Программа «Работа с одаренными детьми»
Оценка 4.9

Программа «Работа с одаренными детьми»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
биология +1
27.04.2023
Программа «Работа с одаренными детьми»
Программа «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития образовательного учреждения и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе. Программа содержит алгоритм действий педагогов, администрации, при этом она допускает вариативные подходы образования. Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.
Программа Работа с одаренными детьми 21-26гг. Прокопенко С.Г..docx

 

           Программа «Одаренные дети»

                                                 на 2021-2026гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                           

 

 

 

Разработчик: Прокопенко С.Г.,

учитель МОУ «Средняя школа № 5

Краснооктябрьского района города Волгограда»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Программа «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития образовательного учреждения и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школе.

Программа содержит алгоритм действий педагогов, администрации, при этом она допускает вариативные подходы образования.

Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.

 

Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей.

 

Задачи:

-              на   этапе    поступления   в школу   выявить уровень    творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;

-              разработать систему  диагностических исследований для определения     интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;

-              определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;

-              организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;

-              проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН и др.);

-              совместно с родителями (законными представителями) поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям).

 

Пояснительная записка

 

Проблема работы с одаренными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В связи с этим современная школа должна соответствовать следующим требованиям:

-    школа должна давать современное образование;

-                   в школе должны быть порядок и дисциплина, должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги, в школе должны быть свои традиции;

-    дети должны учиться в уютной школе;

-                       в хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.


Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).

Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.

Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории обучающихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя, работающие в 5-11 классах должны продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей обучающихся.

 

Актуальность проблемы

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность.

Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

-потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);

-развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший и средний школьный возраст);

-познавательная       деятельность,    направленная    на    проведение    научного              исследования, профессиональное определение (старший школьный возраст).

Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии. С целью решения проблемы при работе с одаренными детьми определены основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей (организация учебного процесса):

-нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;

-работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;

-выставка творческих работ одаренных детей; развитие творческих способностей обучающихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах, конкурсах;

 -обеспечение базового дополнительного образования: работа кружков;

 -осуществляется традиционное психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей, начиная с начальных классов, выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований, системное диагностирование психологом;

Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:

-между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в школе;

-между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;

-между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры;

-между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей (законных представителей).

Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.

Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей (законных представителей) обучающихся и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы. Реализация программы «Одаренные дети» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.

 

Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы.

Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

При разработке программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.

Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).

Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.

Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.

Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.

Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных, состоит именно в различии уровня силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.

При разработке теоретических основ программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:

·      Концепция «возрастной одаренности» (Н.С. Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.

·      Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М. Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся, прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.

·      Динамическая теория одаренности (Ю.Д. Бабаева), в которой акцентируется внимание, во- первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во- вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к феномену диссинхронии.

·      Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И. Панов) Одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.

Одаренность может проявляться:

-как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;

-как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;

-как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1.   Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

         Основные цели и задачи программы.

Основная цель программы «Одаренные дети» заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МОУ «Средняя школа № 5 Краснооктябрьского района города Волгограда», а также в создании среды, способствующей формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства.

Задачами данной программы являются:

-обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально- творческие мероприятия разного уровня;

-адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал, исходя из своих интересов;

-«конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;

-учет индивидуальности каждого обучающегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;

-разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационно- методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми;

-обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми.

 

Стратегические направления программы

-              Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально- технической базы).

-              Методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение программы).

-              Мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в школьных, муниципальных, республиканских мероприятиях)

·      Подготовительная работа – нацелена на создание единой программы работы с одаренными детьми.

·      Психолого-педагогическое – обеспечивает создание подсистемы диагностики одаренности учащихся и организацию эффективного функционирования этой системы.

·      Научно-методическое и образовательное – осуществляет апробацию и внедрение методических разработок в психолого-педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми. Переподготовка кадров. Ориентирование внеклассной работы на участие в ней одаренных детей. Организация разнообразных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций.

·      Социально-экономическое – осуществляет поддержку одаренности через организацию конкурса «Ученик года».

В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:

1.     Координационное направление:

-организация работы всего коллектива школы;

-интеграция в рамках данного направления деятельности начальной и средней школы, учреждений дополнительного образования;

-обеспечение нормативно-правовой базы;

-ресурсное обеспечение;

-контроль и анализ деятельности. 2.Диагностическое направление:

-формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;

-проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;

-проведение диагностики одаренных детей;

-диагностика условий обучения и развития одаренных детей;

-создание банка данных «Одаренные дети школы».

