Муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16 г. Белорецк Белорецкий район Республики Башкортостан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО учителей-языковедов Зам.директора по УВР Директор МОБУ СОШ № 16 г. Белорецк
Руководитель ШМО _________ Гиниятуллина Н.В. ____________ Елисеева Л.В.
____________ Кузнецова Т.А. «___» ______________ 2019 г. Приказ № ___ от «___» __________ 2019 г.
«___» ______________ 2019 г.
Рабочая программа
по родной (русской) литературе
для 5, 8А классов
на 2019-2020 учебный год.
Учитель: Пиндюрина Наталья Владимировна
Пояснительная записка.
Настоящая программа по родной (русской) литературе для 5,8 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, базисного учебного плана для образовательных учреждений МО РФ и РБ, на основе примерной Программы общего образования по литературе, авторской программы по русской словесности для общеобразовательных учреждений под редакцией Р.И.Альбетковой («Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2010») и учебного пособия «Альбеткова Р.И. Русская словесность. учебное пособие– М.: Дрофа, 2019».
Рабочая программа построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.
Цель: заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, учить создавать текст, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.
Задача: формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности — прежде всего, как явления искусства слова.
Данная программа предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности — 5—6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы.
В 5 классе по учебному плану 35 часов. (1 час в неделю).
В 8 классе по учебному плану 35 часов. (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Основы русской словесности» ставит задачу сблизить преподавание русского языка и литературы, показать литературные произведения как творения словесного искусства, увидеть и раскрыть их богатейшее содержание и художественное совершенство «посредством тщательного анализа самой словесной ткани литературного произведения».
Цель данного предмета - объединить и обобщить сведения о языке как «материале словесности», «первоэлементе литературы» и о словесном произведении как целостном единстве идейно-смыслового и эстетического содержания и его словесного выражения.
Важнейшими условиями реализации являются:
• деятельностный характер процесса преподавания русской словесности в основной школе;
• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного слова;
• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• сбалансированное развитие устной и письменной речи;
• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
Изучение словесности поможет осознать единство языка и литературы, понять самую их сущность. Школьники увидят, что русский язык — это не только категории и законы, не только правила, это богатейшие возможности для выражения любого содержания. На уроках словесности шестиклассники будут рассматривать язык как материал словесности, познакомятся с некоторыми свойствами этого материала. Читая и анализируя произведения словесности, ребята увидят, какими словесными средствами достигается наиболее точное, живое, яркое и красивое выражение содержания. Это поможет им освоить богатства русского разговорного языка и законы употребления различных стилей литературного языка, активно использовать эти возможности в собственных высказываниях.
Другая, не менее важная задача, которую должны выполнить уроки словесности, — помочь возродить интерес к чтению. Ведь громадные духовные сокровища нашей литературы оказываются невостребованными, потому что дети просто не читают книг, ибо не умеют это делать! Творчески работающие учителя ищут пути пробуждения интереса к книге. Это возможно, только если ребята смогут воспринять произведение словесности как явление искусства, откроют для себя эстетическую роль языка, красоту художественного слова, полюбят его. А красота и любовь — могучая созидательная сила, недаром И. С. Тургенев утверждал, что любовью держится и движется жизнь. Любовь к родному слову поможет учащимся проникнуть в смысл произведений, самостоятельно понять выраженные автором мысли. И тогда детям станут доступны богатства общечеловеческой культуры.
На уроках словесности большое место занимает творчество. Школьники учатся создавать собственные художественные произведения в прозе и стихах, составлять сочинения-рассуждения. Это необходимо для развития творческих возможностей ребенка. Цель не в том, чтобы сделать из учеников писателей и поэтов, а в том, чтобы пробудить и развить заложенное в ребенке творческое начало, способность к творчеству, которые есть в каждом. Творческое начало, если его реализовать в занятиях словесностью, проявится непременно и в жизни подростка, и в любой деятельности, которой посвятит себя человек в будущей взрослой жизни. Проявится оно и в чтении произведений: попробовав себя в словесном творчестве, человек будет хорошим читателем.
