Программа профилактического курса «Полезная прививка» для 7-9 классов
Оценка 4.9

Программа профилактического курса «Полезная прививка» для 7-9 классов

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
воспитательная работа
7 кл—9 кл
28.11.2020
Программа профилактического курса    «Полезная прививка»  для 7-9 классов
Содержание программы курса является профилактической и направлена на: формирование ответственного поведения воспитанников в условиях эпидемии ВИЧ/СПИДа для снижения риска распространения ВИЧ инфекции среди подростков. Прохождение курса поможет ребятам расширить свои знания по теме, научит школьников эффективно общаться; повысит возможность делать здоровый выбор и принимать ответственные решения в общениях со сверстниками.
программа полезная прививка.docx

 

 

общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Школа-интернат № 11 р. п. Лесогорск»

665500, Иркутская область, Чунский район, п.Лесогорск, ул.Шастина, 30

Телефон: +7(39567) 73409, 73696             E-Mail: guopo-lesogorsk@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа профилактического курса   «Полезная прививка»                                                                                7-9  класс

 

 

 

 

 

 

 

 

Годовое кол-во часов:   16 часов

Кол-во часов в неделю:    0,5час

 

 

 

Воспитатель: Погодина  Анна  Рудольфовна

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности "Полезная прививка" является одним из  компонентом государственного общеобразовательного казенного учреждения школы-интерната №11 п. Лесогорск.

Программа рассчитана на учащихся 7-9 классов:

       Количество часов-16.

       Количество человек в группе 10-12;

Воспитанники посещают занятия в соответствии с расписанием факультатива. Факультативная деятельность является обязательной для ОУ, включается в учебный план и определяется приказом ОУ.  Продолжительность занятий (40-45 минут) и их количество в неделю (1 час) из расчета на 1 полугодие учебного года, так же предполагается возможность вести занятия в течение всего учебного года, тогда их продолжительность будет составлять 0,5 учебного часа, на усмотрение педагога. Программа по курсу «Полезная прививка включает в себя 60% аудиторной       деятельности и 40% внеаудиторной, что составляет 11 традиционных  занятий и 6 нетрадиционных занятий. Направлена программа  на профилактику употребления ПАВ, а так же снижение риска заболеванием ВИЧ/СПИДом среди подростков.

 

        Данная программа базируется на основе следующих документов:

-      Федеральный закон Российской Федерации от29.12.2012 года №273-ФЗ                            «Об образовании в Российской Федерации».

-       Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010  № 1897.

-      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г.    № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

-      Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы», утверждённым распоряжением министерства образования Иркутской области от 12.08.2011г. № 920-мр.

-      Письмо министерства образования Иркутской области от 16.05.2011г. № 55-37-2727/11 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений».

-      Письмом министерства образования Иркутской области от 4.06.2014г. №55-37-5064/14 «Об использовании регионального учебного плана общеобразовательными организациями Иркутской области».

-      Письмо министерства образования Иркутской области от 14.11.11 № 55-37-8480/11 «О планировании и организации урочной и внеурочной деятельности».

-      Распоряжение Министерства образования Иркутской области от 21.05.2012г.    №640-мр «О пилотных площадках опережающего введения ФГОС основного общего образования».

-      Распоряжение министерства образования Иркутской области от 31.12.2010 № 1242-мр «Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов» (приложение 1.6  к распоряжению министерства образования Иркутской области от 20.04.2010г. №164-мр с дополнением).

-      Федерального компонента  Государственного стандарта   по основам безопасности жизнедеятельности  и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.

-       Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.

 - Программы проекта ХОУП Хрестоматия "Четырнадцать полезных уроков" к пособию "Полезная прививка" по профилактике ВИЧ/СПИДа для 10 и 11 классов.                              

                            Актуальность программы

В России ширится эпидемия ВИЧ/СПИДа. Она грозит стать для нас таким же

        страшным событием, как мировые войны двадцатого века, как по числу жертв,   так и по тому ущербу, которые они нанесли стране. Мы практически каждый день сталкиваемся с упоминанием об эпидемии в средствах массовой информации  или в обыденной жизни. Однако, в отличие от войн, эпидемия ВИЧ/СПИДа подкралась незаметно: еще десять лет назад количество ВИЧ инфицированных исчислялось сотнями. Сегодня количество официально зарегистрированных случаев ВИЧ/СПИДа перевалило за четверть миллиона.

        ВИЧ/СПИД это не только болезнь и смерть отдельного человека, это трагедия его семьи, неизбежное сиротство детей, сокращение численности населения страны, потеря трудовых ресурсов, снижение уровня профессиональной подготовки населения, сокращение производства, торговли, туризма и падение уровня жизни в целом.

