гайдар. Литературная сказка. Сюжет и особенности сказки «Горячий камень»

Тимур и его команда. Тема дружбы, отношения взрослых и детей. Добровольчество         Л.Пантелеев. Повесть «Республика Шкид». Судьба детей во время революции         Паустовский К.Г. «Заячьи лапы», «Старый повар».Глубина человеческих чувств и способы ее передачи.  

М.Пришвин. «Остров спасения», «Предательская колбаса».Мир природы и мир человека в рассказе.    

Произведения о Вов. Взрослые и дети на войне.       

Н.В.Гоголь. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Жанр повести. « Коляска.» Провинциальный колорит повести и моральное падение героя.

В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе» .Отражение истинной красоты в сказке.

Литература 20 века-7

Чарская Л.А. Гимназистки. Р-з «Тайна»Тема равнодушия и непонимания в рассказе.

Л.Кассиль. «Батарейный заяц».Рассказ. Сюжет. Композиция.

И.А.Крылов. Историческая основа басен. «Лягушки, просящие царя», «Обоз».

И.Тургенев. Стихотворения в прозе. Философия стихов.

А.Чехов. Тоска. Размазня. Смех сквозь слезы. Тема неотвратимости судьбы.

А Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим»

А.Г.Алексин. «Мой брат играет на кларнете». Дневник- как жанр литературы.

Вов в произведениях писателей 20в. С.Георгиевская «Галина мама».

Гарин-Михайловский Н.Г. «Детство Темы»( «Ябеда»,«Экзамен»).Нравственное испытание героя.

А.Приставкин. «Золотая рыбка». Нравственно-эмоциональное состояние персонажей рассказа.

Воробьев К.Д. Гуси-лебеди. Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа человека.

Короленко В.Г. «Мгновение».Аллегорический смысл произведения. Цена жизни и мгновения.

Каверин В.А. «Два капитана».Взросление героя, дружба предательство на страницах романа. Романтика поиска открытий.

Айтматов Ч. «Ранние журавли».Тема памяти и бессмертия, ответственности за судьбу будущих поколений.

Казаков Ю.П. «Двое в декабре».Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев.

Богомолов В. «Рейс «Ласточки».Будни войны на страницах произведения.

Быков В. «Обелиск». Смысл подвига и героизма, нравственные истоки поступков.

Распутин В.Г. «Женский разговор».Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.

Солженицын А.И. «крохотки» - раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла.

Лихачев Д.С. «Земля родная» Духовное напутствие молодежи.

Вронский Ю. «Юрьевская прорубь». Формирование подростка. Настоящая дружба, поступки героев как отражение их характеров.

Рассказы современных писателей о настоящей дружбе.

Астафьев В.П. «Капалуха», «Деревья растут для всех». Сложный мир взаимоотношений в рассказах.

Крупин В.Н. Миниатюры «Босиком по небу».Традиции русской классической прозы в рассказах.

Крупин В.Н. Миниатюры «Босиком по небу». Главные герои, их портреты и характеры, становление мировоззрения.

Тэффи. Юмористические рассказы о жизни.

СухомлинскийВ.А . Рассказы о воспитании.

Васильев Б.П. Уроки мужества в «А зори здесь тихие»

В.К.Железняков .Чучело. Изображение мира подростков.Смысл нравственных уроков писателя.

Б.Екимов. Рассказы о духовной жизни. «Говори, мама, говори».

Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви».Тема материнской любви и сыновней благодарности. Особенности жанра.Значение финала.

А.С.Грин. Рассказ «Зелёная лампа». Характеры героев. Смысл названия.

Проблема утраты связи с отчим домом в рассказе Ю.П. Казакова «Запах хлеба». 

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось». История о первой любви. Взаимоотношения родителей и детей в повести  Литература и кино. Экранизация повести.

Васильев Б.Н. «Завтра была война».Гуманистический характер военной прозы. Трагическая судьба человекаво время Великой Отечественной войны.

Бондарев Ю. «Горячий снег».Трагическая судьба человека во время Великой Отечественной войны.

Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном».Духовное напутствие молодежи.

Тендряков В.Ф. «Весенние перевертышы».Подросток в современном мире, поиски человеческих ценностей.

Книги современных писателей о подростках.

Телешов Н.Д. «Белая цапля»Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.

Сказки современных писателей. Нравственные проблемы сказок.

Прилепин Захар. «Белый квадрат».Нравственное взросление героев рассказа. Проблемы памяти, долга,ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя

Поэтический обрах Родины в стихотворениях русских поэтов ХХв. Образ

лирического героя.

Твардовский А.Т. «Снега потемнеют синие», «На дне моей памяти».Размышление поэта о взаимосвязи судьбы человека и народа.

Рождественский Р.И. «На земле безжалостно маленькой…».Величие духа маленького человека.

Материнская любовь не знает национальности. (По рассказу К. Симонова «Свеча»)

А. Н. Толстой «Русский характер». Черты характера русского человека.  Герои рассказа

К.Д. Воробьев «Седой тополь». Борьба за жизнь в лагере военнопленных.Судьба главного героя .Образы-символы.

 

 

 

Тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1.     Фольклор-3ч

1.

Родная литература как национально-культурная ценность народа.

1

2.

Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных  и бытовых сказках. Журавль и цапля. Солдатская шинель.

