Программа «Одаренные дети»
на 2021-2026гг.
![]() |
Разработчик: Прокопенко С.Г.,
учитель МОУ «Средняя школа № 5
Краснооктябрьского района города Волгограда»
Введение
Программа «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития образовательного учреждения и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе.
Программа содержит алгоритм действий педагогов, администрации, при этом она допускает вариативные подходы образования.
Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.
Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей.
Задачи:
- на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
- разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
- определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
- организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
- проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН и др.);
- совместно с родителями (законными представителями) поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям).
Пояснительная записка
Проблема работы с одаренными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В связи с этим современная школа должна соответствовать следующим требованиям:
- школа должна давать современное образование;
- в школе должны быть порядок и дисциплина, должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги, в школе должны быть свои традиции;
- дети должны учиться в уютной школе;
- в хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).
Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.
Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории обучающихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя, работающие в 5-11 классах должны продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей обучающихся.
Актуальность проблемы
Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:
-потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);
-развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший и средний школьный возраст);
-познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (старший школьный возраст).
Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии. С целью решения проблемы при работе с одаренными детьми определены основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей (организация учебного процесса):
-нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;
-работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;
-выставка творческих работ одаренных детей; развитие творческих способностей обучающихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах, конкурсах;
-обеспечение базового дополнительного образования: работа кружков;
-осуществляется традиционное психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей, начиная с начальных классов, выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований, системное диагностирование психологом;
Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:
-между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в школе;
-между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
-между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры;
-между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей (законных представителей).
Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.
Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей (законных представителей) обучающихся и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы. Реализация программы «Одаренные дети» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.
Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы.
Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
При разработке программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.
Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).
Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.
Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.
Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных, состоит именно в различии уровня силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.
При разработке теоретических основ программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:
· Концепция «возрастной одаренности» (Н.С. Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.
· Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М. Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся, прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.
· Динамическая теория одаренности (Ю.Д. Бабаева), в которой акцентируется внимание, во- первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во- вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к феномену диссинхронии.
· Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И. Панов) Одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.
Одаренность может проявляться:
-как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;
-как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
-как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический
подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой
ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им
культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится
творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы
ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых,
становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Основные цели и задачи программы.
Основная цель программы «Одаренные дети» заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МОУ «Средняя школа № 5 Краснооктябрьского района города Волгограда», а также в создании среды, способствующей формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства.
Задачами данной программы являются:
-обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально- творческие мероприятия разного уровня;
-адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал, исходя из своих интересов;
-«конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;
-учет индивидуальности каждого обучающегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
-разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационно- методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми;
-обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми.
Стратегические направления программы
- Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально- технической базы).
- Методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение программы).
- Мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в школьных, муниципальных, республиканских мероприятиях)
· Подготовительная работа – нацелена на создание единой программы работы с одаренными детьми.
· Психолого-педагогическое – обеспечивает создание подсистемы диагностики одаренности учащихся и организацию эффективного функционирования этой системы.
· Научно-методическое и образовательное – осуществляет апробацию и внедрение методических разработок в психолого-педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми. Переподготовка кадров. Ориентирование внеклассной работы на участие в ней одаренных детей. Организация разнообразных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций.
· Социально-экономическое – осуществляет поддержку одаренности через организацию конкурса «Ученик года».
В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:
1. Координационное направление:
-организация работы всего коллектива школы;
-интеграция в рамках данного направления деятельности начальной и средней школы, учреждений дополнительного образования;
-обеспечение нормативно-правовой базы;
-ресурсное обеспечение;
-контроль и анализ деятельности. 2.Диагностическое направление:
-формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
-проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;
-проведение диагностики одаренных детей;
-диагностика условий обучения и развития одаренных детей;
-создание банка данных «Одаренные дети школы».
3.Кадровое направление:
-определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;
-повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
-оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;
-создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми;
-создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий. 4.Развивающее направление:
-создание образовательной среды для развития одаренных детей;
-организация работы кружков различной направленности;
-создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
-обеспечение материально-технической базы;
-создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
-использование
информационно-коммуникационных технологий.
5.Информационное направление:
-привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
-организация работы библиотеки;
-создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;
-информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.
Этапы реализации
Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 5 лет: с 2021по 2026 годы.
Первый этап – диагностико-организационный – предполагается реализовать в 2021-2022 учебном году. Он включает в себя:
-создание нормативно-правовой базы;
-обеспечение материально-технической базы;
-создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
-изучение контингента обучающихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
-отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
-создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений;
-организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого- педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;
-разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования.
Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2022-2026 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:
-отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
-отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
-углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
-методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
-отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
-систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
-пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
-психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.
Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2026 году (рефлексивно-обобщающий или итогово-
аналитический, этап). На этом этапе предполагается:
-сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
-мониторинг личных достижений обучающихся;
-анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
-создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;
-определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
-принцип создания комфортных условий для совместной работы обучающихся и учителя;
-принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
-принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
-принцип свободы выбора обучающимися творческих кружков, спортивных секций;
-принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Участники реализации программы
-директор школы;
-руководители школьных МО;
-обучающиеся;
-родители;
- (законные представители) обучающихся.
Ожидаемые результаты:
- Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
- Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования, родителями (законными представителями) обучающихся.
- Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
- Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
- Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
План реализации направлений программы «Одаренные дети» на 2021-2026 годы
№ п/п |
Основные направления |
Сроки |
1 |
Формирование банка данных «Одаренные дети»: - Выявление, поддержка и развитие творческих способностей одаренных учащихся школы; - Проведение мониторинга условий и результатов учебной деятельности и участия в олимпиадном движении; -Проведение мониторинга условий и результатов внеурочной деятельности, достижений учащихся |
2021-2022 |
2 |
Развитие взаимодействия с семьей одаренного ребенка |
2021-2022 |
3 |
Создание информационной системы дополнительного образования детей, включая: банк данных образовательных программ дополнительного образования |
2021-2022 |
4 |
Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка |
2021-2022 |
1 |
Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации |
2021-2022 |
2 |
Создание системы психолого-медико- социального сопровождения |
2021-2022 |
3 |
Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей |
2021-2022 |
4 |
Апробация и внедрение программ развития и поддержки одаренности |
с 2021 года |
5 |
Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса |
2021-2026 |
6 |
Повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми |
2021-2023 |
7 |
Создание нормативной, материально- технической, методической базы |
2021-2023 |
8 |
Организация семинара «Одаренность как психолого-педагогическая проблема» |
2021-2022 |
9 |
Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития |
2021-2023 |
10 |
Участие педагогов в научных, научно- практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка |
2021-2023 |
11 |
Привлечение внимания общественности к потребностям одаренных учащихся |
2021-2022 |
12 |
Создание информационной базы по проблемам одаренности детей |
2021-2022 |
13 |
Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей |
2021-2025 |
14 |
Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам: - опыт педагогической работы с одаренными детьми; - родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться |
2021-2026 |
15 |
Деятельность методического совета: - рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме; - организация апробации методик обучения школьников |
2021-2026 |
1 |
Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, медицинской помощи |
2021-2026 |
2 |
Создание среды общения, самореализации, социализации: - заключение договоров с учреждениями образования различного уровня; - организация и проведение предметных олимпиад различного уровня; - организация смотров творческих достижений; - организация проектной деятельности; - организация и совершенствование работы творческих объединений и спортивных секций различной направленности |
2021-2026 |
13 |
Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей |
2021-2026 |
14 |
Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам: - опыт педагогической работы с одаренными детьми; - родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться |
2021-2026 |
15 |
Деятельность методического совета: - рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме; - организация апробации методик обучения школьников |
2021-2026 |
Организация и функциональное обеспечение программы
1. Общее руководство за разработкой и реализацией программы осуществляет директор школы.
2. Обеспечивает реализацию программы директор школы
- организация;
- координация;
- контроль.
3. Функциональные обязанности учителей, работающих с одарѐнными детьми:
- организация и проведение занятий с одарѐнными детьми;
- разработка рабочих программ для работы с одарѐнными детьми;
- мониторинг результативности занятий с одарѐнными детьми;
- подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах школьного, муниципального, регионального уровня.
- контроль выполнения рабочих программ и их практической части;
4. Организация и содержание учебного процесса
- ориентирование на достижения в области гуманитарных и естественно-научных знаний;
- ориентирование на участие в научно-исследовательской деятельности обучающихся.
- внедрение современных педагогических технологий, оптимизирующих и интенсифицирующих учебный процесс;
-учѐт особенностей индивидуального развития одарѐнных детей, их интересов и склонностей.
Создание банка данных одаренных детей
Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей.
Приложение 1
I. Портрет одаренного ребенка
· Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
· Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
· Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
· Склонен к рискованным действиям.
· Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
· Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
· Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
· Не конфликтен, не боится отличиться от других.
· Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
· Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Приложение 2
Родительское исследование (заполняют родители)
· У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)
· Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)
· Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
· Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
· Он очень любит рисовать (Да / нет)
· Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
· Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
· Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
· Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время?
· С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину.
![]() |
Приложение 3.
Анкетно -биографические сведения об одаренных детях
(заполняется по образцу в течение учебного года)
№ п/п |
ФИО |
Год рождения |
Домашний адрес |
Класс |
Виды одаренности |
Участие в олимпиадах и конкурсах. Результативность |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4.
