Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся»
Оценка 4.7

Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся»

Оценка 4.7
Исследовательские работы +7
doc
администрации +1
Взрослым
25.10.2022
Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся»
Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся»
Пояснительная записка программа..doc

Пояснительная записка

 I. Актуальность.

Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» разработана на основе  закона РК  «Об образовании», Концепции развития образования в Республике Казахстан до 2015 года»,   Конвенции о правах  ребенка.

    Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. 

     Образование республики в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаньевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – его новым содержанием.

    В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионольно - трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

            Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» предназначена для обучающихся средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

            Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах.

            Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы,  которые  определяют и  позволяют  решить 

Задачи:

            приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; 

             овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

             освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

             выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;

           разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;

             разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;

             создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;

             создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

             подготовка педагогических кадров для работы с детьми, склонными к творческой и научно-исследовательской деятельности;

             развитие материально-технической базы ГУ «Гимназия № 9 п. Осакаровка»

  Принципы:

            интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

           непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования  и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных  руководителей;

            межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

 II.   Характеристика программы. 

            Целевые ориентации инновационной деятельности школы направлены на отработку модели «Общеобразовательная школа – школа полного дня» и работу над методической темой: «Повышение качества обучения через интеграцию основного и дополнительного образования».

В этом ключе разрабатываются следующие направления деятельности:

1.              повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, а не через логику предмета;

2.               организация сотрудничества  учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающее приоритетные задачи воспитания и обучения;

3.                 вывод  ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;

4.              сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;

5.                 глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;

6.              формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;

7.                 приобретение коммуникативных умений;

8.              выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации;

      Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» включает разработку и реализацию следующих проектов

             «Проектная и научно-исследовательская деятельность на учебном занятии»;

             «Проектная и научно-исследовательская деятельность во внеурочное время».

   курс  «Основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся».

Применение метода проектов  на уроках:

1.                проекты на уроках по предметам, имеющим основную цель – получение знаний. Проекты направлены на получение знаний (экспериментально-исследовательские) и на передачу знаний (образовательные: выступление школьников в роли учителей, методистов, авторов учебников); иностранный язык – работа с информацией (в т.ч. составление своих информационных объектов) и общение на изучаемом языке;

2.                  проекты на уроках по предметам, имеющим основную цель – формирование культуры (физической, технологической, эстетической): на уроках физкультуры – проекты по подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников; на уроках технологии – проекты полного цикла разработки каких-либо изделий (от проектирования до выбора технологий и изготовления); на уроках эстетического цикла – проекты по изготовлению продуктов декоративно-прикладного искусства и проекты с проведением музыкально-сценических мероприятий. Создание проблемных ситуаций; дидактические средства:         исследовательская задача,         проблемный вопрос,         моделирование эксперимента,         дискуссия.

3.               проекты во внеурочное время.

Учебные исследования выполняются в процессе выполнения домашнего задания:

             проведение наблюдений,

             постановка опыта,

             проблемный анализ текста,

             подготовка вопросов к дискуссии, анкеты,

             творческие работы.

 Научно-исследовательская деятельность на учебном занятии.

       Проведение учебного эксперимента

       Некоторые нетрадиционные формы занятий

       применение исследовательского метода обучения

       Домашнее задание исследовательского характера 

3.       Проект  «Проектная и научно-исследовательская деятельность во внеурочное время».

 

Система дополнительного образования предусматривает занятия в кружках, факультативах, студиях, секциях и клубах, где происходит знакомство с историей науки, техники и культуры, методикой проведения исследований, творческих дел и праздников, соревнований, изготовления  поделок и изделий, выполняются реферативные работы.

 

Научно-исследовательская деятельность во внеурочное время.

      Исследовательская практика

      Работа в факультативах и на спецкурсах

      Работа над учебным проектом

      Образовательные экспедиции

      Написание выпускной работы

      Школьное научно-исследовательское общество учащихся

      Олимпиады, конкурсы, конференции, марафоны, предметные недели и т.д.Внеурочная деятельность в виде работы над проектами – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. Многие школьники могут встать во главе какого-либо дела (проекта), отвечать за него и довести его до успешного завершения. Такой подход позволяет многим детям и подросткам попробовать на практике свои шаблоны поведения в разных ролях по отношению к выполнению реального дела – проекта.

