Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №3»
Рассмотрена и согласована на заседании методического совета МБОУ «ООШ №3» Протокол № 5 от 25февраля 2011г. |
|
Утверждаю Директор школы __________Нигматуллина М.Г. Приказ № 43 от 28 февраля 2011г. |
Программа
правового просвещения несовершеннолетних,
родителей, педагогического коллектива
«Азбука практического права: изучаем вместе»
.
|
Разработана заместителем директора по УВР Десятниченко Н.П., социальным педагогом Мухаметовой Ф.Р., учителем обществознания Степановой И.И. |
г.Губкинский, 2020г.
Название Программы |
Программа правового просвещения несовершеннолетних, родителей, педагогического коллектива «Азбука практического права: изучаем вместе»
|
||
Авторы Программы |
Десятниченко Н.П., заместитель директора по ВР МБОУ «ООШ №3», высшая категория, учитель нач. классов; Мухаметова Ф.Р., социальный педагог МБОУ «ООШ №3», I категория, учитель русского языка и литературы; Степанова И.И., учитель истории и обществознания МБОУ «ООШ №3», высшая категория |
||
Обоснование Программы |
В последние годы количество правонарушений в школе значительно сократилось, однако еще многие проблемы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних остаются нерешенными. Не всегда эффективно действуют специализирующиеся на работе с несовершеннолетними клубы, секции, кружки, спортивные, военно-спортивные лагеря и отряды, другие центры организованного досуга и т.д. На результативности воспитательно-профилактической работы сказывается недостаточное взаимодействие педагогического коллектива школы с родителями, правоохранительными организациями и иными заинтересованными. Сегодня необходима более масштабная работа по правовому просвещению, нравственному воспитанию, духовно-культурному развитию личности, которая должна осуществляться совместными усилиями государственных и общественных структур. Важнейшей задачей, стоящей сегодня перед нашей школой является развитие правовой культуры и механизмов защиты прав несовершеннолетних. Особое место в этом процессе занимает целенаправленная деятельность по повышению правовой культуры детей, знакомство их с основными международными и отечественными юридическими документами, в которых зафиксированы основные права детей. Дети – это особая социально-демографическая группа населения, тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе. В связи с этим, на современном этапе развития нашего общества очень важно, чтобы не только взрослые знали о правах детей, но и главное, чтобы сами дети знали свои права. Актуальность правового просвещения очевидна – она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики. И сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем. Наша задача помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в демократическом обществе, регулируя свои отношения с государством, другими людьми. |
||
Цель Программы |
- повышение правовой грамотности несовершеннолетних и организация правового всеобуча педагогического коллектива школы по вопросам законодательства в области защиты прав несовершеннолетних; - снижение уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних; - приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.
|
||
Задачи Программы |
- формирование навыков самодисциплины, культуры поведения и чувства ответственности перед обществом и государством; -профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, формирование культуры семейных отношений; - акцентировать внимание учащихся, их родителей и педагогов на вопросах становления правового пространства России; - способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности; - помогать школьникам составить собственные представления и сформировать личностные установки, основанные на современных правовых и моральных ценностях общества; - способствовать развивать компетенции учащихся для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции; - продолжить работу по ознакомлению учащихся с информационными и иными возможности для дальнейшего непрерывного правового самообразования. |
||
Механизм реализации Программы |
Реализация данной Программы предполагает деятельность на основе социального партнёрства городских структур, ответственных за правовое воспитание несовершеннолетних и их родителей: КДН и ЗП, ОПДН при ГОВД, УТСЗН, ГИБДД, ОГПС и ЧП, УДМиТ, отдел опеки и попечительства при УО города Губкинский. Исполнители Программы несут ответственность за своевременность и точность выполнения мероприятий. Координатором Программы является заместитель директора по воспитательной работе. Механизм реализации Программы предполагает совершенствование форм и методов работы педагогического коллектива школы в целях обеспечения выполнения законодательства по защите прав ребенка, предупреждения детской преступности и правонарушений, противодействия негативным социальным процессам. |
||
Ресурсное обеспечение Программы |
Вопросы по правовому просвещению рассматриваются на уроках предмета «Окружающий мир» в начальной школе; правовые проблемы поднимаются в курсе «Обществознание» в основной школе; Становление и развитие права становятся объектом изучения в курсе истории. Отдельные аспекты правовых отношений рассматриваются целым рядом школьных предметов, а также программ «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Дом. Образование. Милиция». Тематика бесед и иных форм проведения классных часов и иных внеурочных мероприятий по правовым вопросам в большей или меньшей степени реализуется в работе школы. Одним из важнейших условий обеспечения эффективности реализации Программы является доступ учащихся и педагогов к правовой литературе, содержащейся в библиотечном фонде школы и городских библиотек, и Интернет-ресурсам. При определении содержания, форм и методики проведения мероприятий в рамках Программы важно учитывать следующее: - необходимость деятельностного подхода в учебной работе учащихся в активном и интерактивном режиме; -целесообразность использования методик учебного сотрудничества, различных вариантов работы в группах, кооперации, моделирования жизненных ситуаций; -практическую значимость для правового образования учащихся продуктивного обучения, которое предполагает, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а самостоятельно создают их для себя. |
||
Смета расходов |
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат корректировке в течение финансового года, исходя из возможностей бюджета УО.
