Программа по внеурочной деятельности "Я познаю мир"

  • docx
  • 25.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Я познаю мир программа 1-5.docx

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры. 

 

 

Принять посильное участие в их охране.

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая  образовательная  программа внеурочной деятельности

 

по общекультурному и социальному  направлению

«Я познаю мир»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Программа внеурочного курса «Я познаю мир» общекультурного и социального  направления позволяет обеспечить усвоение обучающимся с нарушениями слуха необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у обучающихся интерес к естественнонаучным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Программа строится на основе принципов:

  • целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
  • междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
  • взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
  • соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.

Программа   «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим обучающимся оценить свои успехи.

            Внеурочный курс разработан на основе программы «Окружающий мир» (для 1-4 классов) А.А.Плешаков  образовательная система «Школа России» (Москва: «Просвещение» 2016г), рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

При разработке программы учитывались психолого-педагогические особенности обучающихся с нарушениями слуха, закономерности усвоения знаний,   доступность, уровень предшествующей подготовки.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.

Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.

Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.

В освоении экологических знаний программа предусматривает использование краеведческой деятельности как вспомогательного средства.

Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:

  • Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
  • Изучение природы родного края.
  • Развитие познавательного интереса учащихся к природе
  • Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

Программа «Я познаю мир» рассчитана на 5 лет обучения: 1 дополнительный класс – 33 часа, 1 класс – 33 часа в год, 2 - 5 класс – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 дополнительный - 1 класс

Тема

К\ч

Содержание речевого материала

1.

Школа. Класс. Правило поведения на уроке и на занятиях.

1

Класс (парты, наушники, микрофон, классная доска, указка, стул, мел, шкаф).

2.

Школа.Учебные принадлежности.

1

Учебник, тетрадь, альбом, ручка, карандаш, пенал. Достаньте. Закройте. Откройте.

3.

Школа. Спальня.

1

Помещение спальни. Кровать, тумбочка, шкаф.

4.

Школа. Столовая.

1

Столовая. Правило поведения в столовой.

5

Семья. Состав семьи.

1

Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.

6.

Семья. Имена членов семьи.

1

Маму зовут…

Папу зовут…. И.т.д.

7.

Осень.

Фрукты.

1

Яблоко, вишня, слива, персик, виноград, груша, абрикосы.Фрукты растут в саду.

8.

Осень.

Овощи.

 

1

Морковь, огурец, картошка, лук, капуста, помидор. Это овощи. Овощи  растут в огороде.Экскурсия в парк.

9

Игры и развлечения детей. Игрушки.

1

Кубики, машинка, мишка, зайка, мяч, кукла, пирамидка.

10.

Игры и развлечения детей.

Экскурсия на детскую площадку.

1

Карусель, горка, качели, турник, лабиринт.

11

Игры и развлечения детей. Посещение игровой комнаты. Правило поведения во время игры.

1

Это комната где дети играют. В комнате есть игрушки,  настольные игры, настольный футбол. Еще там могут дети рисовать, складывать пазлы, собирать конструктор. 

12

Что мы умеем делать.

 

1

Кто читает? Пишет? Рисует? Я сижу. Я стою. Ты стоишь. Ты сидишь. Что я делаю? Что ты делаешь?

13

Что мы умеем делать.

 

1

Кто читает? Пишет? Рисует? Я сижу. Я стою. Ты стоишь. Ты сидишь. Что я делаю? Что ты делаешь?

14

Дикие и домашние животные.

1

Названия домашних животных. Где живут  домашние животные?

15

Дикие и домашние животные.

1

Названия диких животных. Где живут дикие животные?

16

Дикие и домашние животные.

1

Закрепление

17

Дикие и домашние животные.

1

Игра «Найди маму». Игра « Чей домик»

18

Зима.

1

Экскурсия в парк. Экскурсия на детскую площадку.

19

Зима.

1

Зимние развлечения детей.

20

Основные события дня.

1

Режимные моменты.

21

Основные событиядня.

1

Занятия в школе.

22

Основные события дня.

1

Дежурство в классе.

23

Основные события дня.

1

Посещение библиотеки.

24

Городская улица.

1

Экскурсия. Улица. Дом. Дорога.

25

Городская улица.

1

Транспорт города.

26

Весна.

1

Экскурсия в парк.

