Программа по вокалу для доп.образования 1 часть
Оценка 4.8

Программа по вокалу для доп.образования 1 часть

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
музыка
Детсад—5 кл
22.01.2020
Программа по вокалу для доп.образования 1 часть
Программа по вокалу для начинающих 1 часть
Программа Радуга. 1 уровень.docx

АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

 

Название программы: дополнительная общеразвивающая программа «Радуга. Стартовый уровень»

Возраст детей: 7-12 лет

Срок реализации:  4 месяца

Направление программы: обучение эстрадному вокалу

Направленность: художественная

Краткая аннотация программы:

Актуальность программы в том, что рассчитана на интерес ребёнка - прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке, в частности.

Особенность этой программы в том, что занятия по развитию голоса детей, будут осуществляться на основе фонопедической методики по системе В.В.Емельянова, которая предполагает под собой правильное бережное отношение к голосовому аппарату ребёнка и развитие его вокальных данных.

В программе «Радуга» заложены основы формирования не только системы специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся, но и активизация развития творческих способностей детей и воспитание самостоятельной творческой личности.

Учащиеся изучают элементарные основы музыкальной грамотности, основы вокальной грамотности, фонопедический метод развития голоса, основы эстрадного пения, звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аудиоаппаратуру.

В процессе работы учащиеся овладевают вокально-техническими навыками,

умением владеть своим телом, умением работать сольно и в ансамбле.

Программа учит детей:

-музыкально-художественной культуре через активизацию творческих способностей в сфере эстрадного музыкально-сценического искусства;

-этике поведения на занятиях и вне занятий;

-культуре общения и поведения в социуме;

-навыкам здорового образа жизни, патриотизма;

-развитию деловых качеств (самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность);

-активизации творческой деятельности;

-формированию необходимых для занятий способностей (выносливость, концентрацию, внимание, умение ориентироваться в пространстве);

-развитию общего и культурного кругозора.

Программа направлена на развитие творческих, познавательных, коммуникативных, компенсаторных и досуговых потребностей учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Содержание

 

 

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы    

 Пояснительная записка

Учебный план

Содержание учебного плана

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Условия реализации программы      

 Формы аттестации/контроля 

Оценочные материалы        

 Методические материалы                                                    

Список литературы для педагога                                                                  

Список литературы по вокалу для детей                           

 

5

11

13

16

19

19

20

21

23

31

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

 

Пояснительная записка

Обучение пению формирует положительные стороны личности, обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, укрепляет его психическое и физическое здоровье, приобщает к системе общечеловеческих ценностей, активизирует восприимчивость, стимулирует развитие природной музыкальности детей, способствует развитию мотивации к творчеству. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Эстрадная песня - это маленький спектакль, где ребенок подкрепляет свое вокальное творчество движениями и танцами, учится творить и импровизировать.

 Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа.

  Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга. Стартовый уровень» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

-Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);

-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 09.11.2018 г. № 196);

-Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);

-Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.;

-Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642);

-Программа патриотического воспитания граждан на период 2016-2020 годов (постановление Правительства РФ от 30.12. 2015 N 1493);

-Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;

-Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740);

-Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013 №86-ОЗ;

-Локальные акты Дворца творчества: Устав, Учебный план, Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности.

Направленность программы «Радуга. Стартовый уровень»– художественная.

Актуальность программы в том, что рассчитана на интерес ребёнка - прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке, в частности. Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность.

Существование эстрадного музыкального искусства определяется общественными условиями жизни, соответствует интересам современных детей и подростков, а занятия в эстрадном коллективе отвлекают детей от улицы. Сценические постановки, танцевальные движения, музыка пробуждают в ребенке социальные, творческие, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, которые готовят его к жизненным требованиям, в том числе школьным, и не утрачивают ценности всю жизнь.

Цель – приобщить учащихся к вокальному эстрадному искусству, и развить их певческие способности.

Главное не только научить петь любого, желающего заниматься эстрадным вокалом ребёнка, не зависимо от его данных, но и сформировать гармоничную личность, повысить его культурный уровень, воспитать художественный вкус, пробудить в нём эмоциональное и творческое начало.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с современным эстрадным исполнительством

- познакомить с элементарными музыкальными понятиями

- узнать вокальные возможности человеческого голоса

- познакомить с фонопедическим методом развития голоса;

-познакомить со звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аудиоаппаратурой;

- обучить владению своим телом;   

Метапредметные:

- активизировать творческие способности учащихся;

- развить мотивацию ребёнка к познанию, творчеству, образному мышлению и желанию совершенствовать и углублять знания и навыки;

- развить общий и культурный кругозор;

- развить художественный и музыкальный вкус;

- развить внимание;

- развить коммуникативные способности;

- развить умение наблюдать за собой;

- снять зажатость в общении со сверстниками.

