Программа предмета Этика для 7 класса коррекционной школы 8 вида
Оценка 5

Программа предмета Этика для 7 класса коррекционной школы 8 вида

Оценка 5
docx
08.10.2021
Программа предмета Этика для 7 класса коррекционной школы 8 вида
Программа предмета Этика 7 класс.docx

РОССИЙСКАЯ     ФЕДЕРАЦИЯ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ VIII ВИДА №44» г. БРЯНСКА

 

 

 

Рассмотрено: на      Согласовано: зам директора по УВР      Утверждаю: директор МБОУ «Школа

 заседании                                                                                     коррекции и развития VIII вида№44»

методического               _______________ Зубченко Е.В.                    _______________ Носова Н.В.                                                                                 

совета школы:                                                                               пр. № _____ от __________2020 года

Протокол № _____

от ____________

 

 

 

 

 

 

 

       ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

ЭТИКА

 

 

 

 

 

 7 класс

 

 

 

                                                                 Срок реализации Программы: 1 год.

                                                        Программу составил:

                                              учитель МБОУ

                                                                      «Школа коррекции и развития

                                                                 VIII вида №44» г. Брянска

                                                                        Камоза Лариса Александровна

 

 

 

 

 

                                                                                                             

г. Брянск

 

2020 год

 

Пояснительная записка

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по учебному предмету   ЭТИКА для 7 класса  составлена на основании:

•          С Законом «Об образовании в РФ»  №273- ФЗ;

•          Приказа Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

•          .Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII видов», 26.12.2000 г.

•          ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014  №1599),

•          Примерной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Этика 7- 9 классы» (авторы И.М. Бгажнокова, Л);  М.: Просвещение, 2013.

•          Учебного плана школы на 2019 – 2020 учебный год.

 

Цель:  развитие когнитивной и эмоциональной сфер учащегося.

Задачи:

·         дать элементарные сведения о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе,

·         сформировать знания об основных правилах поведения человека в обществе,

·          формировать навыки устойчивого социального поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика учебного предмета

 

      Предлагаемый учебный курс с общим названием «Этика» является по своему содержанию интегрированным, но его основное понятийное ядро — нравственно-этические знания. Помимо собственно этических категорий, в него включены элементы психологии, права, истории, литературы, без которых невозможно достаточно полно усвоить этические знания, достичь целостного формирования личности.

      Содержание данной программы составляют три основных содержательных направления:

      • знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»;

      •обучение подростка пониманию особенностей внутреннего мира окружающих людей, умению уважать их, правильно строить отношения с ними на основе анализа собственных ощущений, реакций, поведения;

      • системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, обучение пониманию  законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях.

      Такая система отбора в изложении учебного материала представляется наиболее оптимальной и доступной для обучающихся, так как создает условия для осознанного усвоения учебного материала.

            По сути, уроки этики — это практикум по жизневедению, обращенный к сознанию обучающихся, к тому, как развивающаяся личность понимает правила социального общения и поведения. Для учителя очень важно не навязывать своего мнения, а косвенно подводить обучащающихся к приемлемым выводам и оценкам.

            Основная идея, которую учитель призван донести до сознания учащегося в ходе работы по программе «Этика», определяется золотым правилом нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, т. е. основу морали составляет потребность относиться к другим людям как к самому себе, совершенствовать себя через уважение и возвышение других людей. Необходимо убеждать обучающихся  в том, что все люди равны в их стремлении к счастью, сохранению достоинства, что каждый человек должен предъявлять к себе такие же требования, какие он предъявляет к другим. Люди могут совершать ошибки, но они не должны нести беду и горе окружающим.

      Работа по программе предполагает использование разнообразного наглядного матери-ала: таблиц, схем, рисунков, сюжетных картин, фрагментов кинофильмов, а также выполнение ряда практических заданий: ответы на вопросы учителя по теме, работа с простейшими психологическими тестами, деловые игры, драматизация, практические упражнения в ходе изучения правил поведения и этикета, как особо нормированных требований общества к человеку в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

Введение (3 ч)

Знакомство учащихся с новым предметом «Этика» — с взаимоотношениями между людьми, отдельным человеком и обществом, правилами, регулирующими поступки людей. Цели и задачи изучения  предмета. Сведения о том, что нравственные правила в обществе возникли давно, они имеют исторические корни, помогают устанавливать и регулировать отношения в человеческом сообществе.

Понять самого себя (15 ч)

Человек как особый биологический вид, обладающий определенными биологическими и психическими характеристиками, отличающими его от всех других видов живых существ.

Единство человеческого сообщества на Земле; представление об индивидуальных особенностях каждого человека как индивида с его физической и психической уникальностью (неповторимостью); представление о формировании человека как личности в процессе роста, развития, деятельности, общения с другими людьми;      представление о единственности, ценности и неповторимости каждого человека.