27

Весна.

1

Приметы весны.

28

Дружные ребята.

1

Составление предложений по сюжетной картинке

29

Дружные ребята.

1

Составление предложений по сюжетной картинке.

30

Скоро лето.

1

Экскурсия в парк.Названия деревьев и цветов

31

Скоро лето.

1

Экскурсия в парк. Названия деревьев и цветов

32

Составление рассказа по теме «Я ученик».

1

Я учусь в 1 классе. Мне семь лет. Я люблю уроки …..

33

Составление рассказа по теме «Я ученик».

1

Наш класс дружный. Мы любим читать, рисовать, играть.

Итого: 33 часа.

 

 

2 КЛАСС

Я познаю мир

общекультурное и социальное  направление

1час в неделю

Тема

К\ч

Содержание речевого материала

1 четверть

Как мы понимаем друг друга

Вводное занятие. Как мы будем учиться.

1

Познакомиться с учителем и одноклассниками

Познакомиться и обсудить правила поведения в школе.

Школьные правила вежливости. 

1

Класс (парты, наушники, микрофон, классная доска, указка, стул, мел, шкаф).Учебник, тетрадь, альбом, ручка, карандаш, пенал. Достаньте. Закройте. Откройте.

Школьные правила вежливости. 

1

Приветствие старших. Помещение спальни. Кровать, тумбочка, шкаф.

Режим дня школьника.

1

Столовая. Правило поведения в столовой.

Ты – ученик.

1

Учитель, дежурный, библиотекарь…

Что за словом?

1

Называть окружающие предметы и их признаки

Различать предметы и выделять их признаки

 Путешествие в Угадайку. 

1

Яблоко, вишня, слива, персик, виноград, груша, абрикосы.Фрукты растут в саду.

Времена года

1

Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я познаю мир

общекультурное и социальное  направление

1час в неделю

Тема

К\ч

Содержание речевого материала

II четверть

Зимушка-зима.

1

Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»

Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны.

1

Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года

Весёлое лето.

1

Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года

Глаза – главные помощники человека.

1

Сопоставлять  признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.

Память и ум – помощники человека.

1

Сопоставлять  признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.

Жить – с книгою дружить. 

1

Чтение – лучшее учение.

Наша дружная семья. Мои обязанности в семье.

1

Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи.

Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?

1

Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой .

 

 

Я познаю мир

общекультурное и социальное  направление

1час в неделю

Тема

К\ч

Содержание речевого материала

IIIчетверть

Что вокруг нас может быть опасны.  На улице.

1

Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой .

Без друга в жизни туго. Мои друзья

1

Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи.

Что нас окружает.  Мой город. Достопримечательности города

1

Экскурсия по городу.

Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.

 

Мы – пешеходы.

1

Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии .

Что такое профессия? Какие бывают профессии?

1

Сопоставлять  признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.

Из чего что сделано?

1

Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний

Водица-царица. (Три состояния воды)

1

Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний

Транспорт. Мы – пассажиры.

1

Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой .

Мой путь от дома до школы.

1

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.)

 

Живые обитатели планеты

Живое и неживое.

1

Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.

 

Я познаю мир

общекультурное и социальное  направление

1час в неделю

Тема

К\ч

Содержание речевого материала

IV четверть

Какие бывают растения? Какие бывают животные?

1

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Путешествие по зоопарку.

1

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.)

Домашние любимцы и комнатные растения.

1

Беседа  и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе.

Собака – верный друг человека

1

Обсудить какова роль собаки в жизни человека

Строение тела человека.

1

Обсудить почему человек так устроен

Правила поведения в природе.

1

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Земля – наш общий дом.

1

Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе.

Итоговый урок «Что я теперь знаю  и умею»

1

 

ИТОГО: 34 часа.

3 КЛАСС

Тема

К\ч

Содержание речевого материала

 

               Наша Планета

 

 

 

  1.

Мир живой и неживой природы.

1

 

2.

Вещи и вещества.

Разнообразие веществ.

1

3.

 

  Как без часов определить время суток?

1

Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий.

Извлекать  необходимую информацию о планетах Солнечной системы.

4.

Форма Земли.

1

  5.

О чём рассказывает Глобус.

1

  6.

Викторина «Занимательная география»

1

7.

Звёзды, созвездия, планеты.