Личностные:

- приобщить учащихся к музыкально-художественной культуре через активизацию творческих способностей в сфере эстрадного музыкально-сценического искусства;

- воспитать художественный вкус учащихся;

- воспитать нравственные и моральные идеалы;

- формировать этику поведения на занятиях и вне занятий.

Планируемые результаты:

Образовательные:

- ознакомление с современным эстрадным исполнительством;

- изучение элементарных музыкальных понятий;

- разбор вокальных возможностей человеческого голоса;

- изучение фонопедического метода развития голоса;

- изучение звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аудиоаппаратуры;

Метапредметные:

- активизация творческих способностей учащихся;

- развитие мотивации ребёнка к познанию, творчеству, образному мышлению и желанию совершенствовать и углублять знания и навыки;

- развитие общего и культурного кругозора;

- развитие художественного и музыкального вкуса;

- развитие внимания;

- снятие зажатости в общении со сверстниками.

Личностные:

- приобщение учащихся к музыкально-художественной культуре через активизацию творческих способностей в сфере эстрадного музыкально-сценического искусства;

- воспитание художественного вкуса учащихся;

- воспитание нравственных и моральных идеалов;

- формирование этики поведения на занятиях и вне занятий;

По окончании обучения педагог проводит мониторинг и проверку усвоенных знаний, умений и навыков. Естественно с учётом возраста ребёнка, его психологических и физиологических данных.

Отличительные особенности программы:

Особенность этой программы в том, что занятия по развитию голоса детей, будут осуществляться на основе фонопедической методики по системе В.В.Емельянова, которая предполагает под собой правильное бережное отношение к голосовому аппарату ребёнка и развитие его вокальных данных.

Сроки реализации программы

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа разработана на 4 месяца обучения для учащихся постоянного состава в возрасте 7-12 лет с разной степенью подготовленности. Общий объем программы составляет 32 часа.

Особенности организации образовательного процесса

Содержание и условия реализации образовательной программы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям учащихся по программе.

Занятия проводятся с использованием различных форм организации учебной деятельности (массовая, групповая, подгруппой). Учитывая специфику основного предмета программы, занятия могут проводиться по принципам: ансамбли различных форм (дуэт, трио, квартет и т. д.), солиста и ансамбля (подпевка, бэк-вокал, подтанцовка), межгрупповая репетиция, репетиции концертных нескольких групп, массовые репетиции. Виды занятий по программе могут быть: репетиции, беседы, открытые занятия для родителей, занятия – соревнования (мини-конкурсы среди учащихся), контрольные точки.

Зачисление в группы производится с обязательным условием – подписание заявления с родителями (законными представителями), подписание согласия на обработку персональных данных.

Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям.

Режим организации занятий

Режим        организации        занятий      по      данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

п/п

 

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

 

1

Вводное занятие

0,5ч

0,5ч

Тестовые упражнения

2

Кодекс вокалиста

0,5ч

0,5ч

опрос

3

Три кита в музыке

0,5ч

0,5ч

опрос, музыкальная викторина

4

Музыка вокруг нас

0,5ч

0,5ч

опрос

5

Музыкальные инструменты

0,5ч

0,5ч

опрос

6

Вокально-эстрадное исполнение

 

 

0,5ч

 

0,5ч

 

опрос

7

Детский музыкальный коллектив

 

 

0,5ч

 

0,5ч

 

опрос

8

В современных ритмах

0,5ч

0,5ч

опрос

9

Вторая жизнь песни («Remix»)

 

 

0,5ч

 

0,5ч

 

опрос

10

«Этнические мотивы»

0,5ч

0,5ч

опрос

11

 «Край, в котором ты живёшь»

 

 

0,5ч

 

0,5ч

опрос, музыкальная викторина

12

Знакомство с основными музыкальными понятиями

 

 

0,5ч

 

0,5ч

 

тест

13

Метроритм

0,5ч

0,5ч

тест

14

Знакомство с голосовым аппаратом

 

 

0,5ч

 

0,5ч

 

опрос

15

Классификация голосов

0,5ч

0,5ч

опрос

16

Регистры

0,5ч

0,5ч

опрос

17

Знакомство с процессом звукообразования

 

 

0,5ч

 

0,5ч

 

опрос

18

Знакомство с дыхательным аппаратом

 

 

0,5ч

 

0,5ч

опрос

19

Основа дыхания певца

0,5ч

0,5ч

опрос

20

Знакомство с правильной певческой установкой

 

