Программа по внеурочной деятельности "Эрудит" 4 класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 24.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Эрудит.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №25»

 

 

Рассмотрено                                    «Согласовано»                   «Утверждено»

на заседании МО                           Зам. директора по ВР        Директор МБОУ «СШ №25»

Протокол №1 от 31.08.19.           ______ С.Ф. Гумерова      ______ Н.Ф. Белавина

Руководитель МО                          31.08.2019г.                         Приказ № 417 от 31.08.19г.

_____ Л.Я. Байрамгулова                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности по курсу

«Эрудит»

общеинтеллектуальное направление

4 класс

на 2019-2020 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Составитель:

                                                                           Вонсович Вера Григорьевна                      учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

г. Нижневартовск

2019 год

 


 

1.     Пояснительная записка

Рабочая программа по «Эрудит» разработана на основе ФГОС НОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Средняя школа №25» с учётом Примерной программы начального общего образования по «Эрудит» и авторской программы «Эрудит»

 

Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему интеллектуальных, познавательных и развивающих игр.

 

В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:

Ø  Развитие познавательных способностей младших школьников.

Ø  Развитие творческих способностей младших школьников.

Ø  Расширение кругозора учащихся.

Ø  Развитие эмоционально-волевой сферы детей.

Ø  Формирование стремления учащихся к личностному росту.

 

Основные принципы, на которых построена программа:

принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей.

принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенкаСодержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся: системность,  принцип «спирали», принцип «от простого - к сложному», увеличение объёма материала от класса к классу.

принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности.

 

Программа курса введена в часть учебного плана, формируемого ОУ в рамках общеинтеллектуального  направления, выходит за рамки общеобразовательной программы, направлена на:

·            разностороннее раскрытие индивидуальных способностей ребенка, самостоятельный творческий поиск.

·            развитие у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности.

·            формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить и проверять гипотезы.

·            умение аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

·            расширение   знаний, учащихся о закономерностях родного языка и представлению по математике, литературе.

 

Технологии организации внеурочной деятельности:

·            уровневая дифференциация

·            проблемное обучение

·            моделирующая деятельность

·            поисковая деятельность

·            информационно-коммуникационные технологии

·            здоровье сберегающая технология

 

Основные формы работы: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Формы проведений занятий:


·             игра;

·             беседа;

·             диалог;

·             дискуссия;

·             тренинги;

·             диагностика;

·             викторины;

·             конкурсы;

·             турниры;

·             работа над проектами;

·             работа с литературой;

·             работа в библиотеке;

·             защита проектов;

·             онлайн экскурсии;

·             выставки-отчеты.


 

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. И рассчитана на четыре года обучения (135 часов): I класс - 33 часа, II класс -34 часа, III класс -34 часа, IV класс -34 часа.

 

Формы представления результатов.

·             Участие в международных, городских, районных конкурсах интеллектуалов, олимпиадах, марафонах (командное и индивидуальное первенство), пополнение личного портфолио результатами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

2.     Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности по курсу «Эрудит».

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с педагогом. Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом. Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

Требования к личностным, метапредметным

и предметным результатам освоения курса

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования:

Личностных результатов:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов:

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Составлять и анализировать текст.

- Строить собственные высказывания и суждения.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результататов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии. 

 


 

3.     Содержание курса внеурочной деятельности:

 

Курс «Эрудит» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств обучающихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

Развитие восприятия, слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки.

 


 

4.     Материально – техническое и учебно – меьодическое обеспечение курса

  • Компьютерная техника.
  • Аудиотехника.
  • Мультимедийная система.
  • Учебно – методическое обеспечение

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей»

Методическое пособие

2.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

3.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

4.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

5

Развитие мышления на уроках в начальных классах/С.Н.Гончарова.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.

Пособие для учителя

 

  • Цифровые образовательные ресурсы:

ü uchi.ru .

ü znanio.ru

ü infourok.ru

ü yaklass.ru

ü prodlenka.org.

ü Онлайн-читать.рф

ü Videourok.net

  • Интернет-ресурсы:

ü http://prozagadki.ru/

ü https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/igry/241

ü https://infourok.ru/zadaniya-po-teme-intellektualniy-klub-mislitel-klass-3293930.html

ü https://znanio.ru/media/prezentatsiya_intellektualnyj_klub_myslitel_dlya_zanyatij_po_vneurochnoj_deyatelnosti_2_4_klassy-141072

ü http://ddtcentr.edusite.ru/p34aa1.html

ü http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=489

 

 


5.     Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности курса «Эрудит»

(34 часа, 1 ч. в неделю) 4 класс

 

п/п

 

 

Дата

 

Тема урока

 

 

Количество часов

Формы проведения

Причина корректировки

План

Факт

1.                  

 07.09

 

Государственные символы.

1

дискуссия

 

2.                  

14.09

 

Моя семья.

1

защита проектов

 

3.                  

21.09

 

Мой портрет в лучах солнца.

1

игра

 

4.                  

28.09

 

Интеллектуальный клуб «Мыслитель».

1

турнир

 

5.                  

05.10

 

Вода в нашей жизни

1

онлайн экскурсия

 

6.                  

12.10

 

Матушка-землица.

1

турнир

 

7.                  

19.10

 

Юные кулинары.

1

игра

 

8.                  

26.10

 

Куда летят крылатые слова.

1

работа над проектами

 

9.                  

09.11

 

Фильм, фильм, фильм…

1

викторина

 

10.             

16.11

 

Путешествие в мир пушкинских сказок.

1

работа с литературой

 

11.             

23.11

 

И снова нас ждет мир пушкинских сказок.

1

турнир

 

12.             

30.11

 

Приветствуем зиму.

1

викторина

 

13.             

07.12

 

Пернатые друзья.

1

игра

 

14.             

14.12

 

Олимпийские игры древности.

1

работа над проектами

 

15.             

21.12

 

Олимпийские игры современности.

1

викторина

 

16.             

28.12

 

Я расскажу тебе о цирке.

1

онлайн экскурсия

 

17.             

 

 

Калейдоскоп головоломок.

1

турнир

 

18.             

 

 

Музыкальная шкатулка.

1

викторина

 

19.             

 

 

Что мы знаем о памяти.

1

турнир

 

20.             

 

 

Приди, Масленица, с радостью!..

1

онлайн экскурсия

 

21.             

 

 

Золушка.

1

игра

 

22.             

 

 

Клуб любителей русского языка.

1

турнир

 

23.             

 

 

Да здравствует абракадабра!

1

диалог

 

24.             

 

 

Собранье пестрых дел.

1

викторина

 

25.             

 

 

Поговорим, друзья, о книге.

1

работа в библиотеке

 

26.             

 

 

Эх, яблочко!..

1

викторина

 

27.             

 

 

Шутка – минутка, а заряжает на час.

1

диалог

 

28.             

 

 

О времени и о часах.

1

игра

 

29.             

 

 

Еще раз о времени и о часах.

1

викторина

 

30.             

 

 

Праздник Ивана Купалы.

1

работа с литературой

 

31.             

 

 

Клуб любителей головоломок.

1

турнир

 

32.             

 

 

Как делают бумагу.

1

диалог

 

33.             

 

 

История плюшевого мишки.

1

работа над проектами

 

34.             

 

 

Букет увлекательных задач.

1

турнир, диагностика