3.Кадровое направление:

-определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;

-повышение квалификации педагогов на разных уровнях;

-оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;

-создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми;

-создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий. 4.Развивающее направление:

-создание образовательной среды для развития одаренных детей;

-организация работы кружков различной направленности;

-создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;

-обеспечение материально-технической базы;

-создание системы психологического сопровождения одаренных детей;

-использование информационно-коммуникационных технологий.  

5.Информационное направление:

-привлечение       внимания    педагогической    общественности,    органов              государственного управления средств массовой информации к проблемам одаренных детей;

-организация работы библиотеки;

-создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;

-информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.

 

Этапы реализации

Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 5 лет: с 2021по 2026 годы.

Первый этап диагностико-организационный – предполагается реализовать в 2021-2022 учебном году. Он включает в себя:

-создание нормативно-правовой базы;

-обеспечение материально-технической базы;

-создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;

-изучение контингента обучающихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;

-отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;

-создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений;

-организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого- педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;

-разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования.

Второй этап организационно-практический, этап реализации (2022-2026 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:

-отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;

-отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;

-углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;

-методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;

-отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;

-систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;

-пополнение   и   обновление   банка   данных      «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;

-психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.

Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем   этапе       в           2026         году    (рефлексивно-обобщающий    или              итогово-

 аналитический, этап). На этом этапе предполагается:

-сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;

-мониторинг личных достижений обучающихся;

-анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;

-создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;

-определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

-принцип создания комфортных условий для совместной работы обучающихся и учителя;

-принцип   создания   условий   для   самопознания   и   самореализации       каждой одаренной личности;

-принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;

-принцип свободы выбора обучающимися творческих кружков, спортивных секций;

-принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

 Участники реализации программы

-директор школы;

-руководители школьных МО;

-обучающиеся;

-родители;

- (законные представители) обучающихся.

Ожидаемые результаты:

- Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.

- Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования, родителями (законными представителями) обучающихся.

- Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.

- Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.

- Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

 

План реализации направлений программы «Одаренные дети» на 2021-2026 годы

 

№ п/п

Основные направления

Сроки

1

Формирование банка данных

 «Одаренные дети»:

-  Выявление, поддержка и развитие творческих способностей одаренных учащихся школы;

-  Проведение мониторинга условий и результатов учебной деятельности и участия в олимпиадном движении;

-Проведение мониторинга условий и результатов внеурочной деятельности, достижений учащихся

2021-2022

2

Развитие взаимодействия с семьей

одаренного ребенка

2021-2022

3

Создание информационной системы дополнительного образования детей, включая: банк данных образовательных программ дополнительного образования

2021-2022

4

Разработка индивидуальных

образовательных программ в соответствии

с особенностями одаренного ребенка

2021-2022

1

Создание системы дополнительного

образования как условия для саморазвития и самореализации

2021-2022

2

Создание системы психолого-медико-

социального сопровождения

2021-2022

3

Апробация и внедрение диагностического

инструментария выявления одаренных детей

2021-2022

4

Апробация и внедрение программ развития и

поддержки одаренности

с 2021 года

5

Создание и ведение банка данных,

включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса

2021-2026

6

Повышение квалификации кадров,

работающих с одаренными детьми

2021-2023

7

Создание нормативной, материально-

технической, методической базы

2021-2023

8

Организация семинара «Одаренность как

психолого-педагогическая проблема»

2021-2022

9

Целенаправленная работа с родителями

 по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития

2021-2023

10

Участие педагогов в научных, научно-

практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка

2021-2023

11

Привлечение внимания общественности

к потребностям одаренных учащихся

2021-2022

12

Создание информационной базы

по проблемам одаренности детей

2021-2022

13

Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам

одаренных детей

2021-2025

14

Оперативный сбор и оформление,

распространение материалов по рубрикам:

-  опыт педагогической работы с одаренными детьми;

-  родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться

2021-2026

15

Деятельность методического совета:

-  рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме;

-  организация апробации методик обучения школьников

2021-2026

1

Создание условий для оказания одаренным

детям социальной, психологической, медицинской помощи

2021-2026

2

Создание среды общения, самореализации, социализации:

-  заключение договоров с учреждениями образования различного уровня;

-  организация и проведение предметных олимпиад различного уровня;

-  организация смотров творческих достижений;

-  организация проектной деятельности;

-  организация и совершенствование работы творческих объединений и спортивных секций различной направленности

2021-2026

13

Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам

одаренных детей

2021-2026

14

Оперативный сбор и оформление,

распространение материалов по рубрикам:

-  опыт педагогической работы с одаренными детьми;

-  родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться

2021-2026

15

Деятельность методического совета:

-  рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме;

-  организация апробации методик обучения школьников

2021-2026

 

Организация и функциональное обеспечение программы

1.        Общее руководство за разработкой и реализацией программы осуществляет директор школы.