1

3

Понятие о народном театре. Образы, поучительный смысл. Пьеса «Озорник Петрушка»

1

2.     Древнерусская литература-1ч

4

Традиции и особенности древнерусской литературы. Афанасий Никитин «Хождение за три моря»

1

 

Русская литература 18 века-1ч

 

5

Понятие о литературной сказке. УНТ и сказки Пушкина- сходства и различия.

1

 

Русская литература 19-20вв-12ч

 

6

Л.Толстой. Два. Товарища. Лгун. Отец и сыновья. Нравственная проблематика басен, их злободневность.

1

7

Даль В.И. Что значит досуг? Богатство и выразительность языка сказки. Тема труда .

1

8

Милосердие и вера в рассказе Станюкович К.М. «Рождественская ночь».

1

9

Поэзия пушкинской эпохи. П.А.Вяземский. «Первый снег».Образ родной природы в стихотворении.

1

10

Е.Пермяк  Сказка «Березовая роща».Тема, особенности образов сказки. Проблема зависти и злобы, добра и зла.

1

11

А.Гайдар. Литературная сказка. Сюжет и особенности сказки «Горячий камень»

1

12

А.Гайдар. Тимур и его команда. Тема дружбы, отношения взрослых и детей. Добровольчество.

1

13

Л.Пантелеев. Повесть «Республика Шкид». Судьба детей во время революции.

1

14

Паустовский К.Г. «Заячьи лапы», «Старый повар».Глубина человеческих чувств и способы ее передачи.

1

15

М.Пришвин. «Остров спасения», «Предательская колбаса».Мир природы и мир человека в рассказе.

1

16

Произведения о Вов. Взрослые и дети на войне.

1

17

Итоговая аттестация. Защита проектной работы.

 

Итого

17ч

 

6 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Фольклор-2ч

1.

Родная литература как способ познания жизни. Диагностическая работа.

1

2

Жанры фольклора. Былина «Вольга и Микула

Селянинович», «Садко».Прославление в былинах  силы и мужества,справедливости и бескорыстности.

1

 

Древнерусская литература 1ч

 

3

Летопись. Повесть временных лет. «Повесть о взятии Олегом Царьграда»

1

 

Литература 19 века-6ч

 

4

Русская басня. Жанр басни и ее истоки.

1

5

И.Дмитриев «Муха». Композиция басни.

1

6

А.С.Пушкин. Тема лицейской дружбы. Стихи, посвященные друзьям.

1

7

Н.В.Гоголь. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Жанр повести.

1

8

Н.В.Гоголь. Коляска. Провинциальный колорит повести и моральное падение героя.

1

9

В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе» .Отражение истинной красоты в сказке.

1

 

Литература 20 века-7

 

10

Чарская Л.А. Гимназистки. Р-з «Тайна»Тема равнодушия и непонимания в рассказе.

1

11

Л.Кассиль. «Батарейный заяц».Рассказ. Сюжет. Композиция.

1

12

А.Г.Алексин. «Мой брат играет на кларнете». Дневник- как жанр литературы.

1

13

Вов в произведениях писателей 20в. С.Георгиевская «Галина мама».

1

14

Гарин-Михайловский Н.Г. «Детство Темы»( «Ябеда», «Экзамен»).Нравственное испытание героя.

1

15

А.Приставкин. «Золотая рыбка». Нравственно-эмоциональное состояние персонажей рассказа.

1

16

Воробьев К.Д. Гуси-лебеди. Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа человека.

1

17

Итоговая аттестация. Защита проектной работы.

1

 

Итого

17ч

7 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Фольклор-1ч

1.

Героические былины: «Добрыня и змей», «Святогор-богатырь». Диагностическая работа.

1

 

Древнерусская литература-1ч

 

2

Традиции и особенности древнерусской литературы. «Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности.

1

 

Литература 18 века-1ч

 

3

Основные мотивы творчества А.Сумарокова и В.Капниста. «На кончину Гавриила Романовича Державина»

1

4

Лесков Н.С. Рождественские рассказы. Психологизм рассказов.

1

 

Литература 19 в-6ч

 

5

И.А.Крылов. Историческая основа басен. «Лягушки, просящие царя», «Обоз».

1

6

Лирика природы в творчестве Пушкина.

1

7

И.Тургенев. Стихотворения в прозе. Философия стихов.

1

8

А.Чехов. Тоска. Размазня. Смех сквозь слезы. Тема неотвратимости судьбы.

1

9

А Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим»

1

10

Административная контрольная работа за 1 полугодие. Сочинение.

 

 

Литература 20 века-

 

11

Сатира. Юмор. Сатирические произведения. А Аверченко «Вечером».

1

12

Мир детства в рассказах В.Распутина.

1

13

Мир приключений и будни подростков в рассказах В.Голявкина.,Ф.Искандера.Контрольная работа за 3 ч.

1

14

В.Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей»

1

15

Уроки нравственности в рассказе «Трудный хлеб»

1

16

Л.Кассиль. Улица младшего сына. Дети и взрослые на войне.

1

17

Итоговая аттестация. Защита проектной работы

1

 

Итого

17ч

8 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1.     Введение -1ч

1.

Слово как средство создания образа в родной литературе. Диагностическая работа .

1

 

Фольклор - 3ч

 

2

Фольклорные традиции в русской литературе.
«Повесть о Евпатии Коловрате».

1

3

Тремаковский В, Хемницер И., басни.
Отражение пороков человека в баснях.

1

4

Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке».
Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя
рассказа.

1

 

Литература 18-20 вв-31ч

1

5

Н.М.Карамзин. Легенды из «Истории государства Российского»

1

6

Гаршин В.М. «Сигнал», «То, чего не было».
Мастерство иносказания в новеллах автора, психологизм его произведений.

