Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16 г. Белорецк Белорецкий район Республики Башкортостан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО учителей-языковедов Зам.директора по УВР Директор МОБУ СОШ № 16 г. Белорецк
Руководитель ШМО _________ Гиниятуллина Н.В. ____________ Елисеева Л.В.
____________ Кузнецова Т.А. «___» ______________ 2019 г. Приказ № ___ от «___» __________ 2019 г.
«___» ______________ 2019 г.
Рабочая программа
по родной (русской) литературе для 9Б классов
на 2019-2020 учебный год.
Учитель: Пиндюрина Наталья Владимировна
Пояснительная записка.
Настоящая программа по родной (русской) литературе для 9 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, базисного учебного плана для образовательных учреждений МО РФ и РБ, на основе примерной Программы общего образования по литературе, авторской программы по русской словесности для общеобразовательных учреждений под редакцией Р.И.Альбетковой («Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2010») и учебного пособия «Альбеткова Р.И. Русская словесность. учебное пособие– М.: Дрофа, 2019».
Рабочая программа построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.
Цель: заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, учить создавать текст, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.
Задача: формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности — прежде всего, как явления искусства слова.
Данная программа предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности — 5—6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы.
В 9 классе по учебному плану 34 часа. (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Основы русской словесности» ставит задачу сблизить преподавание русского языка и литературы, показать литературные произведения как творения словесного искусства, увидеть и раскрыть их богатейшее содержание и художественное совершенство «посредством тщательного анализа самой словесной ткани литературного произведения».
Цель данного предмета - объединить и обобщить сведения о языке как «материале словесности», «первоэлементе литературы» и о словесном произведении как целостном единстве идейно-смыслового и эстетического содержания и его словесного выражения.
Важнейшими условиями реализации являются:
• деятельностный характер процесса преподавания русской словесности в основной школе;
• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного слова;
• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• сбалансированное развитие устной и письменной речи;
• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
Изучение словесности поможет осознать единство языка и литературы, понять самую их сущность. Школьники увидят, что русский язык — это не только категории и законы, не только правила, это богатейшие возможности для выражения любого содержания. На уроках словесности шестиклассники будут рассматривать язык как материал словесности, познакомятся с некоторыми свойствами этого материала. Читая и анализируя произведения словесности, ребята увидят, какими словесными средствами достигается наиболее точное, живое, яркое и красивое выражение содержания. Это поможет им освоить богатства русского разговорного языка и законы употребления различных стилей литературного языка, активно использовать эти возможности в собственных высказываниях.
Другая, не менее важная задача, которую должны выполнить уроки словесности, — помочь возродить интерес к чтению. Ведь громадные духовные сокровища нашей литературы оказываются невостребованными, потому что дети просто не читают книг, ибо не умеют это делать! Творчески работающие учителя ищут пути пробуждения интереса к книге. Это возможно, только если ребята смогут воспринять произведение словесности как явление искусства, откроют для себя эстетическую роль языка, красоту художественного слова, полюбят его. А красота и любовь — могучая созидательная сила, недаром И. С. Тургенев утверждал, что любовью держится и движется жизнь. Любовь к родному слову поможет учащимся проникнуть в смысл произведений, самостоятельно понять выраженные автором мысли. И тогда детям станут доступны богатства общечеловеческой культуры.
На уроках словесности большое место занимает творчество. Школьники учатся создавать собственные художественные произведения в прозе и стихах, составлять сочинения-рассуждения. Это необходимо для развития творческих возможностей ребенка. Цель не в том, чтобы сделать из учеников писателей и поэтов, а в том, чтобы пробудить и развить заложенное в ребенке творческое начало, способность к творчеству, которые есть в каждом. Творческое начало, если его реализовать в занятиях словесностью, проявится непременно и в жизни подростка, и в любой деятельности, которой посвятит себя человек в будущей взрослой жизни. Проявится оно и в чтении произведений: попробовав себя в словесном творчестве, человек будет хорошим читателем.
Итак, мы видим три задачи изучения словесности. Это творческое овладение родным языком для выражения собственных мыслей и чувств; формирование интереса к чтению и умения самостоятельно проникать в смысл художественного произведения через его словесную форму; развитие творческих способностей учащихся.
Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Русская словесность составляет единое целое с такими предметами, как русский язык и литература. Но у этого предмета гимназического компонента есть свои задачи:
- изучение законов употребления языка, форм словесного выражения;
- восприятие произведения как целостного явления искусства слова;
- обучение умению творчески употреблять родной язык.
Рассматривая богатейшие ресурсы языка – фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, - учащиеся открывают для себя эстетическую роль языка, его способность создавать мир в произведении словесности. Изучая произведения, постигая языковые способы создания художественного мира произведений, школьники овладевают языком как средством собственного выражения мыслей и чувств, учатся использовать неисчерпаемые богатства родного языка, русской культуры.
Одновременно ребята овладевают литературными умениями, формируя важнейшее читательское умение – понимать содержательность художественной формы, что, в конечном итоге, создает условия для преобразующего воздействия художественного слова на их душу.
В конце 9-го класса учащиеся должны знать:
• определения фонетических, лексических и синтаксических средств языка.
• определения языковых средств создания комического;
• определения текста и его признаков;
• определения темы и идеи текста;
• определения языковых средств изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом, лирическом и драматическом произведениях
должны уметь:
• выразительно читать тексты, различные по теме и эмоциональной окраске;
• различать разговорный и литературный язык;
• построить диалог;
• употреблять ресурсы языка в высказываниях;
• определять тему и основную мысль текста;
• различать стихотворную и прозаическую речь;
• создавать собственные рассуждения, диалог, монолог;
• подбирать рифмы к предложенным словам;
• сочинять загадки;
• употреблять в речи пословицы и поговорки;
• различать жанры (литературная сказка, басня, рассказ, повесть);
• создать рассказ по собственным впечатлениям;
• отличать драматическое произведение от других;
• сочинять сценку;
• инсценировать эпическое произведение.