 

0,5ч

 

0,5ч

 

опрос

21

Знакомство с дикционным аппаратом

 

 

0,5ч

 

0,5ч

 

опрос

22

Тембр

0,5ч

0,5ч

опрос

23

 

Унисон

 

 

0,5ч

 

0,5ч

тестовые упражнения

24

Знакомство с понятием сольное пение и ансамбль

 

 

0,5ч

 

0,5ч

 

опрос

25

Знакомство с фонопедической системой В.В. Емельянова

 

 

0,5ч

 

0,5ч

 

опрос

26

Артикуляционная гимнастика

 

 

0,5ч

 

0,5ч

 

тест

27

Интонационно-фонетические упражнения

 

 

0,5ч

 

0,5ч

 

тест

28

Голосовые сигналы доречевой коммуникации

 

 

0,5ч

 

0,5ч

 

тест

29

«Пластическое интонирование»

 

 

0,5ч

 

0,5ч

 

тест

30

Приёмы работы с микрофоном

 

 

0,5ч

 

0,5ч

 

тест

31

Фонограмма

0,5ч

0,5ч

опрос

32

Итоговое занятие

0,5ч

0,5ч

Тест

 

 

32

 

16

 

16

 

 

СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Тема 1. Вводное занятие

Теория: Рассказ о проверке голосовых данных.

Практика: Индивидуальное прослушивание, и распределение в группы, учитывая  возраст и вокальные способности. Сбор данных о ребёнке (дата рождения, адрес и информация о родителях). Знакомство детей друг с другом в каждой созданной группе.

 Форма контроля: Тестовые упражнения на определение голосовых данных, чистоту интонирования и дикцию.

Тема 2. Кодекс вокалиста

Теория: Знакомство с правилами поведения и требованиями на занятиях по эстрадному вокалу, а так же правилами поведения во дворце, и санитарно-гигиеническими нормами.

Практика: Инструктаж по технике безопасности.

Форма контроля: опрос

Тема 3. Три кита в музыке

Теория: Знакомство с понятиями: песня, танец, марш, образ, характер, настроение.

Практика: Слушание музыкальных примеров.

Форма контроля: опрос, музыкальная викторина

Тема 4. Музыка вокруг нас

Теория: Знакомство с понятиями мелодия, аккомпанемент, композитор, слушатель.

Практика: Активное слушание музыки.

Форма контроля: опрос

Тема 5.Музыкальные инструменты

Теория: Знакомство с понятием профессиональная музыка, с музыкальными инструментами, понятием оркестр и вокально-инструментальный ансамбль.

Практика: Просмотр видео-презентации по теме

Форма контроля: опрос

Тема 6. Вокально - эстрадное исполнение

Теория: Знакомство с особенностями и расширение представления о жанре «Эстрадное пение».

Практика: Слушание и просмотр видеоматериалов разных стилей и направлений в эстрадной музыке.

Форма контроля: опрос.

Тема 7. Детский музыкальный коллектив

Теория: Знакомство с современными детскими вокальными коллективами.

Практика: Аудио-видео презентация о детских вокальных коллективах, их репертуаре,  современных композиторах и их произведениях.

Форма контроля: опрос.

Тема 8. В современных ритмах

Теория: Беседа по теме. Знакомство с певцами советской, современной эстрады, зарубежными исполнителями  и  их репертуаром.

Практика: просмотр аудио-видео презентации по теме.

Форма контроля: опрос.

Тема 9. Вторая жизнь песни - «Remix» понятие кавер-группа

Теория: Беседа по теме, понятие ремикс, его значение.

Практика: Слушание вокальных композиций.

Форма контроля: опрос.

Тема 10. «Этнические мотивы»

Теория: Беседа по теме «этнические элементы» в различных стилях современной поп-музыки (восточные, русские народные, американские, индийские).

Практика: Просмотр аудио-видео презентации по теме.

Форма контроля: опрос.

Тема 11. «Край, в котором ты живёшь»

Теория: Беседа по теме и определение понятий:  Родина, родной край, родная природа, народ, страна, гимн.

Практика: Слушание музыкальных композиций о Кузбассе, гимн Кузбасса, о России, гимн России.

Форма контроля: опрос, музыкальная викторина

Тема 12. Знакомство с основными музыкальными понятиями

Теория: Знакомство с понятиями: клавиатура, ноты, звукоряд, гамма, мелодия, лад, регистр, трезвучие.

Практика: Определение на слух основных музыкальных понятий.

Форма контроля: тест

Тема 13. Метроритм

Теория: Знакомство учащихся с понятиями: ритм, метр, сильные и слабые доли, паузы, фермата.