1

8.

 Земное притяжение.

1

Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления .

9.

Почему день сменяется ночью?

1

Сравнивать и различать день и ночь.

Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года

 

10.

Почему бывает лето?

1

 

11.

Где живут белые медведи и слоны?

1

 

12.

Прозрачный невидимка (воздух)

1

Наблюдать погоду и описывать её состояния

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра

Сравнивать погоду и климат

13.

Создание проекта «Солнечная система»

1

14.

Путешествие по карте России.

1

Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина .

 

15.

Адрес на глобусе и карте.

1

16.

       Что обозначают на

карте с помощью цвета?

1

 

17.

Путешествие по материкам и океанам.

1

 

18.

Куда текут реки?

1

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности.

Находить на физической карте России  и полушарий  разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.

 

19.

Как рождаются горы?

1

 

20.

Моря и острова.

1

21.

Обитатели морей.

1

22.

Проект «Моя малая Родина»

1

 

 

Земля – наш общий дом

 

 

 

23.

Великий круговорот жизни.

1

Характеризовать экосистемы

 

24.

 

Путешествие по природным зонам.

1

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон

 

Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон

Находить на карте изученные природные зоны

Обсуждать особенности 2-3 стран мира

Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте

25.

Красная книга.

1

26.

   Жизнь леса.

1

27.

 

Хрупкая природа степей и пустынь.

1

 

28.

Где растут тропические леса.

1

 

29.

Жизнь в горах.

1

 

30.

Путешествуем по Европе.

1

31.

Страны Африки и Америки.

1

 

 

32.

Австралия. Антарктида.

1

 

Показывать территорию России, ее государственную границу

Находить на карте России родной регион.

33.

Моя Родина – Россия.

1

 

34.

Земля – наш общий дом.

Проект «Всемирная выставка»

1

 

 

ИТОГО: 34часа.

 

 

4 КЛАСС

Тема

К\ч

Содержание речевого материала

Как работает организм человека

 

1.

Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

1

Приводить примеры веществ

Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы

 

2.

Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. 

1

 

 

3.

Опора тела и движение

 

1

 

4.

Наше питание

1

 

Характеризовать место обитания живых организмов

 

5.

 

 

О дыхании и вреде курения.

1

 

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого

 

6.

 

Органы чувств человека.

1

 

Участие в диспуте, посвященном  выбору  оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья

 

7.

Беседа «Тело человека и охрана здоровья»

1

Рукотворная природа

 

8.

Растения и животные на службе у человека.

1

Характеризовать экосистемы и природные сообщества

 

Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.

 

 

9.

Изобретение рычага и колеса и их применение

1

 

 

 

10.

Свойства воды и воздуха и их использование человеком.

1

 

11.

Как человек использует горные породы и минералы

1

 

12.

Как обрабатывают металлы.

1

 

 

13.

Невидимая сила

1

 

 

14.

Человек проникает в тайны природы

1

Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы.

 

15.

Экологический проект «Земля – планета жизни»

1

Человек и его внутренний мир

16.

Как стать личностью?

1

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека

17.

Эмоции и чувства

1

 

18.

 

Как настроение?

1

Человек в мире людей

 

 

19

Почему возникают конфликты?

1

 

Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций

 

20

Совесть.

 

1

 

21

Путешествие по правам человека.

1

 

Человек и прошлое человечества

22

Добро и зло в Первобытном мире

1

 

Оценивать легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.

 

23

Мир средневековых цивилизаций

1

 

24

 

Технические достижения эпохи Нового времени

1

 

25

21 век

1

 

 

Человек и многоликое человечество

 

 

26

 

« В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

1

 

 

27

Мы не похожи, ну и что же?

 

1

 

Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.

 

28

 

Пути духовных исканий.

 

1

 

29

Выставка работ «Дети разных народов»

 

1

 

Человек и единое человечество

 

30

Что такое деньги.

1

 

Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д. 

 

31.

Почему разные страны помогают друг другу?

1

 

32

Сказки разных народов

1

 

 

33

Глобальные проблемы

1

 

 

34

Проект «Моё человечество»

1

 

 

ИТОГО:

34

 

 

 

5 КЛАСС

 

Тема

К\ч

Содержание речевого материала

 

Вещество и энергия

 

1.

Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?