|
||
Ожидаемые результаты и социальный эффект Программы
|
Реализация Программы призвана способствовать: · формированию ответственного понимания обучающимися своего гражданского долга и конституционных обязанностей; · закреплению знаний обучающихся своих прав и обязанностей, проявлению интереса к событиям общественной жизни; · снижению числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам; Практическая направленность гражданского воспитания предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, – важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе самостоятельной работы школьники должны освоить предметные (специальные умения) и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод. Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим всё большее значение приобретает уровень политической культуры. Культуре демократии нужно учить с детства. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина. Часто после окончания школы обнаруживается полная правовая безграмотность подростков. И, хотя школьники в силу своих возрастных ограничений и других объективных причин не могут быть включены в реальные политические процессы, они оказывают на них определённое воздействие, воспитывают в них конкретные жизненные установки и устремления. Задача школы заключается в том, чтобы сформировать и закрепить необходимые навыки правовой и демократической культуры несовершеннолетних. |
||
Срок реализации |
1 год |
||
Основное содержание программы |
|||
Направления
|
Наименование мероприятий |
Срок реализации |
Исполнители |
Правовое просвещение несовершеннолетних через учебный предмет «Обществознание» |
6 класс Раздел IV. Политика и право (6 уроков) Государство и граждане Право на службе человека Конституция – основной закон страны Право и правопорядок Как защититься от несправедливости Повторительно-обобщающий урок
7 класс Раздел 3. Подросток и закон (5 уроков) Юридические границы подросткового возраста Подросток как гражданин Подросток и его права Опасный путь преступной жизни Повторительно-обобщающий урок
9 класс Раздел 5. Человек и его права (14 уроков) Право, его сущность и особенности Закон и власть Конституция Право и имущественные отношения Потребитель и его права Труд и право Правовые основы брака и семьи Правонарушения и виды юридической ответственности Человек и его права
10 класс Раздел 3. Право Глава 7. Право как особая система норм (13 уроков) Право в системе социальных норм Источники права Правоотношения и правонарушения Современное российское законодательство Предпосылки правомерного поведения Общество в развитии Человек и общество Человек и общество
11 класс Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений ( 22 урока) Гуманистическая роль естественного права Тоталитарное правопонимание Законотворческий процесс в РФ Гражданин, его права и обязанности Гражданство РФ Воинская обязанность Права и обязанности налогоплательщика Экологическое право Способы защиты экологических прав Экологические правонарушения Гражданское право Субъекты гражданского права Имущественные права Право на интеллектуальную собственность Наследование Неимущественные права Семейное право Занятость и трудоустройство Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения Процессуальное право Особенности уголовного процесса Международная защита прав человека |
В течение учебного года, в соответствии с календарно-тематическим планированием
|
Учитель обществознания |
Реализация профилактической программы Д.О.М. Дети. Образование. Милиция. Авторы программы: С.В. Горанская, О.С.Баранова |
Темы занятий для учащихся: Наркотики. Употребление и зл оупотребление (8 класс) Табакокурение (8-9 классы) ВИЧ/СПИД – роковой спутник наркомана (9, 10, 11 классы) Насилие и закон (9 класс) Наркотики, насилие и закон (9 класс) Как сказать наркотикам: «Нет!» (8 класс) Создание позитивных дружеских отношений (7, 8 классы) Разрешение конфликтов без насилия (6 класс) Наркотики, зависимость и последствия (10 класс) Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм (11 класс) Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок (7-9 классы)
Темы занятий для педагогов: Насилие и закон Наркотики и закон Табакокурение |
Ноябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Март Апрель Апрель Май Май
Октябрь Декабрь Апрель |
Слушатели профилактической программы
|
Реализация проекта «Полезные привычки» (1-4) авторского коллектива: О.Л.Романова, Л.С. Колесова, Л.Ю. Иванова, Т.Б.Гречаная
