Программа по внеурочной деятельности 9 класс Родная литература
Оценка 4.8

Программа по внеурочной деятельности 9 класс Родная литература

Оценка 4.8
docx
06.11.2020
Программа по внеурочной деятельности 9 класс Родная литература
ВНЕУРОЧНАЯ 9 КЛАСС ЛИТ-РА.docx

02-05Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16 г. Белорецк Белорецкий район Республики Башкортостан

 


«Рассмотрено»                                                                           «Согласовано»                                 «Утверждаю»

на заседании ШМО учителей-языковедов                             Зам.директора по УВР                    Директор МОБУ СОШ № 16 г. Белорецк

Руководитель ШМО                                                                 _________ Гиниятуллина Н.В.       ____________ Елисеева Л.В.

____________ Кузнецова Т.А.                                                «___» ______________ 2019 г.        Приказ № ___ от «___» __________ 2019 г.

«___» ______________ 2019 г.

                                                                                                  

Рабочая программа

по родной (русской) литературе для 9Б классов

на 2019-2020 учебный год.

 

 

 

 

Учитель: Пиндюрина Наталья Владимировна

Пояснительная записка.

      Настоящая программа по родной (русской) литературе для 9 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, базисного учебного плана для образовательных учреждений МО РФ и РБ, на основе примерной Программы общего образования по литературе, авторской программы по русской словесности для общеобразовательных учреждений под редакцией Р.И.Альбетковой  («Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2010») и учебного пособия «Альбеткова Р.И. Русская словесность. учебное пособие– М.: Дрофа, 2019».

            Рабочая программа построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников.  Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.

            Цель: заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, учить создавать текст, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.

            Задача: формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.

            Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности — прежде всего, как явления искусства слова.

            Данная программа предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности — 5—6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы.

            В 9 классе по учебному плану 34 часа. (1 час в неделю).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика учебного предмета.

            Предмет «Основы русской словесности» ставит задачу сблизить преподавание русского языка и литературы, показать литературные произведения как творения словесного искусства, увидеть и раскрыть их богатейшее содержание и художественное совершенство «посредством тщательного анализа самой словесной ткани литературного произведения».

            Цель данного предмета - объединить и обобщить сведения о языке как «материале словесности», «первоэлементе литературы» и о словесном произведении как целостном единстве идейно-смыслового и эстетического содержания и его словесного выражения.

Важнейшими условиями   реализации   являются:

• деятельностный характер процесса преподавания русской словесности в основной школе;

• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного слова;

• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;

• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

• сбалансированное развитие устной и письменной речи;

• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;

      Изучение словесности поможет осознать единство языка и литературы, понять самую их сущность. Школьники увидят, что русский язык — это не только категории и законы, не только правила, это богатей­шие возможности для выражения лю­бого содержания. На уроках словесности шестиклассники будут рассматривать язык как материал словесности, познакомятся с не­которыми свойствами этого материала. Читая и ана­лизируя произведения словесности, ребята увидят, какими словесными средствами достигается наиболее точное, живое, яркое и красивое выражение содержа­ния. Это поможет им освоить богатства русского раз­говорного языка и законы употребления различных стилей литературного языка, активно использовать эти возможности в собственных высказываниях.

       Другая, не менее важная задача, которую должны выполнить уроки словесности, — помочь возро­дить интерес к чтению. Ведь громадные ду­ховные сокровища нашей литературы оказываются невостребованными, потому что дети просто не чита­ют книг, ибо не умеют это делать! Творчески работаю­щие учителя ищут пути пробуждения интереса к книге. Это возможно, только если ребята смогут воспринять произведение словесности как яв­ление искусства, откроют для себя эстетиче­скую роль языка, красоту художественного слова, полюбят его. А красота и любовь — могучая созида­тельная сила, недаром И. С. Тургенев утверждал, что любовью держится и движется жизнь. Любовь к род­ному слову поможет учащимся проникнуть в смысл произведений, самостоятельно понять выраженные автором мысли. И тогда детям станут доступны богат­ства общечеловеческой культуры.