Практика: Определение на слух основных ритмических понятий.

Форма контроля: тест

Тема 14. Знакомство с голосовым аппаратом

Теория: Изучение голосового аппарата.

Практика: Просмотр видео-презентации по теме

Форма контроля: опрос.

Тема 15. Классификация голосов

Теория: Беседа по теме. Мужские голоса - бас, баритон, тенор и женские – меццо-сопрано и сопрано.

Практика: Просмотр видео-презентации по теме

Форма контроля: опрос.

Тема 16. Регистры

Теория: Знакомство с понятиями: грудной, головной и смешанный регистр.

Практика: Выполнение упражнений на определение регистров

Форма контроля: опрос.

Тема 17. Знакомство с процессом звукообразования

Теория: Рассказ о происхождении, видах и способах звукоизвлечения.

Практика: выполнение определённых упражнений на разные способы звукоизвлечения

Форма контроля: опрос

Тема 18. Знакомство с дыхательным аппаратом

Теория: Изучение дыхательного аппарата певца.

Практика: Просмотр видео-презентации по теме

Форма контроля: опрос.

 Тема19. Основа дыхания певца

Теория: Знакомство с основами правильного певческого дыхания.

Практика: Обучение правильному вдоху и выдоху, а также умению правильно распределить его в работе.

Форма контроля: опрос

Тема 20. Знакомство с правильной певческой установкой

Теория: Изучение положение корпуса. Понятие - работа на полную силу. Атака звука. Энергетическая подача певца.

Практика: Разучивание упражнений на атаку звука

 Форма контроля: опрос.

Тема 21.Знакомство с дикционным аппаратом

Теория: Изучение артикуляционного аппарата, понятие дикция, формирование гласных и согласных в пении.

Практика: Разучивание упражнений по теме

Форма контроля: опрос.

Тема 22. Тембр.

Теория: Знакомство с понятиями тембр, резонаторы, вибрато.

Практика: Разучивание упражнений по теме

Форма контроля: опрос

Тема 23. Унисон

Теория: Знакомство с понятием унисон – одноголосное исполнение.

Практика: Разучивание тренировочного материала в унисонном исполнении

Форма контроля: тестовые упражнения.

Тема 24. Знакомство с понятием сольное пение и ансамбль

Теория: Понятие ансамбль. Виды ансамбля. Многоголосие.

Практика: Просмотр видео-презентации по теме

Форма контроля: опрос.

Тема 25. Знакомство с фонопедической системой В.В. Емельянова

Теория: Знакомство с понятием и применение его в практической деятельности.

Практика: Просмотр видео-презентации по теме

Форма контроля: опрос

Тема 26.Артикуляционная гимнастика

Теория: Знакомство с понятием и применение их в практической деятельности.

Практика: Разучивание тренировочного материала

Форма контроля: тестовые упражнения

Тема 27.Интонационно-фонетические упражнения

Теория: Знакомство с понятием и применение их в практической деятельности.

Практика: Разучивание тренировочного материала

Форма контроля: тестовые упражнения

Тема 28. Голосовые сигналы доречевой коммуникации

Теория: Знакомство с понятием и применение их в практической деятельности.

Практика: Разучивание тренировочного материала

Форма контроля: тест

Тема 29.  «Пластическое интонирование»

Теория: Знакомство с понятием «сценическое движение»,  «сценическая

пластика».

Практика: Просмотр видеозаписи примера эстрадной вокальной  композиции с включением хореографических элементов, пение учебно-тренировочного материала с введением элементов танца в рамках жанра эстрадной песни.

Форма контроля: тестовые упражнения

Тема 30. Приёмы работы с микрофоном

Теория: Знакомство с типами микрофонов (стационарный, проводной, радиомикрофон) и их возможностями, индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление)

Практика: Выполнение определённых упражнений на формирование правильной работы с микрофоном

Форма контроля: тестовые упражнения

Тема 31.Фонограмма

Теория: Знакомство с понятием - сопровождение в музыке. Изучение видов аккомпанемента, понятие фонограмма и её виды.

Практика: Слушание и анализ «плюсовок» и «минусовок».

Форма контроля: опрос

Тема 32.  Итоговое занятие

Теория: Знакомство с понятием концерт, с работой на концерте. Внешний вид, сценический образ.

Практика: Просмотр видеозаписей примеров эстрадных вокальных выступлений и концертов.