1

7

Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова

«Шуточка».

1

8

Пришвин М.М. Мир природы и мир человека.

«Предательская колбаса», «Таинственный ящик»

1

9

Короленко В.Г. «Мгновение».
Аллегорический смысл произведения. Цена жизни и мгновения.

1

10

Каверин В.А. «Два капитана».
Взросление героя, дружба предательство на страницах романа.

1

11

Каверин В.А. «Два капитана».

Романтика поиска открытий.

1

12

Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей, тимуровское движение.

 

1

13

Айтматов Ч. «Ранние журавли».
Тема памяти и бессмертия, ответственности за судьбу будущих поколений.

1

14

Казаков Ю.П. «Двое в декабре».
Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев.

1

15

Богомолов В. «Рейс «Ласточки».
Будни войны на страницах произведения.

1

16

Быков В. «Обелиск».
Смысл подвига и героизма, нравственные истоки поступков.

1

17

Административная контрольная работа за 1 полугодие. Сочинение.

1

18

Распутин В.Г. «Женский разговор».
Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.

1

19

Солженицын А.И. «крохотки» - раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства
философского цикла.

1

20

Лихачев Д.С. «Земля родная»
Духовное напутствие молодежи.

1

 

21

Вронский Ю. «Юрьевская прорубь».
Формирование подростка. Настоящая дружба, поступки героев как отражение их характеров.

1

22

Рассказы современных писателей о настоящей дружбе.

1

23

Астафьев В.П. «Капалуха», «Деревья растут для всех».Сложный мир взаимоотношений в рассказах.

1

24

Крупин В.Н. Миниатюры «Босиком по небу».
Традиции русской классической прозы в рассказах.

1

25

Крупин В.Н. Миниатюры «Босиком по небу». Главные герои, их портреты и характеры, становление мировоззрения.

 

1

26

Тэффи. Юмористические рассказы о жизни.

1

27

СухомлинскийВ.А . Рассказы о воспитании.

1

28

Васильев Б.П. Уроки мужества в «А зори здесь тихие»

1

29

В.К.Железняков .Чучело. Изображение мира подростков.

1

30

В.К.Железняков .Чучело.Смысл нравственных уроков писателя.

1

31

Б.Екимов. Рассказы о духовной жизни. «Говори, мама, говори».

1

32

Современные «Писатели на Новгородской земле»- подготовка к проекту.

1

33

Защита проекта «Писатели на Новгородской земле»

1

34-35

Итоговая аттестация. Защита проекта по выбранной теме.

1

 

Итого

35 ч

9 класс


п/п

Название  раздела, темы

Кол
во
часов

1.

Прогноз развития литературных традиций в XXI в.

Диагностическая работа

1

2.

Жанровое богатство и традиции древнерусской литературы.

1

3.

Традиции и особенности духовной литературы. Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского».

1

4.

Карамзин Н.М. «Предание веков» (из «Истории государства
Российского»).

1

5

И. П. Богданович.  Обзор жизни и творчества. Отрывки из  повести  «Душенька».

1

6.

История любви в повести  И.С.Тургенева «Вешние воды». 

1

7.

Характеры героев повести «Вешние воды».

 

 

Литература 20 в

 

8.

Аверченко А. Сатирические и юмористические рассказы писателя.

1

9

Аверченко А. Тонкий
юмор и грустный смех. Рассказ «Специалист»

 

10

М.Горький.  «Песня о Соколе». Своеобразие композиции. Художественные особенности «Песни…».

 

11

К. Г. Паустовский.  Рассказ «Телеграмма». Тема одиночества в рассказе.

 

 

12.

Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви».
Тема материнской любви и сыновней благодарности. Особенности жанра.
Значение финала.

1

13

А.С.Грин. Рассказ «Зелёная лампа». Характеры героев. Смысл названия.

 

 

14

Проблема утраты связи с отчим домом в рассказе Ю.П. Казакова «Запах хлеба». 

 

15

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось». История о первой любви.Административная контрольная работа  за 2 ч. Сочинение.

 

16

Взаимоотношения родителей и детей в повести 

Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось».

 

17

Литература и кино. Экранизация повести.

 

18

Васильев Б.Н. «Завтра была война».
Гуманистический характер военной прозы.

1

19

Васильев Б.Н. «Завтра была война». Трагическая судьба человека
во время Великой Отечественной войны.

 

20

Бондарев Ю. «Горячий снег».
Трагическая судьба человека во время Великой Отечественной войны.

1

21

Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном».
Духовное напутствие молодежи.

1

22

Тендряков В.Ф. «Весенние перевертышы».
Подросток в современном мире, поиски человеческих ценностей.

1

23

Книги современных писателей о подростках.Контрольная  работа  за 3 ч.

 

24

Телешов Н.Д. «Белая цапля»
Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные
проблемы, поставленные в сказке.

1

25

Сказки современных писателей. Нравственные проблемы сказок.

 

26

Прилепин Захар. «Белый квадрат».
Нравственное взросление героев рассказа. Проблемы памяти, долга,
ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении
писателя

1

27

Поэтический образ Родины в стихотворениях русских поэтов ХХв. Образ
лирического героя.

1

28

Твардовский А.Т. «Снега потемнеют синие», «На дне моей памяти».
Размышление поэта о взаимосвязи судьбы человека и народа.
Рождественский Р.И. «На земле безжалостно маленькой…».
Величие духа маленького человека.

