Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры.
Принять посильное участие в их охране.
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности
по общекультурному и социальному направлению
«Я познаю мир»
Программа внеурочного курса «Я познаю мир» общекультурного и социального направления позволяет обеспечить усвоение обучающимся с нарушениями слуха необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у обучающихся интерес к естественнонаучным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
Программа «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим обучающимся оценить свои успехи.
Внеурочный курс разработан на основе программы «Окружающий мир» (для 1-4 классов) А.А.Плешаков образовательная система «Школа России» (Москва: «Просвещение» 2016г), рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические особенности обучающихся с нарушениями слуха, закономерности усвоения знаний, доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование краеведческой деятельности как вспомогательного средства.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
Программа «Я познаю мир» рассчитана на 5 лет обучения: 1 дополнительный класс – 33 часа, 1 класс – 33 часа в год, 2 - 5 класс – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю.
1 дополнительный - 1 класс
№ |
Тема |
К\ч |
Содержание речевого материала |
1. |
Школа. Класс. Правило поведения на уроке и на занятиях. |
1 |
Класс (парты, наушники, микрофон, классная доска, указка, стул, мел, шкаф). |
2. |
Школа.Учебные принадлежности. |
1 |
Учебник, тетрадь, альбом, ручка, карандаш, пенал. Достаньте. Закройте. Откройте. |
3. |
Школа. Спальня. |
1 |
Помещение спальни. Кровать, тумбочка, шкаф. |
4. |
Школа. Столовая. |
1 |
Столовая. Правило поведения в столовой. |
5 |
Семья. Состав семьи. |
1 |
Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка. |
6. |
Семья. Имена членов семьи. |
1 |
Маму зовут… Папу зовут…. И.т.д. |
7. |
Осень. Фрукты. |
1 |
Яблоко, вишня, слива, персик, виноград, груша, абрикосы.Фрукты растут в саду. |
8. |
Осень. Овощи.
|
1 |
Морковь, огурец, картошка, лук, капуста, помидор. Это овощи. Овощи растут в огороде.Экскурсия в парк. |
9 |
Игры и развлечения детей. Игрушки. |
1 |
Кубики, машинка, мишка, зайка, мяч, кукла, пирамидка. |
10. |
Игры и развлечения детей. Экскурсия на детскую площадку. |
1 |
Карусель, горка, качели, турник, лабиринт. |
11 |
Игры и развлечения детей. Посещение игровой комнаты. Правило поведения во время игры. |
1 |
Это комната где дети играют. В комнате есть игрушки, настольные игры, настольный футбол. Еще там могут дети рисовать, складывать пазлы, собирать конструктор. |
12 |
Что мы умеем делать.
|
1 |
Кто читает? Пишет? Рисует? Я сижу. Я стою. Ты стоишь. Ты сидишь. Что я делаю? Что ты делаешь? |
13 |
Что мы умеем делать.
|
1 |
Кто читает? Пишет? Рисует? Я сижу. Я стою. Ты стоишь. Ты сидишь. Что я делаю? Что ты делаешь? |
14 |
Дикие и домашние животные. |
1 |
Названия домашних животных. Где живут домашние животные? |
15 |
Дикие и домашние животные. |
1 |
Названия диких животных. Где живут дикие животные? |
16 |
Дикие и домашние животные. |
1 |
Закрепление |
17 |
Дикие и домашние животные. |
1 |
Игра «Найди маму». Игра « Чей домик» |
18 |
Зима. |
1 |
Экскурсия в парк. Экскурсия на детскую площадку. |
19 |
Зима. |
1 |
Зимние развлечения детей. |
20 |
Основные события дня. |
1 |
Режимные моменты. |
21 |
Основные событиядня. |
1 |
Занятия в школе. |
22 |
Основные события дня. |
1 |
Дежурство в классе. |
23 |
Основные события дня. |
1 |
Посещение библиотеки. |
24 |
Городская улица. |
1 |
Экскурсия. Улица. Дом. Дорога. |
25 |
Городская улица. |
1 |
Транспорт города. |
26 |
Весна. |
1 |
Экскурсия в парк. |
27 |
Весна. |
1 |
Приметы весны. |
28 |
Дружные ребята. |
1 |
Составление предложений по сюжетной картинке |
29 |
Дружные ребята. |
1 |
Составление предложений по сюжетной картинке. |
30 |
Скоро лето. |
1 |
Экскурсия в парк.Названия деревьев и цветов |
31 |
Скоро лето. |
1 |
Экскурсия в парк. Названия деревьев и цветов |
32 |
Составление рассказа по теме «Я ученик». |
1 |
Я учусь в 1 классе. Мне семь лет. Я люблю уроки ….. |
33 |
Составление рассказа по теме «Я ученик». |
1 |
Наш класс дружный. Мы любим читать, рисовать, играть. |
Итого: 33 часа. |