Форма контроля: тест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Условия реализации программы

Для успешного выполнения программы по эстрадному вокалу и её эффективной деятельности необходимо обширное материально-техническое обеспечение:

фортепиано,

компьютер с выходом в интернет,

оснащённая студия звукозаписи,

просторный кабинет для постановочных репетиций,

разнообразный нотный материал и аудиоматериал (инструментальные фонограммы),

концертные костюмы.

Информационное обеспечение: интернет-ресурсы с минусовыми фонограммами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы аттестации и контроля

 

п/п

 

Вид

контроля

 

 

Форма

контроля

 

 

Какие умения и

навыки

контролируются

 

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

 

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

 

 

 

 

1

 

 

Входной

Тестовые упражнения (на определение голосовых данных, чистоту интонирования и дикцию)

Умение владеть голосовым аппаратом, умение чисто интонировать, умение владеть артикуляционным аппаратом

Материал анкетирования и тестирования

Диагностическая карта.

 

 

2

Текущий

 

Опросы, зачёты

 

Выявление ошибок

при исполнении

репертуара и упражнений

Материал тестирования

Открытое занятие

 

3

Итоговый

 

Концерт

Контроль

индивидуального

роста

Концертные номера (сольные и ансамблевые)

Открытое занятие – концерт для родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочные материалы

Ведомость диагностики результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Радуга. Стартовый уровень» по теме: «Развитие вокальнойобученности учащегося».

 

 

№п/п

Список детей

Оценка освоения наиболее важных знаний и умений по программе

Наиболее важные знания

Наиболее важные умения

Основные музыкальные понятия

Основные вокальные понятия

Чистота интонирования

ритм

дикция

Освоение  основных вокальных  навыков

Умение держать партию в многоголосии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сред.уровень -  %                                          Сред. уровень – %

Макс. уровень -  %                                         Макс. уровень– %

 

Практические диагностические тесты

1. Диагностика чувства  метроритма.

 Тест - игра "Ладошки".

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.

Критерии оценки:

максимальный уровень - точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками;

минимальный уровень - воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом).

2. Диагностика мелодического слуха.

Тест - "Повтори мелодию".

Цель: определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии.

Ребёнку предлагается: спеть любую известную ему песенку и повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте.

Критерии оценки:

 максимальный уровень - точное исполнение звуков по высоте

минимальный уровень - неточности в интонировании.

3. Диагностика артикуляционного аппарата.

«Скороговорки»

Цель: определить уровень развития артикуляционного аппарата и выявить недостатки в речи.

Ребёнку предлагается: повторить за педагогом короткие скороговорки на разные сочетания букв.

Критерии оценки:

максимальный уровень – точное произношение и  сочетаний всех букв

минимальный уровень – неточное произношение, некоторые трудности в проговаривании согласных.

Методические материалы

 

Методические пояснения. Применение ФМРГ В.В.Емельянова.

Фонопедический метод развития голоса, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Из существующих уровней голосовой активности (доречевой, речевой и певческий), певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.

Что дают фонопедические упражнения при обучении вокалу?

Расширение диапазона.

Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка.

Усиление насыщенности звука.

Полётность.

Улучшение вибрато.

Большая певучесть звука.

Свобода.

Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

Фонопедический комплекс состоит из 6 групп упражнений, каждая из которых имеет свое особое значение, но все эти группы взаимосвязаны.

 

 

1цикл. Артикуляционная гимнастика.

Она состоит из 21 упражнения, где работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Повторите четыре раза (по четыре). (Далее - каждое задание исполняется четыре раза).

1.     Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности.

2.     Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

3.     Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом, как бы очищая зубы. То же в противоположном направлении.

4.     Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

5.     Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения щелкающего звука. Попытайтесь произволь­но издавать более высокие и более низкие щелчки. (Предложите детям пощелкать всем одинаково, т.е. выстроить унисон низкими и высокими щелчками.Игровое задание: большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие – пони – цокают быстро и высоко.)

6.     Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

7.     Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение.

8.     Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.

9.      Чередуйте два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.

10. Пройдите по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем. Обратите внимание на то, чтобы пальцы не терли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань относительно лицевых костей.

11. Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загорелось».

12. Поставьте указательные пальцы горизонтально под глаза и попытайтесь приподнять пальцы мышцами лица, контролируя таким образом активность мышц.

13. Поставьте указательные пальцы на переносицу и проконтролируйте «сморщенный нос».

14. Одновременно приподнимите мышцы под глазами и наморщите нос, пытаясь при этом широко открывать глаза и поднимать брови.

15. Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы.

16. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз.

17. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-назад-влево-вперед.

18. Соедините движение нижней челюсти вперед-вниз с оттопыриванием (выворачиванием) нижней губы с обнажением десен.