1

29

Материнская любовь не знает национальности. (По рассказу К. Симонова «Свеча»)

1

30

А. Н. Толстой «Русский характер». Черты характера русского человека. 

1

31

Герои рассказа А. Н. Толстого  «Русский характер».

1

32

К.Д. Воробьев «Седой тополь». Борьба за жизнь в лагере военнопленных.

1

33

Судьба главного героя в рассказе «Седой тополь». Образы-символы.

1

34.

Промежуточная аттестация. Защита проектной работы.

1

 

Итого

34ч

 

 

Приложение 1

 

Календарно -  тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Дата

Название раздела, темы

Количество часов

 

Фольклор-3ч

1.

 

Родная литература как национально-культурная ценность народа.

1

2.

 

Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных  и бытовых сказках. Журавль и цапля. Солдатская шинель.

1

3

 

Понятие о народном театре. Образы, поучительный смысл. Пьеса «Озорник Петрушка»

1

3.      

4.     Древнерусская литература-1ч

4

 

Традиции и особенности древнерусской литературы. Афанасий Никитин «Хождение за три моря»

1

 

 

Русская литература 18 века-1ч

 

5

 

Понятие о литературной сказке. УНТ и сказки Пушкина- сходства и различия.

1

 

 

Русская литература 19-20вв-12ч

 

6

 

Л.Толстой. Два. Товарища. Лгун. Отец и сыновья. Нравственная проблематика басен, их злободневность.

1

7

 

Даль В.И. Что значит досуг? Богатство и выразительность языка сказки. Тема труда .

1

8

 

Милосердие и вера в рассказе Станюкович К.М. «Рождественская ночь».

1

9

 

Поэзия пушкинской эпохи. П.А.Вяземский. «Первый снег».Образ родной природы в стихотворении.

1

10

 

Е.Пермяк  Сказка «Березовая роща».Тема, особенности образов сказки. Проблема зависти и злобы, добра и зла.

1

11

 

А.Гайдар. Литературная сказка. Сюжет и особенности сказки «Горячий камень»

1

12

 

А.Гайдар. Тимур и его команда. Тема дружбы, отношения взрослых и детей. Добровольчество.

1

13

 

Л.Пантелеев. Повесть «Республика Шкид». Судьба детей во время революции.

1

14

 

Паустовский К.Г. «Заячьи лапы», «Старый повар».Глубина человеческих чувств и способы ее передачи.

1

15

 

М.Пришвин. «Остров спасения», «Предательская колбаса».Мир природы и мир человека в рассказе.

1

16

 

Произведения о Вов. Взрослые и дети на войне.

1

17

 

Итоговая аттестация. Защита проектной работы.

 

 

Итого

17ч

 

6 класс

№ п/п

Дата

Название раздела, темы

Количество часов

 

Фольклор-2ч

1.

 

Родная литература как способ познания жизни. Диагностическая работа.

1

2

 

Жанры фольклора. Былина «Вольга и Микула

Селянинович», «Садко».Прославление в былинах  силы и мужества,справедливости и бескорыстности.

1

 

 

Древнерусская литература 1ч

 

3

 

Летопись. Повесть временных лет. «Повесть о взятии Олегом Царьграда»

1

 

 

Литература 19 века-6ч

 

4

 

Русская басня. Жанр басни и ее истоки.

1

5

 

И.Дмитриев «Муха». Композиция басни.

1

6

 

А.С.Пушкин. Тема лицейской дружбы. Стихи, посвященные друзьям.

1

7

 

Н.В.Гоголь. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Жанр повести.

1

8

 

Н.В.Гоголь. Коляска. Провинциальный колорит повести и моральное падение героя.

1

9

 

В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе» .Отражение истинной красоты в сказке.

1

 

 

Литература 20 века-8

 

10

 

Чарская Л.А. Гимназистки. Р-з «Тайна»Тема равнодушия и непонимания в рассказе.

1

11

 

Л.Кассиль. «Батарейный заяц».Рассказ. Сюжет. Композиция.

1

12

 

А.Г.Алексин. «Мой брат играет на кларнете». Дневник- как жанр литературы.

1

13

 

Вов в произведениях писателей 20в. С.Георгиевская «Галина мама».

1

14

 

Гарин-Михайловский Н.Г. «Детство Темы»( «Ябеда», «Экзамен»).Нравственное испытание героя.

1

15

 

А.Приставкин. «Золотая рыбка». Нравственно-эмоциональное состояние персонажей рассказа.

1

16

 

Воробьев К.Д. Гуси-лебеди. Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа человека.

1

17

 

Итоговая аттестация. Защита проектной работы.

1

 

 

Итого

17ч

7 класс

№ п/п

Дата

Название раздела, темы

Количество часов

 

Фольклор-1ч

1.

 

Героические былины: «Добрыня и змей», «Святогор-богатырь». Диагностическая работа.

1

 

 

Древнерусская литература-1ч

 

2

 

Традиции и особенности древнерусской литературы. «Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности.

1

 

 

Литература 18 века-2 ч

 

3

 

Основные мотивы творчества А.Сумарокова и В.Капниста. «На кончину Гавриила Романовича Державина»

1

4

 

Лесков Н.С. Рождественские рассказы. Психологизм рассказов.

1

 

 

Литература 19 в-6ч

 

5

 

И.А.Крылов. Историческая основа басен. «Лягушки, просящие царя», «Обоз».

