Программа "Предметно-практическое обучение" (1-ый дополнительный класс)

  • docx
  • 25.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа ППО 1 доп класс.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе. Учебный предмет «Предметно-практическая деятельность» входит в содержание предметной области «Язык и речевая практика». Данная предметная область охватывает содержание образования по двум основополагающим предметам НОО обучающихся с нарушениями слуха: «Русский язык и литературное чтение» и «Предметно-практическое обучение (ППО)» и рассматривается в сурдопедагогике как средство коррекции и компенсации всех сторон психики глухого школьника.

Кому адресована программа. Программа адресована обучающимся с нарушениями слуховой функции 1 дополнительного класса, имеющим задержку психического развития.

Кому адресована программа. Программа адресована обучающимся с нарушениями слуховой функции 1 дополнительного класса, имеющим задержку психического развития.

Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту. Составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2, II отделение); 

Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования ФГОС ОВЗ (вариант 2.2, II отделение) «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»; 

Актуальность программы

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета ППО естественным путем создает базу в виде житейских понятий для других предметов, с одной стороны, и интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предме­тов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, развитие речи, чтение), с другой, и таким образом, позволяет реализовать их в деятельности ученика.

В ППО все элементы учебной деятельности (мотивация, ориентировка в задании, постановка задачи, планирование, отбор материала и инструментов, преобразование, решение возникающих задач в контексте практической ситуации,  достижение  результата, контроль и оценка результатов деятельности и т. д.) предстают в наглядном материальном или материализованном виде и тем самым становятся по­нятными для детей, имеющих нарушение слуха.

Учебный предмет «Предметно-практическое обучение (ППО)» на начальном этапе образования неслышащих детей выполняет особую роль. Продуктивная предметная деятельность ребенка становится основой для овладения соответствующими компетентностями (академической и жизненной), способностью и готовностью к творческой деятельности, сотрудничеству.

Совместная деятельность на уроках ППО может быть охарактеризована как субъект-субъектное взаимодействие, где в различных формах коллективно-распределенной деятельности (работа диадами, триадами, с «маленьким учителем», командами или бригадами, по конвейеру) происходит овладение языком в его основной функции общения; в процессе практической деятельности обостряется потребность в общении, поскольку совместное изготовление объектов требует согласования действий; обучающимся раскрывается смысл совместной деятельности при пооперационном и итоговом контроле за ходом деятельности и при оценке выполненной работы, при овладении определенными орудийными действиями, различными способами совместного выполнения работы. Все это способствует формированию у детей в специально организованной среде, речемыслительных и коммуникативных компетенциями. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет является опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене специальной общеобразовательной школы.

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета ППО естественным путем создает базу в виде житейских понятий для других предметов, с одной стороны, и интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, развитие речи, чтение), с другой, и таким образом, позволяет реализовать их в деятельности ученика. Занятия продуктивной деятельностью закладывают основу для формирования у глухих школьников таких социально значимых компетенций как: умение работать в коллективе; осуществлять преобразовательную, творческую деятельность, что создает предпосылки для их более успешной социализации и интеграции в социуме.

Реализация моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики обучающихся и для социальной адаптации в целом. Учебный предмет ППО обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных сторон развития личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей с ОВЗ.

Основная цель курса:

·         Формирование житейских понятий обучающихся.

·         Развитие их мышления.

·         Развитие разговорной и монологической речи в устной и письменной формах.

·         Совершенствование предметно - практической деятельности, формирование трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе.

·         Целенаправленное воспитание школьников.

Общая характеристика учебного предмета

ППО по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане этот предмет предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

С математикой — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами.

С окружающим миром — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания;

С развитием речи - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий, составление плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

С чтением - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделиях, написание отчетов о выполненной работе, описания объектов деятельности.

С изобразительной деятельностью - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Содержание учебного предмета ППО имеет практико-ориентированную направленность. Однако выполнение практических работ и изготовление изделий не являются самоцелью. Практическая деятельность рассматривается как средство развития коммуникативных компетенций, познавательной деятельности, активизации речевого развития, формирования «житейских» понятий как базы для формирования знаний по общеобразовательным предметам, социально значимых личностных качеств школьников, а также формирования системы специальных технологических и универсальных (метапредметных) учебных действий.

