Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения
Омской области «Сибирский профессиональный колледж» в селе Сосновское
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 04. "Выполнение работ по профессии "Озеленитель"
для специальности
43.02.08. "Сервис домашнего и коммунального хозяйства"
2019
Одобрена цикловой методической комиссией дисциплин профессионального цикла и мастеров п/обучения протокол №___ от «___» _______ 201__ г. |
|
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.02.08. "Сервис домашнего и коммунального хозяйства"
|
Председатель ЦМК
____________ О. А. Ломакина (подпись) |
|
Зав. учебной частью _______________ Н.Б. Троян (подпись) |
Методист ______________ Е. А. Фоменко
(подпись)
Организация-разработчик: ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС
Разработчик(и): Ломакина О. А., преподаватель ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС
Рекомендована учебно-методическим советом ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС для применения в учебном процессе, протокол №____ от «___» ____________ 201_ г.
© Сибирский профессиональный колледж
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
стр.
4 |
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
6 |
3 Условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
15 |
4 Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
|
17 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 04. "Выполнение работ по профессии "Озеленитель"
1.1 Планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности: Выполнение работ по профессии "Озеленитель" и соответствующие ему профессиональные компетенции, и общие компетенции:
Базовая часть
1.1.1 Перечень общих компетенций
Код |
Наименование общих компетенций |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. |
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях |
ОК 4. |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. |
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. |
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности |
1.1.2 Перечень профессиональных компетенций
Код |
Наименование профессиональных компетенций |
ПК 3.1. |
Организовывать уборку и санитарную очистку придомовых территорий. |
ПК 3.2. |
Планировать, организовывать и обеспечивать контроль работ, связанных с озеленением придомовых территорий. |
ПК 3.3. |
Организовывать благоустройство и реконструкцию придомовых территорий. |
1.1.3 В результате освоения профессионального модуля студент должен:
иметь практический опыт:
ПО 2. организации работ по озеленению придомовых территорий
уметь:
У1. организовывать и контролировать уборку и санитарную очистку придомовых территорий;
У2. организовывать и контролировать работы по озеленению придомовых территорий;
У3. организовывать и контролировать работы по проектированию, благоустройству и реконструкции.
знать:
З1. виды и содержание работ по уборке и санитарной очистке придомовых территорий;
З2. виды и назначение коммунальной техники и уборочных машин;
З3. основы ландшафтной организации коммуникативных пространств;
З4. виды и содержание работ по озеленению придомовых территорий;
З5. методы организации среды придомовых территорий;
З6. виды и содержание работ по проектированию, благоустройству и реконструкции придомовых территорий.
Вариативная часть
1.1.4 Перечень профессиональных компетенций
Код |
Наименование профессиональных компетенций |
ПК 3.2. |
Планировать, организовывать и обеспечивать контроль работ, связанных с озеленением придомовых территорий. |
1.1.5 В результате освоения профессионального модуля студент должен:
иметь практический опыт:
ПО 2. организации работ по озеленению придомовых территорий
уметь:
Ув4. пользоваться садово-огородным инвентарем;
Ув5. организовать мероприятия по борьбе с болезнями, вредителями и сорными растениями;
Ув6. разрабатывать по чертежам и эскизам участки, отведенные под озеленение или сад,
Ув7. подготавливать посадочный материал,
Ув8. высаживать саженцы, черенки, сеянцы, деревья, кусты, цветочные растения,
Ув9. обрабатывать почву, вносить удобрения, организует питание растений,
Ув10. осуществлять формирование растений,
Ув11. готовить растения к зимовке,
Ув12. соблюдать правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.
знать:
З в7. основы ботаники (морфология, анатомия и физиология высших растений),
З в8. основные виды и сорта садовых растений,
З в9. основы почвоведения,
З в10. основы размножения и питания культурных растений,
З в11. диагностику дефицита различных элементов в растении,
З в12. способы борьбы с болезнями и вредителями садовых растений,
З в13. основы агротехники.