1

6

 

Лирика природы в творчестве Пушкина.

1

7

 

И.Тургенев. Стихотворения в прозе. Философия стихов.

1

8

 

А.Чехов. Тоска. Размазня. Смех сквозь слезы. Тема неотвратимости судьбы.

1

9

 

А Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим»

1

10

 

Административная контрольная работа за 1 полугодие. Сочинение.

 

 

 

Литература 20 века-7

 

11

 

Сатира. Юмор. Сатирические произведения. А Аверченко «Вечером».

1

12

 

Мир детства в рассказах В.Распутина.

1

13

 

Мир приключений и будни подростков в рассказах В.Голявкина.,Ф.Искандера

1

14

 

В.Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей»

1

15

 

Уроки нравственности в рассказе «Трудный хлеб»

1

16

 

Л.Кассиль. Улица младшего сына. Дети и взрослые на войне.

1

17

 

Итоговая аттестация. Защита проектной работы

1

 

 

Итого

17ч

8 класс

№ п/п

Дата

Название раздела, темы

Количество часов

 

Введение -1ч

1.

 

Слово как средство создания образа в родной литературе. Диагностическая работа .

1

 

 

Фольклор - 3ч

 

2

 

Фольклорные традиции в русской литературе.
«Повесть о Евпатии Коловрате».

1

3

 

Тремаковский В, Хемницер И., басни.
Отражение пороков человека в баснях.

1

4

 

Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке».
Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя
рассказа.

1

 

 

Литература 18-20 вв-31ч

1

5

 

Н.М.Карамзин. Легенды из «Истории государства Российского»

1

6

 

Гаршин В.М. «Сигнал», «То, чего не было».
Мастерство иносказания в новеллах автора, психологизм его произведений.

1

7

 

Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова

«Шуточка».

1

8

 

Пришвин М.М. Мир природы и мир человека.

«Предательская колбаса», «Таинственный ящик»

1

9

 

Короленко В.Г. «Мгновение».
Аллегорический смысл произведения. Цена жизни и мгновения.

1

10

 

Каверин В.А. «Два капитана».
Взросление героя, дружба предательство на страницах романа.

1

11

 

Каверин В.А. «Два капитана».

Романтика поиска открытий.

1

12

 

Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей, тимуровское движение.

 

1

13

 

Айтматов Ч. «Ранние журавли».
Тема памяти и бессмертия, ответственности за судьбу будущих поколений.

1

14

 

Казаков Ю.П. «Двое в декабре».
Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев.

1

15

 

Богомолов В. «Рейс «Ласточки».
Будни войны на страницах произведения.

1

16

 

Быков В. «Обелиск».
Смысл подвига и героизма, нравственные истоки поступков.

1

17

 

Административная контрольная работа за 1 полугодие. Сочинение.

1

18

 

Распутин В.Г. «Женский разговор».
Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.

1

19

 

Солженицын А.И. «крохотки» - раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства
философского цикла.

1

20

 

Лихачев Д.С. «Земля родная»
Духовное напутствие молодежи.

1

 

21

 

Вронский Ю. «Юрьевская прорубь».
Формирование подростка. Настоящая дружба, поступки героев как отражение их характеров.

1

22

 

Рассказы современных писателей о настоящей дружбе.

1

23

 

Астафьев В.П. «Капалуха», «Деревья растут для всех».Сложный мир взаимоотношений в рассказах.

1

24

 

Крупин В.Н. Миниатюры «Босиком по небу».
Традиции русской классической прозы в рассказах.

1

25

 

Крупин В.Н. Миниатюры «Босиком по небу». Главные герои, их портреты и характеры, становление мировоззрения.

 

1

26

 

Тэффи. Юмористические рассказы о жизни.

1

27

 

СухомлинскийВ.А . Рассказы о воспитании.

1

28

 

Васильев Б.П. Уроки мужества в «А зори здесь тихие»

1

29

 

В.К.Железняков .Чучело. Изображение мира подростков.

1

30

 

В.К.Железняков .Чучело.Смысл нравственных уроков писателя.

1

31

 

Б.Екимов. Рассказы о духовной жизни. «Говори, мама, говори».

1

32

 

Современные «Писатели на Новгородской земле»- подготовка к проекту.

1

33

 

Защита проекта «Писатели на Новгородской земле»

1

34-35

 

Итоговая аттестация. Защита проекта по выбранной теме.

1

 

 

Итого

35 ч

9 класс


п/п

Дата

Название  раздела, темы

Кол
во
часов

1.

 

Прогноз развития литературных традиций в XXI в.

Диагностическая работа

1

2.

 

Жанровое богатство и традиции древнерусской литературы.

1

3.

 

Традиции и особенности духовной литературы. Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского».

1

4.

 

Карамзин Н.М. «Предание веков» (из «Истории государства
Российского»).

1

5

 

И. П. Богданович.  Обзор жизни и творчества. Отрывки из  повести  «Душенька».

1

6.

 

История любви в повести  И.С.Тургенева «Вешние воды». 

1

7.

 

Характеры героев повести «Вешние воды».

 

 

 

Литература 20 в

 

8.

 

Аверченко А. Сатирические и юмористические рассказы писателя.

1

9

 

Аверченко А. Тонкий
юмор и грустный смех. Рассказ «Специалист»

 

10

 

М.Горький.  «Песня о Соколе». Своеобразие композиции. Художественные особенности «Песни…».

 

11

 

К. Г. Паустовский.  Рассказ «Телеграмма». Тема одиночества в рассказе.