Я познаю мир общекультурное и социальное направление 1час в неделю |
|||
№ |
Тема |
К\ч |
Содержание речевого материала |
1 четверть |
|||
Как мы понимаем друг друга Вводное занятие. Как мы будем учиться. |
1 |
Познакомиться с учителем и одноклассниками Познакомиться и обсудить правила поведения в школе. |
|
Школьные правила вежливости. |
1 |
Класс (парты, наушники, микрофон, классная доска, указка, стул, мел, шкаф).Учебник, тетрадь, альбом, ручка, карандаш, пенал. Достаньте. Закройте. Откройте. |
|
Школьные правила вежливости. |
1 |
Приветствие старших. Помещение спальни. Кровать, тумбочка, шкаф. |
|
Режим дня школьника. |
1 |
Столовая. Правило поведения в столовой. |
|
Ты – ученик. |
1 |
Учитель, дежурный, библиотекарь… |
|
Что за словом? |
1 |
Называть окружающие предметы и их признаки Различать предметы и выделять их признаки |
|
Путешествие в Угадайку. |
1 |
Яблоко, вишня, слива, персик, виноград, груша, абрикосы.Фрукты растут в саду. |
|
Времена года |
1 |
Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года |
Я познаю мир общекультурное и социальное направление 1час в неделю |
||||
№ |
Тема |
К\ч |
Содержание речевого материала |
|
II четверть |
||||
Зимушка-зима. |
1 |
Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» |
||
Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны. |
1 |
Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года |
||
Весёлое лето. |
1 |
Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года |
||
Глаза – главные помощники человека. |
1 |
Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются. |
||
Память и ум – помощники человека. |
1 |
Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются. |
||
Жить – с книгою дружить. |
1 |
Чтение – лучшее учение. |
||
Наша дружная семья. Мои обязанности в семье. |
1 |
Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи. |
||
Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным? |
1 |
Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой . |
||
Я познаю мир общекультурное и социальное направление 1час в неделю |
|||||
№ |
Тема |
К\ч |
Содержание речевого материала |
||
IIIчетверть |
|||||
Что вокруг нас может быть опасны. На улице. |
1 |
Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой . |
|||
Без друга в жизни туго. Мои друзья |
1 |
Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи. |
|||
Что нас окружает. Мой город. Достопримечательности города |
1 |
Экскурсия по городу. Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.
|
|||
Мы – пешеходы. |
1 |
Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии . |
|||
Что такое профессия? Какие бывают профессии? |
1 |
Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются. |
|||
Из чего что сделано? |
1 |
Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний |
|||
Водица-царица. (Три состояния воды) |
1 |
Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний |
|||
Транспорт. Мы – пассажиры. |
1 |
Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой . |
|||
Мой путь от дома до школы. |
1 |
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.)
|
|||
Живые обитатели планеты Живое и неживое. |
1 |
Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.
|
|||
Я познаю мир общекультурное и социальное направление 1час в неделю |
|||||
№ |
Тема |
К\ч |
Содержание речевого материала |
||
IV четверть |
|||||
Какие бывают растения? Какие бывают животные? |
1 |
Оценивать конкретные примеры поведения в природе. |
|||
Путешествие по зоопарку. |
1 |
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.) |
|||
Домашние любимцы и комнатные растения. |
1 |
Беседа и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе. |
|||
Собака – верный друг человека |
1 |
Обсудить какова роль собаки в жизни человека |
|||
Строение тела человека. |
1 |
Обсудить почему человек так устроен |
|||
Правила поведения в природе. |
1 |
Оценивать конкретные примеры поведения в природе. |
|||
Земля – наш общий дом. |
1 |
Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе. |
|||
Итоговый урок «Что я теперь знаю и умею» |
1 |
|
|||
ИТОГО: 34 часа. |
|||||
3 КЛАСС
№ |
Тема |
К\ч |
Содержание речевого материала |
||
|
Наша Планета |
|
|
|
|
1. |
Мир живой и неживой природы. |
1 |
|
||
2. |
Вещи и вещества. Разнообразие веществ. |
1 |
|||
3.