1.2 Количество часов на освоение программы профессионального модуля по очной форме обучения:
всего – 432 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки студента – 288 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента – 192 часов;
самостоятельной работы студента – 96 часов;
учебной практики – 36 часов;
производственной практики – 108 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1 Структура профессионального модуля по очной форме обучения
Коды общих и профессиональных компетенций |
Наименования междисциплинарных курсов (МДК) профессионального модуля |
Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) |
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) |
Практика |
|||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка студента |
Самостоятельная работа студента |
Учебная, часов |
Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
||||||
Всего, часов |
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
Всего, часов |
в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
МДК 04.01. "Выполнение работ по профессии "Озеленитель" |
288 |
192 |
74 |
- |
96 |
- |
36 |
108 |
|
Учебная практика, часов |
36 |
|
36 |
|
||||
Производственная практика (по профилю специальности) |
108 |
|
108 |
||||||
|
Всего: |
432 |
192 |
74 |
- |
96 |
- |
36 |
108 |
2.3 Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование МДК, разделов МДК и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Формирование планируемых результатов освоения ПМ (ПО, У, З) |
1 |
2 |
3 |
4 |
МДК 04.01 Выполнение работ по профессии "Озеленитель" |
288 |
|
|
Раздел 1. Основы агрономии |
40 |
||
Тема 1.1. Почвы и их плодородие |
Теоретические занятия |
6 |
|
1.Почвы. Понятие о почве и ее плодородии. Механический состав почвы и его производственное значение. Типы почв. Классификация почв по механическому составу. |
2 |
З5, У2, З в9 |
|
2.Свойства почвы. Физические свойства почвы; оптимальные значения свойств, способы их изменения для улучшения жизни растений. Водные свойства почвы — влагоемкость, водопроницаемость, влагоудерживающая способность. Воздушный режим и тепловые свойства почвы, их агрономическое значение. Агрохимические свойства. Пути управления ее питательным режимом. |
2 |
З5, У2, З в9, З в13 |
|
3.Обработка почвы. Цель и задачи обработки почвы. Физические процессы. Основные приемы обработки почвы, специальные приемы. |
2 |
З5, У2, Ув9, З в9, З в13 |
|
Практические занятия |
2 |
|
|
Практическая работа №1.Определение кислотности почвы по растениям-индикаторам. (экскурсия) |
2 |
З5, У2, Ув9, З в9, З в13 |
|
Тема 1.2. Условия жизни растений |
Теоретические занятия |
6 |
|
1.Растения как живые организмы. Анатомическое и морфологическое строение растений, их основные органы. Размножение, развитие растений. Факторы роста и развития растений. |
2 |
З5, У2, З в7, З в11 |
|
2.Питание растений. Требования растений к условиям питания в различные периоды роста. Воздушное и корневое питание растений. Избирательное поглощение питательных веществ растениями. |
2 |
З4, У2, З в7, З в10 |
|
3.Удобрения. Роль удобрений в жизни растений, в сохранении и повышении плодородия почвы. Важнейшие элементы минерального питания. Минеральные удобрения. Органические удобрения. Способы внесения удобрений. |
2 |
З4, У2, Ув9, З в10, З в11 |
|
Практические занятия |
6 |
|
|
Практическая работа №2.Определение классификации растений по морфологическим и анатомическим признакам. |
2 |
З5, У2 З в7 |
|
Практическая работа №3.Оформление гербария растения по теме "Сравнительный анализ представителей семейства..." (на выбор студента) |
2 |
З5, У2 З в7 |
|
Практическая работа №4.Рассчет нормы внесения удобрений. |
2 |
З4, У2, Ув9, З в10, З в11 |
|
Тема 1.3. Сорные растения и меры борьбы с ними
|
Теоретические занятия |
4 |
|
1.Сорные растения. Понятие о сорных растениях. Агробиологические группы сорных растений. Способ учета сорных растений и пороги их вредоносности. |
2 |
З1, У1, Ув5, З в7, З в12 |
|
2.Меры борьбы с сорными растениями. Классификация мер борьбы с сорняками. Предупредительные мероприятия, истребительные мероприятия. |
2 |
З1, У1, Ув5, З в12 |
|
Практические занятия |
2 |
|
|
Практическая работа №5.Изучить наиболее распространенные виды сорных растений и правильно спланировать использование существующих методов борьбы с ними в производственных условиях. Рассчитать необходимое количество гербицидов по действующему веществу. |
2 |
З1, У1, Ув5, З в7, З в12 |
|
Контрольная работа по разделу 1. |
2 |
|
|
1.Контроль знаний и умений. |
2 |
Зв7-10, 12 |
|