        Несмотря на то, что на изучение ВИЧ инфекции потрачено больше средств, чем на  все предыдущие инфекции вместе взятые, многие ее загадки остаются нерешенными, и вакцины против ВИЧ до сих пор нет. Поэтому параллельно с эпидемией  ВИЧ/СПИДа распространяется еще одна эпидемия "эпидемия страха". Болезнь бросает вызов современному образу жизни. Трудно назвать область общественных отношений, на которую она не влияет прямо или косвенно.

        За прошедшие два десятилетия мировое сообщество выработало ряд методов для борьбы с распространением ВИЧ инфекции. Среди них важнейшим является  предупреждение ВИЧ/СПИДа.

        Школьные программы предупреждения ВИЧ/СПИДа, как правило, предназначены для учащихся возрасте 10 18 лет и направлены на формирование безопасного поведения. Их главные задачи способствовать отсрочке начала половой жизни и защите сексуально активной части учащихся от ВИЧ инфекции. Оценка  школьных программ, используемых обученными учителями во время уроков,   доказала их эффективность

      Новизна данной рабочей в том, что в условиях работы по новым образовательным стандартам   основного общего образования курс дает возможность усилить профилактическую работу с подрастающим поколением, обеспечивая учащихся базовыми знаниями в области факторов риска, встречающихся в обычной жизни.

 

                                                       Цель курса:

  Цель: Способствовать формированию ответственного поведения учащихся в условиях эпидемии ВИЧ/СПИДа для снижения риска распространения ВИЧ инфекции  среди подростков..

 

                                          Задачи программы:

1.Способствовать увеличению знаний воспитанников путем обсуждения проблем, связанных распространением ВИЧ, употреблением ПАВ;

2. Учить школьников эффективно общаться;

3.Учить подростков делать здоровый выбор и принимать ответственные решение;

4.Формировать у учащихся представление о том, что безопасный секс – это воздержание, верность одному партнеру и использование средств предохранения;

5.Развивать поведенческие навыки отказа от опасного секса, употребления ПАВ и эффективного диалога с партнером о безопасном сексе;

6. Развивать осознанное отношение к собственному здоровью, образу жизни, построению жизненного плана;

7. Развивать толерантное отношение к ВИЧ-инфицированным.

 

 

                                          Основные дидактические принципы.

 

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение курса  как неотъемлимой, дополняющей и продолжающей части превентивного обучения в школе.

Принцип интеграции. Курс интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе профилактической работы учреждения. прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение курса — про­цесс исключительно избирательный. Он предусмат­ривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учите­ля вносить изменения в распределение часов на изу­чение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество) Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей  концепции превентивного обучения.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс изучения курса направлен на  по формирование личности и социальной компетенции, посвященных образу Я, принятию решений и общению. Формированию специфического жизненных навыков у учащихся.

 

                                                  Общая характеристика курса

 

Курс «Полезная прививка», один из новых модулей школьной программы      превентивного обучения Проекта ХОУП "Полезные привычки, навыки, выбор", широко применяемого в общеобразовательных учреждениях, введен в план нашего образовательного учреждения в связи с тем, что:

  - программа доказала свою эффективность, получила в стране широкое распространение и положительную оценку учащихся, родителей, педагогической общественности;

 - уроки курса содержат базовую информацию об инфекциях, передаваемых половым путём, включая ВИЧ/СПИД, о путях распространения ВИЧ, тестирования на ВИЧ, методах предупреждения ВИЧ,об организациях, специализированную помощь подросткам, а также формируют у учащихся навыки решительного сопротивления давлению в отношении употребления алкоголя и наркотиков в ситуациях, рискованных инфицированием ВИЧ.

  Программа курса базируется на теоретическом подходе к профилактике, называемом тренингом жизненных навыков, использует интерактивные методы обучения. При этом «Полезная прививка» сконцентрирована на формировании навыков безопасного полового поведения и толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом.

Специфика программы

"Полезная прививка" основана на формировании трехкомпонентной социальной установки учащихся по отношению к, ВИЧ/СПИДу, которая включает в себя:

- когнитивный компонент четкие объективные знания о ВИЧ/СПИДе;

- аффективный компонент положительное отношение к безопасному сексу;

- поведенческий компонент      навыки ответственного поведения на основе знаний о ВИЧ/СПИДе: воздержание, верность одному партнеру, регулярное и правильное использование презерватива, отказ от употребления ПАВ;

-Тренинг жизненных навыков учащихся. Появление социальной установки по отношению к, ВИЧ/СПИДу это результат воздействия превентивного обучения на знания о ВИЧ/СПИДе, на эмоциональное отношение к проблеме и поведение или, иными словами, результат формирования жизненно важных навыков учащихся.