|
Как без часов определить время суток? |
1 |
Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий. Извлекать необходимую информацию о планетах Солнечной системы. |
||
4. |
Форма Земли. |
1 |
|||
5. |
О чём рассказывает Глобус. |
1 |
|||
6. |
Викторина «Занимательная география» |
1 |
|||
7. |
Звёзды, созвездия, планеты. |
1 |
|||
8. |
Земное притяжение. |
1 |
Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления . |
||
9. |
Почему день сменяется ночью? |
1 |
Сравнивать и различать день и ночь. Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года |
|
|
10. |
Почему бывает лето? |
1 |
|
||
11. |
Где живут белые медведи и слоны? |
1 |
|
||
12. |
Прозрачный невидимка (воздух) |
1 |
Наблюдать погоду и описывать её состояния Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра Сравнивать погоду и климат |
||
13. |
Создание проекта «Солнечная система» |
1 |
|||
14. |
Путешествие по карте России. |
1 |
Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина . |
|
|
15. |
Адрес на глобусе и карте. |
1 |
|||
16. |
Что обозначают на карте с помощью цвета? |
1 |
|
||
17. |
Путешествие по материкам и океанам. |
1 |
|
||
18. |
Куда текут реки? |
1 |
Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности. Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. |
|
|
19. |
Как рождаются горы? |
1 |
|
||
20. |
Моря и острова. |
1 |
|||
21. |
Обитатели морей. |
1 |
|||
22. |
Проект «Моя малая Родина» |
1 |
|
||
|
Земля – наш общий дом |
|
|
|
|
23. |
Великий круговорот жизни. |
1 |
Характеризовать экосистемы |
|
|
24.
|
Путешествие по природным зонам. |
1 |
Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон
Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон Находить на карте изученные природные зоны Обсуждать особенности 2-3 стран мира Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте |
||
25. |
Красная книга. |
1 |
|||
26. |
Жизнь леса. |
1 |
|||
27.
|
Хрупкая природа степей и пустынь. |
1 |
|
||
28. |
Где растут тропические леса. |
1 |
|
||
29. |
Жизнь в горах. |
1 |
|
||
30. |
Путешествуем по Европе. |
1 |
|||
31. |
Страны Африки и Америки. |
1 |
|
|
|
32. |
Австралия. Антарктида. |
1 |
Показывать территорию России, ее государственную границу Находить на карте России родной регион. |
||
33. |
Моя Родина – Россия. |
1 |
|
||
34. |
Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка» |
1 |
|
||
|
ИТОГО: 34часа. |
|
4 КЛАСС
№ |
Тема |
К\ч |
Содержание речевого материала |
|
Как работает организм человека |
|
|||
1. |
Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. |
1 |
Приводить примеры веществ Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы |
|
2. |
Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. |
1
|
|
|
3. |
Опора тела и движение
|
1 |
|
|
4. |
Наше питание |
1
|
Характеризовать место обитания живых организмов |
|
5.
|
О дыхании и вреде курения. |
1
|
Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого |
|
6.
|
Органы чувств человека. |
1
|
Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья |
|
7. |
Беседа «Тело человека и охрана здоровья» |
1 |
||
Рукотворная природа |
|
|||
8. |
Растения и животные на службе у человека. |
1 |
Характеризовать экосистемы и природные сообщества
Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.
|
|
9. |
Изобретение рычага и колеса и их применение |
1
|
|
|
10. |
Свойства воды и воздуха и их использование человеком. |
1 |
|
|
11. |
Как человек использует горные породы и минералы |
1 |
|
|
12. |
Как обрабатывают металлы. |
1 |
|
|
13. |
Невидимая сила |
1 |
|
|
14. |
Человек проникает в тайны природы |
1 |
Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы.
|
|
15. |
Экологический проект «Земля – планета жизни» |
1 |
||
Человек и его внутренний мир |
||||
16. |
Как стать личностью? |
1 |
Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека |
|
17. |
Эмоции и чувства |
1 |
|
|
18.
