РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ VIII ВИДА №44» г. БРЯНСКА
Рассмотрено: на Согласовано: зам директора по УВР Утверждаю: директор МБОУ «Школа
заседании коррекции и развития VIII вида№44»
методического _______________ Зубченко Е.В. _______________ Носова Н.В.
совета школы: пр. № _____ от __________2020 года
Протокол № _____
от ____________
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА
ЭТИКА
7 класс
Срок реализации Программы: 1 год.
Программу составил:
учитель МБОУ
«Школа коррекции и развития
VIII вида №44» г. Брянска
Камоза Лариса Александровна
г. Брянск
2020 год
Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа по учебному предмету ЭТИКА для 7 класса составлена на основании:
• С Законом «Об образовании в РФ» №273- ФЗ;
• Приказа Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
• .Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов», 26.12.2000 г.
• ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1599),
• Примерной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Этика 7- 9 классы» (авторы И.М. Бгажнокова, Л); М.: Просвещение, 2013.
• Учебного плана школы на 2019 – 2020 учебный год.
Цель: развитие когнитивной и эмоциональной сфер учащегося.
Задачи:
· дать элементарные сведения о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе,
· сформировать знания об основных правилах поведения человека в обществе,
· формировать навыки устойчивого социального поведения.
Общая характеристика учебного предмета
Предлагаемый учебный курс с общим названием «Этика» является по своему содержанию интегрированным, но его основное понятийное ядро — нравственно-этические знания. Помимо собственно этических категорий, в него включены элементы психологии, права, истории, литературы, без которых невозможно достаточно полно усвоить этические знания, достичь целостного формирования личности.
Содержание данной программы составляют три основных содержательных направления:
• знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»;
•обучение подростка пониманию особенностей внутреннего мира окружающих людей, умению уважать их, правильно строить отношения с ними на основе анализа собственных ощущений, реакций, поведения;
• системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, обучение пониманию законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях.
Такая система отбора в изложении учебного материала представляется наиболее оптимальной и доступной для обучающихся, так как создает условия для осознанного усвоения учебного материала.
По сути, уроки этики — это практикум по жизневедению, обращенный к сознанию обучающихся, к тому, как развивающаяся личность понимает правила социального общения и поведения. Для учителя очень важно не навязывать своего мнения, а косвенно подводить обучащающихся к приемлемым выводам и оценкам.
Основная идея, которую учитель призван донести до сознания учащегося в ходе работы по программе «Этика», определяется золотым правилом нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, т. е. основу морали составляет потребность относиться к другим людям как к самому себе, совершенствовать себя через уважение и возвышение других людей. Необходимо убеждать обучающихся в том, что все люди равны в их стремлении к счастью, сохранению достоинства, что каждый человек должен предъявлять к себе такие же требования, какие он предъявляет к другим. Люди могут совершать ошибки, но они не должны нести беду и горе окружающим.
Работа по программе предполагает использование разнообразного наглядного матери-ала: таблиц, схем, рисунков, сюжетных картин, фрагментов кинофильмов, а также выполнение ряда практических заданий: ответы на вопросы учителя по теме, работа с простейшими психологическими тестами, деловые игры, драматизация, практические упражнения в ходе изучения правил поведения и этикета, как особо нормированных требований общества к человеку в обществе.
Содержание учебного предмета
Введение (3 ч)
Знакомство учащихся с новым предметом «Этика» — с взаимоотношениями между людьми, отдельным человеком и обществом, правилами, регулирующими поступки людей. Цели и задачи изучения предмета. Сведения о том, что нравственные правила в обществе возникли давно, они имеют исторические корни, помогают устанавливать и регулировать отношения в человеческом сообществе.
Понять самого себя (15 ч)
Человек как особый биологический вид, обладающий определенными биологическими и психическими характеристиками, отличающими его от всех других видов живых существ.
Единство человеческого сообщества на Земле; представление об индивидуальных особенностях каждого человека как индивида с его физической и психической уникальностью (неповторимостью); представление о формировании человека как личности в процессе роста, развития, деятельности, общения с другими людьми; представление о единственности, ценности и неповторимости каждого человека.
Темы для изучения и обсуждения
1. Человек
как биологический вид (строение тела, особенности психической деятельности).
Единство всех людей как социальная общность.
2. Индивидуальные особенности каждого
человека. Биологические характеристики: цвет глаз, кожи, форма лица,
особенности строения тела и др. Особенности психической деятельности:
восприятие, ощущения, память, речь, мышление, эмоции, чувства, задатки,
темперамент.
3. Социальные факторы в формировании
личности в ходе роста и развития разнообразных видов деятельности:
развитие мышления, речи, индивидуальных
способностей человека;
условия для формирования интересов,
привычек, взглядов, убеждений, мировоззрения.
4. Основные виды деятельности личности
на разных возрастных этапах: игра, учение, труд. Их роль и влияние на развитие
личности человека.
5. Направленность личности: желания,
потребности, мотивы, интересы.
6. Поведение, поступки как проявление
личности, индивидуальных качеств человека, возможности для их познания другим человеком.
Отношение товарищества (15 ч)
Формирование представлений о дружбе, ее основах, правилах взаимоотношений между товарищами; формирование представлений о способах различения истинной дружбы от отношений подчинения, потребительства и др.; формирование представлений о причинах конфликтов, возникающих в дружбе, товарищеских связях, возможностях и способах их преодоления.
Темы для изучения и обсуждения
1. Дружба —
чувство, присущее человеку. Когда и как возникают дружеские связи. Для чего
человеку нужна дружба.
