Рабочая программа по родной литературе 6 класс.
Оценка 4.8

Рабочая программа по родной литературе 6 класс.

Оценка 4.8
docx
06.11.2020
Рабочая программа по родной литературе 6 класс.
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА.docx

 02-05Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16 г. Белорецк Белорецкий район Республики Башкортостан

 


«Рассмотрено»                                                                           «Согласовано»                                 «Утверждаю»

на заседании ШМО учителей-языковедов                             Зам.директора по УВР                    Директор МОБУ СОШ № 16 г. Белорецк

Руководитель ШМО                                                                 _________ Гиниятуллина Н.В.       ____________ Елисеева Л.В.

____________ Кузнецова Т.А.                                                «___» ______________ 2019 г.        Приказ № ___ от «___» __________ 2019 г.

«___» ______________ 2019 г.

                                                                                                  

Рабочая программа

по родной (русской) литературе

для 5, 8А классов

на 2019-2020 учебный год.

 

 

 

 

 

Учитель: Пиндюрина Наталья Владимировна

Пояснительная записка.

 

            Настоящая программа по родной (русской) литературе для 5,8 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, базисного учебного плана для образовательных учреждений МО РФ и РБ, на основе примерной Программы общего образования по литературе, авторской программы по русской словесности для общеобразовательных учреждений под редакцией Р.И.Альбетковой  («Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2010») и учебного пособия «Альбеткова Р.И. Русская словесность. учебное пособие– М.: Дрофа, 2019».

            Рабочая программа построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников.  Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.

            Цель: заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, учить создавать текст, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.

            Задача: формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.

            Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности — прежде всего, как явления искусства слова.

            Данная программа предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности — 5—6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы.

            В 5 классе по учебному плану 35 часов. (1 час в неделю).

                  В 8 классе по учебному плану 35 часов. (1 час в неделю).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика учебного предмета.

            Предмет «Основы русской словесности» ставит задачу сблизить преподавание русского языка и литературы, показать литературные произведения как творения словесного искусства, увидеть и раскрыть их богатейшее содержание и художественное совершенство «посредством тщательного анализа самой словесной ткани литературного произведения».

            Цель данного предмета - объединить и обобщить сведения о языке как «материале словесности», «первоэлементе литературы» и о словесном произведении как целостном единстве идейно-смыслового и эстетического содержания и его словесного выражения.

Важнейшими условиями   реализации   являются:

• деятельностный характер процесса преподавания русской словесности в основной школе;

• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного слова;

• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;

• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

• сбалансированное развитие устной и письменной речи;

• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;

      Изучение словесности поможет осознать единство языка и литературы, понять самую их сущность. Школьники увидят, что русский язык — это не только категории и законы, не только правила, это богатей­шие возможности для выражения лю­бого содержания. На уроках словесности шестиклассники будут рассматривать язык как материал словесности, познакомятся с не­которыми свойствами этого материала. Читая и ана­лизируя произведения словесности, ребята увидят, какими словесными средствами достигается наиболее точное, живое, яркое и красивое выражение содержа­ния. Это поможет им освоить богатства русского раз­говорного языка и законы употребления различных стилей литературного языка, активно использовать эти возможности в собственных высказываниях.

       Другая, не менее важная задача, которую должны выполнить уроки словесности, — помочь возро­дить интерес к чтению. Ведь громадные ду­ховные сокровища нашей литературы оказываются невостребованными, потому что дети просто не чита­ют книг, ибо не умеют это делать! Творчески работаю­щие учителя ищут пути пробуждения интереса к книге. Это возможно, только если ребята смогут воспринять произведение словесности как яв­ление искусства, откроют для себя эстетиче­скую роль языка, красоту художественного слова, полюбят его. А красота и любовь — могучая созида­тельная сила, недаром И. С. Тургенев утверждал, что любовью держится и движется жизнь. Любовь к род­ному слову поможет учащимся проникнуть в смысл произведений, самостоятельно понять выраженные автором мысли. И тогда детям станут доступны богат­ства общечеловеческой культуры.

       На уроках словесности большое место занимает творчество. Школьники учатся создавать собст­венные художественные произведения в прозе и сти­хах, составлять сочинения-рассуждения. Это необхо­димо для развития творческих возможностей ребенка. Цель не в том, чтобы сделать из учеников писателей и поэтов, а в том, чтобы пробудить и развить заложен­ное в ребенке творческое начало, способность к твор­честву, которые есть в каждом. Творческое начало, если его реализовать в занятиях словесностью, про­явится непременно и в жизни подростка, и в любой деятельности, которой посвятит себя человек в буду­щей взрослой жизни. Проявится оно и в чтении про­изведений: попробовав себя в словесном творчестве, человек будет хорошим читателем.