Самостоятельная внеаудиторная работа при изучении раздела 1. 1. Подготовить сообщение на тему "Основные садовые земли и субстраты". 2. Сбор гербария растения по теме "Сравнительный анализ представителей семейства..." (на выбор студента) 3. Подготовить доклад на тему "Подготовка почвы по системе чистого пара". 4. Подготовить сообщение на тему "Классификация экологических факторов". 5. Подготовить сообщение на тему "Подкормки: виды и сроки внесения". 6. Подготовить презентацию на тему "Группы растений по отношению к влаге, теплу, плодородию, к свету". |
12 |
З1, З4, З5, У1, У2 |
|
Раздел 2. Дендрология |
46 |
|
|
Тема 2.1. Характеристика основных сортов, пород и видов декоративных деревьев, кустарников, используемых в садоводстве и зеленом строительстве |
Теоретические занятия |
12 |
|
1.Виды сортов и пород декоративных деревьев. Систематизация видов декоративных деревьев, кустарников, используемых в садоводстве и зеленом строительстве. |
2 |
З6, У3, З в8 |
|
2.Лиственные кустарники. Особенности агротехники и содержания лиственных кустарников. |
2 |
З6, У3, Ув8, Ув9, З в8, З в13 |
|
3.Медленно- и быстрорастущие деревья. Особенности агротехники и содержания медленно- и быстрорастущих деревьев. |
2 |
З6, У3, Ув8, Ув9, З в8, З в13 |
|
4.Хвойные деревья и кустарники. Особенности агротехники и содержания хвойных растений. |
2 |
З6, У3, Ув8, Ув9, З в8, З в13 |
|
5.Грунтовые розы. Грунтовые розы. Классификация, использование в озеленении, особенности ухода за розами и другими теплолюбивыми кустарниками. |
2 |
З6, У3, Ув8, Ув7, Ув9, З в8, З в13 |
|
6.Красивоцветущие кустарники. Красивоцветущие кустарники - использование в озеленении, особенности ухода. |
2 |
З6, У3, Ув9, З в8, З в13 |
|
Практические занятия |
2 |
|
|
Практическая работа №6.Проведение предпосевной обработки семян и посев. |
2 |
З6, У3, Ув7 |
|
Тема 2.2. Основы декоративного растениеводства |
Теоретические занятия |
4 |
|
1.Роль зеленых насаждений. Влияние насаждений на микроклимат – тепловой режим, влажность и подвижность воздуха. Влияние зеленых насаждений на состав и чистоту воздуха – роль в процессе газообмена, в борьбе с загрязнением атмосферы. Фитонциды растений. Значение растений в борьбе с городским шумом и в благоустройстве города. |
2 |
З5, У2 |
|
2.Классификация зеленых насаждений. Классификация зеленых насаждений: насаждения общего пользования, насаждения ограниченного пользования, насаждения специального назначения. |
2 |
З5, У2 |
|
Практические занятия |
2 |
|
|
Практическая работа №7.Проведение анализа региональных экологических проблем Омской области. |
2 |
З5, У2 |
|
Тема 2.3. Архитектурно-планировочная и ландшафтная композиции
|
Теоретические занятия |
8 |
|
1.Композиции зеленых насаждений. Стили садово-паркового искусства и их особенности. Использование плодовых культур в озеленении. |
2 |
З4, У2, Ув6 |
|
2.Основы проектирования зеленых насаждений. Материалы для проектирования – системы озеленения и отдельные элементы систем озеленения. |
2 |
З6, У3, Ув6 |
|
3.Озеленение объектов. Подготовка участка для озеленения. Перенесение проекта в натуру. |
2 |
З6, У3, Ув9 |
|
4. Озеленение объектов Посадка и пересадка деревьев и кустарников. Особенности посадки крупномерных деревьев. Особенности посадки плодовых культур. |
2 |
З6, У3, Ув6-9, З в13 |
|
Практические занятия |
4 |
|
|
Практическая работа №8.Рассчет потребности в посадочном материале. |
2 |
З6, У3, Ув6 - 8 |
|
Практическая работа №9.Чтение проектных чертежей. |
2 |
З6, У3, Ув6 |
|
Самостоятельная внеаудиторная работа при изучении раздела 2. 1. Подготовить сообщение на тему "Выгонка и ее применение при выращивании декоративных растений". 2. Подготовить сообщение на тему "Ассортимент растений для озеленения садов на крышах". 3. Подготовить презентацию на тему "Составление схем формирования кустарников, быстро- и медленнорастущих деревьев". 4. Изучение региональных экологических проблем Омской области по периодической печати. 5. Подготовить презентацию на тему "Стили садово-паркового искусства". 6. Подготовить презентацию на тему "Ландшафтное проектирование". 7. Подготовить сообщение на тему "Использование плодовых культур в озеленении". |
14 |
З4, З5, З6, У2, У3 |
|
Раздел 3. Декоративные деревья и кустарники |
90 |
|
|
Тема 3.1. Выращивание и уход за декоративными деревьями и кустарниками
|
Теоретические занятия |
22 |
|
1.Технологии размножения декоративных растений. Современные технологии размножения декоративных растений: преимущества, недостатки и пути совершенствования. |
2 |
З5, У2, Ув7, З в10 |
|