Итак, мы видим три задачи изучения
словесности. Это творческое овладение родным языком для выражения собственных
мыслей и чувств; формирование интереса к чтению и умения
самостоятельно проникать в смысл
художественного произведения через его словесную форму; развитие творческих способностей учащихся.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения русской словесности ученик должен
знать/понимать
· богатство лексики русского языка;
· особенности употребления лексики русского языка;
· средства художественной изобразительности и их роль;
· эпические жанры народной словесности и особенности их языка;
· особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;
уметь
· определять лексическое значение слова;
· определять виды лексических единиц;
· находить в текстах и определять роль изобразительных средств;
· различать жанры народной словесности;
· различать эпические, лирические и драматические произведения;
аудирование и чтение
· выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;
· пересказывать прозу;
· работать со словарями;
· находить в текстах лексические единицы;
говорение и письмо
· строить диалог;
· создание собственных текстов различных типов речи;
· создание собственных текстов различных жанров;
· употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
· творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества
Содержание учебного предмета.
5 класс 35 часов
Устная народная словесность.
Понятия: произведение, устная народная словесность. Знакомство со сказками. Виды сказок. Правдивость сказки. Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.
Стихи и проза.
Понятие стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Ритм и рифма в стихах. Строфа.
Литературное эпическое произведение.
Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения. Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях. Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее. Басня. Басенные герои и сюжеты. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль». Рассказ и повесть. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения. Особенности языка эпического произведения.
Литературное лирическое произведение.
Лирическое произведение: произведение, в котором главное - выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни. Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.
Литературное драматическое произведение.
Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Пьеса-сказка. Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.
8 класс 35 часов
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении
Слово в эпическом произведении. Описание в эпическом произведении. Повествование в эпическом произведении.
Изображение письменной речи героев. Диалог. Монолог. Несобственно-прямая речь.
Литературный герой, характер, образ. Литературный герой. Характер. Образ, типический герой.
Сюжет и композиция как средство выражения идеи. Сюжет, композиция.
Рассказчик и автор в эпическом произведении. Повествование от лица-рассказчика-свидетеля событий. Повествование от лица
рассказчика участника событий. Авторское повествование. Точка зрения рассказчика и точка зрения автора.
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении
Слово в лирическом произведении. Герой лирического произведения. Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.
Ритм как способ выражения мысли и чувства автора. Роль стиха.
Ритм и гармония. Перенос. Звуковая организация стихотворной речи.
Роль рифмы в стихах. Звукопись. Стихотворные забавы.
Монорим. Акростих. Фигурные стихи. Палиндром.
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении
Слово в драматическом произведении. Диалог в эпическом и драматическом произведениях. Диалог как средство изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении.
Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Точка зрения автора в трагедии. Точка зрения автора в комедии.
Изображение характеров как способ выражения авторской позиции в драматическом произведении. Характеры героев драматического произведения. Характер как обобщение жизненных явлений.
Сюжет, конфликт и композиция как способ выражения авторской позиции в драматическом произведении. Сюжет и конфликт в пьесе.
Композиция пьесы. Подтекст.
Взаимосвязи произведений словесности
Взаимовлияние произведений словесности – закон ее развития. Сокровищница художественных достижений словесности.
Воздействие Библии на русскую литературу. Библия и летопись.
Притча о блудном сыне и русская «Повесть о Горе и Злочастии». Влиянии притчи о блудном сыне на новую русскую литературу.
Мифологические образы в русской литературе. Мифологические образы в поэзии А.С.Пушкина.
Миф о Дедале и Икаре и его использование в поэзии ХХ в.
Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности.
Сказочный сюжет в эпосе и лирике. Переосмысление сюжетов и образов фольклора. Использование стиля народной поэзии.
Формы организации учебного процесса:
– индивидуальное обучение;
– групповое обучение;
– индивидуально-групповое обучение
Виды контроля:
– Текущий
– Тематический
– Периодический
– Итоговый
Формы контроля:
– Фронтальная (опрос)
– Индивидуальная (наблюдение, опрос)
– Устная (опрос в парах)
– Письменная (тестирование)
Формы организации уроков:
• урок-игра
• урок-сказка
• урок-КВН
• урок-викторина
Календарно-тематическое планирование
5 класс.