Темы для изучения и обсуждения

      1. Человек как биологический вид (строение тела, особенности психической деятельности). Единство всех людей как социальная общность.
      2. Индивидуальные особенности каждого человека. Биологические характеристики: цвет глаз, кожи, форма лица, особенности строения тела и др. Особенности психической деятельности: восприятие, ощущения, память, речь, мышление, эмоции, чувства, задатки, темперамент.
      3. Социальные факторы в формировании личности в ходе роста и развития разнообразных видов деятельности:
      развитие мышления, речи, индивидуальных способностей человека;
      условия для формирования интересов, привычек, взглядов, убеждений, мировоззрения.
      4. Основные виды деятельности личности на разных возрастных этапах: игра, учение, труд. Их роль и влияние на развитие личности человека.
      5. Направленность личности: желания, потребности, мотивы, интересы.
      6. Поведение, поступки как проявление личности, индивидуальных качеств человека, возможности для их познания другим человеком.

Отношение товарищества (15 ч)

Формирование представлений о дружбе, ее основах, правилах взаимоотношений между товарищами;      формирование представлений о способах различения истинной дружбы от отношений подчинения, потребительства и др.;      формирование представлений о причинах конфликтов, возникающих в дружбе, товарищеских связях, возможностях и способах их преодоления.

Темы для изучения и обсуждения

      1. Дружба — чувство, присущее человеку. Когда и как возникают дружеские связи. Для чего человеку нужна дружба.
      2. Дружеские связи и взаимоотношения в коллективе людей:
      коллектив объединяет общая деятельность, человек учится строить межличностные отношения, помогает выработке навыков коллективного взаимодействия и дисциплины, в коллективе формируются права личности, самоуважение, умение соотносить свои интересы с общественными;
      дружба основана на эмоциональной и деловой привязанности к конкретному человеку, она характеризуется избирательностью, устойчивостью, психологической глубиной. В дружбе человек имеет возможность узнавать себя в другом человеке, он реализует потребность в самоанализе, самовыражении.
      3. Почему говорят: «Скажи мне, кто твой друг...»? Основа дружеских отношений — согласие интересов, убеждений, воли, уважение, доверие, преданность, сотрудничество и партнерство.
      4. «Какой ты друг?» Узы товарищества: честность, правдивость, взаимопомощь. Помощь настоящая и ложная.
      5. Типы дружеских отношений:
      истинная дружба (единство взглядов, интересов и т. д.);
      дружба-соперничество (нет равенства в отношениях, один хочет подчинить себе другого, нет уважения);
      дружба-компанейство (отсутствуют прочные связи, избирательность в отношениях, которые имеют поверхностный характер).
      6. Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения, способы преодоления конфликтов.
      7. Этические правила в отношениях друзей (друзья-мальчики, друзья мальчик и девочка, друзья-девочки, друг-взрослый).

 

Итоговый урок (2 часа)

 

Место учебного предмета в учебном плане


               «Этика» в 7 классе изучается в рамках образовательной области «Этика» Федерального компонента учебного плана.

На изучение курса «Этика» в 7 – 9 классах коррекционного учреждения отводится приблизительно 99 часов. 

Распределение учебных часов по разделам курса осуществляется следующим образом: по программе 33 часа в год, по календарно-тематическому планированию 35 часов в год. В I четверти – 9 часов, во II четверти – 7 часов, в III четверти – 11 часов, в IV четверти – 8 часов. 

 

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения учебного предмета «Этика» в 7 классе должны стать:

·           развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

·           овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

·           овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

·           владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

·           принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

·           развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

·           формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Предметные результаты:

Минимальный уровень

·           представление о некоторых этических нормах;

·           высказывать свое отношение к поступкам героев литературных произведений (кинофильмов), одноклассников, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах;

·           признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения.

Достаточный уровень

·           аргументированно оценивать поступки героев литературных произведений (кинофильмов), одноклассников, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах;

·           понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

·           вести диалог с учетом наличия разных точек зрения, аргументировать свою позицию, соблюдать этику взаимоотношений в процессе взаимодействия с разными людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое

планирование по учебному предмету

«ЭТИКА»                                 

 7-а, 7-б, 7-в  классов

на 2020-2021 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

№ п\п

Раздел.

 Тема урока

Кол-во часов

Дата 7-а

Дата 7-б

Дата

7-в

Коррект даты 7-а

Коррект даты 7-б

Коррект даты 7-в

Примечание

I четверть (9 ч)

Раздел I. Введение (3 часа)

 

 

 

 

 

 

 

1

Общее представление о предмете « Этика» как системе знаний о правилах взаимоотношений между людьми

1

 

 

 

 

 

 

 

2-3

Этические представления людей в разные эпохи

2

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II.  Понять самого себя (15 ч)

 

 

 

 

 

 

 

4

Человек как биологический вид (строение тела, особенности психической деятельности)

1

 

 

 

 

 

 

 

5

Единство всех людей как социальная общность

1

 

 

 

 

 

 

 

6

Индивидуальные особенности каждого человека

1

 

 

 

 

 

 

 

7

Биологические характеристики: цвет глаз, кожи, форма лица, особенности строения тела и др.