2.Размножение декоративных деревьев. Приемы размножения растений в условиях приусадебного участка. Черенкование и прививка. Выращивание саженцев отводками от маточных кустов. |
2 |
З5, У2, Ув7, Ув10, З в10 |
|
3.Репродукция древесных растений. Биофизические способы и технологии воздействия на репродуктивный материал. Применение росторегулирующих и других химических веществ при репродукции древесных растений. |
2 |
З5, У2, Ув7, З в10 |
|
4.Выращивание декоративных деревьев и кустарников в питомниках. Технологии выращивания декоративных растений в защищенном грунте: гидропонная, аэропонная технологии, автоматизация теплиц, интенсивный культурооборот в теплицах. |
2 |
З5, У2, Ув7, З в10 |
|
5.Микроклональное размножение. Знакомство с технологиями клонального микроразмножения декоративных растений. Суспензионная и каллусная культура. |
2 |
З5, У2, Ув7, З в10 |
|
6.Расширение ассортимента декоративных растений. Основные пути расширения ассортиментов декоративных растений. Агротехника выращивания рассады цветочно-декоративных культур и ее совершенствование. |
2 |
З5, У2, Ув7, З в10, З в13 |
|
7.Выращивание рассады. Агротехника выращивания рассады цветочно-декоративных культур и ее совершенствование. |
2 |
З5, У2, Ув7, З в10, З в13 |
|
8.Идентификация сортов. Технологии ускоренного размножения, селекции и идентификации новых сортов и форм декоративных растений. Идентификация сортов и видов декоративных растений. |
2 |
З5, У2, Ув7, З в10 |
|
9.Уход за растениями и кустарниками. Основные виды работ по уходу за деревьями, кустарниками, цветочно-декоративными растениями и почвой в зеленых насаждениях. Особенности ухода за старовозрастными посадками. |
2 |
З5, У2, Ув10 |
|
10Виды обрезки деревьев и кустарников. Выполнение работ по обрезке деревьев и кустарников. Способы обрезки, прореживания декоративных кустарников. Сроки проведения работ. Особенности обрезки плодовых деревьев и кустарников. Календарь работ по уходу за зелеными насаждениями. |
2 |
З5, У2, Ув10 |
|
11Реализация декоративных деревьев и кустарников. Сортировка, подсчет, отпуск, упаковка для транспортировки посадочного материала (саженцев, черенков). |
2 |
З5, У2, Ув7 |
|
Практические занятия |
8 |
|
|
Практическая работа №10.Проведение деления, зеленого черенкования, прививки древесных растений. |
2 |
З5, У2, Ув4, Ув7, Ув10 |
|
Практическая работа №11.Выполнение посадки древесных растений, согласно агротехническим требованиям. |
2 |
З5, У2, Ув4, Ув7 - 9 З в13 |
|
Практическая работа №12.Придание кроне древесного растения заданной проектом формы. |
2 |
З5, У2, Ув4, Ув10 |
|
Практическая работа №13.Оформление посадочного материала для транспортировки. |
2 |
З5, У2, Ув7 |
|
Тема 3.2. Устройство и содержание основных композиционных элементов |
Теоретические занятия |
10 |
|
1.Газоны. Устройство и содержание газонов. Уход за газоном: стрижка, подкормка, аэрация, полив. Борьба с сорняками газонов. Подготовка газонов к зиме. |
2 |
З1, У1, Ув9, Ув11 |
|
2.Садовые дорожки. Устройство садовых дорожек, площадей и спортивных площадок. Устройство и содержание дорожных покрытий. |
2 |
З1, У1 |
|
3.Цветники. Устройство и содержание цветников. |
2 |
З1, У1 |
|
4.Живые изгороди. Кустарники для живых изгородей. Создание живых изгородей. |
2 |
З1, У1, Ув10, З в8 |
|
5.Вертикальное озеленение. Вертикальное озеленение в зеленом строительстве. Определять тип вертикального озеленения Лианы. |
2 |
З1, У1 |
|
Практические занятия |
8 |
|
|
Практическая работа №14.Проведение равномерного посева трав, согласно норме высева, ухаживание за всходами. |
2 |
З1, У1, Ув4, Ув8 |
|
Практическая работа №15.Создание цветника на первично озеленяемых и существующих объектах, нанесение рисунка. |
2 |
З1, У1, Ув4, Ув8 |
|
Практическая работа №16.Проведение ухода за живыми изгородями. Стрижка простая и фигурная, вырезка суши, рыхление. |
2 |
З1, У1, Ув4, Ув10 |
|
Практическая работа №17.Проведение высадки и закрепление на опоре лиан и вьющихся растений. |
2 |
З1, У1, Ув4, Ув8 |
|
Контрольная работа по разделу 2, 3 |
2 |
|
|
2.Контроль знаний и умений. |
2 |
З3,4,8, У2,3 |
|
Итоговое занятие |
2 |
|
|
1.ДФК в форме тестирования по курсу изучения МДК 04.01. |
2 |
З1, З3, З5, У1-3 |
|
Тема 3.3. Применение малых архитектурных форм в озеленении |
Теоретические занятия |
2 |
|
1.Водоемы. Альпинарии. Рокарии. Их строительство и оформление. |
2 |
З3, У3, З в13 |
|
Практические занятия |
2 |
|
|
Практическая работа №18.Ухаживание за водоемами, альпинариями и рокариями. |
2 |
З3, У3, Ув9, Ув11 |
|