2.        Обеспечивает реализацию программы директор школы

-              организация;

-              координация;

-              контроль.

3.        Функциональные обязанности учителей, работающих с одарѐнными детьми:

-              организация и проведение занятий с одарѐнными детьми;

-              разработка рабочих программ для работы с одарѐнными детьми;

-              мониторинг результативности занятий с одарѐнными детьми;

-              подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах школьного, муниципального, регионального уровня.

-              контроль выполнения рабочих программ и их практической части;

4.        Организация и содержание учебного процесса

-              ориентирование на достижения в области гуманитарных и естественно-научных знаний;

-              ориентирование на участие в научно-исследовательской деятельности обучающихся.

- внедрение современных                     педагогических      технологий,      оптимизирующих      и интенсифицирующих учебный процесс;

-учѐт особенностей индивидуального развития одарѐнных детей, их интересов и склонностей.

 

Создание банка данных одаренных детей

Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей.




Приложение 1

 

I.   Портрет одаренного ребенка

· Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

· Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

· Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

· Склонен к рискованным действиям.

·       Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

·       Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

· Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

· Не конфликтен, не боится отличиться от других.

· Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

· Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

 

 

Приложение 2

 

Родительское исследование (заполняют родители)

·       У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)

· Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)

· Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)

· Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)

· Он очень любит рисовать (Да / нет)

· Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)

· Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)

· Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)

· Чем      больше      всего     любит      заниматься      ваш      ребенок      в     свободное     время?

· С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину.

 


 

 

 

 

Приложение 3.

Анкетно -биографические сведения об одаренных детях

(заполняется по образцу в течение учебного года)

 

№ п/п

ФИО

Год рождения

Домашний адрес

Класс

Виды одаренности

Участие в олимпиадах и конкурсах.

Результативность

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 4.

 

Методика диагностики одаренности младших школьников

Автор – А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

 

Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (обучающихся 1-2-х классов)

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

·      математика и техника (1-й столбец листа ответов);

·      гуманитарная сфера (2-й столбец);

·      художественная деятельность (3-й столбец);

·      физкультура и спорт (4-й столбец);

·      коммуникативные интересы (5-й столбец);

·      природа и естествознание (6-й столбец);

·      труд по самообслуживанию (7-й столбец).

 

Анкета для обучающихся

Запишите свои имя и фамилию                                                                                                           

Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.

 

Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»

· Решать логические задачи и задачи на сообразительность.

· Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.

· Петь, музицировать.

· Заниматься физкультурой.

· Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.

· Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.

· Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

· Собирать технический конструктор.

· Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.

· Самостоятельно рисовать.

· Играть в спортивные, подвижные игры.

· Руководить играми детей.

· Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.

· Ходить в магазин за продуктами.

· Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.

· Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

· Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

· Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

· Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.


· Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).

· Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.

· Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.

· Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).

·       Самостоятельно,      без      побуждений      взрослых      заниматься      различными     видами художественного творчества.

· Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.

·       Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).

· Ухаживать за домашними растениями.

· Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).

· считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.

· Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

· Участвовать в постановке спектаклей.

· Заниматься спортом в секциях и кружках.

· Помогать другим людям.

· работать в саду, на огороде, выращивать растения.

· Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Приложение 5.

 

Методика диагностики одаренности младших школьников

Автор – А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

 

Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников (обучающихся 3-4-х классов).

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

· интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

· творческая (2-й столбец);

· академическая (3-й столбец);

· художественно-изобразительная (4-й столбец);

· музыкальная (5-й столбец);

· литературная (6-й столбец);

· артистическая (7-й столбец);

· техническая (8-й столбец);

· лидерская (9-й столбец);

· спортивная (10-й столбец).


Приложение 6.

 

Анкета для учащихся

Запишите свои имя и фамилию                                                                                                           

Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:

«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто;

«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

«0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

 

Вопросы:

·      Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.

·      Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

·      Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

·      В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

·      Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

·      Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

·      Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

·      Интересуется общением со сверстниками.

·      Инициативен в общении со сверстниками.

·      Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

·      Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

·      Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

·      Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

·      Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

·      Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

·      Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого- либо конфликта.

·      Интересуется актерской игрой.

·      Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

·      Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

·      Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

·      Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

·      Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).


·      Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

·      Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.

·      Хорошо поет.

·      Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

·      Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

·      Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

·      Легко общается с детьми и взрослыми.

·      Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

·      Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

·      Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.