       Итак, мы видим три задачи изучения словеснос­ти. Это творческое овладение родным языком для выражения собственных мыслей и чувств; формирование инте­реса   к   чтению   и   умения   самостоятельно проникать в смысл художественного про­изведения через его словесную фор­му; развитие творческих способно­стей учащихся.

 

 

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.

     В результате изучения русской словесности ученик должен

знать/понимать

·         богатство лексики русского языка;

·         особенности употребления лексики русского языка;

·         средства художественной изобразительности и их роль;

·         эпические жанры народной словесности и особенности их языка;

·         особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;

уметь

·         определять лексическое значение слова;

·         определять виды лексических единиц;

·         находить в текстах и определять роль изобразительных средств;

·         различать жанры народной словесности;

·         различать эпические, лирические и драматические произведения;

 аудирование и чтение

·         выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;

·         пересказывать прозу;

·         работать со словарями;

·         находить в текстах лексические единицы;

говорение и письмо

·         строить диалог;

·         создание собственных текстов различных типов речи;

·         создание собственных текстов различных жанров;

·         употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·         осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;

·         творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета.

 

5 класс 35 часов

Устная народная словесность.

Понятия: произведение, устная народная словесность. Знакомство со сказками. Виды сказок. Правдивость сказки. Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.

Стихи и проза.

Понятие стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Ритм и рифма в стихах. Строфа.

Литературное эпическое произведение.

Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения. Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях. Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее. Басня. Басенные герои и сюжеты. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль». Рассказ и повесть. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения. Особенности языка эпического произведения.

Литературное лирическое произведение.

Лирическое произведение: произведение, в котором главное - выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни. Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.

Литературное драматическое произведение.

Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Пьеса-сказка. Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.

 

8 класс 35 часов

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении

Слово в эпическом произведении. Описание в эпическом произведении. Повествование в эпическом произведении.

Изображение письменной речи героев. Диалог. Монолог. Несобственно-прямая речь.

Литературный герой, характер, образ.  Литературный герой. Характер. Образ, типический герой.

Сюжет и композиция как средство выражения идеи.  Сюжет, композиция.

Рассказчик и автор в эпическом произведении. Повествование от лица-рассказчика-свидетеля событий.  Повествование от лица

рассказчика участника событий.  Авторское повествование. Точка зрения рассказчика и точка зрения автора.

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении

Слово в лирическом произведении. Герой лирического произведения. Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.

Ритм как способ выражения мысли и чувства автора.  Роль стиха.

Ритм и гармония. Перенос. Звуковая организация стихотворной речи.

Роль рифмы в стихах. Звукопись. Стихотворные забавы.

Монорим. Акростих. Фигурные стихи. Палиндром.

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении

Слово в драматическом произведении. Диалог в эпическом и драматическом произведениях. Диалог как средство изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении.

Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Точка зрения автора в трагедии. Точка зрения автора в комедии.

Изображение характеров как способ выражения авторской позиции в драматическом произведении.  Характеры героев драматического произведения. Характер как обобщение жизненных явлений.

Сюжет, конфликт и композиция как способ выражения авторской позиции в драматическом произведении. Сюжет и конфликт в пьесе.

  Композиция пьесы. Подтекст.

Взаимосвязи произведений словесности

Взаимовлияние произведений словесности – закон ее развития.  Сокровищница художественных достижений словесности.

Воздействие Библии на русскую литературу.  Библия и летопись.

Притча о блудном сыне и русская «Повесть о Горе и Злочастии». Влиянии притчи о блудном сыне на новую русскую литературу.

Мифологические образы в русской литературе. Мифологические образы в поэзии А.С.Пушкина.

Миф о Дедале и Икаре и его использование в поэзии ХХ в.

Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности.

Сказочный сюжет в эпосе и лирике. Переосмысление сюжетов и образов фольклора. Использование стиля народной поэзии.

      Формы организации учебного процесса:

–   индивидуальное обучение;

–   групповое обучение;

–   индивидуально-групповое обучение

     Виды контроля:

–   Текущий

–   Тематический

–   Периодический

–   Итоговый

     Формы контроля:

–   Фронтальная (опрос)

–   Индивидуальная (наблюдение, опрос)

–   Устная (опрос в парах)

–   Письменная (тестирование)

     Формы организации уроков:

•   урок-игра

•   урок-сказка

•   урок-КВН

•   урок-викторина

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

5 класс.