 

 

12.

 

Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви».
Тема материнской любви и сыновней благодарности. Особенности жанра.
Значение финала.

1

13

 

А.С.Грин. Рассказ «Зелёная лампа». Характеры героев. Смысл названия.

 

 

14

 

Проблема утраты связи с отчим домом в рассказе Ю.П. Казакова «Запах хлеба». 

 

15

 

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось». История о первой любви.

 

16

 

Взаимоотношения родителей и детей в повести 

Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось».

 

17

 

Литература и кино. Экранизация повести.

 

18

 

Васильев Б.Н. «Завтра была война».
Гуманистический характер военной прозы.

1

19

 

Васильев Б.Н. «Завтра была война». Трагическая судьба человека
во время Великой Отечественной войны.

 

20

 

Бондарев Ю. «Горячий снег».
Трагическая судьба человека во время Великой Отечественной войны.

1

21

 

Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном».
Духовное напутствие молодежи.

1

22

 

Тендряков В.Ф. «Весенние перевертышы».
Подросток в современном мире, поиски человеческих ценностей.

1

23

 

Книги современных писателей о подростках.

 

24

 

Телешов Н.Д. «Белая цапля»
Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные
проблемы, поставленные в сказке.

1

25

 

Сказки современных писателей. Нравственные проблемы сказок.

 

26

 

Прилепин Захар. «Белый квадрат».
Нравственное взросление героев рассказа. Проблемы памяти, долга,
ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении
писателя

1

27

 

Поэтический обрах Родины в стихотворениях русских поэтов ХХв. Образ
лирического героя.

1

28

 

Твардовский А.Т. «Снега потемнеют синие», «На дне моей памяти».
Размышление поэта о взаимосвязи судьбы человека и народа.
Рождественский Р.И. «На земле безжалостно маленькой…».
Величие духа маленького человека.

1

29

 

Материнская любовь не знает национальности. (По рассказу К. Симонова «Свеча»)

1

30

 

А. Н. Толстой «Русский характер». Черты характера русского человека. 

1

31

 

Герои рассказа А. Н. Толстого  «Русский характер».

1

32

 

К.Д. Воробьев «Седой тополь». Борьба за жизнь в лагере военнопленных.

1

33

 

Судьба главного героя в рассказе «Седой тополь». Образы-символы.

1

34.

 

Промежуточная аттестация. Защита проектной работы.

1

 

 

Итого

34ч

 

Приложение №2

Темы проектных и исследовательских работ

5-6 классы:

1.     Книги вчера, сегодня, завтра.

2.     Литература о родном крае.

3.     Мои ровесники в литературных произведениях.

4.     Мой край. Знаменитые писатели и поэты.

5.     Что читают мои одноклассники.

6.     Новаторство писателя и значение его творчества.

 

7-8 классы:

1.     Говорящие фамилии в произведениях писателей.

2.     Литературные премии.

3.     Памятники литературным героям.

4.     Литературные места на карте России.

5.     Песни современников о Вов.

6.     Образы растений и цветов в литературе.

7.     Мудрость слова.

9 класс:

1.     Сны и сновидения в русской литературе.

2.     Памятники писателям.

3.     Тема пророчества в русской литературе.

4.     Тема (?) в пословицах и поговорках.

5.     Тема добра и зла в русской литературе.

6.     Мое имя в литературе.

 

 

Приложение №3

Оценка достижений учащихся:

Критерии оценивания учащихся

Оценка контрольных работ, тестов

Высокий уровень. «5» - 85 – 100 % верно выполненных заданий;

Повышенный уровень. «4» - 60 – 84 % верно выполненных заданий;

Базовый уровень. «3» - 30 – 59 % верно выполненных заданий;

Пониженный уровень. «2»- менее 30 % верно выполненных заданий.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ ( , отзыв, рефе-рат).

Отметка “5” ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Отметка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка “2” ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой мо-жет быть выставлена оценка “3”; или если правильно выполнил менее поло-вины работы.

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (проверочная работа с выборочным ответом, публичное вы-ступление, зачёт) неконтрольного характера оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитывается:

· доля самостоятельности учащихся;

· этапы выполнения работы;

· объем работы;

· четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были и учащиеся предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допу-стил, но исправил. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамот-ности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценка устных ответов.

Основные критерии:

· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знани-ями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоя-тельно;

· умение анализировать художественное произведение в соответствии с веду-щими идеями эпохи;

· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последова-тельно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

Отметка «5»(высокий уровень): ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и по-ступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического со-держания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; рас-крывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»(повышенный уровень): ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимо-связь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение при-влекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть моно-логической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»(базовый уровень): оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и пони-мание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недо-статочное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допус-кается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответ-ствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»(пониженный уровень): ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

Критерии оценки сочинений по литературе:

Высокий уровень.

Отметка «5»:Содержание и речь

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Грамотность

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Повышенный уровень.

Отметка «4»:Содержание и речь

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Грамотность

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Базовый уровень.

Отметка «3»:Содержание и речь

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4.Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в IV классе — 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Пониженный уровень.

Отметка «2»:Содержание и речь

Сочинение обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение раскрыть тему, серьёзные нарушения логики повествования, наличие грубых фактических ошибок.

Грамотность

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Низкий уровень.

Отметка «1»: Содержание и речь

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок

 

Система оценивания проектной и исследовательской деятельности

При оценивании результатов работы учащихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:

1) содержательный компонент;

2) деятельностный компонент;

3) результативный компонент.