|
Темы занятий для учащихся 1 классов Я – неповторимый человек Культура моей страны и Я Чувства О чем говорят чувства Множество решений Решения и здоровье Нужные и ненужные тебе лекарства Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор
Темы занятий для учащихся 2 классов Вкусы и влечения Учусь находить новых друзей и интересные занятия О чем говорят выразительные движения Учусь понимать людей Опасные и безопасные ситуации Учусь принимать решения в опасных ситуациях Реклама табака и алкоголя Правда об алкоголе
Темы занятий для учащихся 3 классов Мой характер Учусь оценивать себя сам Учусь взаимодействовать Учусь настаивать на своем Становлюсь увереннее Когда на меня оказывают давление Курение (части 1, 2) Темы занятий для учащихся 4 классов Самоуважение Привычки Дружба (части 1, 2) Учусь сопротивляться давлению Учусь говорить «нет» И снова алкоголь Алкоголь в компании |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март, апрель
Сентябрь Октябрь Ноябрь, декабрь Январь Февраль Март Апрель |
Классные руководители 1- 4 классов |
Реализация проекта «Полезные навыки» (5-9) авторского коллектива: О.Л.Романова, Л.С. Колесова, Л.Ю.Иванова, Т.Б. Гречаная |
Темы занятий для учащихся 5 классов Что значит психоактивное вещество? (части 1, 2) Соблюдай безопасность! (части 1, 2) Кто и почему употребляет психоактивные вещества? (части 1, 2) Давление, влияния, ситуации… (части 1, 2) Ингалянты (части 1, 2) Мое здоровье (части 1, 2)
Темы занятий для учащихся 6 классов Тревожность Преодоление тревожности Как начать разговор? Как поддерживать и завершать разговор? Манипулирование Манипулирование и давление Наркотики (части 1, 2)
Темы занятий для учащихся 7 классов Я и мои поступки Самооценка и самовоспитание Как преодолевать стеснительность Ответственность (части 1, 2) Что такое марихуана? Правда и ложь о марихуане Вперед к здоровью
Тема занятий для учащихся 8 классов Мои ценности Красота и здоровье Возраст, доверие и независимость Мое настроение и общение с людьми Тренинг навыков невербального общения Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения ВИЧ/СПИД
Тема занятий для учащихся 9 классов Моя внешность Чувства, которые мы переживаем Как преодолеть конфликт? Насилие Близкие отношения и риск Как заражаются ВИЧ Рискованное поведение и ВИЧ Безопасное поведение и ВИЧ |
Сентябрь Октябрь Ноябрь, декабрь Январь Февраль Март, апрель
Сентябрь Октябрь Ноябрь, декабрь Январь Февраль Март, апрель
Сентябрь Октябрь Ноябрь, Декабрь, январь Февраль Март Апрель
Сентябрь Октябрь Ноябрь, декабрь Январь Февраль Март, апрель
Сентябрь Октябрь Ноябрь, Декабрь Январь Февраль Март, Апрель |
Классные руководители 5-9 классов |
Внеурочная работа
|
Знакомство учащихся с Конвенцией ООН о правах ребенка Уроки «Я гражданин России», посвященные изучению государственной символики Российской Федерации Тестирование (Формы разнообразные: «объясни ситуацию с точки зрения закона», «ответь на вопрос», «выбери правильный ответ») Месячник правовых знаний «Закон о тебе, ты о законе» Конкурс для учащихся 9-10 классов «Знаешь ли ты закон?» Конкурс «Права ребенка в новом веке» Беседа «Я и право» (1,4 классы) Познавательная беседа «Ваши права и обязанности» (2,3 классы) КВН «Что мы знаем о Конституции» (5 класс) Видеоурок «Я – подросток. Я – гражданин» (6 класс) Диспут «Герои нашего времени» (7 класс) Эрудицион «Права и обязанности обучающихся Центра» (7 класс) Викторина «Я и право» (8 класс) Дискуссия «Я и право» (8 класс) Диспут «Мораль и закон» (9 класс) Правовой турнир (9 класс) Классный час «День правовых знаний» (1-11 класс) Классные часы «Соблюдаем устав школы», «Правила для учащихся» (1-11) Декада «Правовая пропаганда» (1-11) Участие в городском кинолектории в ГДК «Олимп» (8-11 кл.) Участие в городской акции «Правовая пропаганда» (1-11) Участие в городской правовой олимпиаде (8-11) Участие в городском этапе Всероссийской акции «Я – гражданин России» (8-11 кл.) Встречи с представителями правоохранительных органов, здравоохранения Оформление школьного «Пресс центра» , изготовление флаеров для учащихся |
В течение учебного года
Октябрь, март
Март
В течение учебного года |
Зам.директора по ВР, учителя истории и обществознания, классные руководители, социальный педагог, психолог школы
Руководитель ДО «Пресс центр» |
Работа с родителями |