19. Соедините движение нижней челюсти вперед-вниз с поднятием верхней губы с обнажением десен.

20. Соедините движение челюсти вперед-вниз с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением десен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. Глаза широко открыты, брови подняты. В этом положении сделайте четыре резких движения языком вперед-назад при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.

2 цикл. Интонационно-фонетические упражнения
Упражнение 1.

Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз, верхняя и нижняя губа оттопырены так, чтобы были видны десны, при этом углы рта (губная комиссура) не должны напрягаться, но только натягиваться (натяжение тканей можно проверить пальцами), рот должен иметь форму прямоугольника, поставленного на меньшую грань. Это положение рта обозначается условно буквой [А]. В таком положении производится бесшумный вдох ртом (в перспективе - одновременно ртом и носом). Целесообразно использовать в работе с детьми активизацию через работу кистей рук: руки поднимаются на уровень рта, кисть раскрывается так, чтобы пальцы были растопырены и напряжены, ладонь обращена вперед. Положение кистей совпадает с исходным положением рта. Само упражнение состоит в сильном активном произнесении согласных звуков:

1778553_html_2f82aad2

Каждый звук произносится четыре раза. Перед и после каждого звука фиксируется исходное положение рта и делается бесшумный вдох (условно обозначаемый знаком цезуры над «А» в квадратных скобках). Одновременно с произнесением согласных работают кисти: производится сильный короткий удар третьего пальца о большой с быстрым возращением пальцев в исходное (растопыренное) положение.

Особенности произношения: звуки «П» и «Б» произносятся вытянутыми трубочкою губами так, как если бы надо было произнести слоги «ПУХ»» и «БУХ» (можно уточнить и так: звуки «П» и «Б» произносятся влажными частями губ). Звуки «К» и «Г» произносятся только за счет движений языка без закрывания рта, без движения челюсти, т.е. с сохранением исходного положения. Звуки «Т» и «Д» произносятся с прикусыванием кончика языка. При произнесении звуков «В», и «Ж» необходимо обратить внимание на прекращение звука вдохом, что при размыкании голосовых складок и артикуляторных органов не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха (примерно:«В-В-В-Ы!», «3-3-3-Ы!», «Ж-Ж-ЖЫ» этого быть не должно!). Прекращение произнесения согласного при помощи вдоха надо тренировать на глухих продленных согласных «Ф», «С», «Ш». Целесообразно вне рамок настоящего задания осознать тот самый момент смены направления движения воздуха, т.е., момент перехода выдоха во вдох. Это полезно сделать на озвученном вдохе (инспираторная фонация) на гласной «А», добиваясь одинакового по высоте, тембру и силе звука на выдохе и вдохе, причем ориентиром должен быть звук, получающийся на вдохе. (Принцип самоимитации).

Упражнение 3.

«Вопросы – ответы». Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении.

Основным элементом упражнения является скользящая (глиссирующая) восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного - в грудной с характерным «переломом» голоса, который условимся называть «регистровым порогом».

В эмоциональном отношении в упражнении присутствует удивленный вопрос-недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас облегчения (нисходящая интонация).

Абстрактный вариант:


1778553_html_m218c94d8

 

Упражнение 4. «Вопросы-ответы с согласными».

 Упражнение является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных. Упражнения записаны в форме матрицы и могут читаться в любом направлении.

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1779/d-1778553/1778553_html_5a023df5.png

 

 

 

 

 

 Педагог на каждом занятии может выбрать какой-либо вариант прочтения какой-либо строчки, что создает видимость разнообразия и включает в тренаж разные согласные.

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1779/d-1778553/1778553_html_6ed83261.pngУпражнение 5. «Вопросы-ответы трехсложные». Аналогичное предыдущему включением звонких согласных.

 

 

 

 

 

 

 

 3 цикл. Голосовые сигналы доречевой коммуникации

Упражнение 1.

 Ощутите на ладонях выдох из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но достаточно интенсивным и равномерным.

Упражнение 2.

 Перевести равномерный бесшумный выдох в шипение горлом, не прерывая потока дыхания. Осознать, таким образом, механизм торможения выдоха сближением голосовых складок.

Упражнение 3.

 Исходное положение: максимально открытый круговым движением (вперед-вниз) рот, оттопыренные губы, натянутая комиссура, форма рта - прямоугольник, поставленный на меньшую сторону.

Четыре коротких шипящих звука в форме гласного «А» (Произнесение гласного «А» шепотом) без движений артикуляционной мускулатуры в паузах и с бесшумным вдохом.

Одновременно с произнесением «А» шепотом резкие соударения большого и среднего пальцев правой руки.