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

Требования к знаниям

по плану

фактическая

Введение (1 ч.)

1

Русская словесность.

1

1н.09.

 

Знать, что такое словесность.

Устная народная словесность (8 ч.)

2

Произведение устной народной словесности.

1

2н.09.

 

Уметь различать виды устной народной словесности; выразительно рассказывать сказки, небылицы, отгадывать загадки; произносить выразительно скороговорки и считалки; употреблять в речи пословицы и поговорки, понимать их аллегорическое значение.

3

Сказки и их виды.

1

3н.09.

 

4

Особенности языка сказок.

1

4н.09.

 

5

Сказка и правда.

1

1н.10.

 

6

Небылицы.

1

2н.10.

 

7

Пословицы и поговорки.

1

3н.10.

 

8

Загадки. Особенности языка загадок.

1

4н.10.

 

9

Скороговорки, считалки, дразнилки, потешки.

1

2н.11.

 

10

Обобщение изученного материала. Играем со словами.

1

3н.11.

 

Обобщить изученный материал главы «Устная народная словесность».

Стихи и проза (8 ч.)

11

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.

1

4н.11.

 

Уметь различать интонацию разных видов предложений, читать стихи с соблюдением стиховой паузы; подбирать рифмы к предложенным словам.

12

Ритм.

1

5н.11.

 

13

Интонация. Цель высказывания и интонация.

1

1н.12.

 

14

Особенности интонации в стихах.

1

2н.12.

 

Уметь различать интонацию разных видов предложений, читать стихи с соблюдением стиховой паузы; подбирать рифмы к предложенным словам.

15

Рифма в стихах.

1

3н.12.

 

16

Рифма в стихах.

1

4н.12.

 

17

Строфа.

1

3н.01.

 

18

Обобщение изученного материала. Играем со словами.

1

4 н.01.

 

Обобщить изученный материал главы «Стихи и проза».

Литературное эпическое произведение (7 ч.)

19

Три рода произведений, созданных писателями.

1

5 н.01.

 

Уметь различать литературные сказки, басни, рассказы и повести, создавать устный рассказ по собственным впечатлениям.

20

Литературная сказка.

1

1 н.02.

 

21

Басня.

Особенности языка басен.

1

2 н.02.

 

22

Рассказ, повесть, роман.

1

3 н.02.

 

23

Особенности языка эпического произведения.

1

4 н.02.

 

24

Сюжет и эпизод произведения.

1

1 н.03.

 

Знать, что такое сюжет и эпизод произведения

25

Обобщение изученного материала. Играем со словами.

1

2 н.03.

 

Обобщить изученный материал главы «Литературное эпическое произведение».

Литературное лирическое произведение (6 ч.)

26

Что такое лирическое произведение.

1

3 н.03.

 

Знать, что является главным свойством лирических произведений.

27

Стихи о природе.

1

1 н.04.

 

28

Зачем поэт говорит стихами.

1

2 н.04.

 

29

Стихи о животных.

1

3 н.04.

 

Знать, что является главным свойством лирических произведений.

30

Стихи, в которых рассказывается о каком-либо событии.

1

4 н.04.

 

31

Обобщение изученного материала. Играем со словами.

1

1 н.05.

 

Обобщить изученный материал главы «Литературное лирическое произведение».

Литературное драматическое произведение (3 ч.)

32

Что такое драм. произведение.

1

2 н.05.

 

Уметь отличать драматические произведение от произведений других родов словесности.

33

Отличие пьесы-сказки от эпической литературной сказки

1

3 н.05.

 

34

Обобщение изученного материала. Играем со словами.

1

4 н.05.

 

Обобщить изученный материал главы «Литературное драматическое произведение».

Обобщение изученного (1 ч.)

35

Обобщение изученного материала за год.

1

5 н.05.

 

Обобщить изученный материал.

 

8 класс

 

№ урока

Тема урока

Дата проведения урока

Требования к знаниям

по плану

фактичес-

кая

Введение (1 ч)

1

Ведение. Почему надо изучать словесность

1н.09.

 

Знать, что такое словесность.

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении (8 ч)

2

Описание и повествование в эпическом произведении.

2н.09.

 

Знать понятия:

описание, повествование, рассуждение,

устная и письменная речь, прямая речь, несобственно-прямая речь.

Уметь различать разные виды

Авторского повествования и способы передачи речи героя.

3

Изображение письменной речи героев. Диалог.

3н.09.

 

4

Монолог. Несобственно-прямая речь.