Содержание учебного предмета.
Жизненный факт и поэтическое слово
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения, тема и идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
Историческая жизнь поэтического слова
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.
Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.
Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
Произведения словесности в истории культуры
Взаимосвязь национальных культур. Развитие словесности. Новая жизнь художественных образов. Онегин, Чичиков в произведениях авторов более позднего времени.
Роль словесности в развитии общества и жизни личности. Главное значение искусства слова
Обучающиеся должны знать: видеть единство в развитии национальных культур; понимать закономерность развития словесности; роль словесности в жизни общества.
Обучающиеся должны уметь: видеть взаимосвязь национальных культур и произведений словесности; писать сочинения, посвященные взаимосвязи произведений словесности.
Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. А также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок - исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Виды и формы контроля: контрольные диктанты, сочинения, изложения, тесты.
Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
· стимулирование и мотивация интереса к учению;
· стимулирование долга и ответственности в учении.
Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов:
Календарно-тематическое планирование.
№ урока
|
Тема
|
Кол-во часов |
Примерные сроки |
Факти- ческие сроки |
Требования к знаниям |
||||
1 |
Своеобразие материала словесности. |
1 |
1н.09. |
|
Знать, что такое словесность. |
||||
Жизненный факт и его изображение в искусстве слова. |
|||||||||
2 |
Прямое и поэтическое значение слова. |
1 |
2н.09. |
|
Понимать поэтическое значение словесного выражения. |
||||
3 |
Объект изображения (тема), идея произведения. |
1 |
3н.09. |
|
Уметь определять тему и идею произведения.
|
||||
4 |
Прототип и литературный герой. |
1 |
4н.09. |
|
|||||
5 |
Способы выражения идеи в различных родах словесности. |
1 |
1н.10. |
|
Уметь определять точку зрения автора. |
||||
6 |
Художественная правда. |
1 |
2н.10. |
|
Уметь сопоставлять изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. |
||||
7 |
Подумайте и ответьте. Проверьте себя. |
1 |
3н.10. |
|
|||||
Историческая жизнь поэтического слова |
|||||||||
8 |
Язык древнерусской словесности. |
1 |
4н.10. |
|
Знакомство с древнерусским и церковнославянским языками. |
||||
9 |
Язык словесности XVIIIв. |
1
|
2н.11. |
|
Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности. |
||||
10 |
Язык произведений сентиментализма и романтизма. |
1 |
3н.11. |
|
Знать, что такое сентиментализм и романтизм, их особенности, новаторство. |
||||
11 |
Язык произведений реализма. |
1 |
4н.11. |
|
Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности. |
||||
12 |
Индивидуальный стиль. |
1 |
1н.12. |
|
|||||
13 |
Произведение словесности как явление искусства. Эстетический идеал. |
1 |
2н.12. |
|
Уметь воспринимать произведение словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности. |
||||
14 |
Подумайте и ответьте. Проверьте себя. |
1 |
3н.12. |
|
|||||
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения. |
|||||||||
15 |
Художественный образ и художественная реальность. |
1 |
4н.12. |
|
Понимать значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени. |
||||
16 |
Словесная форма выражения художественного содержания. |
1 |
3н.01. |
|
|||||
17 |
Отбор и организация словесного материала. |
1 |
4н.01. |
|
|||||
18 |
Время и пространство как художественные образы. Хронотоп. |
1 |
5н.01. |
|
Умение при чтении произведения идти от слова к идее.
|
||||
19 |
Хронотоп в сказке и эпическом произведении. |
1
|
1н.02. |
|
|||||
20 |
Хронотоп в лирическом произведении. |
1 |
2н.02 |
|
|||||
21 |
Хронотоп в драматическом произведении. |
1 |
3н.02. . |
|
|||||
22 |
Герой произведения словесности как способ выражения художественного содержания. |
1 |
4н.02. |
|
Знать своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом, драматическом произведениях средствами языка.
|
||||
23 |
Герой произведения словесности как способ выражения художественного содержания. |
1 |
1н.03. |
|
|||||
24 |
Подумайте и ответьте. Проверьте себя. |
1 |
2н.03. |
|
|||||
Произведение словесности в истории культуры. |
|||||||||
25 |
Взаимосвязь национальных литератур. |
1 |
3н.03. |
|
Понимать значение взаимосвязи национальных литератур, традиций и новаторства, смены старого новым. |
||||
26 |
Традиции и новаторство. Смена старого новым. |
1
|
1н.04. |
|
|||||
27 |
«Вечные» образы и мотивы. |
1 |
2н.04. |
|
Онегин в 60-е гг XIXв и в XXв. Чичиков в нэпманской Москве Какие образы относим в «вечным».
|
||||
28 |
Значение типических образов. |
1 |
3н.04. |
|
|||||
29 |
Значение типических образов. |
1 |
4н.04. |
|
|||||
30 |
Новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху. |
1
|
5н.04. |
|
|||||
31 |
Значение художественной словесности в развитии литературного языка. Главное значение искусства слова. |
1 |
1н.05. |
|
Знать, в чем состоит главное назначение искусства слова. |
||||
32 |
Подумайте и ответьте. Проверьте себя. |
1 |
2н.05. |
|
|||||
33 |
Язык как материал словесности. Произведения словесности. |
1 |
3н.05. |
|
|||||
34 |
Обобщение изученного. |
1 |
4н.05. |
|
|||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.