План работы
с одарёнными детьми
3 А класс 2022=2023 год
Пояснительная записка.
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей начальной школы и каждого учителя.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).
1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.
2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности.
3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.
4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.
Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.
Одаренный ребенок — это
ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями
(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде
деятельности. Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им
пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны. Для
одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они
способны вообразить множество опасных последствий. У таких детей хорошо развито
чувство юмора.
Таким образом,
одарённость можно рассматривать как качество психики данное природой и
развивающееся в течение жизни, помогающее конкретному человеку добиться определённых
результатов в каком-либо виде деятельности.
Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении и творческой активности; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель»; выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников; помощь в развитии активной творческой личности; изучение природы детской одаренности;
Задачи развития:
· развитие личности одаренных учащихся;
· развитие учебной деятельности;
· развитие позитивного « Я»;
· развитие творческой самостоятельности;
· развитие коммуникативных умений;
Формы работы с одарёнными детьми:
· групповые занятия с одаренными учащимися;
· кружки по интересам;
· конкурсы;
· участие в олимпиадах;
· исследовательская деятельность;
· проектная деятельность.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
· с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
· в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
· какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; результативность деятельности с одаренными детьми.
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.
Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.
Предполагаемые результаты
•увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
•повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
•положительная динамика процента участников и победителей конкурсов, олимпиад, конкурсов различного уровня;
•повышение социального престижа школы.
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ У МОИХ ДЕТЕЙ:
Художественная одаренность: высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности, эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы:
- Глебова Анна;
Каверенская Алиса
Щербина Александра
Интеллектуальная и академическая одаренность: дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний:
- Кобяков Григорий;
Юферев Дмитрий
Киреев Михаил
Творческая одаренность: творчество, креативность является неотъемлемым элементом этого вида одаренности; у этих детей достаточно яркий темперамент:
- Ерёмина Кристина;
Стекольщикова Екатерина
-Сыченкова Эвелина.
Социальная одаренность: предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим лидером, умение настраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми:
- Морозова Дарья;
- Бобков Артём;
- Волошин Роман.
Данные виды одаренности моих детей проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.
План работы
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Результат |
1 |
Изучение плана действий и организации работы с одарёнными детьми. Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности. |
Сентябрь |
Изучение и реализация |
2 |
Составление списка мотивированных учащихся |
Сентябрь |
Списки |
3 |
Планирование работы |
Сентябрь |
План |
4 |
Составление виртуальной карты одарённости детей: · тип одарённости · способности ребёнка · определение креативности обучающегося · экспертная оценка одарённости |
Октябрь
Ноябрь |
Карта одарённос- ти
Кружки по интересам |
5 |
Еженедельные индивидуальные и групповые занятия |
|
Активное учас- тие |
6 |
Проектная деятельность одаренных обучающихся |
. |
Конкурсы |
7 |
Участие в конкурсах творческих работ |
|
Участие |
8 |
Интеллектуальный игра |
Март |
Участие |
9 |
Проведение предметный олимпиад по математике и русскому языку. Участие в районном туре олимпиад.
|
Ноябрь
Февраль. |
Участие |
10 |
Классный конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науку».
Участие в конкурсах, выставках. |
Апрель
|
Исследователь- ские работы, проекты обучающихся |
11 |
Участие во всероссийских конкурсах: · «Русский медвежонок» · «Кенгуру» · «Совёнок» · «ЧИП» · «Познание и творчество» · « Интеллект экспресс» |
Ноябрь Февраль Март Март Апрель
|
Сертификаты |
12 |
Подведение итогов Организация творческих отчетов, выставок, смотров, детская фото- презентация . |
Май |
Анализ работы |
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ,
ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
(по Ю.Б. Гатанову)
1. «Мозговой штурм». Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Затем поощрять обучающегося в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят ему в голову — независимо от того, насколько они являются идентичными. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже — хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются — с точки зрения реализации.
2. «Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами:
— групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные;
— соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.;
— команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей и не было постоянных неудачников. Критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных.
3. Сотрудничество и кооперация дают возможность научиться жить в группе. Они учат взаимопониманию, развивают способности к лидерству, позволяют менее одаренным детям пережить успех, сотрудничая с более одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми.