В понятие "жизненные навыки" входят:

-  традиционные    общение, принятие решений, сопротивление давлению, преодоление стресса, умение сопереживать, слаженно взаимодействовать в группе, рефлексировать свое поведение;

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса «Полезная прививка» 7-9 класс

 

 

1.ВИЧ/СПИД.- 1ч Введение. История обнаружения инфекции, ее распространения. Факторы риска.  Обоснование чувств, которые испытывают учащиеся к заболевшим.

 

2.Как заражаются ВИЧ? -2 ч. Проникновение ВИЧ в организм человека. Механизм распространения ВИЧ. Профилактика заражения ВИЧ/СПИДом .Достоверная информации о путях заражения. Знание того, как можно и нельзя заразиться, необоснованные страхи в отношении ВИЧ/СПИДа и носителей ВИЧ.

3. Рискованное поведение и ВИЧ-1ч. Причины уязвимости любого человека в отношении ВИЧинфекции. Примеры рискованных поступков. Способы рационального, безопасного поведения в рискованных ситуациях.

 4. Тестирование на ВИЧ. -1 ч. Причины обязательного тестирования на ВИЧ.  Виды тестирования: анонимное, конфиденциальное. Информация о месте, времени и методе тестирования.

5. Инфекции, передаваемые половым путем- 2.ч ИППП. Виды. Механизмы передачи, инкубационный период. Статистика. Способы предупреждения инфекций, передаваемых половым путем.

6. Свидания -1 ч. Проблемы общения  на свиданиях. Виды поведения на свиданиях. Связь употребления алкоголя и наркотиков, насилия во время свиданий. Способы снижения потенциального риска насилия на свиданиях.

7. Безопасное поведение и ВИЧ.-1 ч. Способы рационального поведения в рискованных ситуациях. Границы безопасного общения с носителями ВИЧинфекции и больными СПИДом и гуманного отношения к ним.

8. Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения-1 ч. Самооценка агрессивности/пассивности. Причины пассивного поведения и выгоды неагрессивного отстаивания своего мнения. Тренировка навыка неагрессивного отстаивания своего мнения в ролевой игре.

9. Развлечения в компании-1 ч. Досуг и развлечениях подростков. Последствия употребления наркотиков для "развлечения". Информация о психостимуляторах и галлюциногенах. Здоровые и безопасные способы развлечения в компании.

10. Близкие отношения и риск-1 ч. Понятия «Близкие отношения», «Близкий с кем-либо». Риск, связанный с близкими отношениями. Границы безопасности в близких отношениях. Эмоциональные, социальные и физические риски, связанные с близкими и, прежде всего, интимными отношениями, Защитный фактор предупреждения употребления наркотиков и инфицирования заболеваниями, передаваемыми через кровь при употреблении наркотиков и половым путем.

11. . Это должен знать каждый… ч.1.

 Социальные стереотипы, связанные с изнасилованием. Понятие «Изнасилование». Способы преодоления социальных стереотипов. Объективную информацию об изнасиловании и том, как следует себя вести, чтобы его избежать. Секс. "Золотое правило секса":

12. Это должен знать каждый… ч.2. Связь между употреблением алкоголя, наркотиков и преступлениями. Влияние употребления ПАВ на развитие личности, становление жизненного плана, саморазвитие. Статистика преступлений, связанных с употреблением ПАВ.

13. Дискриминация, сила, власть…-1.ч. Социальные стереотипы больных людей: алкоголик, наркоман, ВИЧ инфицированный. Понятия: «Стереотип», «Дискриминация», «Привилегия», «Санкционировать». Понимание сущности дискриминации одних социальных групп другими и влияния социальных стереотипов на дискриминацию. Корни дискриминации.

14. Насилие-1 ч. Виды насилия: физическое, психологическое, сексуальное. Сцены насилия, демонстрируемые по телевидению. Взаимосвязь между насилием и употреблением ПАВ. Указать способы поведения в опасных ситуациях.

 

 

 

В содержании курса представлены следующие виды деятельности учащихся:

 

ü поисковая деятельность по сбору информации.

ü  игровая  и коммуникативная деятельность.

ü диагностическая и рефлексивная  деятельность

 

При прохождении курса предполагаются следующие методы работы:

           - метод проблемного обучения;

- метод формирование личностной и социальной компетентности учащихся или тренинг жизненных навыков;

   -интерактивные методы:

v     групповая дискуссия

v     мозговой штурм

v    ролевая игра

v    системный подход.

 

На занятиях рекомендуется использовать следующие формы работы:

 

ü индивидуальная работа

ü работа в парах

ü работа в малых группах

работа всей группы

 

      Формы контроля знаний обучающихся

Контроль осуществляется в следующих видах:

-  текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- тест.