4н.09.

 

5

Литературный герой, характер, образ.

   1н.10.

 

6

Сюжет, композиция.

   2н.10.

 

7

Рассказчик и автор в эпическом произведении.

   3н.10.

 

Знать понятия: автор и рассказчик, разновидности авторского повествования,сказ.

Уметь видеть разные виды авторского

повествования и способы передачи

речи героя.

8

Авторское повествование. Точка зрения рассказчика и автора.

  4н.10.

 

9

Повторение изученного материала. «Подумайте и ответьте. Проверьте себя».

  2н.11.

 

Обобщить изученный материал главы «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении».

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении (8 ч)

10

Герой лирического произведения.

3н.11.

 

Знать понятия: лирический

герой, сверхзначение слова, ритм стиха,

перенос.

Уметь понимать значения средств языкового

выражения в лирическом произведении.

11

Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.

4н.11.

 

12

Ритм как способ выражения мысли и чувства автора.

5н.11.

 

13

Ритм и гармония. Перенос.

1н.12.

 

14

Роль рифмы в стихах. Звукопись.

2н.12.

 

Знать понятия: рифма, звукопись, игровые формы стиха: акростихи, фигурные стихи, палиндромы.

Уметь различать игровые формы стиха, умения определять рифму, звукопись стиха.

15

Стихотворные забавы.

3н.12.

 

16

Фигурные стихи. Палиндром.

4н.12.

 

17

Повторение изученного материала. «Подумайте и ответьте. Проверьте себя».

3н.01.

 

Обобщить изученный материал главы «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении».

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении (8 ч)

18

Диалог в эпическом и драматическом произведениях.

4 н.01.

 

Знать понятия диалог, монолог, катарсис,

сатира и юмор, драма, трагедия, комедия.

Уметь отличать словесные формы в драматическом произведении от их употребления в лирическом и эпическом.

19

Диалог как средство изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении.

5 н.01.

 

20

Точка зрения автора в трагедии и комедии.

1 н.02.

 

21

Характеры героев драматического произведения.

2 н.02.

 

Знать понятия характер героя, тип, сюжет и

конфликт пьесы, композиция,подтекст.

Уметь определять элементы сюжета и

композиции пьесы, подтекст.

22

Характер как обобщение жизненных явлений.

3 н.02.

 

23

Сюжет и конфликт в пьесе.

4 н.02.

 

24

Композиция пьесы. Подтекст.

1 н.03.

 

25

Повторение изученного материала. «Подумайте и ответьте. Проверьте себя».

2 н.03.

 

Обобщить изученный материал главы «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении».

Взаимосвязи произведений словесности (10 ч)

26

Взаимовлияние произведений словесности – закон ее развития.

3 н.03.

 

Знать понятия: образы героев, построение

сюжета, разновидности стиха, тема, идея.,

роды, виды, жанры, стиль, летопись,

притча, реминисценции.

Уметь видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого.

27

Воздействие Библии на русскую литературу.

1 н.04.

 

28

Притча о блудном сыне и русская «Повесть о Горе и Злочастии».

2 н.04.

 

29

Влиянии притчи о блудном сыне на новую русскую литературу.

3 н.04.

 

30

Мифологические образы в поэзии А.С.Пушкина.

4 н.04.

 

Знать понятия: античная мифология, образы, сюжеты, символы.

Уметь видеть мифологические образы в русской литературе, их значение.

31

Миф о Дедале и Икаре и его использование в поэзии ХХ в.

1 н.05.

 

32

Влияние народной словесности на литературу.

2 н.05.

 

Знать понятия: переложение и

пересказ, авторские произведения,

фольклор, стиль народной поэзии.

Уметь определять влияние фольклора на литературу.

33

 

Переосмысление сюжетов и образов фольклора. Использование стиля народной поэзии.

3 н.05.

 

34

Повторение изученного материала. «Подумайте и ответьте. Проверьте себя».

4 н.05.

 

Обобщить изученный материал.

35

Обобщение изученного материала за год.

5 н.05.

 

 

 


 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 г

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 г

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Содержание учебного предмета. 5 класс 35 часов

Содержание учебного предмета. 5 класс 35 часов

Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения в драматическом произведении

Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения в драматическом произведении

Календарно-тематическое планирование 5 класс

Календарно-тематическое планирование 5 класс

Рассказ, повесть, роман. 1 3 н

Рассказ, повесть, роман. 1 3 н

Уметь различать разные виды

Уметь различать разные виды

Повторение изученного материала

Повторение изученного материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2020