Пояснительная записка
Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни.
Цель программы: Воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.
Задачи:
1. Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.
2. Формирование умения школьников работы с источниками географической информации;
3. Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;
4. Воспитание географической культуры школьников.
Программа «Занимательная география» рассчитана на 35 часов, из расчета - 1 час в неделю. Программа факультатива рассчитана на учащихся 7-го класса.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых метапредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для программы факультатива «Развитие исследовательской деятельности учащихся» являются:
· учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Сюда входят умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой,; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций);
· коммуникативные компетенции - это владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения;
· информационные компетенции формируют умения подбирать, обрабатывать, обобщать информацию из разных источников и делать выводы; осуществлять классификацию анализируемой информации; представлять информацию в обобщенной форме в виде графиков, таблиц и диаграмм в письменных отчетах и электронных презентациях;
· проблемные компетенции формируют умения определять проблемную ситуацию и способы её решения; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы через наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.
· компетенции личностного самосовершенствования направлены на соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Содержание программы факультатива способствует развитию ОУУН и способов деятельности:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественно – научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением выдвигать возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства.
В процессе занятий по программе «Развитие исследовательской деятельности учащихся» учащиеся должны:
Знать:
1. Вклад Великих учёных в развитие науки;
2. Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;
3. Природные рекорды на материках и океанах;
4. Особенности стран мира и народонаселения;
5. Приёмы работы с источниками географической информации;
6. Географическая терминология.
Уметь:
1. Проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;
2. Проводить исследование на основе накопленных фактов;
3. Читать и анализировать различные источники географической информации, в том числе географическую карту – как величайшее творение человечества;
4. Решать географические задачи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. Ориентирования в потоке географической информации;
2. Умения решать географические задачи
3. Повышения собственной географической культуры.
Основной формой организации факультативных занятий является классно – урочная. В программе запланированы внеаудиторные занятия (библиотечные занятия). В ходе работы по реализации программы факультатива запланированы индивидуальные консультации с учащимися.
Для реализации задач программы факультатива «Занимательная география», используются технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения. Основными методами являются частично – поисковый, исследовательский, репродуктивный.
Календарно - тематическое планирование 8 класс
№ п.п |
Тема урока |
Количество часов |
1 |
Введение. Карта - второй язык географии |
1 |
2 |
План местности |
1 |
3 |
Топографическая карта. Атласы. |
1 |
4 |
Определение расстояний на топографической карте и плане местности. |
1 |
5 |
Определение расстояний на топографической карте и плане местности. |
1 |
6 |
Изображение неровностей земной поверхности. Посторенние профиля местности. |
1 |
7 |
Физическая карта мира и России |
1 |
8 |
Определение географических координат |
1 |
9 |
Определение местоположения географического объекта |
1 |
10 |
Политико - административная карта России |
1 |
11 |
Политико - административная карта России |
1 |
12 |
Путешествие по карте мира и России |
1 |
13 |
Путешествие по карте мира и России |
1 |
14 |
Формы рельефа на физической карте мира и России |
1 |
15 |
Путешествие по карте мира и России |
1 |
16 |
Видеофильмы «Вулканы» |
1 |
17 |
Геологическая карта. Геохронологическая таблица |
1 |
18 |
Залегание горных пород |
1 |
19 |
Практическое занятие. Определение последовательности. |
1 |
20 |
Острова и полуострова на физической карте мира и России |
1 |
21 |
Реки, озера, ледники на карте мира и России |
1 |
22 |
Закрепление знаний по теме «Гидросфера» |
1 |
23 |
Климатическая карта |
1 |
24 |
Практическая работа |
1 |
25 |
Определение пунктов с наибольшей продолжительностью дня |
1 |
26 |
Путешествуем по странам мира |
1 |
27 |
Страны Европы. Игра «Определи страну» (презентация). |
1 |
28 |
Страны Северной и Южной Америки. |
1 |
29 |
Страны Азии. Видеопутешествие по странам. |
1 |
30 |
Страны Африки. ЮАР. Видеопутешествие. |
1 |
31 |
Путешествуем по России. |
1 |
32 |
Арктика. Видеофильм «Арктика. Дикая природа». |
1 |
33 |
Восточно-Европейская равнина. Карелия. Видеопутешествие. |
1 |
34 |
Дальний Восток. «Приморье – таежный край». Видеопутешествие |
1 |
35 |
«Заповедники России. Видеопутешестие |
1 |
Список используемой литературы
В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2017год
Наумов А.С. «По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады», Москва, Аст – Астрель, 2015 год
Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2006 год
Андреев А. А. Знания или компетенции // Высшее образование в России. — 2015. — № 2. — С. 3-11.
Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. — 2016. — № 10. — С. 8-4.
Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся», Москва, «Народное образование», 2017год.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.