1

 

 

 

 

 

 

 

8

Особенности психической деятельности: восприятие, ощущения, память, речь, мышление

1

 

 

 

 

 

 

 

9

Особенности психической деятельности: восприятие, эмоции, чувства, задатки, темперамент.

1

 

 

 

 

 

 

 

II четверть (7 ч)

10-11

Социальные факторы в формировании личности в ходе роста и развития разнообразных видов деятельности

2

 

 

 

 

 

 

 

12-13

Основные виды деятельности личности на разных возрастных этапах: игра, учение, труд

2

 

 

 

 

 

 

 

14

Роль и влияние деятельности на развитие личности человека

1

 

 

 

 

 

 

 

15-16

Направленность личности: желания, потребности, мотивы, интересы

2

 

 

 

 

 

 

 

III четверть (11 ч)

17

Поведение, поступки как проявление личности, индивидуальных качеств человека, возможности для их познания другим человеком

1

 

 

 

 

 

 

 

18

Урок обобщения по теме: «Понять самого себя»

1

 

 

 

 

 

 

 

Раздел III. Отношение товарищества (15 ч)

 

 

 

 

 

 

 

19

Дружба — чувство, присущее человеку

1

 

 

 

 

 

 

 

20

Когда и как возникают дружеские связи

1

 

 

 

 

 

 

 

21

Для чего человеку нужна дружба

1

 

 

 

 

 

 

 

22

Дружеские связи и взаимоотношения   в коллективе людей

1

 

 

 

 

 

 

 

23

Реализация потребностей в самоанализе, самовыражении

1

 

 

 

 

 

 

 

24

Основа дружеских отношений - согласие интересов, убеждений, воли

1

 

 

 

 

 

 

 

25

Сотрудничество, партнёрство

1

 

 

 

 

 

 

 

26

Узы товарищества: честность, правдивость, взаимопомощь

1

 

 

 

 

 

 

 

27

Помощь настоящая, ложная

1

 

 

 

 

 

 

 

IV четверть (8ч)

28

Типы дружеских отношений.  Истинная дружба

1

 

 

 

 

 

 

 

29

Типы дружеских отношений. Дружба - соперничество

1

 

 

 

 

 

 

 

30

Типы дружеских отношений. Дружба - компанейство

1

 

 

 

 

 

 

 

31, 32

Возникновение конфликтов в отношениях друзей.

2

 

 

 

 

 

 

 

33

Причины возникновения конфликтов. Способы их преодоления

1

 

 

 

 

 

 

 

34

Урок обобщения по теме «Отношения товарищества»

1

 

 

 

 

 

 

 

35

Урок обобщения по курсу «Этика»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: под редакцией И.М. Бгажноковой» М.: Просвещение, 2013.

2.http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

3.http://fcior.edu.ru/card/3267/priznaki-i-svoystva-parallelnyh-pryamyh-k1.html

4. www.fipi.ru


 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ УПРАВЛЕНИЕ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ УПРАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по учебному предмету

Пояснительная записка Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по учебному предмету

Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета

простейшими психологическими тестами, деловые игры, драматизация, практические упражнения в ходе изучения правил поведения и этикета, как особо нормированных требований общества к человеку в обществе.

простейшими психологическими тестами, деловые игры, драматизация, практические упражнения в ходе изучения правил поведения и этикета, как особо нормированных требований общества к человеку в обществе.

Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета

Темы для изучения и обсуждения 1

Темы для изучения и обсуждения 1

Место учебного предмета в учебном плане «Этика» в 7 классе изучается в рамках образовательной области «Этика»

Место учебного предмета в учебном плане «Этика» в 7 классе изучается в рамках образовательной области «Этика»

Достаточный уровень · аргументированно оценивать поступки героев литературных произведений (кинофильмов), одноклассников, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах; ·…

Достаточный уровень · аргументированно оценивать поступки героев литературных произведений (кинофильмов), одноклассников, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах; ·…

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «ЭТИКА» 7-а, 7-б, 7-в классов на 2020-2021 учебный год

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «ЭТИКА» 7-а, 7-б, 7-в классов на 2020-2021 учебный год

Раздел. Тема урока Кол-во часов

Раздел. Тема урока Кол-во часов

Для чего человеку нужна дружба 1 22

Для чего человеку нужна дружба 1 22

Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности 1

Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2021