Виды деятельности обучающихся на уроках ППО

·         речевая деятельность: говорение чтение письмо, дактилирование, дактильное проговаривание, слухозрительное восприятие;

·         простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки;

·         анализ конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;

·         сравнение, обобщение, классификация объектов деятельности;

·         моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, предметным картам, описаниям предмета, тексту, по представлению, схеме);

·         решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение недостающей информации, определение возможных решений, выбор оптимального решения), а также творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

·         простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результат работы);

·         привлечение под руководством учителя информационно - коммуникационных технологий (Интернет, программа MicrosoftPowerPoint) при подборе иллюстративных материалов и информации на заданную тему и подготовке проекта; пользование с помощью учителя компьютерной техникой в качестве вспомогательного оборудования при проектировании предметно-практической деятельности и моделировании изделий.

К завершению начального этапа образования будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень академической (образовательной) и жизненной компетентности, развития универсальных (метапредметных) учебных действий:

·         понимание житейских понятий, использование своей речи в знакомой (аналогичной, новой) ситуации;

·         адекватное использование житейских понятий в урочной и внеурочной деятельности;

·         использование различных видов речевой деятельности, устной и письменной форм речи, диалогической и монологической речи;

·         понимание и выполнение поручений, умение выражать просьбу, желание, побуждение; сообщение о проделанной работе;

·         умение участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения, соблюдать нормы речевого этикета, составлять несложные монологические высказывания, несложные письменные тексты (заявки, отчеты о деятельности, оценка деятельности), сформированы навыки планирования предметно-практической деятельности;

·         способность к конструктивному общению, взаимодействию со взрослыми и сверстниками с целью обмена и получения информации при использовании устной, дактильной и письменной речи;

·         способность к позитивному стилю общения; проявление инициативности и самостоятельности в общении, способность договариваться, учитывать интересы, настроение и чувства других; сопереживать неудачам и радоваться успехам одноклассников;

·         способность к установлению позитивных межличностных отношений со сверстниками, адекватному эмоциональному реагированию и взаимодействию;

·         способность выражать свое мнение, отношение, разрешать споры;

·         достаточная сформированность личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, психологическая готовность к коллективному труду, элементарные умения работать в команде;

·         умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать собственные замыслы;

·         умение выполнять разные социальные роли и работать в коллективе под руководством «маленького учителя», малыми группами (диады, триады), с использованием ролей руководителя, исполнителя, контролера, по конвейеру, самостоятельно;

·         владение элементарными знаниями о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры, о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);

·         знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; умение осуществлять экономную разметку, обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия; проводить проверку изделия в действии;

·         достаточный уровень графической грамотности: выполнение измерений, чтение доступных графических (условных) изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опору на рисунки, предметные карты, план, схемы, простейшие чертежи, условные обозначения при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

«Предметно-практическое обучение»

·         Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·         Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; способности уважать результаты труда других людей;

·         Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;

·         Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

Результаты освоения учебного предмета «Предметно-практическое обучение»

Личностные результаты

·         Психологическая готовность к коллективному труду.

·         Элементарные умения работать в команде.

·         Умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли.

·         Любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

·         Определять цель деятельности на уроке, обнаруживать и формулировать учебную проблему с помощью учителя и самостоятельно.

·         Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности.

·         Составлять под руководством учителя план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий.

·         Выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

·         Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

·         В сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.

·         Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

·         Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

·         Проводить самооценку и самоконтроль результатов своей учебной деятельности.

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

·         Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

·         Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

·         Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

·         Понимать учебную информацию, представленную в знаково-символической форме; кодировать учебную информацию с помощью схем, рисунков, кратких записей;

·         Проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;

·         Выделять в явлениях несколько признаков, а также различать суще­ственные и несущественные признаки.

·         Выполнять под руководством учителя действия анализа, синтеза, обобщения при изучении нового понятия, разборе задачи, при ознакомлении с новым вычислительным приёмом и т. д.

·         Проводить аналогию и на её основе строить выводы; проводить классификацию изучаемых объектов.

·         Строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения; 

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

·         Использовать различные виды речевой деятельности, устной и письменной форм речи, диалогической и монологической речи;

·         Понимать и выполнять поручений, уметь выражать просьбу, желание, побуждение; сообщать о проделанной работе;

·         Участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения, соблюдать нормы речевого этикета, составлять несложные монологические высказывания, несложные письменные тексты (заявки, отчеты о деятельности, оценка деятельности), элементарно планировать предметно-практическую деятельность;

·         Овладеют конструктивным общением, взаимодействием со взрослыми и сверстниками с целью обмена и получения информации при использовании устной, дактильной и письменной речи;

·         Позитивному стилю общения; проявлению инициативности и самостоятельности в общении, способности договариваться, учитывать интересы, настроение и чувства других; сопереживать неудачам и радоваться успехам одноклассников;

·         Выражать свое мнение, отношение, разрешать споры;

·         Адекватному использованию житейских понятий в урочной и внеурочной деятельности;

·         Установлению позитивных межличностных отношений со сверстниками, адекватному эмоциональному реагированию и взаимодействию.