Самостоятельная внеаудиторная работа при изучении раздела 3. 1. Подготовить сообщение на тему "Интенсификация, индустриализация, концентрация и специализация в выращивании декоративных растений". 2. Подготовить реферат на тему "Роль селекционного семеноводства и генетических трансформаций в декоративном растениеводстве". 3. Подготовить доклад на тему "Цели и задачи интродукции и акклиматизации декоративных видов". 4. Подготовить сообщение на тему "Понятие о питомниках и теплично-питомническом комплексе, их мощность и производственная структура". 5. Подготовить доклад на тему "Микроклональное размножение и культура ткани в декоративном растениеводстве". 6. Подготовить реферат на тему " Технологии выращивания декоративных растений в защищенном грунте:гидропонная, аэропонная технологии, автоматизация теплиц. интенсивный культурооборот в теплицах". 7. Подготовить сообщение на тему "Использование полимеров при выращивании посадочного материала". 8. Подготовить сообщение на тему "Селекции новых сортов и форм декоративных растений". 9. Подготовить презентацию на тему "Биофизические и биохимические способы воздействия на репродуктивный материал: их применение в питомниководстве". 10. Подготовить сообщение на тему "Выкопка, транспортировка и реализация декоративных деревьев и кустарников". 11. Подготовить сообщение на тему "Требования к репродуктивному материалу". 12. Подготовить сообщение на тему "Ремонт газонов и цветников". 13. Подготовить презентацию на тему "Планировка и разбивка дорожек". 14. Подготовить презентацию на тему "Создание цветников". 15. Подготовить презентацию на тему "Посадка живых изгородей". 16. Подготовить презентацию на тему "Высадка лиан и вьющихся растений". 17. Подготовить презентацию на тему "Оформление альпинариев". |
34 |
З1, З3, З5, У1-3 |
|
Раздел 4. Совершенствование агротехники выращивания цветов на срез и декоративных растений в контейнерной культуре |
20 |
|
|
Тема 4.1. Выращивание цветов на срез |
Теоретические занятия |
8 |
|
1.Параметры посадочного материала. Знакомство и сравнение параметров посадочного материала по отечественным и зарубежным стандартам. |
2 |
З4, У2 |
|
2.Срезочная продукция. Выращивание срезочной продукции по малообъемной технологии: субстраты, удобрения, регулирование микроклимата, светокультура. |
2 |
З4, У2 |
|
3.Технологии выращивания. Интенсивные технологии выращивания срезки роз. Технологии выращивания срезки хризантем, гвоздики. |
2 |
З4, У2 |
|
4.Декоративные растения. Выращивания декоративных растений в контейнерной культуре. Знакомство с особенностями выращивания и жизнеобеспечения декоративных растений в контейнерах. |
2 |
ПО2, З4, У2, Ув8, Ув9 |
|
Самостоятельная внеаудиторная работа при изучении раздела 4. 1. Подготовить реферат на тему "Определение потребности в декоративном посадочном материале, разработка схемы его производства и производственной структуры ЦДК". 2. Подготовить презентацию на тему "Агротехника выращивания рассады цветочно-декоративных культур и ее совершенствование". 3. Подготовить сообщение на тему "Интенсивные технологии выращивания срезки". 4. Подготовить доклад на тему "Расчёт производственных площадей оранжерейно-парникового хозяйства (ОПХ) и питомнико-семеноводческого центра, организация его территории". |
8 |
ПО2, З4, У2 |
|
Раздел 5. Защита декоративных растений |
38 |
|
|
Тема 5.1. Основные вредители цветочных и декоративно-лиственных растений |
Теоретические занятия |
4 |
|
1.Вредители цветочных растений. Основные вредители декоративных растений: насекомые, клещи, слизни, нематоды, грызуны. |
2 |
З4, У2, Ув5, З в12 |
|
2.Вредители деревьев и декоративных кустарников. Основные вредители декоративных кустарников: крысы, клещи., меры борьбы с ними. |
2 |
З4, У2, Ув5, З в12 |
|
Практические занятия |
2 |
|
|
Практическая работа №19.Провести обработку против вредителей. |
2 |
ПО2, З4, У2, Ув4, Ув5, З в12 |
|
Тема 5.2. Болезни цветочных и декоративно-лиственных растений
|
Теоретические занятия |
6 |
|
1.Болезни цветочных растений. Возбудители болезни растений — грибы и бактерии. Борьба с заболеваниями. |
2 |
З4, У2, Ув5, З в12 |
|
2.Болезни деревьев и декоративных кустарников. Основные болезни декоративных растений: грибные, вирусные, неинфекционные. |
2 |
З4, У2 ,Ув5 |
|
3.Профилактические меры защиты декоративных растений. Ранневесенние методы профилактики болезней и вредителей декоративных растений. Защита растений в период летней вегетации. Предзимняя профилактика болезней и вредителей декоративных растений. |
2 |
З4, У2, Ув5, Ув11, З в12 |
|
Практическое занятие |
2 |
|
|
Практическая работа №20.Проведение обработки против болезней. |