Упражнение 4

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1779/d-1778553/1778553_html_4ec2ebfb.png

 

 Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. После произнесения «А» шепотом и бесшумного вдоха на паузе, произнести гласную «А» звучно грудным регистром. Далее - опять пауза без движения артикуляторной мускулатуры и бесшумный вдох. Повторить четыре раза. Правая рука работает на шепотном «А», как в предыдущем упражнении, а левая делает такие же соударения большого и среднего пальцев на звучном грудном «А». Руки находятся на уровне рта.

1778553_html_m4e91ad84

Упражнение 5.

 Упражнение «Волна». Перевод штро-баса в грудной регистр на гласном «А» с все возрастающей силой тона, увеличением объема ротоглоточной полости (все большим открыванием рта). На штро-басе - язык на нижней губе. Упражнение можно сопровождать движением рук, изображающих все большую высоту вздымающейся волны.


1778553_html_m4c85c935

Упражнение 6.

 «От шепота до крика». Скажите «раз, два» шепотом, «три, четыре» тихим голосом, «пять, шесть» средним голосом, «семь, восемь» громко, «девять!» очень громко, «десять!!!» - крикните!

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1779/d-1778553/1778553_html_m49f1899d.png

 

 

 

Упражнение 8.

 «Крик-вой!». http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1779/d-1778553/1778553_html_55de010d.pngИсходное положение такое же - максимально открытый рот. На этот раз после бесшумного вдоха надо перевести крик «А» восходящей интонацией через регистровый порог в фальцетный регистр на гласную «У» с широко открытым ртом (почти «О»). Звук на «У» должен иметь характер громкого воя.

 

 

 

Упражнение 11.

 «Волна с криками чаек». Упражнение представляет собою соединенные в одном движении упражнения №9 и №10. Упражнение дает возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном незамаскированном эстетической обработкой виде. Механизмы перехода из регистра в регистр и сопутствующие голосо-телесные ощущения.

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1779/d-1778553/1778553_html_m245d0b3d.png

 

 

 

 

 

 

Список литературы для педагога

 

1.     Алиев, Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков [Текст] Ю.Б. Алиев // Автореф. диссертация доктора пед. наук. - М.: Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина, 1987.

2.     Алмазов, Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. [Текст] /  Е.И.Алмазов // Материалы научной конференции. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.

3.     Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка. [Текст] / Н.А.Ветлугина – М.: Просвещение, 1977.

4.     Вопросы возрастной физиологии ребенка.[Текст] / Сб. статей под ред. // Л.А.Орбели.– М., АПН РСФСР, 1955.

5.     Детский голос. Экспериментальные исследования.[Текст] / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. - 232с.

6.     Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики.[Текст] / Л.Б.Дмитриев - М.: Музыка, 1968.

7.     Емельянов, В.В., Развитие голоса. Координация и тренинг. [Текст] / В.В.Емельянов. - Южно-Сахалинск, 1990.

8.     Орлова, Н.Д. О детском голосе. [Текст] / Н.А.Ветлугина - М: Просвещение, 1966.

9.     Полякова, О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации)[Текст] / О.И.Полякова // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. // - М., МПГУ, 2002.

10. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.[Текст] / Г.П.Стулова - М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.

 

 

 

Список литературы по вокалу для детей

 

1.     Володин, Н. Энциклопедия для детей.[Текст] / Н.Володин - М., 1998

2.     Гонтаренко, Н.Б. «Секреты вокального мастерства», [Текст] / Н.Б.Гонтаренко. - «Феникс»,2007г.

3.     Емельянов, В.В., Развитие голоса. Координация и тренинг. [Текст] / В.В.Емельянов. - Южно-Сахалинск, 1990.

4.     Исаева, О.А. «Экспресс-курс развития вокальных способностей»; [Текст] / О.А.Исаева - Изд.АСТ, Астрель (2007г).

5.     Кузьгов Р.Ж. «Основы эстрадного вокала» [Текст] / Р.Ж.Кузьгов // сборник упражнений, - Павлодар, 2012г.

6.     Романова, Л.В. «Школа эстрадного вокала»,[Текст] / Л.В.Романова - 2007г.