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения урока |
Требования к знаниям |
||||
по плану |
фактическая |
|||||||
Введение (1 ч.) |
||||||||
1 |
Русская словесность. |
1 |
1н.09. |
|
Знать, что такое словесность. |
|||
Устная народная словесность (8 ч.) |
||||||||
2 |
Произведение устной народной словесности. |
1 |
2н.09. |
|
Уметь различать виды устной народной словесности; выразительно рассказывать сказки, небылицы, отгадывать загадки; произносить выразительно скороговорки и считалки; употреблять в речи пословицы и поговорки, понимать их аллегорическое значение. |
|||
3 |
Сказки и их виды. |
1 |
3н.09. |
|
||||
4 |
Особенности языка сказок. |
1 |
4н.09. |
|
||||
5 |
Сказка и правда. |
1 |
1н.10. |
|
||||
6 |
Небылицы. |
1 |
2н.10. |
|
||||
7 |
Пословицы и поговорки. |
1 |
3н.10. |
|
||||
8 |
Загадки. Особенности языка загадок. |
1 |
4н.10. |
|
||||
9 |
Скороговорки, считалки, дразнилки, потешки. |
1 |
2н.11. |
|
||||
10 |
Обобщение изученного материала. Играем со словами. |
1 |
3н.11. |
|
Обобщить изученный материал главы «Устная народная словесность». |
|||
Стихи и проза (8 ч.) |
||||||||
11 |
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. |
1 |
4н.11. |
|
Уметь различать интонацию разных видов предложений, читать стихи с соблюдением стиховой паузы; подбирать рифмы к предложенным словам. |
|||
12 |
Ритм. |
1 |
5н.11. |
|
||||
13 |
Интонация. Цель высказывания и интонация. |
1 |
1н.12. |
|
||||
14 |
Особенности интонации в стихах. |
1 |
2н.12. |
|
Уметь различать интонацию разных видов предложений, читать стихи с соблюдением стиховой паузы; подбирать рифмы к предложенным словам. |
|||
15 |
Рифма в стихах. |
1 |
3н.12. |
|
||||
16 |
Рифма в стихах. |
1 |
4н.12. |
|
||||
17 |
Строфа. |
1 |
3н.01. |
|
||||
18 |
Обобщение изученного материала. Играем со словами. |
1 |
4 н.01. |
|
Обобщить изученный материал главы «Стихи и проза». |
|||
Литературное эпическое произведение (7 ч.) |
||||||||
19 |
Три рода произведений, созданных писателями. |
1 |
5 н.01. |
|
Уметь различать литературные сказки, басни, рассказы и повести, создавать устный рассказ по собственным впечатлениям. |
|||
20 |
Литературная сказка. |
1 |
1 н.02. |
|
||||
21 |
Басня. Особенности языка басен. |
1 |
2 н.02. |
|
||||
22 |
Рассказ, повесть, роман. |
1 |
3 н.02. |
|
||||
23 |
Особенности языка эпического произведения. |
1 |
4 н.02. |
|
||||
24 |
Сюжет и эпизод произведения. |
1 |
1 н.03. |
|
Знать, что такое сюжет и эпизод произведения |
|||
25 |
Обобщение изученного материала. Играем со словами. |
1 |
2 н.03. |
|
Обобщить изученный материал главы «Литературное эпическое произведение». |
|||
Литературное лирическое произведение (6 ч.) |
||||||||
26 |
Что такое лирическое произведение. |
1 |
3 н.03. |
|
Знать, что является главным свойством лирических произведений. |
|||
27 |
Стихи о природе. |
1 |
1 н.04. |
|
||||
28 |
Зачем поэт говорит стихами. |
1 |
2 н.04. |
|
||||
29 |
Стихи о животных. |
1 |
3 н.04. |
|
Знать, что является главным свойством лирических произведений. |
|||
30 |
Стихи, в которых рассказывается о каком-либо событии. |
1 |
4 н.04. |
|
||||
31 |
Обобщение изученного материала. Играем со словами. |
1 |
1 н.05. |
|
Обобщить изученный материал главы «Литературное лирическое произведение». |
|||
Литературное драматическое произведение (3 ч.) |
||||||||
32 |
Что такое драм. произведение. |
1 |
2 н.05. |
|
Уметь отличать драматические произведение от произведений других родов словесности. |
|||
33 |
Отличие пьесы-сказки от эпической литературной сказки |
1 |
3 н.05. |
|
||||
34 |
Обобщение изученного материала. Играем со словами. |
1 |
4 н.05. |
|
Обобщить изученный материал главы «Литературное драматическое произведение». |
|||
Обобщение изученного (1 ч.) |
||||||||
35 |
Обобщение изученного материала за год. |
1 |
5 н.05. |
|
Обобщить изученный материал. |
|||
8 класс
№ урока |
Тема урока |
Дата проведения урока |
Требования к знаниям |
|
по плану |
фактичес- кая |
|||
Введение (1 ч) |
||||
1 |
Ведение. Почему надо изучать словесность |
1н.09. |
|
Знать, что такое словесность. |
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении (8 ч) |
||||
2 |
Описание и повествование в эпическом произведении. |
2н.09. |
|