|
Как настроение? |
1 |
||
Человек в мире людей
|
||||
19 |
Почему возникают конфликты? |
1
|
Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций |
|
20 |
Совесть.
|
1 |
|
|
21 |
Путешествие по правам человека. |
1 |
|
|
Человек и прошлое человечества |
||||
22 |
Добро и зло в Первобытном мире |
1 |
Оценивать легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. |
|
23 |
Мир средневековых цивилизаций |
1 |
|
|
24
|
Технические достижения эпохи Нового времени |
1 |
|
|
25 |
21 век |
1
|
|
|
Человек и многоликое человечество
|
|
|||
26
|
« В некотором царстве, в тридевятом государстве…» |
1 |
|
|
27 |
Мы не похожи, ну и что же?
|
1
|
Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. |
|
28
|
Пути духовных исканий.
|
1 |
|
|
29 |
Выставка работ «Дети разных народов»
|
1 |
|
|
Человек и единое человечество |
|
|||
30 |
Что такое деньги. |
1
|
Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д. |
|
31. |
Почему разные страны помогают друг другу? |
1 |
|
|
32 |
Сказки разных народов |
1 |
|
|
33 |
Глобальные проблемы |
1 |
|
|
34 |
Проект «Моё человечество» |
1 |
|
|
ИТОГО: |
34 |
|
|
5 КЛАСС
№ |
Тема |
К\ч |
Содержание речевого материала |
|
|
Вещество и энергия |
|
||
1. |
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? |
1 |
Приводить примеры веществ Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы |
|
2. |
Энергия. Что происходит при превращении энергии. |
1
|
|
|
3. |
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» |
1 |
|
|
|
Оболочка планеты, охваченная жизнью |
|||
4. |
Живая оболочка планеты. |
1
|
Характеризовать место обитания живых организмов |
|
5.
|
О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. |
1
|
Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого |
|
6.
|
Солнце - как источник энергии.
|
1
|
Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов |
|
7. |
Викторина «Планета загадок» |
1 |
|
|
|
Экологическая система |
|
||
8. |
Цепи питания |
1 |
Характеризовать экосистемы и природные сообщества
Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.
|
|
9.
|
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. |
1
|
|
|
10. |
Лесные заморочки. Игра «Детектив» |
1 |
|
|
11. |
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». |
1 |
|
|
|
Живые участники круговорота веществ |
|
||
12. |
Растения и их роль на Земле Экскурсия. |
1 |
Выяснить роль растений в природе и жизни людей |
|
13. |
О братьях наших меньших. |
1 |
Характеризовать условия, необходимые для жизни животных . Характеризовать роль животных в природе и жизни людей. |
|
14. |
Рыбы и их многообразие. |
1 |
|
|
15. |
Час эрудитов «Птичьи имена». |
1 |
||
16. |
Проект «Сохраним красоту природы» |
1 |
|
|
|
Твои родные и твоя родина |
|
||
17. |
Человек и его корни. Родословное древо семьи |
1 |
Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений. |
|
18. |
Моя Родина – Россия! |
1
|
|
|
19 |
Путешествие в прошлое. История моей Родины. |
1
|
|
|
|
Времена древней Руси, Московского государства, Российской Империи, Советской России и СССР |
|||
20 |
Откуда пошла земля Русская! |
1 |
Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры.
Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры.
Принять посильное участие в их охране.
|
|
21 |
Ледовое побоище. |
1 |
|
|
22 |
Слово о полку Игореве. |
1 |
|
|
23 |
Московское государство. |
1 |
|
|
24 |
Московский Кремль. |
1 |
|
|
25
|
Смутное время в России. |
1 |
|
|
26 |
Преобразования Петра I |
1
|
|
|
27
|
Екатерина Великая |
1 |
|
|
28
|
Михаил Васильевич Ломоносов |
1 |
|
|
29 |
Отечественная война 1812 года.
|
1
|
|
|
30
|
Император Александр II |
1 |
|
|
31 |
Времена Советской власти и СССР. |
1 |
|
|
32 |
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.» |
1
|
|
|
|
Современная Россия |
|
||
33. |
Российская Федерация |
1
|
Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д. |
|
34 |
Проект «Сохраним историю родного края» |
1 |
|
|
ИТОГО: |
34 |
|
|
1. Школа (4 часа). Учебные принадлежности. Класс. Правило поведения на уроке и на занятиях. Спальня. Столовая. Правила поведения в столовой.