2 |
ПО2, З4, У2, Ув4, Ув5, З в12 |
|
Тема 5.3. Современные способы борьбы с вредителями и болезнями |
Теоретические занятия |
6 |
|
1.Методы защиты деревьев и кустарников. Методы защиты деревьев и кустарников от повреждений и утепление их на зиму, мульчирование. Окучивание и разокучивание деревьев, кустарников. |
2 |
З4, У2, Ув5, Ув11, З в12 |
|
2.Ядохимикаты. Инсектициды. Аскарициды. Моллюскоциды. Фунгициды. Гербициды. Правила применения ядохимикатов. |
2 |
З4, У2, Ув5, З в12, |
|
3.Опрыскиватели. Опрыскиватели: устройство, назначение, правила эксплуатации. Индивидуальные средства защиты. |
2 |
З4, У2 ,Ув5, З в12 |
|
Практическое занятие |
2 |
|
|
Практическая работа №21.Проведение утепления деревьев на зиму, мульчирование. |
2 |
ПО2, З4, У2, Ув4, Ув5, Ув11, З в12 |
|
Контрольная работа по разделу 4, 5. |
2 |
|
|
3.Контроль знаний и умений. |
2 |
З4, У2 |
|
Самостоятельная внеаудиторная работа при изучении раздела 5. 1. Подготовить презентацию по теме "Вредители цветочных растений и декоративных кустарников". 2. Подготовить презентацию по теме "Болезни цветочных растений и декоративных кустарников". 3. Подготовить сообщение по теме "Весенняя профилактика болезней и вредителей декоративных растений". 4. Подготовить сообщение по теме "Предзимняя профилактика болезней и вредителей декоративных растений". 5. Подготовить презентацию по теме "Методы защиты деревьев и кустарников". 6. Подготовить презентацию на тему "Виды ядохимикатов". 7. Подготовить презентацию по теме "Устройство опрыскивателя". |
14 |
ПО2, З4, У2 |
|
Раздел 6. Машины и механизмы садово-паркового строительства |
24 |
|
|
Тема 6.1. Машины и механизмы в декоративном садоводстве
|
Теоретические занятия |
8 |
|
1.Почвообрабатывающие машины. Плуги, фрезы, культиваторы, корчеватели. Мотоблок и его устройство, назначение и работа. |
2 |
З2, У1, Ув9, З в13 |
|
2.Машины для скашивания травы. Газонокосилки, их устройство, назначение и работа. |
2 |
З2, У1 |
|
3.Машины для формирования и обрезки крон деревьев. Машины и механизмы для вырубки деревьев, устройство бензопил. |
2 |
З2, У1, Ув10, З в13 |
|
4.Механические устройства для химической защиты парков и садов. Полив деревьев и кустарников, а также опыливание и опрыскивание химическими и биологическими средствами защиты растений с применением машин, механизмов и других средств механизации. |
2 |
З2, У1, З в12 |
|
Практические занятия |
6 |
|
|
Практическая работа №22.Обработка почвы мотоблоком цветника. |
2 |
ПО1, З2, У1, Ув4, Ув9, З в13 |
|
Практическая работа №23.Обработка почвы мотоблоком садового участка. |
2 |
ПО1, З2, У1, Ув4, Ув9, З в13 |
|
Практическая работа №24.Стрижка газона газонокосилкой. |
2 |
ПО1, З2, У1, Ув4 |
|
Контрольная работа по разделу 6 |
2 |
|
|
4.Контроль знаний и умений. |
2 |
З2, У1 |
|
Самостоятельная внеаудиторная работа при изучении раздела 6. 1. Подготовить презентацию на тему "Устройство мотоблока". 2. Подготовить презентацию на тему "Устройство газонокосилки". 3. Подготовить презентацию на тему "Миниатюризация растений и техника поддержания размеров". 4. Подготовить презентацию по теме "Механические устройства для химической защиты парков и садов ". |
8 |
ПО1, З2, У1 |
|
Раздел 7. Охрана труда и техника безопасности при выполнении работ в садово-парковом строительстве и хозяйстве |
34 |
|
|
Тема 7.1. Охрана труда
|
Теоретические занятия |
12 |
|
1.Инструктажи по охране труда. Виды инструктажей (Вводный, первичный, инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой). Порядок их проведения и оформления. |
2 |
З6, У3, Ув12 |
|
2.Правовые основы охраны труда. Правовые и организационные основы охраны труда. Трудовой кодекс РФ. |
2 |
З6, У3, Ув12 |
|
3.Основы безопасности труда. Требования безопасности труда на объектах озеленения. Безопасность работы с орудиями и механизмами. Причины травматизма. Меры по предупреждению травматизма. |
2 |
З2, У1, Ув9 |
|
4.Пожарная безопасность. Требования безопасности труда и пожарной безопасности на объектах озеленения. Средства тушения пожаров. |
2 |
З4, У2, Ув12 |
|
5.Безопасность работы с ядохимикатами. Техника безопасности при работе с ядохимикатами. Спецодежда и индивидуальные защитные средства. |
2 |
З5, У2, Ув12, Ув5 |
|
6.Основы гигиены труда. Гигиена труда и производственная санитария на объектах озеленения. |
2 |
З5, У2, Ув12 |
|
Практические занятия |
12 |
|
|
Практическая работа №25.Оформить документации по охране труда (Вводный, первичный, инструктаж на рабочем месте). |
2 |
ПО3, З6, У3, Ув12 |
|
