Пояснительная записка
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь».
Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
· коммуникативные:
учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
· познавательные:
учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
· личностные:
у учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
· регулятивные:
учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Курс «Речь» направлен на достижение следующих целей:
- способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию курса «Речь. Школа развития речи» обучающиеся должны знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
Программа курса «Речь» Техника и выразительность речи.
1 класс
Речь и ее значение в жизни. Техника речи.
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы)
Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).
Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.
Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).
Текст.
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Культура общения.
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.
Календарно – тематическое планирование.
Дата |
Тема занятия |
Всего часов (33ч.) |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Речь. |
1 |
Знакомство с ролью речи в жизни людей |
Уметь применять на практике правила красивой, правильной речи, составленные вместе с учителем. |
|
Тише, громче. |
1 |
Обсуждение значения употребления выразительной речи в жизни. |
Уметь применять правило выразительной речи (четко, правильно соблюдая интонацию) |
|
Слова, слова, слова. |
1 |
Формирование представлений о слове как комплексе звуков. |
Уметь составлять слова по определенным правилам, работать с анаграммами, палиндромами |
|
Озорные буквы. |
1 |
Обсуждение важности сохранения позиции каждой буквы в слове. |
Уметь видеть и исправлять ошибки, допущенные при составлении слов, видеть важность изученного правила. |
|
Слова играют в прятки. |
1 |
Развитие познавательного отношения к языку, внимательного отношения к слову. |
Уметь работать с шарадами, исправлять ошибки, допущенными намеренно. |
|
Слово и его значение. |
1 |
Сведения о лексическом значении слова. |
Уметь работать с различными словарями, пользоваться помощью взрослых для точного употребления слов. |
|
Прямое и переносное значение слова. |
2 |
Сведения о прямом и переносном значении слова. |
Уметь объяснять переносное значение слова, подбирая ему замену. |
|
Омонимы. |
1 |
Формирование первичного представления об омонимах и их значении в речи. |
Уметь выделять в речи омонимы, правильно употреблять их в речи. |
|
Синонимы. |
1 |
Формировать первичное представление о синонимах, их значении в речи. |
Уметь различать группы слов, пользоваться ими в речи, а так же синонимами для исключения речевых ошибок (повторов одних и тех же слов) |
|
Антонимы. |
2 |
Формировать первичное представление об антонимах и их значении в речи. |
Уметь пользоваться словами, имеющими противоположный смысл, работать с поговорками. |
|
Тематические группы слов. |
2 |
Познакомить с тематическими группами слов |
Уметь работать со словами различных тематических групп. |
|
Наш цветной мир. |
1 |
Формировать первичное представление об образности. |
Уметь работать с пословицами, используя антонимы, применять образные слова и выражения для «окрашивания» текста. |
|
Что на что похоже. |
1 |
Формировать первичное представление о сравнении. |
Уметь употреблять в речи сравнения для образного представления описываемого предмета, используя собственные наблюдения . |
|
Голоса природы. |
1 |
Использование изученного материала для развития воображения, памяти. |
Уметь использовать собственные наблюдения при работе с текстом. |
|
Загадки. |
1 |
Формировать умения отгадывать загадки. |
Уметь отгадывать анаграммы, находить образные выражения и сравнения при работе с загадками, доказывать свою точку зрения. |
|
Культура речи. Вежливые слова. |
2 |
Обсуждение значения слов в жизни каждого человека, деление их на группы по значимости. |
Уметь выбирать необходимые слова в конкретной ситуации (слова приветствия, просьбы, прощания…), осознать, что значит быть культурным человеком. |
|
Пословицы. |
1 |
Формирование навыков употребления в речи образных выражений. |
Уметь составлять слова по алгоритму, объяснять смысл пословиц, собирать их из разрозненных частей. |
|
Учимся рассуждать. |
1 |
Сведения о причинно – следственных связях между предметами, явлениями, событиями. |
Уметь устанавливать связь явлений, выстраивать цепь причин и следствий для расположения частей рассказа по порядку. |
|
Учимся рассуждать. |
1 |
Подбор слов , наиболее точно передающих мысль. |
Уметь передавать смысл пословиц , подбирая более точные слова и выражения. |
|
Текст. Признаки текста. |
2 |
Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). |
Уметь различать группы слов, предложений связанных по смыслу от простого набора слов, составлять текст. |
|
Текст. |
1 |
Обсуждение целостного единства предложений в тексте. |
Уметь делить текст на предложения, составлять текст из предложений на заданную тему. |
|
Заглавие текста. |
2 |
Выделение в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. |
Уметь находить главные строки текста, озаглавливать его. |
|
Тема текста. |
1 |
Определение темы текста и составление текста на определенную тему. |
Уметь объяснить смысл предложенных стихотворных фраз, сравнивать несколько текстов по смыслу. |
|
Опорные слова. |
1 |
Обсуждение особенностей построения текста и выделение опорных слов. |
Уметь находить опорные слова, составлять по ним текст. |
|
Мы строим текст. |
1 |
Отработка навыков построения связного текста. |
Уметь определять границы предложений, устанавливать правильный порядок частей текста, отвечать на вопросы, озаглавливать текст. |
|
План текста. |
2 |
Составление плана текста, обсуждение его особенностей. |
Уметь определять последователь ность частей текста, выделять главную мысль каждой части, озаглавливать каждую часть и объединять заголовки в план. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.