Предметные требования к результатам изучения

курса «Предметно-практическое обучение»к концу учебного года

К концу обучения в 1 дополнительном классе обучающиеся должны знать/понимать:

- названия изготавливаемых предметов;

- названия материалов, инструментов и действий с ними;

- слова, обозначающие понятия и представления.

Учащиеся должны уметь:

-уметь создавать несложные конструкции из разных материалов: исследовать конструктивные особенности объектов, подбирать материалы, инструменты и технологию их изготовления, проверку конструкции в действии, вносить коррективы;

- выполнять поручения учителя, данные в устной и письменной форме;

- выражать желание, побуждение; спрашивать (с помощью учи­теля);

- сообщать о выполненной работе;

- выполнять под руководством учителя и по его указанию обработку материалов, сборочно-монтажные операции;

- содержать в порядке свое рабочее место.

-уметь определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач;

- осуществлять экономную разметку; обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия; проверку изделия в действии;

- выполнять измерения, чтение доступных графических (условных) изображений, использовать чертежные инструменты (линейка, угольник, циркуль) и приспособления для разметки деталей изделий; опору на рисунки, предметные карты, план, схемы, простейшие чертежи, условные обозначения при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;

-уметь работать в коллективе под руководством «маленького учителя», малыми группами (диады, триады), с использованием ролей руководителя, исполнителя, контролера, по конвейеру, самостоятельно.

Содержание учебного предмета

1 четверть

Выполнять поручения учителя, данные в устнодактильной или письменной форме. Изготавливать предметы на основе их образ­цов, рисунков, по показу и поручениям учителя. Сообщать о вы­полненной работе (в дактильной форме).

Знать названия изготавливаемых объектов. Называть объекты лепки, аппликации, рисования и необходимые инструменты и мате­риалы, операции.

Лепить из целого куска пластилина (соленого теста), отрывать нужный кусок, резать на равные и неравные части стеком. Выпол­нять приемы сдавливания, вытягивания; изготавливать шар, кол­баски.

Наклеивать вырезанные фигуры на бумагу, правильно наносить клей кисточкой. Уметь правильно держать ножницы при резании бумаги по прямой и кривой линиям. Резать средней частью лезвий ножниц, продвигать левой рукой обрабатываемую деталь. Обводить шаблоны. Выполнять приемы складывания бумаги.

Рисовать простым карандашом заданные объекты. Раскраши­вать цветными карандашами (сплошь и штриховкой). Рисовать объ­екты на бумаге в клеточку с соблюдением заданного размера (рас­считывая нужное число клеток).

Располагать на рабочем месте материалы и инструменты, уби­рать обрезки, экономно расходовать материалы. Подсчитывать го­товые изделия (в пределах пяти). Оценивать свою работу

Лепка

Шар. Яблоко, груша. Булка, баранка. Огурец, морковь, поми­дор, картофель. Гриб. Матрешка, пирамида, зайка, мишка.

Аппликационные работы

Шар. Яблоко, груша. Огурец, морковь. Матрешка, пирамида, зайка, мишка, гриб, лист.

Моделирование и конструирование из бумаги

Закладка с аппликацией из квадратов и кругов.

Рисование

Шар. Яблоко (и другие объекты, рекомендуемые для апплика­ции). Дом, забор, елка. Стол, стул, шкаф.

II четверть

Понимать и выполнять простейшие поручения учителя. Сооб­щать о своем желании что-то сделать и о выполненной работе. От­бирать материалы и инструменты, необходимые для работы. Обра­щаться к учителю с просьбой для получения предметов.

Передавать в пластилине простейшие формы, соответствующие форме частей тела животных. Определять число частей тела животных и количество нужных для лепки кусков пластилина. Соиз­мерять величины кусков пластилина, нужных для лепки различных деталей предметов.

Определять размеры изделий (большой, маленький). Состав­лять аппликации из отдельных объектов, частей. Складывать лист бумаги вдвое, вчетверо.

Рисовать объекты с соблюдением соотносительных размеров. Раскрашивать объекты, не заходя за контур.