Практическая работа №26.Оформить документации по охране труда (повторный, внеплановый, целевой инструктаж на рабочем месте). |
2 |
ПО3, З6, У3, Ув12 |
|
Практическая работа №27.Работа с нормативной документацией (Правовые основы охраны труда). |
2 |
ПО3, З6, У3, Ув12 |
|
Практическая работа №28.Работа с нормативной документацией (Организационные основы охраны труда). |
2 |
ПО3, З6, У3, Ув12 |
|
Практическая работа №29.Работа с нормативной документацией (Трудовой кодекс РФ). |
2 |
ПО3, З6, У3, |
|
Практическая работа №30.Провести гигиену кожи и одежды после работы с ядохимикатами. |
2 |
ПО3, З6, У3, Ув5 |
|
Контрольная работа по разделу 7 |
2 |
|
|
5.Контроль знаний и умений. |
2 |
З2, З4, З5, З6, У1-3 |
|
Итоговое занятие |
2 |
|
|
2.ДФК в форме тестирования по курсу изучения МДК 04.01. |
2 |
З1-6; У1-3 |
|
Самостоятельная внеаудиторная работа при изучении раздела 7. 1. Подготовить презентацию по теме "Основы безопасности труда". 2. Подготовить сообщение на тему " Основные инструменты. Правила безопасной работы с инструментами". 3. Подготовить сообщение на тему " Специальные инструменты. Правила безопасной работы с инструментами". |
6 |
ПО 1-3, З2, З4, З5, З6, У1-3 |
|
Учебная практика Виды работ: 1. Выполнение работ по подготовке почвы (перекопка, выборка включений, боронование, планировка). 2. Составление травосмесей, посев газонных трав, мульчирование или боронование, полив, отбив бровок. 3. Подготовка посадочных мест, внесение удобрений, заготовка посадочного материала. 4. Текущий ремонт газонов. 5. Текущий ремонт дорожек. 6. Устройство цветников. |
36 |
ОК 1-2 ПК 3.3 |
|
Производственная практика Виды работ: 1. Текущий ремонт дорожек. 2. Текущий ремонт газонов. 3. Посадка деревьев и кустарников. 4. Устройство цветников. 5. Посадка летников (рассады). 6. Уход за рассадой. 7. Обрезка деревьев и кустарников. 8. Уход за газонами. 9. Выращивание цветов. 10. Уход за дорожками. 11. Уход за деревьями и кустарниками. 12. Уход за живыми изгородями. 13. Уход за садовым оборудованием. 14. Уход за цветниками из луковичных и многолетников. 15. Повал и раскряжевка деревьев при помощи бензопилы. 16. Обработка почвы мотоблоком. 17. Оформление документации по охране труда. 18. Работа с нормативной документацией. |
108 |
ОК 1-2 ПК 3.3 |
|
Всего: |
432 |
|
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета "Организация благоустройства придомовых территорий", опытные участки, учебно-производственное хозяйство.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- стол и стул для преподавателя;
- столы и стулья для студентов;
- учебники;
- дополнительная литература;
- инструкционные карты;
- учебные элементы;
- карточки, тестовые задания;
- технологические карты;
- схемы.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийная установка, электронные носители.
3.2 Образовательные технологии
При реализации программы профессионального модуля ПМ 04. "Выполнение работ по профессии "Озеленитель" применяются активные и интерактивные форм проведения занятий: интерактивная учебная лекция, обсуждение в группах, публичная презентация проекта, групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), просмотр и обсуждение видеофильмов, тренинги, выполнение индивидуальных и групповых проектов в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся.
Основные источники:
1. Щемин Ю.М. Озеленение жилых территорий. – М.: Слово, 2013.
2. Соколова Т.А. Декоративное растениеводство. Древоводство - М.: Изд.центр "Академия", 2014.
3. Третьяков Н.Н. Основы агрономии: Учебник для учреждений нач. проф. образования / под ред. Н.Н. Третьякова . - М.: Изд. центр "Академия", 2016.
4. Бобылёва О.Н. Цветочно - декоративные растения открытого грунта: Учебник для учреждений нач. проф. образования. - М.: Изд. центр "Академия", 2017.
5. Бобылёва О.Н. Цветочно - декоративные растения защищённого грунта: Учебник для учреждений нач. проф. образования. - М.: Изд. центр "Академия", 2013.
6. Технология. Выращивание культурных растений. 10-11 кл. : учеб. для учащихся10-11 кл. общеобразовательных учреждений. -М.: Вентана-Граф, 2014.
Дополнительные источники:
1. Маркова И.А. Современные проблемы лесовыращивания /И.А.Маркова//Учебное пособие для студентов; Санкт-Петербург: СПбГ ЛТА, 2012.
2. Аухадеев М. Г. Повышение экономической эффективности выращивания цветов и декоративных культур в условиях закрытого грунта: Саратов, 2013.
3. Буш М. К. Новый вид посадочного материала «Брика», его развитие и перспективы применения / М.К.Буш // Выращивание и использование посадочного материала с закрытой корневой системой. — Рига: Зинатне, 2012.