При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание следующие критерии:

1) значимость выдвинутой проблемы и её адекватность изучаемой

тематике;

2) правильность выбора используемых методов исследования;

3) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других

областей;

4) доказательность принимаемых решений;

5) наличие аргументации, выводов и заключений.

Оценивая деятельностный компонент, принимаем во внимание:

1) степень участия каждого исполнителя в выполнении проекта;

2) характер взаимодействия участников проекта.

При оценке результативного компонента проекта учитываем такие

критерии, как:

1) качество формы предъявления и оформления проекта;

2) презентация проекта;

3) содержательность и аргументированность ответов на вопросы

оппонентов;

4) грамотность изложения хода исследования и его результатов;

5) новизна представляемого проекта.

Предлагаем использовать следующее распределение баллов при

оценивании каждого компонента:

0 баллов -отсутствие данного компонента в проекте

1 балл -наличие данного компонента в проекте

2 балла -высокий уровень представления данного компонента в

проекте

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Критерий 1. Обоснование и постановка цели, планирование путей

ее достижения (0-4 балла)

Цель не сформулирована 0

Цель определена, но план достижения ее отсутствует 1

Цель определена, но план ее достижения дан схематично 2

Цель определена, ясно описана, дан подробный план путей ее достижения 3

Цель определена, ясно описана, дан подробный план путей ее достижения, проект

выполнен точно и последовательно в соответствии с планом 4

Критерий 2. Полнота использованной информации, разнообразие источников (0-4 балла)

Использована минимальная информация 0

Большая часть представленной информации не относится к сути работы 1

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного

количества соответствующих источников

2

Работа содержит недостаточно полную информацию из возможного спектра

подходящих источников

3

Работа содержит достаточно полную информацию из широкого спектра подходящих

источников

4

Критерий 3. Соответствие выбранных средств цели и содержанию работы (0-3 балла)

Заявленные в проекте цели не достигнуты 0

Большая часть работы не относится к сути проекта, неадекватно подобраны

используемые средства

1

В основном заявленные цели достигнуты, выбранные средства в целом подходящие,

но не достаточные

2

Работа целостная, выбранные средства достаточны и использованы уместно и

эффективно

3

Критерий 4. Творческий и аналитический подход к работе (0-4 балла)

Работа не содержит личных размышлений и представляет собой нетворческое

обращение к теме проекта

0

Работа содержит размышления описательного характера, не использованы

возможности творческого подхода

1

В работе предпринята серьезная попытка к размышлению и представлен личный

взгляд на тему проекта, применены элементы творчества, но нет серьезного анализа 2

Работа отличается творческим подходом, содержит глубокие размышления с

элементами аналитических выводов, но предпринятый анализ недостаточно глубок 3

Работа отличается глубокими размышлениями и анализом, собственным

оригинальным отношением автора к идее проекта

4

Критерий 5. Анализ процесса и результата работы (0-3 балла)

Не предприняты попытки проанализировать процесс и результат работы 0

Анализ процесса и результата работы заменен простым описанием хода и порядка

работы

1

Представлен последовательный обзор хода работы по достижению заявленных в ней

целей

2

Представлен исчерпывающий обзор хода работы с анализом складывавшихся

ситуаций

3

Критерий 6. Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу (0-3 балла)

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора 0

Работа несамостоятельная, демонстрирующая незначительный интерес автора к теме

проекта

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая определенный интерес автора к работе 2

Работа полностью самостоятельная, демонстрирующая подлинную

заинтересованность и вовлеченность автора

3

Критерий 7. Качество подготовки презентации (0-4 балла)

Презентация отсутствует 0

Однообразие содержания слайдов (представлена только текстовая информация или

только иллюстративный материал)

1

Информация разнообразна, но не все слайды читаемы (неудачный фон, шрифт,

расположение и т.д.)

2

Нарушены общепринятые правила оформления презентации (отсутствие титульного

листа, сведений об авторе, списка использованных информационных источников;

чрезмерно большое количество слайдов и т.п.)

3

Высокое качество презентации 4

Критерий 8. Качество устного выступления (0-4 балла)

Выступление не подготовлено 0

Отсутствует логика в изложении материала 1

Выступление логически выстроено, при этом речь не отвечает литературным нормам

(используются слова-паразиты, длительные паузы для подбора нужных слов;

неправильно ставятся ударения в словах; допускаются лексические и стилистические

ошибки и т.п.)

2

Есть логика в изложении материала, речь грамотная, но не соблюдается регламент

выступления; владение материалом недостаточно свободно

3

Выступление тщательно продумано, подготовлено и представлено; соблюдается

регламент; свободное владение материалом

4

Критерий 9. Соответствие требованиям оформления

письменной части (0-3 балла)

Письменная часть проекта отсутствует 0

В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая

структура, допущены ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами,

придать ей соответствующую структуру

2

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с

установленными правилами

3

Критерий 10. Качество проектного продукта (0-3 балла)

Проектный продукт отсутствует 0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство

использования, соответствие заявленным целям)

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества 2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в

использовании, соответствует заявленным целям)

3

Критерий 11. Глубина раскрытия темы проекта (0-3 балла)

Тема проекта не раскрыта 0

Тема проекта раскрыта фрагментарно 1

Тема проекта в целом раскрыта 2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания по

теме проекта

3

Итого 38

Критерии оценивания результатов обучения (5-6 классы)

по предмету "Литература"

Для оценивания предметных результатов по учебному предмету «Литература» определено пять уровней достижений учащихся, соответствующих отметкам от «5» до «1».

«Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

 

Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих

повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

 

Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового,

целесообразно выделить также два уровня:

• пониженныйуровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

 

1.Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

·      знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

·      умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

·      понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

·      знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

·      умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

·      уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

Общие требования к устному ответу по литературе

1. Соответствие ответа формулировке темы.

2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения.

3. Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.

4. Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа.

5. Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений.

6. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь.

 

Критерии оценки устных ответов по литературе

Высокий уровень.

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Повышенный уровень.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Базовый уровень.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Пониженный уровень.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение раскрыть тему, объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Низкий уровень.

Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала

 

2. Оценка сочинений

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

 

Критерии оценки сочинений по литературе:

Высокий уровень.

Отметка «5»:Содержание и речь

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Грамотность

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Повышенный уровень.

Отметка «4»:Содержание и речь

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Грамотность

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Базовый уровень.

Отметка «3»:Содержание и речь

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4.Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в IV классе — 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Пониженный уровень.

Отметка «2»:Содержание и речь

Сочинение обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение раскрыть тему, серьёзные нарушения логики повествования, наличие грубых фактических ошибок.

Грамотность

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Низкий уровень.

Отметка «1»: Содержание и речь

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок

 

3. Оценка контрольных работ

При проведении контрольных работ по литературе (зачёт, тест и т.п.) критерии оценок следующие:

Высокий уровень. «5» - 85 – 100 % верно выполненных заданий;

Повышенный уровень. «4» - 60 – 84 % верно выполненных заданий;

Базовый уровень. «3» - 30 – 59 % верно выполненных заданий;

Пониженный уровень. «2»- менее 30 % верно выполненных заданий.

Низкий уровень. «1»- работа не выполнена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «

Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «

Интернет и т. д.); - использование опыта знакомства с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании

Интернет и т. д.); - использование опыта знакомства с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании

Литература 18 века умение осознанно воспринимать художественное произведение разной жанровой природы в единстве формы и содержания, давать его смысловой анализ, аргументированно формулируя свое отношение к…

Литература 18 века умение осознанно воспринимать художественное произведение разной жанровой природы в единстве формы и содержания, давать его смысловой анализ, аргументированно формулируя свое отношение к…

Метапредметные результаты: - понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы…

Метапредметные результаты: - понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы…

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности

Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности

Произведения о Вов. Взрослые и дети на войне

Произведения о Вов. Взрослые и дети на войне

Солженицын А.И. «крохотки» - раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе

Солженицын А.И. «крохотки» - раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе

Телешов Н.Д. «Белая цапля»Назначение человека и его ответственность перед будущим

Телешов Н.Д. «Белая цапля»Назначение человека и его ответственность перед будущим

Русская литература 18 века-1ч 5

Русская литература 18 века-1ч 5

Древнерусская литература 1ч 3Летопись

Древнерусская литература 1ч 3Летопись

Литература 18 века-1ч 3Основные мотивы творчества

Литература 18 века-1ч 3Основные мотивы творчества

Повесть о Евпатии Коловрате». 1 3

Повесть о Евпатии Коловрате». 1 3

Богомолов В. «Рейс «Ласточки».

Богомолов В. «Рейс «Ласточки».

В.К.Железняков .Чучело.Смысл нравственных уроков писателя

В.К.Железняков .Чучело.Смысл нравственных уроков писателя

Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви»

Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви»

ХХв. Образ лирического героя

ХХв. Образ лирического героя

Нравственная проблематика басен, их злободневность

Нравственная проблематика басен, их злободневность

И.Дмитриев «Муха». Композиция басни

И.Дмитриев «Муха». Композиция басни

Романовича Державина»1 4Лесков

Романовича Державина»1 4Лесков

Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа

Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа

Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы

Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы

Итого 35 ч 9 класс № п/п

Итого 35 ч 9 класс № п/п

Литература и кино. Экранизация повести

Литература и кино. Экранизация повести

Темы проектных и исследовательских работ 5-6 классы: 1

Темы проектных и исследовательских работ 5-6 классы: 1

Отметка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: 1

Отметка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: 1

Отметка «5»(высокий уровень): ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и по-ступки героев, роль художественных средств в…

Отметка «5»(высокий уровень): ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и по-ступки героев, роль художественных средств в…

Содержание работы полностью соответствует теме

Содержание работы полностью соответствует теме

Система оценивания проектной и исследовательской деятельности

Система оценивания проектной и исследовательской деятельности

Предлагаем использовать следующее распределение баллов при оценивании каждого компонента: 0 баллов -отсутствие данного компонента в проекте 1 балл -наличие данного компонента в проекте 2 балла…

Предлагаем использовать следующее распределение баллов при оценивании каждого компонента: 0 баллов -отсутствие данного компонента в проекте 1 балл -наличие данного компонента в проекте 2 балла…

В работе предпринята серьезная попытка к размышлению и представлен личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества, но нет серьезного анализа 2

В работе предпринята серьезная попытка к размышлению и представлен личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества, но нет серьезного анализа 2

Отсутствует логика в изложении материала 1

Отсутствует логика в изложении материала 1

Достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»)

Достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»)

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии…

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии…

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления

Высокий уровень. «5» - 85 – 100 % верно выполненных заданий;

Высокий уровень. «5» - 85 – 100 % верно выполненных заданий;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2021