Подсчитывать число изготовленных предметов. Оценивать ра­боту (свою и одноклассника).

Лепка

Лиса. Лев, слон. Гусь, петух, курица. Стакан, чашка, кружка, тарелка.

Аппликационные работы

Лев, слон. Гусь на воде. Лиса и заяц. Новогодняя елка.

Моделирование и конструирование из бумаги

Елочные украшения: самолет, машина, звездочка, снежинки, флажки.

Рисование

Объекты, рекомендуемые для лепки и аппликации.

Пальто, шу­ба, ботинки, тапочки, сапоги, валенки, носки, полотенце, шапка, шарф, платок, варежки.

III четверть

Выполнять инструкции учителя, одноклассников при коллектив­ной работе. Составлять для одноклассников простейшие инструк­ции по опорным словам и самостоятельно. Определять последова­тельность выполнения инструкции. Отбирать материалы, инстру­менты для работы. Сообщать о выполнении задания, об окончании работы.

Определять на глаз нужный размер куска пластилина в сопо­ставлении с величиной предмета или его детали.

Обводить объекты аппликации по шаблонам. Выполнять при­емы складывания бумаги, отрыва по линиям сгиба, подгиба, под­клеивания.

Рисовать объекты по образцу и по представлению с соблюде­нием размеров, с передачей основной формы предмета, с аккурат­ным выполнением штриховки.

Содержать в порядке свое рабочее место. Экономно расходо­вать материалы. Оценивать свою работу.

Выполнять роль руководителя группы (давать товарищам пору­чения с целью подготовки к работе и выполнения операции, оце­нивать работу одноклассника, оказывать помощь).

Лепка

Дед Мороз, Снегурочка. Комната куклы. Солдат, пушка, танк, самолет.

Аппликационные работы

Зимний пейзаж (дом, ели). Снежная баба и дети вокруг нее. Дети на горке и на катке. Цветы в вазе.

Моделирование и конструирование из бумаги

Стрела. Шапочка (шлем с козырьком).

Рисование

Новогодняя елка, Дед Мороз, елочные игрушки. Дом, елки. Ме­бель: стул, шкаф, кровать. Снежная баба, коньки, лыжи, санки. Ваза с цветами. Танк, пушка, самолет.

IV четверть

Самостоятельно выполнять 2-3 поручения, данные учителем или одноклассником. Обращаться за разрешением взять необходи­мые материалы и инструменты, начать работу. Просить у учителя (устно и письменно) необходимые материалы и инструменты. Со­общать о своем желании. Обращаться с просьбой о помощи. На­зывать объекты, действующих лиц, их действия по содержанию из­готовленных аппликаций, макетов.

Лепить фигурки людей, предметы более крупного размера. Пе­редавать пространственные отношения, характерные признаки предметов. Соизмерять размеры объектов макета при выполнении части общей работы (под руководством учителя).

Вырезать за один раз несколько одинаковых деталей. Получать квадрат из бумажного листа складыванием.

Выполнять отдельные части изделия и соединять их в целое. Крепить объекты на макете. Скреплять изделия нитками. Распределять общий объем работы между участниками с уче­том их желания (под руководством учителя). Оказывать помощь то­варищам.

Лепка

Макет «Репка». Макет «Теремок». Макет «Весна».

Аппликационные работы

В парке. Курица и цыплята.

Моделирование и конструирование из бумаги

Лодочка, теплоход. Кукла, ее одежда. Цветы.

Рисование

Предметы весенних игр (мяч, колесо, велосипед); весенняя при­рода (листочки, цветы, трава). Птицы: петух, курица, цыплята. Ба­бочки, жуки. Лопата, грабли, ведро, лейка. Весенняя одежда маль­чиков и девочек.

Количество часов: в год – 33; в неделю – 1;

·         в 1-ой четверти – 8;

·         во 2-ой четверти – 8;

·         в 3-ей четверти – 9,

·          в 4-ой четверти – 8.

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы

1.    Дидактический материал по предметно-практическому обучению, 1 класс, Т.С.Зыкова, Л.И.Руленкова. М.: «Просвещение» 2012.

2.    Методические рекомендации по предметно-практическому обучению. Т.С.Зыкова, Л.И.Руленкова. М.: «Просвещение» 2009.

3.    Авторские презентации и Интернет ресурс.

Литература по сурдопсихологии и сурдопедагогике

1.    Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя-логопеда /Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 223 с.

2.    Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия У детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие для студ. Пед. Высш. Учеб. Заведений / под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 288 С.

3.    Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 224 с.