В ходе проведения курса могут быть использованы следующие средства обучения

изобразительные :

ü иллюстрации,

ü фото,

ü рисунки,

информационные:

ü   ксероксы из книг

ü использование видеотренажеров, презентаций и др.

 

 

           ПРОГОНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

 

Обучающиеся должны знать:

- влияние социальных стереотипов на употребление ПАВ, больных ВИЧ-инфекцией\СПИДом;

- понятия и проблемы дискриминации и насилия в современном обществе;

- связь между употреблением ПАВ и преступностью;

- осознавать собственные потребности;

- положительные и отрицательные стороны собственного выбора;

- безопасные способы близкого общения;

- собственные предпочтения.

Обучающиеся должны уметь:

- ценить и сохранять своё здоровье и здоровье окружающих;

- преодолевать социальные стереотипы;

- оказывать сопротивление давлению сверстников;

- отстаивать собственную точку зрения;

- анализировать социальные ситуации;

- делать обоснованный выбор;

- нести ответственность за принятое решение

- преодолевать жизненные трудности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

Полезная прививка 7-9 КЛАССЫ (16 ЧАСОВ)

 

№ заня

тия

Тема занятия

К-во часов

           Дата

План.

Факт.

1

ВИЧ/СПИД?

1

 

 

2

Как заражаются ВИЧ?

2

 

 

3

Рискованное поведение и ВИЧ

1

 

 

4

Тестирование на ВИЧ

1

 

 

5

Инфекции, передаваемые половым путем

2

 

 

6

Свидания

1

 

 

7

Безопасное поведение и ВИЧ

1

 

 

8

Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения

1

 

 

9

Развлечения в компании

1

 

 

10

Близкие отношения и риск

1

 

 

11

Это должен знать каждый

1

 

 

12

Дискриминация, сила, власть

1

 

 

13

Насилие

1

 

 

14

Итоговое занятие

1

 

 

 

 

Общ.кол-во

Теорет.

Практич.

 

 

16

7

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методический комплекс

 

 

1.      Романова О.Л.; Колесова С.; Рабочая тетрадь 8 класс средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения ВИЧ.  Под редакцией О.Л.Романова. Москва, 2002.

2.  Романова О.Л.; Колесова С.; Рабочая тетрадь 9 класс средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения ВИЧ.  Под редакцией О.Л.Романова. Москва, 2002.

3.  Романова О.Л.; Колесова С.; Учебное пособие  8 -9  классов средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения ВИЧ.  Под редакцией О.Л.Романова. Москва, 2002.

4.  Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернет – сети. Под ред. Н.К.Харитоновой, Л.О.Пережогина, А.ЮЛесогорова – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

5.  Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами. Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени и др. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

6.   Хрестоматия "Четырнадцать полезных уроков" к пособию "Полезная прививка" по профилактике ВИЧ/СПИДа для 10 и 11 классов. Материалы для учителя. Под ред. Л.С. Колесова –М. 2004.

 

 

                                                                     

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

 

Наглядно-печатные пособия

1.Комплект наглядно-демонстрационных репродукций картин мировой живописи.

3.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

 4.Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://viki.rdf.ru/cat/musika/

 5.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  [электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

6.Погружение в классику [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1

 7.Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/

8. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа:

  http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html

 

Технические средства обучения

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- принтер;

- сканер;

- DVD;

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат № 11 р

Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат № 11 р

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа внеурочной деятельности "Полезная прививка" является одним из компонентом государственного общеобразовательного казенного учреждения школы-интерната №11 п

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа внеурочной деятельности "Полезная прививка" является одним из компонентом государственного общеобразовательного казенного учреждения школы-интерната №11 п

Письмо министерства образования

Письмо министерства образования

Несмотря на то, что на изучение

Несмотря на то, что на изучение

Развивать поведенческие навыки отказа от опасного секса, употребления

Развивать поведенческие навыки отказа от опасного секса, употребления

ВИЧ, тестирования на ВИЧ, методах предупреждения

ВИЧ, тестирования на ВИЧ, методах предупреждения

ВИЧ/СПИД .- 1ч Введение. История обнаружения инфекции, ее распространения

ВИЧ/СПИД .- 1ч Введение. История обнаружения инфекции, ее распространения

Это должен знать каждый… ч.1.

Это должен знать каждый… ч.1.

Формы контроля знаний обучающихся

Формы контроля знаний обучающихся

Учебно-тематический план Полезная прививка 7-9

Учебно-тематический план Полезная прививка 7-9

Тема занятия К-во часов

Тема занятия К-во часов

Романова О.Л.; Колесова С.; Рабочая тетрадь 8 класс средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения

Романова О.Л.; Колесова С.; Рабочая тетрадь 8 класс средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения

Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]

Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2020