2. Семья(2 часа). Состав семьи. Имена членов семьи.
3. Осень (2 часа). Фрукты. Овощи. Экскурсия в парк.
4. Игры и развлечения детей (3 часа) Игрушки. Экскурсия на детскую площадку. Посещение игровой комнаты. Правила поведения во время игры.
5. Что мы умеем делать (2часа) Кто читает? Пишет? Рисует? Я сижу. Я стою. Ты стоишь. Ты сидишь. Что я делаю? Что ты делаешь?
6. Дикие и домашние животные (4 часа). Названия домашних животных. Где живут домашние животные? Названия диких животных. Где живут дикие животные? Игра «Найди маму». Игра «Чей домик»
7. Зима (2 часа). Экскурсия в парк. Экскурсия на детскую площадку. Зимние развлечения детей.
8. Основные события дня (4 часа). Режимные моменты. Занятия в школе. Посещение библиотеки. Дежурство в классе.
9. Городская улица (2 часа) Экскурсия. Улица. Дом. Дорога. Транспорт города.
10. Весна (2 часа) Экскурсия в парк. Приметы весны.
11. Дружные ребята (2 часа) Составление предложений по сюжетной картинке.
12. Скоро лето (2 часа). Экскурсия в парк. Названия деревьев и цветов.
13. Составление рассказа( 2 часа).
1. Как мы понимаем друг друга.( 5ч)
Школьные правила вежливости.
Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций
поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня.
2. Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)
Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.
3. Времена года (4 ч.)
Приметы осени. Листопад.
Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.
Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения –
признак весны.
Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи,музыке, художественной литературе.
4. Как ты узнаёшь мир (2 ч.)
Органы чувств человека.
Память – хранилище опыта. Ум.
5. Твоя семья и друзья (3 ч.)
Твоя семья и её состав.
Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.
Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.
Как вести себя на кухне, в ванне.
Значение общения в жизни человека.
6. Что нас окружает( 6 ч.)
Город (село) и его особенности.
Взаимосвязь людей разных профессий.
Зависимость человека от природы.
Три состояния воды.
7. Живые обитатели планеты (8 ч.)
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.
Сходство растений и животных.
Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека
о них.
Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.
Знакомство с назначением различных частей тела человека.
Правила поведения в природе.
Бережное отношение к окружающему миру.
8. КТД (3 ч.)
Конкурсные и развлекательные программы.
Книга хранит знания и опыт людей.
Правила безопасного поведения на улице.
9. Итоговое занятие. (1 ч.)
Игра «Поле чудес»
3 КЛАСС
Наша планета Земля (22 ч)
Мир живой и неживой природы.
Почему день сменяется ночью?
Почему бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны?
Прозрачный невидимка (воздух).
Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России.
Адрес на глобусе и карте.
Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам.
Куда текут реки?
Как рождаются горы?
Моря и острова Обитатели морей.
Земля – наш общий дом (12 ч)
Великий круговорот жизни.
Путешествие по природным зонам.
Красная книга.
Жизнь леса.
Хрупкая природа степей и пустынь.
Где растут тропические леса. Жизнь в горах.
Путешествуем по Европе.
Страны Африки и Америки.
Австралия. Антарктида.
Моя Родина – Россия.
Земля – наш общий дом.
Проект «Всемирная выставка»
4 КЛАСС
Как работает организм человека (7ч)
Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.
Опора тела и движение
Наше питание
О дыхании и вреде курения.
Органы чувств человека.
Диспут «Тело человека и охрана здоровья»
Рукотворная природа (8ч)
Растения и животные на службе у человека.
Изобретение рычага и колеса и их применение
Свойства воды и воздуха и их использование человеком.
Как человек использует горные породы и минералы
Как обрабатывают металлы.
Невидимая сила
Человек проникает в тайны природы
Экологический проект «Земля – планета жизни»
Человек и его внутренний мир (3ч)
Как стать личностью?
Эмоции и чувства
Как настроение?
Человек в мире людей (3ч)
Почему возникают конфликты?
Совесть.
Путешествие по правам человека.
Человек и прошлое человечества (4ч)
Добро и зло в Первобытном мире
Мир средневековых цивилизаций
Технические достижения эпохи Нового времени
21 век
Человек и многоликое человечество (4ч)
«В некотором царстве, в тридевятом государстве…»
Мы не похожи, ну и что же?