Методика диагностики одаренности младших школьников
Автор – А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета
Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (обучающихся 1-2-х классов)
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
· математика и техника (1-й столбец листа ответов);
· гуманитарная сфера (2-й столбец);
· художественная деятельность (3-й столбец);
· физкультура и спорт (4-й столбец);
· коммуникативные интересы (5-й столбец);
· природа и естествознание (6-й столбец);
· труд по самообслуживанию (7-й столбец).
Анкета для обучающихся
Запишите свои имя и фамилию
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.
Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»
· Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
· Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
· Петь, музицировать.
· Заниматься физкультурой.
· Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
· Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
· Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
· Собирать технический конструктор.
· Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
· Самостоятельно рисовать.
· Играть в спортивные, подвижные игры.
· Руководить играми детей.
· Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
· Ходить в магазин за продуктами.
· Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
· Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
· Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
· Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
· Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
· Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
· Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
· Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
· Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
· Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
· Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
· Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
· Ухаживать за домашними растениями.
· Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).
· считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
· Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
· Участвовать в постановке спектаклей.
· Заниматься спортом в секциях и кружках.
· Помогать другим людям.
· работать в саду, на огороде, выращивать растения.
· Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
Приложение 5.
Методика диагностики одаренности младших школьников
Автор – А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета
Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников (обучающихся 3-4-х классов).
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
· интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
· творческая (2-й столбец);
· академическая (3-й столбец);
· художественно-изобразительная (4-й столбец);
· музыкальная (5-й столбец);
· литературная (6-й столбец);
· артистическая (7-й столбец);
· техническая (8-й столбец);
· лидерская (9-й столбец);
· спортивная (10-й столбец).
Приложение 6.
Анкета для учащихся
Запишите свои имя и фамилию
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:
«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто;
«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
«0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Вопросы:
· Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.
· Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
· Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
· В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
· Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
· Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
· Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
· Интересуется общением со сверстниками.
· Инициативен в общении со сверстниками.
· Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
· Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
· Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
· Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
· Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
· Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
· Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого- либо конфликта.
· Интересуется актерской игрой.
· Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
· Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
· Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
· Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
· Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
· Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
· Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.
· Хорошо поет.
· Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
· Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
· Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
· Легко общается с детьми и взрослыми.
· Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
· Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
· Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.
· Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
· Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
· В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
· Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
· Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
· Любит чертить чертежи и схемы механизмов.
· Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.
· Бегает быстрее всех в классе.
· Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
· Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
· Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
· Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
· Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
· Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
· Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.
· Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
· Часто руководит играми и занятиями других детей.
· Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
· Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
· Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
· Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
· Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
· Хорошо играет на каком-либо инструменте.
· Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
· Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
· Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
· Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
· Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
· Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
· Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
· Умеет делать выводы и обобщения.
· Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.
· В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
· Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
· С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
· Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
· Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
· Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
· Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
· Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
· В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
· Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
· Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
· Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения.
· Любит игры-драматизации.
· Быстро и легко осваивает компьютер.
· Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
· Физически выносливее сверстников.
Лист ответов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
71 |
72 |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
78 |
79 |
80 |
Приложение 7.
Психодиагностические обследования среди обучающихся
Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные психодиагностические обследования среди учащихся. Диагностическая работа проходит во время проведения административных контрольных работ, интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, состязаний, турниров, спортивных соревнований и эстафет.
В качестве диагностического материала планируется использовать:
· анкетирование родителей и учителей;
· специальную диагностическую систему Гордона для непосредственного обследования ребенка;
· диагностику интеллекта и познавательной сферы ребенка: тест Векслера (вербальная и невербальная креативность, визуально-моторный Бендер гештальт-тест, уровень интеллектуального развития);
· диагностику видеомоторной коррекции;
· вербальный тест Айзенка;
· опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
· шкалу самооценки «как достичь успеха и не потерять то, что имеешь»;
· методику «Интеллектуальная лабильность» или «Умение переключаться»;
· методику «Числовые ряды» или «Оценка математического мышления»;
· тест «Уровень развития личности» (уровень воспитанности);
· тест «Уровень сформированности творческих способностей»;
· тесты для интеллектуалов.
Приложение 8.
Система работы учителей с одаренными детьми в урочной деятельности
Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:
· совершенствование предметных умений и навыков;
· повышение учебной мотивации одаренных детей;
· развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
· развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
· овладение навыками самоконтроля, самооценки.
Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.
Методы:
· частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
· исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
· проблемный;
· проективный. Формы:
· нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);
· классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
· ролевые игры;
· консультации.
Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно- исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.
Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Приложение 9.
Предметные олимпиады
Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одаренными детьми. Большую роль в развитии интереса к предметам играют олимпиады.
Предметные олимпиады – это состязания школьников в разных областях знаний.
Цель олимпиады – повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.