1

Приводить примеры веществ

Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы

 

2.

Энергия. Что происходит при превращении энергии.

1

 

 

3.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

1

 

 

Оболочка планеты, охваченная жизнью

 

4.

 

Живая оболочка планеты.

1

 

Характеризовать место обитания живых организмов

 

5.

 

О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.

1

 

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого

 

6.

 

Солнце -  как источник энергии.

 

1

 

Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов

 

7.

Викторина  «Планета загадок»

1

 

 

Экологическая система   

 

8.

Цепи питания

1

Характеризовать экосистемы и природные сообщества

 

Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.

 

 

9.

 

Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.

1

 

 

 

10.

Лесные заморочки. Игра «Детектив»

1

 

11.

Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».

1

 

 

Живые участники круговорота веществ

 

 

12.

Растения и их роль на Земле

Экскурсия.

 

1

Выяснить  роль растений в природе и жизни людей

 

13.

О братьях наших меньших.

1

Характеризовать условия, необходимые для жизни животных .

Характеризовать роль животных в природе и жизни людей.

14.

Рыбы и их многообразие.

1

 

15.

Час  эрудитов «Птичьи имена».

 

1

16.

Проект «Сохраним красоту природы»

1

 

 

Твои родные и твоя родина

 

17.

Человек и его корни. Родословное древо семьи

1

Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе  представителей разных поколений.

 

 

18.

 

Моя Родина – Россия!

1

 

 

 

 

19

Путешествие в прошлое.

История моей Родины.

1

 

 

 

 

Времена древней Руси, Московского государства, Российской Империи, Советской России и СССР                                            

20

Откуда пошла земля Русская!

1

Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры.

 

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры. 

 

 

Принять посильное участие в их охране.

 

 

21

Ледовое побоище.

1

 

22

Слово о полку Игореве.

1

 

23

Московское государство.

1

 

24

Московский Кремль.

1

 

25

 

Смутное время в России.

1

 

26

Преобразования Петра I

1

 

 

27

 

Екатерина Великая

1

 

28

 

Михаил Васильевич Ломоносов

1

 

29

Отечественная война 1812 года.

 

1

 

 

30

 

Император Александр  II

1

 

31

Времена Советской власти и СССР.

1

 

32

Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»

1

 

 

 

 

Современная Россия

 

33.

Российская Федерация

1

 

Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д. 

 

34

Проект «Сохраним историю родного края»

1

 

ИТОГО:

34

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1 дополнительный – 1 класс

1.    Школа (4 часа). Учебные принадлежности. Класс. Правило поведения на уроке и на занятиях.  Спальня.  Столовая.  Правила поведения в столовой.

2.    Семья(2 часа). Состав семьи. Имена членов семьи.

3.    Осень (2 часа). Фрукты. Овощи. Экскурсия в парк.

4.    Игры и развлечения детей (3 часа) Игрушки. Экскурсия на детскую площадку. Посещение игровой комнаты. Правила  поведения во время игры.

5.    Что мы умеем делать (2часа) Кто читает? Пишет? Рисует? Я сижу. Я стою. Ты стоишь. Ты сидишь. Что я делаю? Что ты делаешь?

6.    Дикие и домашние животные (4 часа). Названия домашних животных. Где живут  домашние животные? Названия диких животных. Где живут дикие животные? Игра «Найди маму». Игра  «Чей домик»

7.    Зима (2 часа). Экскурсия в парк. Экскурсия на детскую площадку. Зимние развлечения детей.

8.    Основные события дня (4 часа).  Режимные моменты. Занятия в школе. Посещение библиотеки. Дежурство в классе.

9.    Городская улица (2 часа) Экскурсия. Улица. Дом. Дорога. Транспорт города.

10.              Весна (2 часа) Экскурсия в парк. Приметы весны.

11.              Дружные ребята (2 часа) Составление предложений по сюжетной картинке.

12.              Скоро лето  (2 часа). Экскурсия в парк. Названия деревьев и цветов.

13.              Составление рассказа( 2 часа).

 

2 КЛАСС

1.                         Как мы понимаем друг друга.( 5ч)

Школьные правила вежливости.

Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций

поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня. 

2.                         Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)

Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.

3.                         Времена года (4 ч.)

Приметы осени. Листопад.

Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.

 Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения –

признак весны.

Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи,музыке, художественной литературе.

4.                         Как ты узнаёшь мир  (2 ч.)

Органы чувств человека.

Память – хранилище опыта. Ум.

5.                         Твоя семья и друзья  (3 ч.)

            Твоя семья и её состав.

Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.

 Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.

            Как вести себя на кухне, в ванне.

            Значение общения в жизни человека.

6.                         Что нас окружает( 6 ч.)

Город (село) и его особенности.

Взаимосвязь людей разных профессий.

            Зависимость человека от природы.

            Три состояния воды.

7.                         Живые обитатели планеты (8 ч.)

Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.

Сходство растений и животных.

Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека

о них.

Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.

Знакомство с назначением различных частей тела человека.

Правила поведения в природе.

Бережное отношение к окружающему миру.

8.                         КТД (3 ч.)

Конкурсные и развлекательные программы.

Книга хранит знания и опыт людей.

Правила безопасного поведения на улице.

9.                  Итоговое занятие. (1 ч.)

Игра «Поле чудес»

3 КЛАСС

Наша планета Земля (22 ч)

Мир живой и неживой природы.

Почему день сменяется ночью?

 Почему бывает лето?

Где живут белые медведи и слоны?

Прозрачный невидимка (воздух).

Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России.

Адрес на глобусе и карте.

Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам.

Куда текут реки?

Как рождаются горы?

Моря и острова Обитатели морей.

Земля – наш общий дом (12 ч)

Великий круговорот жизни.

Путешествие по природным зонам.

Красная книга.

Жизнь леса.

Хрупкая природа степей и пустынь.

Где растут тропические леса.  Жизнь в горах.                      

Путешествуем по Европе.

Страны Африки и Америки.

Австралия. Антарктида.

Моя Родина – Россия.

Земля – наш общий дом.

Проект «Всемирная выставка»

 

4 КЛАСС

Как работает организм человека (7ч)

Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. 

Опора тела и движение

Наше питание

О дыхании и вреде курения.

Органы чувств человека.

Диспут «Тело человека и охрана здоровья»

Рукотворная природа (8ч)

Растения и животные на службе у человека.

Изобретение рычага и колеса и их применение

Свойства воды и воздуха и их использование человеком.

Как человек использует горные породы и минералы

Как обрабатывают металлы.

Невидимая сила

Человек проникает в тайны природы

Экологический проект «Земля – планета жизни»

Человек и его внутренний мир (3ч)

Как стать личностью?

Эмоции и чувства

Как настроение?

Человек в мире людей (3ч)

Почему возникают конфликты?

Совесть.

Путешествие по правам человека.

Человек и прошлое человечества (4ч)

Добро и зло в Первобытном мире

Мир средневековых цивилизаций

Технические достижения эпохи Нового времени

21 век

Человек и многоликое человечество (4ч)

«В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

Мы не похожи, ну и что же?

Пути духовных исканий.

Выставка работ «Дети разных народов»

Человек и единое человечество (5ч)

Что такое деньги.

Почему разные страны помогают друг другу?

Сказки разных народов

Глобальные проблемы

Проект «Моё человечество»

5 КЛАСС

Вещество и энергия (3 ч)

Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?

Энергия. Что происходит при превращении энергии.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)

Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает

Солнце -  как источник энергии. КВН «Планета загадок»

Экологическая система   (4 ч)

Цепи питания.

Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.

Лесные заморочки.  Игра «Детектив»

Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».

Живые участники круговорота веществ (5 ч )

Растения и их роль на Земле. Экскурсия.

О братьях наших меньших.

Рыбы и их многообразие.

Час  эрудитов «Птичьи имена».

Проект «Сохраним красоту природы»

Твои родные и твоя Родина (3 ч)

Человек и его корни. Родословное древо семьи.

Моя Родина – Россия!

Путешествие в прошлое.

История моей Родины.

Времена древней Руси, Московского государства,

Российской империи, Советской России и СССР  (13 ч)

Откуда пошла земля Русская!

Ледовое побоище.

Слово о полку Игореве.

Московское государство.

Московский Кремль.

Смутное время в России.

Преобразования Петра I

Екатерина Великая

Михаил Васильевич Ломоносов

Отечественная война 1812 года.

Император Александр  II

Времена Советской власти и СССР.

Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны»

Современная Россия (2ч)

Российская Федерация

Проект «Сохраним историю родного края»

Планируемые результаты

1 дополнительный -1класс:

Личностными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Учиться высказывать своё предположение (версию).

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в  доп. источниках информации.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2 класс:

Личностные результаты :

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию  в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3 класс:

Личностные результаты:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлятьинформацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

4 – 5 класс:

Личностные результаты:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Свойства предметов, их части и действия с ними.

 

 

 

Планируемые результаты

1 дополнительный -1класс:

Личностными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

-                   Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие.

-                   Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-                   Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-                   В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-                   Учиться высказывать своё предположение (версию).

-                   Учиться работать по предложенному учителем плану.

-                   Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

-                   Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

-                   Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в  доп. источниках информации.

-                   Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

-                   Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

-                   Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

-                   Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

-                   Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

-                   Слушать и понимать речь других.

-                   Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-                   Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2 класс:

Личностные результаты :

-                    Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие.

-                    Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-                    Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-                    В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

-                    Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем .

-                    Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

-                    Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

-                    Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.

-                    Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

-                    Добывать новые знания: находить необходимую информацию  в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

-                    Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делатьсамостоятельныевыводы.

Коммуникативные УУД:

-                    Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

-                    Слушать и понимать речь других.

-                    Вступать в беседу.

-                    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3 класс:

Личностные результаты:

-                    Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие.

-                    Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-                    Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-                    В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

-                    Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-                    Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

-                    Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-                    В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

-                    Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулироватьучебнуюпроблему совместно с учителем.

-                    Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

-                    Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

-               Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

-               Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

-               Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-               Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления;определять причины явлений, событий.

-               Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

-               Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

-               Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлятьинформацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

-               Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-               Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

-               Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

-               Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

-               Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

4 – 5 класс:

Личностные результаты:

-               Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

-               Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-               Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-               В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-                    Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-                    Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

-                    Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-                    В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

-                    Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

-                    Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

-                    Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-                    Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления;определять причины явлений, событий.

-                    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

-                    Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

-                    Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлятьинформацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

-               Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-               Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

-               Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

-               Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

-               Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

-               Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

 

Свойства предметов, их части и действия с ними.

 

Предполагаемые результаты реализации программы

На первом уровне школьник должен уметь:

•          называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

•          называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

•          называть основные особенности каждого времени года.:

•          перечислять особенности  растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

На втором уровне школьник должен уметь:

•          объяснять, как люди помогают друг другу жить;

•          оценивать правильность поведения людей в природе;

•          оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

На третьем уровне школьник должен уметь:

•          наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,

•          выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.

•          моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях

•          уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.

•          доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Формы работы и контроля

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

1.         Индивидуальная работа

Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:

- выявить уровень знаний учащихся о природе;

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

2.         Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

3.         Групповая работа

Работа  в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.

Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

Методические рекомендации.

Содержание курса «Я познаю мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

•          идея многообразия мира;

•          идея экологической целостности мира;

•          идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей вза¬имозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Внеурочный образовательный курс «Я познаю мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы для для детей с нарушениями слуха. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами.

Литература для учителя

1.      Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010

2.      Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010

3.      Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР.  Береги природу!

4.      Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии.

5.      Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.

6.      Молодова Л.П. Экологические  праздники для детей. Учебно-методическое пособие.

7.      Л.Экономов. Мир наших чувств

8.      Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя.

Литература для учеников

1.      Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения

2.      Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений

3.      Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе: / Под ред.И. Д. Зверева

4.      Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия

5.      Леокум А. Все обо всем  Популярная энциклопедия для детей

6.      Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы

7.      Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся

8.      Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе

9.      Плешаков А.А. Зеленые страницы 

Наглядные пособия

1.      натуральные живые пособия: растения, животные.       

2.      коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

3.      гербарии; коллекции насекомых;

4.      изобразительные наглядные пособия – таблицы

5.      предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества

6.      Диск. «Звуки живой природы»

7.      Фильм «Многообразие животного мира»

8.      Фильм «Природа в разное время года»

9.      Фильм «Бережем природу»

10.  Презентация «Человек как часть природы»

11.  Презентация «Что такое снег»

12.  Презентация  «Мой город в разное время года»

13.  Презентация «Виды транспорта на улице моего города»

14.  Презентация  «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений»

15.  Презентация «Звери и растения Сибири».

16.  Презентация «Красная книга»


 

17.