Пути духовных исканий.
Выставка работ «Дети разных народов»
Человек и единое человечество (5ч)
Что такое деньги.
Почему разные страны помогают друг другу?
Сказки разных народов
Глобальные проблемы
Проект «Моё человечество»
5 КЛАСС
Вещество и энергия (3 ч)
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?
Энергия. Что происходит при превращении энергии.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)
Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает
Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок»
Экологическая система (4 ч)
Цепи питания.
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
Лесные заморочки. Игра «Детектив»
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».
Живые участники круговорота веществ (5 ч )
Растения и их роль на Земле. Экскурсия.
О братьях наших меньших.
Рыбы и их многообразие.
Час эрудитов «Птичьи имена».
Проект «Сохраним красоту природы»
Твои родные и твоя Родина (3 ч)
Человек и его корни. Родословное древо семьи.
Моя Родина – Россия!
Путешествие в прошлое.
История моей Родины.
Времена древней Руси, Московского государства,
Российской империи, Советской России и СССР (13 ч)
Откуда пошла земля Русская!
Ледовое побоище.
Слово о полку Игореве.
Московское государство.
Московский Кремль.
Смутное время в России.
Преобразования Петра I
Екатерина Великая
Михаил Васильевич Ломоносов
Отечественная война 1812 года.
Император Александр II
Времена Советской власти и СССР.
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны»
Современная Россия (2ч)
Российская Федерация
Проект «Сохраним историю родного края»
Планируемые результаты
1 дополнительный -1класс:
Личностными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2 класс:
Личностные результаты :
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3 класс:
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлятьинформацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
4 – 5 класс:
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Свойства предметов, их части и действия с ними.
Планируемые результаты1 дополнительный -1класс: Личностными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений: - Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - Учиться высказывать своё предположение (версию). - Учиться работать по предложенному учителем плану. - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации. - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 2 класс: Личностные результаты : - Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: - Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем . - Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. - Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты). Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг. - Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. - Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делатьсамостоятельныевыводы. Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи - Слушать и понимать речь других. - Вступать в беседу. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 3 класс: Личностные результаты: - Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. - Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулироватьучебнуюпроблему совместно с учителем. - Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки - Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты). Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;определять причины явлений, событий. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлятьинформацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. - Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться 4 – 5 класс: Личностные результаты: - Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;определять причины явлений, событий. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлятьинформацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. - Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. - Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
|
Свойства предметов, их части и действия с ними.
Предполагаемые результаты реализации программы
На первом уровне школьник должен уметь:
• называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
• называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
• называть основные особенности каждого времени года.:
• перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
На втором уровне школьник должен уметь:
• объяснять, как люди помогают друг другу жить;
• оценивать правильность поведения людей в природе;
• оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
На третьем уровне школьник должен уметь:
• наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,
• выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
• моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях
• уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.
• доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Формы работы и контроля
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
1. Индивидуальная работа
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
2. Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
3. Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
Методические рекомендации.
Содержание курса «Я познаю мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
• идея многообразия мира;
• идея экологической целостности мира;
• идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей вза¬имозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Внеурочный образовательный курс «Я познаю мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы для для детей с нарушениями слуха. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами.
Литература для учителя
1. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010
2. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
3. Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!
4. Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии.
5. Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.
6. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие.
7. Л.Экономов. Мир наших чувств
8. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя.
Литература для учеников
1. Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения
2. Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений
3. Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе: / Под ред.И. Д. Зверева
4. Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия
5. Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей
6. Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы
7. Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся
8. Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе
9. Плешаков А.А. Зеленые страницы
Наглядные пособия
1. натуральные живые пособия: растения, животные.
2. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
3. гербарии; коллекции насекомых;
4. изобразительные наглядные пособия – таблицы
5. предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества
6. Диск. «Звуки живой природы»
7. Фильм «Многообразие животного мира»
8. Фильм «Природа в разное время года»
9. Фильм «Бережем природу»
10. Презентация «Человек как часть природы»
11. Презентация «Что такое снег»
12. Презентация «Мой город в разное время года»
13. Презентация «Виды транспорта на улице моего города»
14. Презентация «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений»
15. Презентация «Звери и растения Сибири».
16. Презентация «Красная книга»
17.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.