4. Неоценимая деятельность. Суждение педагога, его оценка откладывается до того момента, пока сам ученик не увидит другие возможные идеи или способы решения той проблемы, которую он пытался решить, а также проекты и работы, сделанные другими.
Анкета выявления одаренности
Анкета № 1
Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).
Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):
1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:
- в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;
- становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит хорошую музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;
- способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.;
- любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;
- охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);
- обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;
- любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;
- может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
2. В сфере музыкальной одаренности:
- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- хорошо поет;
- вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;
- любит музыкальные записи;
- стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку
- хорошо играет на каком-нибудь инструменте;
- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
- сочиняет собственные оригинальные мелодии.
3. В сфере литературной одаренности:
- любит писать и сочинять рассказы и стихи;
- может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением
какого-либо конфликта;
- рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет
основную мысль;
- придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет
главное, наиболее характерное;
- выбирает в своих рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что
обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии
событий, о которых рассказывает;
- склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда
рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;
- умеет в характере изобразить своих героев очень живыми, передает их характер,
чувства, настроения.
4. В сфере артистической одаренности:
- легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;
- интересуется актерской игрой;
- меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;
- разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;
- склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;
- стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с
увлечением рассказывает
- с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;
- любит игры-драматизации.
5. В сфере технической одаренности:
- интересуется механизмами и машинами;
- может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых приборов, машин, механизмов;
- любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск»;
- любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;
- читает (любит когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;
- любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;
- проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летальных аппаратов, автомобилей, кораблей);
- быстро и легко осваивает компьютер.
6. В сфере лидерской одаренности:
- инициативен в общении со сверстниками;
- сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;
- легко общается с детьми и взрослыми;
-улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное;
- часто руководит играми и занятиями других детей;
- склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста;
- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
- обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
7. В сфере спортивной одаренности:
- энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;
- любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;
- часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;
- бывает быстрее всех в детском саду, в классе;
- движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;
- любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;
- предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);
- физически выносливее сверстников.
8. В сфере интеллектуальной одаренности (по А.да Хаану и Г. Кафу):
- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;
- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
- любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;
- обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.);
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
Анкета "Как распознать одаренность"
Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч
Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.
Спортивный
талант
Если…
он энергичен и все время хочет двигаться
он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь
спортивной игре;
не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами,
мячами и клюшками;
лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях,
двигается легко, пластично, грациозно;
предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;
кажется, что он всерьез никогда не устает;
неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у
него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Технические
способности,
Если…
ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или
аппаратуры, любит загадочные поломки;
может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для
создания новых игрушек;
любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;
интересуется специальной технической литературой.
Литературное
дарование,
Если…
рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет
основную мысль;
любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию
что-то новое и необычное;
выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо
передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о
собственной жизни.
Музыкальный
талант,
Если…
ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно
послушать музыку;
очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в
них, легко их запоминает;
если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много
чувства и энергии, а также свое настроение;
сочиняет свои собственные мелодии;
научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Художественные способности
Если ребенок…
не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того,
чтобы выразить свои чувства или настроение;
в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей,
животных, ситуации;
серьезно относиться к произведениям искусства;
когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы
и краски;
стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное
значение-украшение для дома, одежды;
не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях
Способности
к научной работе,
Если ребенок…
обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к
обобщениям;
умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;
часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных
событий;
с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем,
конструкции
не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не
поддержаны или осмеяны.
Артистический
талант,
Если ребенок…
часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и
движениями;
стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о
котором рассказывает;
с большим желанием выступает пере аудиторией;
с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы,
выражения;
пластичен и открыт всему;
любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Незаурядный
интеллект,
Если ребенок…
хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины
поступков людей;
обладает хорошей памятью;
легко и быстро схватывает новый школьный материал;
задает очень много продуманных вопросов;
любит читать книги, причем по своей собственной программе;
обгоняет сверстников по учебе,
гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
очень восприимчив и наблюдателен.
Обработка результатов:
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и
высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) = (Б:У) * 100%,
где Б – балл,
полученный по каждой шкале способностей отдельно;
У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.
Постройте график выраженности тех или иных способностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.