       На уроках словесности большое место занимает творчество. Школьники учатся создавать собст­венные художественные произведения в прозе и сти­хах, составлять сочинения-рассуждения. Это необхо­димо для развития творческих возможностей ребенка. Цель не в том, чтобы сделать из учеников писателей и поэтов, а в том, чтобы пробудить и развить заложен­ное в ребенке творческое начало, способность к твор­честву, которые есть в каждом. Творческое начало, если его реализовать в занятиях словесностью, про­явится непременно и в жизни подростка, и в любой деятельности, которой посвятит себя человек в буду­щей взрослой жизни. Проявится оно и в чтении про­изведений: попробовав себя в словесном творчестве, человек будет хорошим читателем.

       Итак, мы видим три задачи изучения словеснос­ти. Это творческое овладение родным языком для выражения собственных мыслей и чувств; формирование инте­реса   к   чтению   и   умения   самостоятельно проникать в смысл художественного про­изведения через его словесную фор­му; развитие творческих способно­стей учащихся.

 

 

  Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

          Русская словесность составляет единое целое с такими предметами, как русский язык и литература. Но у этого предмета гимназического компонента есть свои задачи:

- изучение законов употребления языка, форм словесного выражения;

-  восприятие произведения как целостного явления искусства слова;

-  обучение умению творчески употреблять родной язык.

    Рассматривая богатейшие ресурсы языка – фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, - учащиеся открывают для себя эстетическую роль языка, его способность создавать мир в произведении словесности. Изучая произведения, постигая языковые способы создания художественного мира произведений, школьники овладевают языком как средством собственного выражения мыслей и чувств, учатся использовать неисчерпаемые богатства родного языка, русской культуры.

    Одновременно ребята овладевают литературными умениями, формируя важнейшее читательское умение – понимать содержательность художественной формы, что, в конечном итоге, создает условия для преобразующего воздействия художественного слова на их душу.

В конце 9-го класса учащиеся должны знать:

•       определения фонетических, лексических и синтаксических средств языка.

•       определения языковых средств создания комического;

•       определения текста и его признаков;

•       определения темы и идеи текста;

•       определения языковых средств изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом, лирическом и драматическом произведениях

должны уметь:

•       выразительно читать тексты, различные по теме и эмоциональной окраске;

•       различать разговорный и литературный язык;

•       построить диалог;

•       употреблять ресурсы языка в высказываниях;

•       определять тему и основную мысль текста;

•       различать стихотворную и прозаическую речь;

•       создавать собственные рассуждения, диалог, монолог;

•       подбирать рифмы к предложенным словам;

•       сочинять загадки;

•       употреблять в речи пословицы и поговорки;

•       различать жанры (литературная сказка, басня, рассказ, повесть);

•       создать рассказ по собственным впечатлениям;

•       отличать драматическое произведение от других;

•       сочинять сценку;

•       инсценировать эпическое произведение.

 

 

 

Содержание учебного предмета.

 

      Жизненный факт и поэтическое слово

Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения, тема и идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.

        Историческая жизнь поэтического слова

Принципы изображения действительности и поэтическое слово.

Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.

Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.

Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.

Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.

Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

       Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения

Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.

Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.

Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.

Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.

Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.

        Произведения словесности в истории культуры

Взаимосвязь национальных культур. Развитие словесности. Новая жизнь художественных образов. Онегин, Чичиков в произведениях авторов более позднего времени. 

Роль словесности в развитии общества и жизни личности. Главное значение искусства слова

Обучающиеся должны знать: видеть единство в развитии национальных культур; понимать закономерность развития словесности; роль словесности в жизни общества.

Обучающиеся должны уметь: видеть взаимосвязь национальных культур и произведений словесности; писать сочинения, посвященные взаимосвязи произведений словесности.

  

       Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. А также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок - исследование, урок-практикум, урок развития речи.

          Виды и формы контроля: контрольные диктанты, сочинения, изложения, тесты.

Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

·         стимулирование и мотивация интереса к учению;

·         стимулирование долга и ответственности в учении.

Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов:

  • устный контрольный самоконтроль;
  • индивидуальный и фронтальный опрос;
  • индивидуальная работа по карточкам;
  • работа в паре, в группе (взаимо и самооценка);
  • Комплексный анализ текста
  • Тест
  • Составление сложного плана и простого плана к тексту
  • Составление текста определенного стиля и типа речи
  • Сочинение
  • Редактирование текста
  • Работа с деформированным текстом
  • Творческие работы (сочинения, изложения);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование.

 

№ урока

 

 

Тема

 

Кол-во часов

Примерные сроки

Факти-

ческие сроки

 

Требования к знаниям

1

Своеобразие материала словесности.

1

1н.09.

 

Знать, что такое словесность.

Жизненный факт и его изображение в искусстве слова.

2

Прямое и поэтическое значение слова.

1

2н.09.

 

 Понимать поэтическое значение словесного выражения.

3

Объект изображения (тема), идея произведения.

1

3н.09.

 

 

Уметь определять тему и идею произведения.

 

4

Прототип и литературный герой.

1

4н.09.

 

5

Способы выражения идеи в различных родах словесности.

1

1н.10.

 

Уметь определять точку зрения автора.

6

Художественная правда.

1

2н.10.

 

Уметь сопоставлять изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора.

7

Подумайте и ответьте. Проверьте себя.

1

3н.10.

 

Историческая жизнь поэтического слова

8

Язык древнерусской словесности.

1

4н.10.

 

Знакомство с древнерусским и церковнославянским языками.

9

Язык словесности XVIIIв.

1

 

2н.11.

 

Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.

10

Язык произведений сентиментализма и романтизма.

1

3н.11.

 

Знать, что такое сентиментализм и романтизм, их особенности, новаторство.

11

Язык произведений реализма.

1

4н.11.

 

Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.

12

Индивидуальный стиль.

1

1н.12.

 

13

Произведение словесности как явление искусства. Эстетический идеал.

1

2н.12.

 

Уметь воспринимать произведение словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности.

14

Подумайте и ответьте. Проверьте себя.

1

3н.12.

 

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения.

15

Художественный образ и художественная реальность.

1

4н.12.

 

Понимать значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени.

16

Словесная форма выражения художественного содержания.

1

3н.01.

 

17

Отбор и организация словесного материала.

1

4н.01.

 

18

Время и пространство как художественные образы. Хронотоп.

1

5н.01.

 

 

 

Умение при чтении произведения идти от слова к идее.

 

 

19

Хронотоп в сказке и эпическом произведении.

1

 

1н.02.

 

20

Хронотоп в лирическом произведении.

1

2н.02

 

21

Хронотоп в драматическом произведении.

1

3н.02.

.

 

22

Герой произведения словесности как способ выражения художественного содержания.

1

4н.02.

 

 

Знать своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом, драматическом произведениях средствами языка.

 

 

23

Герой произведения словесности как способ выражения художественного содержания.

1

1н.03.

 

24

Подумайте и ответьте. Проверьте себя.

1

2н.03.

 

Произведение словесности в истории культуры.

25

Взаимосвязь национальных литератур.

1

3н.03.

 

Понимать значение взаимосвязи национальных литератур, традиций и новаторства, смены старого новым.

26

Традиции и новаторство. Смена старого новым.

1

 

1н.04.

 

27

«Вечные» образы и мотивы.

1

2н.04.

 

Онегин в 60-е гг XIXв и в XXв. Чичиков в нэпманской Москве

Какие образы относим в «вечным».

 

 

28

Значение типических образов.

1

3н.04.

 

29

Значение типических образов.

1

4н.04.

 

30

Новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.

1

 

5н.04.

 

31

Значение художественной словесности в развитии литературного языка. Главное значение искусства слова.

1

1н.05.

 

 

 

Знать, в чем состоит главное назначение искусства слова.

32

Подумайте и ответьте. Проверьте себя.

1

2н.05.

 

33

Язык как материал словесности. Произведения словесности.

1

3н.05.

 

34

Обобщение изученного.

1

4н.05.

 

 

 


 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 г

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 г

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета

Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Содержание учебного предмета.

Содержание учебного предмета.

Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения

Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Художественный образ и художественная реальность

Художественный образ и художественная реальность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2020