·      Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

·      Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

·      В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

·      Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

·      Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

·      Любит чертить чертежи и схемы механизмов.

·      Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.

·      Бегает быстрее всех в классе.

·      Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

·      Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

·      Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

·      Охотно      рисует,    лепит,    создает    композиции,   имеющие    художественное            назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

·      Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

·      Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

·      Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.

·      Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

·      Часто руководит играми и занятиями других детей.

·      Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

·      Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

·      Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

·      Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

·      Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

·      Хорошо играет на каком-либо инструменте.

·      Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.


·      Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

·      Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

·      Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

·      Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

·      Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

·      Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

·      Умеет делать выводы и обобщения.

·      Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.

·      В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

·      Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

·      С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

·      Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

·      Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

·      Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

·      Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

·      Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

·      В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

·      Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

·      Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

·      Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения.

·      Любит игры-драматизации.

·      Быстро и легко осваивает компьютер.

·      Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

·      Физически выносливее сверстников.

 

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80


Приложение 7.

 

Психодиагностические обследования среди обучающихся

Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные психодиагностические обследования среди учащихся. Диагностическая работа проходит во время проведения административных контрольных работ, интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, состязаний, турниров, спортивных соревнований и эстафет.

 

В качестве диагностического материала планируется использовать:

·      анкетирование родителей и учителей;

·      специальную диагностическую систему Гордона для непосредственного обследования ребенка;

·      диагностику интеллекта и познавательной сферы ребенка: тест Векслера (вербальная и невербальная креативность, визуально-моторный Бендер гештальт-тест, уровень интеллектуального развития);

·      диагностику видеомоторной коррекции;

·      вербальный тест Айзенка;

·      опросник САН (самочувствие, активность, настроение);

·      шкалу самооценки «как достичь успеха и не потерять то, что имеешь»;

·      методику «Интеллектуальная лабильность» или «Умение переключаться»;

·      методику «Числовые ряды» или «Оценка математического мышления»;

·      тест «Уровень развития личности» (уровень воспитанности);

·      тест «Уровень сформированности творческих способностей»;

·      тесты для интеллектуалов.

 

Приложение 8.

 

Система работы учителей с одаренными детьми в урочной деятельности

Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:

·      совершенствование предметных умений и навыков;

·      повышение учебной мотивации одаренных детей;

·      развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;

·      развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;

·      овладение навыками самоконтроля, самооценки.

Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.

Методы:

·      частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);

·      исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);

·      проблемный;

·      проективный. Формы:

·      нетрадиционные           уроки    (урок-КВН;     урок-путешествие,     урок-игра,     урок-творческая мастерская);

·      классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;

·      ролевые игры;

·      консультации.

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно- исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

 

 

Приложение 9.

Предметные олимпиады

Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одаренными детьми. Большую роль в развитии интереса к предметам играют олимпиады.

Предметные олимпиады – это состязания школьников в разных областях знаний.

Цель олимпиады – повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      


 

Программа «Одаренные дети» на 2021-2026гг

Программа «Одаренные дети» на 2021-2026гг

Введение Программа «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития образовательного учреждения и является основой для работы с одаренными…

Введение Программа «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития образовательного учреждения и является основой для работы с одаренными…

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных

Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях: -между необходимостью создания нормативной и…

Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях: -между необходимостью создания нормативной и…

Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных, состоит именно в различии уровня силы и доминирования мотивации

Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных, состоит именно в различии уровня силы и доминирования мотивации

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей

Организация разнообразных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций

Организация разнообразных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций

Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2022-2026 гг

Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2022-2026 гг

Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности

Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности

Организация семинара «Одаренность как психолого-педагогическая проблема» 2021-2022 9

Организация семинара «Одаренность как психолого-педагогическая проблема» 2021-2022 9

Деятельность методического совета: - рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме; - организация апробации методик обучения школьников 2021-2026

Деятельность методического совета: - рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме; - организация апробации методик обучения школьников 2021-2026

Программа «Работа с одаренными детьми»

Программа «Работа с одаренными детьми»

Программа «Работа с одаренными детьми»

Программа «Работа с одаренными детьми»

Приложение 1 I. Портрет одаренного ребенка ·

Приложение 1 I. Портрет одаренного ребенка ·

Приложение 4. Методика диагностики одаренности младших школьников

Приложение 4. Методика диагностики одаренности младших школьников

Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др

Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др

Приложение 6. Анкета для учащихся

Приложение 6. Анкета для учащихся

Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают

Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают

Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает

Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает

Приложение 7. Психодиагностические обследования среди обучающихся

Приложение 7. Психодиагностические обследования среди обучающихся

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку,

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2023