Пояснительная записка
I. Актуальность.
Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» разработана на основе закона РК «Об образовании», Концепции развития образования в Республике Казахстан до 2015 года», Конвенции о правах ребенка.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Образование республики в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаньевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – его новым содержанием.
В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионольно - трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.
Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» предназначена для обучающихся средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить
Задачи:
приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;
разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
подготовка педагогических кадров для работы с детьми, склонными к творческой и научно-исследовательской деятельности;
развитие материально-технической базы ГУ «Гимназия № 9 п. Осакаровка»
Принципы:
интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
II. Характеристика программы.
Целевые ориентации инновационной деятельности школы направлены на отработку модели «Общеобразовательная школа – школа полного дня» и работу над методической темой: «Повышение качества обучения через интеграцию основного и дополнительного образования».
В этом ключе разрабатываются следующие направления деятельности:
1. повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, а не через логику предмета;
2. организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающее приоритетные задачи воспитания и обучения;
3. вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;
4. сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;
5. глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;
6. формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;
7. приобретение коммуникативных умений;
8. выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации;
Программа «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся» включает разработку и реализацию следующих проектов:
«Проектная и научно-исследовательская деятельность на учебном занятии»;
«Проектная и научно-исследовательская деятельность во внеурочное время».
курс «Основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся».
Применение метода проектов на уроках:
1. проекты на уроках по предметам, имеющим основную цель – получение знаний. Проекты направлены на получение знаний (экспериментально-исследовательские) и на передачу знаний (образовательные: выступление школьников в роли учителей, методистов, авторов учебников); иностранный язык – работа с информацией (в т.ч. составление своих информационных объектов) и общение на изучаемом языке;
2. проекты на уроках по предметам, имеющим основную цель – формирование культуры (физической, технологической, эстетической): на уроках физкультуры – проекты по подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников; на уроках технологии – проекты полного цикла разработки каких-либо изделий (от проектирования до выбора технологий и изготовления); на уроках эстетического цикла – проекты по изготовлению продуктов декоративно-прикладного искусства и проекты с проведением музыкально-сценических мероприятий. Создание проблемных ситуаций; дидактические средства: исследовательская задача, проблемный вопрос, моделирование эксперимента, дискуссия.
3. проекты во внеурочное время.
Учебные исследования выполняются в процессе выполнения домашнего задания:
проведение наблюдений,
постановка опыта,
проблемный анализ текста,
подготовка вопросов к дискуссии, анкеты,
творческие работы.
Научно-исследовательская деятельность на учебном занятии.
Проведение учебного эксперимента
Некоторые нетрадиционные формы занятий
применение исследовательского метода обучения
Домашнее задание исследовательского характера
3. Проект «Проектная и научно-исследовательская деятельность во внеурочное время».
Система дополнительного образования предусматривает занятия в кружках, факультативах, студиях, секциях и клубах, где происходит знакомство с историей науки, техники и культуры, методикой проведения исследований, творческих дел и праздников, соревнований, изготовления поделок и изделий, выполняются реферативные работы.
Научно-исследовательская деятельность во внеурочное время.
Исследовательская практика
Работа в факультативах и на спецкурсах
Работа над учебным проектом
Образовательные экспедиции
Написание выпускной работы
Школьное научно-исследовательское общество учащихся
Олимпиады, конкурсы, конференции, марафоны, предметные недели и т.д.Внеурочная деятельность в виде работы над проектами – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. Многие школьники могут встать во главе какого-либо дела (проекта), отвечать за него и довести его до успешного завершения. Такой подход позволяет многим детям и подросткам попробовать на практике свои шаблоны поведения в разных ролях по отношению к выполнению реального дела – проекта.
Курс «Основы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся».
Курс “Основы организации научно-исследовательской деятельности” для учащихся 10 классов направлен на формирование исследовательских навыков и самостоятельной организации научно- исследовательской деятельности.
Научно-исследовательская деятельность с учениками 10 классов, решает три задачи: образовательную, развивающую и воспитательную.
Образовательная задача позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, получать дополнительные знания в ходе проведения исследования, обучиться структуре проведения исследования в области психологии, биологии и химии.
Воспитательная задача заключается в формировании самостоятельности и ответственности, умении планирования и организации своей деятельности.
Развивающая задача - в развитии креативности и творческого потенциала учеников, их познавательных, личностных возможностей и способностей.
Ребята, благодаря полученной возможности заниматься научно-исследовательской деятельностью, знакомятся с методами научного познания и научного исследования.
Курс “Основы организации научно-исследовательской деятельности” решает следующие задачи:
Технология работы над научно-исследовательским проектом заключается в том, что деятельность ученика состоит из нескольких этапов.
На первом этапе научно-исследовательской деятельности учащиеся осуществляют поиск информации, возможные варианты решения проблемы. В ходе работы над проектом ученики знакомятся с необходимыми приемами и методами работы с литературой, (метод конспектирования, цитирования, составления тезисов, работы с библиографией, приемы обобщения, анализа, синтеза, сравнения и др.).
На втором этапе учащиеся составляют план работы и осуществляют научный поиск. На этом этапе формируются умения планирования и самоорганизации. Ребята знакомятся с логическими методами научного поиска: наблюдение, анализ, синтез, аналогия и т.п. Результаты исследования оформляются в виде реферата, статьи, тезисов и представляются на районных и областных конференциях. Результатом организации научно-исследовательской деятельности становится рефлексия полученного опыта.
Таким образом, исследовательская деятельность позволяет выработать умения и навыки, которые необходимы при осуществлении научно-исследовательской и проектной деятельности.
Курс рассчитан на 17 часов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
курса
“ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”
( 17 час)
№ |
Тема |
Количество часов |
Примечание |
|
Этапы организации исследовательской деятельности, методика написания статьи, реферата. |
17 |
|
1 |
Этапы организации исследовательской деятельности, методика работы над проектом, структура проекта. Отличие проекта от исследования. |
1 |
|
2 |
Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. |
3 |
|
3 |
Описание методов исследования. |
1 |
|
4 |
Работа над основной частью проекта (исследования). |
2 |
|
5 |
Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. |
3 |
|
6 |
Представление иллюстративного материала. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы. |
2 |
|
7 |
Консультации групповые и индивидуальные по исследовательской деятельности. |
2 |
|
8 |
Подготовка к выступлению по теме исследования |
2 |
|
9 |
Презентация результатов на конференции.
|
1 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
ЛИТЕРАТУРА
Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. –М., 1985
Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.
Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975.
Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. –М.,1981.
Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 1969
Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
Приходько П.Т. Азбука исследовательского туда. Новосибирск, 1979
Рузавин Г.И. Методы научного исследования. –М., 1974
Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., 1986.
Федотов В.В. Техника и организация умственного труда. – Минск, 1983.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.