Знать понятия: описание, повествование, рассуждение, устная и письменная речь, прямая речь, несобственно-прямая речь. Уметь различать разные виды Авторского повествования и способы передачи речи героя. |
3 |
Изображение письменной речи героев. Диалог. |
3н.09. |
|
|
4 |
Монолог. Несобственно-прямая речь. |
4н.09. |
|
|
5 |
Литературный герой, характер, образ. |
1н.10. |
|
|
6 |
Сюжет, композиция. |
2н.10. |
|
|
7 |
Рассказчик и автор в эпическом произведении. |
3н.10. |
|
Знать понятия: автор и рассказчик, разновидности авторского повествования,сказ. Уметь видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя. |
8 |
Авторское повествование. Точка зрения рассказчика и автора. |
4н.10. |
|
|
9 |
Повторение изученного материала. «Подумайте и ответьте. Проверьте себя». |
2н.11. |
|
Обобщить изученный материал главы «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении». |
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении (8 ч) |
||||
10 |
Герой лирического произведения. |
3н.11. |
|
Знать понятия: лирический герой, сверхзначение слова, ритм стиха, перенос. Уметь понимать значения средств языкового выражения в лирическом произведении. |
11 |
Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова. |
4н.11. |
|
|
12 |
Ритм как способ выражения мысли и чувства автора. |
5н.11. |
|
|
13 |
Ритм и гармония. Перенос. |
1н.12. |
|
|
14 |
Роль рифмы в стихах. Звукопись. |
2н.12. |
|
Знать понятия: рифма, звукопись, игровые формы стиха: акростихи, фигурные стихи, палиндромы. Уметь различать игровые формы стиха, умения определять рифму, звукопись стиха. |
15 |
Стихотворные забавы. |
3н.12. |
|
|
16 |
Фигурные стихи. Палиндром. |
4н.12. |
|
|
17 |
Повторение изученного материала. «Подумайте и ответьте. Проверьте себя». |
3н.01. |
|
Обобщить изученный материал главы «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении». |
Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении (8 ч) |
||||
18 |
Диалог в эпическом и драматическом произведениях. |
4 н.01. |
|
Знать понятия диалог, монолог, катарсис, сатира и юмор, драма, трагедия, комедия. Уметь отличать словесные формы в драматическом произведении от их употребления в лирическом и эпическом. |
19 |
Диалог как средство изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. |
5 н.01. |
|
|
20 |
Точка зрения автора в трагедии и комедии. |
1 н.02. |
|
|
21 |
Характеры героев драматического произведения. |
2 н.02. |
|
Знать понятия характер героя, тип, сюжет и конфликт пьесы, композиция,подтекст. Уметь определять элементы сюжета и композиции пьесы, подтекст. |
22 |
Характер как обобщение жизненных явлений. |
3 н.02. |
|
|
23 |
Сюжет и конфликт в пьесе. |
4 н.02. |
|
|
24 |
Композиция пьесы. Подтекст. |
1 н.03. |
|
|
25 |
Повторение изученного материала. «Подумайте и ответьте. Проверьте себя». |
2 н.03. |
|
Обобщить изученный материал главы «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении». |
Взаимосвязи произведений словесности (10 ч) |
||||
26 |
Взаимовлияние произведений словесности – закон ее развития. |
3 н.03. |
|
Знать понятия: образы героев, построение сюжета, разновидности стиха, тема, идея., роды, виды, жанры, стиль, летопись, притча, реминисценции. Уметь видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого. |
27 |
Воздействие Библии на русскую литературу. |
1 н.04. |
|
|
28 |
Притча о блудном сыне и русская «Повесть о Горе и Злочастии». |
2 н.04. |
|
|
29 |
Влиянии притчи о блудном сыне на новую русскую литературу. |
3 н.04. |
|
|
30 |
Мифологические образы в поэзии А.С.Пушкина. |
4 н.04. |
|
Знать понятия: античная мифология, образы, сюжеты, символы. Уметь видеть мифологические образы в русской литературе, их значение. |
31 |
Миф о Дедале и Икаре и его использование в поэзии ХХ в. |
1 н.05. |
|
|
32 |
Влияние народной словесности на литературу. |
2 н.05. |
|
Знать понятия: переложение и пересказ, авторские произведения, фольклор, стиль народной поэзии. Уметь определять влияние фольклора на литературу. |
33
|
Переосмысление сюжетов и образов фольклора. Использование стиля народной поэзии. |
3 н.05. |
|
|
34 |
Повторение изученного материала. «Подумайте и ответьте. Проверьте себя». |
4 н.05. |
|
Обобщить изученный материал. |
35 |
Обобщение изученного материала за год. |
5 н.05. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.