2. Дружеские связи и взаимоотношения в
коллективе людей:
коллектив объединяет общая деятельность,
человек учится строить межличностные отношения, помогает выработке навыков
коллективного взаимодействия и дисциплины, в коллективе формируются права
личности, самоуважение, умение соотносить свои интересы с общественными;
дружба основана на эмоциональной и деловой
привязанности к конкретному человеку, она характеризуется избирательностью,
устойчивостью, психологической глубиной. В дружбе человек имеет возможность
узнавать себя в другом человеке, он реализует потребность в самоанализе,
самовыражении.
3. Почему говорят: «Скажи мне, кто
твой друг...»? Основа дружеских отношений — согласие интересов, убеждений,
воли, уважение, доверие, преданность, сотрудничество и партнерство.
4. «Какой ты друг?» Узы товарищества:
честность, правдивость, взаимопомощь. Помощь настоящая и ложная.
5. Типы дружеских отношений:
истинная дружба (единство взглядов,
интересов и т. д.);
дружба-соперничество (нет равенства в
отношениях, один хочет подчинить себе другого, нет уважения);
дружба-компанейство (отсутствуют прочные
связи, избирательность в отношениях, которые имеют поверхностный характер).
6. Возникновение конфликтов в
отношениях друзей. Причины их возникновения, способы преодоления конфликтов.
7. Этические правила в отношениях
друзей (друзья-мальчики, друзья мальчик и девочка, друзья-девочки,
друг-взрослый).
Итоговый урок (2 часа)
Место учебного предмета в учебном плане
«Этика» в 7 классе изучается в рамках образовательной области
«Этика» Федерального компонента учебного плана.
На изучение курса «Этика» в 7 – 9 классах коррекционного учреждения отводится приблизительно 99 часов.
Распределение учебных часов по разделам курса осуществляется следующим образом: по программе 33 часа в год, по календарно-тематическому планированию 35 часов в год. В I четверти – 9 часов, во II четверти – 7 часов, в III четверти – 11 часов, в IV четверти – 8 часов.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения учебного предмета «Этика» в 7 классе должны стать:
· развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
· овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
· овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
· владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
· представление о некоторых этических нормах;
· высказывать свое отношение к поступкам героев литературных произведений (кинофильмов), одноклассников, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах;
· признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения.
Достаточный уровень
· аргументированно оценивать поступки героев литературных произведений (кинофильмов), одноклассников, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах;
· понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
· вести диалог с учетом наличия разных точек зрения, аргументировать свою позицию, соблюдать этику взаимоотношений в процессе взаимодействия с разными людьми.
Календарно-тематическое
планирование по учебному предмету
«ЭТИКА»
7-а, 7-б, 7-в классов
на 2020-2021 учебный год
№ п\п |
Раздел. Тема урока |
Кол-во часов |
Дата 7-а |
Дата 7-б |
Дата 7-в |
Коррект даты 7-а |
Коррект даты 7-б |
Коррект даты 7-в |
Примечание |
I четверть (9 ч) |
|||||||||
Раздел I. Введение (3 часа) |
|
|
|
|
|
|
|
||
1 |
Общее представление о предмете « Этика» как системе знаний о правилах взаимоотношений между людьми |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2-3 |
Этические представления людей в разные эпохи |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел II. Понять самого себя (15 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
||
4 |
Человек как биологический вид (строение тела, особенности психической деятельности) |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Единство всех людей как социальная общность |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Индивидуальные особенности каждого человека |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Биологические характеристики: цвет глаз, кожи, форма лица, особенности строения тела и др. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Особенности психической деятельности: восприятие, ощущения, память, речь, мышление |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Особенности психической деятельности: восприятие, эмоции, чувства, задатки, темперамент. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
II четверть (7 ч) |
|||||||||
10-11 |
Социальные факторы в формировании личности в ходе роста и развития разнообразных видов деятельности |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
12-13 |
Основные виды деятельности личности на разных возрастных этапах: игра, учение, труд |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Роль и влияние деятельности на развитие личности человека |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
15-16 |
Направленность личности: желания, потребности, мотивы, интересы |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
III четверть (11 ч) |
|||||||||
17 |
Поведение, поступки как проявление личности, индивидуальных качеств человека, возможности для их познания другим человеком |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
18 |
Урок обобщения по теме: «Понять самого себя» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Раздел III. Отношение товарищества (15 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
||
19 |
Дружба — чувство, присущее человеку |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
20 |
Когда и как возникают дружеские связи |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
21 |
Для чего человеку нужна дружба |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
22 |
Дружеские связи и взаимоотношения в коллективе людей |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
23 |
Реализация потребностей в самоанализе, самовыражении |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
24 |
Основа дружеских отношений - согласие интересов, убеждений, воли |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
25 |
Сотрудничество, партнёрство |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
26 |
Узы товарищества: честность, правдивость, взаимопомощь |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
27 |
Помощь настоящая, ложная |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
IV четверть (8ч) |
|||||||||
28 |
Типы дружеских отношений. Истинная дружба |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
29 |
Типы дружеских отношений. Дружба - соперничество |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
30 |
Типы дружеских отношений. Дружба - компанейство |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
31, 32 |
Возникновение конфликтов в отношениях друзей. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
33 |
Причины возникновения конфликтов. Способы их преодоления |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
34 |
Урок обобщения по теме «Отношения товарищества» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
35 |
Урок обобщения по курсу «Этика» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: под редакцией И.М. Бгажноковой» М.: Просвещение, 2013.
2.http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
3.http://fcior.edu.ru/card/3267/priznaki-i-svoystva-parallelnyh-pryamyh-k1.html
4. www.fipi.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.