7.     СэтРиггз «Пойте как звёзды»;[Текст] / Сэт Риг/ - Изд. Питер, 2007г.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Программа по вокалу для доп.образования 1 часть

Программа по вокалу для доп.образования 1 часть

АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ

АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ

Методические материалы Методические пояснения

Методические материалы Методические пояснения

Содержание Раздел № 1

Содержание Раздел № 1

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г

Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г

Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность

Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность

Метапредметные: - активизировать творческие способности учащихся; - развить мотивацию ребёнка к познанию, творчеству, образному мышлению и желанию совершенствовать и углублять знания и навыки; - развить…

Метапредметные: - активизировать творческие способности учащихся; - развить мотивацию ребёнка к познанию, творчеству, образному мышлению и желанию совершенствовать и углублять знания и навыки; - развить…

Планируемые результаты: Образовательные: - ознакомление с современным эстрадным исполнительством; - изучение элементарных музыкальных понятий; - разбор вокальных возможностей человеческого голоса; - изучение фонопедического метода развития…

Планируемые результаты: Образовательные: - ознакомление с современным эстрадным исполнительством; - изучение элементарных музыкальных понятий; - разбор вокальных возможностей человеческого голоса; - изучение фонопедического метода развития…

По окончании обучения педагог проводит мониторинг и проверку усвоенных знаний, умений и навыков

По окончании обучения педагог проводит мониторинг и проверку усвоенных знаний, умений и навыков

Зачисление в группы производится с обязательным условием – подписание заявления с родителями (законными представителями), подписание согласия на обработку персональных данных

Зачисление в группы производится с обязательным условием – подписание заявления с родителями (законными представителями), подписание согласия на обработку персональных данных

УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п

УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п

В современных ритмах1ч0,5ч0,5ч опрос 9

В современных ритмах1ч0,5ч0,5ч опрос 9

Основа дыхания певца1ч0,5ч0,5ч опрос 20

Основа дыхания певца1ч0,5ч0,5ч опрос 20

Знакомство с фонопедической системой

Знакомство с фонопедической системой

Теория: Рассказ о проверке голосовых данных

Теория: Рассказ о проверке голосовых данных

Теория: Знакомство с понятием профессиональная музыка, с музыкальными инструментами, понятием оркестр и вокально-инструментальный ансамбль

Теория: Знакомство с понятием профессиональная музыка, с музыкальными инструментами, понятием оркестр и вокально-инструментальный ансамбль

Теория: Беседа по теме. Знакомство с певцами советской, современной эстрады, зарубежными исполнителями и их репертуаром

Теория: Беседа по теме. Знакомство с певцами советской, современной эстрады, зарубежными исполнителями и их репертуаром

Практика: Слушание музыкальных композиций о

Практика: Слушание музыкальных композиций о

Тема 17. Знакомство с процессом звукообразования

Тема 17. Знакомство с процессом звукообразования

Практика: Разучивание тренировочного материала в унисонном исполнении

Практика: Разучивание тренировочного материала в унисонном исполнении

Теория: Знакомство с понятием «сценическое движение», «сценическая пластика»

Теория: Знакомство с понятием «сценическое движение», «сценическая пластика»

Теория: Знакомство с понятием - сопровождение в музыке

Теория: Знакомство с понятием - сопровождение в музыке

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Формы аттестации и контроля № п/п

Формы аттестации и контроля № п/п

Оценочные материалы Ведомость диагностики результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Радуга

Оценочные материалы Ведомость диагностики результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Радуга

Диагностика мелодического слуха

Диагностика мелодического слуха

Методические материалы Методические пояснения

Методические материалы Методические пояснения

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев

Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев

Интонационно-фонетические упражнения

Интонационно-фонетические упражнения

В-В-В-Ы!», «3-3-3-Ы!», «Ж-Ж-ЖЫ» этого быть не должно!)

В-В-В-Ы!», «3-3-3-Ы!», «Ж-Ж-ЖЫ» этого быть не должно!)

Упражнения записаны в форме матрицы и могут читаться в любом направлении

Упражнения записаны в форме матрицы и могут читаться в любом направлении

Исходное положение: максимально открытый круговым движением (вперед-вниз) рот, оттопыренные губы, натянутая комиссура, форма рта - прямоугольник, поставленный на меньшую сторону

Исходное положение: максимально открытый круговым движением (вперед-вниз) рот, оттопыренные губы, натянутая комиссура, форма рта - прямоугольник, поставленный на меньшую сторону

От шепота до крика». Скажите «раз, два» шепотом, «три, четыре» тихим голосом, «пять, шесть» средним голосом, «семь, восемь» громко, «девять!» очень громко, «десять!!!» - крикните!

От шепота до крика». Скажите «раз, два» шепотом, «три, четыре» тихим голосом, «пять, шесть» средним голосом, «семь, восемь» громко, «девять!» очень громко, «десять!!!» - крикните!

Список литературы для педагога 1

Список литературы для педагога 1

Список литературы по вокалу для детей 1

Список литературы по вокалу для детей 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020