Тематика родительского правового всеобуча Индивидуальные тематические консультации для родителей: - «Как уберечь ребенка от наркомании, алкоголя, токсикомании» -«Как возникает интерес к наркотикам, алкоголю, токсикомании» Родительские университеты: -«Правовое воспитание в семье. Роль родителей в становлении гражданственности подростка» -«Что значит быть гражданином?» -«Права и обязанности ребенка в семье» -«Правовые знания и их значение в жизни семьи» -«Конвенция о правах ребенка» Общешкольное родительское собрание «Проблема наркомании» Общешкольное родительское собрание «Причины преступности, безнадзорности и беспризорности учащихся Оформление школьного стенда «Родительский уголок», изготовление флаеров для родителей |
В течение учебного года
В течение учебного года |
Заместитель директора по ВР, социальный педагог
Руководитель ДО «Пресс центр» |
Работа с педагогическим коллективом |
Педагогический совет «Правовое воспитание школьника: миф или реальность?» Знание нормативно-правовых документов: Международные документы · Рекомендация о воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (издательство ЮНЕСКО, принята 19.11.1974г.). · Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (издательство ЮНЕСКО, принята 21.11.1978г.). · Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948г). · Декларация прав ребёнка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.1959г.). Федеральные законы Конституция Российской Федерации. Гражданский кодекс РФ. Закон РФ «Об образовании» (с изменениями от 20.04.2008г.). Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 12.04.2000г. №51-ФЗ). 5. Федеральный закон «(Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г. №120-ФЗ). Федеральный закон «О поддержке молодежных и детских общественных объединений». Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Нормативно-правовые документы, принятые Правительством РФ 1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ 14.10.2000г. №751). 2. Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. (распоряжение Правительства РФ от 28.12.2001г. №258). 3. Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ 19.10.2001г. №196). 4. Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.03.2002 г. №154) Ведомственные нормативно-правовые документы федерального уровня 1. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму Минобразования России от 31.01.2001г. №90/30-16). 2. О концепции модернизации российского образования на период до 2010г. (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002г. №393). 3. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (письмо Минобразования России от 02.04.2002г. №13-51-28/13). Нормативно-правовые документы регионального уровня 1. Постановление Тюменской Областной Думы от 18.04.2002 г. №189 «О Законе Тюменской области «О дополнительных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Тюменской области» Программа реализации приоритетного национального проекта «Образование» на территории г. Губкинский на 2006-2008 гг.. Положение об Аппарате Уполномоченного по правам ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе Положение об Общественном совете при Уполномоченном по правам ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе Положение об общественном экспертном совете при Уполномоченном по правам ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе Положение о Детском общественном совете при Уполномоченном по правам ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе Доклад Уполномоченного по правам ребёнка в ЯНАО "Мониторинг практики применения Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 апреля 2010 года № 40-ЗАО «О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» и оценка информированности населения" от 18.10.2010г. Решение участников совместного заседания Экспертного и Общественного советов при Уполномоченном по правам ребёнка в ЯНАО от 11.12.2009г. Доклад Уполномоченного по правам ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе о соблюдении и защите прав, основных свобод и законных интересов ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе в 2009 году 2. Доклад Уполномоченного по правам ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе о соблюдении и защите прав, основных свобод и законных интересов ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе в 2010 году
|
В течение учебного года |
Заместитель директора по ВР, социальный педагог |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.