4. Гурина Т. Ф. Контейнерный метод выращивания саженцев в питомники Мангышлака / Т.Ф.Гурина, В.Б. Любимов. — Шевченко: ЦНТИ, 2012.
5. Жигунов А.В. Теория и практика выращивания посадочного материала с закрытой корневой системой /А. В. Жигунов.– С-Пб: СПбНИИЛХ, 2012.
6. Прогрессивные технологии размножения деревьев и кустарников / В.Г. Зиновьев, Н.Н. Верейкина, Н.Н. Харченко, В.Б. Любимов. — Белгород; Воронеж, 2012.
Электронные ресурсы:
· http://flower.onego.ru/ -энциклопедия садовых растений
· http://www.websad.ru/- статьи о декоративных растениях
· http://flowerlib.ru/books.shtml Электронная Библиотека по цветоводству
· www.ecosystema.ru- электронный определитель травянистых и древесных растений
· http://www.vnialmi. ru/work/work18.htm Интенсивная технология выращивания посадочного материала лиственных пород
· http://nakaryakov.narod.ru/courses/rast_vo/zwet_vo.htm цветоводство.
· http://www.plantopedia.ru/window-gardening/entertaining/hydroponics.php Современные технологии: гидропоника
· О некоторых перспективных технологиях лесного семеноводства и питомнического дела (из шведского опыта).
Планируемые результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки планируемых результатов |
Формы промежуточной аттестации и методы контроля |
ПК 3.1. Организовывать уборку и санитарную очистку придомовых территорий. |
ПК 3.1.1 Организует уборку и санитарную очистку придомовых территорий; ПК 3.1.2 Определяет порядок организации и проведения мероприятий по уборке и санитарной очистке придомовых территорий; ПК 3.1.3 Обосновывает выбор видов работ согласно времени года |
Экспертная оценка на практическом занятии. Оценка освоенных умений в ходе выполнения практических работ по темам.
|
ПК 3.2. Планировать, организовывать и обеспечивать контроль работ, связанных с озеленением придомовых территорий. |
ПК 3.2.1 Планирует работы по озеленению придомовых территорий; ПК 3.2.2 Осуществляет работы по озеленению придомовых территорий; ПК 3.2.3 Организует контроль за работами, связанных с озеленением придомовых территорий. |
Экспертная оценка на практическом занятии. Оценка освоенных умений в ходе выполнения практических работ по темам. оценка выполнения самостоятельных внеаудиторных заданий. Фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий. |
ПК 3.3. Организовывать благоустройство и реконструкцию придомовых территорий. |
ПК 3.3.1 Разрабатывает мероприятия по благоустройству и реконструкции придомовых территорий; ПК 3.3.2 Проводит обследование и зонирование участка; ПК 3.3.3 Выполняет проект благоустройства и реконструкции территории. |
Экспертная оценка на практическом занятии. Оценка освоенных умений в ходе выполнения практических работ по темам.
|
В качестве основного метода оценки уровня сформированности общих компетенций в образовательном процессе выступает экспертная оценка как основной инструмент мониторинга сформированности общих компетенций.
Целью мониторинга является сбор свидетельств (доказательств) формирования ОК в процессе освоения студентами профессиональных образовательных программ для выявления соответствия уровня сформированости ОК ожидаемому результату в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Оценка уровня сформированности общих компетенций осуществляется в соответствии с Положением о мониторинге сформированности общих компетенций в процессе реализации основных профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС СПО.
Планируемые результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки планируемых результатов |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
- демонстрирует понимания значимости будущей профессии для здоровья в процессе выполнения заданий по практике; - проявляет интерес к профессии в период учебного процесса и повседневной деятельности. |
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
- обосновывает выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов; - демонстрирует эффективность и качество выполнения профессиональных задач. |
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях |
- принимает самостоятельно решения в сложившихся ситуациях; - несет ответственность при решении ситуаций; - демонстрирует правильность действий во время решения стандартных и нестандартных ситуациях. |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
- осуществляет поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач; - анализирует и использует необходимую информацию для профессионального и личностного развития; - готовит доклады, рефераты по новым видам сырья, оборудованию, технологиям. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
- разрабатывает и представляет компьютерные презентации; - демонстрирует эффективное использование возможностей Интернета в профессиональной деятельности. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
- проявляет способность активно и эффективно работать в группе; - демонстрирует действия по отпуску готовой продукции клиентам с учетом соблюдения правил поведения; - проявляет способность умело и достойно общаться с руководством |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий |
- берет на себя ответственность за работу членов команды; - проявляет способность правильно выстраивать взаимоотношения с коллегами; - отвечает за результат выполнения заданий. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
-определяет задачи профессионального и личностного развития; - осуществляет самообразование; - планирует повышение квалификации. |
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности |
- ориентируется в смене технологий в профессиональной деятельности; - применяет современные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
- исполняет воинскую обязанность; - применяет профессиональные знания. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.