      Курс  «Основы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся».

 

 

 

Курс “Основы организации  научно-исследовательской деятельности” для учащихся 10 классов направлен на формирование исследовательских навыков и самостоятельной организации научно- исследовательской деятельности.

 

Научно-исследовательская деятельность с учениками  10  классов, решает три задачи: образовательную, развивающую и воспитательную.

 

Образовательная задача позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, получать дополнительные знания в ходе проведения исследования, обучиться структуре проведения исследования в области психологии, биологии и химии.

 

Воспитательная задача заключается в формировании самостоятельности и ответственности, умении планирования и организации своей деятельности.

Развивающая задача - в развитии креативности и творческого потенциала учеников, их познавательных, личностных возможностей и способностей.

 

Ребята, благодаря полученной возможности заниматься научно-исследовательской деятельностью, знакомятся с методами научного познания и научного исследования.

 

Курс “Основы организации  научно-исследовательской деятельности” решает следующие задачи:

 

  • знакомство с принципами и правилами организации научно-исследовательской деятельности;
  • формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
  • развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;
  • развитие ответственности за результаты собственной деятельности;
  • формирование навыков презентации результатов своего труда.

Технология работы над научно-исследовательским проектом заключается в том, что деятельность ученика  состоит из нескольких этапов.

 

На первом этапе научно-исследовательской деятельности  учащиеся  осуществляют поиск информации, возможные варианты решения проблемы. В ходе работы над проектом ученики знакомятся с необходимыми приемами и методами работы с литературой, (метод конспектирования, цитирования, составления тезисов, работы с библиографией, приемы обобщения, анализа, синтеза, сравнения и др.).

На втором этапе  учащиеся  составляют план работы и осуществляют научный поиск. На этом этапе формируются умения планирования и самоорганизации. Ребята  знакомятся с логическими методами научного поиска: наблюдение, анализ, синтез, аналогия и т.п. Результаты исследования оформляются в виде реферата, статьи, тезисов и представляются на  районных и областных конференциях. Результатом организации научно-исследовательской деятельности становится рефлексия полученного опыта.

Таким образом, исследовательская деятельность позволяет выработать умения и навыки, которые необходимы при осуществлении научно-исследовательской и проектной деятельности.

 

Курс рассчитан на 17 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 курса

 

“ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ  НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”

( 17 час)

 

Тема

Количество часов

Примечание

 

Этапы организации исследовательской деятельности, методика написания статьи, реферата.

17

 

1

Этапы организации исследовательской деятельности, методика работы над проектом, структура проекта. Отличие проекта от исследования.

1

 

2

Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования.

3

 

3

Описание методов исследования.

1

 

4

Работа над основной частью проекта (исследования).

2

 

5

Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения.

3

 

6

Представление иллюстративного материала. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы.

2

 

7

  Консультации групповые и индивидуальные по исследовательской деятельности.

2

 

8

Подготовка к выступлению по теме исследования

2

 

9

Презентация результатов на конференции.

 

1

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. –М., 1985

Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.

Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975.

Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. –М.,1981.

Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 1969

Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.

Приходько П.Т. Азбука исследовательского туда. Новосибирск, 1979

Рузавин Г.И. Методы научного исследования. –М., 1974

Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., 1986.

Федотов В.В. Техника и организация умственного труда. – Минск, 1983.

 

 

 


Пояснительная записка Актуальность

Пояснительная записка Актуальность

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить

Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» включает разработку и реализацию следующих проектов : «Проектная и научно-исследовательская деятельность на учебном занятии»; «Проектная и научно-исследовательская деятельность во…

Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» включает разработку и реализацию следующих проектов : «Проектная и научно-исследовательская деятельность на учебном занятии»; «Проектная и научно-исследовательская деятельность во…

Проведение учебного эксперимента

Проведение учебного эксперимента

Ребята, благодаря полученной возможности заниматься научно-исследовательской деятельностью, знакомятся с методами научного познания и научного исследования

Ребята, благодаря полученной возможности заниматься научно-исследовательской деятельностью, знакомятся с методами научного познания и научного исследования

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН курса “ОСНОВЫ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН курса “ОСНОВЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2022